Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация викторины по литературному чтению «П.Ершов Конек-горбунок»(4класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Начинает сказка сказываться…»
П.П. Ершов
«Конек — горбунок» -
2 слайд
Описание слайда:
Петр Павлович Ершов
(1815-1869) -
3 слайд
Описание слайда:
За горами за долами за дремучими
лесами жил был мальчик Петя. Не в сказке, а на самом деле. Горы, долы
и дремучие леса тоже были не сказочные ,а реально существующие
Потому, что родился Петя не в Москве, а в старинном городе Тобольске,
Петя очень любил слушать сказки, тут ему очень повезло ,потому что
16 -ю годами раньше родился мальчик Саша, который тоже очень любил
сказки и к тому времени, когда Петя подрос и научился писать, мальчик
Саша стал поэтом А.С. Пушкиным и напечатал книжку сказок. Эта
книжка Пете понравилась так, что он знал её всю наизусть! Мальчик
думал, думал и написал сказку «Конек-горбунок»,а было тогда ему всего 19 лет. -
4 слайд
-
5 слайд
Описание слайда:
Какими словами начинается это
произведение
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе -
6 слайд
Описание слайда:
Пора сказку сказывать.
Жил старик в одном селе
У старинушки три сына…
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить -
7 слайд
Описание слайда:
Что старший и средний брат брали в дозор стеречь пшеницу?
1.Ружье3.Хлеб и масло
2.Вилы и топор -
8 слайд
Описание слайда:
Что младший брат взял в дозор?
1.Топор3.Ничего
2.Хлеб -
9 слайд
Описание слайда:
Старшие братья проведали, что есть у Ивана два чудесных коня, и втайне решили увести их в город на ярмарку, а деньги забрать себе. И тут Конек-Горбунок помог Ивану в первый раз.
«Горбунок-конек встряхнулся
и в два мига, коль не в миг
Наш Иван воров настиг». -
10 слайд
Описание слайда:
Повинились братья, а Иван по доброте душевной простил их. И отправились в столицу продавать коней. Остановились на ночлег. И вот что приключилось…
Светит поле словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Говорит ему конек:
Вот уж есть чему дивится!
Тут лежит перо Жар-птицы». -
11 слайд
Описание слайда:
Вопросы
Взял ли Иван перо жар –птицы Да
Советовал ли брать перо конек –
Горбунок?
Куда спрятал перо Иван?Что сказал Иван братьям когда
вернулся?Нет
Завернул в тряпицу и в шапку положил
(Что нашел только старый горелый пень, который потух) -
12 слайд
Описание слайда:
На ярмарке сам царь купил златогривых коней за десять шапок серебра. Повели слуги коней на двор…
«Но дорогой как на смех,
Кони с ног их сбили всех…
И к Ивану побежали
Царь отправился назад,
Говорит ему: «Ну, брат,
Пара нашим не дается:
Делать нечего, придется
Во дворе тебе служить» -
13 слайд
Описание слайда:
Наш Иван при конюшне царской служит, не знает он, что появился у него завистник, прежний начальник конюшни. Выкрал он волшебное перо жар-птицы и принес царю, ох и разозлился царь
«Если ты в недели три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой!
Ты поплатишься со мной…» -
14 слайд
Описание слайда:
И в этот раз конек помог Ивану:
«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня» -
15 слайд
Описание слайда:
Где ловил Иван жар-птицу?
Куда спрятался Иван что бы высмотреть птицу?
Сумел ли Иван добыть жар-птицу?
Куда он посадил жар-птицу?
На горе
Под корыто
Да
В мешок -
16 слайд
Описание слайда:
Доставил Иван Жар- птицу в царский дворец. А бывший конюх никак не уймется: он рассказывает царю …
«У далеких немских стран
Есть ребята океан.
От гостей уж слух идет,
Что девица там живет:
Но девица не простая,
Дочь, ведь Месяцу родная
Да и Солнышко ей брат». -
17 слайд
Описание слайда:
И захотелось царю такую раскрасавицу в жены взять. Посылает он Ивана на поиски
«Тут в шатер Иван вбегает,
Косу длинную хватает…
«Ой беги, конек, беги!
Горбунок мой помоги!»
Вмиг конек к нему явился.
«Ай, хозяин, отличился!
Ну, садись же поскорей,
Да держи ее плотней!»
царь-девицы -
18 слайд
Описание слайда:
Смог ли Иван с первого раза поймать Царь –
девицу ?
Почему ему не удалось поймать Царь –
девицу ?
Что сделал Иван что бы не уснуть во
второй раз ?Нет.
Набрал острых камней и гвоздей и колол себя ими.
Иван под её песни заснул. -
19 слайд
Описание слайда:
На чем приплыла царь – девица?
На каком музыкальном инструменте
Играла царь – девица?На шлюпке.
На гуслях. -
20 слайд
Описание слайда:
Иван привозит Царь- девицу к царю. Царь хочет жениться, но царь- девица потребовала, чтобы ей
достали персть со дна океана.
…Царь к нему оборотился
И сказал ему: «Иван!
Поезжай на океян:
В океяне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь- девицы». -
21 слайд
Описание слайда:
В океане Иван встречает Чудо- юдо рыбу – кит.
За что был наказан чудо – юдо рыба – кит?Сколько кораблей проглотил чудо – юдо
рыба – кит?
Что должен сделать чудо – юдо рыба –
кит для своего прощения?За то что проглотил корабли
За то что проглотил корабли!
Три десятка
Дать свободу кораблям -
22 слайд
Описание слайда:
Кит сделал все, что от него требовалось, и помог Ивану достать перстень, который тот благополучно доставил царю. А девица , чтобы не выходить замуж за старого царя ,новое условие ставит.
2.подарить много золота
3.приграсить на свадьбу отца девицы
1.помолодеть
Какое условие должен был выполнить царь, чтобы жениться? -
23 слайд
Описание слайда:
«Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться-
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
И скажу тебе отец,
Будешь знатный молодец! » -
24 слайд
Описание слайда:
С чем был третий котел, в который должен был окунуться царь?
1.С кипятком
3.С ледяной водой
2.С молоком -
25 слайд
Описание слайда:
Что случилось с царем, когда он прыгнул в котел?
1.Помолодел
3.Не стал прыгать
2.Сварился -
26 слайд
Описание слайда:
Чем закончилась сказка?
2.Девица отказалась от Ивана?
3.Иван отпустил девицу и сам правил государством.Какими словами заканчивается сказка?
1.Свадьбой Ивана и
Царь-Девицы? -
27 слайд
Описание слайда:
. Какими словами заканчивается сказка?
Я там был,
Мед, и пиво пил:
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало -
28 слайд
Описание слайда:
Оперением горя,
вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами ее ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут ее..
(Жар-птица)Загадки
-
29 слайд
Описание слайда:
Моя куртка зелена,
рубаха бела,
штаны красны,
галстук черен. -
30 слайд
Описание слайда:
Маленький мужичок
костяная ножка.
Нож -
31 слайд
Описание слайда:
Бежит,
а не человек,
Везет, а не конь.
Пароход. -
32 слайд
Описание слайда:
Не портной,
а всю жизнь с
иголками ходит.
Ежик. -
33 слайд
Описание слайда:
Косой бес
поскакал в лес.(Заяц)
-
34 слайд
Описание слайда:
Днем спит,
ночью летает
и прохожих
пугает.Сова.
-
35 слайд
Описание слайда:
Золотое решето
Черных домиков полно;
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух) -
36 слайд
Описание слайда:
Днем молчит,
ночью ворчит.
(Собака) -
37 слайд
Описание слайда:
Сидит девица в темнице –
коса на улице
(Морковь) -
38 слайд
Описание слайда:
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Тема:
Самостоятельное чтение
Похожие материалы
-
Презентация викторины по литературному чтению «Басни И.Крылова» (3 класс)
-
Презентация по литературному чтению .Творчество А.Барто
-
Презентация по литературному чтению на тему «Авторская сказка. Сходство с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик-семицветик». (2 класс)
-
Конспект урока по литературному чтению на тему «Авторская сказка. Сходство с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик-семицветик». ( 2 класс)
-
Тест Н. Носов «На горке». Литературное чтение. 2 класс
-
Рабочая программа «Литературное чтение»
-
Открытый урок. Тема: М.Ю.Лермонтов «Утёс» «Осень»
-
Фонд оценочных средств по учебному предмету литературное чтение для обучающихся 3 класса
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5445930 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Презентация на тему: Викторина «П.П.Ершов и его «Конек-горбунок»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Пётр Павлович Ершов «Конек-горбунок» Исаева Елена Владимировна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 777 г.Москва
№ слайда 2
Описание слайда:
Пётр Павлович Ершов Родился 6 марта 1815 года, в деревне Безруково, Ишимского уезда, Тобольской губернии. В Тобольске Ершов не только учился, но и собирал русские сказки, пословицы и поговорки. Поэтому после окончания гимназии он уже знал, кем будет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым..
№ слайда 3
Описание слайда:
В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В общей сложности она выдержала 7 изданий. Причина успеха сказки заключалась в её истинной народности. «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины доставили этой сказке широкое распространение.
№ слайда 4
Описание слайда:
С. Леон сочинил балет на сюжет этой сказки. Балет «Конёк-горбунок» официально признается первым русским балетом на русскую национальную тему, с использованием популярных русских национальных мелодий. Белинский видел в этой сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа».
№ слайда 5
Описание слайда:
ВИКТОРИНА А вы знаете сказку «Конёк-Горбунок»?
№ слайда 6
Описание слайда:
Объясни значение подчёркнутых старинных слов: «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить…» (Почивальня — спальня.) «Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает.» (Малахай — широкая одежда без пояса.) СТАРИННЫЕ СЛОВА «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте!» (Гости — купцы, торговцы.)
№ слайда 7
Описание слайда:
ВОПРОС — ОТВЕТ Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок? ( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван) 2) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. ( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см) с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами) 3) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду) 4) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? (Десять шапок серебра)
№ слайда 8
Описание слайда:
И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу? (Пшеном, смешанным с вином) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 7) За что рыба – кит несла свое мучение? (За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей») Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)
№ слайда 9
Описание слайда:
Чьи это слова? Ну, Иван, — ему сказала — Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.) Но, сказать тебе по дружбе, Это – службишка, не служба. (Конька — Горбунка.) Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь. (Царь — девицы.)
№ слайда 10
Описание слайда:
Вставь пропущенное слово За горами, за лесами, За широкими Против неба — на земле Жил в одном селе. У старинушки сына: умный был детина, сын и так и сяк, Младший вовсе был Братья сеяли Да возили в Знать, столица та была Недалече от села. «Эко диво! — все кричали. — Мы и слыхом не слыхали, Чтобы льзя » Царь велел себя , Два раза, — Бух в котел — и там морями, старик три Старший Средний дурак. пшеницу град-столицу: похорошеть! раздеть перекрестился сварился!
№ слайда 11
Описание слайда:
Подумай и ответь Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? 2. Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок? 3. Похожа ли сказка о Коньке- Горбунке на русские народные сказки? Если да, то чем именно похожа?
№ слайда 12
Описание слайда:
1. Шаблон для презентации: Ранько Елена Алексеевна учитель нач.кл.МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ 2. http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка 3. http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница 4. http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги 5. http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером 6. http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки 7.. http://www.epwr.ru/quotauthor/202/ 8.:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D1%83%D0%BD%D0%B8) 9.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F1%2F56%2F78%2F56078410_Ershov.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=213&noreask=1&source=wiz 10. иллюстрации: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fp=3&pos=115&uinfo=ww-1351-wh-635-fw-1126-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fcs315426.userapi.com%2Fv315426480%2F446a%2F4c1qlRch8ZM.jpg 11. http://obninskdf4.narod.ru/ershov.html 12. Источник:http://azku.ru/avtorskie-skazki/konyok-gorbunok-skazka-ershova-pp.html Интернет – ресурсы:
Ершов
Ершов
Петр Павлович
Петр Павлович
(1815 – 1869)
(1815 – 1869)
Он родился и жил в городе Тобольске
Он родился и жил в городе Тобольске
Тюменской области. Писатель создал
Тюменской области. Писатель создал
свое произведение, когда ему было всего
свое произведение, когда ему было всего
19 лет. К сожалению, сказка оказалась
19 лет. К сожалению, сказка оказалась
единственным произведением Ершова,
единственным произведением Ершова,
которое дошло до нас, и до сих пор оно
которое дошло до нас, и до сих пор оно
потрясает всех своим юмором, знанием
потрясает всех своим юмором, знанием
русских обычаев и традиций. Многие
русских обычаев и традиций. Многие
высказывания из этой сказки стали
высказывания из этой сказки стали
пословицами и поговорками.
пословицами и поговорками.
Что рассказал старший брат,
Что рассказал старший брат,
вернувшись домой под утро,
вернувшись домой под утро,
не поймав ночного вора?
не поймав ночного вора?
(Всю я ноченьку не спал;
(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)
Рубашонку всю смочил)
Что рассказал средний брат,
Что рассказал средний брат,
вернувшись домой с ночного
вернувшись домой с ночного
дежурства?
дежурства?
( Всю я ноченьку не спал,
( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)
До сердцов меня пробрал.)
А что рассказал Иван-дурак,
А что рассказал Иван-дурак,
когда утром вернулся после
когда утром вернулся после
ночного караула?
ночного караула?
( Всю я ноченьку не спал,
( Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
И зерно хвостом сбивать.
( Всю я ноченьку не спал,
( Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.)
И зерно хвостом сбивать.)
Опишите, как выглядел
Опишите, как выглядел
Конек – Горбунок.
Конек – Горбунок.
Это конек ростом три
Это конек ростом три
вершка ( вершок равен
вершка ( вершок равен
4 см)
4 см)
с аршинными ушами
с аршинными ушами
( аршин равен 71 см),
( аршин равен 71 см),
на спине с двумя
на спине с двумя
горбами)
горбами)
У Ивана – дурака, кроме
У Ивана – дурака, кроме
Конька- Горбунка, было еще
Конька- Горбунка, было еще
два великолепных коня. Где
два великолепных коня. Где
царь впервые увидел
царь впервые увидел
прекрасных коней?
прекрасных коней?
На базаре
На базаре
в конном
в конном
ряду
ряду
Однажды Иван – дурак нашел перо Жар –
Однажды Иван – дурак нашел перо Жар –
Горбунок и предупреждал его, что много
Горбунок и предупреждал его, что много
птицы и взял его себе, хотя Конек-
птицы и взял его себе, хотя Конек-
не покоя принесет оно с собою. Кто
не покоя принесет оно с собою. Кто
сообщил царю о том, что у Ивана есть
сообщил царю о том, что у Ивана есть
перо Жар – птицы?
перо Жар – птицы?
Спальник –
Спальник –
слуга царя
слуга царя
А когда Иван поехал за царь –
А когда Иван поехал за царь –
девицей, то с ним приключилась
девицей, то с ним приключилась
небольшая неприятность. Какая
небольшая неприятность. Какая
неприятность случилась с
неприятность случилась с
Иваном?
Иваном?
Когда царь –
Когда царь –
девица играла на
девица играла на
гуслях, Иван
гуслях, Иван
неожиданно
неожиданно
заснул
заснул
Что попросила молодая
Что попросила молодая
царевна достать со дна моря-
царевна достать со дна моря-
окияна?
окияна?
«Если хочешь взять меня,
«Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна».
Перстень мой из окияна».
Сказочный словарь.
Сказочный словарь.
· Зельно – весьма, сильно
· Зельно – весьма, сильно
· Почивальня — спальня
· Почивальня — спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней
· Стрельцы – старинное войско в Древней
РусиРуси
· Басурман — иноземец
· Басурман — иноземец
· Городничий — начальник города в
· Городничий — начальник города в
старину
старину
· Глазей — подсматривающий
· Глазей — подсматривающий
· Красно платье — нарядное, цветное,
· Красно платье — нарядное, цветное,
красивое
красивое
· Челядь – слуги
· Челядь – слуги
· Гости — купцы
· Гости — купцы
· Буерак — овраг, яма
· Буерак — овраг, яма
Верно ли, что Иван за двух
Верно ли, что Иван за двух
получил от царя «две пять
получил от царя «две пять
коней золотогривых
коней золотогривых
шапок серебра»?
шапок серебра»?
ОтветОтвет: неверно, он
: неверно, он
получил «два-пять шапок
получил «два-пять шапок
серебра, то есть десять, и
серебра, то есть десять, и
в прибавок пять рублей».
в прибавок пять рублей».
Цель: закрепить и уточнить знания детей о
жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его
сказке “Конёк-горбунок”.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей,
познавательного интереса, творческого мышления. - воспитание бережного и уважительного отношения
к книге. - воспитывать интерес к художественной
литературе. - повышение эмоционального настроя.
Ход игры
Слайд №2. Презентация 1
“За Коньком-Горбунком в сказку русскую
войдём!”
Каждый год мы отмечаем знаменательные события
и даты.
В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения этого
поэта и сказочника. Всем известна сказка
“Конек-Горбунок”, которая была написана в 1834
г..Год назад исполнилось 180 лет. Поэт и сказочник
Ершов П.П., наверное, и не предполагал, что
приключения его героев переживут века.
Слайд №3 – 28.
И сегодня мы отправимся в увлекательное
путешествие с героями этой сказки. Участниками
нашей викторины являются команда
“___(аплодисменты), “___” (аплодисменты) и “___”
(аплодисменты).
(Команды садятся полукругом за столы. Капитаны
команд по очереди выбирают номинацию. Каждая
команда выполняет задание этой номинации и
фиксирует свои ответы на листах. За каждый
правильный ответ начисляется 1 балл. В конце игры
жюри определяет команду-победителя. )
Номинация “Об авторе”.
- Кто написал сказку “Конёк-горбунок”? (Ершов)
- В каком возрасте автор написал сказку “Конёк-
горбунок”? (19 лет) - В 1834 году автор сказки окончил
философско-юридический факультет
Петербургского университета, вернулся в родной
город и стал работать …? (Учителем) - Сказка вышла отдельной книжкой в середине 1834
года и выдержала при жизни автора … изданий. (7) - Какой русский писатель, прочтя сказку “Конёк-горбунок”,
сказал : “. . . теперь этот род сочинений можно мне
оставить”? (Пушкин)
Номинация “Говори, да правду только».
- Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо
Жар-птицы) - Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в
красном сундучке) - Кто и за что собирался выручить тысячу рублей?
(Гаврило и Данило собирались продать коней “
хоть за тысячу рублей ”. ) - За что был наказан рыба-кит? (За то, что проглотил
три десятка кораблей. ) - Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и
царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко,
вскипячённое ключом. )
Номинация “Старинные слова”.
- “Постой немножко,
Прикажи сперва окошко
В почивальне затворить…” (Почивальня
– спальня.) - “Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает.” (Малахай — широкая
одежда без пояса. ) - “Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!” (Гости — купцы, торговцы. ) - “Для царевниной поимки
Надо, царь, мне две ширинки.” (Ширинка —
широкое, во всю ширину ткани полотенце.) - На рубашке прозументы … (Золотая или
серебряная тесьма.)
Номинация “Хитрые вопросики”.
- Как звали отца Ивана? (Пётр)
- Назовите любимое занятие Ивана. (Петь и спать.)
- Какого цвета была златогривая кобылица?
(Белого.) - На протяжении всей сказки Иван с большим
удовольствием ест этот продукт. Какой? (Хлеб.) - Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных
мерах длины)? (13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1
вершок равен 4,45 см .)
Номинация “Размышляй-ка”.
- Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил… (Старшего брата.) - Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба. (Конька-Горбунка.) - Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь. (Царь-девицы.) - Ну, Иван, — ему сказала —
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.) - Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться. (Ерша.)
Слайд № 29.
Пётр Павлович Ершов (1815 – 1869). Русский поэт,
прозаик, драматург, родился 22 февраля (6 марта) 1815
в д. Безруково, Ишимского уезда, Тобольской
губернии. В семье было 12 детей, но выжили только
Петя и его брат Коля. Пётр Ершов учился в
Тобольской гимназии. В 1830 году он её с отличием
закончил. В 1832 году, будучи 19-летним студентом,
Ершов начал работать над сказкой
“Конёк-Горбунок”. В 1836 году Ершов
закончил университет и был направлен учителем в
свою родную гимназию. Умер в 54 года.
Слайд №30.
Гуляют сказки по земле Ершова,
Дорожки детства расстелив у ног.
И серебрится месяц, как подкова,
Которой был подкован Горбунок.
Ершов — умелец, сказочник, волшебник,
Умеющий полжизни одарить.
Он подарил мне сказку, как учебник,
Чтоб я училась чудеса творить.
Была дорога доброй сказки длинной
Сквозь расстояния и времена,
И все народы радостью единой
Навек умела связывать она.
Я вспоминаю давний вечер снова:
Аул, шумит Аргун невдалеке…
А мама говорит стихи Ершова
Мне на волшебном русском языке.
Слайд №31.
Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин
прочитал и с большой похвалой отозвался о
«Коньке-горбунке». Сказка Ершова вышла
отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни
автора семь изданий. В 1947г.,1975г. был снят
мультфильм по сказке Ершова “Конёк-горбунок”.
По сказке был поставлен балет “Конек-Горбунок”.
Слайд №32.
Сказку мне читала мама,
Я был маленьким тогда,
Про отважного Ивана
И лошадку-горбунка.
Не было надёжней друга,
Чем смышлёный горбунок.
От всех бед спасал Ивана
Его верный друг-конёк.
И всю жизнь иметь хотелось
Мне такого же конька,
Чтобы жизнь была веселой,
Чтобы побеждать всегда .
В доме чтоб жила жар-птица,
Цветом радуги светя,
Чтоб женой моей царица
обязательно была.
Станция: “В стране мудрецов”.
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- расширять и активизировать словарь детей;
- совершенствовать монологическую,
диалогическую речь, ее интонационную - выразительность.
Коррекционные:
- развивать фонематические процессы;
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- активизировать мышление с помощью развивающих
и дидактических игр.
Воспитательные:
- прививать стремление познавать новое;
- создать у детей эмоционально-позитивный
настрой; - воспитывать чувство товарищества,
взаимопомощи, коллективизма, дух - соревнования.
Оборудование: раздаточный материал,
презентация.
Ход занятия
Презентация 2
Слайд № 1.
Звучит музыка, учитель приветствует участников
конкурса, знакомит с правилами и ходом
мероприятия.
Слайд № 2.
Закончи пословицу:
- Ученье — свет…
- Под лежачий камень…
- Жизнь дана…
- Худой мир…
- Без терпенья…
- Не рой другому яму…
- Лучше синица в руке…
- Не плюй в колодец…
- Правда дороже…
- Нет друга — ищи…
- Сам кашу заварил…
- Старый друг…
За каждую правильно угаданную пословицу ребята
получают по одному баллу.
Слайд №3.
Отгадай пословицу по двум словам.
- Камень + коса (нашла коса на камень)
- Дело + мастер (дело мастера боится)
- Учиться + пригодится (грамоте учиться-всегда
пригодится)
За каждую правильно угаданную пословицу ребята
получают по 3 балла. (задание усложнённое)
Слайд №4.
Отгадай пословицу по двум словам.
- Лес+дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
- Труд+лень (Труд человека кормит, а лень портит)
- Корень+плод (Корень ученья горек, да плод его
сладок.)
За каждую правильно угаданную пословицу ребята
получают по 3 балла. (задание усложнённое)
Слайд №5
- Назовите пословицы и поговорки, в которых
употребляются числа 7 и 1.
За каждую пословицу или поговорку ребята
получают по одному баллу.
Слайд № 6.
Подводятся итоги конкурса, определяют
победителей.
Слайд №7.
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы, до свиданья
Поздравление команд
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы, до свиданья
До новых встреч!
Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2016 год
Тестовая работа
по сказке П. П. Ершова «Конёк — горбунок»
Литературное чтение 4 класс
УМК «Школа России»
А. Данило
Определите, как зовут брата:
«Под дождём я весь промок
С головы до самых ног».
Б. Гаврило
В. Иван
А. Данило
2. Определите, как зовут брата:
«Взял он вилы и топор
И отправился в дозор.
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором».
Б. Гаврило
В. Иван
А. КРАЮШКУ ХЛЕБА
3. Что взял с собой в караул Иван?
Б. ВИЛЫ И ТОПОР
В. ВОДУ
А. САРАНЧА
4. Определите, кто это:
«Кто — то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить».
Б. КОНЁК — ГОРБУНОК
В. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
А. 2
5. Определите, сколько коней братья украли у Ивана?
«Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван — то вас честнее:
Он у вас коней не крал».
Б. 3
В. 5
А. КОНЁК — ГОРБУНОК
6. Определите, кто это?
«Ну, да что болтать пустое,
Будь, Иванушка, в покое.
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;».
Б. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
В. ЧЕРТЁНОК
А. ГОРОДНИЧИЙ
7. Определите, кто это?
«Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;»
Б. НАДСМОТРЩИК
В. ГЛАШАТАЙ
А. 7 ШАПОК СЕРЕБРА
8. Определите, сколько это «два — пять шапок серебра»?
Б. 10 ШАПОК СЕРЕБРА
В. 25 ШАПОК СЕРЕБРА
А. СТРЕЛКОМ
9. Определите, на какую должность взял царь Ивана служить во дворце?
Б. ГОРОДНИЧИМ
В. КОНЮХОМ
А. 2 ВЕРШКА
10. Определите, какого роста был конёк — горбунок?
Б. 3 ВЕРШКА
В. 4 ВЕРШКА
А. Русская народная сказка
11. Определите жанр сказки
П. П. Ершова «Конёк — горбунок»
Б. Авторская сказка
В. Сказка — повесть
А. действительно дурак
12. Определите, Иван в сказке П.П. Ершова …
Б. простодушный и честный человек
В. прикидывается дураком
Проверяем работу!
А. Данило
Определите, как зовут брата:
«Под дождём я весь промок
С головы до самых ног».
Б. Гаврило
В. Иван
А. Данило
2. Определите, как зовут брата:
«Взял он вилы и топор
И отправился в дозор.
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором».
Б. Гаврило
В. Иван
А. КРАЮШКУ ХЛЕБА
3. Что взял с собой в караул Иван?
Б. ВИЛЫ И ТОПОР
В. ВОДУ
А. САРАНЧА
4. Определите, кто это:
«Кто — то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить».
Б. КОНЁК — ГОРБУНОК
В. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
А. 2
5. Определите, сколько коней братья украли у Ивана?
«Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван — то вас честнее:
Он у вас коней не крал».
Б. 3
В. 5
А. КОНЁК — ГОРБУНОК
6. Определите, кто это?
«Ну, да что болтать пустое,
Будь, Иванушка, в покое.
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;».
Б. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
В. ЧЕРТЁНОК
А. ГОРОДНИЧИЙ
7. Определите, кто это?
«Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;»
Б. НАДСМОТРЩИК
В. ГЛАШАТАЙ
А. 7 ШАПОК СЕРЕБРА
8. Определите, сколько это «два — пять шапок серебра»?
Б. 10 ШАПОК СЕРЕБРА
В. 25 ШАПОК СЕРЕБРА
А. СТРЕЛКОМ
9. Определите, на какую должность взял царь Ивана служить во дворце?
Б. ГОРОДНИЧИМ
В. КОНЮХОМ
А. 2 ВЕРШКА
10. Определите, какого роста был конёк — горбунок?
Б. 3 ВЕРШКА
В. 4 ВЕРШКА
А. Русская народная сказка
11. Определите жанр сказки
П. П. Ершова «Конёк — горбунок»
Б. Авторская сказка
В. Сказка — повесть
А. действительно дурак
12. Определите, Иван в сказке П.П. Ершова …
Б. простодушный и честный человек
В. прикидывается дураком
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ!
«5» — нет ошибок
«4» — 1- 2 ошибки
«3» — 3 ошибки
«2» — более 3 ошибок
Благодарю за работу!
Интернет источники
http://pedsovet.su
(источник шаблона Фокина Л.П.)
shaltay0boltay.livejour
fairyroom.ru
donial.ru
gorod-plus.tv
veles.bz
domik3.ru
fotohomka.ru
vsluh.ru
ukazka.ru
playing-field.ru
Использованная литература
Кутявина С.В. Контрольно — измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс – М.: ВАКО, 2012
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 Л.Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2013
Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 класс: контрольно — измерительные материалы. – М.: Экзамен, 2014