Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях, написанная а. с. пушкиным осенью 1833 года в болдино, создана по сюжету


«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным осенью 1833 года в Болдино, создана по сюжету народной сказки, известной многим
народам мира. В своей «Сказке…» Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки,
записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны. Конец записи Пушкина таков: «Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и
не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич
влюбляется в ее труп, и проч.»

Весьма схожим сюжетом обладают русские народные сказки № 210 и 211 «Волшебное зеркальце» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»,
а также сказка братьев Гримм «Белоснежка», написанная в 1812 году. Смысл сюжета — торжество любви над смертью. Похожий сюжет известен многим народам, он
оригинально обработан в «Тысяче и одной ночи», в «Пентамероне» Джамбатисты Базиле, в драме Шекспира «Цимбелин». Немецкая Шнеевиттхен (Белоснежка) из сказки
братьев братья Гримм сюжетно синонимична падчерице русских сказок.

Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна», созданная в августе 1831 года в Царском селе, написана по мотивам сюжета немецкой народной сказки
«Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant),
обработанной Шарлем Перро.

В разных сказках количество мужчин и их род занятий может разительно отличаться. Их может быть двое, семеро, десять и даже двенадцать. Мужчины могут быть
братьями, охотниками, разбойниками, богатырями, царевичами, королевичами, гномами и даже месяцами.

Вот несколько примеров из сюжетов сказок народов мира.

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо семи богатырей в данной
сказке появляются десять охотников.

Монгольская народная сказка «Волшебный мертвец» также рассказывает о семи братьях, сыновьях хана, которые встретили изгнанную ревнивой мачехой девушку
и стали с ней жить.

Шотландская народная сказка «Золотое деревце и Серебряное Деревце» рассказывает о жене короля, которой форель в ручье
говорит о том, что её дочь красивее, чем она. Жена короля придумывает план убийства дочери, сказавшись больной и рассказав мужу-королю, что её могут вылечить
только сердце и печень дочери. В сказке также фигурирует отравленная игла и принц.

В армянской сказке «Нури Хадиг» Луна говорит матери, что её дочь Нури Хадиг стала красивее чем она. Вместо отравленного яблока волшебным предметом
выступает кольцо. Отец выгоняет дочь, сказав матери, что убил её. Дочь попадает в замок в лесу, в котором спит принц. Девушка ухаживает за ним семь лет.
Принц оживает, собирается жениться на девушке, но мать подсылает цыганку, которая надевает девушке на палец кольцо, после чего та засыпает. Принц в конце
сказки снимает кольцо, девушка просыпается.

Итальянская народная сказка «Белла Венеция», записанная Итало Кальвино, повествует о матери, владелице гостиницы, спрашивающей постояльцев о том, есть ли
кто красивее её. Один из постояльцев однажды говорит, что собственная дочь Беллы красивее, чем она сама. Белла прогоняет дочь из дому. Та встречает
в лесу двенадцать грабителей, которые приглашают её стать им младшей сестрой. Белла, узнав об этом, подсылает к дочери нанятую ведьму с наказом погубить её
с помощью волшебного гребня. Мёртвую дочь грабители хоронят в пустотелом стволе дерева. Через некоторое время принц, выехавший на охоту, обнаруживает
девушку, вынимает гребень из её волос, и она оживает, после чего выходит замуж за принца.

В греческой сказке «Мирсина» сюжет рассказывает о трёх сёстрах, двум из которых солнце говорит о красоте младшей. Сёстры прогоняют младшую,
та в лесу встречает двенадцать месяцев и начинает с ними жить в качестве сестры. Вместо отравленного яблока — отравленный хлеб.

Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» утверждает, что вышеуказанный сюжет является далёким отголоском
родоплеменной полиандрии и основан на обряде мужской инициации и последующем проживании посвящённых юношей в особом «мужском доме», в котором они
проходили обучение старшими членами рода племенным обрядам и способам охоты.

В реальной жизни этот обычай зафиксирован Джеймсом Фрэзером в его многотомном труде
«Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В частности Фрэзер писал о девушках, живущих в мужских домах на островах Палау, следующее: «Во время своей
службы она должна держать помещение дома в чистоте и следить за огнём. Мужчины обращаются с ней хорошо, и её насильно не принуждают оказывать своё расположение.
Девушка живёт в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Ни один из юношей не дерзнёт войти к ней в помещение. Она обильно снабжается пищей,
юноши заботятся о предметах роскоши для неё. Ей приносят орехи бетеля и табак».

Учебный проект по литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Бродячий сюжет» о спящей царевне Выполнила: ученица 5 класса «Г» Мардарь Анастасия Руководитель: Литвинова Е.В. ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль»

Слайд 2

Типология проекта Проект- творческий Предметная область- литература Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете.

Слайд 3

Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне.

Слайд 4

Бродячий сюжет- это сюжет, составляющий основу устного или письменного произведения, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в разные эпохи

Слайд 5

Объект исследования: образ спящей царевны в следующих произведениях: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 6

Ход проекта: 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне.

Слайд 7

План анализа текста Сравнение сюжетов: Пир; Предсказание о ребёнке; Добрые феи; Злая чародейка; Веретено; Волшебный сон; Принц; Концовка- торжество добра и справедливости

Слайд 8

Годы создания произведений: Ш. Перро «Спящая красавица»-1697 год Братья Гримм «Шиповник»-1810 год Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»-1812 год В. А. Жуковский «Спящая царевна»-1831 год А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-1833 год Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 9

Сравнение сюжета Пир Праздновали: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм«Шиповник» Не праздновали: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и 7 богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и 7 Гномов» Русская народная «Волшебное зеркальце»

Слайд 10

Сравнение сюжета Предсказание о ребёнке Было: В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Ш. Перро «Спящая красавица» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 11

Сравнение сюжета Добрые феи Были: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не были: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Русская народная сказка «волшебное зеркальце»

Слайд 12

Сравнение сюжета Злая чародейка Была: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не была: Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 13

Сравнение сюжета Веретено Было: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 14

Сравнение сюжета Волшебный сон Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 15

Сравнение сюжета Принц Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Русская народная сказка «волшебное зеркальце» Не был: Братья Гримм «Шиповник»

Слайд 16

Сравнение сюжета Концовка- торжество добра и справедливости В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 17

Результат: Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости

Слайд 18

Вывод: Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне

Слайд 19

Использованные ресурсы dic.academic .ru -словарь литературоведческих терминов lukoshko .net — тексты сказок

Слайд 20

Реальный продукт Моя сказка о спящей красавице


 Выполнил: Степанов Илья, ученик 5-б класса Научный руководитель: Болдырева Н.Н .

Выполнил: Степанов Илья, ученик 5-б класса

Научный руководитель: Болдырева Н.Н .


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Актуальность   исследования Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.

Актуальность   исследования

Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.


Объект   исследования  – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице». Предмет   исследования   – русская и зарубежная литература и фольклор. Цель  – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.

Объект   исследования  – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице».

Предмет   исследования   – русская и зарубежная литература и фольклор.

Цель  – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.


Проблемные   вопросы Что такое бродячий сказочный сюжет? Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»? Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей? Чем отличаются произведения с данным сюжетом?

Проблемные   вопросы

Что такое бродячий сказочный сюжет?

Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»?

Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей?

Чем отличаются произведения с данным сюжетом?


В… мире …сказок… В мире сказок

В… мире …сказок…

В мире

сказок


Гипотеза

Гипотеза


Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.

Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.


Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца. В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.

Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца.

В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.


Задачи 1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете. 2. Проанализировать материал, сравнить сюжеты, композицию и героев сказок. 3. Составить анкету, провести опрос. 4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное. 5.  Установить их первоисточники, выявить родство этих сказок с народными; установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях 6. Систематизировать результаты работы. 7. Подвести итоги, сделать выводы. Методы исследования:  анализ художественной литературы, сравнение произведений; моделирование гипотезы.

Задачи

1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете.

2. Проанализировать материал, сравнить сюжеты, композицию и героев сказок.

3. Составить анкету, провести опрос.

4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное.

5.  Установить их первоисточники, выявить родство этих сказок с народными; установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях

6. Систематизировать результаты работы.

7. Подвести итоги, сделать выводы.

Методы исследования:  анализ художественной литературы, сравнение произведений; моделирование гипотезы.


Объект исследования   - тексты: «Сказка о мертвой царевне» , «Спящая царевна» , «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро. Предмет исследования:  сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.   Цель:  найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.

Объект исследования   — тексты: «Сказка о мертвой царевне» , «Спящая царевна» , «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро.

Предмет исследования:  сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.

Цель:  найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.


Годы создания произведений Миф о деве Солнце

Годы создания произведений

  • Миф о деве Солнце


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно - европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.


«Бродячий сюжет»   - устойчивый комплекс сюжетных мотивов , составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

«Бродячий сюжет»

  — устойчивый комплекс сюжетных мотивов , составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.


Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 1% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет. На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26%

Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 1% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет.

На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26%


На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет». - При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40%

На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет».

— При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40%


Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46%

Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46%


Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.

Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет

При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.


Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие.

Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие.


Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице». В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак. С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.). Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г. Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников. «Волшебное зеркальце» – русская народная сказка. Миф о деве Солнце.

Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице».

В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак.

С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.).

Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г.

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников.

«Волшебное зеркальце» – русская народная сказка.

Миф о деве Солнце.


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе

Бр. Гримм, Ш. Перро, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин – все они записали сказку о Спящей красавице, по-своему преобразив ее. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западноевропейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.


Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»


Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.   Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”.

Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.

  Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”.


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


В.А.Жуковского «Cпящая царевна» и братьев Гримм «Шиповничек»

В.А.Жуковского «Cпящая царевна» и братьев Гримм «Шиповничек»


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


В сказке Жуковского у царя Матвея украли одно из 12-ти золотых блюд и поэтому не пригласили на пир в честь рождения дочери 12-ю чародейку, которая, к тому же, была «хромоногой, старой, злой». В сказке братьев Гримм у короля было 12 золотых тарелок, а ведуний 13, поэтому 13-ю ведунью не пригласили.

В сказке Жуковского у царя Матвея украли одно из 12-ти золотых блюд и поэтому не пригласили на пир в честь рождения дочери 12-ю чародейку, которая, к тому же, была «хромоногой, старой, злой».

В сказке братьев Гримм у короля было 12 золотых тарелок, а ведуний 13, поэтому 13-ю ведунью не пригласили.


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


 Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости

Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем:

Главные героини-царевны или принцессы;

Месть злых чародеек;

Мотив волшебного сна;

Избавляют девушек от сна принцы или королевичи

Концовка – торжество добра и справедливости


Сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки

Сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Сходства сказок: беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле ; причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида ; зло совершают женщины : старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья; царевен пробуждают принцы : царевич Елисей и царские сыновья; все царевны – красавицы . царевичам помогают в поисках царевен : 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна; царевны пробуждаются / оживают ; Обидчицы (злая чародейка, царица-мачеха) превращаются в старух .

Сходства сказок:

  • беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле ;
  • причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида ;
  • зло совершают женщины : старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья;
  • царевен пробуждают принцы : царевич Елисей и царские сыновья;
  • все царевны – красавицы .
  • царевичам помогают в поисках царевен : 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна;
  • царевны пробуждаются / оживают ;
  • Обидчицы (злая чародейка, царица-мачеха) превращаются в старух .


Сюжет сказок Общее: в основу сказок положены сюжеты народных сказок. Разное: Жуковский использовал сюжеты народной немецкой сказки «Царевна-шиповник», обработанной братьями Гримм, и народноц французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Пушкин использовал сюжет народной немецкой сказки «Белоснежка», обработанную братьями Гримм.

Сюжет сказок

Общее:

в основу сказок положены сюжеты

народных сказок.

Разное:

  • Жуковский использовал сюжеты народной немецкой сказки «Царевна-шиповник», обработанной братьями Гримм, и народноц французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.
  • Пушкин использовал сюжет народной немецкой сказки «Белоснежка», обработанную братьями Гримм.


Сон или смерть героини? Общее: Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром. Разное: У Жуковского царевна спит 300 лет (« Триста лет продлится он У Пушкина царевна умирает , а потом уже оживает.

Сон или смерть героини?

Общее:

Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром.

Разное:

  • У Жуковского царевна спит 300 лет Триста лет продлится он
  • У Пушкина царевна умирает , а потом уже оживает.


Чья вина? Общее: Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни. Разное: У Жуковского чародейка мстит за то, что ее не пригласили на праздник. У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё;

Чья вина?

Общее:

Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни.

Разное:

  • У Жуковского чародейка мстит за то, что ее не пригласили на праздник.
  • У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё;


Спаситель и его помощники. Общее: Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники. Разное: У Жуковского царевичу и помогает старик, подсказывая дорогу. У Пушкина к оролевичу Елисею помогают силы природы ( в русском фольклоре природа всегда помогает человеку ).

Спаситель и его помощники.

Общее:

Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники.

Разное:

  • У Жуковского царевичу и помогает старик, подсказывая дорогу.
  • У Пушкина к оролевичу Елисею помогают силы природы ( в русском фольклоре природа всегда помогает человеку ).


Покой царевны. Общее: Во всех сказках героиню кладут в особенное место. Разное: У Жуковского и братьев спит в доме, который уснул вместе с ней. У Пушкина царевна лежит в хрустальном гробу в пещере .

Покой царевны.

Общее:

Во всех сказках героиню кладут в особенное место.

Разное:

  • У Жуковского и братьев спит в доме, который уснул вместе с ней.
  • У Пушкина царевна лежит в хрустальном гробу в пещере .


Причина сна (смерти). Общее: Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета. Разное: У Жуковского и орудие зла – веретено , которым укололась царевна. У Пушкина о рудие – отравленное яблоко.

Причина сна (смерти).

Общее:

Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета.

Разное:

  • У Жуковского и орудие зла – веретено , которым укололась царевна.
  • У Пушкина о рудие – отравленное яблоко.


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Вывод: Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне . В сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.

Вывод:

Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне .

В сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.


Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. У героев сказок Братьев Гримм, В. Жуковского, Ш. Перро, А. С. Пушкина похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены. Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.

Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. У героев сказок Братьев Гримм, В. Жуковского, Ш. Перро, А. С. Пушкина похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены. Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Презентация сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе


Использованная литература dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов lukoshko.net- тексты сказок Колесникова Т. А. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре [Текст] / Т. А. Колесникова, М. С. Мушкатина, Е. Н. Тимофеева // Весенний школьный марафон : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 52–63. — ISBN 978-5-9500127-2-3.к

Использованная литература

  • dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов

lukoshko.net- тексты сказок

  • Колесникова Т. А. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре [Текст] /
  • Т. А. Колесникова, М. С. Мушкатина, Е. Н. Тимофеева // Весенний школьный марафон : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 52–63. — ISBN 978-5-9500127-2-3.к


Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

I. Оргмомент. Сообщение темы. Целевая установка на урок. II. Проверка д/з (фронтальный опрос). Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала. Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) Учащиеся Волшебной Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7) Учитель говорит о главных и второстепенных героях. Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало. Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) IV. Подведение итогов. Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? Учащиеся (Звучат ответы) Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок. VI. Задание на дом. прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

  • Презентация сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс по плану
  • Презентация сочинение по картине цветы и плоды хруцкий для 3 класса
  • Презентация сочинение по картине левитана золотая осень 4 класс школа россии
  • Презентация сочинение по картине поленова золотая осень 3 класс школа россии
  • Презентация сочинение по картине иван царевич и серый волк 4 класс по плану