Презентация на тему: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России» МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Выполнила: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
№ слайда 2
Описание слайда:
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) Фокина Л. П.
№ слайда 3
Описание слайда:
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. Фокина Л. П.
№ слайда 4
Описание слайда:
После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика. Фокина Л. П.
№ слайда 5
Описание слайда:
В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Фокина Л. П.
№ слайда 6
Описание слайда:
Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». Фокина Л. П.
№ слайда 7
Описание слайда:
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. Фокина Л. П.
№ слайда 8
Описание слайда:
СЕНИ помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах Фокина Л. П.
№ слайда 9
Описание слайда:
НЕГРОМКО – тихо СТЕМНЕЛО – наступил вечер ШЛЁПАЕТ – топает Фокина Л. П.
№ слайда 10
Описание слайда:
ЧУЛАН помещение в доме, служащее кладовой Фокина Л. П.
№ слайда 11
Описание слайда:
РАССКАЗ: 1) повествовательное произведение небольшого размера; 2) словесное изложение каких-нибудь событий. (по С. И. Ожегову) Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре. Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события. Фокина Л. П.
№ слайда 12
Описание слайда:
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Фокина Л. П.
№ слайда 13
Описание слайда:
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. Фокина Л. П.
№ слайда 14
Описание слайда:
В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое. Фокина Л. П.
№ слайда 15
Описание слайда:
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой. Фокина Л. П.
№ слайда 16
Описание слайда:
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. Фокина Л. П.
№ слайда 17
Описание слайда:
Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной – Ёжик добрый, а не злой. Фокина Л. П.
№ слайда 18
Описание слайда:
План: Мальчики остались одни. Странные звуки. Испуганные дети. Родители вернулись. Неожиданная находка. Ёжик остался на даче. Фокина Л. П.
№ слайда 19
Описание слайда:
Используемые источники: Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. М.: Издательство «Экзамен», 2010 г., 190 с. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с. Интернет ресурсы: http://baby-scool.narod.ru/media/book/prosa/charuschin/img/charushin_e._i.-1.jpg Е. И. Чарушин http://www.bibliogid.ru/images/docs/i_rasskazki-charushin_1.jpg Томка http://nsc.1september.ru/2004/24/3.gif Томка с бабочкой http://bibliogid.rgdb.ru/system/files/11/original/i_bianki-malish_2.jpg Первая охота http://bibliogid.rgdb.ru/system/files/2001/original/i_kalend2-fev2004_1.jpg Музыкант http://www.bibliogid.ru/images/docs/i_myshi6_1.jpg Мышонок http://www.samakarov.ru/image/galery/graphic_025.jpg сени http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/08/21/677734.jpg чулан Картинки ежа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Igel.JPG/800px-Igel.JPG http://cs9219.vkontakte.ru/u6550576/114005415/x_de698390.jpg http://www.33hochu.ru/files/1/c/3/8/3/35/photo/900.jpg http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/ph04756.jpg http://www34.patrz.pl/u/f/07/07/83/70783.gif http://static.forum.onliner.by/files/200409/ezh1.jpg http://www.chitalnya.ru/upload/713/66729905037209.jpg Фокина Л. П.
- Обучающая: вызвать интерес к книгам и рисункам Чарушина.
- Развивающая: развивать воображение, внимание, мышление.
- Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к природе.
Оборудование:
Портрет Е. И. Чарушина, выставка его книг и картин, музыкальный материал, пословицы.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме «О братьях наших меньших» под девизом «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»
Дети читают девиз хором.
— Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведение какого автора мы будем читать? О чём, о ком его книги?
Дети. Мы будем читать книги Евгения Чарушина. Он пишет о животных.
Учитель.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Откройте учебники и прочитайте название.
Дети читают «Страшный рассказ»
Учитель. Скажите, когда и почему бывает страшно?
Дети. Когда темно и когда одни дома.
Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
II. Работа с текстом
Первичное чтение: 1-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 2-ю часть – учитель; 3-ю часть – подготовленные ученики.
Учитель. Кто хочет поделиться своими мыслями?
Дети. Пете и Шуре было страшно, они же были одни.
— Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.
Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?
Дети. Слова «сени», «чулан».
Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й абзацы «жужжащим» чтением.
Физминутка.
Гуси.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро улетели.
— Что узнали о мальчиках?
Дети. Они говорили, какие они смелые и ничего не боятся.
Учитель. Как называется разговор двух людей? Прочитайте диалог по ролям.
Дети читают диалог.
— Как вели себя мальчики, когда им стало страшно?
Дети. Они бросились друг к другу и накрылись одеялом.
Учитель. Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим тон, темп и громкость.
Дети. Тон – это загадочный, интригующий, взволнованный.
— Темп — неспешный.
— Громкость – тихо.
Чтение «эхо»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Подумайте над вопросами.
- Что больше всего напугало ребят?
- Как они чувствовали себя под одеялом?
- Можно ли их назвать трусами?
- Кто же напугал мальчиков?
Учитель.
Прочитайте это предложение с радостью, с грустью, испугом, злостью, удивлением.
Смотрят – да это ёжик!
Учитель.
Читаем третью часть «цепочкой». Подготовьте вопросы к этой части.
После чтения один ученик выходит к доске, а остальные задают ему вопросы по тексту.
Учитель.
Ответьте на следующие вопросы.
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
- Как вы думаете, почему Чарушин дал такое название своему рассказу?
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
Вывод.
Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.
Физминутка.
Игра с зайкой.
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика, поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Учитель.
Какая из пословиц подходит к рассказу?
- На смелого собака лает, а трусливого кусает
- Бояться не надо, надо умом раскинуть.
- С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
- Не будь овцой, так и волк не съест.
- Пуганая ворона и куста боится.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- У страха глаза велики.
- Ты пожалей и тебя пожалеют.
Автор этого рассказа был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек.
Учитель открывает выставку картин.
Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете , почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
Дети рассматривают книги Е. И. Чарушина.
А сейчас я предлагаю вам загадки, но необычные, а музыкальные. Послушайте фрагмент и скажите, кого или что вы себе представили?
Звучит 1-й фрагмент – «Медведь».
В каком произведении читали о медведе?
Дети. Бианки. «Музыкант».
Учитель. В каком произведении встретились с ежом?
Дети. Чарушин. «Страшный рассказ».
Учитель. Что объединяет эти рассказы? О чём они заставляют задуматься?
III. Домашнее задание.
Составите книжку-малышку о любимом животном со своими рисунками.
Анализ открытого урока по чтении во 2 классе
МОУ Новоганькинской СОШ
Исаклинского района Самарской области.
Учитель Петрова Галина Анатольевна Дата проведения: 13.11.07 г.
Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Форма проведения урока: урок-беседа.
Цель посещения урока: знакомство с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения, проверка усвоения учащимися учебного материала.
Оборудование: Портрет Е. И. Чарушина, выставка книг и картин Чарушина, музыкальный материал, пословицы.
Тип класса: общеобразовательный
Количество обучающихся в классе: 12, из них присутствовало на уроке 12.
Время урока: 45 минут.
Педагогические технологии: на альтернативной основе, на проблемной основе, игровое обучение, здоровьесберегающие технологии.
На уроке решаются триединые дидактические цели — при выполнении заданий учащиеся отрабатывают навыки чтения, учатся находить ответы на вопросы, работать с книгой. Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, места урока в системе уроков по теме, соответствуют уровню подготовленности класса. Учитель ознакомила учащихся с целями урока и довела до их сведения. Цели урока достигнуты.
Урок проводится в форме фронтального опроса. Для решения своих задач учащиеся должны много читать. Было использовано чтение учителем, чтение подготовленными учащимися, хоровое и «жужжащее» чтение, чтение цепочкой и «эхо». В ходе урока ребята работают в парах и индивидуально. Задания подготовлены самые разнообразные: работа над интонацией, работа с пословицами, с выставкой книг и картин писателя, музыкальные загадки. Проведена работа над незнакомыми словами. Урок проводится в соответствии с планом работы учителя. Труд учителя и учащихся организован рационально.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: развитие умения работы над
художественным текстом.
Задачи:
- познакомить детей с творческой биографией и
произведением Е.И. Чарушина; - развивать навыки чтения, связную
монологическую речь учащихся; - развивать умение анализировать и
прогнозировать текст, сравнивать свои
предположения с замыслом автора; - содействовать развитию коммуникативной
компетенции учащихся; - воспитывать любовь и бережное отношение к
животным.
Методы обучения:
1. По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация
презентации обучающего курса); - практические (работа с карточками).
2. По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения
поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной
деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая, работа в парах.
Оборудование: интерактивное и
проекционное устройства, рисунки учащихся,
сигнальные веера, карточки для рефлексии.
Средства обучения: Литературное
чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных
учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В
2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.:
Просвещение, 2012 – (Школа России),
презентация,карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Уважаемые гости и ребята! Если день начинать
с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он
пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с
улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Желаю вам быть внимательными, активными,
находчивыми.
II. Речевая разминка.
И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд
3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
— познакомьтесь (прочитать глазками);
— прочитайте шепотом;
— прочитайте медленно;
— прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний.
Постановка целей урока.
3.1. — О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
— Объясните лексическое значение этого слова.
— Какими предложениями насыщено стихотворение?
— Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну,
загадку)
— Как ответите на вопросы Сергея
Погореловского:
- Кто в глуши твоей таится?
- Что за зверь? Какая птица?
3.2. — Да, ребята, вы много назвали животных, но
лишь один из них является героем нашего
произведения (назвали много животных, но одного
забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните
задание в группах.
— Возьмите карточки розового цвета. Приступайте
к выполнению задания (семь групп по 4 человека
разгадывают ребусы, в итоге у всех должно
получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4,
приложение 1)
— Обоснуйте свое решение.
— Молодцы, справились с заданием. Значит, герой
нашего произведения – еж. (слайд 5)
3.3. — Ну, а теперь нужно узнать, в каком
произведении живет наш герой. Для этого возьмите
карточки голубого цвета.
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И.Пивоварова | “Ребята и утята” |
Е.И. Чарушин | “Жила-была собака…” |
— Обозначьте произведения и авторов, ранее нами
изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд
6)
— Обоснуйте свой ответ, установив связь между
произведением и автором. (работа со слайдом 6)
— Значит, тема нашего урока будет… (работа со
слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений
Иванович Чарушин)
3.4. — Какие задачи мы для себя определим
используя опорные слова? (слайд 7)
— Познакомиться… (работа со слайдом 7) (со
сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
— Учиться правильно… (и выразительно читать
его произведение “Страшный рассказ”).
— Проанализировать… (новое произведение).
IV. Работа по теме урока.
— Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд
Биографические сведения о Е.Чарушине.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье
архитектора. Отец много разъезжал и часто брал
сына с собой. Поэтому первые уроки
наблюдательности были получены в этих
путешествиях по родному краю.
С детства природа обогащала Чарушина
впечатлениями, которые он, став писателем,
облекал в точные и яркие образы.
Творческий путь он начинал с иллюстрирования
книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он
карандашом, кистью и словом.
Анализ текста.
а) — В названии используется слово рассказ. (слайд
9) А что такое рассказ? (Рассказ – это
повествование об отдельном событии из жизни
человека)
— Что такое страх?
— Было ли вам когда-нибудь страшно?
— А теперь, давайте узнаем, что же произошло с
нашим героем. (выключить проектор)
Откройте учебник на странице 136.
б) Чтение произведения (учитель и хорошо
читающие ученики).
— Действительно, произведение было страшным?
— А как бы вы озаглавили это произведение? (мой
выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
— Почему же автор назвал его именно “Страшный
рассказ”? (заинтересовать читателя)
в) Словарная работа.(включить проектор)
— В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.
— Объясните лексическое значение слов.
Сени — в деревенских избах и в старину в
городских домах помещение между жилой частью
дома и крыльцом. ( слайд 10)
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой;
клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд
11)
— Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и
топот в комнате)
— А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте.
(кто-то)
V. Физминутка для глаз.
— Стоит ли бояться ежа?
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.
— Именное он поможет провести нам физминутку
для глазок (слайд 12)
— Прочитайте стихотворение.
— Не забудьте, сосчитать!
(Работа со слайдом 12)
— Сколько грибов совершили движение? (18)
(выключить проектор)
VI. Закрепление изученного.
— Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к
нашему произведению.
Работа с текстом.
— Почему мальчики остались одни? Найдите эти
строки в тексте.
— Какое языковое средство использует автор? (диалог)
— Что такое диалог?
— Сколько участников нам понадобится, чтобы
прочитать его? (два мальчика и автор).
Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду
читать я.
— Какой группе удалось лучше передать
переживания ребят?
— Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами
все лето. Почему?
— Чему учит рассказ? (Уважать и беречь
животных.) (включить проектор)
— А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд
13) “Входи в мир природы! Будь внимательным и
пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше
умей, чтобы вся природа обернулась для тебя
большой Родиной”. (Е. Чарушин)
VII. Творческая деятельность.
Работа с иллюстрацией.
— Что способствует лучшему восприятию
прочитанного? (иллюстрации)
— Какие строки из текста соотнесем с
иллюстрацией?
— Изучая природу, Евгений Чарушин пытался
выразить свои наблюдения и впечатления в словах.
А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему
помогали передавать кисти и краски.
— А как называется жанр в искусстве, который
связан с изображением животных? (анималистический)
(работа со слайдом 14)
— Но мы тоже выступали с вами в роли
художников-анималистов, (слайд 15) ( и
открываю доску с работами учащихся, выполненными
на уроке изобразительного искусства ранее).
— Посмотрите, как по-разному кистью и красками
мы изобразили нашего героя.
— Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой
он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над
которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд
16 + приложение 3)
(В течение 1-2 минут работают в паре, затем
заслушиваем 3-4 синквейна)
— Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.
— А чтобы подвести итог нашего урока, мы
используем прием “Верно ли что…”
VIII. Подведение итогов урока.
Прием “Верно ли, что …” (использование
сигнальных вееров) (слайд 17; работа со
слайдом 17)
- что “Страшный рассказ” — это сказка?
- что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
- что мы продолжим знакомство с героями
произведения? - что нашим гостям было интересно?
IX. Рефлексия. (слайд 18)
— Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно
приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней
частички солнышка. Если вам понравился урок, вам
было интересно и комфортно покажите улыбку, если
что-то не понравилось — улыбку огорчения, а если
вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)
X. Домашнее задание.
— Откройте дневники и запишите домашнее
задание: (слайд 19)
- страницы учебника 136-138 – читать;
- составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
По желанию:
- подобрать к прочитанному тексту пословицы,
загадки; - найти и прочитать русскую народную сказку
“Пых”.
Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 20)
Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Тема. «Е. Чарушин «Страшный рассказ»«.
Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
• продолжить знакомство детей с творческой биографией и произведением Е. И. Чарушина;
• побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;
• развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;
• развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
• содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;
• воспитание любви и бережного отношения к животным.
Планируемые результаты:
личностные:
• сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
на охрану окружающей среды;
• мотивация к обучению и познанию;
метапредметные — развитие у обучающихся умений:
• отвечать на вопросы;
• находить в вопросе ключевое слово;
• предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
• находить доказательства того или иного высказывания;
предметные — развитие у обучающихся умений:
• читать по ролям;
• выразительно читать, читать по ролям;
Ход УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
II. Опрос домашнего задания.
III. Речевая разминка.
-О чем идет речь?
«Летом – в зеленом платьице.
Осенью – в цветном сарафане.
Зимой – в белой шубе. (- О лесе.)
— Назовите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе.
-Какие звери живут в лесу?
IV. Актуализация знаний.
— Дети. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)
1 группа.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.
2 группа.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В. В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кисть.
3 группа.
Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему?Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
• Е. Чарушин воспитывался в семье …
• Писатель в детстве жил в городе …
• Евгений Чарушин любил….
• Он любил рисовать…;
• Е. Чарушин был художником — …
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
V. Проектирование нового знания.
Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.
— Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)
(Чтение учащимися произведения «Страшный рассказ»)
— А вам когда и почему бывает страшно? (Когда темно и когда одни дома.)
— Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
VI. Работа с текстом
Чтение текста по ролям.
ФИЗМИНУТКА.
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Вот болото, а по ней
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домой он побежал.
VI. Продолжение работы с текстом.
— Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП и ГРОМКОСТЬ.
(ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.
— ТЕМП — неспешный.
— ГРОМКОСТЬ – тихо.)
Чтение «ЭХО»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Подумайте над вопросами.
• Что больше всего напугало ребят?
• Как они чувствовали себя под одеялом?
• Можно ли их назвать трусами?
• Озаглавьте часть.
ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
— Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.
Смотрят – да это ёжик!
-А мы как будем читать эту фразу?
— Читаем четвертую часть «цепочкой».
— Кто же напугал мальчиков?
— Радостная ли концовка у этого рассказа?
-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?
Работа в группах
— Объясните, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.
Рассказ называется страшным потому,___
— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
— А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
VII. Итог урока.
-Какая из пословиц подходит к рассказу?
• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
• Не будь овцой, так и волк не съест.
• Пуганая ворона и куста боится.
• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
• Ты пожалей и тебя пожалеют.
— Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.)
— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
— Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?
— Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?
-Сделайте вывод.
Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание. Подготовить пересказ рассказа по плану.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436376-konspekt-uroka-vo-2-klasse-e-charushin-strash
Презентация на тему Конспект и презентация урока литературного чтения во 2-м классе Е.И. Чарушин Страшный рассказУрок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина Страшный рассказ, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 28 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок
чтение
Речевая разминка
У ёжика и ёлки иголки колки
1.Ребята ловили утят.
2.Приказ взрослого.
3.Утка повела утят к озеру.
4.Семья продолжает путешествие.
Проверим домашнее задание
1.Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3. Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествие.
“Я и мои друзья”
ЧЕРЕПАХА, ТИГР, ЗУБР, ШИМПАНЗЕ
Чарушин
Евгений
Иванович
Чарушин
( 1901 — 1965 )
Е.Чарушин — иллюстратор
Е.Чарушин
иллюстрирует
книги
других писателей
Одной из работ художника были иллюстрации к «Деткам в клетке» Маршака. За нее он получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Е.Чарушин —
художник — анималист
Художник, который рисует животных, называется
анималист
Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Е.Чарушин — скульптор
Е.Чарушин — писатель
…вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам.
Евгений Чарушин
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Е. Чарушин
« Страшный рассказ»
Стемнело —
Негромко —
Шлёпает —
Словарная работа
помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
СЕНИ
помещение в доме, служащее кладовой.
ЧУЛАН
“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”
Пословицы
“Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные — это наша родная природа. Оберегать и любить их — это значит любить и беречь свою Родину”.
Е.И.Чарушин
1. Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138.
2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.
– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
– Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.
– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Домашнее задание
Спасибо за
работу