Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
1.
Орг. момент
На доске портреты А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.
— Кто догадался, глядя на
портреты писателей , о чем пойдет речь на уроке?
Ответ: В 1831 году на даче
в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший
пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
Что говорил Николай
Васильевич Гоголь об этой стороне жизни двух поэтов? ( стр 78)
Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под
пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские
народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Сегодня на уроке мы будем
исследователями. Мы сравним две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина . Мы должны доказать, какая
из сказок ближе к народной.
Дальнейший ход урока сопровождается презентацией
Презентация сопоставление сказки
2.
Актуализация
знаний учащихся
Кроссворд — выполнение кроссворда направлено на проверку знаний текста сказки А.С.Пушкина.
— Ребята, я неоднократно
повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка?
(ответы учащихся)
(Сказка- занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
— Молодцы, хорошо
ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают виды сказок?
(сказка о животных,
волшебная и бытовая)
-Очень хорошо! А какие
они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной?
(В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
— Давайте вспомним, какими признаками отличается волшебная
сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное
царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда
им помогают волшебные предметы или волшебные слова).
— Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной сказки, но среди сказок
есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?
(Литературная сказка —
произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее,
принадлежащее конкретному автору).
3.
Речевая разминка
Игра «Найди пару» — задание отображается на интерактивной доске. Один ребёнок читает строку из сказки Пушкина или Жуковского, другой подбирает продолжение к этой строке.
4.
Работа со
словарем
Так как мы будем сравнивать сказки, давайте
найдем в словаре, что такое сравнение
(Сравнить – это значит сопоставитъ в равных
условиях, найти сходства и различия)
( слайд 2)
При сравнении мы прежде
всего будем работать с сюжетом произведений, сравним композицию, художественные средства и героев .
Найдем в словаре, что
такое сюжет и композиция.
(Сюжет – ряд событий,
описанных в произведении)
(Композиция – построение
произведения)
(слайд 3)
5. Работа с таблицей
Оформим это в виде таблицы – в таблицу заносим
только отличия сказок.
А)
сопоставление названий сказок
Для начала давайте обратим
внимание на название сказок, что общего и что их отличает.
(обсуждаем и заполняем
таблицу)
Б)
сопоставление героев
Кто является героями
сказки Жуковского?
Кто является героями
сказки А.С.Пушкина?
В) сравнения
композиций произведений
А сейчас давайте
рассмотрим композицию произведений.
Давайте вспомним, из каких
частей состоит композиция произведения ( завязка, кульминация, развязка)
Что такое завязка
произведения? (Завязка – событие, знаменующее начало произведения).(слайд 4)
Чтение наизусть начала
сказки Жуковского и Пушкина.(заполнение таблицы) (слайд 5-6)
Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении)(слайд 7)
Чтение наизусть отрывка из
сказки Пушкина и сказки Жуковского.(заполнение таблицы)(слайд 8-11)
Чем отличается концовка
произведений?
Вывод – концовки не
отличаются.
Г)сравнения сюжетов произведения
Заполнить таблицу, ответив на вопросы в таблице.(индивидуальная
работа)
— Кто виноват
в бедах молодых царевен?
Ответ: в сказке Пушкина –
злая мачеха, а в сказке Жуковского — злая колдунья.(заполняем таблицу)
— Отчего уснула царевна в
сказке Жуковского?
Ответ: укололась о веретено.(записываем в таблицу)
Отчего умерла царевна в сказке Пушкина?
Ответ: съела яблоко
(записываем в таблицу)
— Сколько спала царевна в
сказке Жуковского?
Ответ: триста лет (запись
в таблицу)
Сколько дней лежала
мертвая царевна?
Ответ: три дня (запись в
таблицу)
Кто помогает царскому сыну
в сказке Жуковского?
Ответ: старик (запись в
таблицу)
Кто помогает королевичу
Елисею из сказки Пушкина?
Ответ: природа (запись в
таблицу)
Как очнулись царевны?
Ответ: в сказке Пушкина –
от удара королевича о гроб, в сказке Жуковского – от поцелуя (запись в таблицу)
Что произошло с мачехой в
сказке Пушкина?
Ответ: умерла(запись в
таблицу)
Что произошло с злой
колдуньей в сказке Жуковского?
Ответ : исчезла(запись в
таблицу)
Чтение
наизусть отрывка из сказки Пушкина и
Жуковского(слайд 11-14)
Д)Сравнение формы произведений и художественных
средств выразительности
Обратите, пожалуйста, на
форму произведения.
Вывод: у Жуковского
сплошной текст, у Пушкина – разделение на строфы.(запись в таблицу)
Работа в
группах – найти эпитеты, повторы,
сказочные выражения (одна группа работает со сказкой Пушкина, другая со сказкой
Жуковского)
Жуковский:
Повторы – жил-был (стр.68)
Сказочные выражения – Что
ни в сказке сказать, ни пером описать (стр.68); по усам вино бежало, в рот же
капли не попало (стр.78)
Пушкин:
Повторы – в путь-дорогу
(стр.91); ждет-пождет (стр.91); царь-отец (стр. 91); росла, росла (стр. 92); шла
да шла (стр.95); месяц, месяц (стр.105); ветер, ветер (стр.106);
Сказочные выражения – стали
жить да поживать (стр. 99);благодарствуй за обед (стр.101); я там был, мед,
пиво пил, да усы лишь обмочил (стр. 108)
(Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове,
влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным
6.
7.
Сравнение сказки Пушкина и Жуковского с народной
сказкой
С самого раннего детства А. С. Пушкин
проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного
творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью
слушал он сказки, которые рассказывала
Арина Родионовна — няня поэта
Арина Родионовна была искусной рассказчицей,
знала множество сказок, пословиц и поговорок.(слайд 15)
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины,—
вспоминал о ней поэт.
Став взрослым, Александр
Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал
чудесные сказки.
За гипотезу возьмем слова
детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».(слайд 16)
Нам нужно доказать: либо
это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
— Какие вы знаете признаки
фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные
герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает
зло)
— Какая сказка – «Спящая
царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царквне и о семи богатырях» Пушкина –
ближе к народной?
Вывод: сказка Пушкина
ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает
не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных
сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к 7
богатырям, Елисей 3 раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно,
что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в
сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин
чаще использует повторы, например: «путь-дорога», «царь-отец»,
«красавица-девица».
— Какие еще сказки
А.С.Пушкина вы знаете?
Работа с иллюстрациями на
стр 115.(учебник)
1.
«Сказка о рыбаке
и рыбке»
2.
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»
3.
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
4.
«Сказка о золотом
петушке»
Итоговый тест
8.
Итог урока
Мы провели исследовательскую работу, сравнили
две сказки. Мы доказали, что сказка Пушкина ближе к народной.
Жуковский взял за основу
сказку Шарля Перро «Спящая красавица», а Пушкин – русскую народную сказку
«Самоглядное зеркало»
– Как вы думаете, ребята, сказка
Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою
неповторимую, литературную сказку.)
Рефлексивная деятельность: (слайд 17)
На уроке:
Я приобрел …
Я научился …
Я понял, что …
Было трудно …
Было интересно …
Хочу похвалить …
Цель: Провести сравнительный анализ литературных сказок А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского.
Задачи: Выявить сходные и различные черты литературных сказок.
Уяснить, кто из двух авторов лучше написал сказку, подобную народной.
Оборудование: Портреты писателей, изображения волшебных предметов,
раздаточный материал (отрывки из произведений).
Ход урока:
1. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами прочитали сказки Василия Андреевича Жуковского “Спящая
царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Александра Сергеевича
Пушкина.
– Какая жизненная история послужила “толчком” для создания этих сказок?
(Спор авторов.)
Сегодня, сравнив обе сказки, мы постараемся понять, кто из двух авторов,
лучше справился с обработкой народной сказки.
– Как называется сказка, у которой есть автор? (Авторская сказка.)
– Если бы эти сказки бы русскими народными, к какому виду сказок мы бы их
отнесли? (Волшебные.)
Для удобства нашей работы мы разделимся на две команды.
1 команда (1 и ½ 2 ряда) В.А. Жуковский “Спящая царевна” | 2 команда (12 2 ряда и 3) А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
Сравнивая, мы будем отталкиваться от особенностей русских народных сказок:
1) Композиция (построение произведения):
Какие части русской народной сказки мы встречаем в этих произведениях?
(Зачин, кульминация, концовка.)
Что такое зачин? Кульминация? Концовка?
– Зачин (Цитирование):
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. |
– Кульминация (цитирование):
На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; | Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг |
– Концовка (Цитирование):
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. | И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
2) Художественные средства выразительности:
Какие еще отличительные черты русских народных сказок нам здесь встретились?
(Проверка домашнего задания.)
Каждый пункт поясняется, дается определение.
– Постоянные эпитеты:
Мертвым сном; дикий бор; дремучий лес; губки алые; гробовая тишина; | Красная девица; черной зависти; злая мачеха; алым губкам; доброй вести; люди добрые; красну солнцу. |
– Сравнения:
Вспыхнул он, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. |
– Книжные выражения / народная речь:
Чтобы сказка была подобна народной, в ней должна звучать народная речь.
Давайте посмотрим справились ли с этим наши авторы.
Блещут розы по кустам. Зданье – чудо старины. Молод цвет ее ланит. народная речь: Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит. . Начал жить да поживать. | Свойство зеркальце имело. Восхищенья не снесла. Глядючи, белешенька земля, Что-де в гости к ним зашла. |
– Какие волшебные силы действуют в сказке?
12 чародеек. | Солнце, месяц, ветер; зеркальце. |
– Игра “ Распредели предметы по сказкам и найди лишние”
На доске перемешаны листы, на которых изображены волшебные предметы из разных
сказок. Учащиеся сопоставляют предметы и сказки и находят лишние.
– Магические цифры (3, 7, 9):
Три века | Семь богатырей, семь торговых Городов –приданое, три силы Природы (солнце, месяц, ветер). |
– Троекратные повторы:
Отсутствуют. | Трижды Елисей обращается к Силам природы. Царица обращается к зеркальцу |
(Цитирование, либо инсценировка заранее подготовленными учениками.)
Такое уважительное отношение к природе, вера в ее могущество характерна для
русского народа, что прочувствовал А.С. Пушкин и отразил в своем произведении.
– Олицетворение:
После каждого пункта идет подсчет баллов, чтобы в конце прийти к выводу, кто
победил в споре.
– Сравнение описания внешности героинь.
Мы сопоставим, какие слова находят поэты, чтобы описать персонажей. Например,
царевну. Найдите эти строки в тексте.
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет. | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. |
Какое из описаний дает нам больше информации, более образное, яркое?
2. Исходя из этих особенностей, определите перу, какого автора принадлежат
эти отрывки?
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Собралися пировать Гости, званые царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить. (Жуковский В.А.) | Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом. (Жуковский В.А.) |
На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет. (Жуковский В.А.) | Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Пушкин А.С.) |
Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. (Пушкин А.С.) | Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили… (Пушкин А.С.) |
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
(Пушкин А.С.)
3. Игра “Вставь пропущенный эпитет”
А.С. Пушкин:
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Год прошел как сон _________, Царь женился на другой. Видит девица, что тут Коль старушка, будь нам мать, | Делать нечего. Она . _____ зависти полна, Бросив зеркало под лавку, Позвала к себе Чернавку. В руки яблочко взяла, В тот же день царица злая, |
В.А. Жуковский:
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как ________ цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Даже облака небес | И окрестность со дворцом Вся объята _______ сном. Губки _____ горят; |
4. Подведение итогов.
– Кто же на самом деле, по вашему мнению, написал сказку подобную народной?
Дайте письменный ответ.
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
5. Домашнее задание
Задание “Будьте внимательны к слову”, страница 102 (письменно).
Приложение.
План урока:
Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского
Содержание сказки «Спящая царевна»
Характеристика героев сказки
Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы
Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского
Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»
История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.
С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.
Молодой Жуковский
Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.
В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.
Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности. С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»
С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.
Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».
Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.
Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.
Содержание сказки «Спящая царевна»
Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору
Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.
Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.
Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.
Характеристика героев сказки
Роль художественно-выразительных средств
В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.
Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».
Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.
Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.
Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы
Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.
Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.
Словарь
Канва – основа для рукоделия или чего-либо.
Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи
Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.