Презентация сочинение иван царевич и серый волк 4 класс школа россии

Урок русского языка в 4-м классе сочинение-отзыв по картине в.м. васнецова иван царевич на сером волке ход урокаорг. момент. проверка

Урок русского языка в 4-м классе «Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Ход урока

Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине.

3 Осн. материал. Для этого мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке”

В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец , священник , страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения:

Рассмотрите картину, определите ее тему.

Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.

Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

Опишите ситуацию, изображенную на картине.

Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.

Выразите свое отношение к героям, к картине.

Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?

Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?

Как интерьер характеризует героев?

Какое значение имеет фон картины?

Как художник относится к своим героям? Почему?

Много ли на картине света, воздуха?

К какому жанру вы отнесете эту картину?

Как художнику удалось изобразить природу?

Какова основная мысль картины?

Все вопросы у вас на столе вам в помощь.

Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.

План:

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща)

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

После подробного разбора приступаем к работе.

Примерное сочинение

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

4. Письмо сочинения. Подведение итогов.

Там чудеса: там леший бродит…

А. С. Пушкин

Картину В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение. Я часто приходила слушать сказки бабушки, а иллюстрацией к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение — ведь там, впереди, перед ними забрезжил свет — конец опасного путешествия. Я верю, что художник уготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».

Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу.

Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя. Красный цвет папки героя и его сапог помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, хорошего конца. Образом цветущей яблони художник показывает на картине свою веру в справедливость жизни.

Я верю, что художник приготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на Сером волке».

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 1

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Слайд 2

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 2

В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри», «Алёнушка» и многих других.

Слайд 3

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 3

Слайд 4

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 4

Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.»

Слайд 5

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 5

Беседа по картине
Картина написана по сюжету русской народной сказки.
Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов.

Слайд 6

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 6

Беседа по картине
Какой эпизод запечатлел художник на картине?
На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.

Слайд 7

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 7

Беседа по картине
Что видим на первом плане картины?
Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.

Слайд 8

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 8

Беседа по картине
Что изображено в центре картины?
На среднем плане — всадники на волке.

Слайд 9

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 9

Беседа по картине
А что изображено на дальнем плане картины?
Могучие стволы вековых дубов.

Слайд 10

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 10

Беседа по картине
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему?
Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются.
Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.

Слайд 11

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 11

Беседа по картине
Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему?
Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело.
Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.

Слайд 12

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 12

Работа с деформированным текстом
Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое … лилиями. … туман окутывает деревья. …лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич … озирается — нет ли погони? Он … держит Елену Прекрасную. На … фоне леса выделяются всадники и … яблонька. Как по волшебству расцвела она в … чаще и дает … надежду на спасение, указывает путь из … леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный.

Слайд 13

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 13

Составление плана
I. Вступление (о Васнецове, о сказке).
II. Основная часть.
1. Эпизод сказки.
2. Стремительный бег волка.
3. Всадники.
а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);
б) девушка (поза, лицо, волосы
одежда);
в) чувства героев.
III. Заключение (мои мысли о картине).

Слайд 14

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 14

Итак, в центре картины — всадники на волке.
Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?
Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван — царевич бережно придерживает её.

Слайд 15

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 15

Какого типа будет ваш текст?
Описание с элементами повествования.
Какие части речи используются для описания?
Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.

Слайд 16

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 16

Какого стиля речи будет текст?
Для красочного описания используется художественный стиль речи.
Какие средства выразительности используются?
Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.

Слайд 17

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 17

При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли.
Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.
Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение.
Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.

Слайд 18

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 18

Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов.
С ними мы встретимся при описании одежды.
Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 332).

Слайд 19

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 19

Словарная работа
Голевой — вытканная золотыми нитями ткань.
Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда.
Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура.
Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.
Червлёный — красный, багряный.
Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.

Слайд 20

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 20

Иван-царевич
Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах.
Иван — царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Слайд 21

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 21

Елена Прекрасная
Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние.
Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана — царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.

Слайд 22

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 22

Елена Прекрасная
Как одета девушка?
Елена одета в шёлковое платье светло-зелёного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.

Слайд 23

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 23

Только ли историзмы можно использовать?
Какие еще устаревшие слова мы знаем?
Можно использовать архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.

Слайд 24

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 24

Подберем синонимы, для описания деталей
Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный.
Топкое, вязкое, глубокое.
Огромный, серый, сильный.
Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.
Белолицая, утонченная, испуганная, покорная.
лес

Слайд 25

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 25

Вспомним развязку сказки.
Какие мысли возникают при взгляде на картину?
Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.

Слайд 26

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 26

Слайд 27

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», слайд 27

Интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/211315/


Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»

Сочинение-отзыв по репродукции картины

В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»


Презентация сочинение иван царевич и серый волк 4 класс школа россии


Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.

Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.


С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Портрет В. М. Васнецова. Художник Н. Д. Кузнецов

С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о

русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в

Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник.

Портрет В. М. Васнецова.

Художник Н. Д. Кузнецов


По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.

По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.


Спящая царевна

Спящая царевна


Три богатыря. Алёнушка. Баба-Яга.

Три богатыря.

Алёнушка.

Баба-Яга.


Кащей Бессмертный

Кащей Бессмертный


В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» 

В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» 


Сафьяновый  – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный  – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча  – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.

Сафьяновый  – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный  – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча  – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.


 Кафтан  – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт  – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый  – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.

Кафтан  – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт  – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый  – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.


Рассмотрите картину, определите её тему. Эпизод какой сказки здесь изображён? Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Опишите ситуацию, изображенную на картине. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

  • Рассмотрите картину, определите её тему.
  • Эпизод какой сказки здесь изображён?
  • Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.

Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

  • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  • Выразите свое отношение к героям, к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.


 Вопросы по картине: К какому жанру вы отнесете эту картину? Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Что изображено в нижней части картины? Какое настроение создаёт этот пейзаж? Что изображено в центре картины? Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? Как интерьер характеризует героев? Какое значение имеет фон картины? Опишите верхнюю часть картины? Как художник относится к своим героям? Почему? Много ли на картине света, воздуха? Как художнику удалось изобразить природу? Какова основная мысль картины?

Вопросы по картине:

К какому жанру вы отнесете эту картину?

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

Что изображено в нижней части картины?

Какое настроение создаёт этот пейзаж?

Что изображено в центре картины?

Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?

Как интерьер характеризует героев?

Какое значение имеет фон картины?

Опишите верхнюю часть картины?

Как художник относится к своим героям? Почему?

Много ли на картине света, воздуха?

Как художнику удалось изобразить природу?

Какова основная мысль картины?


1. Художник-сказочник. 2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства. 3. Тайны волшебного леса. 4. Вера в счастливый конец.

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины,

их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.


Иван-царевич:  смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской. Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Иван-царевич:  смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.


Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).

Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).


Скачка:  быстрая, стремительная. Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .

Скачка:  быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .


Серый волк:   волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Серый волк:  

волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Примерное сочинение

В 1889 году  Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним  сказочного леса.

        Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

        Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

        Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

        Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

Содержимое публикации

Урок 41

Тема урока:Р/Р. СОЧИНЕНИЕ — ОТЗЫВ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» Учебник, с. 77, упр. 134, 135.

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи

Создать условия для составления текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»; научить осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; способствовать развитию умения соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору

Планируемые предметные
результаты

Познакомятсяс репродукцией картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

(рисунку);регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса «Русский язык»; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте задание 116. Прочитайте слова-наречия, назовите пропущенный суффикс -а,или. Выделите ударный звук в словах.

– Составьте устно предложение с любым словом.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают слова.

(См. РМ, Приложение 2.)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадках будут буковки писать.

Мы наши пальчики свели и вытянули ручки,

Ну а потом мы от земли отталкиваем тучки!

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– У нас в гостях звуки, которые содержатся в словах-отгадках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

По пустыне я иду

И с собой везу еду.

Хоть не жадный я совсем,

Но не поделюсь ни с кем.

Даже с тем, с кем я дружу –

Я в горбах ее вожу.

(Верблюд.)

– Какое это звуки? (Звуки [в’]и [в],[л’]и [л].)

– Дайте им характеристику.

– Запишите буквосочетания.

– Запишите словарные слова, которые содержат звуки [в’] и [в], [л’] и [л].

Выполняют чистописание.

В Ва Ву Вя Вё Ви Во Ве Вю вм вм вд вр вл вв в

Л Ла Лу Ля Лё Ли Ло Ле Лю лм лм лд лр лл лв л

Записывают слова: аллея, вагон, везде, вокзал, вчера, железо, завтра, издалека, календарь, каникулы, килограмм, корабль, лучше, металл, медленно, налево, направо, овца, салют, сверху, свитер, сеялка, слева, тарелка, телефон, человек.

Дают характеристику звукам.

Звук [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный.

Звук [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

Звук [в] – согласный, звонкий парный, твердый парный.

Звук [в’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина.)

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «картина»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Подготовка к восприятию картины.

Знакомство
с биографией художника.

Рассказывает о творчестве автора, показывая портрет художника.

– С творчеством В. М. Васнецова мы с вами еще не знакомы. Сегодня у нас есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

– В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, был страстным любителем природы. Он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам – Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие его таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

– Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».

– Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Определите тему картины.

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве художника.

Заранее подготовленные ученики читают отрывок
из стихотворения Ивана Сурикова «Детство».

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал…

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич –

Это будто я.

Вот передо мною

Чудный сад цветет;

В том саду большое

Дерево растет.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит;

Прыгает в той клетке,

Весело поет;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался

И за клетку – хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили

И ведут меня…

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я…

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 133)

– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?

– Понравилась ли вам картина? Почему?

Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы

V. Анализ картины как произведения искусства.

Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.

– Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?

– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.

– Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

– Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.

– Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

– Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

– Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? Кто главный герой картины?

– Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?

– Какое значение имеет фон картины?

– Как художник относится к своим героям? Почему?

– Много ли на картине света, воздуха?

– Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

– На чьей стороне лес, деревья?

Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.

– Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.

Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.

– По позе, по выражению лица Ивана-Царевича видно, что он опасается погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо его выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Серый Волк быстро мчится вперед.

– Конечно же, главным героем является Серый Волк, который спасает от погони своих друзей.

– Фон картины передает настроение героев.

– Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но все-таки достаточно. Символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца становится нарисованная художником яблонька.

– Деревья-великаны встают непроходимой стеной.

Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им.

Высказывают свои мысли и чувства.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться

и приходить

к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль

по результату

Составление плана.

Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине.

– Составьте план нашего текста.

– Предлагаю план вынести на доску.

Работают над планом текста в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

1. Васнецов – художник-сказочник.

2. Стремительная скачка.

3. Серый Волк – сказочный помощник.

4. Тревожное настроение.

5. Красота Ивана-Царевича и Елены Прекрасной.

6. Красочность одежды персонажей.

7. Образ дремучего леса.

8. Добро побеждает зло.

Упражнение «Если бы художником был я…»

Проводит упражнение на развитие творческих способностей «Если бы художником был я…».

– Нарисуйте в вашем воображении картину на тему русской народной сказки.

– Какой момент выбрали для изображения?

– Где и в какой взаимосвязи расположены фигуры действующих лиц, предметы?

– Каким образом выделено главное действующее лицо?

– Какими выразительными средствами подчеркнута грозящая героям опасность?

– Как показали на своих «картинах», что добро победит зло?

Участвуют в выполнении упражнения «Если бы художником был я …». Отвечают на вопросы

VI.Лексико-орфографическая подготовка.

Организуетлексико-орфографическуюработу по тексту сочинения.

Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске.

– Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их написание.

– Объясните значение словосочетания «дремучий лес». Можно воспользоваться толковым словарем.

– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «волк», «Елена Прекрасная», «Иван-Царевич», «лес».

– Что мы видим на картине? (Героев: Елена Прекрасная, Иван-Царевич, Серый Волк; лес.)

– Опишите героев картины. Какая Елена Прекрасная? Какой Иван-Царевич? Какой Серый Волк?

– Опишите лес.

На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

– Дремучий лес – густой и темный, труднопроходимый.

Подбирают синонимы к словам.

Волкзверь, волчище.

Елена Прекрасная царевна, суженая, невеста.

Иван-Царевичюноша, спаситель, защитник, спутник.

Лесчащоба, чаща.

Описывают образ главных героев картины.

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-Царевич: смелый, мужественный, правильные черты лица, губы сжаты.

Серый Волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Понимать

на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения
соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

Словарно-лексическая работа

– Объясните значение слов, записанных на доске.

Сафьяновый, скатный, парча, голевой, кафтан, кушак, яхонт, червленый.

– Используя данные слова, опишите одежду и оружие Ивана-Царевича, не забывая о художественных средствах.

– Как одета Елена Прекрасная?

Объясняют значение слов, записанных на доске.

Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец).

Скатныйкрупный, ровный, высокого качества

(о жемчуге).

Парчаплотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.

Голевойвытканный золотыми нитями.

Кафтанстаринная мужская верхняя долгополая одежда.

Кушакпояс из куска ткани или связанный из шнура.

Яхонтстаринное название драгоценных кам-

ней – рубина и сапфира.

Червленый1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый.

– Иван-царевич одет в парчовый (расшитый золотом) кафтан, подпоясан синим кушаком. На руках

у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червленый меч словно летит вслед за хозяином.

– На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове ее драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сафьяновые сапожки

VII.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения

Организует устное сочинение текста.

– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст

и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана.

– Перескажите текст по плану, используя опорные слова

Называют опорные слова по тексту.

Составляют устный рассказ по картине (2–3 ученика)

Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– С каким произведением мы сегодня познакомились? Почему в названии сказки словосочетание «серый волк» написано с маленькой буквы, а в заглавии картины Васнецова – с заглавной?

– Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?

– Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Какой этап урока у вас вызвал трудности?

– Что понравилось?

– Чему научились?

– Какое настроение у вас было во время работы на уроке?

– Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают фразы:

• Я почувствовал, что…

• Было интересно…

• Меня удивило…

• Своей работой на уроке я…

• Материал урока мне был…

• Мне захотелось…

• Мне больше всего удалось…

• Мое настроение…

• Заставил задуматься…

• Навел на размышления…

• Могу похвалить своих одноклассников…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 117 в рабочей тетради, упражнение 1 из раздела «Проверь себя»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и не найти.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)

Вчера, вправо, вместе, издалека, влево, позже, завтра, направо, справа, налево, вскоре, изредка, засветло, лучше, досыта, скоро, прежде, слева.

Приложение 3

Работа над словами с непроверяемым написанием

КАРТИНА – 1. Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. 2. То, что можно видеть, представлять в конкретных образах. 3. То же, что кинофильм. Слово образовалось от итальянского КАРТА – «бумага». Первоначально значение слова КАРТИНА – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага». КАРТИНА – КАРТА = «изукрашенная бумага».

Однокоренные слова: картинка, картинный, картинность.

Синонимы: полотно, вид, пейзаж, холст, зрелище, ландшафт.

Фразеологизмы:

ЖИВАЯ КАРТИНА – сценическое представление без слов и движений, исполняемое людьми в соответствующих сюжету костюмах.

КАК КАРТИНКА, КАК НА КАРТИНКЕ – очень красивый.

Предложения:

Художники написали прекрасные картины.

Мы были на экскурсии в картинной галерее.

11

Виктор Михайлович Васнецов — один из самых самобытных русских художников-живописцев, уделявших особое внимание сказочным композициям, которые неоднократно становились иллюстрациями к книгам.

Нередко работы мастера рассматриваются школьниками на литературных уроках. Ученики младших классов могут написать захватывающее сочинение по его картине «Иван Царевич на Сером Волке», нарисованной в 1889 году по мотивам одноименной сказки.

Сочинение по картине Иван-царевич на Сером Волке

Описание картины:
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» вне всяких сомнений – одно из самых сказочных и волшебных произведение русского изобразительного искусства. Сюжет картины составляет увлекательная народная сказка.

Иван-царевич на верном Сером Волке убегает от погони с похищенной Еленой Прекрасной. Царевич волнительно смотрит в дремучий лес, при этом уверенно и крепко держит он Елену. Девушка полностью покорилась своей судьбе.

Прильнув к своему похитителю, напуганная самим похищением, волком и лесом, она старается не глядеть вокруг.

Сочинение по картине В. Васнецова « Иван-царевич на Сером волек»

С самого раннего детства мы знаем и любим сказки. В них происходят яркие приключения, действуют отважные и сильные герои, а помогают им животные и волшебные силы природы.

На великолепной картине Васнецова мы видим эпизод из русской народной сказки о Иване-царевиче и Сером волке. На фоне непроходимой чащи темного дремучего леса мы видим старые могучие деревья, сквозь которые чуть пробивается солнечный свет. Все сумрачно в этом лесу. На переднем плане художник изобразил Ивана-царевича и его невесту, мчащихся на Сером волке.

Это один из финальных эпизодов произведения, когда Серый волк помогает Ивану-царевичу и Елене Прекрасной уйти от погони.

«Иван – царевич на сером волке» сочинение по картине В. Васнецова

На первом плане картины мы видим как Иван-царевич и Елена Прекрасная едут на спине серого волка. Герои сказки скрываются через темный дремучий лес от злого Царя Афона.

На невесте Ивана – Елене Прекрасной красивое голубое платье с оранжевым подолом. На ветру развиваются волосы. Царевич предстаёт в расшитом золотом камзоле с зеленым кушаком. Иван трепетно держит за руку невесту.

Сама Царевна устала от долгой дороги и будто бы уснула на груди Ивана- царевича.

Заросли колючих кустарников на пути волка мешают ему бежать. В тёмном дремучем лесу растут огромные старые деревья. Лучи солнца не способны проникнуть сквозь густые кроны, из за этого лес кажется темным и дремучем.

Данная картина Васнецова мне очень понравилась.

Картина В. Васнецова «Иван- царевич и серый волк» – сочинение

Перед нами картина Виктора Васнецова “Иван-царевич на сером волке”. На ней изображены следующие герои: Иван- царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они уходят от погони коварного царя. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать.

Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена-Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен очень темным, но сквозь него еле проглядывает светлое небо. Художник как бы намекает, что все закончится благополучно.

Мне эта картина очень понравилась.

Картина В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» – сочинение за 4 класс

Виктор Васнецов написал картину к народной сказке « Иван-царевич и Серый волк». На этой картины мы видим как Иван-царевич освобождает Елену Прекрасную из плена с помощью Серого волка, мчится по страшному дремучему лесу. Мы видим, что в этот момент Елена Прекрасная очень напугана, и прижимается к своему спасителю.

Толстые стволы деревьев говорят, о том, что лес старый, деревья высокие, поэтому в лесу очень темно. Серый волк высунул язык. Скачет он давно и видимо сильно устал.

Прочитав сказку, мы узнаём, что закончится всё по-доброму.

Картина В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» – сочинение за 3 класс

В дремучем вековом лесу стоят огромные сосны. Тёмный лес хранит свои вековые тайны. В лесу много зверей и птиц. На волшебном сером волке мчится Иван – царевич с Еленой Прекрасной.

Она прекрасна, как первые весенние цветы. Ее волосы развиваются на ветру как солнечный свет. Среди деревьев невидно ни луча света. А трава кажется черно–зеленой.

Среди этого черного мрака видна красота царевны.

Мне очень понравилась картина.

Сочинение по картине Васнецова “Иван-царевич и серый волк”

На картине Васнецова мы видим Елену Прекрасную и Ивана – царевича, едущих на усталом волке. От жажды волк даже высунул язык. Всё потому что дорога была очень долгой.

Герои сказки пробираются сквозь мрачный, старый тёмный лес. В нем очень страшно. Сквозь старые деревья еле пробивается маленький лучик солнца. Он освещает дорогу путникам.

В этом мрачном лесу Елене и Ивану тревожно и они хотят поскорее выбраться оттуда.

Я читал сказку и знаю, что всё хорошо закончится.

Сочинение по картине “Иван-царевич на сером волке” Виктора Васнецова

На своей прекрасной картине художник Васнецов изображает, как Иван-царевич с Еленой Прекрасной скачут на сером волке по дремучему лесу. Иван-царевич уверенно сидит на волке, сильно прижав к своей груди Елену Прекрасную. По сюжету сказки мы знаем, что вскоре Елена заснула.

Лес становится все мрачнее, темнее и гуще. На пути героев встречаются огромные ветки. Вскоре Елена проснётся, и ей станет страшно. Она очень замёрзла, так как сильный, бурный ветер дует им прямо в лицо. У неё растрепались волосы. На героях надета нарядная одежда.

Он мчатся от злого царя Афона в родные места.

Я думаю, что все будет хорошо.

Картина “Иван-царевич на сером волке” – сочинение

Когда я впервые увидел эту картину, то сразу узнал героев моей любимой народной сказки. Эта сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке.

На картине показан самый интересный момент произведения. По дремучему темному лесу, прижав острые уши, мчится Серый волк. Герои скрываются от погони злого царя. На Сером волке сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк мчится очень быстро. Это заметно по растрепавшимся волосам Елены Прекрасной.

Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе Елену и внимательно смотрит по сторонам темного и страшного леса. Елена Прекрасная очень грустна, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя Афона.

И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том, что конец у этой сказки будет хорошим.

Сочинение по картине В. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

Когда мы смотрим на картину Васнецова, мы будто бы попадаем в сказочный мир, вместе с главными героями волшебного произведения: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые несутся подальше от злого царя Афона на Сером Волке. Волк мчится что есть духу, чтобы его не догнали преследователи.

Иван-царевич, опасаясь погони, волнительно всматриваются в глубину дремучего леса. Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась возлюбленному. За спиной у Ивана – меч, всегда готовый встать на защиту Елены-Прекрасной. Видно, что их дорога пролегает сквозь старый и мрачен лес.

Он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Сами Иван и Елена изображены яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как обычно завершаются все народные русские сказки.

Подборка сочинений по картине Васнецова “Иван царевич на сером волке”.

Источник: https://referatwork.ru/sochineniya_nachalnaya_shkola/Ivan-tcarevich_na_serom_volke_sochinenie.html

Сочинение по картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

Сочинение по картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

На пике своей популярности у Великого русского художника и архитектора Васнецова Виктора Михайловича появляется желание найти новое направление в живописи. Он начинает искать истинную красоту и величие России в её истории и былинах.
С 1880-х годов главной темой Васнецова становиться мир народной поэзии. Он не может устоять перед прекрасными и поэтическими сказками и легендарными образами, чтобы не использовать эту уникальную сюжетную линию для своих работ. Темные лесники, огненные восходы и закаты, бурные облака – все эти элементы помогли сделать его картины как бы реальными событиями в истории России.

По этой причине такие работы как «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Иван Царевич, верхом на сером волке» и «Аленушка» становятся чрезвычайно популярными.

Картина художника Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» много лет украшает Третьяковскую галерею и изображает сцену из популярной русской сказки, волшебный сюжет которой был отражен в многочисленных литературных и музыкальных произведениях. Пейзаж картины очень важен для художника. Силы зла окружают Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Они, кажется, плывут над болотом в темном густом и пугающем лесу среди дремучих мрачных деревьев. Перед ними будто поднимается непроходимая стена с чёрными стволами. Богатое воображение живописца превратило обычный лес под Москвой в непроходимую чащу.

Золотой кафтан Ивана и голубое платье Елены вызывают образы фантастического мира и сохраняют волшебную атмосферу сказки через яркие цвета и динамичную композицию, которые вместе рассказывают о прекрасной дружбе между человеком и диким зверем. Даже глаза Волка не выглядят глазами животного. Его ясный целенаправленный мудрый взгляд отражает двусмысленную природу оборотня.

Мужественный образ Ивана-царевича вызывает симпатию. Видно, что он готов в любой момент выхватить меч и защищать свою возлюбленную. Голова слегка повёрнута влево, лицо напряженно. Словно вслушивается, нет ли за ними погони. Нежный и трепетный облик Елены Прекрасной располагает к себе, вызывая сострадание.

И хотя вся атмосфера пронизана тревогой за жизнь беглецов, художник изобразил на картине, разбросанных на болоте белоснежных кувшинок и распустившуюся яблоню, словно символ новой жизни, давая надежду на спасение.

“Иван-царевич на Сером Волке” – сочинение по картине

Сочинение “Великая Отечественная война”

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Друг познается в беде

Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс

Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» — самое чарующее произведение выдающегося русского живописца В. М. Васнецова.

В основе сюжета — народная русская сказка. Художник, написав картину, дал нам возможность увидеть эту волшебную историю.

Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони верхом на верном друге и помощнике Сером Волке. Темный, сумрачный лес угрожающе скрещивает ветви. Путь беглецам предстоит нелегкий, по болотам и чащам.

В глазах Царевича заметна тревога и надежда. Елена же полностью доверилась ему, прильнула к своему спасителю, покорно сложила руки и даже не смотрит на дорогу.

Одежда героев выписана мастером во всех деталях, ярко и реалистично. Шитый золотом кафтан Ивана, складки парчового платья Елены, украшенные камнями сапожки – всё это важные элементы, которые создают волшебную атмосферу на полотне.

Волк на картине Васнецова – не просто сильный сказочный зверь. Глаза у него почти как у человека, а, значит, это оборотень, волколака. Могучий и смелый, он несет доверившихся ему людей сквозь угрюмую чащу. Впрочем, даже здесь есть место надежде.

Важно

Цветущая яблоня и белые кувшинки символизируют нежность и любовь, объединяющую и вселяющую веру. Может быть, поэтому каждый, кто смотрит на картину, уверен, что все у героев будет хорошо, как и положено в сказке.

Серый волк домчит влюбленных в целости и сохранности, и будут жить они долго и счастливо.

Сочинение: описание картины В. М. Васнецова “Иван–Царевич на Сером волке”

Описание темы: Немножко сказки и легкого текста

Картина «Иван-Царевич на Сером волке» написана художником В. М. Васнецовым в 1889 году. Её сюжет был навеян русской народной сказкой о смелом и бесстрашном герое и его верном и преданном помощнике.

Сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной. Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной.

Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей.

Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе.

Верный спутник царевича Серый волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками.

Однако, несмотря на свою силу и ловкость, волк тоже очень устал и держится с трудом. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности.

И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории.

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Сочинение Иван Царевич на Сером волке описание по картине Васнецова

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором, с восторгом и интересом смотришь эту замечательную сказку, а в голове множество эмоций: переживание за персонажей, счастливый конец. Хочется быть как Иван Царевич, таким же сильный, смелым и красивый, как Елена Прекрасная, такой же изящной и доброй и Серым волком, всегда готовым прийти на помощь своему другу, даже в самый трудный момент и даже отдать жизнь за него.

Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» удалась у живописца, как будто оживший холст, сразу понимаешь все эмоции героев. Царевич бдительно и сосредоточенно осматривается по сторонам, вглядываясь через густую чащу, его лицо одновременно говорит про его отвагу и беспокойство за свою даму сердца. Елена наклонила голову к груди своего освободителя, взгляд у нашей красавицы сумрачный и маленько уставший. Серый волк быстро несётся вперед, его открытая пасть и высунутый язык выдают его изнеможение, что он держится через силу, не смея задаваться, это тем самым выражает могущество хищника, его сильный дух.

Васнецов приделял много времени на детали одежды. Автор прорисовал даже самую мелкую деталь элемента одежды. На Иване роскошный кафтан из драгоценной ткани, вытканная золотыми нитями, а пояс будто из изумрудов, тёмно-серые перчатки, украшенные дивными узорами, бардовая шапка на голове, а также красочные, красные сапоги. Василиса Прекрасная -царевна с густыми волнистыми локонами, красиво развевающимися на ветру. Её одежда– живописное, цвета морской волны платье с золотистым покрытием рукавов и некоторых частей одежды. На шее царевны висят сказочное ожерелье из жемчуга. На ногах у неё роскошные сапоги, на голове золотая шапка, покрытая драгоценными камнями.

Пейзаж очень вдохновляет: волшебный, сказочный лес, высокие густые деревья, высохшая трава. Справа, на переднем плане зелёного леса можно увидеть, как цветёт яблонька, это говорит о большой любви и рождении нового жизненного пути. Серый волк привезёт нашу пару в целости и сохранности, и они будут жить долго и счастливо, как в настоящей сказке.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сло­жила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных ге­роев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произве­дения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живопи­си, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Здесь искали:

  • сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс
  • сочинение по картине иван царевич на сером волке
  • сочинение иван царевич на сером волке

Герои

Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает троих героев: Елену Прекрасную, Ивана-царевича и серого волка. Обсудим каждого из них по отдельности.

Серый волк очень любопытен не только с точки зрения исследователей, но также и с точки зрения обычных зрителей. Он приковывает к себе внимание тем, что имеет человеческие глаза, которые очень точно и глубоко отражают его внутренние настроение. При этом следует понимать, что на картине изображен волкулак, которого на Руси боялись и прогоняли. Автор же показывает, что в сером волке в этот момент нет негативных черт, таких как кровожадность или дикость. Волк символизирует в картине совсем другое — преданность и жертвенность.

Иван-царевич чувствует себя более спокойно, но при этом можно заметить его насторожённость и робость с Еленой. Он крепко держит её и осматривается по сторонам. По его взгляду видно, что за красавицу он вступится даже в смертельную схватку.

Елена Прекрасная боится погони, но доверяет своему спасителю. Она печальна и все так же красива. Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает нам в образе Елены традиционную русскую красавицу с длинными светлыми волосами и прелестными украшениями.

Описание картины Иван Царевич на Сером волке в свободном стиле

Эта картина красивая, вот только называется неправильно! Там ведь не только Иван, а ещё принцесса на сером волке. Странно, что её игнорируют… Может, это намёк на то, что она кажется Ивану? Хотел выкрасть царевну, но не получилось. А от страха ему кажется, что выкрал. Но нет, не может такого быть, это просто название неправильное.

Картина сама по себе тёмная. На фоне дремучего леса. В темноте мерещатся (или реально) страшные морды. Деревья поросли мхом, ветви сухие – страшные. В этот момент волк прыгает через озерцо. Тут даже кувшинки. Может быть, это прыжок к свободе? То есть сейчас всё плохое (темная полоса дороги) закончится. Ведь тут с другой стороны озера растёт сакура! И не просто растёт, а ещё и цветёт. Хотя, может, это волшебное дерево, которое может их укрыть – спрятать. Так обычно в сказках и бывает.

Волк – зверюга, а глаза у него умные, прямо человеческие. По-моему, он был оборотнем в сказке. Но хорошим.

Бежит он очень быстро – даже меч у Ивана почти уже отлетел. Волосы у всех развеваются. Волк, вообще, летит в прыжке. Лапы вытянул – когти такие страшные.

Принцесса – светлое пятно на картине. Желто-голубое. На ней голубой плащ, золотое платье… Золотые же сапоги. Стильная девица. У неё драгоценная остроконечная шапочка. Сейчас девица в шоке, лицо ничего не выражает. А нет! Выражает покорность судьбе. «Что воля, что не… Всё равно!» У неё растрепаны волосы. Как бы она не зацепилась за ветку дерева! А то так и свалится с волка.

Хотя царевич крепко её держит варежкой. У него красивое лицо. Обеспокоенное. Получается, что он вор? Или герой, точней. Ну, для Кощея он вор, но кого интересует мнение злодея?

Иван тоже очень стильный (по тем временам). У него золотой плащ с бирюзой, красные сапоги (с узором) и шапочка розовая. Интересно, а зелёный пояс, как у него, это что-то значит? Как черный пояс, например. У него может быть дан по русскому рукопашному.

Мне странно, что у принца такое женское лицо. Ни усов, ни бороды. И в ухе серёжка – длинная. Вон развевается тоже. Вообще, уж извините, эта парочка напоминает мне старую группу «Тату». Рыженькая и черненькая. Костюмы прямо сценические.

Картина красивая, хотя немного мрачная. И всё-таки она очень странная. Самый мужественный тут волк! И тот не совсем волк. Царевич какой-то неубедительный. (Что на Руси богатырей нормальных мало было?!) Девица – будто и нет её. Яблонька подозрительная, шпионская. В общем, та ещё картина – ребус.

  • Презентация сочинение отзыв по картине васнецова иван царевич и серый волк 4 класс
  • Презентация сочинение отзыв по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс школа россии
  • Презентация сочинение отзыв васнецов иван царевич на сером волке 4 класс
  • Презентация сочинение описание памятника культуры 8 класс церковь покрова на нерли
  • Презентация сочинение описание памятника архитектуры 8 класс