Презентация собиратели русских народных сказок а н афанасьев в и даль 2 класс перспектива

Профессия этнографа и фольклориста тесно связана с историей, культурой и бытом нации. многие е представители посвятили всю свою жизнь служению

Профессия этнографа и фольклориста тесно связана с историей, культурой и бытом нации. Многие её представители посвятили всю свою жизнь служению великой цели – формированию наиболее полного образа о народе, его традициях и обычаях, верованиях и взглядах на мир.

Фольклор – это не только собрание литературных свидетельств древних времён, это – своего рода код нации. Он хранит в себе множество тайн и их разгадок, мысли и чаяния целых поколений, характер и настроение эпохи. Следующие пять выдающихся исследователей сделали всё возможное, чтобы сохранить память народа для будущих поколений и донести до них сказки и предания давно минувших дней.

1. Владимир Даль

5

Портрет писателя В.И. Даля, Василий Перов

Владимир Иванович Даль – один из самых известных собирателей фольклора и создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Будучи подростком, Даль имел довольно широкий круг интересов и всегда ощущал в себе тягу к знаниям. Больше всего его интересовали слова, которых он прежде не слышал. И в детстве, и в юношестве будущего исследователя поражало разнообразие значений и прочтений одной и той же единицы речи нашего языка.

Наравне с семантикой интересовали Даля и произведения народного творчества. Он считал, что русский язык живёт именно в народе, и что научиться ему в столичных кругах совершенно невозможно. Поэтому большую часть своей жизни он посвятил собиранию сказок, пословиц и поговорок разных народностей, путешествуя по Российской Империи.

Увлечение культурными и речевыми особенностями подтолкнуло его заняться литературным творчеством. Медик по образованию и фольклорист по призванию, Владимир Даль, работая в одном из госпиталей Санкт-Петербурга, выпустил свой собственный сборник стилизованных на народный манер сказок. Этот сборник за оригинальность подачи и содержания оценил сам А.С. Пушкин.

А трудом всей жизни великого этнографа стал составленный им толковый словарь. Владимир Иванович не претендовал на звание языковеда или филолога, главными для него в работе был сам процесс получения знания, общение с народом, знакомство с его бытом, обычаями и через это – своими корнями.

2. Александр Афанасьев

4

Именно Александр Николаевич Афанасьев подарил нам «Курочку Рябу», «Репку» и «Колобка». По всей Российской Империи он собирал легенды, сказки и предания, чтобы сохранить их для потомков.

Афанасьев с детства любил литературу и страстно увлекался культурой и историей своей родины. Много лет он проработал в Главном государственном архиве, написал и выпустил ряд статей об истории отечественной литературы, а также посвятил почти всю жизнь своему главному увлечению – собиранию фольклора.

Александр Николаевич был частым гостем одного из самых известных блошиных рынков Москвы – Сухаревского. Там он находил и скупал для своей библиотеки ценные старинные книги. Именно эти редкие рукописи и помогали ему получать знания о преданиях и сказаниях славян, а также неизменно вдохновляли его на новые литературные подвиги.

Его сборники русского народного творчества до сих пор являются предметом гордости всех ценителей русской культуры и литературы в частности. Больше всего внимания автор уделял сказкам. Венцом его карьеры стали несколько томов сборников «Русских народных сказок».

3. Дмитрий Садовников

2

Будущий известный этнограф и фольклорист очень рано научился читать. Книги в отцовской библиотеке вдохновили его на написание собственных стихов. И вскоре стихи гимназиста Садовникова начали печатать в литературных журналах.

Однако самым большим увлечением начинающего поэта были произведения народного творчества. Юноша мечтал собрать в одной книге весь фольклор волжского региона. Уже в зрелом возрасте Садовников начал претворять свою мечту в жизнь, путешествуя вдоль Волги и записывая самые интересные работы устного народного творчества.

Впоследствии ему удалось собрать самый полный и точный сборник загадок – «Загадки русского народа». Благодаря этому сборнику до нас дошло множество интересных загадок, а с ними народная мудрость и опыт. Продолжая развивать собственный творческий потенциал, Садовников совместил два своих увлечения – поэзию и фольклор – в одно. Именно он стал автором стихов к песне «Из-за острова на стрежень», которую многие до сих пор считают народным, а не авторским произведением.

Совсем недавно в издательстве «Архипелаг» вышла новая книга – «Русские народные загадки в картинках». Художница Зина Сурова проиллюстрировала в ней самые яркие и интересные загадки, пришедшие «из народа», в их числе есть и те, что собрал Дмитрий Николаевич Садовников. Уже сейчас удивительную книгу-игру можно приобрести на сайте издательства.

4. Иван Худяков

3

Иван Александрович Худяков – одна из самых ярких и самых быстро закатившихся звёзд отечественной фольклористики. Трагическая судьба этого человека только увеличивает ценность его вклада.

Худякову посчастливилось найти свою стезю. Ею стала фольклористика. Уже в университете юноша проявлял горячий интерес к этой сфере, и в восемнадцать лет он опубликовал свою первую книгу – «Великорусские сказки». Вскоре за ними в свет вышла и вторая книга с собранным им фольклором – «Великорусские загадки».

Ивана Александровича интересовало не только творчество народа, но и его судьба. Материал для своих работ он собирал непосредственно у носителей – простых крестьян. В процессе Худяков, глубоко проникшись тяготами народа, решил создать учебник, по которому на примере народных пословиц и поговорок крестьянские дети могли бы обучаться грамоте. К сожалению, жёсткая цензура того времени не позволила осуществиться мечте автора – и учебник так и не вышел в свет. Позднее канул в безвестность и сам Худяков – увлечение революционными идеями привело его к ссылке и скорой гибели. Иван Александрович скончался в возрасте тридцати четырёх лет.

5. Владимир Пропп

1

Советский филолог и исследователь фольклора Владимир Яковлевич Пропп стал одним из первых учёных, задумавшихся об алгоритме появления определённых сюжетов в произведениях народного творчества.

С самого детства русская няня поволжского немца Владимира Проппа окружала его фольклором, напевая русские народные песни. В студенческие годы юноша проявил не малый интерес к русской словесности. Будущий известнейший фольклорист даже несколько лет преподавал русский язык и литературу в учебных заведениях Санкт-Петербурга. Примерно в то же время в нём проснулась любовь к русским народным сказкам.

За свою жизнь Владимир Яковлевич собрал огромное количество произведений народного творчества и написал несколько серьёзных монографий по фольклористике. Он исследовал не только структуру сказок, но и их корни. Его одинаково интересовали, как закономерности появления одних и тех же сюжетных ходов и схожих образов, так и взаимосвязь происходящего в сказках и событий реальной жизни. Пропп объяснял действия героев и повороты сюжета славянской мифологией и обрядами инициаций. Он также занимался собиранием былин, изучением героического эпоса и историей возникновения различных сельскохозяйственных праздников. 

«Русские народные сказки и их собиратели А.Н.Афанасьев. В.И.Даль, К.Д.Ушинкий»

методическая разработка урока

Автор: Багаутдинова Зульфия Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т.Кукмор», п.г.т.Кукмор, Республика Татарстан

В раздел начальное образование

Урок:
Литературное чтение

Тип урока:
урок «открытия» нового знания.

Тема урока:
Русские народные сказки и их собиратели: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль,
К.Д.Ушинский.

Цель урока:


обобщить знания о русской народной сказке, её особенностях и видах;
— познакомить с первыми собирателями русских народных сказок;
— познакомить с книгами русских народных сказок и пробудить интерес к
народной сказке как произведению устного народного творчества.

Универсальные учебные действия

Познавательные:
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и группе при
выполнении учебного задания.

Регулятивные:
выполнять учебное действие по плану.

Личностные:
проявлять интерес к собирателям русских народных сказок.

Основные понятия:
сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная
сказка. Сказочный герой, структура сказки. Собиратели русских народных
сказок.
ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся.

(Мыслительный приём СИ-ФИНК-УАНДЕ).

На экране появляются иллюстрации из сказок. Ребята, что вы видите на

экране? Что вы об этом думаете? Что вам хотелось бы узнать сегодня на

уроке?
– Сегодня у нас необыкновенная встреча. Встреча со сказками. Посмотрите на
книжную выставку. Что объединяет все сказки.
(Нет автора)
– Объясните почему?
(Сказки появились очень давно, автор неизвестен.
Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку,
передавал ее слушателям. Так сказка передавалась «из уст в уста «.)
– Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в
обработке Афанасьева, в пересказе В.И.Даля или К.Д.Ушинского и др. Можно
ли назвать их авторами сказок? (Ответы детей) Кто они? Собиратели русских
народных сказок.
( Выведение темы урока, цели).

III. Актуализация знаний.

Совершим путешествие в загадочный мир русских народных сказок.
Далеко-далеко раскинулось это царство, прекрасная страна! И кто хоть раз
побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые высокие.
Птицы – самые звонкие, чудеса – самые страшные. Ребята, я предлагаю вам
составить постеры на тему – сказка, сначала 10 секунд подумаем, а потом
запишем на своих листочках всё, что вы знаете о сказках. Даю на работу 1
минуту.
Выслушивание ответов нескольких групп.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они
пришли к нам из глубокой древности. В давние, давние времена не умели люди
ни писать, ни читать. Сказки потому назвали так, что их сказывают. Они
появились очень давно, наверное, еще в те далекие времена, когда человек
научился говорить. Чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для
них придумывать сказки, потехи, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их
рассказывали «из уст в уста». А эти детки – своим деткам. Каждый что-нибудь
свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А записывать их
стали сравнительно недавно – лишь 150 лет назад. Все сказки придерживаются
строгой структуры: зачин, основная часть и концовка. Бывают 3 видов:
волшебные, бытовые и сказки о животных.
Итак, с ответом на вопрос, что такое сказка, мы определились, а теперь
покажем свои знания о героях сказок.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки,

Отгадайте без подсказки.

Называйте посмелей

Этих сказочных друзей!

Загадки:
1. Красная девица грустна.
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)
3. У Аленушки — сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
5. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репа)
6. На сметане был мешен,
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
7. Жили-были семь ребят,
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
И всех детей она спасла. (Волк)

– Все загадки отгадали и героев всех назвали.

IV. Первичное усвоение новых знаний.
Провели разминку, отгадали сказочных героев, на занятиях ГПД ответите
на вопросы сказочной викторины, которую для вас подготовили участники
стола №2,
а теперь перейдём к самим собирателям, сказителям и

сказочникам.
– Некогда ходили по Руси «бахари-сказочники», ходили веселые скоморохи.
Вокруг них всегда собиралась толпа – кому не охота узнать про чудо-чудное!
Даже у Ивана Грозного были свои бахари – три слепых старика, которые
неотлучно дежурили при царской постели. В разных уголках России
рассказывали разные сказки и даже одну и ту же рассказывали по-разному.
Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди – они не просто
любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель. Врач. Студент.
Грамотный крестьянин.

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в

котором мы живем, жил-был человек по имени Алексей Николаевич

Афанасьев. Предоставим слово 1-ой группе.
Наша группа изучила материалы об Алексее Николаевиче
Афанасьеве. Наиболее важные факты хотим вам рассказать.
Алексей Николаевич Афанасьев — выдающийся русский собиратель
фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и
литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его,
человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным
стряпчим, то есть государственным чиновником.
Образование Алексей Николаевич получил в Воронежской гимназии и
Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором
проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.

Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо
устного творчества, в том числе сказок. Афанасьев А.Н. провел огромную
работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в
сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863
гг. изданы в
восьми выпусках. В сборник включены более 600 сказок со всех уголков
России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга
выдержала более двадцати пяти изданий
.
Среди прочих сказок, включенных в
сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка»,
«Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые
стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно
назвать бесчисленными сказочными богатствами.

V. Первичная проверка понимания.
Ребята, а давайте в группах обсудим, что наиболее важного
запомнили о собирателе сказок Алексее Николаевиче Афанасьеве? Какие
самые известные сказки вошли в его сборник? Немного подумали, начинаем
обсуждение. Кто хочет выступить от группы?

2. Первичное усвоение новых знаний.

В.И.Даль.
Наша группа предлагает вашему вниманию сообщение о Владимире Ивановиче
Дале.
Владимир Иванович Даль ─ известный лексикограф. Родился в
1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним
Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный,
лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка.
Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским
патриотом.
Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом,
фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском
и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве
кораблей, домов и мостов.
Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим
хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из
учредителей и деятельных членов Русского географического общества.
Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого
великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также
ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и
записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда»,
«Волка бояться – в лес не ходить».
Именно В.И.Далем были записаны русские народные сказки:
Война грибов с ягодами;
Гуси-лебеди;
Девочка Снегурочка;
Журавль и цапля;
Старик годовик;
Лиса лапотница;

Привередница;
Лиса и медведь.

На слайде – словарная работа:

лексикограф –
собиратель слов, приведение их в систему и издание в виде
лексикона, словаря

этнограф —
специалист, изучающий культуру и быт определённого народа.

Первичная проверка понимания.


Ребята, поделитесь наиболее интересной информацией из жизни В.И.Даля с
партнёром по плечу, начинает партнёр, фамилия которого содержит больше
букв.

Опрос нескольких учеников.
3.
Первичное усвоение новых знаний.
Константин Дмитриевич Ушинский
Мы с нашей группой хотим вам рассказать про Константина Дмитриевича
Ушинского. Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог,
основоположник русской педагогической науки, до него в России не
существовавшей. Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2
марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича —
отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года,
мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича умерла, когда
сыну было только 12 лет. В 11 лет Ушинский поступил в третий класс
гимназии, которую окончил в 1840 году. Завершив курс обучения в гимназии,
Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в
ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский
университет на юридический факультет, который заканчивает с отличием. За
свою жизнь Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и
Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы,
детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые
гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей он написал и издал
учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это
были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального
обучения детей. По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие
попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с
«педагогическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему
научатся, читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.
Сказки, записанные К.Д.Ушинским:
1. Козлятки и Волк
2. Курочка Ряба
3. Лиса и Журавль
4.Колобок
5.Репка
6.Мужик и Медведь

Первичная проверка понимания.
Ребята, проверим ваше внимание ещё раз: что самое важное вы
запомнили о Константине Дмитриевиче Ушинском? Подумали. Обменяйтесь
мнениями с партнёром по лицу, начинает чётный номер.

VI. Первичное закрепление.
А теперь, ребята, я хочу проверить, как вы запомнили, какие сказки
записали А.Н.Афанасьев, В.И. Даль, К.Д.Ушинский. Для этого мы (используя
мыслительный
приём СОРТ КАРДС) рассортируем сказки, названия которых лежат у вас
на партах, отнеся их к определённому писателю.
Проверка по группам. Ребята, все согласны с перечнем, дополнений нет?
Спасибо за работу.

Физкультминутка для глаз.

Знакомство со сказкой.
Настало время познакомиться с несколькими русскими народными сказками,
которые записали писатели А.Н.Афанасьев, В.И.Даль, К.Д.Ушинский.
— Чтение сказок по цепочке.
— Работа по содержанию.

1. Баба-яга ( в обработке А.Н.Афанасьева)
1. К какому виду сказок вы отнесёте эту сказку?
2. Какой зачин у этой сказки? Какова концовка?
3. Какова основная мысль данной сказки?
4. Чему она нас учит?

2. Жалобы Зайки (в пересказе Ушинского К.Д.)
1. К какому виду сказок относится сказка «Жалобы Зайки»?
2. Что вы узнали из этой сказки о зайце?
3. Чему учит данная сказка?

3.Война грибов и ягод (записал В.И.Даль)

Слушание чтения учителя.
Вопросы по содержанию:
1. К какому виду сказок вы отнесёте эту сказку?
2. Кто является главным героем сказки?
3. Какова основная мысль данной сказки?

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, дома читаем сказки в обработке Афанасьева, Даля, Ушинского.
Готовим 2 истины и 1 выдумку. Группы 5 и 6 готовят сообщение ещё о 2
собирателях русских народных сказок: о Л.Н.Толстом и А.Н.Толстом. Отметки
«5» получили участники столов 1, 3, 4 за их интересные выступления.

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока).

Р
ебята, подходит к концу наше путешествие в страну сказок и
волшебства. Представляете, кто приготовил вам задания на прощание?
Волшебные цифры – 3-2-1. Цифра 3 просит назвать 3 самых важных момента,
о которых вы узнали сегодня на уроке, давайте подумаем и ответим на её
вопрос, цифра 2 — 2 самых интересных факта, прозвучавшие на уроке,
пожалуйста, вспомните, расскажите, цифра 1 просит записать на стикерах 1
вопрос по содержанию урока, повесить на парковке, следующий урок начнём
с ответа на ваши вопросы. Спасибо всем за урок.

Приложение 1.
Баба Яга
Жили-были муж с женой и прижили дочку; жена-то и помри. Мужик женился
на другой, и от этой прижил дочь. Вот жена и невзлюбила падчерицу; нет житья
сироте. Думал, думал наш мужик и повез свою дочь в лес. Едет лесом – глядит:
стоит избушка на курьих ножках. Вот и говорит мужик: «Избушка, избушка!
Стань к лесу задом, а ко мне передом». Избушка и поворотилась.
Идет мужик в избушку, а в ней баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в
другом – другая. «Русским духом пахнет!» – говорит яга. Мужик кланяется:
«Баба-яга костяная нога! Я тебе дочку привез в услуженье». – «Ну, хорошо!
Служи, служи мне, – говорит яга девушке, – я тебя за это награжу».
Отец простился и поехал домой. А баба-яга задала девушке пряжи с короб,
печку истопить, всего припасти, а сама ушла. Вот девушка хлопочет у печи, а
сама горько плачет. Выбежали мышки и говорят ей: «Девица, девица, что ты
плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки. «А вот, –
говорят, – ты на всякое веретёнце по ниточке напряди». Пришла баба-яга: «Ну
что, – говорит, – все ли ты припасла?» А у девушки все готово. «Ну, теперь поди
– вымой меня в бане». Похвалила яга девушку и надавала ей разной сряды.
Опять яга ушла и еще труднее задала задачу. Девушка опять плачет. Выбегают
мышки: «Что ты, – говорят, – девица красная, плачешь? Дай кашки; мы тебе
добренько скажем». Она дала им кашки, а они опять научили ее, что и как
сделать. Баба-яга опять, пришедши, ее похвалила и еще больше дала сряды… А
мачеха посылает мужа проведать, жива ли его дочь?
Поехал мужик; приезжает и видит, что дочь богатая-пребогатая стала. Яги не
было дома, он и взял ее с собой. Подъезжают они к своей деревне, а дома
собачка так и рвется: «Хам, хам, хам! Барыню везут, барыню везут!» Мачеха
выбежала да скалкой собачку. «Врешь, – говорит, – скажи: в коробе косточки
гремят!» А собачка все свое. Приехали. Мачеха так и гонит мужа – и ее дочь
туда же отвезти. Отвез мужик.
Вот баба-яга задала ей работы, а сама ушла. Девка так и рвется с досады и
плачет. Выбегают мыши. «Девица, девица! О чем ты, – говорят, – плачешь?» А
она не дала им выговорить, то тоё скалкой, то другую; с ними и провозилась, а
дела-то не приделала. Яга пришла, рассердилась. В другой раз опять то же; яга

изломала ее, да косточки в короб и склала. Вот мать посылает мужа за дочерью.
Приехал отец и повез одни косточки. Подъезжает к деревне, а собачка опять
лает на крылечке: «Хам, хам, хам! В коробе косточки везут!» Мачеха бежит со
скалкой: «Врешь, – говорит, – скажи: барыню везут!» А собачка все свое: «Хам,
хам, хам! В коробе косточки гремят!» Приехал муж; тут-то жена взвыла! Вот
тебе сказка, а мне кринка масла.
Приложение №2
Жалобы зайки
Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет,
приговаривает:
«Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на
меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб,
пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих
милых детушек — сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-
то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею.
Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить
смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если
придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору — то и пойдешь
кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь
шорох, — уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света, пырскнешь
из куста, — да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги.
Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по
закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и
потащит меня кухарка на кухню за длинные уши.
Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить
не за что. Будь у
меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы,
кажется, пошел и утопился».

Приложение №3

Даль

Владимир

Иванович

«

Война

грибов

с

ягодами

»
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники
с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу,
ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и
пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось!
Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же,
— думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая —
пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и
стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую
ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их
вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы.
Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в
кузов класть. Набрала его полным — полнешенько, насилу до дому донесла, а

дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки
— в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-
боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

В раздел начальное образование

  • Скачать презентацию (1.62 Мб)


  • 11 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему «Собиратели русских народных сказок» в режиме онлайн с анимацией. Содержит 11 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    11

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Собиратели русских народных сказок

    Слайд 1

    Собиратели
    русских
    народных сказок

  • Slide2

    Слайд 2

    Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев

    А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.
    Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
    Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

  • Slide3

    Слайд 3

    Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках.
    Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры — В. И. Даля.
    В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

     

  • Slide4

    Слайд 4

    В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий.
    Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

  • Slide5

    Слайд 5

    В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом.
    Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества.
    Даль  Владимир  Иванович

  • Slide6

    Слайд 6

    Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить».
    Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

  • Slide7

    Слайд 7

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
    По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа».
    Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

  • Slide8

    Слайд 8

    Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

  • Slide9

    Слайд 9

    Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.
    Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

  • Slide10

    Слайд 10

    Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью.
    В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

  • Slide11

    Слайд 11

    При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:
    http://narodstory.net
    www.hobbitaniya.ru
    http://ru.wikipedia.org
    images.yandex.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайд 1

Презентация на тему:Собиратели русских народных сказокУчитель начальных классов: Баранова М.С.

Текст слайда:

Презентация на тему:
Собиратели русских
народных сказок

Учитель начальных классов: Баранова М.С.


Слайд 2

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель

Текст слайда:

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев

А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.
Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.


Слайд 3

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные

Текст слайда:

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках.
Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры — В. И. Даля.
В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.


Слайд 4

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник

Текст слайда:

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий.
Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.


Слайд 5

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним

Текст слайда:

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский).
Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества.

Даль  Владимир  Иванович


Слайд 6

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей.

Текст слайда:

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить».
Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.


Слайд 7

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы

Текст слайда:

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа».
Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.


Слайд 8

Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя.

Текст слайда:

Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.
Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».
В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».


Слайд 9

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:http://narodstory.netwww.hobbitaniya.ruhttp://ru.wikipedia.orgimages.yandex.ru

Текст слайда:

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:
http://narodstory.net
www.hobbitaniya.ru
http://ru.wikipedia.org
images.yandex.ru


Цели: дать представление об А.
Афанасьеве, расширить представление детей о
волшебной сказке на основе текста сказки
«Морской царь и Василиса Премудрая»

Оборудование: Презентация,
сундучок с предметами из сказок, пазлы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Шар земной я исходил,
Много сказок посетил.
И сегодня к вам, друзья,
В гости я зашел не зря.
Рассказать хочу детишкам,
Что все сказки эти в книжках.

II. Работа с выставкой книг

– Сегодня у нас необыкновенная встреча.
Встреча со сказками. Посмотрите на книжную
выставку. Что объединяет все сказки . (Нет
автора)

– Объясните почему ? (Сказки появились очень
давно, автор неизвестен. Создавались они самим
народом. Один певец или рассказчик, напевал
сказку, передавал ее слушателям. Так сказка
передавалась «из уст в уста «.)

– Посмотрите, на титульном листе каждой книги
под названием есть запись: в обработке А.Н.
Толстого, в пересказе А.Н. Толстого или
К.Д.Ушинского и др. Можно ли назвать их авторами
сказок? (Ответы детей) Кто они:

III. Вступительное слово учителя

Сказки – древнейший жанр устного народного
творчества. Они пришли к нам из глубокой
древности. В давние, давние времена не умели люди
на писать, ни читать. Сказки потому назвали так,
что их сказывают. Они появились очень давно
,наверное, еще в те далекие времена, когда человек
научился говорить. Чтобы повеселить своих деток
малых, взрослые стали для них придумывать сказки,
потехи, прибаутки. Детки подрастали, своим детям
их рассказывали «из уст в уста». А эти детки
– своим деткам. Каждый что-нибудь свое в сказки
добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А
почему их назвали русскими народными. А
записывать их стали сравнительно недавно – лишь
150 лет назад.
Вот об этих людях, которые записывали для
потомков народные сказки, мы будем сегодня
говорить.

– Что вам хочется о них узнать? (Ответы детей)
– Сегодня вы познакомились с собирателями и
издателями сказок, встретитесь с народной
волшебной сказкой.

IV. Работа по теме

1) Совершим путешествие в загадочный мир
русских народных сказок. Далеко-далеко
раскинулось это царство, прекрасная страна! И кто
хоть раз побывал в ней, останется пленником
навеки . Деревья там самые высокие. Птицы – самые
звонкие, чудеса – самые страшные. Предлагаю
отправиться в путь-дороженьку: белый свет
повидать , на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка предстоит нам дальняя. На пути нам
встретятся препятствия, и мы должны их будем
преодолеть. Я знала что вы, ребята, очень дружные
и смелые. Во время путешествия вы будете помогать
и выручать друг друга.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

1. Красная девица грустна.
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

2. В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)

3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репа)

6. На сметане был мешен
В русской печке испечен
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)

7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
И всех детей она спасла. (Волк)

– Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Игра «Сказочный сундучок»

В сундучке пирожок,
яблоко,
золотое яйцо,
большая деревянная ложка и 2 поменьше,
перышко (Финиста)
стрела.
Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в
какой сказке они встречаются.

Сказки: «Маша и медведь» –
пирожок;
«Курочка Ряба» – золотое яйцо;
«Финист» – ясный сокол – перышко;
«Царевна-лягушка » – стрела Ивана царевича;
«Крошечка-хаврошечка» – яблоко;

2) Сообщение о собирателях , сказателях им
сказочниках.

– Некогда ходили по Руси
«бахари-сказочники», ходили веселые
скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа –
кому не охота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана
Грозного были свои бахари – три слепых старика,
которые неотлучно дежурили рпи царской постели.
В разных уголках России рассказывали разные
сказки и даже одну и ту же рассказывали
по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но
жили на свете люди – они не просто любили сказки,
а сохраняли, записывали: сельский учитель. Врач.
Студент. Грамотный крестьянин.
– В некотором царстве, в некотором государстве, а
именно в том, в котором мы живем, жил-был человек
по имени Александр Николаевич Афанасьев. Он
родился в городе Богучаре Воронежской губернии,
в семье уездного стряпчего.
Отец его стремился дать своим детям образование.
Первыми учителями Саши были два священника, люди
малограмотные и грубые. Среднее образование он
получил в Воронежской гимназии. А далее он учился
в Московском государственном университете.
Александр Николаевич Афанасьев известен как
историк ,историк литературы и теоретик.

3)  Чтение исторической справки об А.
Афанасьеве. (Дети читают.)

– Сколько лет работал Афанасьев над книгой ? (В.
Даль, Русское Географическое общество)
– Главной областью занятий Афанасьева была
народная поэзия, в основном сказки и легенды.
Изданные им сборники прославили его имя во всем
культурном мире и составляют национальное
достояние по сегодняшний день. Мысль о создании
сборника сказок возникла у Афанасьева еще в 1851
году . Он подумал: если попросить всех, кто может
записать сказки, а потом собрать эти записи и
напечатать, получится большая книга. Эта книга и
будет тем чудесным сказочником, который не
забудет.
600 сказок подарил он читателям . Назвал свой
сборник хорошо и просто – «Народные русские
сказки». Прошли годы ,народ понял какие
сокровища сберег Афанасьев, и теперь книга имеет
другое название – » Народные сказки А.Н.
Афанасьева.» Интересно , что для детского
чтения было всего 88 сказок.

V. Изучение нового материала

1. Собиратели сказок. Александр Афанасьев был
избран в члены русского географического
общества, который предоставил в распоряжение
Афанасьева все имеющиеся в архиве сказки. В. Даль
передал Афанасьеву 150 сказок. Собирали и
записывали сказки К.Д. Ушинский, А.Н. Толстой.
– Как вы думаете, а в зарубежной литературе есть
свои собиратели сказок? (Ответы детей).
– Можно считать опыт Ш. Перро, братья Гримм.
– Какие сказки этих сказочников вы знаете? (Ответы
детей).

2. Продолжаем путешествие. Игра «Из какой мы
сказки» (Показ слайдов).

3. Игра «Пазлы» (собирают картинку сказки и
называют ее).

4. Работа с лентой времени (с. 70).

– Рассмотрите «ленту времени». Почему А.
Пушкин стоит в одном ряду с собирателями сказок ? (Предположение
детей).

5. Знакомство со сказкой.

Звучит музыка, бьют часы.

– Часы возвестили о том, что пришло время
встречи со сказкой. Послушайте сказку и отметьте
те места, которые подтверждают мысль, что
народные сказки собирались и записывались. Эта
сказка имеет общие признаки с другими народными
сказками, но об этом мы поговорим на следующем
уроке.

IV. Итоги  урока

– Что вы можете сказать о сказке? Поделитесь
впечатлениями. (Свободные высказывания детей).

  • Презентация сказки народов урала
  • Презентация рассказ о себе пример
  • Презентация сказка лиса и тетерев 2 класс литературное чтение школа россии
  • Презентация расскажи сказку колыбельные мама 2 класс критская
  • Презентация рассказы чарушина о животных для детей