Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебные

18.11.21 добрый день, ребята! тема: из русской литературы xviii века михаил васильевич ломоносов 1711-1765. краткий рассказ о жизни писателя детство

18.11.21

Добрый день, ребята!

Тема: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

                       Ход урока

1. Прочитайте учебник с.54 -56 .

2. Просмотрите видеоурок . Запишите в тетрадь его основное содержание.

 3. Заполните таблицу « Роды и жанры литературы»

Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…

4. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ (письменно ответы в тетради)

1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?

2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

5. На двойных листочках выполняем тестовую контрольную работу. Разделитесь на варианты так, как сидели за партами в классе.

На листочке запишем

Восемнадцатое ноября

Контрольная тестовая работа 1

1 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество

Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение

Г) старинное творчество

2. Кто является автором фольклорных произведений?

А) поэт

Б) летописец

В) писатель

Г) народ

3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?

А) поговорка

Б) закличка

В) загадка

Г) сказка

4. Что такое сказка?

А) занимательный рассказ о людях

Б) занимательный рассказ о приключениях

В) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

Г) легенда

5. На какие группы делятся сказки?

А) исторические, фантастические, бытовые

Б) волшебные, о животных, бытовые

В) о животных, волшебные, юмористические

Г) бытовые, о животных, романтические

6. Прочитайте фрагмент сказки.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»

Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.

А) постоянный эпитет

Б) концовка

В) зачин

Г) присказка

7. Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?

А) компьютер

Б) печка

В) яблоня

Г) метла

8. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?

А) О животных

Б) Волшебных

В) Социально-бытовых

Г) Нет таких сказок

9. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?

А) Алёшенька

Б) Никитушка

В) Иванушка

Г) Илья

10. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?

А) Второстепенным

Б) Новым

В) Малым

Г) Большим

11. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?

А) Русского

Б) Английского

В) Итальянского

Г) Немецкого

12. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?

А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу

Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу

В) Её похитил Кощей Бессмертный

Г) Вернулась к себе домой

13. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?

А) сапоги-скороходы

Б) Лапти

В) Железные сапоги

Г) Волшебные сапоги

14. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?

А) Бабу ягу

Б) Старика

В) Селезня

Г) Зайца

15. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?

А) Медведя, волка, зайца, щуку

Б) Медведя, селезня, зайца, щуку

В) Селезня, волка, щуку, лису

Г) Медведя, лису, селезня, щуку

2 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

А) греческого

Б) латинского

В) английского

Г) русского

2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

А) поэма

Б) загадка

В) поговорка

Г) пестушка

3. Укажите фольклорную сказку.

А) «Золушка»

Б) «Маугли»

В) «Журавль и цапля»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.

А) волшебные предметы

Б) волшебные помощники

В) троекратный повтор

Г) наличие автора

5. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –

крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у

него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью

кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со

всего размаху ударил ее о сырую землю.

4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –

в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.

6. В чем приехала Царевна-лягушка на пир

А) в карете

Б) на машине

В) в коробчонке

Г) на лошади

7. Какой не может быть сказка?

А) волшебной

Б) поучительной

В) народной

Г) абсолютно правдивой

8. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?

А) Мудрость народа

Б) Исторические факты

В) Чувство юмора

Г) Волшебство

9. Чем начинается сказка?

А) Вступлением

Б) Зачином

В) Завязкой

Г) Кульминацией

10. Какая главная особенность устного народного творчества?

А) Нереальность

Б) Коллективность

В) Исторические факты

Г) Большой объём произведений

11. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?

А) Потешки

Б) Пестрелки

В) Небылицы

Г) Прибаутки

12. Кто сопровождал чудо-юдо?

А) конь и пёс

Б) пёс и ворон

В) ворон и конь

Г) конь, пёс, ворон

13. Какой меч был у Ивана?

А) стальной

Б) булатный

В) меч-кладенец

Г) волшебный

14. Сколько кузнецов работало в кузнице?

А) 10

Б) 11

В) 12

Г) 14

15. Что бросили братья змеихе в пасть?

А) камни

Б) по пуду соли

В) яблоки

Г) по пуду сахара

Сквозная тема:

ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР

Лексическая тема:

66.Бытовые сказки.

Тема урока:

«Айога» (нанайская народная сказка)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или

по готовому плану/инсценирование.

2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя).

Развитие

навыков:

1.2 Пересказывание произведения.

2.4 Определение жанра литературного произведения.

3.2 Создание творческих работ разных жанров.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Узнать о бытовых сказках и её героях.

Большинство учащихся смогут:

Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения

принятых обществом норм.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Подтверждать свое мнение отрывками из текста.

Рассказать об отличиях бытовых сказок.

Составить картинный план пересказа, определяя правильный порядок

иллюстраций.

Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Придумать и нарисовать свой конец сказки.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Сказки народные и авторские, волшебные, бытовые, сказки о животных.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли гордиться красотой?

— Какую традицию, почитаемую у людей разных народов, нарушают люди,

отказываясь помогать своей маме?

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

— самопознание

— познание мира

— музыка

— изобразительное искусство

— трудовое обучение

— музыка

— физическая культура

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

1-5 мин

Актуализация знаний.

— Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки».

(К) Инсценировка диалога (подготовленные дети).

— Бабушка, расскажи мне сказку.

— А какую хочешь сказку, внучек?

— Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Учитель предлагает детям рассказать, какие бывают сказки.

(Г) Работа в группах. Составление постера «Сказки».

СКАЗКИ

/

волшебные о животных бытовые

Изучение основ теории литературы.

Вывод: Сказки — это один из жанров устного народного

творчества. Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных.

Целеполагание.

Листы бумаги,

фломастеры

5-14 мин

Опрос домашнего задания.

Критерии успеха

Цель нашего урока – научиться:

— читать вслух правильно, сознательно и выразительно;

— составлять план произведения;

— пересказывать произведение по составленному плану.

Середина урока

1424 мин

Работа по учебнику.

Организация восприятия нового материала.

(К) Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Можно ли гордиться красотой?

(П) Отгадывание загадки «Расшифруй слово».

Используя знаки под буквами, расшифруйте слово.

(Айога)

М О Ж Н О Г О Р Д И Т Ь С Я К Р А С О Т О Й ?

phpPrpZyY moj urok 1phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 3phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 8phpPrpZyY moj urok 9phpPrpZyY moj urok 10phpPrpZyY moj urok 11phpPrpZyY moj urok 12phpPrpZyY moj urok 13phpPrpZyY moj urok 14phpPrpZyY moj urok 15phpPrpZyY moj urok 16phpPrpZyY moj urok 17phpPrpZyY moj urok 18phpPrpZyY moj urok 19phpPrpZyY moj urok 20phpPrpZyY moj urok 21phpPrpZyY moj urok 22

phpPrpZyY moj urok 23phpPrpZyY moj urok 24phpPrpZyY moj urok 25phpPrpZyY moj urok 26phpPrpZyY moj urok 27

(К) Работа с пословицами. Учащимся предлагается прочитать пословицы в учебнике и сделать вывод, какой темой они объединены и в чем заключена настоящая красота человека.

(Г) Исследовательская работа. Поиск информации.

— Литературное произведение, с которым мы сегодня

будем работать, называется «Айога».

— К какому жанру относится это произведение? (сказка)

— Верно, это нанайская народная сказка.

Подготовка к восприятию текста. С л о в а р н о — л е к с и ч е с к а я р а б о т а.

Нарты – национальные деревянные санки на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой – около 1 м, предназначенные для езды на собаках или на северных оленях.

Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири.

Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России.

Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.

Кочевники – мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства.

Малица – меховая двуслойная одежда глухого покроя.

Стойбище – стоянка кочевников.

Первичное восприятие текста сказки.

Аудиопрослушивание сказки «Айога».

(К) Проверка понимания текста сказки.

Формулирование вопросов и ответов по содержанию произведения (простые уточняющие вопросы, умение находить ответы из текста)

– Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?

– Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая) Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
– Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)

– Почему же красивая девочка вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)

– Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.) Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней. Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)

– А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)

– Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет)

– Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)

– А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

(К) Раскрытие основной мысли текста. Оценивание поступков героя (описание внешнего вида, поступков героя).

– Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой)

– С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили)

– Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой)

– Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди? (они остаются одни)

Работа в тетради.

(П)Детям предлагается выбрать слова, соответствующие героям сказки, и соединить стрелочками с персонажем, добавить качества, отражающие характер девочек.

(К)Учащиеся составляют синквейн об Айоге.

1) Айога.

2) Самовлюбленная, ленивая, грубая, эгоистичная.

3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.

4) Не помогала своей маме.

5) Одиночество.

Учебник

Слайд

Презентации

http://www.hobo

bo.ru/media/audi

o/item/ayoga

Тетрадь

2426 мин

Физминутка «Семья».

Расскажите мне, ребята,

Как денек вы провели?

— Все расскажем по порядку:

Утром делали зарядку и для тела, и для глаз.

— Как?

— Вот этак, вот так!

А потом?

— Дружно, весело играли.

— Как?

— Вот этак, вот так!

— А потом?

— В бассейне мы купались, плавали, плескались.

— Как?

— Вот этак, вот так!

— А потом?

— Мы на улице гуляли, за природой наблюдали.

— Как?

— Вот этак, вот так!

— А потом?

— Мы устали, на кроватках отдыхали.

Конец урока

26-38 мин

Работа над содержанием произведения.

)Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, расположить их в правильном порядке и составить план для пересказа сказки по иллюстрациям.

Работа в тетради.

Учащиеся соединяют начало пословиц с концовкой.

Раскрашивают текст пословицы, которая подходит к сказке.

(К) «Мозговой штурм». Можно ли хвалиться красотой? – Какая бывает красота у человека? (внутренняя и внешняя)

Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет. О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)

А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому? Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.)

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

(К) В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.

– Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся.

– На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.)

– Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.)

– Кто виноват в том, что случилось? (Ответы детей.)

Учебник

Тетрадь

Учебник

3840 мин

Итог урока. Рефлексия.

— Что важнее: внешние качества человека или внутренние?

— Как вы считаете, что делает человека красивым?

Закончите предложение:

Красивый человек — это человек, который… .

— Чему учит сказка «Айога»?

К какому виду сказок относится эта сказка? (Бытовая).

Домашнее задание. Пересказ сказки по готовому плану.

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

Не одним снегом богата Сибирь…

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки…

Предлагаем вашему вниманию сказки народов, заселявших землю сибирскую на протяжении множества столетий, и оставивших свой след в истории.

А также хотим познакомить вас с  сибирскими и новосибирскими писателями сказочниками, творчество которых продолжает лучшие традиции сказочной литературы России.

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебные6+

Дети зверя Мааны : сказки народов Сибири о животных / худож. Х. А. Аврутис. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1988. — 144 с. : ил.

«В стародавние времена жила на Алтае чудо-зверь мать Мааны. Была она, как кедр вековой, большая. По горам ходила, в долины спускалась – нигде похожего на себя зверя не нашла. И уже начала понемногу стареть. Я умру, — думала Мааны, —  И никто на Алтае меня не вспомянет, забудут все, что жила на земле большая Мааны. Хоть бы родился у меня кто-нибудь…»

Сказки народов Сибири о животных учат детей доброму и внимательному отношению к окружающему миру.

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебные 6+

Русские сказки Сибири / сост. Т. Г. Леонова ; худож. В. Лагуна. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. — 190 с. : цв. ил.

Русские люди живут в сибирских местах очень давно – со времени покорения Сибири Ермаком. Тогда же началась здесь история русского фольклора – устного народного творчества.

Эта книга – избранное из русских сказок Сибири, из всего того сказочного богатства, которое в течение столетий передавалось народом из уст в уста, из поколения в поколение, и так пришло в наши дни.

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебные12+

Сибирские сказки / записаны И. С. Коровкиным от А. С. Кожемякиной. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.- 175 с.

Народнопоэтическое творчество Омской области разнообразно и богато. Там живет немало замечательных знатоков сказок.

Одной из лучших сказочниц в Омской области была жительница села Красноярское Омского района Анастасия Степановна Кожемякина (род. 1888). От нее записано сорок сказок..

Сама А. С. Кожемякина начала рассказывать сказки лет пятнадцати. «Сначала девчонкам и парнишкам рассказывала, — вспоминала сказочница, — когда стала бабой — племянницам и всем жителям села». Большинство сказок она  переняла от своей матери и рассказывала их, кажется, так же, как когда-то слышала: редко изменяла что-нибудь в них, еще реже прибавляла что-либо от себя.

Сказочный репертуар Кожемякиной не только велик, но и разнообразен. Сказочница рассказывала и богатырские, и волшебные, и авантюрные, и бытовые сказки.

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебные6+

Сказки народов Сибири / сост.: Э. Г. Падерина, А. И. Плитченко ; худож. Э. Гороховский. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984. — 232 с. : ил.

В сборник вошли лучшие сказки Сибири: алтайские, бурятские, долганские, мансийские, ненецкие, селькупские, тофаларские, тувинские, хакасские, хантыйские, шорские, эвенкийские, якутские сказки о животных, волшебные сказки.

Один из составителей сборника – Александр Иванович Плитченко — наш земляк, поэт, писатель, переводчик алтайского и якутского эпоса.

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебные

6+

Сказки народов Сибири / сост. Г. А. Смирнова; пер. на англ. язык О. В. Мязина, Г. И. Щитникова; худож. оформление В. В. Егоров, Л. А. Егорова. – Красноярск: Витал, 1992. – 202 с : ил.

«Хочешь ли ты узнать, почему звери друг от друга отличаются и почему Ворон – чёрный, а не белый?

Почему львы не живут теперь в Сибири, а у Медведя нет большого пальца?

Или о том, какой костёр разжёг в небе Сокол, как Муравей к Лягушке в гости ходил, а маленький Комарик победил злого духа Чучунну?» — так обращается к маленькому читателю составитель этой книги сказок и легенд о разных зверях, птицах, насекомых, населяющих тайгу и тундру.

Очень привлекательное подарочное издание книги  сказок народов Сибири, с красочными иллюстрациями и постраничным переводом на английский язык.

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ

6+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеБелоусов, Сергей Михайлович. Вдоль по радуге или Приключения Печенюшкина : повесть — сказка / С. М. Белоусов. — Новосибирск : Нонпарель, 1992. — 240 с. : ил.

Кто такой Печенюшкин? Удивительное существо! Некогда он был обычной бразильской обезьянкой по имени Пичи-Нюш и спас своего друга от страшной смерти. В награду боги наделили его безграничными волшебными свойствами, а главное, обострённым чувством справедливости. И вот уже много веков Печенюшкин, подобно рыцарю без страха и упрёка, борется со злом во всех его проявлениях.

О приключениях этого озорного персонажа новосибирский писатель Сергей Белоусов написал сказочную трилогию, которая открывается повестью «Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина». Две самые обычные сестры-школьницы живут в самой обычной новосибирской квартире и даже не догадываются, что прямо на их балкон ведёт волшебная радуга. Радуга, путешествуя по которой, они попадут в волшебную страну Фантазилью и помогут Печенюшкину победить Злодея в серебряном капюшоне.

Для среднего школьного возраста.

6+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеБелоусов, Сергей Михайлович. Смертельная кастрюля, или Возвращение Печенюшкина : повесть-сказка / С. М. Белоусов ; худож. Н. Фадеева. — Новосибирск : Эсби, 1993. — 304 с. : ил.

Это вторая книга сказочной трилогии о Печенюшкине — обезьянке, наделённой безграничной волшебной силой. Сёстры Алёна и Лиза Зайкины раскрывают коварный замысел картоморов — опасных существ, порождённых людьми.

Спасаясь от этих страшных человечков, сёстры снова попадают в волшебную страну Фантазилью.

Теперь судьба Земли в руках двух девочек и Печенюшкина, который  убережёт друзей от всех невзгод.

6+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеБелоусов, Сергей Михайлович. Сердце дракона, или путешествие с Печенюшкиным : повесть-сказка / С. М. Белоусов. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1996. — 368 с.

Вот уже четыре месяца обитатели Фантазильи не давали о себе знать. Предчувствуя большую беду, сёстры Зайкины решаются на отчаянный шаг: тайно пробиться в сказочную страну на выручку. Здесь их худшие опасения сбываются: злая воля окружила Фантазилью. Кто и как подстроил заговор, куда пропал Печенюшкин и кто та таинственная дама в чёрном, что является жителям страны по ночам? Чтобы найти ответы на эти вопросы и разгадать великую тайну, сёстрам предстоит отправиться в прошлое…

Заключительная часть трилогии о приключениях Великого Воина Справедливости Печенюшкина.

/

6+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеМагалиф, Юрий Михайлович. Волшебный рожок или приключения Городовичка : сказка-повесть / Ю. Магалиф. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1993. — 79 с.

Эту сказку-повесть Юрий Магалиф посвятил 100-летию Новосибирска.

Над образом Городовичка-Никошки трудились три талантливых и увлечённых человека – придумал его Городской придумщик Владимир Шамов, книгу написал самый известный сибирский писатель-сказочник Юрий Магалиф, а нирисовал замечательный новосибирский художник Александр Таиров.

Ю. Магалиф: «Городовичок – известный персонаж, который стал символом Новосибирска. Ребенок, который прочитает эту книжку, узнает, каким был город. Что было здесь на этом месте до того, как город начал строиться. И что сегодня интересного есть».

0+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеМагалиф, Юрий Михайлович. Жаконя, Котькин и другие / Ю. М. Магалиор. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1982. — 125 с. : ил.

В книгу вошли известные сказки знаменитого сибирского сказочника Юрия Магалифа – «Жаконя», «Типтик», «Кот Котькин», «Бибишка — Славный Дружок», «Успех-трава».

«Сказки Магалифа — это были-небылицы двадцатого века. Чудеса техники, вошедшие в мир людей, мирно уживаются на этих страницах с ведьмами, говорящими птицами, феями и кикиморами. Детство видит мир вещей живым, дышащим, одушевлённым. И у Магалифа-сказочника вещи и механизмы говорят, грустят, думают, радуются и обижаются в точности как мы сами — и с этим не приходится спорить.

Я прочитал все сказки Юрия Магалифа и если о чём сожалею, так о том, что я не маленький и что этих сказок, так празднично иллюстрированных, не было среди других в моём детстве». Владимир Лакшин.

  • * * *

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеКниги Городского Придумщика Владимира Шамова

написаны в своеобразном сказовом стиле,

рассчитаны на семейное чтение новосибирцев

и  очень хорошо подходят для чтения взрослыми детям.

12+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеШамов, Владимир Викторович. Катеринина тайна / В. В. Шамов ; худож. Л. В. Трещева. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1995. — 78 с. : цв.ил.

Как и у всех столиц, у Новосибирска есть свои тайны, связанные с его рождением.

Одна из них – про любовь Обинушки и первостроителя Иванушки. Владычица Обская поведала и другую легенду – о Катерине – управительнице Обского Подводного царства. Многие страницы посвящены покорению Сибири Ермаком, тому, как шло продвижение русских в эти места.

12+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеШамов, Владимир Викторович. Легендные россыпи: фантастические путешествия во времени / В. В. Шамов ; худож. Л. В. Трещева. — Новосибирск : Книжное издательство, 1997. — 141 с. : ил.

Читателю предстоит путешествие в век шестнадцатый, во времена Ермака Тимофеевича, казацкого атамана, присоединившего к Руси сибирские земли в царствование царя Ивана Грозного. Привлекает внимание и таинственная история старца Федора Кузьмича. Прочитав эту книгу, можно узнать о замечательном человеке Семёне Ульяновиче Ремезове – картографе, архитекторе, летописце. В ней рассказывается о происхождении названий Заельцовский бор, Бугринская роща, Затулинка. А еще – предлагается адрес Городовичка, по которому можно написать ему письмо.

6+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеШамов, Владимир Викторович. Новосибирские сказки / В. В. Шамов ; худож. Е. Третьякова. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003. — 144 с. : цв.ил.

Небольшие увлекательные сказки знакомят с историей Новосибирска, некоторыми его замечательными жителями, городскими достопримечательностями.

Как и в предыдущих книгах В. Шамова,

здесь действует полюбившийся всем Городовичок.

6+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеШамов, Владимир Викторович. Обская легенда / В. В. Шамов. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство : Фонд столетия Новосибирска, 1994. — 55 с. : ил.

«…знаете ли вы, любезный читатель, что во глубине каждой крупной реки есть дворец? И что дворцы эти не похожи друг на друга, как и сами реки…Живут во дворцах этих царицы речные, неувядающие красавицы, в глазах которых затаилась вся глубина рек…» — так начинается «Обская легенда» — первая книга Владимира Шамова из цикла книг об истории нашего города. Обинушка – царица речная, хозяйка великой реки Оби. Она-то и рассказывает о событиях весны 1893 г., когда началось строительство моста через Обь. Из ее легенды можно узнать о первостроителе Иванушке, о том. каким он мечтал увидеть Новосибирск, как хотел, чтобы будущие жители любили свой город…

12+

Презентация сказки волшебные о животных бытовые волшебныеШамов, В. В. Фонтаны над Обью : сказ о будущем, настоящем и прошлом / В. В. Шамов; худож. Е. Третьякова. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. –220 с.: ил.

Владимир Шамов написал книгу путешествий во времени.

Главные ее герои живут в Новосибирске 200-летнем.

Автор знакомит нас с новосибирцами, чьи мысли и чаяния, вдохновение и труд посвящены родному городу.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Презентация сказки по щучьему велению для 3 класса
  • Презентация сказки поди туда не знаю куда
  • Презентация сказка о рыбаке и рыбке деление текста на смысловые части
  • Презентация сказка репка 1 класс
  • Презентация сказка лиса и заяц