Презентация сказки у страха глаза велики для дошкольников

Презентация творческого проекта в старшей группе колокольчики тема: творчество николая николаевича носова автор: проценко анна ивановна организация: мбдоу детский сад

Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»

Автор: Проценко Анна Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №22»

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда

Вид проекта: творческий, ролево–игровой.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.

Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.

В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.

Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.

Задачи проекта:

  • познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
  • способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
  • воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
  • формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
  • развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
  • приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.

Этапы проекта

Содержание деятельности

Участники

1.Подгото-вительный этап

1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта.

2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов.

3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам.

Воспитатель, родители, дети

2.Основной этап

1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова»

2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками.

3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения.

4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов.

5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова».

6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова.

7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова.

8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям.

10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон».

11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа».

12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов»

13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах.

14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта.

Воспитатель, родители, дети

3. Заключительный этап.

Презентация проекта.

Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?

Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.

1. Разминка.

Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.

С этой книжечкою сразу

Подружились ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазеры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про горку и про кашу,

Про Незнайку и про

Телефон, ступеньки, Дружка,

Про живую шляпу, автомобиль,

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).

Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.

2. «Блиц-опрос».

Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)

Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)

В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)

Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)

На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)

Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)

3. «Бюро находок»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).

1. Шляпа («Живая шляпа»)

2. Огурец («Огурцы»)

3. Лопата («На горке»)

4. Пистолет («Саша»)

5. Нитка с иголкой («Заплатка»)

6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)

4. Физминутка: «Зарядка».

5. «Чему учит рассказ?»

Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.

Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:

1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?

2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)

3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)

4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)

5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)

6. Ломать не строить. (Телефон)

6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?

Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?

Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.

— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!

Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!

Ребёнок2: — Чего проще!

Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.

Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.

Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….

Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!

Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.

Ребёнок3: — Ну, думай, думай!

Ребёнок2: — Э-э-э….

Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо

Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…

Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?

Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?

Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.

Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!

Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Ребёнок4: — Какая польза?

Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!

Ребёнок2: — А тебе что?

Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

Ребёнок2: — Сами вы брехуны!

Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.

Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.

Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.

Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.

Ребёнок4: — Пойдем.

Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

Ребёнок3: — Ты чего ревела?

Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.

Ребёнок4: — За что?

Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.

Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.

Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?

Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.

Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.

Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

Дети прощаются и уходят.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,6 КБ

Опубликовано: 17.11.2021

Викторина «Маленький финансист»

22.12.21

Цели: Цель: закрепить у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления.

Задачи: 1.Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.
2.Закрепить знание детей о профессиях.
3.Воспитывать любознательность в процессе познавательно –игровой деятельности.
4.Формировать положительные взаимоотношение детей.

Автор:
Крышмарю Ирина Владимировна воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 23 «Брусничка», г.Ханты-Мансийск

Читать

Создание предметно-развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

22.12.21

Цели: Воспитание любви к нашей общей Родине – России, обучение детей бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает

Задачи: — формирование любви к родному краю (причастности к семье, детскому саду, Малой Родине);
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям;
— чувство собственного достоинства, как представителя своего народа;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
— развитие чувств гордости за свою страну

Автор:
Калинина Наталия Евгеньевна, Селиванова Наталья Анатольевна Воспитатель, Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка», пгт Пионерский

Читать

Интеллектуальный тренинг

21.12.21

Цели: Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия), развитие эмоциональной готовности педагога к решению задач стихийно, снятие тревоги и неуверенности

Задачи: • развитие у участников тренинга умений общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умений осуществлять рефлексию.
• развитие у педагогов способности адекватно оценивать эмоциональные состояний других людей.
• осознание участниками своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы.
• накопление эмоционально-положительного опыта, снижение негативных переживаний.

Автор:
Митриева Баира Владимировна Педагог-психолог, Филиал МАДОУ «ДС «Теремок» «Северное Сияние», Новый Уренгой

Читать

Наставничество в работе учителя-логопеда

21.12.21

Цели: Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности

Задачи: — Ускорение процесса профессионального становления учителя-логопеда и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
— Изучение нормативно-правовой документации;
— Содействие в разработке и написании рабочей программы по области «Речевое развитие» для детей с ТНР;
— Оказание помощи по ведению документации учителя-логопеда;
— Содействие в организации предметно-пространственная среды в группе и логопедическом кабинете по развитию и совершенствованию речи детей;
— Оказание методической помощи в повышении уровня организации образовательной деятельности по формированию звукопроизношения, лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, обучению элементам грамоты;
— Ознакомление с формами и методами организации работы с родителями.

Автор:
Шутрова Оксана Петровна, Дружина Алёна Викторовна учителя-логопеды, МАДОУ д/с «Росинка», п.Пионерский. Советский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

Читать

Конспект НОД «Путешествие золотой монетки»

21.12.21

Цели: Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег;
систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России. (Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.)

Задачи: Обучающие:
— познакомить с историей развития денег.
— выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Развивающие:
— научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
— развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
— воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.
— воспитывать основы финансовой грамотности.
-воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Автор:
Воронова Ксения Васильевна Воспитатель, МАДОУ д/с «Родничок», Г. Советский Советский район Тюменская область ХМАО — Югра

Читать

Конспект ООД с детьми средней группы с ТНР с использованием ИКТ. Тема «Почему диких животных так называют».

20.12.21

Цели: Цель: расширение представлений детей о диких животных.

Задачи: Задачи:
— углубить знания детей об особенностях внешнего вида, образа жизни и о среде обитания диких животных;
— развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарь признаков по теме «Дикие животные»
— прививать любовь и бережное отношение к природе, нравственные ценности;
— воспитывать умение работать в группе.

Автор:
Лопатина Роза Михайловна воспитатель, МБДОУ «Снегурочка», г. Ноябрьск, ЯНАО

Читать

Конспект занятия в подготовительной группе по театрализованной деятельности

20.12.21

Цели: Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Задачи: • Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
• формировать коммуникативные умения;
• создавать творческую атмосферу совместной деятельности с детьми, помогающую раскрыть их способности и возможности;
• развивать навыки связной речи, активизировать словарный запас;
• развивать творческое воображение, внимание, память, мышление, эмоциональную сферу детей;
• воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• воспитывать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности, вызывать желание исполнять небольшие диалоги:
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Автор:
Киселева Евгения Викторовна Воспитатель, МАДОУ «Сказка»воспитатель, г. Когалым

Читать

«Крышечка тоже может быть доброй».

20.12.21

Цели: Цели : привлечь детей и взрослых к решению экологических и социальных задач. Показать, что привычный «мусор» является нужным ресурсом.

Задачи: Задачи проекта : просвещение детей и родителей о пользе раздельного сбора мусора; формирование и развитие навыков селективного сбора мусора; оказание помощи детям с особенностями развития

Автор:
Аглямова Алия Шамиловна Воспитатель, МБДОУ №31 «Снегирек», г.Сургут

Читать

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по сказке цветик – семицветик»

20.12.21

Цели: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Задачи: Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; ознакомить с предложением, учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закрепить соотношение звук — буква.

Автор:
Вальнова Марина Валентиновна воспитатель, МАДОУ ДС №21 «Звёздочка», г. Нижневартовск ХМАО Югра

Читать

Непосредственно образовательная деятельность ФКЦМ «нефть и нефтяники»

19.12.21

Цели: Познакомить детей с некоторыми горючими полезными ископаемыми (нефть, газ,торф)

Задачи: Определить роль ископаемых в жизни человека.
Познакомить с профессией нефтяника.
Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта.
Передавать содержание рассказа своими словами.

Автор:
Батинова Оксана Анатольевна воспитатель, МАДОУ МО г Нягань д/с №2 Сказка, город Нягань

Читать

Исследовательский проект «Как балерина танцует на кончиках пальцев»

19.12.21

Цели: Изучение истории пуантов, как балерина стоит на пальцах.

Задачи: 1.Узнать, как у них, получается, вставать на кончики пальцев.
2.Попытаться самим на практике встать на пальцы.
3.Насколько возможно ли сделать это самостоятельно.

Автор:
Батинова Оксана Анатольевна воспитатель, МАДОУ МО г Нягань д/с №2 Сказка, город Нягань

Читать

Сценарий утренника для подготовительной группы «Новогоднее приключение Маши и Вити»»

17.12.21

Цели: создать условия для развития творческих способностей у воспитанников через активную деятельность при подготовке к новогоднему утреннику.

Задачи: Приобщать детей к традициям празднования Нового года.
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, через игру, танцевальные движения, пение.
Воспитывать у детей коммуникативные качества.

Автор:
Ниязова Ирина Викторовна Музыкальный руководитель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Золотой ключик», Тюменская область, город Нижневартовск

Читать

Какого типа восприятия ваш ребенок. Особенности, правила обучения и воспитания.

16.12.21

Цели: создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей.

Задачи:
1. Повысить компетентность родителей для выстраивания позитивных детско-родительских отношений.
2. Информировать об особенностях детей при восприятии окружающей действительности и обработки полученной из нее информацию.
3. Сформировать установки и правила при обучении и воспитании детей с учетом преобладающих модальностей.

Автор:
Букарева Алла Николаевна педагог-психолог, МБДОУ ЦРР-д/с «Соловушка», Сургутский район пгт Белый Яр

Читать

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимовье зверей. Рассказывание русской народной сказки»

16.12.21

Цели: Приобщение детей к миру художественной литературы, через знакомство с русской народной сказкой.

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать ее героям.
Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать внимание, память, воображение, четко произносить звуки, используя звукоподражания.
Воспитывать любовь к народным сказкам, нравственные качества: дружба, взаимопомощь.

Автор:
Маслова Галина Павловна воспитатель, Структурное подразделение «Детский сад №4 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района, Республика Мордовия, г. Рузаевка

Читать

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

15.12.21

Цели: теоретически определить методические условия развития оценочных умений у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Задачи: использование возможностей образовательного процесса детского сада;
организация специальной оценочной подготовки, например в форме методических занятий или тренинга для педагогов.
использование возможностей образовательного процесса детского сада;
организация специальной оценочной подготовки, например в форме методических занятий или тренинга для педагогов.

Автор:
Федорова Алена МКДОУ Детский сад » Русская берёзка», МКДОУ Детский сад » Русская берёзка», ХМАО — Югра Тюменской обл. Кондинский район ПГТ Кондинское

Читать

Конспект занятия по плаванию для детей младшего дошкольного возраста «Весело купаемся!»

13.12.21

Цели: Доставить детям радость от нахождения в воде

Задачи: 1. Учить детей смело входить в воду, самостоятельно окунаться, не бояться брызг, не вытирать лицо руками;
2. Продолжать упражнять в погружении лица в воду;
3. Передвигаться в воде в различных положениях, воспитывать уверенность передвижения в воде.

Автор:
Якушева Елена Владимировна Инструктор по физической культуре, МАДОУ «Колобок», ЯНАО г. Ноябрьск

Читать

Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

Г.Х. Андерсен.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сказка доступна пониманию дошкольника, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как сформировать нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное включение сказки в работу. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

В своей работе поставила цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
  2. Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
  3. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  4. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
  5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод — это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Эти превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, посредством сказки, необходимо проводить совместно с родителями.

Этапы работы по теме: начальный, основной, итоговый и их содержание: Начальный этап. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей. Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота». Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку». Загадки о сказках. Пальчиковые игры по мотивам сказок. Физминутки по сказкам. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Финист – ясный сокол», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце», «Соловей и воронёнок», «Ёж» и другие — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра — викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».

Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап. Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала — знакомые детям герои сказок. Проводить театрализованные спектакли и игры, развлечения с детьми и родителями. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую роль. Детям было интересно, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, дети стали больше любить слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием сейчас разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.

Список литературы:

  1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. — М., 2012
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М., 2012
  3. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов — М., 2011
  4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей /Костелова Л.Д. — М., 2012
  5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. — М., 2010
  6. Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015
  7. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003
  8. Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском саду (журнал). – 2002 — №5 – с.73.
  9. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок — М., 2011
  10. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей» — М. 2007

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников
  • 1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • 1.3. Влияние сказки на процесс воспитания нравственных качеств у старших дошкольников
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
  • 2.1. Методы ознакомления старших дошкольников со сказкой
  • 2.2. Исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Особое значение в условиях современного российского общества приобрела проблема духовно-нравственного воспитания, а связано это с глубинными изменениями, приводящими к осознанию общественности коренного пересмотра как структуру образования, так и действующих методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной среде нашей страны.

Обществу свойственна потеря нравственных ориентиров – таких качеств как совесть, честь и долг, что приводит к отрицательным последствиям в самом обществе: возникает социальное сиротство, бродяжничество, усиливается криминогенная обстановка в кругу подростков, теряется интерес к самообразованию среди молодежи, растет родительская безответственность, равнодушие в процессе воспитания детей. Социальная ответственность включает в себя нравственность.

Современной технологией нравственного воспитания подрастающего поколения является нравственное воспитание детей, содержащее вопросы содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки, являющейся методологическим средством в процессе воспитания детей, что показывает роль педагога в нелегком процессе нравственного развития детей.

Нравственное воспитание с использованием сказки берет свое начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, Л.С. Рубинштейна, М.М. Бахтина. Ребенка считали основным субъектом в воспитании Г.С. Батищев, Я.А. Коменский.

Объект дипломной работы: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет дипломной работы: нравственное воспитание старших дошкольников при использовании сказки.

Цель: провести обоснование возможностей использовать сказки в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение методики использования сказки в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  4. Организация и проведение эксперимента по формированию нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок», что говорит о том, что сказка способна формировать нравственные качества человека.

Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников

Современная психология не дает четкой формулировки понятию «ценностные ориентации» и не все авторы специально разделяют понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Такие понятия в основном используются для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей с использованием единого термина «ценности». Существует пять основных позиций понятия «ценностные ориентации»:

1. Как относится человек к ценностям в своей жизни. Ценностные ориентации способны выразить внутреннюю структуру отношений человека к различным ценностям. Л.О. Лотаром отмечено, что в ценностных ориентациях усматривается особый вид отношений человека к ценностям.Отношение личности к объектам окружающей действительности. По заметкам М.Б. Демина, ценностное отношение — это отношение человека к предметам и явлениям, которые его окружают.

2. Насколько человек стремится и проявляет интерес к ценностям в жизни. По мнению В.Б. Ольшанского, ценностные ориентации — стремление человека или группы людей к разным формам социальной значимости. Согласно мнения А. Оппенгейма, система ценностей включает все особо важные социальные интересы человека.

3. Насколько личность направлена на ценности. По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации составляет направленность человека на определенные ценности. В.А. Ядовым отмечено, что ценностные ориентации можно представить как фиксированные — в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. По мнению Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, ценностная ориентации- это направленность личности в социальных отношениях на определенные типы ценностей, в которых производится выбор наиболее предпочтительных.

4. Какое представление имеет человек о жизненных ценностях. С точки зрения К. Клакхона, ценностные ориентации — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор ими типов, средств и целей поведения. Г. Оллпорт трактует ценностные ориентации как убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления человека о личных ценностях, о том, что имеет ценность именно для него. В «Российской социологической энциклопедии» ценностные ориентации определяются как осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

5. Установка личности на жизненные ценности. По мнению И.С. Кона, ценностные ориентации — это ориентации, которые направлены на социальные ценности, а ориентации в данном случае это некая система установок, в которой человек, воспринимая ситуацию, делает выбор соответствующего образа действия. Нами ценностные ориентации понимаются как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на определенные цели, которые имеют для нее особо важное значение.Важнейшей характеристикой ценностных ориентации является личность и показатели ее сформированности.

Судить об уровне развития личности позволяют степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления.Существуют три группы факторов, обуславливающих нравственное становление и развитие личности дошкольника:

  • природные (или биологические);
  • социальные;
  • педагогические.

Необходимый опыт нравственного поведения дошкольники приобретают при взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями.Следует отметить о решающей роли в процессе нравственного формирования личности помимо биологических факторов еще и педагогических, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.Можно сказать, что сущность воспитанной личности состоит не только в усвоенных знаниях, идеях, опыте общественного поведения, а также в отношении к окружающей действительности.Ребенок приобретает основы личностной культуры в дошкольном детстве, формируя основу, соответствующую принятым в обществе ценностям. В состав этой основы личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом и формирование этого базиса продолжается в младшем школьном возрасте.Человеческое начало в человеке – это есть основа личностной культуры, представляющая сосредоточение ценностей общества: красота, добро, истина и др. и предметов жизнедеятельности: представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему. В процессе становления основы личностной культуры дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, а не ценному для определенного круга людей. Процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно в процессе приобщения к универсальным средствам жизнедеятельности людей.Мир может выступать в восприятии ребенка как устойчивый релятивный, складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления. Ребенок к концу периода ставит себя на место другого человека: смотрит на происходящее с позиции другого и понимает мотивы его действий; строить самостоятельно образ предстоящего итога продуктивного действия, отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от глобальной подражательности, присущей более раннему возрасту, противостоит в волевым свойствам другого человека.Эмоциональное развитие. В эмоциях ребенка закладываются чувства ответственности, справедливости, привязанности и т. п., формируя радость от инициативного действия, ребенок освобождается от импульсивности и сиюминутности.Предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования формируются к 7 годам. При проявлении детской любознательности позже происходит формирование интереса к обучению; развиваются познавательные способности, которые в дальнейшем послужат в качестве основы в формировании теоретического мышления.В области познавательных ценностей у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Происходит формирование интереса к событиям жизни общества, в своем городе. В области ценностей преобразования у ребенка наблюдается стремление воздействовать на окружающих, оказывая влияние на них, защищать их и оказывать им помогать.Искусство играет большую роль в формировании ценностной сферы дошкольника. Необходимо создавать условия, чтобы жизнь ребенка протекала в мире разнообразного и богатого искусства. Искусство — это уникальное средство для формирования главных сторон в психической жизни и эмоциональной сфере, в образном мышлении, художественных и творческих способностях. Дошкольное детство является временем для закладки основы эстетического сознания, культуры, в этом возрасте проявляются потребности в художественной деятельности.

1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В период старшего дошкольного возраста происходит активное развитие в области психической, физической и личностной организации дошкольник. Происходит развитие внутренних органов, мышечная масса и вес мозга увеличиваются, вместе с этим происходит усиление регулирующей роли коры больших полушарий. Это как раз является необходимым условием как для психического, так и для личностного развития. Ребенку в данном возрасте свойственно развитие зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Происходит формирование элементарной наблюдательности при изучении предметов, когда ребенок выделяет их главные признаки. Дошкольники могут дать элементарные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Происходит развитие воображения, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. В конце дошкольного возраста ребенком в большей степени осваивается родная речь.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
С помощью сказочных произведений возможно бороться с различными детскими «недугами», что в психологии называется сказкотерапия. Различными авторами, использующими этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л.П. Стрелкова и др.) указано, что с помощью сказкотерапии можно решать множество проблем, которые возникают у детей. С помощью сказкотерапии можно бороться с агрессией, неуверенностью, застенчивостью детей; избавлять ребенка от стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д. С помощью сказкотерапии можно актуализировать и осознавать для ребенка свои проблемы, увидев различные пути их решения.

В чем же сила эффект сказки при нравственном воспитании старших дошкольников?

Во-первых, в дошкольном возрасте процесс восприятия сказки представляется как собственно специфическая деятельность ребенка, которая обладает притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка это еще и особая реальность, а не только вымысел и фантазия, она позволяет выходить за рамки обычной жизни, сталкиваться с различными трудными ситуациями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во — вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. При восприятии сказки ребенку свойственно сравнивать себя со сказочным персонажем, что отождествляет его со всеми проблемами и переживаниями в самой сказки.

Исследования в области дошкольного воспитания показали важность условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка, которая может быть создана с помощью жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Это было замечено Е.А. Аркиным. Сказка — это источник проявления чувств ребенка, поэтому малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. «Никогда не надо гасить детскую радость», — говорила А.М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Быть плохим «понарошку» помогает игра в злодея, давая возможность потом снова стать хорошим, показывая ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, не оставаясь плохим навсегда.

Ребенок, в отличие от взрослого, не умеет управлять своим воображением, эмоциями, у него слаба критика к проявлениям чего-либо.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок постоянно тянется к новым приемам фантазирования, что помогает различать «по правде» и «понарошку».

Слушая и переживая сказки, ребенок воспитывает в себе критику к событиям.

Основным преобразующим фактором является приведенное в действие воображение, так как душа ребенка желает вымысла.

Итак, сказка выступает в роли самого доступного средства для духовно-нравственного развития дошкольника, которое всегда использовали в педагогических кругах. В процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций — в этом заключается влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является не просто направлением, а синтезом определенных достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия представляет из себя живой и творческий процесс, обогащаемый детскими находками и озарениями, а слово сказки живет в детском сознании. В процессе разных занятий дети познают пространство и время, связь человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке происходит познание мира не только умом, но и сердцем. И не только познание, но и ответная реакция на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. Сказка способная поставить границу между справедливостью и несправедливостью, позволяет ребенку однажды испытать храбрость и стойкость. Сказку можно рассматривать как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

В русском языке множество пословиц и поговорок. Они в простых рифмованных строчках могут содержать как забаву, так и очень глубокую мысль. Для дошкольников и учеников начальных классов лучше всего подходят иллюстрированные пословицы и поговорки для лучшего их усвоения.

Изучение пословиц и поговорок может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитие детей, поможет пополнить словарный запас, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков.

Различия между пословицей, поговоркой и крылатым словом

Пословицей называют жанр устного народного творчества. Это краткое, ритмически организованное изречение, оформленное в законченное предложение. В пословице зафиксирован многовековой опыт народа в виде суждения с назидательным характером.

Примеры пословиц:

  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Назвался груздем — полезай в кузов.
  • На вкус и цвет товарища нет.
  • Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

Поговорка (фразеологическое выражение) — это понятие и тоже жанр фольклора. Образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое либо явление жизни. У поговорки нет обобщающего поучительного смысла, она не выражена в виде законченного суждения.

Примеры поговорок:

  • Заблудиться в трёх соснах.
  • Ни в зуб ногой.
  • Жить на широкую ногу.
  • Куда Макар телят не гонял.

У пословиц и поговорок нет автора.

Крылатые фразы, выражения приходят в русский язык из литературного источника, закреплены за определённым автором либо персонажем: литературным, мифологическим, фольклорным.

Примеры крылатых фраз:

  • А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! из стихотворения М. Ю. Лермонтова (1814–1841) «Парус» (1841)
  • А судьи кто? из комедии А. С. Грибоедова (1795–1829) «Горе от ума» (1824)
  • А счастье было так возможно,

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Инна Софронова

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы- это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать ее. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития языка, способность человека пользоваться им в целях обобщенно-логического и художественно-образного воспроизведения действительности.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражении. К. Д. Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «Именно в их лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера»-отмечает З. В. Сикевич. В краткой их форме дается программа нравственного воспитания молодого поколения. Даль В. Говорит о пословице как о коротенькой притче. «Это суждение, приговор, поучение, высказывание обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности; это обиняк с приложением к делу, понятный принятый всеми»,- пишет он. Он назвал пословицы сводом «народной опытной премудрости и целомудрия»

,
«цветом народного ума»
,
«житейской народной правдой»
.

Пословицы и поговорки — это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народный традиций. «Пословица – старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и потребуется завтра»,- пишет П. И. Пидкасистый, называя их, а также пословицы, легенды и т. п., распространенными средствами народной педагогики. «В любой пословице присутствуют «педагогический момент»

— назидательность».

На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет поговорки и пословицы крылатыми словами. В понимании народа поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Правда дороже золота»

,
«Терпение и труд все перетрут»
,
«Мир не без добрых людей»
.

Краткими крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Своя земля и в гордости мила»

,
«Родимая сторона-мать, чужая-мачеха»
. Одним из важнейших заветов, которые
пословицы давали человеку, был завет любить и защищать родину,быть ей всегда верным: «Где кто родился, там и пригодился»
,
«береги землю родимую, как мать любимую»
.

В самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписанными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить — не поле перейти»

,
«Жизнь дана на добрые дела»
,
«Не ищи красоты, ищи доброты»
,
«Помощь в несчастье- что дождь в засуху»
.

Следует обратить внимание на нравственно — поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих нородное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании: «Человек познается в труде»

,
«Кого уважают, того и слушают»
,
«За добро добром платят»
.

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым,хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец»

,
«Хороший хозяин одним глазом спит»
.

От хозяйки ждут домовитости, трудолюбия, сноровки, аккуратности,бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»

,
«Женщине красота — домостройство»
.

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим,почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка»

,
«Мать праведна — ограда камена»
,
«Живы родители –почитай, померли -поминай»
.

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.

В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших мужских и женских качествах русского народа-доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, милосердие, гостеприимство, благотворительность и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Составь пословицы:

Выбирайте сказки по страницам: Первая |1 | | | Следующая → | Последняя | Полная страница

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры.

использование пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста.

КАРТОТЕКА БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.

Пословицы и поговорки играют важную роль в обучении ребёнка: они дают представление о нравственных ценностях, добре и зле, прививают любовь к родному слову, обогащают словарный запас, учат образно мыс.

Картотека русских народных пословиц и поговорок.

Картотека содержит пословицы и поговорки о добре, дружбеЮ семье, храбрости, отваге и другие.

Цель: Приобщение детей к культуре башкирского народа. Знакомить детей с истоками народной мудрости: пословицами и поговорками.

Источник

Устное народное творчество Пословицы и поговорки — презентация, доклад, проект

Слайд 2Слайд 3Описание слайда:

Слайд 4Описание слайда:

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре и в книгах. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре и в книгах.

Слайд 5Описание слайда:

На всякого Егорку есть поговорка. На всякого Егорку есть поговорка. Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Красна речь с поговоркой. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Слайд 6Слайд 7Описание слайда:

О труде Какие труды такие плоды. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Не скучай с работой, а скучай заботой. Труд человека кормит.

Слайд 8Описание слайда:

Слайд 9Описание слайда:

Слайд 10Описание слайда:

О богатстве и достатке Богатый- что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. Богатому сладко естся, да плохо спится. Без денег сон крепче. Без нужды живет, кто деньги бережет.

Слайд 11Описание слайда:

Ученье-свет, а неученье- тьма. Ученье-свет, а неученье- тьма. Азбука к мудрости ступенька. Красна птица перьем, а человек-ученьем. Грамоте учиться –вперед пригодится.

Слайд 12Описание слайда:

О счастье СЧАСТЬЕ- ВОЛЬНАЯ ПТАШКА:ГДЕ ЗАХОТЕЛА, ТАМ И СЕЛА.

Слайд 13Описание слайда:

О добром и худом слове. Слово- не стрела, а хуже стрелы разит. Не ножа бойся, а языка. На языке мед, а на сердце лед. Доброе слово и кошке приятно.

Слайд 14Слайд 15Описание слайда:

LiveInternetLiveInternet

Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл.

Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.

В этом материале собраны пословицы и поговорки, которые в действительности были куда длиннее…

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

Бедность – не порок, а гораздо хуже.

В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.

Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.

Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

Гол как сокол, а остер как топор.

Голод не тетка, пирожка не поднесет.

Губа не дура, язык не лопата.

Два сапога пара, оба левые.

Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.

Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь. Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.

И делу время, и потехе час.

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.

Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Не все коту масленица, будет и пост.

Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.

Один в поле не воин, а путник.

От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

Палка о двух концах, туда и сюда бьет.

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

Пьяному море по колено, а лужа — по уши.

Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

Рука руку моет, да обе свербят.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Ума палата, да ключ потерян.

Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.

Шито-крыто, а узелок-то тут.

Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Что за прелесть эти сказки! Урок литературного чтения 3 класс

Что за прелесть эти сказки! Урок литературного чтения 3 класс

Что за прелесть эти сказки!

Урок литературного чтения
3 класс

Речевая разминка Кричал

Речевая разминка Кричал

Речевая разминка

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Осип охрип, а Архип осип.

Вставай Архип, петух охрип!

Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»?

Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»?

Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»?


Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Тема урока: Литературные сказки

План работы На уроке мы повторим…

План работы На уроке мы повторим…

План работы

На уроке мы повторим…
Что такое присказка и сказка?
Как отличить сказку от рассказа и стихотворения?
(Из чего состоит сказка?)
Какие бывают сказки?
Что такое литературная сказка?
Что такое народная сказка?
(Чем отличается литературная сказка от народной?)

Я хочу узнать… Интересные факты о писателях

Я хочу узнать… Интересные факты о писателях

Я хочу узнать…
Интересные факты о писателях.
Другие литературные (авторские сказки).
Для чего в школе изучают сказки?
(Чему учат сказки?)

Я предлагаю… Загадывать загадки о героях сказки

Я предлагаю… Загадывать загадки о героях сказки

Я предлагаю…
Загадывать загадки о героях сказки.
Рассказать о героях сказки.
Угадывать писателя по его портрету.
Читать по ролям.
Сыграть роль героев сказок…
Проверить себя и оценить свои достижения.
Выставка творческих работ.
 

Правила работы в группах Выбрать капитана

Правила работы в группах Выбрать капитана

Правила работы в группах

Выбрать капитана.
Говорить по очереди,
не перебивать друг друга.
3. Уважать мнение товарищей.
4. Доказывая своё мнение не кричи, а говори спокойно, аргументируя своё мнение.
5. Не ссориться и не обижаться.
6. Вы работаете на общий результат.

14.01.2021

8

Чему учат сказки? Все мы любим сказки…

Чему учат сказки? Все мы любим сказки…

Чему учат сказки?

Все мы любим сказки…

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Добро в сказке побеждает,
Сказка учит нас любить…

Что такое сказка? 10 Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах

Что такое сказка? 10 Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах

Что такое сказка?

10

Сказка –
жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах.

Как отличить сказку от других произведений?

Сказка Зачин Концовка Троекратный повтор

Сказка Зачин Концовка Троекратный повтор

Сказка

Зачин
Концовка
Троекратный повтор
Волшебные предметы
Сказочные слова и выражения
Добро побеждает зло

На какие группы делятся все сказки?

СКАЗКИ 14.01.2021 12

СКАЗКИ 14.01.2021 12

Народные сказки создаются народом

Народные сказки создаются народом

13

Народные сказки создаются народом.

Литературные сказки сочиняют авторы.

Сказки: Народные сказки и Литературные сказки «Сказка про храброго зайца…» «У страха глаза велики» «Мороз

Сказки: Народные сказки и Литературные сказки «Сказка про храброго зайца…» «У страха глаза велики» «Мороз

Сказки: Народные сказкииЛитературные сказки

«Сказка про храброго зайца…»
«У страха глаза велики»
«Мороз Иванович»
«Морозко»
«Лягушка – путешественница»
«Царевна – лягушка»

Назови писателя

Назови писателя

Родился в семье заводского священника

Родился в семье заводского священника

Родился в семье заводского священника.
Получил домашнее образование, затем учился в школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище, в  Пермской духовной семинарии, в Петербургской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
Посвятил свои сказки больной девочке.

Назови писателя

Назови писателя

Детство провёл в военной среде

Детство провёл в военной среде

Детство провёл в военной среде. Отец был офицером. Мать, интересовалась литературой и политикой, свободно владела немецким и французским языками.
Учился в Петербургской гимназии, окончил реальное училище и поступил в Горный институт, но война с Османской империей прервала его занятия: он поступил в действующую армию, стал офицером.

Кто изображен на картинах Ильи

Кто изображен на картинах Ильи

Кто изображен на картинах Ильи Репина?

Назови писателя

Назови писателя

Писатель, философ, музыкальный критик

Писатель, философ, музыкальный критик

Писатель, философ, музыкальный критик.Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе. Переехав в Петербург, был директором Публичной библиотеки. Общественный деятель. Заботился о просвещении народа, был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге. В романе «4338-й год» написанном в 1837 году первым предсказал появление современных блогов и Интернета: помимо прочих прогнозов, в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом», а также предсказывается «изобретение книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг».

Угадай героя сказки Мы из сказки – ты нас знаешь

Угадай героя сказки Мы из сказки – ты нас знаешь

Угадай героя сказки

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!

Дайте характеристику героям сказок

Дайте характеристику героям сказок

Дайте характеристику
героям сказок

Заяц (какой?)…

Лягушка (какая?)…

Рукодельница (какая?)…

Ленивица (какая?)…

Бабушкины сказки. Сказка про белого бычка

Бабушкины сказки. Сказка про белого бычка

Бабушкины сказки.

Сказка про белого бычка.

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Советуем прочитать Д.Н. Мамин-

Советуем прочитать Д.Н. Мамин-

Советуем прочитать

Д.Н. Мамин- Сибиряк Сказка про Комара Комаровича. Серая шейка.

В.М. Гаршин Сказки

В.Ф. Одоевский Игоша. Необойдённый дом. Серебряный рубль.

Оцени свою работу на уроке 1балл за каждый положительный ответ

Оцени свою работу на уроке 1балл за каждый положительный ответ

Оцени свою работу на уроке
1балл за каждый положительный ответ
Я знаю, что такое сказка
Я знаю какие бывают сказки
Я умею различать народные и литературные сказки
Я умею давать характеристику героям сказки
Я умею объяснять значение устойчивых выражений

Итог урока На уроке мы повторили …

Итог урока На уроке мы повторили …

Итог урока

На уроке мы повторили …
Мы продолжим учиться …
Я узнал…
Я учился…
Меня сказки научили…
Мне сказка подсказала…
Мне захотелось изменить в себе…

Уроку чтения конец, а кто работал молодец!

Уроку чтения конец, а кто работал молодец!

Уроку чтения конец,
а кто работал
молодец!

  • Премьер министр как пишется через дефис
  • Преждний или прежний как правильно пишется
  • Предложения с причастным оборотом из рассказа тарас бульба
  • Преграждать путь как пишется
  • Превратиться или привратиться как пишется и почему