Презентация сказки разных народов россии

1 первый слайд презентации: образцы культуры народов изображение слайда 2 слайд 2: вспоминаем то, что знаем понятие определение нравственность -

1

Первый слайд презентации: ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

2

Слайд 2: ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Понятие
Определение
Нравственность
— все полезное и красивое, что создано
людьми, а не природой.
Мораль
— близкие родственники, которые живут
вместе и дарят друг другу свою любовь и
заботу.
Культура
— правила поведения, одобренные людьми и
объясняющие, какие поступки считаются
добрыми, а какие — злыми.
Семья
— добрые качества человека, побуждающие его
следовать правилам морали.
Род
— союз людей, которых определяет родство,
общий предок и помощь друг другу в борьбе
с жизненными трудностями.
Народ
?

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Изображение слайда

3

Слайд 3: ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Понятие
Определение
Нравственность
— все полезное и красивое, что создано
людьми, а не природой.
Мораль
— близкие родственники, которые живут
вместе и дарят друг другу свою любовь и
заботу.
Культура
— правила поведения, одобренные людьми и
объясняющие, какие поступки считаются
добрыми, а какие — злыми.
Семья
— добрые качества человека, побуждающие его
следовать правилам морали.
Род
— союз людей, которых определяет родство,
общий предок и помощь друг другу в борьбе
с жизненными трудностями.
Народ
?

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Изображение слайда

388 УЧЕНИКОВ

Изображение слайда

5

Слайд 5: ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

А что значит «образцы»? Какие ассоциации, связанные с этим словом возникают?
В каких случаях употребляют это слово?

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

6

Слайд 6: Культура народов

Культура народов

Изображение слайда

7

Слайд 7: ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

«Правила у каждого народа свои»
Надо знать и изучать культуру разных народов, чтобы лучше понимать
друг друга.
Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
?!

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

Изображение слайда

8

Слайд 8: РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Изображение слайда

на + род = на род
семья род народ
Устанавливаются общие правила поведения — что признавать хорошим, а что плохим.

народ

Изображение слайда

Культура каждого народа нашей страны — это часть культурного богатства всей России.
Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила!

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

11

Слайд 11: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

?
Во зле жить – по миру ходить. (Русская)
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
Делай добро своему недругу; пусть он увидит
и смутится. (Чечено-ингушская)
Добром за добро платит каждый, добром за
зло — настоящий человек. (Татарская)
Злой человек и самого себя ненавидит.
(Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха.
(Даргинская)
Плохое к хорошему не приведёт. (Мор довская )

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

12

Слайд 12: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

О добре и зле
Во зле жить – по миру ходить. (Русская)
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
Делай добро своему недругу; пусть он увидит
и смутится. (Чечено-ингушская)
Добром за добро платит каждый, добром за
зло — настоящий человек. (Татарская)
Злой человек и самого себя ненавидит.
(Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха.
(Даргинская)
Плохое к хорошему не приведёт. (Мор довская )

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

13

Слайд 13: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

?
Даже для врага будь правдивым свидетелем.(Осетинская)
Какова резва ни будет ложь, а от правды не уйдёт. (Русская)
Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. (Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
Подведёшь другого – пострадаешь сам. (Чечено-ингушская)
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. (Калмыцкая)
Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
У лгуна дом сгорел – никто не поверил. (Татарская)

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

14

Слайд 14: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

О правде и честности
Даже для врага будь правдивым свидетелем.(Осетинская)
Какова резва ни будет ложь, а от правды не уйдёт. (Русская)
Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. (Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
Подведёшь другого – пострадаешь сам. (Чечено-ингушская)
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. (Калмыцкая)
Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
У лгуна дом сгорел – никто не поверил. (Татарская)

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

15

Слайд 15: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

?
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
Для ленивого то дождь идёт, то снег. (Грузинская)
Корову не накормишь – молока не надоишь. (Украинская)
Ленивая рука покоится на пустом желудке. (Армянская)
Ленивый пастух за стадом далеко ходит. (Осетинская)
Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
Рукава засучить ещё не значит коров подоить. (Лезгинская)
Хочешь яблока – ухаживай за яблоней. (Татарская)

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

16

Слайд 16: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

О труде и упорстве
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
Для ленивого то дождь идёт, то снег. (Грузинская)
Корову не накормишь – молока не надоишь. (Украинская)
Ленивая рука покоится на пустом желудке. (Армянская)
Ленивый пастух за стадом далеко ходит. (Осетинская)
Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
Рукава засучить ещё не значит коров подоить. (Лезгинская)
Хочешь яблока – ухаживай за яблоней. (Татарская)

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

17

Слайд 17: Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Об уважении к отцу и матери
Птица рада весне, а младенец матери. (Белорусская)
Мамы гнев, что весенний снег. (Украинская)
Без отца – полсирота, а без матери – вся сирота. (Русская)
Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать. (Арабская)
Без отца остался – плачь день, без матери- плачь до седин. (Турецкая)

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Изображение слайда

18

Слайд 18: Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?

У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.

Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?

Изображение слайда

Толерантность
-от англ., фр. tolerance -терпимость,
лат. tolerantia -терпение — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

20

Слайд 20: Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто» Э. Эррио

«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто» Э. Эррио

Изображение слайда

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

Всегда (3 балла)
Иногда (2 балла)
Никогда (1 балл)
Я активно участвую в работе группы
Я прислушиваюсь к мнению других членов группы
Я предлагаю свои идеи
Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы
Самооценка работы в группе
9-12 баллов – Я работал в группе на отлично!
6-8 баллов – Я работал в группе хорошо.
2-5 баллов – Я должен улучшить работу.

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

23

Слайд 23: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщение – доклад на тему: «Добрые сказки разных народов»
1
2
Сделай аппликацию или пластилиновый макет «Добрый народный обряд»
Фестиваль одноклассников: «Добрые песни разных
народов»
3

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Изображение слайда

24

Последний слайд презентации: ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ

Изображение слайда

Презентация предмета «Литературное чтение» 1 класс авт

Презентация предмета «Литературное чтение» 1 класс авт

Презентация предмета «Литературное чтение» 1 классавт. Л.Ф. Климанова и др.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника

Литературное чтение —

один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием.

Основные задачи курса «Литературное чтение» авт

Основные задачи курса «Литературное чтение» авт

Основные задачи курса «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова и др.

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать произведения;
развитие интереса к чтению, книге и формирование читательского кругозора;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В 1 классе из учебного плана на период обучения грамоте выделяется 92ч, на изучение литературного чтения отводится 36 ч (3 ч в неделю, 12 учебных недель). В школе с родным языком обучения, в первом классе на русский язык выделяется 6 ч. Поэтому, с согласия родителей, 2 ч внеурочной деятельности выделила на литературное чтение. Из них 5 ч на русский язык, остальные 3 ч на литературное чтение. Изучение предмета начала с последней недели февраля.

Формирование умения планировать и прогнозировать свою деятельность

Формирование умения планировать и прогнозировать свою деятельность

Формирование умения планировать и прогнозировать свою деятельность

Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Ток­маковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки

Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки

Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель

Апрель, апрель! Звенит капель

Апрель, апрель! Звенит капель Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма­ковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Луни­на о русской природе.

И в шутку и всерьез Произведения

И в шутку и всерьез Произведения

И в шутку и всерьез Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмако­вой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пиво-варовой.

Я и мои друзья Рассказы и стихи, написанные

Я и мои друзья Рассказы и стихи, написанные

Я и мои друзья Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Бла¬гининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энти-ным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом.

О братьях наших меньших Рассказы и стихи, написанные

О братьях наших меньших Рассказы и стихи, написанные

О братьях наших меньшихРассказы и стихи, написанные С. Михалковым, в. осеевой, м. пляцковским, В. Берестовым.

Формирование самоконтроля и оценки достижения планируемых результатов

Формирование самоконтроля и оценки достижения планируемых результатов

Формирование самоконтроля и оценки достижения планируемых результатов

Работа с литературным произведением

Работа с литературным произведением

Работа с литературным произведением

Ирина токмакова

Ирина токмакова

Ирина токмакова

Для совершенствования навыка чтения, есть разноцветные страницы

Для совершенствования навыка чтения, есть разноцветные страницы

Для совершенствования навыка чтения, есть разноцветные страницы

Для совершенствования навыка чтения, есть разноцветные страницы

Для совершенствования навыка чтения, есть разноцветные страницы

Для совершенствования навыка чтения, есть разноцветные страницы

Проектная деятельность

Проектная деятельность

Проектная деятельность

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих УУД:

1) личностных результатов: – учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; – принимают…

1) личностных результатов: – учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; – принимают…

1)  личностных результатов:–  учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;–  принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;–  имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;–  имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;–  имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

2) метапредметных результатов: – считают книгу источником информации; – читают текст целыми словами; – отвечают на вопрос по содержанию прочитанного; – определяют тему самостоятельно прочитанного…

2) метапредметных результатов: – считают книгу источником информации; – читают текст целыми словами; – отвечают на вопрос по содержанию прочитанного; – определяют тему самостоятельно прочитанного…

2) метапредметных результатов:– считают книгу источником информации;– читают текст целыми словами;– отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;– имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;– выделяют в тексте абзац;– контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;– находят страницу книги по номеру;– пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;– умеют соотносить текст и иллюстрацию;– участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

3) предметных результатов: – имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже; – различают прозаический и стихотворный тексты; – связывают заглавие произведения с его содержанием; –…

3) предметных результатов: – имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже; – различают прозаический и стихотворный тексты; – связывают заглавие произведения с его содержанием; –…

3) предметных результатов:– имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;– различают прозаический и стихотворный тексты;– связывают заглавие произведения с его содержанием;– имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);– имеют представление о разнообразии интонации в произведении;– определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;– способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;– способны кратко описать образа персонажа;– имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

В конце 1 класса обучающиеся должны знать: • наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; • названия, темы и сюжеты 1 –…

В конце 1 класса обучающиеся должны знать: • наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; • названия, темы и сюжеты 1 –…

В конце 1 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 1 – 2 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• имена 3-4 авторов и названия их произведений.
Обучающиеся должны уметь:
• понимать содержание прочитанного;
• составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
• пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
• находить заглавие текста, называть автора произведения.
• различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 30 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения.

Способы и формы оценки их достижений

Способы и формы оценки их достижений

Способы и формы оценки их достижений.

Учитывая, что учащиеся 1-ых классов, учатся без оценок, их достижения оцениваются по результатам тестирования по пройденным темам.

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

муниципальных образовательных учреждений.

Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»

 «Я – исследователь»

«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».

Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс

Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,

Учитель первой квалификационной категории,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

2019

Аннотация

Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать  у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению  оценить характеры героев.

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.

Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме,  основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и  отношение к матери является  кирпичиком семейного счастья  и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.

(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и  культура поведения.  Необходимость сохранения русской речи,  уважения к своим родителям.)

         Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди,  во все времена, очень сильно любят маму и  относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.

Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.

Содержание

                                                                                                            Стр.

  1. Введение                                                                                                           4
  2. Описание работы                                                                                             5
  3. Заключение                                                                                                      10
  4. Список литературы                                                                  11
  5. Приложения                                                                                                    12
  1. Введение

Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме  на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в  жизни ребенка  и  семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:

  • найти информацию в произведениях русской литературы о маме;

изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;

  • на основе произведений русской литературы исследовать во все ли времена люди относились к маме с особым трепетом и любовью;
  •  установить, как сверстники относятся к своей маме;
  • воспитание заботливого, чуткого отношения к матери, ее просьбам;
  • побудить детей выражать благодарность своим матерям за заботу, привить любовь и уважение к своим родителям;
  • представить собранную информацию;

Ожидаемые результаты исследования:

Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и  популяризации чтения книг.

 Объект, предмет и база исследования.

  • объект исследования: изучить произведения русской литературы о маме, опрос сверстников.
  • предмет исследования: изучение влияния мамы на нравственное воспитание ребенка, через сказки и другие художественные произведения.  

 Гипотеза исследования:

Я предположила, что мама  — самое главное на свете.

 Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.

 Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая?  И в памяти  всплыл мультфильм, который  нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много  книг и мама на ночь мне всегда читает  сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.

Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем——. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека  у разных народов.

  1. Описание работы            

В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки  и другие.  И  в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).

Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская  сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».

Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» — аннотации ,

  Нашли произведения русских писателей о маме, это  Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».

   Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай.  И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.»  Сделать выводы  ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…

  1. Заключение.

 В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия — ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь — это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.

У всех народов и во все времена – отношение  мамы к   своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.

И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.

4. Список литературы

1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д.  Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014  

2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина.  Издательство: Ленинград. Детская литература 1983

3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988

4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004                                                                

5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»

6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990

7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990

5.   Интернет – ресурсы:  

Приложение 1

Список книг детям  о маме  для прочтения.

●  

Приложение 2

Высказывания русских писателей о маме.

● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские  -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский

                                                                                                                                    Приложение 2

                                                         Памятка для детей

О том как нужно проявлять внимание к маме.

                                   Памятка для родителей

Совет  родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Не нужно принуждать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
  10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение 4

Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.

2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.

3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.

 4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.

5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.

6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.

7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.

8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.

9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.

10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

О вреде чтения  книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении  можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.  

Приложение 5

Интересные факты из истории  

У индейцев —-

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 1

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие мордовского народа»

Слайд 2

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 2

Слайд 3

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 3

В сказках виден «…быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и ум… В. Г. Белинский

Цель исследования: познакомиться с жанром мордовской народной сказки как с культурным наследием мордовского народа, кладезем знаний о быте, нравах, обычаях, верованиях мокши и эрзя.

Слайд 4

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 4

Задачи исследования:

— выявить национальные особенности мордовских сказок, отражающих специфику мордовского народа;
— выявить особенности отдельных персонажей мордовских сказок;
— воссоздать культурный образ народа на материале мордовских народных сказок

Слайд 5

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 5

Объект исследования – мордовская народная сказка

Предмет исследования – основные сюжеты, мотивы и образы героев мордовских сказок.

Гипотеза:
Мордовские сказки – это отражение культуры и самобытности народа мордвы.

Слайд 6

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 6

Актуальность темы:

Сказки различных народов – это не только интересные литературные произведения, но и своеобразный источник необходимых знаний о том или ином народе. Изучение сказок различных народов, в частности, мордовского и русского актуально, т.к. мордовская литература — составная часть литературы России . К тому же сказка помогает точнее понять национальный характер народов.

Слайд 7

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 7

С древнейших времен мордва живет главным образом в местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой и Мокшей. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали.

Слайд 8

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 8

Фольклор — это устное народное творчество: былины, сказки, песни,частушки, пословицы, поговорки, загадки . 
«Фольк» — народ, «Лоре» — знание, мудрость. Мудрость народа.
Народная сказка – эпическое произведение устного народного творчества. В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»

Слайд 9

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 9

Бытовые мордовские сказки:

«Горячие сани», «Батрак Фока и поп», «Собачка Хвостик кренделем», «Пахарь, кузнец и плотник», «Быки провалились».

Слайд 10

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 10

Сказки о животных:

«Лиса и медведь»,
«Как собака себе друга искала», «Пугливая мышь». «Благодарный медведь», «Петушок и кошечка»

Слайд 11

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 11

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.

Слайд 12

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 12

Вирява

Вирява(«вирь» – лес, «ава» – мать, женщина) – пожилая злая хозяйка леса. Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Когда охотники приходили в леса на промыслы – нужно было заговорить лесную хозяйку Виряву, чтобы она ослабила охрану своего царства, и можно было удачно охотиться. Тут и начинали своё дело сказители, которые ночи напролёт ублажали богиню волшебными рассказами. Считалось, что Вирява приходила слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловили птицу и зверей.

Слайд 13

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 13

Ведява

Ведява – русалка, хозяйка воды, была покровительницей плодородия. По религиозным воззрениям мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява- высокая женщина с длинными, до колен, волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Обычно она плещет водой или расчёсывает волосы. Ведява могла превращаться в разных животных и рыб, заманивать купающихся на глубокое место. Те, кому удавалось выплыть, избавившись от водяных, приносили жертвы — мелкие деньги, пшено для еды.

Слайд 14

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 14

Варда

Варда – злое сказочное существо, ведьма.

Слайд 15

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 15

Юртава

Юртава – домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства. Юртава часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок. Юртаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу».

Слайд 16

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 16

Паксява

Паксява – покровительница поля.

Слайд 17

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 17

Бурьяга

Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу — Ягу.

Слайд 18

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 18

Куйгорож

Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дух обогащения, наживы и удачи.

Слайд 19

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 19

Куйгорож («куй»- змея, «горож»- сова)

Слайд 20

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 20

Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа: «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Вирява», «Ведява», «Варда» и другие.

Слайд 21

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 21

В мордовских сказках говорится как о нравственных положительных качествах, которые ценились в народе, так и о отрицательных, которые по мнению мордовского народа были достойны порицания. Герои, наделённые дурными качествами, всегда наказывались в сказках. Именно об этом говорится в мокшанской сказке «Куйгорож».

Слайд 22

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 22

«Куйгорож» — сказка, записанная только на мокша — мордовском языке в 1948 году в городе Ковылкино известным сказочником И. Сезиным по просьбе учёного-этнографа К. Т. Самородова. (К. Т. Самородов   собирал и литературно обрабатывал сказки.)  По мотивам этой сказки известный московский режиссёр – аниматор Андрей Меринов снял мультипликационный фильм «Что делать, или куйгорож». В сказке осуждаются: лень, алчность, завистливость, желание разбогатеть за счёт чужого труда.

Слайд 23

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 23

Слайд 24

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 24

Слайд 25

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 25

Образ народа в мордовских сказках слагается из таких нравственных качеств, как …трудолюбие, владение ремёслами, мастерство, мудрость, доброта, незлобливость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, уважение к старшим, почтительность.

Слайд 26

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 26

Заключение

Результатами моего исследования стало доказательство того, что как и сказка любого народа, мордовская сказка, наполненные верованиями и колоритом своего народа, оригинальна и неповторима. Образ народа в мордовских сказках формируется на основе общечеловеческих ценностей, в связях с бытом, с историей, воззрениями народа.
Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни.
Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!

Слайд 27

Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие Мордовского народа», слайд 27

Интерактивные презентации о сказках

38932430

Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.

time24.10.2021

87490214

«Лес загадок» — это дидактический материал, интерактивный кроссворд, который может быть использован в качестве проверочных работ на уроках литературы.

time24.10.2021

36219211

Цель: воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке
Задачи: Прививать любовь к прочитанному. Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.

time18.12.2019

99124975

Интерактивная книжка «Два жадных медвежонка»  написана в стихотворной форме по мотивам венгерской народной сказки для лучшего запоминания текста учащимися 1-7 классов коррекционной школы.

time25.03.2017

18129973

Цель: обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний о сказках. 
Задачи: способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству; создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

time05.02.2017

53859774

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением технологического приема «универсальный тренажер». Презентация содержит 14 вопросов, к каждому их которых 3 варианта ответа. При выборе правильного ответа появляется лягушка — переход к следующему заданию. 

time28.12.2016

13873901

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением нескольких технологических приемов для настройки анимации на слайдах.

time22.12.2016

89265426

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину с технологическим приёмом «Анимированная сорбонка в программе Microsoft Office Power Point». 

time18.12.2016

20051991

«Путешествие по сказкам» — это дидактическая игра — презентация, выполненная с применением технологического приёма «Анимированная сорбонка». Ресурс предназначен для проверки знаний обучающихся, а также для использования во внеурочной работе.

time15.12.2016

99243720

Презентация с применением технологического приёма «Ромашка». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя. Работа с презентацией осуществляется по щелчку.

time15.12.2016

64874104

Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажёр с использованием технологического приема «пазлы». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя.

time15.12.2016

46228784

Этот кроссворд составлен по сказкам отечественных и зарубежных авторов. Он поможет детям в увлекательной игровой форме вспомнить героев полюбившихся книжек.

time28.10.2016

81612098

Выбор редакции

Интерактивная игра «Чёрный квадрат» составлена по юмористическим рассказам А.П. Чехова и может быть использована учителем на уроке внеклассного чтения в 5 классе.

time16.09.2016

75390523

Дидактический материал создан с использованием технологического приёма «Анимированная сорбонка». Данный ресурс можно использовать для индивидуальной и групповой работы на уроках внеклассного чтения  на этапе закрепления. 

time30.06.2016

17148729

Викторина по сказкам предполагает знание ребенком сказочных персонажей.

time26.12.2015

49319396

Эта  интерактивная презентация в увлекательной игровой форме поможет закрепить знания детей о русских народных и авторских сказках (их название и автор). 

time15.10.2015

35903922

Интерактивная игра «Его сказок радужные краски…» посвящена творчеству великого датского сказочника  Х.К.Андерсена, которому 2 апреля 2015 года исполнилось 210 лет.

time28.05.2015

63959015

Интерактивная книжка «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» выполнена в программе MS Office PowerPoint 2007 на основе технологического приема «Листание», который предложил С.Н. Лебедев.
«Страницы» книжки перелистываются при нажатии на них в обе стороны, что позволяет возвращаться к прочитанному тексту.
Выход по управляющим кнопкам.
УМК любой.

time12.05.2015

67670186

В ходе игры учащиеся должны ответить  на вопросы из 3-х категорий заданий: «Сказки А.С. Пушкина», «Сказки Г-Х Андерсена, «Разные сказки». 

time28.04.2015

29206004

Презентация «Сказочные объяснялки» построена по принципу — объяснение на заданную тему от более сложного и распространенного, к более точному и простому. Если дети угадали ответ с первой объяснялки, то они получают 3 очка, а остальные объяснялки просто прочитываются для проверки и подтверждения догадки.

time07.04.2015

77482567

Презентация «Русская народная сказка «Репка» — интерактивная книжка для учащихся 1-2 класса. В презентации использован технологический приём «Листание».
Материал предназначен для фронтальной работы на уроке или во внеурочное время, для проведения тематических внеклассных мероприятий — на усмотрение учителя.

time25.02.2015

63653519

Игра по сказкам Г.Х Андерсена сделает обучение интересным и увлекательным, стимулирует интерес к чтению. Вопросы предлагаются по категориям «Угадай сказку», «Узнай героя», «Что сделать, чтобы…», «Кто? Какой?»
Играть можно на уроке и во время проведения внеклассного мероприятия. Соревнование в игре может быть индивидуальным и командным.

time24.02.2015

16341232

Выбор редакцииПрезентация по сказкам В. Сутеева для 2-3 классов. С  использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок.
Дана краткая биография писателя. Можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

time01.12.2014

46832691

Презентация по русским народным сказкам для обучающихся 3-4 классов, с использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок. Главный герой презентации исправляет действия сказочного Хулигана, направленные на безобразные нарушения в сказках. При этом дети вспоминают известные русские народные сказки. Инструкция по работе с презентацией очень подробно объясняет необходимые шаги. Можно использовать после уроков или в летнем лагере.

time01.12.2014

59681241

Интерактивная игра (3 игры) «Кто хочет стать сказочником?» по произведениям Шарля Перро построена по такому же принципу, что и телевизионная игра «Кто хочет стать миллионером» (вопрос, варианты ответов, подсказки).

time08.11.2013

Игра представляет морское путешествие. Читаелю-игроку нужно попасть на правильный корабль, то есть верно ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, появится веселый дельфин, если нет — можно попасть в зубы кровожадной акулы.

time24.10.2013

43701218

Выбор редакцииУвлекательная игра-путешествие по сказкам для 3-4 классов. Иван просит Бабу Ягу помочь ему найти Настеньку. Она предлагает ему пройти ряд испытаний. Иван попадает к Лешему, Кикиморе, Кощею, Водяному, Лесовичку, разбойникам и Снежной королеве. Но вместе с ребятами Иван найдет свою невесту. Презентация озвучена, есть песни, которые можно использовать и как физминутки.
Обязательно ознакомиться с навигацией.

time20.10.2013

40748429

Выбор редакцииИнтерактивная игра-викторина составлена по самым известным сказкам и состоит из четырех категорий, включающих пять вопросов.

time05.10.2013

39725018

Виртуальная выставка книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал» с
использованием триггеров и гиперссылок, с использованием
технологического приема Аствацатурова Г.О.

time27.06.2011

95960029

Цели использования презентации – подведение в игровой форме итогов летнего чтения.

time22.06.2011

  • Презентация угадай сказку для дошкольников
  • Презентация угадай сказку по картинке
  • Презентация сказки х к андерсена х к андерсен пятеро из одного стручка
  • Презентация по сказке шварца сказка о потерянном времени
  • Презентация пушкин сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии фгос