1
Первый слайд презентации: ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
Изображение слайда
2
Слайд 2: ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Понятие
Определение
Нравственность
— все полезное и красивое, что создано
людьми, а не природой.
Мораль
— близкие родственники, которые живут
вместе и дарят друг другу свою любовь и
заботу.
Культура
— правила поведения, одобренные людьми и
объясняющие, какие поступки считаются
добрыми, а какие — злыми.
Семья
— добрые качества человека, побуждающие его
следовать правилам морали.
Род
— союз людей, которых определяет родство,
общий предок и помощь друг другу в борьбе
с жизненными трудностями.
Народ
?
Изображение слайда
3
Слайд 3: ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Понятие
Определение
Нравственность
— все полезное и красивое, что создано
людьми, а не природой.
Мораль
— близкие родственники, которые живут
вместе и дарят друг другу свою любовь и
заботу.
Культура
— правила поведения, одобренные людьми и
объясняющие, какие поступки считаются
добрыми, а какие — злыми.
Семья
— добрые качества человека, побуждающие его
следовать правилам морали.
Род
— союз людей, которых определяет родство,
общий предок и помощь друг другу в борьбе
с жизненными трудностями.
Народ
?
Изображение слайда
Изображение слайда
5
Слайд 5: ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
А что значит «образцы»? Какие ассоциации, связанные с этим словом возникают?
В каких случаях употребляют это слово?
Изображение слайда
6
Слайд 6: Культура народов
Изображение слайда
7
Слайд 7: ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
«Правила у каждого народа свои»
Надо знать и изучать культуру разных народов, чтобы лучше понимать
друг друга.
Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
?!
Изображение слайда
8
Слайд 8: РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Изображение слайда
на + род = на род
семья род народ
Устанавливаются общие правила поведения — что признавать хорошим, а что плохим.
Изображение слайда
Культура каждого народа нашей страны — это часть культурного богатства всей России.
Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила!
Изображение слайда
11
Слайд 11: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
?
Во зле жить – по миру ходить. (Русская)
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
Делай добро своему недругу; пусть он увидит
и смутится. (Чечено-ингушская)
Добром за добро платит каждый, добром за
зло — настоящий человек. (Татарская)
Злой человек и самого себя ненавидит.
(Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха.
(Даргинская)
Плохое к хорошему не приведёт. (Мор довская )
Изображение слайда
12
Слайд 12: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
О добре и зле
Во зле жить – по миру ходить. (Русская)
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
Делай добро своему недругу; пусть он увидит
и смутится. (Чечено-ингушская)
Добром за добро платит каждый, добром за
зло — настоящий человек. (Татарская)
Злой человек и самого себя ненавидит.
(Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха.
(Даргинская)
Плохое к хорошему не приведёт. (Мор довская )
Изображение слайда
13
Слайд 13: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
?
Даже для врага будь правдивым свидетелем.(Осетинская)
Какова резва ни будет ложь, а от правды не уйдёт. (Русская)
Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. (Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
Подведёшь другого – пострадаешь сам. (Чечено-ингушская)
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. (Калмыцкая)
Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
У лгуна дом сгорел – никто не поверил. (Татарская)
Изображение слайда
14
Слайд 14: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
О правде и честности
Даже для врага будь правдивым свидетелем.(Осетинская)
Какова резва ни будет ложь, а от правды не уйдёт. (Русская)
Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. (Удмуртская)
Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
Подведёшь другого – пострадаешь сам. (Чечено-ингушская)
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. (Калмыцкая)
Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
У лгуна дом сгорел – никто не поверил. (Татарская)
Изображение слайда
15
Слайд 15: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
?
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
Для ленивого то дождь идёт, то снег. (Грузинская)
Корову не накормишь – молока не надоишь. (Украинская)
Ленивая рука покоится на пустом желудке. (Армянская)
Ленивый пастух за стадом далеко ходит. (Осетинская)
Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
Рукава засучить ещё не значит коров подоить. (Лезгинская)
Хочешь яблока – ухаживай за яблоней. (Татарская)
Изображение слайда
16
Слайд 16: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
О труде и упорстве
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
Для ленивого то дождь идёт, то снег. (Грузинская)
Корову не накормишь – молока не надоишь. (Украинская)
Ленивая рука покоится на пустом желудке. (Армянская)
Ленивый пастух за стадом далеко ходит. (Осетинская)
Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
Рукава засучить ещё не значит коров подоить. (Лезгинская)
Хочешь яблока – ухаживай за яблоней. (Татарская)
Изображение слайда
17
Слайд 17: Пословицы народов России и ближнего зарубежья
Об уважении к отцу и матери
Птица рада весне, а младенец матери. (Белорусская)
Мамы гнев, что весенний снег. (Украинская)
Без отца – полсирота, а без матери – вся сирота. (Русская)
Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать. (Арабская)
Без отца остался – плачь день, без матери- плачь до седин. (Турецкая)
Изображение слайда
18
Слайд 18: Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.
Изображение слайда
Толерантность
-от англ., фр. tolerance -терпимость,
лат. tolerantia -терпение — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.
Изображение слайда
20
Слайд 20: Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто» Э. Эррио
Изображение слайда
Изображение слайда
Всегда (3 балла)
Иногда (2 балла)
Никогда (1 балл)
Я активно участвую в работе группы
Я прислушиваюсь к мнению других членов группы
Я предлагаю свои идеи
Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы
Самооценка работы в группе
9-12 баллов – Я работал в группе на отлично!
6-8 баллов – Я работал в группе хорошо.
2-5 баллов – Я должен улучшить работу.
Изображение слайда
23
Слайд 23: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить сообщение – доклад на тему: «Добрые сказки разных народов»
1
2
Сделай аппликацию или пластилиновый макет «Добрый народный обряд»
Фестиваль одноклассников: «Добрые песни разных
народов»
3
Изображение слайда
24
Последний слайд презентации: ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
Изображение слайда
Литературное чтение —
один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием.
Основные задачи курса «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова и др.
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать произведения;
развитие интереса к чтению, книге и формирование читательского кругозора;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе из учебного плана на период обучения грамоте выделяется 92ч, на изучение литературного чтения отводится 36 ч (3 ч в неделю, 12 учебных недель). В школе с родным языком обучения, в первом классе на русский язык выделяется 6 ч. Поэтому, с согласия родителей, 2 ч внеурочной деятельности выделила на литературное чтение. Из них 5 ч на русский язык, остальные 3 ч на литературное чтение. Изучение предмета начала с последней недели февраля.
Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
1) личностных результатов:– учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;– принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;– имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;– имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;– имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
2) метапредметных результатов:– считают книгу источником информации;– читают текст целыми словами;– отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;– имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;– выделяют в тексте абзац;– контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;– находят страницу книги по номеру;– пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;– умеют соотносить текст и иллюстрацию;– участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);
3) предметных результатов:– имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;– различают прозаический и стихотворный тексты;– связывают заглавие произведения с его содержанием;– имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);– имеют представление о разнообразии интонации в произведении;– определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;– способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;– способны кратко описать образа персонажа;– имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.
В конце 1 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 1 – 2 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• имена 3-4 авторов и названия их произведений.
Обучающиеся должны уметь:
• понимать содержание прочитанного;
• составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
• пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
• находить заглавие текста, называть автора произведения.
• различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 30 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения.
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
муниципальных образовательных учреждений.
Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»
«Я – исследователь»
«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».
Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,
МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс
Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,
Учитель первой квалификационной категории,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,
МБОУ СОШУИП №3
г. Лабытнанги
2019
Аннотация
Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению оценить характеры героев.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.
Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме, основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и отношение к матери является кирпичиком семейного счастья и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.
(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и культура поведения. Необходимость сохранения русской речи, уважения к своим родителям.)
Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди, во все времена, очень сильно любят маму и относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.
Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.
Содержание
Стр.
- Введение 4
- Описание работы 5
- Заключение 10
- Список литературы 11
- Приложения 12
- Введение
Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в жизни ребенка и семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:
- найти информацию в произведениях русской литературы о маме;
изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;
- на основе произведений русской литературы исследовать во все ли времена люди относились к маме с особым трепетом и любовью;
- установить, как сверстники относятся к своей маме;
- воспитание заботливого, чуткого отношения к матери, ее просьбам;
- побудить детей выражать благодарность своим матерям за заботу, привить любовь и уважение к своим родителям;
- представить собранную информацию;
Ожидаемые результаты исследования:
Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и популяризации чтения книг.
Объект, предмет и база исследования.
- объект исследования: изучить произведения русской литературы о маме, опрос сверстников.
- предмет исследования: изучение влияния мамы на нравственное воспитание ребенка, через сказки и другие художественные произведения.
Гипотеза исследования:
Я предположила, что мама — самое главное на свете.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.
Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая? И в памяти всплыл мультфильм, который нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много книг и мама на ночь мне всегда читает сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.
Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем——. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека у разных народов.
- Описание работы
В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки и другие. И в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).
Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».
Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» — аннотации ,
Нашли произведения русских писателей о маме, это Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».
Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.» Сделать выводы ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…
- Заключение.
В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия — ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь — это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.
У всех народов и во все времена – отношение мамы к своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.
И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.
4. Список литературы
1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д. Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014
2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина. Издательство: Ленинград. Детская литература 1983
3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988
4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»
6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990
7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990
5. Интернет – ресурсы:
Приложение 1
Список книг детям о маме для прочтения.
●
Приложение 2
Высказывания русских писателей о маме.
● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский
Приложение 2
Памятка для детей
О том как нужно проявлять внимание к маме.
Памятка для родителей
Совет родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.
Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
- Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
- Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
- Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
- Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
- Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
- Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
- Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
- Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
- Не нужно принуждать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
- Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Приложение 4
Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?
1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.
2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.
3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.
4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.
5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.
6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.
7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.
8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.
9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.
10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.
О вреде чтения книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.
Приложение 5
Интересные факты из истории
У индейцев —-
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема исследования: «Мордовская народная сказка как культурное наследие мордовского народа»
Слайд 2
Слайд 3
В сказках виден «…быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и ум… В. Г. Белинский
Цель исследования: познакомиться с жанром мордовской народной сказки как с культурным наследием мордовского народа, кладезем знаний о быте, нравах, обычаях, верованиях мокши и эрзя.
Слайд 4
Задачи исследования:
— выявить национальные особенности мордовских сказок, отражающих специфику мордовского народа;
— выявить особенности отдельных персонажей мордовских сказок;
— воссоздать культурный образ народа на материале мордовских народных сказок
Слайд 5
Объект исследования – мордовская народная сказка
Предмет исследования – основные сюжеты, мотивы и образы героев мордовских сказок.
Гипотеза:
Мордовские сказки – это отражение культуры и самобытности народа мордвы.
Слайд 6
Актуальность темы:
Сказки различных народов – это не только интересные литературные произведения, но и своеобразный источник необходимых знаний о том или ином народе. Изучение сказок различных народов, в частности, мордовского и русского актуально, т.к. мордовская литература — составная часть литературы России . К тому же сказка помогает точнее понять национальный характер народов.
Слайд 7
С древнейших времен мордва живет главным образом в местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой и Мокшей. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали.
Слайд 8
Фольклор — это устное народное творчество: былины, сказки, песни,частушки, пословицы, поговорки, загадки .
«Фольк» — народ, «Лоре» — знание, мудрость. Мудрость народа.
Народная сказка – эпическое произведение устного народного творчества. В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»
Слайд 9
Бытовые мордовские сказки:
«Горячие сани», «Батрак Фока и поп», «Собачка Хвостик кренделем», «Пахарь, кузнец и плотник», «Быки провалились».
Слайд 10
Сказки о животных:
«Лиса и медведь»,
«Как собака себе друга искала», «Пугливая мышь». «Благодарный медведь», «Петушок и кошечка»
Слайд 11
Волшебные сказки.
Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.
Слайд 12
Вирява
Вирява(«вирь» – лес, «ава» – мать, женщина) – пожилая злая хозяйка леса. Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Когда охотники приходили в леса на промыслы – нужно было заговорить лесную хозяйку Виряву, чтобы она ослабила охрану своего царства, и можно было удачно охотиться. Тут и начинали своё дело сказители, которые ночи напролёт ублажали богиню волшебными рассказами. Считалось, что Вирява приходила слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловили птицу и зверей.
Слайд 13
Ведява
Ведява – русалка, хозяйка воды, была покровительницей плодородия. По религиозным воззрениям мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява- высокая женщина с длинными, до колен, волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Обычно она плещет водой или расчёсывает волосы. Ведява могла превращаться в разных животных и рыб, заманивать купающихся на глубокое место. Те, кому удавалось выплыть, избавившись от водяных, приносили жертвы — мелкие деньги, пшено для еды.
Слайд 14
Варда
Варда – злое сказочное существо, ведьма.
Слайд 15
Юртава
Юртава – домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства. Юртава часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок. Юртаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу».
Слайд 16
Паксява
Паксява – покровительница поля.
Слайд 17
Бурьяга
Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу — Ягу.
Слайд 18
Куйгорож
Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дух обогащения, наживы и удачи.
Слайд 19
Куйгорож («куй»- змея, «горож»- сова)
Слайд 20
Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа: «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Вирява», «Ведява», «Варда» и другие.
Слайд 21
В мордовских сказках говорится как о нравственных положительных качествах, которые ценились в народе, так и о отрицательных, которые по мнению мордовского народа были достойны порицания. Герои, наделённые дурными качествами, всегда наказывались в сказках. Именно об этом говорится в мокшанской сказке «Куйгорож».
Слайд 22
«Куйгорож» — сказка, записанная только на мокша — мордовском языке в 1948 году в городе Ковылкино известным сказочником И. Сезиным по просьбе учёного-этнографа К. Т. Самородова. (К. Т. Самородов собирал и литературно обрабатывал сказки.) По мотивам этой сказки известный московский режиссёр – аниматор Андрей Меринов снял мультипликационный фильм «Что делать, или куйгорож». В сказке осуждаются: лень, алчность, завистливость, желание разбогатеть за счёт чужого труда.
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Образ народа в мордовских сказках слагается из таких нравственных качеств, как …трудолюбие, владение ремёслами, мастерство, мудрость, доброта, незлобливость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, уважение к старшим, почтительность.
Слайд 26
Заключение
Результатами моего исследования стало доказательство того, что как и сказка любого народа, мордовская сказка, наполненные верованиями и колоритом своего народа, оригинальна и неповторима. Образ народа в мордовских сказках формируется на основе общечеловеческих ценностей, в связях с бытом, с историей, воззрениями народа.
Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни.
Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!
Слайд 27
Интерактивные презентации о сказках
Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.
24.10.2021
«Лес загадок» — это дидактический материал, интерактивный кроссворд, который может быть использован в качестве проверочных работ на уроках литературы.
24.10.2021
Цель: воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке
Задачи: Прививать любовь к прочитанному. Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.
18.12.2019
Интерактивная книжка «Два жадных медвежонка» написана в стихотворной форме по мотивам венгерской народной сказки для лучшего запоминания текста учащимися 1-7 классов коррекционной школы.
25.03.2017
Цель: обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний о сказках.
Задачи: способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству; создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.
05.02.2017
Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением технологического приема «универсальный тренажер». Презентация содержит 14 вопросов, к каждому их которых 3 варианта ответа. При выборе правильного ответа появляется лягушка — переход к следующему заданию.
28.12.2016
Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением нескольких технологических приемов для настройки анимации на слайдах.
22.12.2016
Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину с технологическим приёмом «Анимированная сорбонка в программе Microsoft Office Power Point».
18.12.2016
«Путешествие по сказкам» — это дидактическая игра — презентация, выполненная с применением технологического приёма «Анимированная сорбонка». Ресурс предназначен для проверки знаний обучающихся, а также для использования во внеурочной работе.
15.12.2016
Презентация с применением технологического приёма «Ромашка». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя. Работа с презентацией осуществляется по щелчку.
15.12.2016
Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажёр с использованием технологического приема «пазлы». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя.
15.12.2016
Этот кроссворд составлен по сказкам отечественных и зарубежных авторов. Он поможет детям в увлекательной игровой форме вспомнить героев полюбившихся книжек.
28.10.2016
Интерактивная игра «Чёрный квадрат» составлена по юмористическим рассказам А.П. Чехова и может быть использована учителем на уроке внеклассного чтения в 5 классе.
16.09.2016
Дидактический материал создан с использованием технологического приёма «Анимированная сорбонка». Данный ресурс можно использовать для индивидуальной и групповой работы на уроках внеклассного чтения на этапе закрепления.
30.06.2016
Викторина по сказкам предполагает знание ребенком сказочных персонажей.
26.12.2015
Эта интерактивная презентация в увлекательной игровой форме поможет закрепить знания детей о русских народных и авторских сказках (их название и автор).
15.10.2015
Интерактивная игра «Его сказок радужные краски…» посвящена творчеству великого датского сказочника Х.К.Андерсена, которому 2 апреля 2015 года исполнилось 210 лет.
28.05.2015
Интерактивная книжка «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» выполнена в программе MS Office PowerPoint 2007 на основе технологического приема «Листание», который предложил С.Н. Лебедев.
«Страницы» книжки перелистываются при нажатии на них в обе стороны, что позволяет возвращаться к прочитанному тексту.
Выход по управляющим кнопкам.
УМК любой.
12.05.2015
В ходе игры учащиеся должны ответить на вопросы из 3-х категорий заданий: «Сказки А.С. Пушкина», «Сказки Г-Х Андерсена, «Разные сказки».
28.04.2015
Презентация «Сказочные объяснялки» построена по принципу — объяснение на заданную тему от более сложного и распространенного, к более точному и простому. Если дети угадали ответ с первой объяснялки, то они получают 3 очка, а остальные объяснялки просто прочитываются для проверки и подтверждения догадки.
07.04.2015
Презентация «Русская народная сказка «Репка» — интерактивная книжка для учащихся 1-2 класса. В презентации использован технологический приём «Листание».
Материал предназначен для фронтальной работы на уроке или во внеурочное время, для проведения тематических внеклассных мероприятий — на усмотрение учителя.
25.02.2015
Игра по сказкам Г.Х Андерсена сделает обучение интересным и увлекательным, стимулирует интерес к чтению. Вопросы предлагаются по категориям «Угадай сказку», «Узнай героя», «Что сделать, чтобы…», «Кто? Какой?»
Играть можно на уроке и во время проведения внеклассного мероприятия. Соревнование в игре может быть индивидуальным и командным.
24.02.2015
Презентация по сказкам В. Сутеева для 2-3 классов. С использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок.
Дана краткая биография писателя. Можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.
01.12.2014
Презентация по русским народным сказкам для обучающихся 3-4 классов, с использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок. Главный герой презентации исправляет действия сказочного Хулигана, направленные на безобразные нарушения в сказках. При этом дети вспоминают известные русские народные сказки. Инструкция по работе с презентацией очень подробно объясняет необходимые шаги. Можно использовать после уроков или в летнем лагере.
01.12.2014
Интерактивная игра (3 игры) «Кто хочет стать сказочником?» по произведениям Шарля Перро построена по такому же принципу, что и телевизионная игра «Кто хочет стать миллионером» (вопрос, варианты ответов, подсказки).
08.11.2013
Игра представляет морское путешествие. Читаелю-игроку нужно попасть на правильный корабль, то есть верно ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, появится веселый дельфин, если нет — можно попасть в зубы кровожадной акулы.
24.10.2013
Увлекательная игра-путешествие по сказкам для 3-4 классов. Иван просит Бабу Ягу помочь ему найти Настеньку. Она предлагает ему пройти ряд испытаний. Иван попадает к Лешему, Кикиморе, Кощею, Водяному, Лесовичку, разбойникам и Снежной королеве. Но вместе с ребятами Иван найдет свою невесту. Презентация озвучена, есть песни, которые можно использовать и как физминутки.
Обязательно ознакомиться с навигацией.
20.10.2013
Интерактивная игра-викторина составлена по самым известным сказкам и состоит из четырех категорий, включающих пять вопросов.
05.10.2013
Виртуальная выставка книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал» с
использованием триггеров и гиперссылок, с использованием
технологического приема Аствацатурова Г.О.
27.06.2011
Цели использования презентации – подведение в игровой форме итогов летнего чтения.
22.06.2011