Презентация сказка о мертвой царевне и семи богатырях 3 класс 21 век

Тема урока: а. с. пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатыряхцели: 1. познакомить детей со сказкой а. с. пушкина

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

-(1 слайд) Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского писателя. Будем читать одно из самых замечательных лиричных добрых сказок. Кто же этот писатель?

-Александр Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником.

— Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

(2 — 4 слайд)

-В основе этой сказки — народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку с стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.(3 слайд)

— Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? (5 слайд )

— Кто был лучшим другом поэта?

— Где учился А. С. Пушкин?

— С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

-Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?(6 слайд)

3. Лексическая работа.

— При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка. (7 слайд)

4. Групповая работа.

-А сейчас мы познакомимся с героями, которые встречаются в сказке, и будем это делать в форме разминки для ума. Вам нужно отгадать героев сказки и составить мозаику этого сказочного героя. Победит тот ряд, который быстрее справится с заданием.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

H L w ц g а Y l р J и L u i ц v Y а

2. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра

3. Первое слово читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

5. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу! (8 слайд)

6. Изучение нового материала

— Ребята, сейчас прослушайте начало сказки, обратите внимание, как выразительно читает рассказчик. Следите за текстом по учебнику, т.к. в дальнейшем вы будете читать цепочкой.

А) прослушивание аудиозаписи (9 слайд);

Б) чтение цепочкой;

В) беседа о прочитанном (10-12 слайд).

— С какими героями сказки вы познакомились?

— Какое время года описывается в данной части?

— Сколько месяцев ждала царица своего царя?

— Какое чудо произошло накануне Рождества?

— Когда воротился царь-отец?

— Что произошло с царицей?

— Через сколько времени царь женился на другой?

Прогнозирование содержания сказки.

— Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

— Как повела себя царица с зеркалом?

— О каком качестве царицы этот поступок говорит?

— Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

— Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Итог: — Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

6. Итог урока.

— Что особенно вам понравилось на уроке?- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите очень много интересных произведений А.Пушкина?

— Оценки, которые вы получили в группах, это оценки за урок. Сегодня вы работали активно. Молодцы.

7.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

— А вот следующее задание по выбору:

Происценировать сцену с зеркалом.

Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.

Урок чтения, говорим о сказках, рассказах

А. С. Пушкин

6 июня 1799 г., в Москве

Арина Родионовна

В Царскосельском лицее

В. А. Жуковским

Туча. Няня. Осень.

Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

Царь, царица, дочь

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Царицу с зеркалом.

Белолица, черноброва

Елисей

Семь торговых городов, да 140 теремов

Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Злость, зависть

Злые, низкие, мстительные

Главная / Литература / А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Презентация на тему: А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тет

Описание слайда:

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тетради по литературе5 класс

№ слайда 2
Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав,

Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».П. Бажов

№ слайда 3
В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда Осип

Описание слайда:

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичНяня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклоромБрат поэта Лев Сергеевич

№ слайда 4
Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зрени

Описание слайда:

Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод

№ слайда 5
Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем

Описание слайда:

Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

№ слайда 6
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный пл

Описание слайда:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

№ слайда 7
Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна

Описание слайда:

Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка в лес пошла..»«Будь нам милая сестрица»«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»«В руки яблочко взяла»«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»«Свадьбу тотчас учинили»

№ слайда 8
Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим люд

Описание слайда:

Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?● Как отомстила царица-мачеха царевне?● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

№ слайда 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние

Описание слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.Отношение автора к героине.► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

№ слайда 10
Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощ

Описание слайда:

Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:Между тем росла, росла,Поднялась и расцвела..Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

№ слайда 11
Практическая работа

Описание слайда:

Практическая работа

№ слайда 12
Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как бога

Описание слайда:

Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?

№ слайда 13
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в эт

Описание слайда:

■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

№ слайда 14
Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут

Описание слайда:

Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС белой зори до ночиБелешенька земляВосхищенья не снеслаСвойство зеркальце имелоНраву кроткого такогоВдруг погаслаКрасная девицаВ горести душевнойСотворив обряд печальныйВдруг погасла жертвой злобеПотешитьС мольбой погналсяТрубит уже молва

№ слайда 15
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев

Описание слайда:

► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

№ слайда 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106

Описание слайда:

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь.Определите способы рифмовки:Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.ПарнаяТам на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей..Перекрестная

№ слайда 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrs

Описание слайда:

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

№ слайда 18
Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки

Описание слайда:

Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 классИнтернет-ресурсы. Режим доступа:◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.htmlhttp://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpghttp://www.bookmate.ru/books/255032http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 1

А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»

Слайд 2

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 2

Организационный момент

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 3

Ч

Удесный
Мир
классики

Слайд 4

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 5

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Слайд 6

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 6

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 
2. Где родился?  3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин?  7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?  8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Слайд 7

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 7

Речевая разминка

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 8

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

Слайд 9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 9

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Слайд 10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 10

Слайд 11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 11

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.  В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»

Слайд 12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 12

А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»

Слайд 13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 13

Слайд 14

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 14

Слайд 15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 15

Литературная сказка

Слайд 16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 16

Слайд 17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 17

Кто такой богатырь?

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Слайд 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 18

Признаки сказки

Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.

Слайд 19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 19

Борьба добра и зла,
добро побеждает зло

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 20

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин?

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Слайд 21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 21

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

— О каком качестве характера это говорит?

— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

— Как Соколко защищал царевну?

— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Слайд 22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 22

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Слайд 23

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 23

Физминутка

Ветер

Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)

Слайд 24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 24

Слайд 25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 25

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Слайд 26

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 26

Царевна

-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Слайд 27

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 27

Портрет молодой царевны

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Слайд 28

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 28

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Слайд 29

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 29

Портрет царицы

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.

Слайд 30

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 30

Елисей

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
  Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?

Слайд 31

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 31

Портрет Елисея

Слайд 32

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 32

Семь богатырей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
 Прочитайте отрывок.
 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Слайд 33

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 33

Портрет Богатырей

Слайд 34

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 34

Слайд 35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 35

Синквейн. Царевна

Слайд 36

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 36

-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Слайд 37

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 37

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Слайд 38

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 38

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой

царевне и

7 богатырях»

Урок 15

Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов

І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово

Организационный момент

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Удесный

Мир

классики

Ч

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799-1837)

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 


2. Где родился? 
3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 


4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?


5. Как звали няню поэта?
6. Где учился Пушкин? 
7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее? 
8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас?

Речевая разминка

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством

А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

  • Сказка о попе и работнике его Балде.
  • Сказка о мёртвой царевне
  • и 7 богатырях.

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине. 
В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина

«А.С. Пушкин в

Болдино»

А.А. Платонов

«Пушкин в Болдино»

Литературная сказка

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Кто такой богатырь?

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Признаки сказки

  • Зачин.
  • 2. Волшебные предметы.

    3. Сказочные слова и выражения.

    4. Троекратный повтор.

    5. Борьба добра и зла.

    6. Добро побеждает зло.

    7. Концовка.

Борьба добра и зла,

добро побеждает зло

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин? 

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

  • Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?
  • — О каком качестве характера это говорит? 
  • — Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?
  • — Как Соколко защищал царевну?
  • — Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
  • а царевна – бабушкой? 

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка?
— Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

-Какого героя можно назвать завистливым?

Физминутка   

Ветер

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Царевна

 -Какой была молодая царевна?

— Как звали ее жениха?

— Какое приданое приготовил царь своей дочери?

— Почему девушка служанка отпустила царевну?

— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?

— О каком качестве характера это говорит?

—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?

— Почему царевна не приняла предложение братьев?

— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Портрет молодой царевны

Молодая царевна

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?

— Прочитать описание царицы.

— Что было дано ей в приданое?

— Какое свойство имело зеркальце?

  • Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
  • Что ответило ей зеркало?
  • — Как повела себя царица с зеркалом?

    — О каком качестве царицы говорит этот поступок?

    -Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Портрет царицы

царица

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда , ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?

— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?

— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.

— Почему природа помогала ему?

— Прочитайте слова:

«И о гроб невесты милой,

  Он ударился всей силой»

— Что чувствовал в это время Елисей?

Елисей

Портрет Елисея

Елисей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »

 Прочитайте отрывок.

 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.

— Какие качества братьев открылись в этих словах?

— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?

Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.

— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Семь богатырей

Портрет Богатырей

Богатыри

Синквейн. Царевна

-Каждая сказка нас чему – то учит.

-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Сегодня я узнал ….

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

Цели урока:

  • развитие личности обучающегося средством
    проблемного обучения ;
  • создание условий для развития умения слушать,
    наблюдать, анализировать, сравнивать, делать
    выводы;
  • формирование умений составлять словесные
    портреты литературных героев и критически
    мыслить, давая оценку поступкам героев;
  • закрепление  умений вести учебный диалог

Средства обучения:

  • учебник «Литературное чтение. Учебная
    хрестоматия»: автор: Л.А.Ефросинина 3 класс в 2ч. Ч
    1. М.:  Вентана-Граф 2013; УМК «Начальная школ XXI
    века», рабочая тетрадь  по чтению №1;
  •  цветные карандаши  и листочки для
    моделирования ;
  • карточки с заданием для работы в паре;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и
мотивационная подготовка учащихся к усвоению
изучаемого материала.

– Улыбнитесь друг другу. Я рада вновь видеть
ваши лица, улыбки и думаю, что урок принесет нам
всем радость общения друг с другом. вы многое
узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу
успехов в учении.

II. Подготовка к активной познавательной
деятельности.

Сегодня у нас урок слушания. Начнем его с
проверки домашнего задания.      
 Подбор пословиц, в которых заключена главная
мысль произведения:     А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»

Вся семья вместе, и душа на месте.
Злой человек не проживет в добре век.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным.
На обмане счастья не построишь

Обобщение. Что хотел сказать А. С. Пушкин нам 
– читателям, слушателям его произведений?
(Ответы учащихся)

Продолжите фразу: «Счастье  основано на…
(любви)

Обращаю внимание обучающихся на схему (доска)

img1

(Ответы учащихся)

Учитель.  К этой схеме  возможно
мы еще вернемся в течение урока.

III. Усвоение новых знаний. Работа с текстом

Учитель.  Послушайте. (Читает
отрывок из книги…)

«Жила-была маленькая царевна. А ее мачеха была
гордая и своенравная. она постоянно любовалась
собой в волшебном зеркальце и спрашивала у него:
« Я ль на свете всех милее, всех румяней и
белее?»  До поры до времени зеркальце отвечало
ей: «Ты, конечно, спору нет…».

  Учитель. Узнали произведение? 
Открывается доска с надписью «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин

  Учитель. Внимание на доску.
Прочитайте записи.

                   
Отрицательный герой

                                                                   
???

                   
Положительный герой

Кто может сформулировать тему урока?

Ученик. Будем знакомиться с новым
 произведением и давать описательные
характеристики героям.

Ученик. Будем разбираться, кто
хороший, а кто плохой. (Вопросительные знаки в
записи темы урока). Кто отрицательный герой, а кто
положительный.

Учитель помогает поставить задачи на урок:

  • учимся работать с текстом;
  • учимся делать выводы и понимать точку зрения
    автора;
  • учимся выявлять идею произведения, его главную
    мысль

Учитель. Прежде чем начать
разбираться с героями, давайте убедимся, а знаем
ли мы, какие черты характера присущи
положительному или отрицательному герою.

Работа в парах (одна пара работает у
доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами
карточки со словами, красным карандашом
подчеркиваете слова, которые характеризуют
черты  положительного героя, синим –
отрицательного.

Проверка.

Положительный
герой                              
Отрицательный герой

доброта                                                             
зависть
любовь                                                              
злоба
верность                                                            
ревность
кротость                                                            
эгоизм
отзывчивость                                             
       предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к
положительному герою); равнодушие  (к
отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает
героические поступки, творит добро на благо
других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается
помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ,
КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В
чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя
раскрывается в его поступках, поведении.

Чтениесказки

Учитель. Открываем учебник
(хрестоматия Ч.1)  на странице 68.  Перед
работой с
текстом давайте заглянем в словарь устаревших
слов.

Учитель. Зачем он нам нужен?
Ученики отвечают. Сказка написана  более
 двухсот лет назад, значит, многие слова нам
будут непонятны, незнакомы.

Упражнение «Стратегия ключевых слов»

Учитель читает фрагмент сказки (стр. 68-71 до
слов: «… позвала к себе Чернавку…»Ученики во
время чтения следят за текстом и выписывают
на листочек героев произведения   (  с
обратной стороны листочка для моделирования)

  • царь
  • царица
  • царица-мачеха
  • царевна
  • королевич Елисей
  • Чернавка
  • зеркальце

Проверка.

Учитель. Можете ли вы назвать главных
героев. Почему вы так считаете?
Ученики. О них  много   текста,
часто встречаются в тексте их имена.
Учитель. Кто же это?
Ученики. Царевна и царица-мачеха.  (
на доске: фигурная скобка: выделяю главных
героинь: в списке героев)
Учитель. Сравним характеры  обеих
героинь. Перечитайте еще раз отрывки, где Пушкин
описывает главных  героинь и подчеркните
определения, которые характеризуют героинь.

Работа в парах

Попробуйте составить словесный портрет:

девочки      
–             царевны
мальчики    –     
       царицы

Проверка работы.

Вывод: Похожи наши героини? Или они
разные?
Ответы учащихся. Зачитывают
характеристики  главных героинь.

Царевна –   молода, очень красива
(белолица, черноброва), обладает незлобивым
характером, по своим душевным качествам–
спокойная смирная.

(Учащиеся зачитывают некоторые слова,
подтверждая свою мысль.)

Царица – красива (высока, стройна, бела),
умна, сознает свое превосходство, ревнивая,
упрямая, капризная, поступает так, как ей хочется,
совсем не думая о других, всегда хочет оставаться
самой лучшей.

Учитель. Кто из вас готов сделать
вывод? Похожи героини или разные?
Ответы учащихся.  Они обе красивые.
Учитель.  Значит, обе
положительные?   Кто из них вам симпатичен?
Почему?
Ответы учащихся.
Учитель. 
Разве желание быть красивым, это
плохо7 Это отрицательная черта характера?
Поднимите руки, кто хочет быть красивым. Все мы
хотим нравиться другим людям и  себе.  Не зря
говорят: «Красота спасет мир! Значит мы –
носители отрицательной черты характера?
Учитель. Мнения разделились. Нам
необходимо ответить на вопрос: кто же из них
олицетворяет добро и является положительной
героиней, а кто олицетворяет зло и является
отрицательной героиней?
Учитель. Мы можем только
предположить, так как не знаем продолжения . Надо
дочитать сказку до конца, изучить поступки
героинь и тогда уже делать выводы.

Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся   ( 
присели, крепко обхватив руками ноги)
Больше спать не
захотел             
( выпрямляются, поднимаются)
Шевельнулся,
встрепенулся,        (
встряхивают руками, пожимают плечами)
Взвился вверх и
улетел.               
( плавно , помахивая руками, как бабочки
крылышками, передвигаются по классу)

Физминутка «День и рночь»

Сидя за партами, закрыв глаза, отвечают на
вопросы учителя ( добавляют к слову учителя
подходящее, герои сказок, например:
   учитель обращается к ученику: Андрей,
царевна
– ответ ученика: «Лягушка» и
т.д.…

принцесса…( на горошине)
спящая … (красавица)
госпожа…(Метелица)
сестрица…(Аленушка)

Если ученик затрудняется, учитель дает команду:
«Проснулись!». Дети открывают глаза и дают
правильный ответ. Игра продолжается дальше,
чтобы все поиграли.

Учитель читает следующий фрагмент сказки.
Страница  71-72 до слов: «… легче будет
умереть…»…

Рефлексия. Составление коллективного
синквейна.

Синквейн – это особое
стихотворение, которое возникает в результате
анализа и синтеза информации. Мысль,
переведенная в образ, как раз и свидетельствует
об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся
оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный
способ
проверить знания. Слово «синквейн»
происходит от французского слова, которое
означает пятистрочье. Таким образом, синквейн –
это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема 
    (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (
    прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение,
    показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который
    повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов
нашего урока предлагаю составит коллективный
синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.  
ЦАРЕВНА                                                                    
1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая,
кроткая                                                       
 2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела,
догадалась                                                  
3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает
отблагодарить.                                             4. 
Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ      
                                          5. 
ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Чему  мы учились 
сегодня  на уроке?
Ответы учащихся.  Мы научились
сравнивать образы героев; наблюдать, слушать,
анализировать, ставить задачи на урок и эти
задачи выполнять.
Мы учились прислушиваться к слову автора.
Учитель. Поправьте меня, пожалуйста,
если я ошибусь. Слово автора– это его идея? 
Можно ли связать эти два произведения общей
идеей  ?  «Сказка о царе Салтане…»  и
«Сказка о мертвой царевне…»? Можно ли продолжить
разговор о любви, который мы начали в начале
урока?  О какой любви идет речь? Приведите
примеры.

Схема на доске: 

«ЛЮБОВЬ» (возвращение к схеме, дополнение
словами) 

Выводы.   

Ответы учащихся. Хочешь, чтоб тебя
любили, сам поступай так же.

Домашнее задание.

1. Дочитать сказку. Объяснить название.
2. Синквейн  для любого героя  (по желанию).
ПРИМЕЧАНИЕ: при проверке д/з  он , синквейн,
не оценивается. (Так требует технология). Но!
Ценность технологии в том, что немногими словами
можно точно выразить многое! Можно поставить 
отличную отметку учащемуся за его стремление
выразить свое мнение таким образом.

3. Задания в рабочей тетради с… (по выбору)

Учитель. Моделирование.  Листок (на
обратной стороне которого герои произведения)
переворачиваем и моделируем (жанр, тема, автор,
название)
Из всех листков собираю книжку-малышку. Обложку
для нее учитель сделал заранее (Технология: УМК
«Начальная школа XXI века») и помещаю ее в «Уголок
чтения».

Учитель.  Помните, в начале урока мы
пожелали друг другу успехов в учении ? Кому этот
урок  принес радость от работы с книгой?
Всем спасибо! Урок окончен.

  • Презентация русская народная сказка летучий корабль особенности волшебной сказки 3 класс
  • Презентация своя игра по сказкам для начальной школы
  • Презентация сказка колобок с анимацией и звуком
  • Презентация сказка как особый жанр фольклора 5 класс
  • Презентация романтические рассказы м горького старуха изергиль легенда о данко челкаш