Презентация сказка ложь да в ней намек 5 класс

Презентация на тему: сказка ложь, да в ней намк русские народные сказки скачать эту презентацию скачать эту презентацию


Презентация на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русские народные сказки

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русские народные сказки Урок литературы в 5 кла

Описание слайда:

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русские народные сказки Урок литературы в 5 классе Перова Инесса Николаевна

№ слайда 2
Сказка – ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок.Что за прелесть, эти сказки!К

Описание слайда:

Сказка – ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок.Что за прелесть, эти сказки!Каждая есть поэма!А. С. Пушкин

№ слайда 3
Сказители сказок Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из гл

Описание слайда:

Сказители сказок Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

№ слайда 4
Презентация сказка ложь да в ней намек 5 класс

№ слайда 5
Самые древние сказки – о животных

Описание слайда:

Самые древние сказки – о животных

№ слайда 6
Ответьте на вопросы:Какие сказки о животных вы знаете?Какие животные являются их

Описание слайда:

Ответьте на вопросы:Какие сказки о животных вы знаете?Какие животные являются их героями?Каковы качества Лисы?А Волка?Каков Петух?А Заяц?

№ слайда 7
Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных В бытовых сказках фигурируют лю

Описание слайда:

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.

№ слайда 8
Волшебные сказкиВолшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге

Описание слайда:

Волшебные сказкиВолшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.______________________Вспомните сказки, в которых есть животное-супругВ каких сказках люди превращаются в животныхВспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир

№ слайда 9
Волшебные предметы В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-са

Описание слайда:

Волшебные предметы В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поездаЧто, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться?А что является телевизором?

№ слайда 10
В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга?Как она изображалась?Что

Описание слайда:

В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга?Как она изображалась?Что она делает в сказках?Где она живёт?

№ слайда 11
Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»Сравните две картины. Чем они от

Описание слайда:

Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»Сравните две картины. Чем они отличаются?Чем эти картины схожи?

№ слайда 12
Кощей БессмертныйКак выглядит Кощей?Где находится его смерть?Какими чертами он о

Описание слайда:

Кощей БессмертныйКак выглядит Кощей?Где находится его смерть?Какими чертами он обладает?Как он может вредить героям?Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.

№ слайда 13
Змей ГорынычКто такой Змей Горыныч?Как он выглядит? Чем он страшен?Как его побеж

Описание слайда:

Змей ГорынычКто такой Змей Горыныч?Как он выглядит? Чем он страшен?Как его побеждает герой?

№ слайда 14
Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»

Описание слайда:

Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»

№ слайда 15
Водяной Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и

Описание слайда:

Водяной Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

№ слайда 16
Леший и старичок лесовичок

Описание слайда:

Леший и старичок лесовичок

№ слайда 17
Главный положительный герой волшебных сказок Как называют главного положительног

Описание слайда:

Главный положительный герой волшебных сказок Как называют главного положительного героя сказок?Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сынКакими чертами он обладает?Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.Почему Ивану всё удаётся?Кто ему помогает?

№ слайда 18
Иван-царевичЭтот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтом

Описание слайда:

Иван-царевичЭтот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

№ слайда 19
Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?

Описание слайда:

Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?

№ слайда 20
Емеля

№ слайда 21
В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Почему же героя русских народных ск

Описание слайда:

В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Почему же героя русских народных сказок зовут Иван?Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

№ слайда 22
Главная положительная героиня Важное место в русских народных сказках отведено ж

Описание слайда:

Главная положительная героиня Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.Как зовут этих женщин?

№ слайда 23
Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

Описание слайда:

Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

№ слайда 24
В сказках отразился быт русского крестьянина

Описание слайда:

В сказках отразился быт русского крестьянина

№ слайда 25
Презентация сказка ложь да в ней намек 5 класс

№ слайда 26
Чей это дом:«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа л

Описание слайда:

Чей это дом:«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

№ слайда 27
Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его

Описание слайда:

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

№ слайда 28
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаят

Описание слайда:

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

№ слайда 29
Кто этот герой:Работать умела красиво и ловко,В деле любом проявляла сноровку,Хл

Описание слайда:

Кто этот герой:Работать умела красиво и ловко,В деле любом проявляла сноровку,Хлебы пекла и скатерти ткала,Шила рубашку, узор вышивала,Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была?

№ слайда 30
Волшебный предметЕсли это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города,

Описание слайда:

Волшебный предметЕсли это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

№ слайда 31
Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную о

Описание слайда:

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

№ слайда 32
Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

Описание слайда:

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

№ слайда 33
В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущ

Описание слайда:

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

№ слайда 34
Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам

Описание слайда:

Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам

№ слайда 35
Использованная литература В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 19

Описание слайда:

Использованная литература В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946,.Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953.Потебня А. А., «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;Русская сказка, т.I. Изд. «Academia», М., 1932.Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884.А.О.Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.П.В.Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т.III. СПб., 1992.Э.М.Яншина, О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. — II в. н.э.). «Вестник древней истории», 1961, N 3. Н.И.Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд. Гос. Эрмитажа. Л., 1961.А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.III, СПб., 1869.Русская литература. Мультимедийная энциклопедия, 2004Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы, 2004Русские сказки. – М.: Русский язык, 1986

  • Скачать презентацию (2.69 Мб)


  • 0 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

«проект «Сказка — ложь, да в ней намёк»» состоит из 11 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    11

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: проект "Сказка - ложь, да в ней намёк"

    Слайд 1

    ПРОЕКТ «Сказка — ложь, да в ней намек…»(долгосрочный)

  • Slide2

    Слайд 2

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

    Развитие личностных интегративных качеств дошкольников по средствам русских сказок
    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
    Расширять представления детей о сказках, сказочных героях;
    Формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;
    Изучить историю происхождения сказки как предмета устного народного творчества;
    Формировать правовую культуру дошкольников;
    Развивать любознательность, активность, творческие способности;
    Развивать навыки творческого рассказывания; коммуникативные и художественные навыки;
    Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам;
    Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide3

    Слайд 3

    ПОЧЕМУ ИМЕННО СКАЗКА?Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки для детей — это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide4

    Слайд 4

    ИСТОРИЯ СКАЗКИ

    Сказка была частью устного творчества. Сказки рассказывались или разыгрывались в ролях, а не записывались, и передавались от поколения к поколению. Из-за этого, время их появления неизвестно.
    Самые старые известные письменные сказки происходят из древнего Египта, 1300 год до н.э.
    В русских народных сказках сказочные герой возникали из реальной жизни.
    Леший – человек, долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями.
    Кощей Бессмертный – старик, женившейся на молодой девушке.
    Наша земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию. Поэтому русские люди с севера контактировали с викингами. От туда «пришла» к нам Баба Яга – это старуха Хеель на двух костяных ногах, которая жила в избушке на окраине леса.
    С юга нас беспокоили турки и татары, они грабили и уводили народ в рабство. Когда русские люди возвращались из татарского плена у нас появились сказки про ковер-самолет, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, гусли-самогуды.
    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide5

    Слайд 5

    Работа с детьми

    Беседа «Сказка — ложь, да в ней намек…»;
    Изучение истории возникновения сказки;
    Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок;
    Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
    Пересказ прочитанных сказок, их драматизация;
    Совместное составление сказок.
    Изучение сказок о правах;
    Непосредственно образовательная деятельность «Развивающие сказки»
    Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
    Загадки о сказках, героях сказок;
    Драматизация сказок
    Выполнение самостоятельных и совместно
    с родителями творческих работ;
    Викторина «Что? Где? Когда?» «В гостях у
    сказки».
    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide6

    Слайд 6

    Предметно-развивающая среда

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide7

    Слайд 7

    Сказка – средство развития творческих способностей

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide8

    Слайд 8

    Сказка – средство ознакомления детей с их правами

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide9

    Слайд 9

    Сказка – средство развития художественных способностей

    Царевна — лебедь
    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide10

    Слайд 10

    «Что? Где? Когда?»

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide11

    Слайд 11

    Работа с родителями

    Домашние задания для родителей и детей («Как появилась сказка?», изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам);
    Чтение сказок с детьми;
    Придумывание сказок с детьми;
    Помощь в изготовлении костюмов и декораций к театрализованной постановке;
    Консультации для родителей: «Знакомство с проектом», «Как с пользой смотреть мультфильмы», «Нужны ли детям сказки?»

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Сказка ложь да в ней намёк…

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Николаев Ф.А. 1


1МБОУ СОШ №9 имени М.И.Неделина

Ильичева Е.Н. 1


1МБОУ СОШ №9 имени М.И.Неделина


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования: узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка – вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Создать презентацию.

Методы исследования :

Изучение литературы,

Опрос и анкетирование,

Эксперимент : создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы:мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В Древней Руси слово «сказка» не было, была «баснь» — баять, значит сказывать, рассказывать. Когда мы говорим слово «сказка», невольно перед нами предстает особенный, красивый и таинственный мир, который живет по своим сказочным законам, где живут необыкновенные фантастические герои, где добро побеждает зло.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка– повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки– древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка. Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Авторские художественные сказки. Сказки более трепетные, образные, чем народные. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, лучше выбрать авторскую сказку.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные – это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например : Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка – Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса – Прекрасная, Марья – Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

В волшебных сказках кроме простого народа появляются цари, королевичи, подданные, слуги. А за место обычных домов, возникают тридевятые царства и тридевятые государства, дворцы морские, в море – океане, таинственные подземелья и т.д. Фантастичный мир многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские». Люди общаются с животными, которые помогают добиться справедливости и наказать зло. Такие сказки, как : Сивка – Бурка, Жар – Птица, Емеля – дурак, где щука помогает найти свое счастье. Кроме живых существ героям оказывают помощь в трудную минуту и различные чудесные предметы, например : скатерть – самобранка, ковер – самолет, колечко, живая и мертвая вода, сапоги – скороходы и т.д. Эти предметы тоже обладают сверхчудодейственной силой .

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку : « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

А сколько есть еще сказок, где героем становится солдат. Всем поможет, из беды выручит, смекалку проявит. Например: «Про одного солдата», «Нужда», «Солдат и смерть», «Каша из топора» и др. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху и достигает своей цели. Конфликт бытовой сказки состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые вызывали резкое препятствие : злобу, зависть, жадность («Горшочек, вари !» или сказка А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбки».)

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например : «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка — тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, — вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказках о животных много юмора, развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Например: плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них – закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван – дурак похож на английского Джека – лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке – немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите

— образы богатырей, взятые из русских былин;

— терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

— троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

— язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» – обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

– Что Вы читаете?

– Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

–Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

– Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

– Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

– Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

– На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании – это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка – ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) – добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» – есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели: узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу, что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно, что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.–Москва, 1992г.

      Брагин А. «Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия» Издательство: «АСТ, Астрель» ,2002
      Брандис Е, О.В. Алексеева, Г.П. Гроденский и др.//Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ.– М.: Учпедгиз, 1959 г.–354с.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. — М.: Наука, 1975

Википеия-словарь.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.

Пушкин А.С. «Сказки»

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,–М.: АРДИС,– 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. — М. : Альта-Принт [и др.], 2008. — 1239 c.

Просмотров работы: 1934

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки любят все: и дети, и взрослые. Сказок написано великое множество, но среди огромного количества обязательно найдется несколько самых-самых любимых.
Народная сказка – это кладезь мудрости. И пусть сказка является вымыслом от начала и до конца — в ней обязательно присутствует мораль и нравоучение. Прочитайте сказку и примите урок главных героев, ведь там содержится намёк на то, что можно сделать, чтобы не попадать в неприятности.

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Народные сказки учат поведению в обществе, объясняя, что такое хорошо, а что такое плохо. Поиграем и проверим, как хорошо вы знаете любимые сказки! О каком нарушении прав или преступлении говориться в сказке.

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Шарль Перро . Сказка «Красная шапочка»

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Тогда она подошла к постели, раздвинула полог, видит – лежит бабушка, надвинут чепец у неё на самое лицо, и выглядит она странно.
– Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши? – спросила Красная Шапочка.
– Чтоб лучше тебя слышать!
– Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза!
– Это чтоб лучше тебя видеть!
– Ой, бабушка, а что это у тебя такие большие руки?
– Чтоб легче тебя обнять.
– Ох, бабушка, какой у тебя, однако, большой рот!
– Это чтоб легче было тебя проглотить!
Сказал это волк, вскочил с постели – и проглотил бедную Красную Шапочку».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Дюймовочка».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Скоро у нас будут гости, — сказала ей однажды полевая мышь. — Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, — великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадешь! Одна беда: он слеп и не разглядит, какая ты хорошенькая. Ну, уж ты зато расскажешь ему самую лучшую сказку, какую только знаешь».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Шарль Перро. Сказка «Золушка».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.
Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Сказка «Волк и семеро козлят».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Русская народная сказка «Лисичка и скалочка».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
— Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Мужик — делать нечего! — отдал ей за скалочку курочку».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Сказка «Три поросенка».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«И братья опять развеселились и запели:
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
И вдруг они увидели настоящего живого волка! Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Русская народная сказка «Лиса и заяц».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Русская народная сказка«Колобок».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

А.С. Пушкин.Сказка о царе Салтане.

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

«Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него.Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку.Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас».

Презентация «Сказка ложь да в ней намек…»

Презентация "Сказка ложь да в ней намек..."

Слайд 1

А.С. Пушкин Сказка –ложь, да в ней намек…

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя сопровождает нас всю жизнь Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» В школьные годы окунаемся в мир пушкинских сказок . Именно они дают возможность почувствовать вкус и запах родного языка :«Там русский дух. Там Русью пахнет !» .

Слайд 3

Были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком..» Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами -с прекрасным миром поэтического народного вымысла.

Слайд 4

Ах! умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце , в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня , С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы … От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. А.С. Пушкин . «Сон». 1816 г.

Слайд 5

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Н. Языков в своих воспоминаниях отмечал ее подвижность, несмотря на полноту. « Она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица»,-писал поэт .Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой : » старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…« Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила . ЯКОВЛЕВА Арина Родионовна (1758-1828)

Слайд 6

От отрочества до самой могилы этот блистательный прославлен-ный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне… Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память! . С.Т. Аксаков.

Слайд 7

Об удивительных отношениях Арины Родионовны и поэта сохранился рассказ кучера Петра Парфенова: «Как только Пушкин вставал, бежал к няне и спрашивал: “Здорова ли, мама?”. Он все ее “мамой” называл. А она ему, бывало, эдак нараспев: “ Батюшко , за что же ты меня все мамой зовешь? Какая я тебе мать?”. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней». Долгие зимние вечера Пушкин коротал с няней . «Она единственная моя подруга-и с нею только мне не скучно», — писал он приятелю . Снова, как в детстве , он слушал нянины сказки. Теперь он записывал их, стараясь сохранить не только сюжеты, но и прелесть народной речи. Так он записал сказку про царя, которй выбрал себе в жены девушку, обещавшую родить ему 33 сына: «…царица, благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом- ножки по колено серебрянные , ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц». Позднее этот сюжет будет обработан Пушкиным в «Сказке о царе Салтане ». Домик Арины Родионовны в Михайловском.

Слайд 8

Нравственные уроки сказок А.С. Пушкина

Слайд 9

А.С. Пушкин на последнем этапе своей жизни создает шесть сказок, из которых завершает пять: «Сказка о попе и работнике его Балде » -1830 год «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» — 1831 год «Сказка о рыбаке и рыбке»- 1833 год «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»-1833 год «Сказка о золотом петушке»-1934 год

Слайд 10

Первый урок Пушкина- «милость к падшим». Падший человек для него не безнадежен: он может подняться. Второй урок Пушкина- люби тех, кто рядом с тобой; верь в человека, будь милосерднее. «Сказка о царе Салтане …»

Слайд 11

…Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где мне найти такого Служителя не слишком дорогого? Следующий урок Пушкина — не гоняйся за «дешевизной» (осуждение жадности и скупости );не надейся на «русский авось» , который часто является причиной несчастий. «Сказка о попе и работнике его Балде »

Слайд 12

Нравственность – исключительный, а потому и отличительный признак человеческого в человеке, с точки зрения Пушкина. Четвертый урок Пушкина- всегда держи слово, данное тобой, действуй в соответствии с народной мудростью: уговор дороже денег. «Сказка о золотом петушке»

Слайд 13

В этой сказке Александр Сергеевич размышляет о борьбе о любви и верности; о красоте внешней и внутренней; говорит о том, что добро нужно защищать. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Слайд 14

А.С.Пушкин осуждает жестокость и властолюбие, учит быть бескорыстными . «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 15

Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». А Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина… и непременно русские». Римский-Корсаков —композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин.

Слайд 16

Н.А. Римский –Корсаков — оперный композитор, иллюстратор пушкинских сказок. Его музыкальная пушкиниана является золотым фондом русской классики. «Сказка о царе Салтане » (1900 г., написана к 100-летию Пушкина) – пример яркого воплощения в музыке наиболее жизнерадостной и веселой сказки поэта .

Слайд 17

Личность А.С. Пушкина, его бурная, трагическая судьба, его мудрые и совершенные творения всегда волновали художников. Каждый мастер по-своему воспринимал и облик Пушкина, и его творчество. Почти все крупнейшие художники России обращались к пушкинской теме . Среди них выделяются такие имена, как И.Я. Билибин , Б.В . Зворыкин , А.М. Куркин , В.А. Панин, Б.А . Дехтерев , В.М. Конашевич.

Слайд 18

Владимир Конашевич . На первый взгляд, всё в его иллюстрациях легко и просто, без броских приёмов и ярких красок. Но Конашевич создал свой узнаваемый стиль. Его прозрачный акварельный рисунок не перепутаешь ни с каким другим. Он использует совсем немного цветов. Как он сам говорил — “самые чистые цвета”, без примеси. Точно следуя тексту сказки, Конашевич вносит свою выдумку и юмор.

Слайд 19

Иван Билибин менее знаком современному читателю . Он одним из первых обратился к народным традициям, иллюстрируя сказки Пушкина. Билибин был очень увлечён стариной, древнерусским искусством. Отсюда его орнаментальное обрамление каждой иллюстрации, включение в них стилизованных растений, элементов древнерусской архитектуры, старинной вышивки. В иллюстрациях Билибина завораживает атмосфера таинственности, старины, с одной стороны, и нарядности — с другой. Они напоминают драгоценный узорчатый ковёр с множеством красивых, сверкающих деталей. Билибину нравится изображать больше всего не лица героев, а роскошные наряды бояр и царя, красоту царских палат, узорчатую утварь.

Слайд 20

Иван Бруни увидел, что у Пушкина в сказках всё живое. В них активно действуют не только люди и звери, но и силы природы (вспомните, как Королевич Елисей вопрошал Солнце, Месяц, Ветер). Поэтому и в “Сказке о рыбаке и рыбке” художник решил сделать главным действующим лицом Море. Оно занимает целые развороты, раскрывая и усиливая драматизм происходящего в сказке.

Слайд 21

Обращение к Пушкину – это всегда важный и ответственный для художника момент, это экзамен на мастерство, зрелость, глубину. И радостно сознавать , что многие художники-иллюстраторы экзамен этот выдержали.

Слайд 22

Я очень люблю сказки А.С. Пушкина. Они наполнены добротой и теплом, светом и печалью, красотою и мудростью. Я думаю, что в каждой домашней библиотеке они должны занять достойное место. Пусть добро , прославляемое Пушкиным , останется в наших сердцах навсегда!

  • Презентация сказка о мертвой царевне и семи богатырях 3 класс 21 век
  • Презентация русская народная сказка летучий корабль особенности волшебной сказки 3 класс
  • Презентация своя игра по сказкам для начальной школы
  • Презентация сказка колобок с анимацией и звуком
  • Презентация сказка как особый жанр фольклора 5 класс