Презентация романтические рассказы м горького старуха изергиль легенда о данко челкаш

Урок литературы в 7 классе 44 тема: романтические рассказы м. горького старуха изергиль легенда о данко, челкаш цель: проанализировать рассказ

Урок
литературы в 7 классе №44

Тема:
Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко),
«Челкаш»

Цель: проанализировать рассказ М. Горького
о «Данко», «Челкаш» и научить находить смысл, заложенный автором.

а) Образовательные: научить учащихся давать
характеристику персонажам, определять части сюжета в тексте; сформировать
навыки определения в тексте произведения изобразительно-выразительных средств,
а также их назначения; работа с учащимися над литературоведческим понятием
легенды.

б) Развивающая: развивать связную речь учащихся; развивать
логическое мышление; развивать умение выражать свои мысли.

в) Воспитательные: воспитывать уважительное
отношение к родной литературе и потребность чтения художественного слова; воспитать
через анализ легенды уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,
самоотверженности, добру, служению людям.

Ход
урока

Есть только две формы жизни:
гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут
первую,
мужественные и щедрые—вторую.

М.Горький

Человека, человека сильного
ждет земля, весь земной шар.

М. М. Пришвин

1.Оргмомент.

1. Вступительное слово

Учитель: Сегодня, ребята, мы
прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а
именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти
слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё
мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем
М.Горький.

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького)
поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми
противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно
кончающегося смертью.

“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к
лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от
него”.

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь
привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой,
открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и
значительным, чем непосредственные наблюдения.

“Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы
не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось
созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в
человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её,
привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в
раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование
ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся
названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).

Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно
обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость,
честность, трусость, благородство.

Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят
обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии
услышанного.

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать
свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль,
Ларра и Данко.

2. Рассказ “Старуха Изергиль”

– Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты
романтизма:

1.                                                             
У героя два мира – идеальный и реальный.

2.                                                             
Яркость образов.

3.                                                             
Необычность событий.

4.                                                             
Гиперболизация качеств.

5.                                                             
Патетика.

6.                                                             
Загадочный пейзаж.

– В какое время суток происходят события в рассказе?
Почему? (Ночью, это самое таинственное время суток.)
– Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, искры, небо,
ветер, тучи, луна.)

– Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты,
олицетворение, метафору.)

– Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа показана
одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна.
Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его
желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе –
сильные, красивые, свободные.)

– Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой
автором композиционной формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён
двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о
том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы
можем судить о героине рассказа.)
 Мы вернёмся к этому вопросу, когда
будем говорить о жизни Изергиль.

3. Легенда о Ларре (пересказ)

– Каким внешним событием
рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.)

– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына
женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его
мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он
таким родился, он – сын орла.)

– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный
“зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса
одобрили решение племени.)

– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот
до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать
гордеца бог и люди”.)

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о
таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за
гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих
ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста,
попирающего права, честь и достоинство коллектива.)

– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются
два слова – гордость и гордыня. Запишите.

Гордость – чувство собственного
достоинства, самоуважение.

Гордыня – чрезмерно высокое
мнение о себе, непомерная гордость.

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите
текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного
достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора,
сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она
вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала
боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.)

4. Легенда о Данко (пересказ)

– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры
на небе.)

– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.
Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение
учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с
легендой о Данко.)

5. Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о
Данко

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет
прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами.
Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов.
Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы
египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел
Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а
посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил
палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них.
Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За
непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в
пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь
сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

6. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей
и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь
оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как
люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает
любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение
всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои
силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным,
смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими
качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако
на этом сходство заканчивается.)

– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с
текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”.
Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали
роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь
толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они
устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с
волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть,
готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к
людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям
безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.)

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость,
но мы с вами доказали, что герои совсем разные.

7. Рассказ о жизни Изергиль

– Но рассказ называется
“Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к
композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они
помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная,
волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты
Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших
бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в
Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать
из плена восставшим полякам ).

– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она
симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде
всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не
интересуют).

– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с
тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный
подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды,
рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у
писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня?

– Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся
примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот
уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому
времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И оговорка
Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой
противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым,
вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок
портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи
Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее
свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для
индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже
раскрыта.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается
рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя.
Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра,
любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые
эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь
служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь
людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и
пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

8. Домашнее задание: читать
стихотворение
В.В.
Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маковским летом на
даче»

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Вариант 2

Рассказчик – человек очень мудрый и добрый, именно ему Изергиль рассказала свою историю жизни, не скрывая подробностей и не боясь быть осужденной. Рассказчик внимательно выслушал историю об удивительной, насыщенной жизни женщины и поведал о ней своему читателю.

Старуха Изергиль. В молодые годы Изергиль была очень красивой, стройной, женщиной. Но, как известно, время носит свои коррективы, не все человеку удается с возрастом сохранить. Теперь в ней очень сложно разглядеть былую привлекательность, которой она обладала. Сейчас у Изергиль лицо с сильными морщинами, нос очень похожий на клюв, высветивший от старости цвет глаз и полностью беззубый рот.

Жизнь Изергиль была насыщена яркими знакомствами, встречами, путешествиями. Изергиль очень мудрая, смелая, горделивая, расчетливая женщина, безумно любящая жизнь, живущая чувствами, эмоциями, берущая от мужчин, только то, чего ей в тот момент хотелось. Именно все эти качества и помогали Изергиль получать огромное удовольствие от каждого прожитого ею дня и мгновения на Земле.

Ларра – герой первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. Ларра обладает необыкновенной красотой, и силой, которая превосходит силу обыкновенного человека. Ларра – сын очень горделивой птицы и обыкновенной девушки. Герой обладает огромным высокомерием, хладнокровностью, он не способен ценить жизнь, никого не уважает и не перед кем не преклоняется. Однажды Ларра полюбил девушку, но она не ответила на его чувства, тогда он оскорбленный не долго думая убивает ее. Мудрейшие старейшины в наказание за это злодеяние Ларра становится тенью, которая скитается, пытаясь найти свою смерть, но это ему так и не удается.

Данко – герой второй легенды. Данко – чрезвычайно смелый, красивый юноша. Юношу выбрали командиром, чтоб вывести людей из мест, выбраться из которых практически невозможно. Жизнь ради блага других – смысл бытия героя Данко. Когда люди перестали верить, в то, что командир выведет их, Данко был просто вынужден разорвать себе в клочья грудь, чтоб достать свое сердце, чтоб осветить своему племени дорогу. Герой Данко превратился в искры голубого цвета, появляющиеся всегда перед грозой в степи.

Рыбак с Прута – очень красивый парень, в которого была влюблена пятнадцатилетняя Изергиль. Несмотря на запреты своей матери, девушка ежедневно убегала к нему на встречу. Спустя некоторое время рыбак стал Изергиль неинтересным. В дальнейшем судьба этого парня сложилась так, что он был казнен вместе с гуцулом за преступление. Рыбак перед казнью очень плакал.

Гуцул – красивый, рыжеволосый парень, очень смелый, чрезвычайно мужественный. Гуцул очень достойно перед смертью себя вел, как настоящий мужчина.

Богатый турок – обеспеченный мужчина, средних лет, с взглядом, проникающим прямо в душу. Мужчина забрал Изергиль в свой гарем, в котором она прожила меньше недели. Изергиль любила этого мужчину, но жить в его гареме ей не понравилась из-за однообразности.

Сын турка – совсем юный мальчик, с которым Изергиль сбежала.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Характеры и судьбы пьесы На дне↑ ГорькийСпор о человеке в пьесе На дне →

Герои произведения Старуха Изергиль

Главные герои

Рассказчик

Рассказчик в произведении является одним из действующих лиц, хотя сведений о себе он дает немного. По сюжету, он  – молодой русский парень, красивый, сильный, работающий на сборе винограда в Бессарабии, где он и знакомится с главной героиней – старухой Изергиль, которая тоже попеременно выступает то в роли главного действующего лица, то в роли рассказчицы. Когда повествование идет от лица старухи Изергиль, в такие моменты молодой человек выступает одновременно и в роли слушателя ее рассказов (которые адресованы именно ему), и в роли рассказчика (он как бы переадресовывает рассказы старухи читателю). 

Имени своего рассказчик не сообщает. Рассказчик внимателен, личность старухи интересует его, он с жадностью ловит каждое слово, произнесенное старухой. Он впечатлителен, обладает богатой фантазией.  Восторженный, утонченный, романтичный,  его особенно увлекают пафосные моменты рассказа старухи. Рассказчик с упоением описывает портреты старухи Изергиль в старости и в молодости  и портреты других героев.  Он наслаждается всей окружающей обстановкой: таинственным ночным пейзажем и доносящимися с разных сторон вечерними и ночными звуками.

Старуха Изергиль

У старухи Изергиль два портрета, две характеристики. Главная героиня в момент, когда она сидит у костра и рассказывает красивые старинные легенды и захватывающие истории из своей жизни, – это одна личность, и она же, главная героиня, старуха Изергиль, за много лет до этого, в молодости,  –  совсем другая.

Ей кажется, что раньше, в годы ее молодости, все было другим. На самом деле, это она была другой. Впервые влюбилась она, когда ей было пятнадцать. Тогда это была молодая, красивая, сильная, страстная девушка. Имен своих возлюбленных она не называет. Первым был черноусый рыбак, потом были  рыжий гуцул, турок, сын этого турка, и т.д. Только о последнем, шляхтиче, ради которого она пошла на убийство, старуха рассказывает, называя его по имени – Аркадэк.

Теперь она, немощная, сгорбленная старуха, седая беззубая, покрытая глубокими морщинами, с тусклыми глазами, ввалившимися щеками и с дребезжащим голосом, любит беседовать с молодыми, наставлять их, рассказывать им истории из своей жизни и старинные легенды.

Ларра

Герой первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. 

Когда-то, в незапамятные времена, это был молодой человек, рожденный женщиной от орла. 

Имя Ларра означает «отверженный». Такое имя он получает после того, как совершил жестокое убийство. Ларра убил девушку за то, что та оттолкнула его. 

Люди ужасаются его поступком. Но ему все равно. Им управляет гордыня.

Люди решают, что лучшим наказанием для убийцы будет вечная жизнь в одиночестве и свобода.

С тех пор Ларра живет тысячи лет и не может умереть.  Он давно превратился в высохшую тень.

Данко

Герой второй легенды, рассказанной старухой Изергиль.  Данко – полная противоположность Ларры. Он любит людей и хочет жить для них. Когда представляется случай, Данко берется за их спасение и спасает (он вырывает свое сердце из груди и, освещая им путь, выводит людей из темного леса).  Только люди не ценят совершенного ради них подвига. Один из тех, кого он спас, растаптывает сердце героя.

Объяснение сюжета

Горький показывает три линии судьбы – эгоистическую, зависящую от страстей и жертвенную. Смысл жизни каждый из героев произведения «Старуха Изергиль» находит в своем.

В период расцвета революционных настроений образ Данко волновал его сильнее всех остальных. Для него именно этот герой олицетворяет единственно возможную цель жизни – для людей и их будущего счастья, невзирая на себя и свои желания.

Однако, человеческая жизнь всегда дуалистична: наполнена подвигами и подлостями, смелостью и страхами, любовью и жестокостью. Недаром Ларра и Данко – герои легенд, а старуха Изергиль – смысл настоящей жизни. Образы героев легенд слишком контрастны, романтичны: Ларра лишен достоинств, а Данко – недостатков. Тогда как старуха Изергиль – живой человек, готовый под влиянием обстоятельств пойти как на подвиг, так и на преступление против совести. Недаром ее история композиционно расположена посередине между легендами о Ларре и Данко.

Интересно! Имя «Изергиль» переводится со скандинавского как «ясень». Именно это дерево у древних народов символизировало связь царства живых и мертвых. Этим именем Горький хотел подчеркнуть роль героини-проводника между миром легенд и реальной жизнью.

Краткое содержание

Лирический герой, закончив дневной сбор винограда, вместо того, чтобы гулять и развлекаться со своими ровесниками, любуется природой на берегу моря. Вместе с ним остается старуха Изергиль. Смысл ее вопроса сводится к одному: молодые должны гулять и петь, а не сидеть со стариками. Она уверена, что хорошо живется только тем, в ком есть сила и огонь. Постепенно между ней и лирическим героем завязывается разговор. Она рассказывает ему несколько, казалось бы, не связанных историй.

Интересно! Когда рассказ «Старуха Изергиль» появился в газете «Самарская правда», критики писали: «Горький не выдерживает экономии чувств». Любопытно, что в конце 19 века эту особенность отнесли к недостаткам повествования.

О Ларре

В одном из племен орел похищает девушку. Все попытки ее отбить оказываются безуспешными. Через двадцать лет она снова приходит в племя со своим сыном. Это красивый молодой человек, который отличается непомерной гордыней. Он убивает дочь старейшины, которая не соглашается с ним остаться.

Разгневанное племя долго выбирает ему наказание. Наконец, они решают покарать его неуязвимостью и вечным одиночеством. Десятки лет Ларра наслаждается такой жизнью: крадет скот и лучших девушек.

Но однажды устает от этого и сам выходит к людям, чтобы принять смерть. Никто не убивает его, даже силы природы отказываются дать ему покой. Одинокая и пустая жизнь становится самым мучительным наказанием для Ларры, променявшему любовь и уважение окружающих людей на гордыню. По легенде его иссушенная тень до сих пор бродит по свету.

О своей молодости

Смысл своей жизни старуха Изергиль видела в страстях:

  • меняла любовников, переходя от одного к другому,
  • шла против правил морали (например, сбежала от богатого турка, соблазнив его 16-летнего сына),
  • знала цену своей молодости и красоте и пользовалась этим, спокойно живя за счет мужчин.

Одновременно с этим ей не чужды высокие порывы. Так, она освободила любимого мужчину из русского плена, а потом, поняв, что не нужна ему, гордо прогнала. Не согласилась и на сожительство с паном, который в буквальном смысле осыпал ее золотом, продав для этого все свои земли и владения.

Старуха Изергиль смысл жизни видела в том, чтобы поступать так, как велит ее влюбчивое сердце. Но это иссушило ее, как Ларру. Она жалеет об ушедшей молодости, живет в одиночестве. Лирический герой не видит былой красоты своей собеседницы.

О Данко

Легенда о мужественном герое давно вышла за пределы этого произведения, а его имя стало нарицательным. Его народу пришлось скрываться от врагов в густом и темном лесу, и постепенно людьми овладели отчаяние.

Многие предлагали сдаться врагам. Тогда Данко взял на себя смелость вывести людей из леса к новой жизни. Когда они сбились с пути и гневно начали обвинять его, он вырвал из груди свое сердце и осветил дорогу.

Люди вышли к свету и, полные радостных надежд, забыли о подвиге Данко. А один неосторожный человек даже наступил на его сердце. И оно угасло, рассыпавшись в искры.

1868 - 1936

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    1868 - 1936

    Описание слайда:

    1868 — 1936

  • 2 слайд

    На фоне реалистических произведений романтические рассказы М. Горького были в

    Описание слайда:

    На фоне реалистических произведений романтические рассказы М. Горького были вызывающе экзотичны :
    они поражали сильными страстями, яркостью красок, мощной экспрессией авторского слова.
    1895 г.

  • 3 слайд

    История о ДанкоПой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Н

    Описание слайда:

    История о Данко
    Пой мне песню, дерево печали!
    Я, как ты, ворвался в высоту,
    Но меня лишь молнии встречали
    И огнём сжигали на лету.
    Н.А. Заболоцкий

  • 4 слайд

    «В жизни всегда есть место подвигу» Время, в кото

    Описание слайда:

    «В жизни всегда есть место подвигу»

    Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях.

  • 5 слайд

    Задача литературы &quot;Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах,

    Описание слайда:

    Задача литературы

    «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.

  • 6 слайд

    Тема свободного человека – главная тема в легенде о Данко, рассматривается

    Описание слайда:

    Тема свободного человека – главная тема в легенде о Данко, рассматривается она в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».

  • 7 слайд

    -Идём!- крикнул Данко и бросился вперёд… Легенды создавались людьми с давн

    Описание слайда:

    -Идём!- крикнул Данко и бросился вперёд…

    Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты.
    Жанр легенды

  • 8 слайд

    Жанр легенды Горький использовал жанр литературной легенды, потому что он, ка

    Описание слайда:

    Жанр легенды
    Горький использовал жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни.
    В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.

  • 9 слайд

    Легенда о Данко1. Почему племя оказалось в бедственном положении? 2. Почему и

    Описание слайда:

    Легенда о Данко
    1. Почему племя оказалось в бедственном положении?
    2. Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?
    3. Как развиваются отношения Данко и племени?
    4. В чем состоит подвиг Данко?

  • 10 слайд

    Начинается легенда своеобразным зачином: &quot;Жили на земле в старину одни л

    Описание слайда:

    Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать, в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов.

  • 11 слайд

    &quot;…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плот

    Описание слайда:

    «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.

  • 12 слайд

    Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы,

    Описание слайда:

    Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки.

  • 13 слайд

    Легенда о Данко завершает авторские размышления о смысле человеческого сущес

    Описание слайда:

    Легенда о Данко завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»

  • 14 слайд

    Проблемный вопросПочему « …только один осторожный человек заметил это и, … на

    Описание слайда:

    Проблемный вопрос
    Почему « …только один осторожный человек заметил это и, … наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

  • 15 слайд

      М. Горький утверждал философию «жизни-горения». Именно такая жизнь должна в

    Описание слайда:

      М. Горький утверждал философию «жизни-горения». Именно такая жизнь должна выводить людей
    из мрака серого, унылого, куцего существования.
    Судьба романтических идей Горького была непростой.
    Даже благородный альтруизм, воплощённый в образе Данко, использовали для навязывания идей аскетизма и самоотречения как нормы повседневной жизни.
    Но в романтических рассказах молодого М. Горького нужно видеть вечные человеческие ценности:
    они в вере в высокое предназначение человека и огромные духовные возможности, заложенные в личности, в благородстве идеалов —
    в призыве к активному деянию во имя любви к людям.

  • 16 слайд

    Памятник Данко Докажите, что легенда о Данко – это романтическое произведе

    Описание слайда:

    Памятник Данко

    Докажите, что легенда о Данко – это романтическое произведение?

  • 17 слайд

    Презентация романтические рассказы м горького старуха изергиль легенда о данко челкаш

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«В середине XIX столетия…»

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературе в 6 классе «12 подвиг Геракла»

  • Рабочая программа Литература 11 класс ФГОС

  • Рабочая программа Литература 8 класс ФГОС

  • Рабочая программа Литература 5 класс ФГОС

  • Презентация — «С. Есенин»(9-11 класс)

  • Конспект урока Литература 5 класс Урок № 32 В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

  • Конспект урока Литература 5 класс Урок № 31 В. Г. Короленко «В дурном обществе». Сюжет и герои

  • Буклет для подготовки к итоговому сочинению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (11 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436955 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе » М.Горький . Легенда о Данко.

«…Зачем я?..» (М.Горький)Урок по произведению М.Горького «Легенда о Данко»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «…Зачем я?..» (М.Горький)Урок по произведению М.Горького «Легенда о Данко»

    Описание слайда:

    «…Зачем я?..» (М.Горький)
    Урок по произведению М.Горького «Легенда о Данко»

  • 2 слайд

    ЭпиграфЕсли я не за себя, то кто за меня? Но если я – только за себя, зачем я

    Описание слайда:

    Эпиграф
    Если я не за себя, то кто за меня?
    Но если я – только за себя, зачем я?
    М.Горький

  • 3 слайд

    Проблемный вопросВ чем смысл жизни?

    Описание слайда:

    Проблемный вопрос
    В чем смысл жизни?

  • 4 слайд

    М.Горький«Легенда о Данко»

    Описание слайда:

    М.Горький
    «Легенда о Данко»

  • 5 слайд

    Композиция рассказа «Старуха Изергиль» Первая часть – легенда о Ларре. Втора

    Описание слайда:

    Композиция рассказа «Старуха Изергиль»
    Первая часть – легенда о Ларре.
    Вторая часть — рассказ старухи Изергиль о своей жизни.
    Третья часть — легенда о Данко.
    Первая и третья часть противоположны друг другу: «огненное сердце» Данко и «каменное сердце» Ларры.

  • 6 слайд

    Время создания рассказаКонец XIX века – начало XX. Рубеж веков был порой ро

    Описание слайда:

    Время создания рассказа
    Конец XIX века – начало XX.
    Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию.
    В литературе появляется певец новой России — М. Горький. Он говорил, что настала пора героического.

  • 7 слайд

    Ваше настроениепосле первого прочтения?

    Описание слайда:

    Ваше настроение
    после первого прочтения?

  • 8 слайд

    Какое настроение создает пейзаж в начале легенды?

    Описание слайда:

    Какое настроение создает пейзаж в начале легенды?

  • 9 слайд

    Словарь С.И.ОжеговаЗАВЕ́Т, -а, м. (высок.). Наставление, совет последователям

    Описание слайда:

    Словарь С.И.Ожегова
    ЗАВЕ́Т, -а, м. (высок.). Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по ~ам отцов. Великие ~ы.
    Ветхий Завет дохристианская часть Библии.
    Новый Завет христианская часть Библии.

  • 10 слайд

    Описание грозы«…стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все

    Описание слайда:

    Описание грозы
    «…стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев … в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей»

  • 11 слайд

    Ирина Гурвич, режиссёр

    Описание слайда:

    Ирина Гурвич, режиссёр

    В 1967 году сняла мультфильм

    «Легенда о пламенном сердце»

  • 12 слайд

    Толковый словарь С.И.Ожегова герой 1. Человек, совершающий подвиги, необычн

    Описание слайда:

    Толковый словарь С.И.Ожегова

    герой

    1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои войны, труда.
    2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
    3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
    4. кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня.
    жертва
    1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо . Ж. богам.
    2. Добровольный отказ от кого-чего-н. в чью-н. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье.
    3. О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пасть жертвой в борьбе.

  • 13 слайд

    Смерть Данко И вот вдруг лес расступился перед ним...и остался

    Описание слайда:

    Смерть Данко
    И вот вдруг лес расступился перед ним…и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя…и золотом сверкала река…

  • 14 слайд

    Осторожный (Словарь С.И.Ожегова) осторожный 1) сдержанный, бережный, не гру

    Описание слайда:

    Осторожный
    (Словарь С.И.Ожегова)

    осторожный
    1) сдержанный, бережный, не грубый
    Пример: Осторожное обращение с больным.

    2) предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый
    Пример: О. человек. Осторожное поведение. Осторожно! (восклицание в знач. : будь внимателен, грозит опасность).

  • 15 слайд

    Жанр - легенда1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нр

    Описание слайда:

    Жанр — легенда
    1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча;
    в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

  • 16 слайд

    Люди умирают для того, чтобы жило человечество. В.Белинский

    Описание слайда:

    Люди умирают для того, чтобы жило человечество.
    В.Белинский

  • 17 слайд

    Ваше настроениеПосле первого прочтения

    Описание слайда:

    Ваше настроение
    После первого прочтения

  • 18 слайд

    АфоризмыИстинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав

    Описание слайда:

    Афоризмы
    Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу.
    Д. Неру
    Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других.
    А. Эйнштейн

    Без пользы жить – безвременная смерть.
    И.В. Гете

  • 19 слайд

    Цели: 1) проанализировать идейно - художественное своеобразие легенды о Данко

    Описание слайда:

    Цели:
    1) проанализировать идейно — художественное своеобразие легенды о Данко;
    2) развить навыки анализа текста;
    3) воспитать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

  • 20 слайд

    В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель

    Описание слайда:

    В чем смысл жизни?

    Служить другим и делать добро.
    Аристотель

  • 21 слайд

    «В жизни всегда есть место подвигу»?

    Описание слайда:

    «В жизни всегда есть место подвигу»?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Тема:
Старуха Изергиль (Легенда о Данко)

Похожие материалы

  • Урок-концерт «Писатели Серебряного века»

  • Урок литературы в 8 классе по теме «Трагическая любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ».

  • Урок литературы в 8 классе ( урок внеклассного чтения)

  • Контрольная работа по русской литературе 10 кл.Литература первой половины ХIХ века

  • Самоанализ урока литературы по теме «Наставникам, хранящим юность нашу» (Размышление над рассказом Ю.В. Бондарева «Простите нас!»)

  • Презентация к уроку литературы на тему: «М.Ю.Лермонтов. Три пальмы. Восточное сказание»

  • Презентация по родному языку на тему: «Трагический день Карачаевского народа.»

  • План-конспект урока по литературе

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436955 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Презентация сказка каша из топора 2 класс литературное чтение школа россии
  • Презентация ранние романтические рассказы горького 11 класс
  • Презентация пушкин что за прелесть эти сказки 2 класс
  • Презентация пушкин сказка о царе салтане 3 класс школа россии фгос
  • Презентация рассказ о себе на английском