МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
г.о. Власиха Московской бласти
Конспект
художественно-речевой деятельности по теме
«Знакомство с творчеством
Евгения Ивановича Чарушина-Литературная гостиная»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила материал: Донченко Екатерина Сергеевна
2021 г.
Вид : Литературный досуг
Название : «Друг детей и зверей»
Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы.
Задачи:
- Расширять представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным. Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности;
- Обогащать лексический запас детей. (За счет слов: густая, заквохтала, растопырила, как в зеркальце, чулан, фыркает, пыжится и др.);
- Совершенствовать звуковую культуру речи: артикуляционный аппарат, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок;
- Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией;
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг Е.И. Чарушина.
Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказы Е.И. Чарушина.
Практические: ремонт книг.
Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.
ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательно-исследовательская — формировать представление о творчестве Е.И. Чарушина.
2. Социально-коммуникативная — приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Художественно-эстетическая — развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.
4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.
Предварительная работа: Чтение рассказов Е.И. Чарушина. Рассматривание иллюстраций Е.М. Рачёва, Ю. А. Васнецова, В.Г. Сутеева в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.
(Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – иллюстрировал и оформлял
русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных
детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности)
(Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник –анималист. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.
Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2011)
(Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари. Сам Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
Материал и атрибуты: Авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина , книги — сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик», рассказ «Лисята». Портрет автора, картина» Лиса с лисятами»; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).
Ход мероприятия
- Организационный этап (мотивационный):
Приветственное слово ведущего: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Девчонки и мальчишки! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Доброе утро!
Вы любите отгадывать сказки? Тогда послушайте одну и дайте мне ответ:
Знает все и учит всех,
Кто с ней знаком — тех ждет успех!
Но чтобы с нею подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Ведущая: Что же это? (ответы детей)
Верно, это книга! Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги? (ответы детей).
Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются. А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).
Да , этот мир полон чудес! Вот послушайте ещё такую загадку:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … (ответы детей)
Вот сегодня поговорим о одном таком рассказчике, сказочнике и художнике, который очень любит природу (растения, животных), видит ее красоту и нам –слушателям пытается через рассказы и иллюстрации поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях поведения некоторых животных.
- Основной этап (практический):
Приглашая всех вас в нашу Литературную гостиную. Посмотрите на эту замечательную выставку книг. Какие они красивые, яркие! И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?(Обложка) Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?(Иллюстрации) Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка? (на тему о животных) Это книги Е. И. Чарушина.
Но сначала, давайте познакомимся с жизнью Е. И. Чарушина , его биографией.
(презентация) Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье главного губернского архитектора. С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья» (главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку» (1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Лондоне, Париже.
Динамическая пауза.
Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).
Воспитатель: Дети, мы говорили, что Е. И. Чарушин рисовал иллюстрации к произведениям других писателей. Давайте рассмотрим несколько иллюстраций. (Демонстрируются иллюстрации к произведениям В. Бианки «Мурзик», К. Чуковского «Цыпленок», К. Ушинского «Бишка», С. Маршака «Деки в клетке»)
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали разные рассказы Е. И. Чарушина. Сейчас в нашей литературной гостиной состоится конкурс знатоков произведений Е. Чарушина. (Детям задаются вопросы по произведениям. После ответа на вопрос на экран выводится картинка –ответ)
Викторина:
1) Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу? (Кошка Маруська; «Кошка Маруська»);
2)Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? (Щенка Томку; «Томка»);
3)Кого испугались Шура и Петя в своём дачном домике у самого леса? (ёжика; «Страшный рассказ»);
4)Как сорока добывала себе еду-добычу в лесу? (Сорока стрекотала, например: ««Вижу! Я тебя вижу! Вот он где!» или ««Я всё вижу! Отдай!» «Я вижу! Вижу! Вот он где!»; «Про сороку»)
5) Кого испугался Никита? (сороченка в кустах; «Никита-охотник»)
6) Что облизал Женя? (Женя ходил в высунутым языком зимой всегда и однажды лизнул дверную медную ручку; «Глупый мальчик»)
7) Как звали говорящего ворона? (Яша; «Яша»)
Ребята, ну вы меня и удивили! Как хорошо вы знаете произведения Е. Чарушина! А ещё хочу вас сказать, что давайте будем беречь нашу планету, траву, цветы, деревья, животных! Давайте ценить эту красоту. Если ни мы – люди, то кто тогда будет заботиться о нашей планете и ее обитателях. Ведь именно это хотел нам сказать в своих замечательных произведениях Е. Чарушин.
- Заключительный этап (итоговый)
На этом наша литературная гостиная заканчивается. Мы с вами уже знаем, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках. У нас находятся книги с произведениями Е. И. Чарушина, а также книги других авторов, которые иллюстрировал Е. И. Чарушин. Также, размещены ваши рисунки к произведениям Е. И. Чарушина. Вы можете ещё раз пройти посмотреть выставку. А потом сядем за столы и побываем в роли иллюстраторов . Занимайте места- и нарисуйте любого персонажа, который вам понравился из произведений Евгений Иванович Чарушин. Это может быть или птица или зверь(животные) или человек.
(Дети работают ; на столе альбомные листочки, цветные карандаши)
Рефлексия (высказать свое мнение):
С каким автором мы сегодня свами познакомились? Чем запомнилось? (ответы детей). Давайте покажем свои рисунки и разместим их на нашу выставку.
На этом наше занятие заканчивается!
Спасибо вам большое! Вы очень постарались!
____________________________________________________________________________
Список используемых источников
1 ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА + СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
2 Хрестоматия по детской литературе УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Составители: Анна Львовна Табенкина
Мария Константиновна Боголюбская, 1988г.
3 ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей
4 Е.И. Чарушин , Рассказы
5 Глоцер В.: Мир Евгения Чарушина (рецензия на книгу Э. Кузнецова «Звери и птицы Евгения Чарушина»).Источник: http://charushin.lit-info.ru/charushin/articles/glocer-mir-evgeniya-charushina.htm
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по МХК на тему Евгений Иванович Чарушин
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Евгений Иванович Чарушин
(11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.)
Презентацию подготовил: Малых Николай
Руководитель : Ромих Владимир Викторович -
2 слайд
Описание слайда:
Художник-график, иллюстратор – анималист, детский писатель.
Оформил несколько десятков книг для детей.
Иллюстрировал собственные рассказы.
Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров… -
3 слайд
Описание слайда:
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья.
-
4 слайд
Описание слайда:
Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.
-
5 слайд
Описание слайда:
С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Юрием Васнецовым.
-
6 слайд
Описание слайда:
Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.
-
7 слайд
Описание слайда:
Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом:
1.Он играл на скрипке.
2.Писал стихи.
3. Был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша – изобретатель),
4.Был великолепным живописцем.
5. Скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. -
8 слайд
Описание слайда:
Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.
-
9 слайд
Описание слайда:
Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. А осенью того же года, переехав в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.
-
10 слайд
Описание слайда:
Лебедев В.
По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы ставивший перед художниками задачу создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. -
11 слайд
Описание слайда:
Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.
Эта книга привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. -
12 слайд
Описание слайда:
В 1929 году Чарушин оформил несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».
-
13 слайд
Описание слайда:
В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького.
М. Горький -
14 слайд
Описание слайда:
Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
-
15 слайд
-
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора.
-
19 слайд
Описание слайда:
Иллюстрировал собственные книги «Волчишко и другие» (1931), «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), (1938 ), «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста. В них познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).
-
20 слайд
-
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
С. Я. Маршак
М. М. Пришвин
В. В. Бианки
До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, А.И. Веденского. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку -
23 слайд
Описание слайда:
В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.
В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно — анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника. -
24 слайд
-
25 слайд
-
26 слайд
-
27 слайд
-
28 слайд
-
29 слайд
-
30 слайд
-
31 слайд
-
32 слайд
-
33 слайд
-
34 слайд
-
35 слайд
-
36 слайд
-
37 слайд
-
38 слайд
-
39 слайд
-
40 слайд
-
41 слайд
-
42 слайд
-
43 слайд
-
44 слайд
-
45 слайд
Описание слайда:
Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака.
-
46 слайд
Описание слайда:
Умер в Ленинграде 18 февраля 1965 года.
В этом же году Чарушину посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
-
47 слайд
Описание слайда:
Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран.
Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. -
48 слайд
Описание слайда:
Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской. Его рассказы удивительно выразительны, понятны даже совсем маленькому ребёнку.
-
49 слайд
Описание слайда:
Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.
На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. -
50 слайд
Описание слайда:
Ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.
Эту особенность ребенка знал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог и чуткий психолог.
-
51 слайд
Описание слайда:
«Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно».
Е.И. Чарушин. -
52 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ! -
53 слайд
Описание слайда:
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ
МХК
И ИСКУССТВА !
С 22.11. по 26.11.2021 г. -
54 слайд
Описание слайда:
22.11.- Открытие недели МХК (Ознакомление с планом , просмотр фильма о художнике Е.И.Чарушине.)
23.11.- День рождения художника Е.И.Чарушина. (Доклад презентация о художнике.)
24.11.- Просмотр фильма.(Выставка рисунков художников Ю. Васнецова и Е. Черушина. В ВХМ кировской области.)
25.11.- Мастер – Класс по предмету технология
«3 Д поделки ко ДНЮ МАТЕРИ.»
26.11. – Подведение итогов недели МХК, награждение уч-ся.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 243 человека из 62 регионов
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 54 человека из 25 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Конспект » Золотая хохлома» 2 урок
-
Конспект » Золотая хохлома»
-
Конспект урока «Рисование простого бытового предмета(кринки) с натуры с использованием модульной сетки со светотеневой проработкой по ФГТ «Живопись»
-
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема:«Осенние мотивы»
-
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
-
Антон Чехов 5 класс
-
Презентация по изобразительному искусству на тему » Внутри кавказкой сакли» (4 класс)
-
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 8 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
-
Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
-
Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Конспект урока по литературному
чтению для 4 класса на тему: Е.И. Чарушин.
Цели: Познакомить детей с творчеством писателя и художника Евгения
Чарушина.
Задачи:
-образовательная: прививать познавательный интерес к окружающему
миру;
-развивающая: развивать речь, память, мышление, внимание,
воображение, любознательность, творческие способности;
-воспитательная: воспитывать интерес к изучению повадок животных,
дружелюбность, умение общаться в паре, любовь к братьям меньшим.
1.
Организационный момент
Доброе
утро (руки в стороны)
Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И
тогда весь день будет веселее.
Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)
А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись
снова
Будьте
все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы
садитесь.
Звенит
звонок,
Зовёт
нас на урок.
Урок сейчас
пойдёт,
В мир
знаний поведёт.
— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске)
приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем
хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа
со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все
расселись по местам? Никому не тесно?
По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?
—
Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
—
Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?
2.
Речевая разминка.
—
Ребята, вспомним главное правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
•
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.
Четыре лапы, черный
нос,
Хвост, пушистый полукруг-
Это мой любимый пес,
И самый верный друг.
Он добрый, милый и забавный.
Он любопытный и смешной.
Нашел тут косточку недавно
И притащил ее домой.
Он любит бегать за мячом
И маминым халатом.
Все наказанья нипочем!
Порвет и смотрит виновато.
Четыре лапы, мокрый нос,
Хвост, пушистый полукруг-
Он самый лучший в мире пес,
Мой самый верный друг!
-О ком это стихотворение?
-А у вас есть любимый пес? Расскажите о нем (рассказы детей)
-Молодцы, ребята! А вот послушайте еще одно
стихотворение:
Как
я встретил друга.
Как — то раз я шел домой,
Насвистывая песенку.
Вдруг писк услышал за спиной,
Там кот сидел на лесенке.
Он посмотрел в мои глаза
Печально, с болью, одиноко.
Тихонько «мяу» он сказал,
А мне казалось, очень громко.
-Бедняжка, с горечью подумал я.
Вокруг лишь грязь и лужи.
Ведь у него была семья.
Он постарел и стал ненужен.
Придется взять кота с собой,
Нельзя ведь предавать друзей!
Я угощу его котлетой,
Он сразу станешь веселей!
Я подарю ему подушку,
Чтоб было мягче спать,
Сошью любимую игрушку,
Чтоб было с чем играть.
-А как бы вы поступили в такой ситуации и
почему?(ответы детей)
-Спасибо за ваши рассказы. А теперь отгадайте
загадки:
-Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова). Молодцы!
-Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок (кролик). Отлично!
— Ребята, как вы думаете, о ком мы будем
говорить? (ответы
детей)
-Конечно, о животных. А как еще мы их называем и
почему? (Братья
меньшие, рассуждения детей)
-Все верно, ребята. И сегодня мы посвятим наш
урок писателю – художнику Евгению Ивановичу Чарушину, который очень любил животных. О нем нам расскажет Витя Матвеев.
Первый
рассказ Чарушина появился в 1930 году. В произведении проявились характер и
чувство юмора животных. Евгений Иванович очень хотел понять зверей, их мимику и
движения. В работах Чарушина нет вымысла — животные всегда делают то, что им
свойственно. Рисунки и рассказы автора познавательны, строги и понятны даже
маленькому ребенку. Чарушин отлично знал повадки животных. Каждый персонаж
изображен со своим характером, эмоциональностью, трогательностью. Евгений
Иванович очень любил природу, птиц, зверей!
-Спасибо, Витя! А теперь прочитайте рассказ
«Кошка» и в паре поделитесь впечатлением (самостоятельная работа с книгой)
-Итак, о чем этот рассказ? Как бы вы поступили
на месте мальчиков и почему? (Ответы детей)
-Молодцы, ребята! А сейчас немного отдохнем.
Физминутка:
Мы к
лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.
-Молодцы! А теперь попробуйте нарисовать своего
любимого животного.
Дети
рисуют, учитель помогает.
-Какие замечательные получились рисунки! Давайте
еще раз повторим, как нужно ухаживать за животными, чтобы им было хорошо и
радостно жить рядом с людьми (рассуждения детей)
-Спасибо вам за урок! В нашей школьной
библиотеке вы можете взять книжки Чарушина Евгения Ивановича и прочитать
увлекательные рассказы.
Книжек,
предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж мало. Обычно это –
сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями
и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь
немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и
стихами.
Долго
живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы.
2
ведущий (слайд 2):
Но эти
книги создаются редко. Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит к
счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в
руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.
Звучит музыка леса, звуки природы.
1
ведущий:
Чем же
замечательны маленькие рассказы Чарушина, эти простые, незамысловатые рассказы,
которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек
Чарушина.
Слушание
рассказа «Волчишко».
2
ведущий (слайд 3/4):
Наверно,
вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника
Евгения Ивановича Чарушина, которому исполняется 119 лет со дня рождения.
Он
родился 11 ноября (29 октября) 1901 года в Вятке в семье губернского
архитектора.
Отец
привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. Как
и его отец, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях».
1
ведущий:
Мать –
садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они
собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они
превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать
любила все живое и передала эту любовь к сыну.
2
ведущий:
Друзей
привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного
провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта.
Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, например: за очередной
проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго.
Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще
стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на
месте, а Жени нет!
1
ведущий:
В шесть
лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят
птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в
общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом,
держась за хвост коровы, широкую реку Вятку.
Проделки
его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от
неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его
озорстве не было ни зла, ни жестокости.
Любимым
чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой
книгой для него была книга А.Э. Брема «Жизнь животных». ЕЕ он берег и
перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем» — вспоминал Чарушин.
2
ведущий (слайд 5):
Окончив
школу в 1918 году и отслужив 4 года в Красной Армии, он вернулся домой и решил
учиться на профессионального художника.
Уже в
студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и
талантливостью.
После
окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его
дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я.
Маршака.
1
ведущий (слайды 6-8):
Евгений
Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина,
С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака,
Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных:
«Преисполненный до краев наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я
стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам». Уже в первом его
рассказе с собственным текстом – «Щур» (1930) – проявилось не только знание
звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит,
мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша
Харлашу – а я их всех рисую, я – художник». И во всех других рассказах Чарушина
«всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то
немножко ироничная улыбка». Чарушин стремился «понимать животное – понимать его
движения и мимику». Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный
опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им
не свойственно.
2
ведущий (слайд 9):
Первые
его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери» — это еще книжки-картинки без
текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» — это коротенькие, с несложным
сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок впервые сталкивается с
природой. Все его герои – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно
живут на страницах книг. Они всегда движении – бегают, прячутся, охотятся,
путешествуют, обучаются лесным делам. (слайд 10)
Инсценирование
рассказа.
1
ведущий 9 (слайды 11- 14):
Он стал
оформлять и собственные сочинения, такие как «Разные звери» (1930), «Волчишко и
другие» (1931), «Никитка и его друзья» (1938), «Моя первая зоология», «Про
больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и
другие.
Книги
Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.
Больше
всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей
беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь.
Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство
нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.
2
ведущий (слайды 15 – 18):
Жизнь и
творчество в годы Великой отечественной войны – внимание на слайды.
1
ведущий:
Произведения
Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его
иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на
международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии,
США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает
шестьдесят миллионов экземпляров.
Умер
Евгении Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на
Богословском кладбище.
2
ведущий:
Е.И.
Чарушин – один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим
художником-анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из
тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и
свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые
сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение
маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Желаем
Вам добрых минут общения с творчеством Е. Чарушина. (слайды 19-20)
1
ведущий:
А
теперь страница 6 – мультипликационная. Давайте вместе посмотрим
мультфильм по произведению Е.И.Чарушина.
2
ведущий:
Итак, мы
перевернули последнюю страницу нашего Устного журнала (слайд 22).
О ком же
мы с вами сегодня вели речь?
Что вы
запомнили об этом человеке?
Кем
сначала был Евгений Иванович – писателем или художником?
Чем ещё
занимался этот творческий человек?
Кто были
героями его рисунков, рассказов, статуэток?
2
ведущий:
А в
заключении нашего Устного журнала, мы хотим обратиться к вам, ребята, с
призывом (слайд 23):
—
Дети, читайте книги Евгения Чарушина!
Слайд 1
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г . Новосибирска «Детский сад №435 комбинированного вида» Проект « П риродоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей» Старшей логопедической группы № 3 Воспитатель: Ковалева И.А. Новосибирск 2017г
Слайд 2
Актуальность проекта . Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Слайд 3
Мотивация Слушая рассказы наших детей о наблюдениях в повседневной жизни, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах, а после посещения зоопарка у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов. Больше всего дети заинтересовались произведениями В.В. Бианки, К.Д.Ушинского , Е.И. Чарушина , поэтому мы вместе с ними решили подобрать и изучить их книги. Благодаря этому, дети познакомятся с художественным описанием жизни животных в природе, получат научно-достоверные знания о живом мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой.
Слайд 4
Цель проекта: Воспитание у детей чувств, интереса и любви к животным посредством произведений В.В.Бианки , К.Д. Ушинского, Е.И. Чарушина .
Слайд 5
Задачи проекта: Познакомить детей с биографией и творчеством К. Д. Ушинского ; В.В. Биянки , Е.И. Чарушина ; Расширить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки , К.Д. Ушинского, Е.И. Чарушина ; Сформировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов ; Научить чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов ; Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, народные высказывания ); Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края; Р асширять представления родителей о детской литературе; П риобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Слайд 6
Что мы знаем? Есть писатели, которые пишут книги о животных, о природе Чем дикие животные отличаются от домашних Дикие животные живут в лесу и в зоопарке Что мы хотим узнать? Птицы , звери, насекомые – друзья или враги? Надо ли защищать животных и беречь природу? Откуда мы получаем знания о животном мире? Для чего необходимо изучать природу? Что мы узнали ? Познакомились с биографией и творчеством К. Д. Ушинского; В.В. Биянки , Е.И. Чарушина . Расширили знания детей о животном мире через произведения о природе; —
Слайд 7
С бор информации из разных источников Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В . В. Бианки, К.Д.Ушинского , Е.И. Чарушина ; беседы ; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, сказок и рассказов; отгадывание загадок; организация информационного стенда для родителей; интернет ресурсы ; п одбор мультфильмов.
Слайд 8
Беседы: «Любишь ли ты книги ?», «Кто такие писатели – натуралисты», «Ребятам о зверятах» и др. Рассматривание иллюстраций, репродукции картин, картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления рассказов по ним. Чтение : В.В. Биянки :« Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Муравей и стрекоза», «Сова», «Кукушонок». К.Д.Ушинский : « Спор животных », « Как аукнется, так и откликнется», «Умей обождать », «4 желания», «Дети в роще», « Бишка ». Е.И. Чарушин : « Лиса с лисятами», « Зайчата», «Что за зверь », « Медведь — рыбак », «Путешественники ».
Слайд 9
Зарисовки к сказкам
Слайд 10
Все познать хотим на свете! — Рассматривание иллюстраций по сюжетам произведений художественной литературы и сказок. — Рассматривание энциклопедий, книг , журналов , наглядно-иллюстративного материала. — Создание альбома с иллюстрациями из сказок. — Создание уголка для проигрываний сказок. — Создание сборника стихов, рассказов, сказок «Братья наши меньшие».
Слайд 11
Мы играем целый день, целый день играть не лень. Дидактические игры: «Путаница», «Узнай по голосу», «Где чей хвост?», «Назови ласково», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?», Какое слово отличается от других?», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?». — Настольно-печатные игры : «Чей детеныш»; «Стань другом природы»; пазлы . Сюжетно-ролевые игры : «Теремок», « Зоопарк». Прослушивание аудиосказок : «Теремок», «Хвосты». Просмотр мультфильмов : «Путешествие красногрудого воробья», « Оранжевое горлышко », « «Слепая лошадь», « Синичкин календарь».
Слайд 12
Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно..! — Физкультминутка ««Давай, коза, попрыгаем», «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять». Подвижные игры: ««Воробышки и автомобили », « Перелёт птиц », « Летает – не летает », « Волк и гуси», «У медведя во бору », « Птицы и лиса », « Зарядка зверей », « Зайка беленький сидит », « Волк и зайцы », « Серый волк» Игровые упражнения: « Попади в цель ».
Слайд 13
Мы рисуем и поем, очень весело живем Рисование : «Жалобы зайки»; «Мое любимое животное», «Лисята», «Нарисуй свою сказку». Лепка : «Веселые зверюшки» ( из пластилина и природного материала), «Под грибом», «Лисичка», (из пластилина). Аппликация: «Сюжет к сказке «Сова» (коллективная работа, оригами); « Щенок» (оригами); «Медведь» ( цв.бум ). Разучивание танца «Мышата», «Цветы».
Слайд 15
Наши родители – наши помощники!!! Знакомство родителей с выбранной темой. Оформление информационного стенда для родителей. Изготовление объемного животного (разными техниками – вязание, шитье и тд ). Создание альбома с иллюстрациями из сказок. Консультация для родителей «Семейное чтение», «Роль детской книги в ознакомлении детей с природой». Советы родителям о том, как правильно выбрать книгу. Изготовление атрибутов, костюмов для презентации проекта . Создание мини библиотеки.
Слайд 17
Презентация проекта Сказка В.В. Биянки «Сова»
Слайд 18
В ходе реализации проекта у детей: Сформировался интерес к природоведческой литературе. Расширились знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки , К.Д. Ушинского, Е.И. Чарушина ; Сформировалось эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов ; Сформировались добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края. Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.
Слайд 19
Спасибо за внимание!!!
Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Что за зверь?
Медведь-рыбак
Медвежонок
Медвежата
На нашем дворе
Перепёлка
Про зайчат
Рябчонок
Верный Трой
Кот Епифан
Друзья
Волчишко
Как Томка не показался глупым
Воробей
Почему Тюпу прозвали Тюпой
Тюпа маленький
Почему Тюпа не ловит птиц
Сорока
Пунька и птицы
Лисята
Томка
Как Томка научился плавать
Томка испугался
Томкины сны
Никита-доктор
Мишки
Захочешь есть — говорить научишься
Яша
Мартышки
Заяц
Кабан
Удивительный почтальон
Медведица и медвежата
Рысь и рысенок
Олениха с оленёнком
Белка с Бельчатами
Зайчата
Северный Олень
Волк
Лиса
Медведь
Рысь
Барсук
Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Читать рассказы других авторов