Презентация пушкин сказка о царе салтане 3 класс школа россии 1 урок презентация и конспект

Литературное чтение тема: анализ сказки а.с.пушкина сказка о царе салтане цель: а показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра,

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

— Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3)

— Вспомните, какое полное название этой сказки?

Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о  творчестве А.С.Пушкина.

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Познавательные УУД: Поиск нужной информации,   построение правильного  речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

 Осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.

2.Актуализация  знаний учащихся.

Анализ сказки и  составление сравнительных характеристик  главных героев.

3. Физкультминутка

А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

— Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона?     Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.  

  1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

— А как он относится к своим родителям?

 — Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

— Перечислите чудеса, которые появились на острове.

— Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

(Слайд 5 — 7)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

— Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)  

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)  

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)  

 Дети   ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и  читают  отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных качествах князя  Гвидона. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

 Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и  вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон —  с печалью, купцы  — с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

 Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)

Познавательные УУД:  

Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД:  

Анализ, синтез,  сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

  Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

 4.Творческое задание

— Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?

-Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание   в  группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и  составьте его     характеристику    по плану.    Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя.  А мы попробуем  догадаться, о ком идет речь. На слайде дан  план характеристики  (Слайд 10) 

1. Внешность, характер героя.

2. Поступки и действия героя.

3. Отношения автора к герою.

4. Ваше отношение к герою.

Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей.

Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

Работа в  группах  по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа –  золотая рыбка , 3 группа – старик  из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».)

Познавательные УУД:  Построение речевого высказывания, поиск известной  информации.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений

5.Работа над жанровыми особенностями произведения.

 — Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками?

— Что у них общего с народными сказками?

-Чем они отличаются?

 (Слайд 11)

Общие черты:

Зачин, развитие событий и концовка.

Народные  слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…)

Победа добра над злом.

Живет и чудо, и реальность.

-В  чем же отличие сказок Пушкина от народных?

Отличия:

Стихотворная форма.

Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

 Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.)

 Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.

 Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 5.Итог урока. Рефлексия.

  -Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12)

— Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина?

— Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

— Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте?

Домашнее задание: подготовить  к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.

Урок литературного чтения

«Сказке о царе Салтане 180 лет» 3 класс

Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»»

Цели: Продолжить работать над «Сказкой о царе Салтане…» А.С. Пушкина; помогать детям вникать в содержание произведения; способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи; создавать условия для воспитания любви к родному языку, книге.

Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий); карточки с устаревшими словами; портрет поэта; пословицы; магнитофон, аудиозапись «Полет шмеля» Н.Н. Римского-Корсакова.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. С творчеством какого русского поэта мы с вами продолжаем знакомиться?

Дети. Александра Сергеевича Пушкина.

Во время устной работы класса два ученика у доски выполняют индивидуальное задание.

1. Составить схему «Виды сказок».

2. Составить схему «Положительные и отрицательные герои сказки».

Учитель. Расскажите, что вы знаете о поэте?

Ученик 1. Родился А. С. Пушкин 6 июня (26 мая) 1799 года. Его отец,

Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Его предки были военными и государственными деятелями.

Ученик 2. Мать Надежда Осиповна была внучкой знаменитого африканца, который был привезен маленьким мальчиком в Россию в подарок царю Петру I.

Ученик 3. Ибрагим Ганнибал – так звали прадеда Пушкина. Он дослужился до звания генерал-майора и за свои заслуги получил 500 душ в Псковской губернии Опочецкого уезда в Михайловской губе.

Ученик 4. В Михайловском имении А.С. Пушкин жил подолгу. Там был и

похоронен. А сейчас в Михайловский музей съезжаются все почитатели его

таланта.

Ученик 5. Ранние годы Пушкин провел в Москве. В доме Пушкиных, как и во всех дворянских семьях, разговаривали на французском языке. Поэтому маленький Пушкин с детства свободно говорил, читал и писал стихи на французском языке.

Ученик 6. Через всю жизнь будущий поэт пронес нежную и трогательную

любовь к своей бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и няне Арине Родионовне Яковлевой. Они привили ему любовь к русскому языку, сказкам, пословицам, русским народным песням.

Учитель. Какое произведение читали дома?

Дети. «Сказку о царе Салтане…».

Учитель. Что вы знаете о сказках?

Дети. Сказка – это волшебный, фантастический или бытовой рассказ,

в котором много вымысла и есть элементы чудесного. В сказках есть троекратные повторы, присказки, концовки, устойчивые выражения, эпитеты, чтобы ее легко было запомнить.

Проверка индивидуальной работы первого учащегося.

Учитель. Правильно ли составлена схема?

На доске:

СКАЗКИ

Народные Литературные

• Волшебные

• О животных

• Бытовые

Дети отвечают.

– А наша сказка какая?

Дети. Литературная, волшебная.

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Класс делится на три группы. Каждая группа получает карточку с несколькими устаревшими словами и объяснениями значений.

Дети стрелочками соединяют устаревшее слово и его современное понятие. Затем группы знакомят со своей работой весь класс.

Учитель. Из какой сказки эти слова?

Дети. Из «Сказки о царе Салтане…».

IV. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Характеристика героев сказки

Учитель. Что вы можете сказать о героях сказки?

Дети. Есть положительные и отрицательные герои. Проверка индивидуальной работы второго учащегося.

На доске:

ГЕРОИ СКАЗКИ

Положительные Отрицательные

царь Салтан повариха

царица ткачиха

князь Гвидон баба Бабариха

царевна Лебедь

Учитель. Какими качествами обладают положительные герои?

Дети. Смелые, честные, добрые, верные, благодарные, бескорыстные,

справедливые, великодушные, уважающие мнение родителей, почитающие их.

Учитель. А отрицательные?

Дети. Тщеславные, корыстные, злые, коварные, жестокие.

Чтение по ролям (с. 79)

Учитель. Почитаем эту часть сказки по ролям, так, чтобы все смогли почувствовать, какой характер у героев сказки.

Учитель. Составьте слова.

На доске: марко (комар), хаму (муха)

– Что общего?

Дети. Князь Гвидон превращался в этих насекомых.

Учитель. Продолжите цепочку слов.

Дети. Шмель.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит музыка Н.Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». Дети танцуют под нее.

Обобщение прочитанного

Два ученика самостоятельно составляют модель обложки к сказке.

Учитель. Составьте пословицы.

На доске:

Злой человек и душа на месте.

Нет ничего тайного, счастья не построишь.

На обмане не проживет в добре век.

Вся семья вместе – священные слова.

Отец и мать – что не стало бы явным.

– Какая пословица больше всего подходит к сказке? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Сколько раз князь Гвидон отправлялся повидать отца?

Дети. Три.

Учитель. Зачитайте, каким мы всегда видим царя Салтана.

Дети читают отрывки из сказки.

– О чем хотел сказать поэт? Что он подчеркивает этими словами?

Дети. Что богатство не делает людей счастливыми.

Учитель. А когда люди счастливы? Какая пословица подчеркивает главную мысль сказки?

Дети отвечают.

Работа с моделью обложки

Проверка самостоятельной работы детей.

На доске модель обложки

Учитель. Как вы думаете, правильно ли составлены модели обложки к нашей сказке? Правильно ли я составила модель обложки?

– О чем говорит голубой круг?

Дети. Сказка о волшебстве и приключениях.

Учитель. Что обозначает желтый треугольник?

Дети. Стихи о детях, семье.

Учитель. Дайте характеристику сказке.

Дети. Сказка литературная, волшебная, в стихах, о семье.

Учитель. Какие чудеса происходят в сказке?

Дети зачитывают отрывки, в которых говорится о чудесах.

V. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Кому принадлежат слова:

«Сказка – ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок»?

Дети. А.С. Пушкину.

Учитель. Из какой сказки Пушкина эти слова?

Дети. Из «Сказки о Золотом петушке».

Учитель. Какой урок могут получить добры молодцы, прочитав «Сказку о царе Салтане…»?

Дети отвечают.

– Прочитайте эти строки про себя:

На доске:

• «Попенок зовет его тятей.»

• «Свет мой, зеркальце! скажи…»

• «Петушок вспорхнул со спицы…»

• «Царь Салтан зовет их в гости…»

• «Смилуйся, государыня рыбка!»

• «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»

– Что общего между этими строчками?

Дети. Они взяты из сказок А.С. Пушкина.

Учитель. Из каких сказок?

Дети. Из «Сказки о попе и о работнике его Балде».

– Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

– Из «Сказки о царе Салтане…»

– Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

– Из «Сказки о золотом петушке».

– Из «Сказки о царе Салтане».

Учитель. Какой урок может получить добрый молодец из всех этих сказок?

Выслушиваются ответы детей.

VI. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Кому на уроке было интересно и все понятно, посигнальте зеленым светофором. Кому было не все понятно и не все интересно – желтым. Кому на уроке было сложно и многое непонятно – красным.

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о царе Салтане

Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

В 1831 году Александр Сергеевич написал сказку, а чуть позже, через год, она была напечатана. Сюжет истории прост, именно поэтому читатели частенько считают ее русской народной. Как и любой сказке, произведению Пушкина присущи особые черты: волшебство (прослеживается на протяжении всей сказки; деление героев на главных, помощников и злодеев; троекратные повторы и победа, которую добро одерживает над злом.

Как и для любой сказки, для «Сказки о царе Салтане, …» свойственны именно троекратные повторы. Цифра три считается волшебной для сказок. Например, князь Гвидон превращался в различных насекомых, летал к Салтану именно три раза; князь три раза приходил за помощью к царевне-лебедь и т.д.

В сказке можно выделить четыре центральных персонажа: царь Салтан и царица-мать — они представляют собой историю одного поколения, а князь Гвидон и царица-лебедь — другое. На протяжении всей сказки происходит раскрытие героев, она показываются читателю с новых сторон. Например, в самом начале младшая сестра показалась слегка наивной и доброй девушкой, но чуть позже она предстает пред нами в роли терпеливой и упорной матери.

Язык произведения ярок. Текст насыщен эпитетами, метафорами, сравнениям, олицетворениями и т. д. Благодаря парной рифмовке и четырехстопному хорею ритмика сказки максимально совпадает с той, что обычно присуща русским народным сказкам.

«Сказка о царе Салтане, …» как и другие произведения Александра Сергеевича напрочь лишена заимствованных слов. Пушкин был безумно горд тем, что способен обходиться без заимствований (он использовал лишь одно иностранное слово в сказке — флот). Жуковский ни раз говорил о том, что сказки Пушкина можно назвать русскими народными. А ведь действительно: Александр Сергеевич записывал истории, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна, а уже на основе историй записывал сказки.

Сказка учит нас тому, что любая ложь, какой бы продуманной и хорошей не была, рано или поздно раскроется, а то, кто решился на нее, будет непременно наказан. Учит тому, что искренность способна помочь попросить прощения, а добро всегда будет торжествовать над злом, также как и правда над обманом. Сказка учит никогда не сдаваться, ведь чем упорнее мы стараемся чего-то достичь, тем большая вероятность, что там и будет.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Самоанализ урока по чтению 3 класс «Сказка о царе Салтане»

Организационный момент

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку, сотрудничать с одноклассниками.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Были активизированы требования к ученику со стороны учебной деятельности, осуществлен визуальный контроль готовности учащихся и эмоциональный настрой на урок.

Речевая разминка

Научить выразительному чтению отрывка; умению видеть и выделять в тексте изученные части речи.

Формирование умения выразительного чтения текста, распознавания различных частей речи при чтении. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

Выразительное чтение отрывка сказки дало возможность детям психологически настроиться на урок. Формой организации явилась групповая работа, что дало возможность каждому ребенку раскрыться, почувствовать себя частью единого целого.

Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения и понимания смысла задания

П- владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах. Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания»

Формами организации работы явился фронтальный опрос и индивидуальная работа. Ожидалось участие в работе всех детей в классе, т.к. при составлении предложения с заданными словами вероятность одинаковых ответов детей была минимальной.

При проверке домашнего задания был выявлен уровень овладения логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленной задачей. Ребята показали степень осознанности в построении речевого высказывания и способность составлять предложения в устной и письменной формах.

При проверке домашнего задания ребята показали уровень умения справляться с учебной задачей. Степень познавательного интереса к предмету проявился в желании всех детей ответить на поставленный вопрос.

IV. Вступительная беседа

Повторение изученного ранее. Умение применять полученные знания на практике.

Умеют слушать и отвечать на поставленный вопрос. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

На данном этапе был выбран метод беседы. Считаю, что это позволило более эффективно способствовать формированию внутренней позиции учащихся, учебно-познавательного интереса к произведению, поиску и выделению необходимой информации. Способствовало формированию логических действий. В ходе вступительной беседы ребята показали свои знания жанров литературных произведений.

Дополнительный материал о писателе

Прослушивание дополнительной информации об А. С. Пушкине. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой и отвечать на поставленный вопрос. Умеют искать и выделять необходимую информацию; производить логические действия, такие как анализ и сравнение. Формирование умения объяснять свой выбор ответа, логически строить высказывания и аргументировать ответ.

На данном этапе велась индивидуальная подготовка учащейся к выступлению перед классом. Родители ребенка и сам ребенок выразили желание подготовиться к выступлению. Презентация готовилась ученицей совместно с учителем и корректировалась родителями. У ребенка наблюдается стертая форма дизартрии, девочка перед этим провела неделю на обследовании в больнице. Дополнительное задание позволило ребенку почувствовать себя частью детского коллектива.

Подключение класса к ответу на вопрос дало возможность плавно перейти к постановке учебной задачи и мотивации учащихся.

V. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация учебной деятельности детей. Объявление темы научного исследования.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Проявляют познавательный интерес к предмету

На данном этапе урока с детьми была построена научно-исследовательская работа. Целью данной работы стало формирование эвристического подхода к решению проблемы.

Гипотезой исследования стали слова детского писателя С. Я. Маршака, произведения которого дети хорошо знают и любят. Благодаря выбранной форме работы у ребят появилась возможность почувствовать преемственность и единство писателей разных эпох. Это позволило и самим детям стать преемниками великого наследия писателей.

VI. Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации

Закрепление, повторение пройденного. Применение полученных знаний на практике.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу, поиск и выделение необходимой информации, умение аргументировано отвечать на поставленные учителем вопросы

Оба этапа урока: первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации и творческое применение знаний в новой ситуации, гармонично сплелись. При сравнении авторской и народной сказки дети учились самостоятельно выделять существенные жанровые черты произведений, анализировать, сравнивать и делать собственные умозаключения. Новой для ребят была ситуация научно-исследовательской работы, но мягкий переход от одного этапа урока к другому позволил детям почувствовать себя полноценными исследователями.

В начальной школе работа над жанровыми особенностями произведений, как правило, дается нелегко. Подобный выбор форм работы с детьми позволил ребятам в непринужденной обстановке каждому показать свою компетентность.

Динамическая пауза

Здоровьесберегающий компонент урока. Восстановление работоспособности детей.

Применение знаний в новой обстановке. Нетрадиционный подход к изучаемому произведению.

Для динамической паузы был выбран отрывок из сказки, чтобы дать возможность ребятам не только отдохнуть, но и почувствовать себя в некоторой степени актерами, играющими сказку.

И. Я. Билибин- русский художник- иллюстратор

Познакомить учащихся с творчеством И. Я. Билибина, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию.

Желание подготовить дополнительный материал выразил сам ребенок. Была проведена работа по корректировке презентации, принесенной ученицей и адаптацией текста для пересказа. На данном этапе была проведена индивидуальная работа с сильным ребенком, что имело целью заинтересовать и дать возможность поделиться собственными знаниями со всем классом.

Грамотно подобранный и адаптированный текст, а также связный рассказ позволили провести патриотическую беседу с детьми.

На данном этапе можно проследить связь с воспитательной деятельностью, уроками окружающего мира и изобразительного искусства.

VIII.

Итог урока

Рефлексия

Подведение итогов урока. Самооценка деятельности.

Осуществление самоанализа учебной деятельности. Самооценка.

Подведение итогов урока выразилось к короткой беседе с учащимися на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим русским писателем, художником и просто человеком?» Данная форма работы позволила ребятам почувствовать единство друг с другом, чувство гордости за родную страну и соотечественников.

Считаю, что чувство патриотизма необходимо воспитывать у детей, поэтому данная форма работы является наиболее приемлемой.

Рефлексия проявилась в разукрашивании смайликов в цвета собственного настроения.

VII

.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина»

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Написание мини-сочинения, по моему мнению, является логическим завершением научно-исследовательской работы детей. Это позволит им почувствовать себя писателями и проявить свои способности.

Вывод:

На всех этапах урока использовала смену деятельности, проявившуюся в компьютерной презентации, работе с доской и тетрадями. Это позволило охватить всех учащихся, осуществить индивидуальный подход с учетом психологических особенностей детей и прививать интерес к предмету.

В ходе подготовки к уроку была проведена индивидуальная работа с двумя учащимися, подготовившими выступление по теме. Это дало возможность самим ребятам проявить свои ораторские способности и стимулировало весь класс последовать их примеру.

В течение урока все ответы контролировались с учетом их правильности, полноты, допущенные ошибки исправлялись. Воспитывала культуру слушания и слышания ответов одноклассников. Обращала внимание на умение анализировать и делать выводы. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно больше выводов делали сами дети, формулировали свои мысли логично.

На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении.

На данном уроке использованы следующие методы:

  • Частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на изученное правило.
  • Коучинг – наставничество (при подготовке дополнительных презентаций);
  • Метод рефлексии

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт.

Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны. Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.

В течение всего урока знания не давались в готовом виде, ребята получали их самостоятельно, путем исследовательской работы. На уроке формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Считаю, что возможности учебного кабинета, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах стимулировали познавательные интересы детей.

За урок удалось сделать все запланированное, благодаря слаженной работе детей и точным ответам. По этому фактору можно судить о качестве усвоенных детьми знаний. Практически все дети работали в меру своих сил и способностей.

Считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. На протяжении всего урока удалось удерживать внимание учащихся. Целью данного урока было дать сравнительную характеристику авторской и народной сказки и доказать, что сказки Пушкина перекликаются с народными сказками. Эта цель преследовалась на протяжении всего урока, все учащиеся были вовлечены в научно-исследовательскую работу и проявляли живой интерес.

Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для учителя.

  • Скачать презентацию (7.29 Мб)


  • 2869 загрузок

  • 4.3 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Данная презентация является изложением сказки А.С.Пушкина в слайдах. Основная задача проведения урока литературы в младших классах это привлечение и последующее удержание внимания учащихся, активизация их мыслительной деятельности, развитие воображения и фантазии. Для достижения цели требуется создание соответствующей психологической и эмоциональной установки. В предлагаемом материале нет ничего мотивирующего детей к учебной деятельности, заставляющего задуматься, пробудить желание к чтению.

18.11.17 04:38

ninapraht@mail.ru

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 2-4 класса на тему «Сказка о царе Салтане» по литературе. Состоит из 36 слайдов. Размер файла 7.29 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    36

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сказка о царе Салтане

    Слайд 1

    А.С. Пушкин

    «Сказка о царе Салтане,
    о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче
    и о прекрасной царевне Лебеди»

  • Slide2

    Слайд 2

  • Slide3

    Слайд 3

    История сказки

    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году.
    Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
    «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.
    «Сказка о царе Салтане» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

  • Slide4

    Слайд 4

    Три девицы под окномПряли поздно вечерком.„Кабы я была царица, —Говорит одна девица, —
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир“.
    „Кабы я была царица, —
    Говорит ее сестрица, —
    Наткала я полотна“.
    „Кабы я была царица, —
    Третья молвила сестрица, —
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря“.
    Только вымолвить успела,Дверь тихонько заскрыпела,И в светлицу входит царь,Стороны той государь.
    Во всё время разговора
    Он стоял позадь забора;
    Речь последней по всему
    Полюбилася ему.
    „Здравствуй, красная девица, —
    Говорит он, — будь царица
    И роди богатыря
    Мне к исходу сентября.
    Вы ж, голубушки-сестрицы,
    Выбирайтесь из светлицы,
    Поезжайте вслед за мной,
    То на весь бы мир одна
    Вслед за мной и за сестрой:
    Будь одна из вас ткачиха,
    А другая повариха“.

  • Slide5

    Слайд 5

    В сени вышел царь-отец.Все пустились во дворец.Царь недолго собирался:В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой;
    А потом честные гости
    На кровать слоновой кости
    Положили молодых
    И оставили одних.
    В кухне злится повариха,
    Плачет у станка ткачиха,
    И завидуют оне
    Государевой жене.
    А царица молодая,
    Дела вдаль не отлагая,
    С первой ночи понесла.
    В те-поры война была.Царь Салтан, с женой простяся,На добра-коня садяся,Ей наказывал себя
    Поберечь, его любя.
    Между тем, как он далёко
    Бьется долго и жестоко,
    Наступает срок родин;
    Сына бог им дал в аршин,
    И царица над ребенком
    Как орлица над орленком;
    Шлет с письмом она гонца,
    Чтоб обрадовать отца.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Извести ее хотят,
    Перенять гонца велят;
    Сами шлют гонца другого
    Вот с чем от слова до слова:
    „Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку,
    А неведому зверюшку“.

  • Slide6

    Слайд 6

    Как услышал царь-отец,Что донес ему гонец,В гневе начал он чудеситьИ гонца хотел повесить;
    Но, смягчившись на сей раз,
    Дал гонцу такой приказ:
    „Ждать царева возвращенья
    Для законного решенья“.
    Едет с грамотой гонец,И приехал наконец.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,
    Обобрать его велят;
    Допьяна гонца поят
    И в суму его пустую
    Суют грамоту другую —
    И привез гонец хмельной
    В тот же день приказ такой:
    „Царь велит своим боярам,
    Времени не тратя даром,
    И царицу и приплод
    Тайно бросить в бездну вод“.
    Делать нечего: бояре,
    Потужив о государе
    И царице молодой,
    В спальню к ней пришли толпой.
    Объявили царску волю —
    Ей и сыну злую долю,
    Прочитали вслух указ,
    И царицу в тот же час
    В бочку с сыном посадили,
    Засмолили, покатили
    И пустили в Окиян —
    Так велел-де царь Салтан.

  • Slide7

    Слайд 7

    В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьется в ней царица;
    И растет ребенок там
    Не по дням, а по часам.
    День прошел, царица вопит…
    А дитя волну торопит:
    „Ты, волна моя, волна!
    Ты гульлива и вольна;
    Плещешь ты, куда захочешь,
    Ты морские камни точишь,
    Топишь берег ты земли,
    Подымаешь корабли —
    Не губи ты нашу душу:
    Выплесни ты нас на сушу!“
    И послушалась волна:
    Тут же на берег она
    Бочку вынесла легонько
    И отхлынула тихонько.
    Мать с младенцем спасена;
    Землю чувствует она.
    Но из бочки кто их вынет?
    Бог не уж то их покинет?
    Сын на ножки поднялся,
    В дно головкой уперся,
    Понатужился немножко:

  • Slide8

    Слайд 8

    „Как бы здесь на двор окошко
    Нам проделать?“ — молвил он,
    Вышиб дно и вышел вон.
    Мать и сын теперь на воле;Видят холм в широком поле,Море синее кругом,Дуб зеленый над холмом.
    Сын подумал: добрый ужин
    Был бы нам однако нужен.
    Ломит он у дуба сук
    И в тугой сгибает лук,
    Со креста снурок шелковый
    Натянул на лук дубовый,
    Тонку тросточку сломил,
    Стрелкой легкой завострил
    И пошел на край долины
    У моря искать дичины.
    морю лишь подходит он,Вот и слышит будто стон…Видно на´ море не тихо;Смотрит — видит дело лихо:
    Бьется лебедь средь зыбей,
    Коршун носится над ней;
    Та бедняжка так и плещет,
    Воду вкруг мутит и хлещет…
    Тот уж когти распустил,
    Клёв кровавый навострил…
    Но как раз стрела запела,
    В шею коршуна задела —
    Коршун в море кровь пролил,
    Лук царевич опустил;
    Смотрит: коршун в море тонет

  • Slide9

    Слайд 9

    И не птичьим криком стонет,
    Лебедь около плывет,
    Злого коршуна клюет,
    Гибель близкую торопит,
    Бьет крылом и в море топит —
    И царевичу потом
    Молвит русским языком:
    „Ты, царевич, мой спаситель,
    Мой могучий избавитель,
    Не тужи, что за меня
    Есть не будешь ты три дня,
    Что стрела пропала в море;
    Это горе — всё не горе.
    Отплачу тебе добром,
    Сослужу тебе потом:
    Ты не лебедь ведь избавил,
    Девицу в живых оставил;
    Ты не коршуна убил,
    Чародея подстрелил.
    Ввек тебя я не забуду:
    Ты найдешь меня повсюду,
    А теперь ты воротись,
    Не горюй и спать ложись“.
    Улетела лебедь-птица,А царевич и царица,Целый день проведши так,Лечь решились на тощак. —
    Вот открыл царевич очи;
    Отрясая грезы ночи
    И дивясь, перед собой
    Видит город он большой,
    Стены с частыми зубцами,
    И за белыми стенами
    Блещут маковки церквей
    И святых монастырей. —
    Он скорей царицу будит;
    Та как ахнет!… „То ли будет? —
    Говорит он, — вижу я:
    Лебедь тешится моя“.

  • Slide10

    Слайд 10

    Мать и сын идут ко граду.
    Лишь ступили за ограду,
    Оглушительный трезвон
    Поднялся со всех сторон:
    К ним народ навстречу валит,
    Хор церковный бога хвалит;
    В колымагах золотых
    Пышный двор встречает их;
    Все их громко величают
    И царевича венчают
    Княжей шапкой, и главой
    Возглашают над собой —
    И среди своей столицы,
    С разрешения царицы,
    В тот же день стал княжить он
    И нарекся: князь Гвидон.
    Ветер на море гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.
    Корабельщики дивятся,
    На кораблике толпятся,
    На знакомом острову
    Чудо видят наяву:
    Город новый златоглавый,
    Пристань с крепкою заставой —
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовет их в гости,

  • Slide11

    Слайд 11

    Их он кормит и поит
    И ответ держать велит:
    „Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет,
    Торговали соболями,
    Чернобурыми лисами;
    А теперь нам вышел срок,
    Едем прямо на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана…“
    Князь им вымолвил тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану;
    От меня ему поклон“.
    Гости в путь, а князь Гвидон
    С берега душой печальной
    Провожает бег их дальный;
    Глядь — поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь печально отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает,
    Одолела молодца:
    Видеть я б хотел отца“.
    Лебедь князю: „Вот в чем горе!
    Ну, послушай: хочешь в море
    Полететь за кораблем?
    Будь же, князь, ты комаром“.
    И крылами замахала,
    Воду с шумом расплескала
    И обрызгала его
    С головы до ног — всего.
    Тут он в точку уменьшился,
    Комаром оборотился,
    Полетел и запищал,
    Судно на море догнал,
    Потихоньку опустился
    На корабль — и в щель забился.

  • Slide12

    Слайд 12

    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    К царству славного Салтана,
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.—
    Вот на берег вышли гости;
    Царь Салтан зовет их в гости;
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце
    С грустной думой на лице;
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Около царя сидят
    И в глаза ему глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем, иль худо?
    И какое в свете чудо?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо,
    В свете ж вот какое чудо:
    В море остров был крутой,
    Не привальный, не жилой;
    Он лежал пустой равниной;
    Рос на нем дубок единый;
    А теперь стоит на нем
    Новый город со дворцом,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами,
    А сидит в нем князь Гвидон;

  • Slide13

    Слайд 13

    Он прислал тебе поклон“.
    Царь Салтан дивится чуду;
    Молвит он: „Коль жив я буду,
    Чудный остров навещу,
    У Гвидона погощу“.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Не хотят его пустить
    Чудный остров навестить.
    „Уж диковинка, ну право, —
    Подмигнув другим лукаво,
    Повариха говорит: —
    Город у моря стоит!
    Знайте, вот что не безделка:
    Ель в лесу, под елью белка,
    Белка песенки поет
    И орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Вот что чудом-то зовут“.
    Чуду царь Салтан дивится,
    А комар-то злится, злится —
    И впился комар как раз
    Тетке прямо в правый глаз.
    Повариха побледнела,
    Обмерла и окривела.
    Слуги, сватья и сестра
    С криком ловят комара
    „Распроклятая ты мошка!
    Мы тебя!…“ А он в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море полетел.

  • Slide14

    Слайд 14

    Снова князь у моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает;
    Чудо чудное завесть
    Мне б хотелось. Где-то есть
    Ель в лесу, под елью белка;
    Диво, право, не безделка —
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Но, быть может, люди врут“.
    Князю лебедь отвечает:
    „Свет о белке правду бает;
    Это чудо знаю я;
    Полно, князь, душа моя,
    Не печалься; рада службу
    Оказать тебе я в дружбу“.
    С ободренною душой
    Князь пошел себе домой;
    Лишь ступил на двор широкой —
    Что ж? под елкою высокой,
    Видит, белочка при всех
    Золотой грызет орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает,
    Кучки равные кладет,
    И с присвисточкой поет
    При честном при всем народе:

  • Slide15

    Слайд 15

    Во саду ли, в огороде.
    Изумился князь Гвидон.
    „Ну, спасибо, — молвил он: —
    Ай да лебедь — дай ей боже,
    Что и мне, веселье то же“.
    Князь для белочки потом
    Выстроил хрустальный дом,
    Караул к нему приставил
    И притом дьяка заставил
    Строгий счет орехам весть.
    Князю прибыль, белке честь.
    Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их и кормит и поит
    И ответ держать велит:
    „Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет,
    Торговали мы конями,
    Всё донскими жеребцами,
    А теперь нам вышел срок —
    И лежит нам путь далек:
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана…“
    Говорит им князь тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану;
    Да скажите: князь Гвидон
    Шлет царю-де свой поклон“.

  • Slide16

    Слайд 16

    Гости князю поклонились,Вышли вон и в путь пустились.К морю князь — а лебедь тамУж гуляет по волнам.
    Молит князь: душа-де просит,
    Так и тянет и уносит…
    Вот опять она его
    Вмиг обрызгала всего:
    В муху князь оборотился,
    Полетел и опустился
    Между моря и небес
    На корабль — и в щель залез.
    Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,В царство славного Салтана —
    И желанная страна
    Вот уж издали видна;
    Вот на берег вышли гости;
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце,
    С грустной думой на лице.
    А ткачиха с Бабарихой
    Да с кривою поварихой
    Около царя сидят,
    Злыми жабами глядят.

  • Slide17

    Слайд 17

    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем, иль худо,
    И какое в свете чудо?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо;
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит.
    С златоглавыми церквами,
    С теремами да садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая!
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Слуги белку стерегут,
    Служат ей прислугой разной —
    И приставлен дьяк приказный
    Строгий счет орехам весть;
    Отдает ей войско честь;
    Из скорлупок льют монету,
    Да пускают в ход по свету;
    Девки сыплют изумруд
    В кладовые, да подспуд;
    Все в том острове богаты,
    Изоб нет, везде палаты;
    А сидит в нем князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон“.

  • Slide18

    Слайд 18

    Царь Салтан дивится чуду.
    „Если только жив я буду,
    Чудный остров навещу,
    У Гвидона погощу“.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Не хотят его пустить
    Чудный остров навестить.
    Усмехнувшись исподтиха,
    Говорит царю ткачиха:
    „Что тут дивного? ну, вот!
    Белка камушки грызет,
    Мечет золото и в груды
    Загребает изумруды;
    Этим нас не удивишь,
    Правду ль, нет ли говоришь.
    В свете есть иное диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Разольется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор,
    Это диво, так уж диво,
    Можно молвить справедливо!“
    Гости умные молчат,
    Спорить с нею не хотят.
    Диву царь Салтан дивится,
    А Гвидон-то злится, злится….
    Зажужжал он и как раз
    Тетке сел на левый глаз,

  • Slide19

    Слайд 19

    И ткачиха побледнела:
    „Ай!“ и тут же окривела;
    Все кричат: „Лови, лови,
    Да дави ее, дави….
    Вот ужо! постой немножко,
    Погоди….“ А князь в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море прилетел.

    Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный!
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает —
    Диво б дивное хотел
    Перенесть я в мой удел“.
    — „А какое ж это диво?“
    — „Где-то вздуется бурливо
    Окиян, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор“.
    Князю лебедь отвечает:
    „Вот что, князь, тебя смущает?
    Не тужи, душа моя,
    Это чудо знаю я.
    Эти витязи морские
    Мне ведь братья все родные.
    Не печалься же, ступай,
    В гости братцев поджидай“.

  • Slide20

    Слайд 20

    Князь пошел, забывши горе,Сел на башню, и на мореСтал глядеть он; море вдругВсколыхалося вокруг,
    Расплескалось в шумном беге
    И оставило на бреге
    Тридцать три богатыря;
    В чешуе, как жар горя,
    Идут витязи четами,
    И блистая сединами
    Дядька впереди идет
    И ко граду их ведет.
    С башни князь Гвидон сбегает,
    Дорогих гостей встречает;
    Второпях народ бежит;
    Дядька князю говорит:
    „Лебедь нас к тебе послала
    И наказом наказала
    Славный город твой хранить
    И дозором обходить.
    Мы отныне ежеденно
    Вместе будем непременно
    У высоких стен твоих
    Выходить из вод морских,
    Так увидимся мы вскоре,
    А теперь пора нам в море;
    Тяжек воздух нам земли“.
    Все потом домой ушли.
    Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости.
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их и кормит и поит
    И ответ держать велит:

  • Slide21

    Слайд 21

    „Чем вы, гости, торг ведете?
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    Торговали мы булатом,
    Чистым серебром и златом,
    И теперь нам вышел срок;
    А лежит нам путь далек,
    Мимо острова Буяна
    В царство славного Салтана“.
    Говорит им князь тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану.
    Да скажите ж: князь Гвидон
    Шлет-де свой царю поклон“.

    Гости князю поклонились.Вышли вон и в путь пустились.К морю князь, а лебедь тамУж гуляет по волнам.
    Князь опять: душа-де просит…
    Так и тянет и уносит…
    И опять она его
    Вмиг обрызгала всего.
    Тут он очень уменьшился,
    Шмелем князь оборотился,
    Полетел и зажужжал;
    Судно на море догнал,
    Потихоньку опустился
    На корму — и в щель забился.

  • Slide22

    Слайд 22

    Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,В царство славного Салтана,
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости.
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит, весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце,
    С грустной думой на лице.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Около царя сидят —
    Четырьмя все три глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем иль худо?
    И какое в свете чудо?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо;
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    Каждый день идет там диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге —
    И останутся на бреге
    Тридцать три богатыря,
    В чешуе златой горя,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,

  • Slide23

    Слайд 23

    Все равны, как на подбор;
    Старый дядька Черномор
    С ними из моря выходит
    И попарно их выводит,
    Чтобы остров тот хранить
    И дозором обходить —
    И той стражи нет надежней,
    Ни храбрее, ни прилежней.
    А сидит там князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон“.
    Царь Салтан дивится чуду.
    „Коли жив я только буду,
    Чудный остров навещу
    И у князя погощу“.
    Повариха и ткачиха
    Ни гугу — но Бабариха
    Усмехнувшись говорит:
    „Кто нас этим удивит?
    Люди из моря выходят
    И себе дозором бродят!
    Правду ль бают или лгут,
    Дива я не вижу тут.
    В свете есть такие ль дива?
    Вот идет молва правдива:
    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть;
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава,
    Выплывает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
    Молвить можно справедливо,
    Это диво, так уж диво“.

  • Slide24

    Слайд 24

    Гости умные молчат:
    Спорить с бабой не хотят.
    Чуду царь Салтан дивится —
    А царевич хоть и злится,
    Но жалеет он очей
    Старой бабушки своей;
    Он над ней жужжит, кружится —
    Прямо на нос к ней садится
    Нос ужалил богатырь;
    На носу вскочил волдырь.
    И опять пошла тревога:
    „Помогите, ради бога!
    Караул! лови, лови,
    Да дави его, дави….
    Вот ужо! пожди немножко,
    Погоди!…“ А шмель в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море полетел.
    Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает:
    Люди женятся; гляжу,
    Неженат лишь я хожу“.
    — „А кого же на примете
    Ты имеешь?“ — „Да на свете,
    Говорят, царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть.
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает —
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    Сладку речь-то говорит,
    Будто реченька журчит.
    Только, полно, правда ль это?“
    Князь со страхом ждет ответа.

  • Slide25

    Слайд 25

    Лебедь белая молчит
    И подумав говорит:
    „Да! такая есть девица.
    Но жена не рукавица:
    С белой ручки не стряхнешь,
    Да за пояс не заткнешь.
    Услужу тебе советом —
    Слушай: обо всем об этом
    Пораздумай ты путем,
    Не раскаяться б потом“.
    Князь пред нею стал божиться,
    Что пора ему жениться,
    Что об этом обо всем
    Передумал он путем;
    Что готов душою страстной
    За царевною прекрасной
    Он пешком итти отсель.
    Хоть за тридевять земель.
    Лебедь тут, вздохнув глубоко,
    Молвила: „Зачем далёко?
    Знай, близка судьба твоя,
    Ведь царевна эта — я“.
    Тут она, взмахнув крылами,
    Полетела над волнами
    И на берег с высоты
    Опустилася в кусты,
    Встрепенулась, отряхнулась
    И царевной обернулась:
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
    Князь царевну обнимает,
    К белой груди прижимает
    И ведет ее скорей
    К милой матушке своей.
    Князь ей в ноги, умоляя:
    „Государыня-родная!

  • Slide26

    Слайд 26

    Выбрал я жену себе,
    Дочь послушную тебе.
    Просим оба разрешенья,
    Твоего благословенья:
    Ты детей благослови
    Жить в совете и любви“.
    Над главою их покорной
    Мать с иконой чудотворной
    Слезы льет и говорит:
    „Бог вас, дети, наградит“.
    Князь не долго собирался,
    На царевне обвенчался;
    Стали жить да поживать,
    Да приплода поджидать.
    Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости.
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Он их кормит и поит
    И ответ держать велит:
    „Чем вы, гости, торг ведете,
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет,
    Торговали мы не даром
    Неуказанным товаром;
    А лежит нам путь далек:
    Восвояси на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана“.

  • Slide27

    Слайд 27

    Князь им вымолвил тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану;
    Да напомните ему,
    Государю своему:
    К нам он в гости обещался,
    А доселе не собрался —
    Шлю ему я свой поклон“.
    Гости в путь, а князь Гвидон
    Дома на сей раз остался
    И с женою не расстался.
    Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,К царству славного Салтана,
    И знакомая страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости.
    Царь Салтан зовет их в гости.
    Гости видят: во дворце
    Царь сидит в своем венце,
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Около царя сидят,
    Четырьмя все три глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем, иль худо?
    И какое в свете чудо?“

  • Slide28

    Слайд 28

    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо,
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка в нем живет ручная,
    Да чудесница какая!
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет;
    А орешки не простые,
    Скорлупы-то золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Белку холят, берегут.
    Там еще другое диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор —
    С ними дядька Черномор.
    И той стражи нет надежней,
    Ни храбрее, ни прилежней.
    А у князя женка есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает;
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    Князь Гвидон тот город правит,
    Всяк его усердно славит;
    Он прислал тебе поклон,
    Да тебе пеняет он:
    К нам-де в гости обещался
    А доселе не собрался“.

  • Slide29

    Слайд 29

    Тут уж царь не утерпел,Снарядить он флот велел.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,
    Не хотят царя пустить
    Чудный остров навестить.
    Но Салтан им не внимает
    И как раз их унимает:
    „Что я? царь или дитя? —
    Говорит он не шутя: —
    Нынче ж еду!“ — Тут он топнул,
    Вышел вон и дверью хлопнул.
    Под окном Гвидон сидит,Молча на море глядит:Не шумит оно, не хлещет,Лишь едва, едва трепещет,
    И в лазоревой дали
    Показались корабли:
    По равнинам окияна
    Едет флот царя Салтана.
    Князь Гвидон тогда вскочил,
    Громогласно возопил:
    „Матушка моя родная!
    Ты, княгиня молодая!
    Посмотрите вы туда:
    Едет батюшка сюда“.
    Флот уж к острову подходит.
    Князь Гвидон трубу наводит:
    Царь на палубе стоит
    И в трубу на них глядит;
    С ним ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой;
    Удивляются оне
    Незнакомой стороне.
    Разом пушки запалили;
    В колокольнях зазвонили;
    К морю сам идет Гвидон;
    Там царя встречает он
    С поварихой и ткачихой,
    С сватьей бабой Бабарихой;
    В город он повел царя,
    Ничего не говоря.

  • Slide30

    Слайд 30

    Все теперь идут в палаты;У ворот блистают латы,И стоят в глазах царяТридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Царь ступил на двор широкой:
    Там под елкою высокой
    Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет,
    Изумрудец вынимает
    И в мешечек опускает;
    И засеян двор большой
    Золотою скорлупой.
    Гости дале — торопливо
    Смотрят — что ж? княгиня-диво:
    Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава,
    И свекровь свою ведет.
    Царь глядит — и узнает…
    В нем взыграло ретивое!
    „Что я вижу? что такое?
    Как!“ — и дух в нем занялся…
    Царь слезами залился,
    Обнимает он царицу
    И сынка и молодицу,
    И садятся все за стол;
    И веселый пир пошел.

  • Slide31

    Слайд 31

    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Разбежались по углам;
    Их нашли насилу там.
    Тут во всем они признались,
    Повинились, разрыдались;
    Царь для радости такой
    Отпустил всех трех домой.
    День прошел — царя Салтана
    Уложили спать вполпьяна.
    Я там был; мед, пиво пил —
    И усы лишь обмочил.

  • Slide32

  • Slide33

  • Slide34

  • Slide35

    Слайд 35

    Источники

    http://www.screen.ru/school/pushkintales/PageBilibin.htm
    http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/Pushkin_illustrazii.htm
    http://blogs.privet.ru/community/Skazkoved/47392714
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5
    http://www.skaz-pushkina.ru/cs_1.html

  • Slide36

    Слайд 36

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Презентация по родному русскому языку 4 класс красна сказка складом а песня ладом
  • Презентация по сказке погорельского черная курица или подземные жители 5 класс
  • Презентация на тему виды сказок 3 класс
  • Презентация математика в сказках для дошкольников
  • Презентация на тему моя любимая русская народная сказка 5 класс