Презентация пушкин сказка о царе салтане 3 класс школа 21 века

Слайд 1. тема: а.с.пушкин сказка о царе салтане. задачи урока: используя литературные термины жанр, сюжет, композиция продолжить тренировать навык работы

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

  • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
  • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

— Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Кого – к миру зла?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

5. Зло наказано.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Слайд 38. Спасибо за урок!

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Сказка о царе 
Салтане…

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Исследование
Гипотеза:
народной». 
С. Я. Маршак «Пушкинская сказка – 
прямая наследница сказки 
Нам предстоит доказать, что это так, 
или опровергнуть

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

это волшебная литературная сказка
Какие жанровые особенности вы можете 
назвать?
Троекратные повторы, 
волшебство и волшебные предметы, 
приключения, 
конфликт, 
борьба добра и зла, 
зачин, 
концовка.

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Что характерно для русских сказок?
 Троекратные повторы
 Зачин (В некотором..)
 Концовка (И я там был..)
 Иван­царевич, Иван­..
 Марья царевна, Марья­
искусница, Василиса …
 Кощей …, Баба …,  ….

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Что характерно для 
 Эпитет – определение, прибавляемое к названию 
русских сказок?
предмета для большей изобразительности
 «Терем высокий»
 «Земля сырая»
 Устойчивые эпитеты:
 «Близко ли, далеко ли»
  «Долго ли, коротко ли»
  «Я там был, мёд, пиво пил»
 пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну 
голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером 
описать; скоро сказка сказывается, да не скоро 
дело делается; долго ли, коротко ли…

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Анализ сказки
Какими словами начинается сказка А. С. 
Пушкина?
Что говорили девицы?
Можно ли это считать троекратным 
повтором?
Какие повторы вы еще помните?

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Гвидон три раза превращался в насекомое

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить 
справедливо!»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий 
затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама­то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь­то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно 
справедливо,
Это диво, так уж диво»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Эпитеты в сказке:
• клёв кровавый, 
• лебедь белая, 
• князь ты мой прекрасный, 
• гости­господа, 
• к царству славного Салтана, 
• желанная страна…

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Устойчивые выражения:
• – «Ветер по морю гуляет…».
• – «Грусть­тоска меня съедает…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

А. С. Пушкин ввел в сказку народную 
речь. Как вы это понимаете? Приведите 
свои примеры
• «И пустили в окиян…»
• «За морем житьё не худо…»
• «Распроклятая ты мошка…»
• Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь
• Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Мужской образ
• Князь Гвидон, какой он?

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Женский образ

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Сравните отрывок из записи, сделанной 
А. Пушкиным со слов няни, и 
окончательный текст сказки. Сделайте 
вывод
• «…Узнав, что едут они к Салтану 
Салтановичу, турецкому государю, 
обратился царевич в муху и полетел вслед 
за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не 
дается. Гости­корабельщики рассказывают 
царю о новом государстве. «Ах, – говорит 
царь, – поеду посмотреть на чудо». «Что за 
чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у 
моря­лукоморья стоит дуб, а на том дубе 
золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Мы провели огромную исследовательскую 
работу, наш урок подходит к концу. К 
какому же выводу мы пришли?
Гипотеза:
С. Я. Маршак «Пушкинская сказка – 
прямая наследница сказки народной».

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Итог урока:
– Как вы думаете, что первоначально: 
народная сказка или авторская?
– Как называется такой сюжет? 
(Бродячий.)
– Что же отличает авторскую сказку? 
(Имена, стихотворная форма.)

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Домашнее задание:
• написать мини­сочинение на тему 
«Чему учат главные герои 
сказки»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

• Автор шаблона:
• Ранько Елена Алексеевна

  • Скачать презентацию (7.29 Мб)


  • 2868 загрузок

  • 4.3 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Данная презентация является изложением сказки А.С.Пушкина в слайдах. Основная задача проведения урока литературы в младших классах это привлечение и последующее удержание внимания учащихся, активизация их мыслительной деятельности, развитие воображения и фантазии. Для достижения цели требуется создание соответствующей психологической и эмоциональной установки. В предлагаемом материале нет ничего мотивирующего детей к учебной деятельности, заставляющего задуматься, пробудить желание к чтению.

18.11.17 04:38

ninapraht@mail.ru

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 2-4 класса на тему «Сказка о царе Салтане» по литературе. Состоит из 36 слайдов. Размер файла 7.29 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    36

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сказка о царе Салтане

    Слайд 1

    А.С. Пушкин

    «Сказка о царе Салтане,
    о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче
    и о прекрасной царевне Лебеди»

  • Slide2

    Слайд 2

  • Slide3

    Слайд 3

    История сказки

    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году.
    Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
    «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.
    «Сказка о царе Салтане» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

  • Slide4

    Слайд 4

    Три девицы под окномПряли поздно вечерком.„Кабы я была царица, —Говорит одна девица, —
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир“.
    „Кабы я была царица, —
    Говорит ее сестрица, —
    Наткала я полотна“.
    „Кабы я была царица, —
    Третья молвила сестрица, —
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря“.
    Только вымолвить успела,Дверь тихонько заскрыпела,И в светлицу входит царь,Стороны той государь.
    Во всё время разговора
    Он стоял позадь забора;
    Речь последней по всему
    Полюбилася ему.
    „Здравствуй, красная девица, —
    Говорит он, — будь царица
    И роди богатыря
    Мне к исходу сентября.
    Вы ж, голубушки-сестрицы,
    Выбирайтесь из светлицы,
    Поезжайте вслед за мной,
    То на весь бы мир одна
    Вслед за мной и за сестрой:
    Будь одна из вас ткачиха,
    А другая повариха“.

  • Slide5

    Слайд 5

    В сени вышел царь-отец.Все пустились во дворец.Царь недолго собирался:В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой;
    А потом честные гости
    На кровать слоновой кости
    Положили молодых
    И оставили одних.
    В кухне злится повариха,
    Плачет у станка ткачиха,
    И завидуют оне
    Государевой жене.
    А царица молодая,
    Дела вдаль не отлагая,
    С первой ночи понесла.
    В те-поры война была.Царь Салтан, с женой простяся,На добра-коня садяся,Ей наказывал себя
    Поберечь, его любя.
    Между тем, как он далёко
    Бьется долго и жестоко,
    Наступает срок родин;
    Сына бог им дал в аршин,
    И царица над ребенком
    Как орлица над орленком;
    Шлет с письмом она гонца,
    Чтоб обрадовать отца.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Извести ее хотят,
    Перенять гонца велят;
    Сами шлют гонца другого
    Вот с чем от слова до слова:
    „Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку,
    А неведому зверюшку“.

  • Slide6

    Слайд 6

    Как услышал царь-отец,Что донес ему гонец,В гневе начал он чудеситьИ гонца хотел повесить;
    Но, смягчившись на сей раз,
    Дал гонцу такой приказ:
    „Ждать царева возвращенья
    Для законного решенья“.
    Едет с грамотой гонец,И приехал наконец.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,
    Обобрать его велят;
    Допьяна гонца поят
    И в суму его пустую
    Суют грамоту другую —
    И привез гонец хмельной
    В тот же день приказ такой:
    „Царь велит своим боярам,
    Времени не тратя даром,
    И царицу и приплод
    Тайно бросить в бездну вод“.
    Делать нечего: бояре,
    Потужив о государе
    И царице молодой,
    В спальню к ней пришли толпой.
    Объявили царску волю —
    Ей и сыну злую долю,
    Прочитали вслух указ,
    И царицу в тот же час
    В бочку с сыном посадили,
    Засмолили, покатили
    И пустили в Окиян —
    Так велел-де царь Салтан.

  • Slide7

    Слайд 7

    В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьется в ней царица;
    И растет ребенок там
    Не по дням, а по часам.
    День прошел, царица вопит…
    А дитя волну торопит:
    „Ты, волна моя, волна!
    Ты гульлива и вольна;
    Плещешь ты, куда захочешь,
    Ты морские камни точишь,
    Топишь берег ты земли,
    Подымаешь корабли —
    Не губи ты нашу душу:
    Выплесни ты нас на сушу!“
    И послушалась волна:
    Тут же на берег она
    Бочку вынесла легонько
    И отхлынула тихонько.
    Мать с младенцем спасена;
    Землю чувствует она.
    Но из бочки кто их вынет?
    Бог не уж то их покинет?
    Сын на ножки поднялся,
    В дно головкой уперся,
    Понатужился немножко:

  • Slide8

    Слайд 8

    „Как бы здесь на двор окошко
    Нам проделать?“ — молвил он,
    Вышиб дно и вышел вон.
    Мать и сын теперь на воле;Видят холм в широком поле,Море синее кругом,Дуб зеленый над холмом.
    Сын подумал: добрый ужин
    Был бы нам однако нужен.
    Ломит он у дуба сук
    И в тугой сгибает лук,
    Со креста снурок шелковый
    Натянул на лук дубовый,
    Тонку тросточку сломил,
    Стрелкой легкой завострил
    И пошел на край долины
    У моря искать дичины.
    морю лишь подходит он,Вот и слышит будто стон…Видно на´ море не тихо;Смотрит — видит дело лихо:
    Бьется лебедь средь зыбей,
    Коршун носится над ней;
    Та бедняжка так и плещет,
    Воду вкруг мутит и хлещет…
    Тот уж когти распустил,
    Клёв кровавый навострил…
    Но как раз стрела запела,
    В шею коршуна задела —
    Коршун в море кровь пролил,
    Лук царевич опустил;
    Смотрит: коршун в море тонет

  • Slide9

    Слайд 9

    И не птичьим криком стонет,
    Лебедь около плывет,
    Злого коршуна клюет,
    Гибель близкую торопит,
    Бьет крылом и в море топит —
    И царевичу потом
    Молвит русским языком:
    „Ты, царевич, мой спаситель,
    Мой могучий избавитель,
    Не тужи, что за меня
    Есть не будешь ты три дня,
    Что стрела пропала в море;
    Это горе — всё не горе.
    Отплачу тебе добром,
    Сослужу тебе потом:
    Ты не лебедь ведь избавил,
    Девицу в живых оставил;
    Ты не коршуна убил,
    Чародея подстрелил.
    Ввек тебя я не забуду:
    Ты найдешь меня повсюду,
    А теперь ты воротись,
    Не горюй и спать ложись“.
    Улетела лебедь-птица,А царевич и царица,Целый день проведши так,Лечь решились на тощак. —
    Вот открыл царевич очи;
    Отрясая грезы ночи
    И дивясь, перед собой
    Видит город он большой,
    Стены с частыми зубцами,
    И за белыми стенами
    Блещут маковки церквей
    И святых монастырей. —
    Он скорей царицу будит;
    Та как ахнет!… „То ли будет? —
    Говорит он, — вижу я:
    Лебедь тешится моя“.

  • Slide10

    Слайд 10

    Мать и сын идут ко граду.
    Лишь ступили за ограду,
    Оглушительный трезвон
    Поднялся со всех сторон:
    К ним народ навстречу валит,
    Хор церковный бога хвалит;
    В колымагах золотых
    Пышный двор встречает их;
    Все их громко величают
    И царевича венчают
    Княжей шапкой, и главой
    Возглашают над собой —
    И среди своей столицы,
    С разрешения царицы,
    В тот же день стал княжить он
    И нарекся: князь Гвидон.
    Ветер на море гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.
    Корабельщики дивятся,
    На кораблике толпятся,
    На знакомом острову
    Чудо видят наяву:
    Город новый златоглавый,
    Пристань с крепкою заставой —
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовет их в гости,

  • Slide11

    Слайд 11

    Их он кормит и поит
    И ответ держать велит:
    „Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет,
    Торговали соболями,
    Чернобурыми лисами;
    А теперь нам вышел срок,
    Едем прямо на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана…“
    Князь им вымолвил тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану;
    От меня ему поклон“.
    Гости в путь, а князь Гвидон
    С берега душой печальной
    Провожает бег их дальный;
    Глядь — поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь печально отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает,
    Одолела молодца:
    Видеть я б хотел отца“.
    Лебедь князю: „Вот в чем горе!
    Ну, послушай: хочешь в море
    Полететь за кораблем?
    Будь же, князь, ты комаром“.
    И крылами замахала,
    Воду с шумом расплескала
    И обрызгала его
    С головы до ног — всего.
    Тут он в точку уменьшился,
    Комаром оборотился,
    Полетел и запищал,
    Судно на море догнал,
    Потихоньку опустился
    На корабль — и в щель забился.

  • Slide12

    Слайд 12

    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    К царству славного Салтана,
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.—
    Вот на берег вышли гости;
    Царь Салтан зовет их в гости;
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце
    С грустной думой на лице;
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Около царя сидят
    И в глаза ему глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем, иль худо?
    И какое в свете чудо?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо,
    В свете ж вот какое чудо:
    В море остров был крутой,
    Не привальный, не жилой;
    Он лежал пустой равниной;
    Рос на нем дубок единый;
    А теперь стоит на нем
    Новый город со дворцом,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами,
    А сидит в нем князь Гвидон;

  • Slide13

    Слайд 13

    Он прислал тебе поклон“.
    Царь Салтан дивится чуду;
    Молвит он: „Коль жив я буду,
    Чудный остров навещу,
    У Гвидона погощу“.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Не хотят его пустить
    Чудный остров навестить.
    „Уж диковинка, ну право, —
    Подмигнув другим лукаво,
    Повариха говорит: —
    Город у моря стоит!
    Знайте, вот что не безделка:
    Ель в лесу, под елью белка,
    Белка песенки поет
    И орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Вот что чудом-то зовут“.
    Чуду царь Салтан дивится,
    А комар-то злится, злится —
    И впился комар как раз
    Тетке прямо в правый глаз.
    Повариха побледнела,
    Обмерла и окривела.
    Слуги, сватья и сестра
    С криком ловят комара
    „Распроклятая ты мошка!
    Мы тебя!…“ А он в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море полетел.

  • Slide14

    Слайд 14

    Снова князь у моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает;
    Чудо чудное завесть
    Мне б хотелось. Где-то есть
    Ель в лесу, под елью белка;
    Диво, право, не безделка —
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Но, быть может, люди врут“.
    Князю лебедь отвечает:
    „Свет о белке правду бает;
    Это чудо знаю я;
    Полно, князь, душа моя,
    Не печалься; рада службу
    Оказать тебе я в дружбу“.
    С ободренною душой
    Князь пошел себе домой;
    Лишь ступил на двор широкой —
    Что ж? под елкою высокой,
    Видит, белочка при всех
    Золотой грызет орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает,
    Кучки равные кладет,
    И с присвисточкой поет
    При честном при всем народе:

  • Slide15

    Слайд 15

    Во саду ли, в огороде.
    Изумился князь Гвидон.
    „Ну, спасибо, — молвил он: —
    Ай да лебедь — дай ей боже,
    Что и мне, веселье то же“.
    Князь для белочки потом
    Выстроил хрустальный дом,
    Караул к нему приставил
    И притом дьяка заставил
    Строгий счет орехам весть.
    Князю прибыль, белке честь.
    Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их и кормит и поит
    И ответ держать велит:
    „Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет,
    Торговали мы конями,
    Всё донскими жеребцами,
    А теперь нам вышел срок —
    И лежит нам путь далек:
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана…“
    Говорит им князь тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану;
    Да скажите: князь Гвидон
    Шлет царю-де свой поклон“.

  • Slide16

    Слайд 16

    Гости князю поклонились,Вышли вон и в путь пустились.К морю князь — а лебедь тамУж гуляет по волнам.
    Молит князь: душа-де просит,
    Так и тянет и уносит…
    Вот опять она его
    Вмиг обрызгала всего:
    В муху князь оборотился,
    Полетел и опустился
    Между моря и небес
    На корабль — и в щель залез.
    Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,В царство славного Салтана —
    И желанная страна
    Вот уж издали видна;
    Вот на берег вышли гости;
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце,
    С грустной думой на лице.
    А ткачиха с Бабарихой
    Да с кривою поварихой
    Около царя сидят,
    Злыми жабами глядят.

  • Slide17

    Слайд 17

    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем, иль худо,
    И какое в свете чудо?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо;
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит.
    С златоглавыми церквами,
    С теремами да садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая!
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Слуги белку стерегут,
    Служат ей прислугой разной —
    И приставлен дьяк приказный
    Строгий счет орехам весть;
    Отдает ей войско честь;
    Из скорлупок льют монету,
    Да пускают в ход по свету;
    Девки сыплют изумруд
    В кладовые, да подспуд;
    Все в том острове богаты,
    Изоб нет, везде палаты;
    А сидит в нем князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон“.

  • Slide18

    Слайд 18

    Царь Салтан дивится чуду.
    „Если только жив я буду,
    Чудный остров навещу,
    У Гвидона погощу“.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Не хотят его пустить
    Чудный остров навестить.
    Усмехнувшись исподтиха,
    Говорит царю ткачиха:
    „Что тут дивного? ну, вот!
    Белка камушки грызет,
    Мечет золото и в груды
    Загребает изумруды;
    Этим нас не удивишь,
    Правду ль, нет ли говоришь.
    В свете есть иное диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Разольется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор,
    Это диво, так уж диво,
    Можно молвить справедливо!“
    Гости умные молчат,
    Спорить с нею не хотят.
    Диву царь Салтан дивится,
    А Гвидон-то злится, злится….
    Зажужжал он и как раз
    Тетке сел на левый глаз,

  • Slide19

    Слайд 19

    И ткачиха побледнела:
    „Ай!“ и тут же окривела;
    Все кричат: „Лови, лови,
    Да дави ее, дави….
    Вот ужо! постой немножко,
    Погоди….“ А князь в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море прилетел.

    Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный!
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает —
    Диво б дивное хотел
    Перенесть я в мой удел“.
    — „А какое ж это диво?“
    — „Где-то вздуется бурливо
    Окиян, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор“.
    Князю лебедь отвечает:
    „Вот что, князь, тебя смущает?
    Не тужи, душа моя,
    Это чудо знаю я.
    Эти витязи морские
    Мне ведь братья все родные.
    Не печалься же, ступай,
    В гости братцев поджидай“.

  • Slide20

    Слайд 20

    Князь пошел, забывши горе,Сел на башню, и на мореСтал глядеть он; море вдругВсколыхалося вокруг,
    Расплескалось в шумном беге
    И оставило на бреге
    Тридцать три богатыря;
    В чешуе, как жар горя,
    Идут витязи четами,
    И блистая сединами
    Дядька впереди идет
    И ко граду их ведет.
    С башни князь Гвидон сбегает,
    Дорогих гостей встречает;
    Второпях народ бежит;
    Дядька князю говорит:
    „Лебедь нас к тебе послала
    И наказом наказала
    Славный город твой хранить
    И дозором обходить.
    Мы отныне ежеденно
    Вместе будем непременно
    У высоких стен твоих
    Выходить из вод морских,
    Так увидимся мы вскоре,
    А теперь пора нам в море;
    Тяжек воздух нам земли“.
    Все потом домой ушли.
    Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости.
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их и кормит и поит
    И ответ держать велит:

  • Slide21

    Слайд 21

    „Чем вы, гости, торг ведете?
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    Торговали мы булатом,
    Чистым серебром и златом,
    И теперь нам вышел срок;
    А лежит нам путь далек,
    Мимо острова Буяна
    В царство славного Салтана“.
    Говорит им князь тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану.
    Да скажите ж: князь Гвидон
    Шлет-де свой царю поклон“.

    Гости князю поклонились.Вышли вон и в путь пустились.К морю князь, а лебедь тамУж гуляет по волнам.
    Князь опять: душа-де просит…
    Так и тянет и уносит…
    И опять она его
    Вмиг обрызгала всего.
    Тут он очень уменьшился,
    Шмелем князь оборотился,
    Полетел и зажужжал;
    Судно на море догнал,
    Потихоньку опустился
    На корму — и в щель забился.

  • Slide22

    Слайд 22

    Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,В царство славного Салтана,
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости.
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит, весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце,
    С грустной думой на лице.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Около царя сидят —
    Четырьмя все три глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем иль худо?
    И какое в свете чудо?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо;
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    Каждый день идет там диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге —
    И останутся на бреге
    Тридцать три богатыря,
    В чешуе златой горя,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,

  • Slide23

    Слайд 23

    Все равны, как на подбор;
    Старый дядька Черномор
    С ними из моря выходит
    И попарно их выводит,
    Чтобы остров тот хранить
    И дозором обходить —
    И той стражи нет надежней,
    Ни храбрее, ни прилежней.
    А сидит там князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон“.
    Царь Салтан дивится чуду.
    „Коли жив я только буду,
    Чудный остров навещу
    И у князя погощу“.
    Повариха и ткачиха
    Ни гугу — но Бабариха
    Усмехнувшись говорит:
    „Кто нас этим удивит?
    Люди из моря выходят
    И себе дозором бродят!
    Правду ль бают или лгут,
    Дива я не вижу тут.
    В свете есть такие ль дива?
    Вот идет молва правдива:
    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть;
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава,
    Выплывает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
    Молвить можно справедливо,
    Это диво, так уж диво“.

  • Slide24

    Слайд 24

    Гости умные молчат:
    Спорить с бабой не хотят.
    Чуду царь Салтан дивится —
    А царевич хоть и злится,
    Но жалеет он очей
    Старой бабушки своей;
    Он над ней жужжит, кружится —
    Прямо на нос к ней садится
    Нос ужалил богатырь;
    На носу вскочил волдырь.
    И опять пошла тревога:
    „Помогите, ради бога!
    Караул! лови, лови,
    Да дави его, дави….
    Вот ужо! пожди немножко,
    Погоди!…“ А шмель в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море полетел.
    Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
    „Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?“ —
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    „Грусть-тоска меня съедает:
    Люди женятся; гляжу,
    Неженат лишь я хожу“.
    — „А кого же на примете
    Ты имеешь?“ — „Да на свете,
    Говорят, царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть.
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает —
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    Сладку речь-то говорит,
    Будто реченька журчит.
    Только, полно, правда ль это?“
    Князь со страхом ждет ответа.

  • Slide25

    Слайд 25

    Лебедь белая молчит
    И подумав говорит:
    „Да! такая есть девица.
    Но жена не рукавица:
    С белой ручки не стряхнешь,
    Да за пояс не заткнешь.
    Услужу тебе советом —
    Слушай: обо всем об этом
    Пораздумай ты путем,
    Не раскаяться б потом“.
    Князь пред нею стал божиться,
    Что пора ему жениться,
    Что об этом обо всем
    Передумал он путем;
    Что готов душою страстной
    За царевною прекрасной
    Он пешком итти отсель.
    Хоть за тридевять земель.
    Лебедь тут, вздохнув глубоко,
    Молвила: „Зачем далёко?
    Знай, близка судьба твоя,
    Ведь царевна эта — я“.
    Тут она, взмахнув крылами,
    Полетела над волнами
    И на берег с высоты
    Опустилася в кусты,
    Встрепенулась, отряхнулась
    И царевной обернулась:
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
    Князь царевну обнимает,
    К белой груди прижимает
    И ведет ее скорей
    К милой матушке своей.
    Князь ей в ноги, умоляя:
    „Государыня-родная!

  • Slide26

    Слайд 26

    Выбрал я жену себе,
    Дочь послушную тебе.
    Просим оба разрешенья,
    Твоего благословенья:
    Ты детей благослови
    Жить в совете и любви“.
    Над главою их покорной
    Мать с иконой чудотворной
    Слезы льет и говорит:
    „Бог вас, дети, наградит“.
    Князь не долго собирался,
    На царевне обвенчался;
    Стали жить да поживать,
    Да приплода поджидать.
    Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости.
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Он их кормит и поит
    И ответ держать велит:
    „Чем вы, гости, торг ведете,
    И куда теперь плывете?“
    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет,
    Торговали мы не даром
    Неуказанным товаром;
    А лежит нам путь далек:
    Восвояси на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана“.

  • Slide27

    Слайд 27

    Князь им вымолвил тогда:
    „Добрый путь вам, господа,
    По морю по окияну
    К славному царю Салтану;
    Да напомните ему,
    Государю своему:
    К нам он в гости обещался,
    А доселе не собрался —
    Шлю ему я свой поклон“.
    Гости в путь, а князь Гвидон
    Дома на сей раз остался
    И с женою не расстался.
    Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,К царству славного Салтана,
    И знакомая страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости.
    Царь Салтан зовет их в гости.
    Гости видят: во дворце
    Царь сидит в своем венце,
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Около царя сидят,
    Четырьмя все три глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    „Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем, иль худо?
    И какое в свете чудо?“

  • Slide28

    Слайд 28

    Корабельщики в ответ:
    „Мы объехали весь свет;
    За морем житье нехудо,
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка в нем живет ручная,
    Да чудесница какая!
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет;
    А орешки не простые,
    Скорлупы-то золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Белку холят, берегут.
    Там еще другое диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор —
    С ними дядька Черномор.
    И той стражи нет надежней,
    Ни храбрее, ни прилежней.
    А у князя женка есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает;
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    Князь Гвидон тот город правит,
    Всяк его усердно славит;
    Он прислал тебе поклон,
    Да тебе пеняет он:
    К нам-де в гости обещался
    А доселе не собрался“.

  • Slide29

    Слайд 29

    Тут уж царь не утерпел,Снарядить он флот велел.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,
    Не хотят царя пустить
    Чудный остров навестить.
    Но Салтан им не внимает
    И как раз их унимает:
    „Что я? царь или дитя? —
    Говорит он не шутя: —
    Нынче ж еду!“ — Тут он топнул,
    Вышел вон и дверью хлопнул.
    Под окном Гвидон сидит,Молча на море глядит:Не шумит оно, не хлещет,Лишь едва, едва трепещет,
    И в лазоревой дали
    Показались корабли:
    По равнинам окияна
    Едет флот царя Салтана.
    Князь Гвидон тогда вскочил,
    Громогласно возопил:
    „Матушка моя родная!
    Ты, княгиня молодая!
    Посмотрите вы туда:
    Едет батюшка сюда“.
    Флот уж к острову подходит.
    Князь Гвидон трубу наводит:
    Царь на палубе стоит
    И в трубу на них глядит;
    С ним ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой;
    Удивляются оне
    Незнакомой стороне.
    Разом пушки запалили;
    В колокольнях зазвонили;
    К морю сам идет Гвидон;
    Там царя встречает он
    С поварихой и ткачихой,
    С сватьей бабой Бабарихой;
    В город он повел царя,
    Ничего не говоря.

  • Slide30

    Слайд 30

    Все теперь идут в палаты;У ворот блистают латы,И стоят в глазах царяТридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Царь ступил на двор широкой:
    Там под елкою высокой
    Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет,
    Изумрудец вынимает
    И в мешечек опускает;
    И засеян двор большой
    Золотою скорлупой.
    Гости дале — торопливо
    Смотрят — что ж? княгиня-диво:
    Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава,
    И свекровь свою ведет.
    Царь глядит — и узнает…
    В нем взыграло ретивое!
    „Что я вижу? что такое?
    Как!“ — и дух в нем занялся…
    Царь слезами залился,
    Обнимает он царицу
    И сынка и молодицу,
    И садятся все за стол;
    И веселый пир пошел.

  • Slide31

    Слайд 31

    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой,
    Разбежались по углам;
    Их нашли насилу там.
    Тут во всем они признались,
    Повинились, разрыдались;
    Царь для радости такой
    Отпустил всех трех домой.
    День прошел — царя Салтана
    Уложили спать вполпьяна.
    Я там был; мед, пиво пил —
    И усы лишь обмочил.

  • Slide32

  • Slide33

  • Slide34

  • Slide35

    Слайд 35

    Источники

    http://www.screen.ru/school/pushkintales/PageBilibin.htm
    http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/Pushkin_illustrazii.htm
    http://blogs.privet.ru/community/Skazkoved/47392714
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5
    http://www.skaz-pushkina.ru/cs_1.html

  • Slide36

    Слайд 36

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:

— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)

Сказка 
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной 
И
царевне
Лебеди

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

— Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседа (интервью)

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

— реализация построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового способа действия в речи;

— фиксация преодоления затруднения;

— уточнение общего характера нового знания;

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры слов.

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

Позадь забора (за забором)

К исходу сентября (к концу сентября)

Светлица (см. словарь Ожегова)

Сени (см. словарь Ожегова)

Красная девица (красивая)

— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

Слова из второго отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

  • Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

  • Что заставило Гвидона превратиться в комары?

  • Как наказал свою тетку Гвидон?

  • Осуждает ли автор своего героя?

  • Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

  • Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

  • О каком чуде рассказала повариха?

  • О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке

5. Физ. минутка.

(2 мин)

О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных героев сказки
Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.

Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

— Как относится автор к царю?

  • Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

  • Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(10 мин)

Цель:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Игра «Сказки перепутались»
Задание: найти строчки к подходящей сказке.

А

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
В

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Г

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Каждая команда получает карточку

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного на уроке; — оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

Дидактический материал
За островом Буяном.

Вспомни сказку А.С. Пушкина.

  1. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?

  2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

  3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

— Итог, награждение грамотами «За активное участие»

Чему учит сказка?

— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 100. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

— За работу на уроке оценки получают:

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

— Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Организация фиксирования нового знания

Награждение грамотами

Запись домашнего задания

Выставление оценок

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

  • Презентация по русскому языку 4 класс сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке
  • Презентация по литературному чтению 3 класс докучные сказки школа россии
  • Презентация по музыке 4 класс что за прелесть эти сказки три чуда критская
  • Презентация на тему сочинение описание помещения
  • Презентация пластов летом сочинение 5 класс картина