Презентация пролог к поэме руслан и людмила как собирательная картина народных сказок 5 класс фгос

Тема урока: .а. с. пушкин. пролог к поэме руслан и людмила как собирательная картина народных сказок 5 класс цели деятельности

Тема урока: «.А. С. Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок» (5 класс)

Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Какие народные и литературные сказки вы читали?

2. Чем отличается народная сказка от литературной?

Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский («Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский («Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А. Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д. Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.

II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина.

Сердце России — Москва была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца — Сергея Львовича — он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду. Его мать — Надежда Осиповна — была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого». Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в которой были полно подобраны и русские писатели ХVIII века, и западноевропейские классики ХVII века и ХVIII века. В доме отца будущий великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался литературой.

Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям».

Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам. Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».

На формирование характера и на умственное развитие ребенка большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда он попал в двенадцать лет.

Чтение художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились.

А. С. Пушкин — родоначальник русского литературного языка. Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной и плодотворной. Более 200 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.

Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».

А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит…

III. Чтение статьи о писателе (учебник, с. 91-92).

Вопросы и задания учебника 1, 2 – «Размышляем о прочитанном».

IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94).

V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей текста).

Вопросы и задания:

1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)

2. Словарная работа.

лукоморье чредой

неведомые (дорожки) мимоходом

невиданные (звери) пленяет

…и дол видений полны… темница

прихлынут над златом чахнет

брег песчаный …и мед я пил

витязь поведать

3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк.

1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и когда происходят события сказочного мира – время и место.)

2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.)

4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны конкретно:

1) Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину.

3) Какая должна быть интонация при чтении?

4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.)

5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и интонации торжественности, таинственности.)

Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной интонации.

Апофеозом всей картины пролога становится строчка:

Там русский дух… там Русью пахнет!

Учащиеся чувствуют серьезность сказанного автором, все перечисленные чудеса, возможно, страшат их, но шутник Пушкин торопится всех успокоить. Мягкая шутливая концовка дает возможность улыбнуться над прочитанным. Итак, черта подведена: пролог заканчивается так же, как и народная сказка. Учащимся предлагается найти нужную интонацию для прочтения концовки.

VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.

VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 94).

Рассматривание репродукции картины «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См. форзац учебника.)

Домашнее задание: пролог выучить наизусть; прочитать «Сказку о мертвой царевне…»

Цель урока: знакомство учащихся с историей создания пролога к поэме «Руслан и Людмила», с отношением поэта к устному народному творчеству; формирование умения анализировать лирическое произведение; совершенствование навыков выразительного чтения.

Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Слайд 1, 2

Рассматривание портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Слайд 3

Поэма имела громадный успех. Она раскупалась нарасхват.

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»».

Слайд 5

Зато критики, сторонники устарелых книжных теорий в искусстве, пришли от нее в ужас. В вольном обращении Пушкина с преданиями старины, в самом языке они увидели проявление недопустимых с их точки зрения демократических стремлений: «Обратите ваше внимание на новый ужасный предмет, возникающий посреди океана российской словесности».

В 1828 году Пушкин пишет пролог к поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на споры по поводу его поэмы, утверждающим, что и простонародное может быт

прекрасным. Одновременно пролог стал своего рода художественным исследованием волшебной сказки.

Слайд 6

II. Прослушивание учащимися пролога.

Слайд 7

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа — такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка).
  2. Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы прослушали вступление — пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа.

Слайд 8

Лукоморье — старинное народное название изогнутого морского берега. Берег, словно лук, изогнулся..

Слайд 9

Неведомые (дорожки) – незнакомые.

Слайд 10

Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.

Слайд 11

Брег песчаный — (устар.). То же, что и берег.

Слайд 12

Витязь – В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

Слайд 13

Чредой – (устар.). То же, что очередь.

Слайд 14

Пленяет – взять в плен.

Слайд 15

Темница – место заключения.

Слайд 16

Над златом чахнет – над золотом сохнет.

Дети объясняют с помощью учителя значение данных слов.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

Слайд 17

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает главное направление: «Там чудеса…». Словами там чудеса Пушкин указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота ее в чудесном).
  2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? (Есть).
    Найдите их в тексте, а затем еще раз внимательно прослушайте. Одинаково ли они читаются? (Зачин и концовка читаются с разной интонацией).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера зачина передается таинственной интонацией, а концовка читается с мягким юмором, так как заключительные слова пробуждают нас ото сна. Сказка кончилась, она такой же вымысел, как и те угощения, которые «отведал» рассказчик, средствами самой сказки Пушкин разомкнул тот чудесный мир, в который он ввел читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза, — мозаичность. Весь сказочный мир дробится на ярки кусочки. Маленькими отрывочками мы и будем читать текст, передавая таинственный мир сказки.

Слайд 18

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже на протяжении полутора веков привлекает внимание художников. Дайте название картинам словами из текста.

VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.

  1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая
    «У лукоморья… »? («Кощей Бессмертный», «Марья Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие).
  2. Какие сказки А.С.Пушкина, сохранившие художественные особенные особенности русских народных сказок вы помните?
    («Сказка о золотом петушке; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде».

IX. Викторина по сказкам Пушкина (Приложение 1).

Х. Д/3 Выучить наизусть пролог.

План урока:

Краткий рассказ о начальном периоде творчества Пушкина

Близость пролога к фольклорным мотивам

Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»

Своеобразие сказочного мира поэмы А.С. Пушкина

Краткий рассказ о начальном периоде творчества Пушкина

История создания поэмы «Руслан и Людмила»

6 июня 1799 г. в Москве в семье отставного майора С.Л. Пушкина родился второй ребенок – сын Александр. Всего в семье было трое детей. Родители уделяли большое внимание хорошим манерам у детей, поэтому воспитанием и обучением занимались постоянно сменяющиеся французские гувернеры. Маленький Александр прекрасно говорил и читал на французском языке. В его распоряжении была богатая библиотека отца, благодаря которой мальчик прочитал почти всех русских и зарубежных авторов. Обладая необыкновенной памятью, знал все прочитанное почти наизусть. В доме царила творческая атмосфера, в гостях часто бывали известные литераторы, глава семейства Сергей Львович писал довольно остроумные французские стихи. Очень рано исам Александр принялся за сочинительство. Его первыми поэтическими опытами были эпиграммы на французском языке.

Зимы семейство Пушкиных проводило в Москве, а летом уезжало в село Захарово, подмосковное имение бабушки по матери, Марии Алексеевны. Пушкин провел несколько детских лет в этом имении. Деревенские впечатления детства глубоко запали в душу будущего поэта. Влияние Марии Алексеевны стало противовесом тому французскому воспитанию, которое ее внуки получали дома. Она обучала Александра и его старшую сестру Ольгу первоначальной русской грамоте. Особенно запомнились будущему поэту рассказы бабушки о старине, семейные предания, сказки, которые она ему читала. Он сам вспоминал, как любил бродить по лугам, воображал себя богатырем, сбивая палкой головки репейников.

Невольно на формирование личности будущего поэта оказала крепостная крестьянка, неграмотная няня Арина Родионовна, которая была, по словам сестры Пушкина Ольги, талантливой рассказчицей,«мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками». Сказки, которые няня рассказывала мальчику на ночь, Пушкин помнил всю жизнь. В тетрадях поэта сохранилось семь сказок, записанных со слов Арины Родионовны.

Когда Александру исполнилось 12 лет, дядя Василий Львович отвез его в Петербург для поступления в лицей, только что открытое учебное заведение нового типа в Царском селе. Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из 2 курсов: «начальный» (гимназический) и «окончательный» (университетский). Всего в лицей, который был торжественно открыт 19 октября 1811 г., было принято 30 мальчиков. Основной задачей лицея была подготовка высокообразованных людей для государственной службы. Условия обучения были строгими: воспитанники жили в лицее круглый год, не отпускались домой даже на каникулы.

Большинство лицеистов были одаренными людьми, среди них были поэты, художники, музыканты. Воспитанники выпускали рукописные журналы, для которых всегда находились добровольные сотрудники. С 1814 г. произведения лицеистских поэтов, в том числе и Пушкина, стали появляться в этих журналах. Первым же печатным произведением Пушкина стало послание «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в июле 1814 г. под псевдонимом.

После окончания начального курса в январе 1815 г. состоялся публичный экзамен, на который был приглашен патриарх[1] русской поэзии Г.Р. Державин. Пушкин читал на экзамене свои стихи «Воспоминания в Царском селе». Державин был восхищен, хотел обнять молодого поэта, но сконфуженный Пушкин убежал. После этого триумфа[2] Пушкин стал уже признанным поэтом. Стихотворение, прочитанное на экзамене, было опубликовано в журнале «Российский Музеум», под ним было впервые поставлено имя автора.

На основе слияния двух истоков вырос талант Пушкина. Захарово и Царское село оставили отпечаток на мировоззрении юного поэта. Захарово сроднило его с деревенской, народной стихией. Царскосельский лицей познакомил с мировой культурой и передовыми общественными идеями. В 1817 г. Пушкин по окончании учебного заведения был зачислен на службу коллежским секретарем в ведомство иностранных дел.

pushkin

Прожив шесть лет лицеистским затворником, Пушкин попал в Петербург, где кипела литературная, политическая и театральная жизнь, полная развлечений. Молодой поэт сам назвал свою жизнь того времени «рассеянной». Но при внешнем легкомысленном времяпрепровождении, местом творчества Пушкина стала тесная комнатка в квартире родителей у Калинкина моста:там он ни на один день не прерывал поэтической работы, в том числе и над созданием поэмы «Руслан и Людмила».

Пушкин, будучи еще лицеистом, обдумывал создание сказочной поэмы про русских богатырей и делал первые черновые наброски. Подстегнуло написание поэмы появление зимой 1818 г. первых томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Оттуда были заимствованы некоторые исторические подробности времен правления князя Владимира, а значит, определено время и место действия: X век, стольный град Киевской Руси и его окрестности. Также из исторического источника позаимствованы имена соперников Руслана. Весной 1819 г. Пушкин схватил сильную лихорадку, выздоровев, на лето отправился в село Михайловское. Вернувшись осенью в Петербург, он привез уже пять песен поэмы, весной 1820 г. поэма была завершена. Пушкину было всего 20 лет. Начатая как шаловливая сказка, поэма к завершению становилась все серьезнее: 6 песня похожа уже на настоящую историческую поэму, свидетельствуя о зрелости ума и возмужании автора.

Весной 1820 г. поэму стали публиковать частями в журнале «Сын Отечества». Отдельным изданием она была напечатана в мае 1820 г. уже после отъезда Пушкина в южные губернии, куда он был отправлен в ссылку Александром I за то, что «наводнил всю Россию возмутительными стихами». Хотя в критике и появились негативные отзывы на поэму, большинство читающей публики ее восприняло с интересом, к Пушкину пришла всеобщая слава. Появление поэмы «Руслан и Людмила»стало вторым литературным триумфом поэта после лицейского экзамена, когда он читал свое стихотворение в присутствии Державина.

Пушкинская поэма-сказка стала событием огромного значения, благодаря ей в дворянскую литературу влилась свежая струя народной поэзии. Это была первая законченная поэма Пушкина, на создание которой его вдохновили народные сказки и древнерусские былины. Подобных произведений в отечественной литературе еще не было: Пушкин создал поэму в духе романтизма, который у него стал не мечтательным и созерцательным, как у иных последователей русского романтизма, а живым, шаловливо-насмешливым,с добродушной иронией. Превосходство Пушкина было признано творческим наставником юного поэта В.А. Жуковским, который преподнес ему свой портрет в день окончания поэмы, указав дату: «1820 г. марта 26». В 1828 г. Пушкиным было подготовлено второе издание поэмы, добавлены посвящение и пролог[3] «У лукоморья…»

Близость пролога к фольклорным мотивам

Поэма как панорама образов и сюжетов народных сказок и славянской мифологии

В поэме Пушкин открывает мир древней языческой славянской мифологии. В языческих мифах отражены два мира: реальный (свой, понятный и нестрашный) и потусторонний (чужой, непонятный, населенный темными силами, злыми духами: оборотнями, лешими, водяными, ведьмами и прочей нечистью). В древних мифах встреча с потусторонним миром предвещала гибель человеку. В сказках, которые как фольклорный жанр зародились на основе мифологии, герои из реального мира вступали в борьбу с потусторонними силами и всегда побеждали.

В прологе поэмы представлена собранная из сказочных фрагментов картина таинственного волшебного мира, образы узнаваемы по русским народным сказкам. Перед основным сюжетом дано представление о мифологическом крае – Лукоморье, где ученый кот, живущий на дубе, поведал автору сказку. Слово «лукоморье» в древнерусском языке означало излучину, изгиб побережья, морскую бухту. Упоминание Лукоморья как реального места встречалось в русских летописях. В сказках это место считалось пограничным пространством, находящимся между реальным миром и мифологическим, сказочным миром.

lukomorie

Сказочный дуб – «древо жизни», символ многовековых представлений, корни которых уходят в древность. Образ дуба восходит к культовым ритуалам славянского язычества, он упоминается в народных заговорах. У ученого кота в славянской мифологии есть прообраз – кот Баюн. Имя мифологического кота восходит к глаголу «баять» — говорить.Как в воззрениях наших предков, кот «ученый» в поэме наделен даром петь песни и рассказывать сказки. Образы Лукоморья, дуба и кота взяты Пушкиным из сказки «Чудесные дети», которую поведала ему няня.

Мифологическими являются образы лешего и русалки. Необычным кажется образ сидящей на ветвях русалки, ведь в нашем представлении эти существа с рыбьим хвостом обитают в водоемах. Но в славянской мифологии русалки любили развлекаться, покачиваясь на ветвях деревьев, заманивая своим смехом путников. Образы тридцати витязей навеяны сказкой «Чудесные дети». Эпизод про королевича, пленяющего грозного царя, пришел из «Сказки о Бове-королевиче». Образ колдуна, летящего по небу и несущего богатыря, берет истоки в сказке «Три подземных царства». Образы Бабы Яги и Кощея известны по многим волшебным сказкам. В прологе отражены древние истоки, насыщающие «русский дух», у Лукоморья «Русью пахнет». В конце пролога возникает образ автора, подчеркивающий родство своего творчества с народным духом. Автор присутствует в произведении до конца, появляясь среди фантастического сюжета в лирических или иронических отступлениях.

Начинается поэма со свадебного пира: киевский князь Владимир выдает замуж за славного князя-богатыря Руслана свою младшую дочь Людмилу. Но после первого дня свадьбы какая-то неведомая сила похищает невесту. Князь отменил свадебные торжества и объявил, что выдаст дочь замуж за того, кто ее спасет. В поход за Людмилой собрался не только жених, но еще три соискателя: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Рогдай, терзаемый завистью и ревностью, разыскал Руслана, намереваясь убить соперника, но пал в битве сам. Фарлаф предпочел не утруждать себя поиском. Ратмир, попав в зачарованный замок с прекрасными девами, забывает о цели своего похода.

pir

Руслан в пути повстречал жившего отшельником в пещере старого финна-волшебника, который сообщил, что Людмила похищена колдуном Черномором. Он еще поведал о своей истории любви: всю жизнь добивался он взаимности от чародейки Наины. Сорок лет изучал магию, чтобы очаровать ее. Когда ему наконец удалось это сделать, он осознал, что приворожил уже злобную старуху-ведьму, а не прекрасную деву, и потому отверг её. Финн предупредил, что оскорбленная Наина, затаившая злобу, теперь будет вредить и Руслану, потому что он ему помогает.

ruslan i finn

После Руслан набрел на усеянное костями поле боя, там лежала огромная спящая голова. Руслан разбудил голову, пощекотав ей ноздри копьем, она попыталась сдуть назойливого путника. Но витязь устоял, проявив упорство, ударом опрокинул голову и увидел лежащий под ней меч. Тогда голова поведала, что ранее принадлежала богатырю-великану, а его братом был завистливый карлик Черномор, который его обманом обезглавил и спрятал под отрубленной головой волшебный меч. Только этим мечом можно было победить Черномора, если отсечь ему бороду, в которой была сила колдуна. Руслан забрал меч и поклялся найти Черномора.

vstrecha s golovoi

Людмила же очнулась во дворце своего похитителя. Карлик-колдун старался произвести на княжну впечатление роскошью, богатством и великолепием своего дворца. Он попытался представиться княжне, но девушка дала решительный отпор, ударом сбив с Черномора шапку. Запутавшегося в собственной бороде карлика рабы унесли, а Людмила, примерив шапку колдуна, поняла, что можно стать невидимой. Она с помощью шапки-невидимки незаметно изучила владения своего похитителя. Карлику, прикинувшись Русланом, удалось ее обхитрить и усыпить. Подоспевший Руслан, вступив в борьбу с Черномором, ухватил его за бороду. Карлик попытался улететь, но Руслан не отпустил бороду, и Черномор, устав носить за собой богатыря, сдался. Руслан отсек бороду и пленил колдуна, а после спящую Людмилу увозит домой.

ludmila vo vladeniah chernomora

Руслан, возвращаясь в Киев, повстречал Ратмира, который предпочел стать рыбаком и женился на пастушке. Колдунья Наина склонила Фарлафа умертвить остановившего на ночлег Руслана и похитить Людмилу, чтобы самому доставить ее к отцу. Финн, узнав о беде, вернул к жизни Руслана, окропив живой и мертвой водой и дал кольцо, способное разрушить чары сна Людмилы. Руслан поспешил в стольный град, но Киев оказался в осаде у печенегов. Витязь вступил в бой против врагов, после победы ему удалось разбудить Людмилу. Трусливый Фарлаф признался в коварном поступке, но его помиловали. Лишенного магии безбородого карлика Черномора оставили при княжеском дворе как шута.

ruslan i chernomor

Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»

Особенности языка поэмы

Главной мыслью поэмы является подвиг человека ради настоящей любви, готовность ради нее победить любое зло. Руслан – преданный возлюбленный, бесстрашный витязь. Победа над полчищами печенегов, осадивших Киев, напоминает подвиги былинных богатырей над врагами.Символическим торжеством «русской силы» над «кознями вероломства» стала покорение Черномора Русланом. Духовным наставником Руслана в борьбе со злом стал мудрый волшебник Финн. В молодости он был пастухом, воином. Ради любви он стал изучать магию.

Красавица Людмила – верная жена Руслана. Ее не прельщают богатства Черномора. Она великодушная, добрая и озорная, но способна проявить твердость характера, протестуя против неволи и принуждения. Шутливо изображена ее девичья непосредственность и жизнелюбие: в плену у Черномора она, решив отказаться от еды и покончить с собой, о смерти «подумала – и стала кушать».

Автор с иронией характеризует трех соперников главного героя, которые своими поступками лишь оттеняют глубину его чувства к Людмиле. Мрачный и жестокий Рогдай страдает безумной страстью;любовь томного хазарского хана Ратмира была недолгой; горлопану, трусу, обжоре и пьянице Фарлафу княжна нужна ради положения и богатства.

Пушкин иронично, как в русских былинах, изображает князя Владимира Красное Солнышко, правителя Киевской Руси. Он заботливый и щедрый отец, гостеприимный и радушный хозяин, но бывает своенравным и несправедливым. После похищения дочери, он нарушает данное Руслану слово, не верит ему и обещает выдать Людмилу замуж за любого ее спасителя. Когда Киеву угрожает опасность от печенегов, князь беспомощен, надеется на защиту богатырей.

Черномор – уродливый карлик с длинной бородой, в которой скрыта колдовская сила. Он страшен не только внешне, у него порочная и злая натура. Из зависти он обманул и обезглавил собственного брата-великана, вероломно похитил чужую жену. Лишенный своей волшебной силы, слабый духом Черномор остается всего лишь жалким карликом. Силы зла воплощает также злобная, коварная и хитрая старуха Наина, напоминающая Бабу-Ягу.

Помимо сказочно-былинного содержания, новаторским был язык поэмы, разрушивший нормы дворянского языка. Он был простой и понятный, близкий к живой народной речи, изобилующий простонародными выражениями. Многие осуждали автора за наличие в поэме «низких» слов «площадного» языка, не отвечающих требованиям «хорошего вкуса».

final ruslan i ludmila

Своеобразие сказочного мира поэмы А.С. Пушкина

Пушкин был высокообразованным человеком, но к творчеству безграмотного народа никогда не относился пренебрежительно. Своеобразие поэмы «Руслан и Людмила»заключалось в том, что народная поэзия обрела свое место в большой литературе,приблизившейся к языку и культуре народа. Народность поэмы вызвала восхищение среди передовой части общества и неприятие у сторонников дворянской изысканной литературы.

В фольклоре Пушкин ценил поэтичность языка, глубинный смысл, гуманистические мысли о торжестве правды и добра над злом, насилием, коварством. Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» похож на сказку основными действиями: поисками похищенной суженой, соперничеством женихов, жизнью героини в заколдованном царстве у злодея, спасением прекрасной девицы и победой над злым похитителем. Сказочный тон приглушается в последней песне: описание осады Киева печенегами и военного сражения близки по духу исторической поэме. Пушкин смешал сказочный и исторический жанры: действие поэмы отражено в двух мирах: в волшебной сказке и в исторической реальности. Главный герой становится спасителем не только невесты, но и Родины, ему важно не только личное счастье, но и благо общества. В «преданьях старины глубокой» Пушкин отразил характерные черты русского характера, который черпает силы в любви и готов встать на защиту всего, что дорого.

Словарь

Пролог – вступление литературного произведения, определяющее основные мотивы сюжета

Патриарх – старейшина, глава, высший авторитет

Триумф – блестящая победа, выдающийся успех

  • Презентация подготовка к сочинению по роману дубровский 6 класс фгос
  • Презентация подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс
  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению кому на руси жить хорошо
  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению человек путешествующий
  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению преступление и наказание