Презентация поэтика волшебной сказки

Презентация к уроку литературы особенности волшебной сказки описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: 2 слайд описание

Презентация к уроку литературы ” Особенности волшебной сказки”

volshebnaya skazka prezentaciya 0

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 1 Описание слайда: 2 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 2 Описание слайда:

Тихо скрипят половицы,  Налейте в чашки чаёк. Под тихий шелест страницы К нам сказка в гости идет. Сказки гуляют по свету

3 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 3

Описание слайда:

Объект исследования волшебные сказки Предмет исследования законы создания волшебной сказки Гипотеза волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок

4 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 4 Описание слайда:

Рассказывает о вымышленных героях и событиях, с участием волшебных сил. (Толковый словарь русского языка)

5 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 5 Описание слайда:

Сказки Фольклорные Литературные Нет автора, ее сочинил народ Есть автор Волшебные О животных Бытовые Может подражать фольклорной Может иметь свой сюжет

6 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 6 Описание слайда:

Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

7 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 7 Описание слайда:

Присказка, зачин Завязка Развитие сюжета Кульминация Развязка Концовка

8 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 8

Описание слайда:

С грядки старушка цветок сорвала,  Девочке Жене его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила, Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки отрывая? Как называется сказка такая?

9 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 9 Описание слайда:

Сейчас потолкуем о книжке другой – Тут синее море, Тут берег крутой … Старик вышел к морю. Он невод забросил. Кого он поймает? И что он попросит?

10 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 10 Описание слайда:

Появилась девочка в чашечке цветка. А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала.  Вот какая девочка, как она мала! Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку?

11 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 11 Описание слайда:

Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём!

12 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 12 Описание слайда:

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил. Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. Какой?

13 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 13 Описание слайда:

У Золушки с ножки Свалилась случайно. Была не простою она, А хрустальной. Кто-то за кого-то ухватился крепко: – Ох, никак не вытянуть, Ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Кто засел так крепко? Может это …

14 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 14 Описание слайда:

1)Отлучка кого-либо из членов семьи.  С первых слов сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома. 2) Запрет, обращенный к герою.  Отлучку старшие сопровождают запретами, – как правило, это запрет покидать дом. 3) Нарушение запрета. Запреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье. Героев могут похитить: змей, птицы, вихри, Кощей или Баба Яга и т.д. События сказки начинают развиваться. 4) Герой покидает дом  Герой узнает о беде и отправляется в путь. Герой может ехать верхом, идти пешком или передвигаться еще каким-либо способом.

15 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 15 Описание слайда:

5) Даритель испытывает героя. Чтобы герой мог справиться с бедой, в его руки попадает какое-нибудь волшебное средство. В сказке появляется новый персонаж – даритель. 6) Получение волшебного средства. Например, можно взять ковер-самолет, сапоги скороходы, помощники-звери или волшебные существа, или волшебные предметы. 7) Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. 8) Герой и его противник вступают в борьбу.  9) Враг побежден (наказывается) Победа силой или смекалкой.  10) Возвращение героя. 

volshebnaya skazka prezentaciya 16

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 17

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 18

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 0

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В презентации выдвигается гипотеза о том, что волшебные сказки имеют свои особенности. Для доказательства выдвинутой гипотезы указаны признаки волшебной сказки, для закрепления материала дана интересная викторина по известным волшебным сказкам, представлен план для самостоятельной работы над созданием своей волшебной сказки.

Общая информация

Номер материала: ДВ-532641

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация на тему Русские народные волшебные сказки

Презентацию на тему Русские народные волшебные сказки можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 32 слайда.

Скачать презентацию

Слайды презентации

Слайд 1

Русские народные волшебные сказки

Подготовила :

Слайд 2

Сказка – устный фантастического который отражает мечты народа . рассказ содержания,

Слайд 3

Узнай сказку

Слайд 4

Морозко

Слайд 5

Иван – крестьянский сын и чудо юдо.

Слайд 6

Царевна – лягушка

Слайд 7

Гуси – лебеди

Слайд 8

Семь Симеонов

Слайд 9

Хаврошечка

Слайд 10

По щучьему веленью

Слайд 11

Сестрица Алёнушка, братец Иванушка

Слайд 12

Герои волшебных сказок

добрый

которому много удаётся с трудом.

человек,

Слайд 13

баба яга

Кощей Бессмертный

щука яблонька мышка братец коровушка Двуглазка мачеха

Слайд 14

Царевна-лягушка Гуси-лебеди

Слайд 15

Иван Марья Кощей Василиса Кикимора Елена Змей Царевич Искусница Бессмертный Премудрая Болотная Прекрасная Горыныч

Слайд 16

Язык сказок

Слайд 17

молодец красна девица буйная головушка чисто поле сокол ясный леса дремучие цветы лазоревые луга зелёные травы шелковые море синее

Слайд 18

око чело уста перст ланиты длань губы палец глаз ладонь лоб щёки

Слайд 19

Слайд 20

Волшебные помощники

животные природа чудесные предметы

Слайд 22

От сказки к были…

Слайд 23

А В Т О М О Б И Л Ь

Слайд 24

А Э Р О С А Н И

Слайд 25

Р А Д И О Л О К А Т О Р

Слайд 26

гусиное перо ковёр-самолёт сапоги-скороходы сундук клубок ниток гусли-самогуды перо Жар-птицы летучий корабль

золотое яблочко и серебряное блюдечко

воздушный лайнер роликовые коньки магнитофон

космическая ракета

прожектор телевизор компас шариковая ручка сейф

Слайд 27

Фантастические существа

Слайд 29

АКЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЁМАН, МЫРБОД МАЦДОЛОМ КОРУ. СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА НЕЙ НАМЁК , ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

Слайд 30

Царевна – лягушка

Иван – крестьянский сын и чудо юдо

терпение храбрость взаимовыручка трудолюбие преданность доброта

Слайд 31

МОЛОДЦЫ !

Слайд 32

Использованные материалы:

Интернет –ресурсы – иллюстрации Кац Э.Э. Литературное чтение. Учебник для 3 класса в 2 частях. -М.: АСТ: Астрель, 2008 3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. – М.: ВАКО, 2006 4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. –Ярославль, Академия развития, 2007 5. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах /авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006

Скачать презентацию

prezentacii.org

Презентация проекта “Сочиняем волшебную сказку”

Слайд 1

Сочиняем волшебную сказку. Проект Выполнила: Сагайдак Ярослава 3 «б» класс

Слайд 2

Происшествие в школе. Жили-были однажды три мальчика: Отличник, Хорошист и Двоечник. Жили не тужили, в школу ходили, задачки решали, оценки получали . Да вот беда – не любил двоечник учиться. Отличник – тот все задачи решал правильно! Хорошист – когда как, то правильно, то с ошибками, но все-таки старался, а двоечник…

Слайд 3

Посмотрите на него – о нем рассказывают, а он спит! И приснился ему раз во время контрольной работы кошмар. Пришел черт и забрал его с собой в пекло. Притащил и говорит: «У меня таких лентяев много, почти целый котел скопился. Вот только одного для ровного счета не хватало! Разожгу я сейчас огонек пожарче, и буду вас в котле держать.» Взмолился двоечник: «За что? Я же ничего плохого не делаю!»

Слайд 4

А черт в ответ: «Ты ленивый, а лень – мать всех пороков! Так что все равно ты мой будешь, не сейчас, так через несколько десятков лет ко мне попадешь.» Испугался двоечник, огляделся вокруг в поисках спасения, глядь – а под ногами лежит его тетрадка для контрольных работ. И задача в ней нерешенная. От отчаяния схватил ее Двоечник и давай решать! Черт заскрежетал зубами, зарычал, стал тетрадь отбирать, да только Двоечник – и откуда силы взялись – не отдает! Подумал немного – и решил задачу!

Слайд 5

Заскулил черт, завыл, зацарапал землю когтями. А Двоечник внимания на него не обращает, продолжает решать. Вот и вторая задача решена! А вскоре и третья получилась! Схватил тут черт Двоечника, и вышвырнул из пекла! Очутился Двоечник опять в классе и услышал, как прозвенел звонок с урока. Взял свою тетрадь Двоечник, глядь – а в ней решение задач написано! Понял тут он, что это был не сон, да только рассказать об этом побоялся.

Слайд 6

С тех пор Двоечника словно подменили. И называть его двоечником перестали, потому что поселились у него в тетрадях четверки да пятерки. И я в той школе училась, да только было это намного раньше.

nsportal.ru

Волшебная сказка – презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru – это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Урок чтения по теме “Волшебные сказки”. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.

В. Берестов

Цель: Исследование волшебной сказки.

Задачи:

  • Формировать умение самостоятельно определять
    структуру сказки; расширять словарный запас
    детей, их литературный кругозор.
  • Работать над развитием выразительности,
    грамотной речи, отработка синтетического чтения.
  • Воспитывать нравственные качества,
    эстетические чувства.

Методы обучения:

  • проблемные;
  • частично-поисковые;
  • наглядные.

Формы организации познавательной
деятельности:

  • фронтальная;
  • коллективная;
  • групповая;

Средства обучения:

  • ИКТ. Презентация по теме.
  • Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы
    Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
  • С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  • В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый
    словарь русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания.

4. Постановка цели и задач урока.

5. Организация усвоения способов деятельности
путем воспроизведения информации и упражнений
для ее применения по образу (первичное
закрепление) в измененной ситуации.

6. Творческое применение и добывание знаний,
построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений.

7. Рефлексия (подведение итогов).

8. Информация о домашнем задании.

9. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

а) Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

– Ваши глазки все проснулись?

– Ваши губки улыбнулись?

– Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу
успеха!”Слайд 2.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну.
На деревьях остались последние листочки. Вот
один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что
вы хотите проститься с ним. Наберите воздух,
нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.
Слайд 3.

б) Звуковая разминка. Слайд 4.

Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем
согласные 3 ряда.

(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).

в) Чтение скороговорок.Слайд 5.

“Мудрец отличен от глупца
Тем, что он мыслит до конца”.

  • 1 ряд читает тихо и размеренно
  • 2 ряд – громко и уверенно
  • 3 ряд – чтение с разбега

г) Складывание слов из половинок (зачин,
концовка, Финист, самобранка, творчество). Слайд
6.

3. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение пословиц по теме“Жизнь
дана на добрые дела”. Соотнесение их с
прочитанными произведениями.

4. Постановка цели и задач урока.
Слайд 7.

Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к
сказке.Тысячи и тысячи сказок живут на нашей
земле. Всем, кто любит их слушать, они
рассказывают о событиях невероятных, волшебных,
иногда страшных, часто веселых, интригующих, но
всегда со счастливым концом.

Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о
животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)
Слайд 8.

На листах отрывки из сказок.

Задание: прочитать, определить к какому виду
относятся.Слайды 9, 10.

Прочитайте название раздела. Слайд 11.

Волшебные сказки – наиболее древние. Они
сохранили остатки некоторых древнейших
языческих представлений, например, веры в хозяев
лесов, морей, гор, стихий (баба-яга, морской царь,
змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.

Какие слова являютсяопорными (ключевыми) в
данной теме? Знакомы ли вамэти слова, их точное
значение? Обратимся к словарям.

Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже
необычайная повесть, сказание. Есть сказки
богатырские, житейские балагурные и др.

В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый
словарь русского языка.

Присказка (зачин) – короткий рассказ, прибаутка
перед началом сказки. Слайд 12.

Исход – завершение, конец.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Физкультминутка.Слайд 13.

Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие
задания вы будете выполнять? Как всегда нам
помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и
Ваня.

5. Организация усвоения способов деятельности
путем воспроизведения информации и упражнений
для ее применения по образу. Слайд 14.

Можете ли вы построить план сегодняшнего урока?
Вспомним, как составлять план.

Построение плана по предложениям детей. (План
записывается на доске).

План.

  1. Рассмотреть особенности волшебных сказок.
  2. Выделить этапы построения сказки.
  3. Научиться находить эти особенности и этапы в
    тексте.

Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке
литературного чтения они получили задание
сочинить волшебную сказку. Попробуйте
разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:

“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица
Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то
Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в
соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу
заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он
остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал
дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на
знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до
бабушкиного домика, где ей были очень рады.

Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не
волшебная”.

Ваня очень удивился: “Почему не волшебная?
Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса.
Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в
невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не
могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц
не может помочь девочке”.

Аня растерялась, потому что аргументы Вани
показались ей убедительными.

Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани
считать волшебной?

Учащиеся высказывают разные версии.

Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и
назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса
Прекрасная может обернуться голубкой; бросит
через плечо полотенце — и потечёт река;
Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой
водой.

Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна —
лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть —
самобранка, ковёр – самолёт, избушка на курьих
ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и
золотое блюдечко.

Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка,
мышка, щука.

Постарайтесь выстроить этапы сказки,
композицию. Слайд 16.

Как начинаются сказки?Присказка: За тридевять
земель, в тридесятом царстве; жили-были; в
стародавние времена, на море, на океяне, на
острове Буяне.

Как заканчиваются сказки?Исход:заключительные
слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал
– молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво
пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из
сказок?

6. Творческое применение и добывание знаний,
построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений.

Есть ли у вас желание научиться определять
особенности волшебных сказок?

Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут
Колобки”. Слайд 17.

  • 1 группа. Пользуясь особенностями волшебной
    сказки, изменить сказку Вани.
  • 2, 3 группы. СказкиФинист – ясный сокол”,
    “Царевна-лягушка”. Вам нужно, поработав над
    содержанием сказки, заполнить таблицу.
Особенности волшебной сказки.
Чудесные превращения  
Необычные герои, сказочные помощники  
Волшебные предметы  
Троекратные повторы  
  • 4, 5 группы.СказкиФинист – ясный сокол”,
    “Царевна-лягушка”. Вам нужно, поработав над
    содержанием сказки, заполнить таблицу.
Композиция сказки (этапы)
Присказка  
Развитие событий:  
Встреча

Беда

Кульминация

 
 
 
Исход  
Каков “урок”?  

7.Рефлексия. Слайд 18.

Вам понравился наш урок? Попрошу закончить
предложение “Если бы не было сегодняшнего урока,
…”

Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных
сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных
предметов и что они могут делать, мы лишились бы
фантазии и воображения, не узнали бы волшебных
героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не
был таким отзывчивым”.

Ребята, спасибо за работу. Вашу
исследовательскую работу на уроке я оцениваю
самой высокой отметкой. В дневники “5”, а для
души аплодисменты!

8. Информация о домашнем задании.

Создать презентацию “Музея волшебных вещей”
(описать предметы, в чём заключается их волшебная
сила, из какой они сказки). Можно придумать свой
волшебный предмет, обладающий необыкновенными
свойствами.

9. Итог. Слайд 19.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со
сказкой.

9.01.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация к уроку литературы 5 класс по теме “Волшебная сказка”

volshebnaya skazka prezentaciya 0

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 21 Описание слайда:

Волшебная сказка Выполнила : ученица 3 «В» класса МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов Родичева Ирина

2 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 22 Описание слайда:

Цель работы: определить особенности волшебных сказок Задачи: 1. Проанализировать литературу по теме. 2. Сделать выводы о структуре, композиции, поэтике волшебной сказки 3. Пронаблюдать все особенности на примере сказки Сивка-бурка. Цели и задачи работы

3 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 23 Описание слайда:

– Сравнительный (при сравнении волшебных сказок, для выявления их особенностей) – описательный (при описании особенностей волшебных сказок) -метод анализа (для анализа материалов, полученных из научных источников) Методы исследования

4 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 24 Описание слайда:

1. Пропп В.Я. «Особенности волшебной сказки» 2. Аникин В.П. «Волшебные сказки и их особенности» Проанализированные источники

5 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 25 Описание слайда:

Мировое дерево Верхний мир Нижний мир Волшебный мир Реальный мир Свой Чужой Средний мир

6 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 26 Описание слайда:

Волшебная сказка занимает 1/5 от всех сказок. В этих сказках находят свое отражение представление о том, что герои рождаются от животных или превращаются в них В таких сказках душой наделяются неживые предметы В волшебных сказках чаще всего используется магия (волшебное слово, волшебное зелье). Особенности волшебной сказки

7 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 27 Описание слайда:

1.Наличие волшебных предметов: топор, платок, зеркало, пояс. 2. Деление героев на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иван-Дурак, василиса Прекрасная, Марья Моревна. Отрицательные герои: Кощей Бессмертный, Баба-яга и другие. В волшебных сказках часто повторяется число 7 и число 3 ( три сына, тридевятое царство). В таких сказках обязательно есть волшебные помощники (Сивка-бурка и др.) Признаки, характерные для волшебных сказок

8 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 28 Описание слайда:

1. Существование запрета 2. Нарушение запрета кем-то 3. Последствия нарушения запрета 4. Применение магии 5.Возвращение героя к счастливой жизни Структура волшебной сказки

9 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 29 Описание слайда:

Тотемные животные и растения

10 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 30 Описание слайда:

Волшебные помощники

11 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 31 Описание слайда: 12 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 32 Описание слайда:

Представители «чужого» мира

13 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 33 Описание слайда:

1. Словесная формула 2. Троекратные повторы 3. Постоянные эпитеты :добрый молодец 4. Замедление действия Поэтика волшебной сказки

14 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 34 Описание слайда:

Построение сказки Присказка (может и не быть) Зачин Завязка Развитие сюжета Кульминация Концовка

15 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 35 Описание слайда:

Признаки волшебной сказки. Борьба добра со злом (борьба «своего» и «чужого» мира) . Построение сказки. Волшебные числа. Волшебные цвета Золотой, серебряный). Волшебные предметы. Волшебные помощники. Добро побеждает зло. Герой получает награду (невесту и полцарства).

16 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 36 Описание слайда:

1. Построение сказки а) Сказки начинается с присказки «Жил-был царь» б) Зачин (отец просит поймать того, кто топчет в поле) в) Завязка действия (царь говорит, что отдаст царевну заму тому, кто выполнит его задание) г) Кульминация (иван –дурак выполняет наконец-то задание, срывает перстень с руки царевны и исчезает) д) концовка ( нахождение Ивана, свадьба царевны с Иваном Композиция сказки «Сивка-бурка»

17 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 37 Описание слайда:

1. Запрет ( нельзя отпускать того, кто топчет пшеницу) 2. Нарушение запрета ( Иван отпускает Сивку-Бурку на свободу) 3. Последствия нарушения (Сивка- бурка приходит на помощь, когда Иван пытается выполнить задание царя) 4. Сивка-Бурка- волшебный помощник. Влезая в его ухо Иван превращается в красавца 5. Счастливый финал (Иван женится на царевне) Композиция сказки, используя схему Проппа и Аникина

18 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 38 Описание слайда:

1. Используется словесная формула : «Сивка-Бурка»-вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой» 2. Использование постоянных эпитетов: Иван-дурак 3. Использование числа 3 :3 сына, 3 раза Иван выполнят испытание. 4. Замедление действия ( Иван не с первого раза выполняет задание, а с третьего. Казалось бы, что Иван все выполнит сразу, но не тут-то было. -Животное (конь) говорит человеческим голосом 5. Наличие волшебных предметов : ухо коня превращает Ивана в доброго молодца 6. Сивка-бурка-волшебный помощник , который помогает Ивану справится со всеми испытаниями 7. Деление героев на положительные и отрицательные. Отрицательные этой сказки-это братья Ивана, которые не верят в его силы и насмехаются над ним. Поэтика сказки «Сивка-Бурка»

19 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 39 Описание слайда:

1.Мне удалось проанализировать теоретический материал и применить его по отношению к сказке «Сивка-Бурка». Я могу с полной уверенностью сказать, что «Сивка-Бурка» –это волшебная сказка. Выводы

20 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 40 Описание слайда:

Спасибо за внимание

volshebnaya skazka prezentaciya 16

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 17

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 18

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 0

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-634882

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по литературе на тему “Волшебные сказки” (5 класс)

volshebnaya skazka prezentaciya 0

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 46 Описание слайда:

Волшебные сказки. Сказка «Царевна-лягушка» Сказка – ложь, да в ней намек Добрым молодцам – урок. А.С. Пушкин.

2 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 47 Описание слайда: 3 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 48 Описание слайда:

Повторим Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Какие сказки появились раньше остальных? Почему волшебные сказки называются волшебными?

4 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 49 Описание слайда:

Особенности волшебных сказок. (выясняем во время анализа сказки «Царевна-лягушка») «Давным-давно жил был царь» -так начинается сказка «Царевна-лягушка». Как еще может начинаться сказка? Итак, 1-я особенность сказок – традиционное начало (зачин) Найдите в сказке, где и когда происходят события? … Было у него три сына. Когда сыновья достигли совершеннолетия, собрал их царь и говорит: «Сыновья мои милые! Хочу я вас женить и до своей старости увидеть ваших сыновей, моих внуков». Отвечают ему сыновья: «Будет исполнено. Благослови нас, батюшка. А на ком ты хочешь нас женить?». «Хорошо. Пусть каждый из вас возьмет по стреле, дети. Идите в чисто поле и пустите стрелы. Где упадет стрела, там и судьба ваша». Итак, 2-я особенность волшебных сказок –

5 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 50 Описание слайда:

Какие испытания приходится выдержать Ивану-царевичу? 1. судьба посылает Ивану-царевичу в жёны лягушку Как отнесся к этому Иван-царевич? 2. отец хочет, чтобы жены сыновей – испекли каравай -сшили рубашку – пришли на пир вместе со своими мужьями Кто помогает Ивану-царевичу пережить эти испытания? Все три испытания выдерживает Иван-царевич? Когда закончилась бы сказка, еслиб Иван-царевич выдержал испытания? Где, когда, как начинаются новые испытания?

6 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 51 Описание слайда:

Рисунок-подсказка. Какой момент сказки здесь изображен?

7 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 52 Описание слайда:

Рисунок-подсказка. Кто изображен здесь? В какой момент? Где происходит действие? Что подарил старичок Ивану-царевичу? Почему старичок одарил Ивана-царевича?

8 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 53 Описание слайда:

Ответьте на вопросы «Поклонился он в четыре стороны, и пошел, куда глаза глядят искать жену свою, Василису Премудрую.  Долго ли шел, коротко ли, о том неизвестно….. Повстречал он как – то раз старичка ». Куда именно попал Иван-царевич? Скоро ли? Чем отличается этот лес от обычного? Какие еще испытания ждут Ивана-царевича?

9 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 54 Описание слайда:

Рисунок-подсказка.

10 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 55 Описание слайда:

Ответьте на вопросы Куда же приводит клубочек Ивана-царевича? Что необычного во встрече этих героев? Почему Ивану-царевичу помогают? Кто еще помогает Ивану-царевичу и почему?

11 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 56 Описание слайда:

Рисунок-подсказка.

12 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 57 Описание слайда:

Вопросы на обобщение. Есть ли в сказке «плохие» и «хорошие» герои? Назовите их? Какие герои побеждают? Почему? Что этим хочет сказать автор сказки?

13 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 58 Описание слайда:

Продолжаем список особенностей волшебных сказок. 4-яНеопределенное место и время действия 5-я В сказке есть пространство реальное и волшебное. 6-я Необычные или волшебные герои-помощники. 7-я В сказке побеждает добро.

14 слайд volshebnaya skazka prezentaciya 59 Описание слайда:

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Часто ли так заканчивается сказка? Какие еще выражения часто встречаются, для чего используются?

volshebnaya skazka prezentaciya 16

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 17

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 18

Курс повышения квалификации

volshebnaya skazka prezentaciya 0

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-049732

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

17/09/21

№ 05

1.

Автор

Попова
Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель
русского языка и литературы

3.

Название
материала

Конспект
урока

4.

Учебный
предмет

Литература

5.

Класс
(возраст)

5

6.

Тема
урока

«Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.Тема мирного труда и
защиты родной земли. Гипербола

7.

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

8.

Форма
урока

Урок-беседа

9.

Цель

Познакомиться
с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать
чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности
учащихся

10.

Задачи

Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать
текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
выделять важную информацию.

Развивающая: способствовать формированию
коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать
словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными
образами, выразительными свойствами языка.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма,
высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского
сына

11.

Планируемые
результаты

Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания,
умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения

12.

Оборудование

УМК,
презентация по теме, компьютер

Ход урока

I.
Вступительное слово учителя


“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.


Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)


Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.


Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?


Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.


Запишите тему урока в рабочие тетради.

II.
Прослушивание аудиозаписи сказки

Анализ
текста сказки


Понравилась ли вам сказка? Почему?


Кто из героев понравился больше? Почему?


Какое известие опечалило жителей некоторого государства?


Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке

(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)


Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.


Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?

(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)


Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))


Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)

Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.


Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?


Кто оказывается самым организованным?

(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)


Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?


Как ведет себя в дозоре старший брат?


Как ведет средний брат?


Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)


Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание
по группам:


Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах


Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”


Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?


Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?


первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во
второй – проявил находчивость, храбрость;

В
третий раз Иван решителен, неудержим.)


Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?

(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)


Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием


Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два
значения:

Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой
– человек, совершивший героический поступок”)


Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?


начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.


А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?


это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)


А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)

(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

Композиция
сказки. Особенности.


Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.


Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)


Какие словосочетания замедляют действие?

(долго
ли коротко ли ехали)


Соедините слова в словосочетания.

Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным

IV.
Обощение


Чем заканчивается сказка?

(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)


В чем необычность концовки сказки?


этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)


Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)

Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)


Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

В
каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя
земля и в горсти мила.

Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.

Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На
Руси не все караси — есть и ерши.

В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.

Игра
“Интервью с литературным героем”

— 
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?


А чтобы он ответил на этот вопрос?

V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов

11/11/2021

18

1.

Автор

Попова Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель русского языка и литературы

3.

Название материала

Конспект урока

4.

Учебный предмет

Литература

5.

Класс (возраст)

5

6.

Тема урока

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан
и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Р/р. Обучение выразительному чтению
наизусть

7.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

8.

Форма урока

Урок-беседа

9.

Цель

рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его
к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу
героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

10.

Задачи

11.

Планируемые результаты

Личностные:
определять нравственные
проблемы, поднятые писателем в произведении

Познавательные: научиться анализировать художественный текст,
характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и
преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую
позицию.

Регулятивные:
научиться определять цель
деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его.

Коммуникативные:
научиться объяснять свою и
понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог.

12.

Оборудование

УМК, презентация по теме, компьютер

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Какие народные и литературные сказки вы читали?

2. Чем отличается народная сказка от литературной?

Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и
создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли
показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес
читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям.
Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский
(«Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский
(«Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький
цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф.
Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А.
Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков
Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М.
Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н.
Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д.
Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.

II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина.

Сердце России — Москва была родиной величайшего русского
поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца —
Сергея Львовича — он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду.
Его мать — Надежда Осиповна — была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого».
Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в
которой были полно подобраны и русские писатели ХVIII века, и
западноевропейские классики ХVII века и ХVIII века. В доме отца будущий
великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских
писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик
много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался
литературой.

Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом
младенчестве он показал большое уважение к писателям».

Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это
было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам.
Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У
Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».

На формирование характера и на умственное развитие ребенка
большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме
Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта,
была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки,
знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские
женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его
в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от
прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой
Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения,
которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью,
многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского,
европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда
он попал в двенадцать лет.

Чтение художественной литературы рано пробудило творческий
дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни,
стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению,
не сохранились.

А. С. Пушкин — родоначальник русского литературного языка.
Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной
и плодотворной. Более 200 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его
стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.

Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в
творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его
ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило
талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и
воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и
раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С.
Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая
есть поэма!»

В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов
няни Арины Родионовны: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря
лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот,
вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и
с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».

А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит…

III. Чтение статьи о писателе (учебник, с. 91-92).

Вопросы и задания учебника 1, 2 – «Размышляем о
прочитанном».

IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94).

V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей
текста).

Вопросы и задания:

1. Какие произведения устного народного творчества вы
вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья
Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)

2. Словарная работа.

лукоморье чредой

неведомые (дорожки) мимоходом

невиданные (звери) пленяет

и дол видений полны… темница

прихлынут над златом чахнет

брег песчаный …и мед я пил

витязь поведать

3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет
всего шесть строк.

1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и
когда происходят события сказочного мира – время и место.)

2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая
зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже
нравится это описание.)

4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира
описаны конкретно:

1) Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно
эту картину.

3) Какая должна быть интонация при чтении?

4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие
из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,
сказочностью, волшебством.)

5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение
должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и
интонации торжественности, таинственности.)

Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной
интонации.

Апофеозом всей картины пролога становится строчка:

Там русский дух… там Русью пахнет!

Учащиеся чувствуют серьезность сказанного автором, все
перечисленные чудеса, возможно, страшат их, но шутник Пушкин торопится всех
успокоить. Мягкая шутливая концовка дает возможность улыбнуться над
прочитанным. Итак, черта подведена: пролог заканчивается так же, как и народная
сказка. Учащимся предлагается найти нужную интонацию для прочтения концовки.

VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.

VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о
прочитанном» 
(с. 94).

Рассматривание репродукции картины «А. С. Пушкин. У
лукоморья дуб зелёный…» художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См.
форзац учебника.)

Домашнее задание: пролог выучить наизусть; прочитать «Сказку о мертвой царевне…»

  • Презентация детских сказок младшей группы
  • Презентация к уроку литературного чтения 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • Презентация викторина по сказкам пушкина для детей 7 10 лет с ответами
  • Презентация кроссворд по сказкам пушкина
  • Презентация викторина по сказкам пушкина с ответами для начальных классов