Презентация подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс

Слайд 1драма островского грозаслайд 2драма гроза была задумана под впечатлением от поездки островского по волге 18561857 гг., но написана в

Слайд 1

ДРАМА ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Слайд 2

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856—1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», — как писал Добролюбов, — без сомнения, самое ре­шительное произведение Островского».

Слайд 3

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Слайд 4

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство». Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Слайд 5

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

Слайд 6

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Слайд 7

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

Слайд 8

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина (Р.Нифонтова)

Слайд 9

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Слайд 10

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Слайд 11

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Слайд 12

Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Слайд 13

Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Слайд 14

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Слайд 15

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

Слайд 16

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Слайд 17

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад. Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 18

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Слайд 19

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь. «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть…» — признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Слайд 20

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 21

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Житейская философия ее очень проста: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 22

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. Варвара (О.Хорькова)

Слайд 23

. Он сам говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. Борис (В.Бабятинский) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Борис (Н.Афанасьев)

Слайд 24

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается («Не застали б нас здесь»).

Слайд 25

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Слайд 27

«Гроза» в постановке Малого театра. Катерина (Г.Кирюшина)

Слайд 28

Катерина (Г.Кирюшина)

Слайд 30

Катерина (Г.Федотова) Катерина (П.Стрепетова)

Слайд 31

Сергей Сергеевич Еремеев — Тихон в спектакле «Гроза «. Дмитрий Павлов – Тихон в спектакле «Гроза»

Слайд 32

Феклуша (В.Шатрова) Кудряш (Г.Сергеев)

Слайд 33

Кабаниха (В.Н. Пашенная) Шапкин — Б.Сазонов

Слайд 34

Кулигин ( Ю.Каюров) Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962 Никулина в роли Варвары

Слайд 35

Домашнее задание: Принести статьи о драме «Гроза»: *Добролюбов «Луч света в темном царстве»; *Д.И.Писарев“Мотивы русской драмы”.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе. А.Н. Островский. Подготовка к сочинению по драме «Гроза». 10 класс.

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

Описание слайда:

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

2 слайд

Основные события V действия: Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о последних

Описание слайда:

Основные события V действия: Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о последних событиях в доме Кабановых( о б измене Катерины, побеге Варвары). Катерина уходит из дома. Явление 2. Монолог Катерины.»Мне только проститься с ним, а там… хоть умирать». Явления 3,4. Прощание Катерины и Бориса.(«Не по своей воле еду…» — «…Мне что домой, что в могилу- всё равно.») Явления 5,6. «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв…» Явление 7. Прозрение Тихона: «Маменька, вы её погубили! вы, вы, вы…» Образ Катерины. Её душевная трагедия . Действие V.

3 слайд

В чём трагедия жизни Катерины? Могла ли Катерина обрести путь к гармонии в ду

Описание слайда:

В чём трагедия жизни Катерины? Могла ли Катерина обрести путь к гармонии в душе? Почему? Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против устоев нравственности окружающего общества?

4 слайд

Презентация подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс

5 слайд

«Гроза» в русской критике 60-х годов Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царс

Описание слайда:

«Гроза» в русской критике 60-х годов Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(1860): « В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла-шенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу… Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!»

6 слайд

«Гроза» в русской критике 60-х годов Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (18

Описание слайда:

«Гроза» в русской критике 60-х годов Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864): «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством»

7 слайд

План. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Сердечное отношение родных. 2

Описание слайда:

План. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Сердечное отношение родных. 2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок, вышивание). 3. Относительная свобода. II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.(Болезненная впечатлительность, экзальтированность, романтическое отношение к жизни.) III. Жизнь Катерины в доме Кабановой. (1. Жестокое отношение Кабанихи. 2. Постоянный духовный бунт. 3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. ( 1. Осознание своей обреченности. 2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. 3.Страстное стремление к свободе, любви, счастью. V. Основные черты характера. (Честность, непосредственность; моральная чистота; доброта, поэтичность натуры; незаурядный ум бескорыстие решительность, мужество; страстность натуры, глубина чувств; стремление к свободе. ) Образ Катерины

8 слайд

Образ Кулигина I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Же

Описание слайда:

Образ Кулигина I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег? Что он говорит о людях, которые имеют деньги? II. Просветительская деятельность Кулигина. «Говорящая» фамилия. Д. III, явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»? Д. IV, явл. 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Д. IV, явл. 4. Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы? III. Отношение Кулигина к «темному царству». Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»? Д. V,явл. 1,7. Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях? IV. Смысл образа Кулигина. Думает ли он о об улучшении жизни простого народа? Какой путь переустройства предлагает? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?

9 слайд

В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) «Жестоки

Описание слайда:

В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) «Жестокие… нравы в нашем городе, жестокие»… Согласны ли вы с утверждением Кулигина?( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) Каково значение образа Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? В чём близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) В чем смысл заглавия пьесы А.Н. Островского «Гроза»? Темы сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза»

10 слайд

Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза»(200 слов). Прочитат

Описание слайда:

Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза»(200 слов). Прочитать пьесу А.Н. Островского «Бесприданница». с.51-56. Статья в учебнике. Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс» . «Эти бедные селенья…» «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчев .Жизнь и творчество. (с. 191-194) Домашнее задание

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Тема:
Александр Николаевич Островский


Номер материала:

ДБ-171658

Вам будут интересны эти курсы:

Слайд 1

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

Текст слайда:

А.Н. Островский

Драма «Гроза»
Подготовка
к сочинению


Слайд 2

Основные события V действия:Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о

Текст слайда:

Основные события V действия:
Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о последних событиях в доме Кабановых( о б измене Катерины, побеге Варвары). Катерина уходит из дома.
Явление 2. Монолог Катерины.»Мне только проститься с ним, а там… хоть умирать».
Явления 3,4. Прощание Катерины и Бориса.(«Не по своей воле еду…» — «…Мне что домой, что в могилу- всё равно.»)
Явления 5,6. «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв…»
Явление 7. Прозрение Тихона: «Маменька, вы её погубили! вы, вы, вы…»

Образ Катерины. Её душевная трагедия . Действие V.


Слайд 3

В чём трагедия жизни Катерины?Могла ли Катерина обрести путь к гармонии в душе? Почему?Можно ли считать

Текст слайда:

В чём трагедия жизни Катерины?

Могла ли Катерина обрести путь к гармонии
в душе? Почему?

Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против устоев нравственности окружающего общества?


Слайд 5

«Гроза» в русской критике 60-х годовН.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(1860): « В Катерине видим мы

Текст слайда:

«Гроза» в русской критике 60-х годов

Н.А. Добролюбов
«Луч света в тёмном царстве»(1860):

« В Катерине видим мы протест против кабановских понятий
о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла-шенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу… Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!»


Слайд 6

«Гроза» в русской критике 60-х годовД. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864): «Вся жизнь Катерины состоит из

Текст слайда:

«Гроза» в русской критике 60-х годов

Д. И. Писарев
«Мотивы русской драмы» (1864): «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством»


Слайд 7

План.I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Сердечное отношение родных.2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок,

Текст слайда:

План.
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок, вышивание).
3. Относительная свобода.
II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни
у родителей.(Болезненная впечатлительность, экзальтированность, романтическое отношение к жизни.)
III. Жизнь Катерины в доме Кабановой. (1. Жестокое отношение Кабанихи. 2. Постоянный духовный бунт. 3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. ( 1. Осознание своей обреченности. 2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. 3.Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера. (Честность, непосредственность; моральная чистота; доброта, поэтичность натуры; незаурядный ум бескорыстие решительность, мужество; страстность натуры, глубина чувств; стремление к свободе. )

Образ Катерины


Слайд 8

Образ Кулигина I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы...»).Понимает ли Кулигин

Текст слайда:

Образ Кулигина

I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег? Что он говорит о людях, которые имеют деньги?
II. Просветительская деятельность Кулигина. «Говорящая» фамилия. Д. III, явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»? Д. IV, явл. 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого?
За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Д. IV, явл. 4. Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?
III. Отношение Кулигина к «темному царству». Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»? Д. V,явл. 1,7. Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?
IV. Смысл образа Кулигина. Думает ли он о об улучшении жизни простого народа? Какой путь переустройства предлагает? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?


Слайд 9

В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)«Жестокие… нравы в нашем городе, жестокие»…

Текст слайда:

В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе
А.Н. Островского «Гроза».)
«Жестокие… нравы в нашем городе, жестокие»… Согласны ли вы с утверждением Кулигина?( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Каково значение образа Кулигина в пьесе
А.Н. Островского «Гроза»?
В чём близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
В чем смысл заглавия пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

Темы сочинений по драме
А.Н. Островского «Гроза»


Слайд 10

Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза»(200 слов). Прочитать пьесу А.Н. Островского «Бесприданница».с.51-56. Статья

Текст слайда:

Подготовка к сочинению по драме
А.Н. Островского «Гроза»(200 слов).
Прочитать пьесу А.Н. Островского «Бесприданница».
с.51-56. Статья в учебнике.
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс» . «Эти бедные селенья…» «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»
Ф.И. Тютчев .Жизнь и творчество. (с. 191-194)

Домашнее задание


Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.Н. Островский «Гроза», слайд 1

Александр Николаевич островский (1823 – 1886)

Слайд 2

А.Н. Островский «Гроза», слайд 2

А. Н. Островский — величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
В его пьесах вместилась вся Россия — её быт, нравы, история.
Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

Слайд 3

А.Н. Островский «Гроза», слайд 3

1850 г.
Л. Н. Толстой: «…слышится этот сильный протест против современного быта…»

Слайд 4

А.Н. Островский «Гроза», слайд 4

1853 г.
И. С. Тургенев: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него… Ах, мастер, мастер этот бородач!..»

Слайд 5

А.Н. Островский «Гроза», слайд 5

1854 г.
Н. А. Некрасов: «…разве только в первом, известном произведении
г. Островского (то есть в комедии «Свои люди — сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица»

Слайд 6

А.Н. Островский «Гроза», слайд 6

1860 г.
М. М. Достоевский: «Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых». 

Слайд 7

А.Н. Островский «Гроза», слайд 7

1868 г.
Е. Утин:
«Островский
почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера».

Слайд 8

А.Н. Островский «Гроза», слайд 8

1873 г.

Слайд 9

А.Н. Островский «Гроза», слайд 9

В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко

<...> но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.

(«Новое время», 26 января 1879 г.).
1879 г.

Слайд 10

А.Н. Островский «Гроза», слайд 10

Пьеса «гроза»
1859

Слайд 11

А.Н. Островский «Гроза», слайд 11

История создания пьесы
На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.
Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»

Слайд 12

А.Н. Островский «Гроза», слайд 12

Смысл названия пьесы «Гроза»
Природное явление Гроза как природное явление становится
фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Социальное столкновение Столкновение убеждений консервативно
настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Слайд 13

А.Н. Островский «Гроза», слайд 13

Городок Калинов
Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…»

Слайд 14

А.Н. Островский «Гроза», слайд 14

Городок Калинов — типичная картина русской провинциальной действительности
В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!… 
(Кулигин)

Слайд 15

А.Н. Островский «Гроза», слайд 15

Город Калинов и его обитатели Город Калинов и его обитатели
Законы, по которым строится жизнь в городе

У кого деньги – у того и власть.
У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
Заставить лгать, приспосабливаться.
Законы, по которым строится жизнь в городе

У кого деньги – у того и власть.
У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
Заставить лгать, приспосабливаться.

«Тёмное царство»

Олицетворяют гнетущую власть.
Враги всего живого и нового.
Кабаниха, Дикой. Жертвы «тёмного царства»

Угнетённые и бесправные
Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

Слайд 16

А.Н. Островский «Гроза», слайд 16

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»
герои цитаты
«самодуры
русской жизни»

смирившиеся
приспособившиеся
Катерина
Кулигин

Слайд 17

А.Н. Островский «Гроза», слайд 17

Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”
герои цитаты
«самодуры
русской жизни» Кабаниха
Дикой «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»
смирившиеся Тихон
Борис «Где уж мне своей волей жить»
приспособившиеся Варвара
Кудряш «Лишь бы всё шито-крыто было…»
Катерина «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»
Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!» «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»

Слайд 18

А.Н. Островский «Гроза», слайд 18

Что привело к трагедии Катерины
Жизнь Катерины
в родительском доме Жизнь Катерины
в доме Кабановой
Сердечное отношение родных Жестокое отношение Кабанихи
Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Постоянный духовный бунт
Относительная свобода Непонимание её натуры и стремлений Тихоном
Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная
впечатлительность,
романтическое отношение к жизни Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни;
страстное стремление к свободе, любви, счастью

Слайд 19

А.Н. Островский «Гроза», слайд 19

ГРОЗА

Слайд 20

А.Н. Островский «Гроза», слайд 20

Нравственные проблемы:
Проблема человеческого достоинства
Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
Проблема семьи и семейных отношений

Слайд 21

А.Н. Островский «Гроза», слайд 21

Темы для сочинения
Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
Могла ли Катерина найти счастье в семье?

Слайд 22

А.Н. Островский «Гроза», слайд 22

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе
Александр Николаевич «Островский – «гигант театральной литературы» (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь…».
“Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Слайд 23

А.Н. Островский «Гроза», слайд 23

Кострома.
Государственный драматический театр
им. А.Н.Островского

Слайд 24

А.Н. Островский «Гроза», слайд 24

Государственный академический Ма́лый театр России — драматический театр в Москве.

edudocs

Категория:

  1. Презентации для учителей

  2. Технология

Автор презентации: Гавриленко Марина Николаевна

Слайд 1Самоубийство Катерины .
Слайд 2«Драма «Гроза» в оценке русских критиков»
Слайд 3Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия. Словарная работа
Слайд 4“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, — писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора. О «Грозе» И. С. Тургенев
Слайд 5“Гроза” — драма только по названию, в сущности же это сатира, направленная против двух страшнейших зол, глубоко вкоренившихся в “темном царстве” — против семейного деспотизма и мистицизма”. ( Пальховский А. М. в статье “Гроза”, драма Островского, 20 ноября 1859г.) О «Грозе»
Слайд 6Словарная работа Деспотизм — форма правления, когда власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Мистицизм ( от греч. таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.
Слайд 7“Не опасаясь обвинения в преувеличении, — могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам”, — писал в своем кратком отзыве Гончаров. «О Грозе» И. А. Гончаров
Слайд 8“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий (Н.А.Добролюбов). О «Грозе» Н. А. Добролюбов
Слайд 9“Гроза” Островского есть, по-моему, плачевное сочинение”, писал Лев Толстой Фету. О «Грозе» Л. Н. Толстой
Слайд 10Об образе Катерины “В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком… Катерина – не возбуждает сочувствия зрителя, потому что сочувствовать-то нечему: не было в ее поступках ничего разумного, ничего человечного…” ( Пальховский ). “Увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца” (И.Гончаров).
Слайд 11Катерина “безнравственная, бесстыжая женщина, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому”. (Критик Павлов). “В лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе”. (Гиероглифов). Об образе Катерины
Слайд 12Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – критик, публицист, поэт, прозаик, революционный демократ. Статьи : «Темное царство» (1859), «Когда же придет настоящий день?» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Луч света в темном царстве» (1860).
Слайд 13Словарная работа Социалист – член социалистической партии, выступающий за свободу и равенство. Компромисс — разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Публицистичная — затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы «Эзоповские» параллели ( по имени баснописца Эзопа) —иносказания, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.
Слайд 14Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) – литературный критик, публицист. Работы : «Базаров» (1862), «Мотивы русской драмы» (1864), «Реалисты» (1864), «Мыслящий пролетариат» (1865).
Слайд 15Словарная работа Прагматическая позиция — позиция, базирующаяся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Скептици́зм — направление, выдвигающее сомнение в надёжности истины. Полемист -любитель полемики, искусный спорщик.
Слайд 16Характер Катерины составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе. Около него вертелись наши лучшие писатели. Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбов а; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Добролюбов Писарев
Слайд 17Взгляд Добролюбова неверен и ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер ; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужства ; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. Писарев Добролюбов
Слайд 18Я дал моему читателю полный перечень таких фактов, которые в моем рассказе могут показаться слишком резкими, бессвязными и в общей совокупности даже неправдоподобными. Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Писарев Добролюбов
Слайд 19В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную черту; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» , обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Вся разница в том, что у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей развитых теоретически и сильных умом — главную роль играет логика и анализ. Добролюбов Писарев
Слайд 20Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Писарев Добролюбов
Слайд 21она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой. Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках. Писарев Добролюбов
Слайд 22“Светлым явлением должно считать только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания”, “что ускоряет развитие человеческого благосостояния”. “Кто не умеет ничего сделать для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван “светлым явлением”. Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Добролюбов Писарев
Слайд 23Максим Алексеевич Антонович Григорьев Аполлон Александрович Работа об Островском « После «Грозы» Островского», 1860. «Промахи» 1864
Слайд 24время написания статей; политические убеждения оппонентов; взгляд на искусство; личность самих критиков. Различные оценки произведения возникают по следующим причинам :

Обязательно поделитесь с друзьями:

Скачать
Размер презентации: 666.71 Kb

Посмотрите также:

— Презентация по мировой литературе в 10 классе на украинском языке «Бодлер»
— Презентация «Тургенев» (10 класс)
— Конспект урока по теме: «Причастие» для 10 класса с казахским языком обучения
— Презентация русскому языку и литературе для 10 класса по теме «Как писать сочинение на ЕГЭ (часть С1)»
— Презентация к уроку «Любовная лирика Ф.И. Тютчева» (10 класс)
— Презентация к уроку литературы для 8-10 классов по теме «Л.Н. Толстой»
— Презентация по литературе для 10 класса «Н.С.Лесков «Духовная красота человека в повести «Очарованный странник»»»
— Презентация по русскому языку для 10 класса по теме «Имя числительное»
— Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему:«Овладение культурой публичного выступления»
— Презентация для 10 класса «Л.Н.Толстой. Жизнь.Творчество»

  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению кому на руси жить хорошо
  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению человек путешествующий
  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению преступление и наказание
  • Презентация по финансовой грамотности для дошкольников через сказки
  • Презентация подробное изложение с творческими дополнениями по рассказу колышек 3 класс