Презентация по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень

Слайд 1 текст слайда: халимоненко алла алексеевнаучитель начальных классов мбоу сш 32г. нижневартовсксочинение по репродукции картины в. д. поленова
Слайд 1

Халимоненко Алла Алексеевнаучитель начальных классов МБОУ «СШ № 32»г. Нижневартовск Сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова

Текст слайда:

Халимоненко Алла Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32»
г. Нижневартовск

Сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова
«Золотая осень»


Слайд 2

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Весёлой, пёстрою стеной стоитНад светлою поляной.Сегодня так светло кругом,Такое мёртвое молчанье:В лесу

Текст слайда:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит
Над светлою поляной.
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье:
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…


Слайд 3

О каком времени года говорится в этом стихотворении?Какие слова вам помогли понять, что это осень?Терем расписнойЛиловый, золотой,

Текст слайда:

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Какие слова вам помогли понять, что это осень?

Терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Листиков шуршанье


Слайд 5

Репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень».«Осенняя река» «Золотая осень» «Осень» «Солнечный день»Какое название вы бы дали этой картине?

Текст слайда:

Репродукция картины В.Д.Поленова

«Золотая осень».

«Осенняя река»
«Золотая осень»
«Осень»
«Солнечный день»

Какое название вы бы дали этой картине?


Слайд 6

Это один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия

Текст слайда:

Это один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан

Василий
Дмитриевич
Поленов


Слайд 7

Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый, красный. Поэтому по цвету, они напоминают

Текст слайда:

Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый, красный. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени.

Почему картина называется «Золотая осень»?


Слайд 8

День тёплый, солнечный, погожий Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите

Текст слайда:

День тёплый, солнечный, погожий

Какие чувства и желания испытываете вы,
когда смотрите на эту картину?

Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать.

— Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник?


Слайд 9

Какие деревья остаются зелёными? Какие деревья вы видите на картине? Какого цвета наряд у берёз?

Текст слайда:

Какие деревья остаются зелёными?

Какие деревья вы видите на картине?

Какого цвета наряд у берёз?

Все ли деревья оделись в золотой наряд?

Что ещё изобразил автор на картине?


Слайд 10

Какой день изображен на картине?На картине, солнечный и тёплый день. Небо ясное, ветра

Текст слайда:

Какой день изображен на картине?

На картине, солнечный и тёплый день.

Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке


Слайд 11

Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении. ясное, голубое, светлое, лазурное голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.погожий,

Текст слайда:

Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

ясное, голубое, светлое, лазурное

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

погожий, хороший, тёплый, осенний

лёгкие, воздушные, белые, пушистые

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние,
красивые, нарядные

игривое, осеннее, лучистое.

День:

Небо:

Облака:

Деревья:

Река:

Солнце:


Слайд 12

Подберите сравнения.Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики.Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую ватуОблака

Текст слайда:

Подберите сравнения.

Облака плывут как стая белых лебедей,
как волшебные кораблики.
Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Облака


Слайд 13

Река, как зеркало Река - вьётся , как голубая лентаРека

Текст слайда:

Река, как зеркало
Река — вьётся , как голубая лента

Река


Слайд 14

Берёзки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами

Текст слайда:

Берёзки, как девушки на балу в
белых платьях с яркими лентами в волосах

Деревья

Лес раскинулся по берегам реки пышным пёстрым ковром


Слайд 15

Написание 1 частиЧто изображено на картине художника В. Д. Поленова?2. Какой стоит денёк?3.

Текст слайда:

Написание 1 части

Что изображено на картине художника
В. Д. Поленова?
2. Какой стоит денёк?
3. Какое светит солнышко?
4. Какие облака плывут по ясному небу?

изображена золотая осень.

погожий осенний
лучистое.

4. , как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.


Слайд 16

Написание 2 частиЧто вьётся в центре картины?Что отражаются в ней, как в зеркале?Чем раскинулся по

Текст слайда:

Написание 2 части

Что вьётся в центре картины?
Что отражаются в ней, как в зеркале?
Чем раскинулся по берегам реки осенний лес?
Что делают пожелтевшие листья?
Что заплели в свои косы белоствольные берёзки?

голубой лентой река.
2. , лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

3. Ярким пышным ковром

4. блестят в солнечных лучах, как золотые.
5. яркие оранжевые ленты.


Слайд 17

Написание 2 части6. Какие возвышаются сосны?7. Чем они любуются? 8. Какой наряд надела земля?9. Куда

Текст слайда:

Написание 2 части

6. Какие возвышаются сосны?
7. Чем они любуются?

8. Какой наряд надела земля?

9. Куда зовёт за собой лесная тропинка?

6. В кругу берёзок … горделивые стройные …
7. волшебным золотым нарядом берёз и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

8. золотистый

9. в разноцветную сказку.


Слайд 18

Написание 3 частиКакое настроение передаёт нам картина?2. Как художник Поленов сумел передать красоту осени?

Текст слайда:

Написание 3 части

Какое настроение передаёт нам картина?
2. Как художник Поленов сумел передать красоту осени?

3. Что хочется сделать?

радостное, волшебное.

2. очень точно

3. Очень … очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.


Слайд 19

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.winwalls.ru%2Fimages%2F201305%2Fwinwalls.ru_47372.jpg&text=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simagehttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmacedonia.mid.ru%2Fdocuments%2F13396042%2F14217056%2FPolenov.jpg%3Ft%3D1432640606327&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage

Текст слайда:

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.winwalls.ru%2Fimages%2F201305%2Fwinwalls.ru_47372.jpg&text=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmacedonia.mid.ru%2Fdocuments%2F13396042%2F14217056%2FPolenov.jpg%3Ft%3D1432640606327&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage


Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку. УМК «Школа России», 3 класс. Сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»

Халимоненко Алла Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32» г. Нижне...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Халимоненко Алла Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32» г. Нижне

Описание слайда:

Халимоненко Алла Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32» г. Нижневартовск Сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»

2 слайд

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою сте

Описание слайда:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной стоит Над светлою поляной. Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье: В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье…

3 слайд

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие слова вам помогли

Описание слайда:

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие слова вам помогли понять, что это осень? Терем расписной Лиловый, золотой, багряный Листиков шуршанье

4 слайд

5 слайд

Репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». «Осенняя река» «Золотая осе

Описание слайда:

Репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». «Осенняя река» «Золотая осень» «Осень» «Солнечный день» Какое название вы бы дали этой картине?

6 слайд

Это один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культу

Описание слайда:

Это один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан Василий Дмитриевич Поленов

7 слайд

Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый, красный. Поэтому по цвет

Описание слайда:

Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый, красный. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени. Почему картина называется «Золотая осень»?

8 слайд

День тёплый, солнечный, погожий Какие чувства и желания испытываете вы, когда

Описание слайда:

День тёплый, солнечный, погожий Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать. — Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник?

9 слайд

Какие деревья остаются зелёными? Какие деревья вы видите на картине? Какого ц

Описание слайда:

Какие деревья остаются зелёными? Какие деревья вы видите на картине? Какого цвета наряд у берёз? Все ли деревья оделись в золотой наряд? Что ещё изобразил автор на картине?

10 слайд

Какой день изображен на картине? На картине, солнечный и тёплый день. Небо яс

Описание слайда:

Какой день изображен на картине? На картине, солнечный и тёплый день. Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке

11 слайд

Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении. ясное, голубое

Описание слайда:

Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении. ясное, голубое, светлое, лазурное голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая. погожий, хороший, тёплый, осенний лёгкие, воздушные, белые, пушистые жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные игривое, осеннее, лучистое. День: Небо: Облака: Деревья: Река: Солнце:

12 слайд

Подберите сравнения. Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кора

Описание слайда:

Подберите сравнения. Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики. Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату Облака

13 слайд

Река, как зеркало Река - вьётся , как голубая лента Река

Описание слайда:

Река, как зеркало Река — вьётся , как голубая лента Река

14 слайд

Берёзки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах Дере

Описание слайда:

Берёзки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах Деревья Лес раскинулся по берегам реки пышным пёстрым ковром

15 слайд

Написание 1 части Что изображено на картине художника В. Д. Поленова? 2. Как

Описание слайда:

Написание 1 части Что изображено на картине художника В. Д. Поленова? 2. Какой стоит денёк? 3. Какое светит солнышко? 4. Какие облака плывут по ясному небу? изображена золотая осень. погожий осенний лучистое. 4. , как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

16 слайд

Написание 2 части Что вьётся в центре картины? Что отражаются в ней, как в з

Описание слайда:

Написание 2 части Что вьётся в центре картины? Что отражаются в ней, как в зеркале? Чем раскинулся по берегам реки осенний лес? Что делают пожелтевшие листья? Что заплели в свои косы белоствольные берёзки? голубой лентой река. 2. , лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды. 3. Ярким пышным ковром 4. блестят в солнечных лучах, как золотые. 5. яркие оранжевые ленты.

17 слайд

Написание 2 части 6. Какие возвышаются сосны? 7. Чем они любуются? 8. Какой

Описание слайда:

Написание 2 части 6. Какие возвышаются сосны? 7. Чем они любуются? 8. Какой наряд надела земля? 9. Куда зовёт за собой лесная тропинка? 6. В кругу берёзок … горделивые стройные … 7. волшебным золотым нарядом берёз и машут им своими пушистыми зелёными платочками. 8. золотистый 9. в разноцветную сказку.

18 слайд

Написание 3 части Какое настроение передаёт нам картина? 2. Как художник Пол

Описание слайда:

Написание 3 части Какое настроение передаёт нам картина? 2. Как художник Поленов сумел передать красоту осени? 3. Что хочется сделать? радостное, волшебное. 2. очень точно 3. Очень … очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

19 слайд

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.winwalls.ru%2Fimage

Описание слайда:

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.winwalls.ru%2Fimages%2F201305%2Fwinwalls.ru_47372.jpg&text=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0) https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmacedonia.mid.ru%2Fdocuments%2F13396042%2F14217056%2FPolenov.jpg%3Ft%3D1432640606327&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Презентация по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Презентация по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Презентация по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.


Номер материала:

ДБ-762608

Вам будут интересны эти курсы:

Цели:

учебные:

  • знать особенности текста-описания картины, где
    изображён пейзаж без человека;
  • знать особенности различных стилей речи и уметь
    использовать необходимый стиль с учётом
    создания одного из видов текста;
  • закрепить умения собирать материал к сочинению;

развивающие:

  • формировать умения и навыки создавать текст
    типа описания и описания картины как одного из
    его видов;
  • формировать умения соблюдать композицию текста
    типа описания (общий признак, характеризующий
    объект в целом; частные признаки,
    характеризующие его детали);
  • учить всматриваться в произведение живописи и
    создавать текст на основе увиденного на картине;
  • уметь использовать при необходимости в
    сочинении разные типы и стили речи;

воспитывающие:

  • вызвать чувство восхищения вечно прекрасной
    природой, уважения к художнику, создающему на
    полотне красоту родной природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, к родной
    земле.

Межпредметные связи: поэзия, живопись,
музыка, история.

Оборудование: презентация в компьютерном
варианте; набор иллюстративного,
познавательного, биографического материала
(репродукции картин В.Д.Поленова, вопросы
«Поразмышляем над картиной», тест, термины
живописи — распечатки из «Краткого словаря
художественных терминов», листы «Рабочие
материалы» для каждого учащегося, распечатки из
«Словаря эпитетов русского языка»
К.С.Горбачевич с эпитетами осенней пейзажной
тематики).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Приложение.

Слайд 1, слайд 2, слайд 3.

III. Работа по теме урока.

Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года»
(осень). Слайд 4.

Вступительное слово учителя.

Начали мы урок с осенней мелодии Петра Ильича
Чайковского «Времена года». Осень —
замечательное время года, время отдыха природы
перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень
любили многие писателя, поэты, художники. Нам
сразу вспоминаются пушкинские строки:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Эпиграфом к уроку взяли слова великого
русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Вдумаемся в них:

«Всё недоброе в сердце человека должно бы,
кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой
— этим непосредственным выражением красоты и
добра».

Цель нашего урока — подготовиться к описанию
картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая
осень», а помогут нам в этом группы учащихся.

ПОЭТЫ напомнят нам стихи об осени, золотой,
прохладной, с шуршащими листьями, криками
улетающих в тёплые края птиц.

БИОГРАФЫ познакомят с биографией художника, с
его необычными дарованиями.

ЭКСКУРСОВОДЫ расскажут о нескольких известных
и незаслуженно забытых полотнах В.Д.Поленова.

ИСКУССТВОВЕДЫ поделятся с нами знаниями из
словарей и напомнят значение некоторых
необходимых для работы над сочинением терминов
живописи.

ЯЗЫКОВЕДЫ напомнят нам синонимы к словам
художник, картина, изобразил.

Выступления учащихся. Слушаем друг друга очень
внимательно, наблюдаем, запоминаем, это поможет
вам правильно ответить на вопросы теста. Помним,
что наблюдать — значит уметь так видеть, слышать,
ощущать, чтобы заметить характерные и яркие
признаки предметов.

ПОЭТЫ. Слайд 5.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
:Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И.Бунин

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит:
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещрённым,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда что так цвело и жило.
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!
Ф.И.Тютчев

БИОГРАФЫ. Слайды 6, 7, 8.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в
художественной семье. Мать — художница, отец —
знаменитый археолог и библиограф, член Академии
наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал
вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении
защищал Шевардинский редут, за храбрость
награждён двумя шпагами.

В детстве мальчик обучался музыке, после
окончания гимназии в Петрозаводске поступил в
Академию художеств (1863) в класс исторической
живописи и одновременно на юридический
факультет Петербургского университета. Занятия
музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре.
В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был
в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы
связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным,
В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в
сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в
Москве, выступил с картиной «Московский дворик»
(1878), которая начала новый этап его творчества.
Создаёт «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд»
(1880), «Старая мельница» (1880).

Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой,
участвуя в театральном кружке мецената
С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок
ставил спектакли, в которых участвовали Поленов,
Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др.
Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок
перерос в оперный театр. Поленов сдружился со
многими театральными деятелями — в том числе с
Ф.Шаляпиным. Опера «Призраки Эллады», созданная
Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло
принята публикой.

В 1881 — 82 годах ездил по Святым местам: Египет,
Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в
Училище живописи, ваяния и зодчества. У него
учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон,
В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил
общедоступный Народный театр. В 1905 году резко
реагировал на кровавое подавление царским
правительством народных выступлений.

Последние годы посвятил организации народного
театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям
для рабочих Пресненского района Москвы. Он
считал искусство мощным средством развития
народного самосознания, воспитывающее
эстетические вкусы и содействующее народному
просвещению.

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых
живописцев, получивших звание народного
художника.

ЭКСКУРСОВОДЫ.

Рассказы по картинам «Московский дворик»,
«Заросший пруд», «Бабушкин сад».

ИСКУССТВОВЕДЫ.

При описании картины необходимо пользоваться
терминами живописи.

Сообщение по словарю «Краткий словарь
терминов живописи» (полотно, палитра, светотень
и другие).

Колорит (от лат. «цвет», «окраска») в живописи
— система соотношения цветов, служащая для
раскрытия художественного образа. В зависимости
от преобладания тех или иных красок, колорит
может быть спокойным или напряжённым, холодным
или тёплым, светлым или тёмным, ярким или
сдержанным:Колорит отражает цветовое
многообразие мира, индивидуальность и
внутреннее состояние художника, его
эмоционально-эстетическое отношение к
изображаемому.

Палитра (от латинского «лопатка» — деревянная
дощечка овальной или круглой формы, на которой
живописец смешивает краски. В переносном смысле
палитрой художника называют характерную для
него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму
чувств, которые пробуждает его живопись.
Приближается к понятию «колорит». Палитра —
скупая, щедрая, нежная, мрачная:

Светотень — передача оттенков светлого и
темного на поверхности изображаемых предметов, в
изображении в целом, соотношение освещенных и
находящихся в тени частей изображения. Светотень
является одним из мощных средств художественной
выразительности в графике и живописи.

Проверим наши знания о художнике и его
картинах. Тест (раздаются для каждого учащегося
листы с тестом). Выполнение тестовых заданий (3-5
минут). Самопроверка по ключу. КЛЮЧ к тесту: 1а 2б 3г
4г 5б 6ж.

Тест.

1. Укажите годы жизни В.Д.Поленова

А) 1844 — 1927

Б) 1854 — 1927

В) 1854 — 1937

2. Чем увлекалась мать В.Д.Поленова?

А) музыкой

Б) живописью

В) поэзией

3. Почему мальчик гордился своим дедушкой,
генерал-майором Воейковым?

А) воевал вместе с Суворовым

Б) участвовал в Бородинском сражении

В) за храбрость награждён двумя шпагами

Г) верно всё перечисленное

4. В.Д.Поленов получил образование

А) на юридическом факультете Петербургского
университета

Б) на словесном факультете Петербургского
университета

В) в Академии художеств

Г) верно А и В

5. В.Д.Поленов — не создал картину

А) «Золотая осень»

Б) «Грачи прилетели»

В) «Бабушкин сад»

Г) «Московский дворик»

Д) «Заросший пруд»

6. Чего не делал в жизни В.Д.Поленов

А) пел в хоре

В) рисовал декорации

Г) участвовал в сербско-турецкой войне

Д) возглавлял народный театр

Е) сочинил оперу

Ж) дружил с А.П.Чеховым

З) преподавал в Училище живописи, ваяния и
зодчества.

И вот перед нами картина В.Д.Поленова «Золотая
осень» (1893 год) (показ репродукции по слайду
компьютера и на распечатках у учащихся).

Вдумаемся в название полотна мастера живописи
— «Золотая осень». Как вы его понимаете?

Как ещё можно назвать эту картину?

Почему же художник выбрал название именно
«Золотая осень»?

Работа по листу «Размышляем над картиной»
(слайд 9). Мы должны в своём сочинении постараться
раскрыть замысел художника — в осеннем пейзаже
Поленова всё дышит покоем, тишиной,
умиротворённостью.

1. Как вы думаете, чем привлёк художника этот
уголок природы?

2. Что поэтичного увидел автор в этом пейзаже?

3. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль,
изображенные художником.

4. Какое сочетание цветов использовал Поленов,
чтобы передать светлое и одновременно грустное
настроение осени?

Систематизация материалов. Слайд 10.

Работа по листочкам «Сбор материалов к
сочинению» по плану:

а) передний план — сосны, берёзы, земля;

б) второй план — небо, воздух, река, горизонт.

План Рабочие материалы Ваши дополнения
Сосны Мощная, густая крона:

Раскидистые
ветви:

Высокие стволы:

 
Земля Устлана жёлтыми, коричневыми, янтарными
листьями:

Нет ярких красок:

 
Берёзки Белеют стволы берёз:

Почти нет
листьев:

 
Воздух Сырой, прохладный:

Небольшой
ветерок:

Пахнет листьями:

 
Река Широкая, полноводная, с пологими
берегами:

Вода на глубине тёмно-синяя, у берега
— светло-голубая:

 
Небо Отражается в реке:

Выгорело:Выцвело:

Бледно — серое:

Вдали слева — синее

 
Горизонт Далеко видно и далеко слышно:

Просторно,
но грустно:

 

Записи выполняем на листочках в колонке «Ваши
дополнения», это ваш черновик.

Не забудьте, что, работая над описанием картины,
нужно избегать не только орфографических,
пунктуационных, но и речевых ошибок. Нужно
использовать синонимы.

ЯЗЫКОВЕДЫ. (Работа со словарём). Ученик этой
группы рассказывает о синонимах, выбранных из
«Словаря синонимов русского языка» по теме
работы.

Художник: живописец, автор картины, мастер
живописи, создатель полотна:

Картина: репродукция, полотно, произведение
живописи, шедевр мастера:

Изобразил: показал, передал, запечатлел,
воплотил свой замысел, нарисовал, создал:

Подумаем над началом вашей работы в
зависимости от формы сочинения, не забывая о
стиле:

  • письмо к другу,
  • отзыв о картине,
  • репортаж с выставки картин художника,
  • впечатления участника экскурсии на природу.

Учитель или учащиеся творческого и
исследовательского уровня развития редактируют
варианты, предлагаемые учащимися.

Работа над черновым вариантом сочинения.
Учащиеся работают самостоятельно. Тот, кто
справился раньше, становится КОНСУЛЬТАНТОМ и по
рядам помогает тем, кто затрудняется выполнить
работу.

Обобщение по уроку (слайд 11), итоги работы
учащихся.

Домашнее задание (слайд 12):

А) для всех *учащихся написать чистовой
вариант сочинения;

Б) для **учащихся дополнительно составить
свой тест по материалам урока;

В) для ***учащихся дополнительно составить
кроссворд по материалам урока или сценарий к
игре по образцу одной из телевизионных игр по
материалам урока.

Литература:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
    языка.
  2. Горбачевич К.С. , Е.П.Хабло. Словарь эпитетов
    русского языка.- АН СССР Институт РЯ, — Ленинград:
    «Наука», 1979.
  3. Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия
    «Краткие биографические словари» — М.: «РИПОЛ
    КЛАССИК», 2001. — 640 с.
  4. Краткий словарь терминов живописи.

Приложение.

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Поленов — Золотая осень

Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами. Особенно Василию Дмитриевичу нравились виды на реки и озера.

В своей картине «Золотая осень» живописец изобразил чудесное время года — осень. Она одаривает всех окружающих своей красотой, невероятными, яркими, ясными, ослепительными цветами. На холсте осенняя солнечная полянка, на которой застыли стройные березки и осинки, с белоснежными и серо-зелеными стволами. Осень только начинается. Но листья уже приобрели самые разные солнечные цвета и оттенки.

Есть среди них багровые, красные, желтые, с зелеными и коричневыми прожилками. По поляне « разбежались» и радостно, глядят на мир, кусты ивы, вереска, акации. Ее разделяет бегущая куда-то вдаль тропинка. Трава, на этюде, поредела и потускнела. Последние цветы как бы дарят последние взмахи своих головок. В глубине рощи стоит могучий дуб. Он крепок и могуч. Он не собирается сдаваться на милость осенней раскраски. Стоит зеленый и высокий. По крутому косогору, сбегают вниз, к берегу полноводной реки Оки, рябины и черемуха, создающие по ее берегам, труднодоступные заросли.

Золотеет мягким, теплым песком плес у быстро бегущей воды. К осени она зацветает и приобретает темную окраску. Течение замедляется водорослями и тиной. Вдали медленно бегут облака, их светло-синяя даль навевают минуты мечтательности и вдохновения. Все в прозрачной дымке. Осенняя пора дарит небесной выси смесь серых, белых барашков. Виртуоза-колориста В. Д. Поленова, отличали невероятно чистые выразительные цвета, четкий рисунок со свежим колоритом, тщательно выверенная композиция его полотен.

Сочинение по картине Поленова Золотая осень

Художники во все времена старались запечатлеть природу в лучший период времени года, чтобы показать нам ее во всей красе. Осень- это самое яркое время года. На картине Поленова Золотая осень пейзаж предстает перед нами во всем разнообразии красок. Живописец использует почти всю палитру: от нежно-голубого до темно-изумрудного, от светло-желтого до багряного. Он умело и с любовью переносит на холст изображение красивейшего уголка нашей природы. Картина была написана с возвышенности, чтобы показать зрителю, какой открывается сверху вид на широкие просторы родной земли.

Уже закончилось лето. Деревья постепенно меняют свои зеленые наряды на ярко-желтые и красные. Совсем немного покрасуются они в своем одеянии. До тех пор, пока холодный осенний ветер не сорвет с ветвей все листья.

На переднем плане художественного полотна изображена поляна, по краю которой расположились молодые березки. Их тонкие белые стволы грациозно выделяются на фоне густого леса. Желтые листочки переливаются золотом на солнце. Кроны на некоторых деревцах уже поредели. Видимо, осенний ветер успел сорвать с них листву.

Небольшие кусты на поляне еще в зеленом одеянии. На фоне пожелтевшей травы они выглядят как вечнозеленые миниатюрные ёлки.

Лесная тропинка, пересекающая поляну, идет по всему пригорку. Скорее всего она ведет к белой церкви, которая видна вдалеке.

За березками расположился могучий дуб. Он возвышается над молодыми деревцами. Величественное дерево не торопится менять свой летний наряд. Его роскошная крона темного изумрудного оттенка. Она ярко выделяется на фоне излучины реки.

Извилистая река занимает почти всю центральную часть холста и скрывается в дымке на заднем плане. Она изображена в голубых тонах, так как в ней отражается высокое светлое небо. На правом крутом берегу тянется бесконечный лес с разноцветной листвой. На пологом левом берегу расположились бескрайние поля. А у самой кромки воды виден песчаный пляж.

Это осенний погожий день. Ярко светит солнце. Справа в водах реки как в зеркале отражаются кусты и деревья. И на всем ее протяжении отражается голубое небо с плывущими по нему облаками. На заднем плане у самого горизонта лес в дымке выглядит синим и почти сливается с небом.

На картине Поленова Золотая осень показана вся красота нашей земли с ее необъятными просторами, полями, лесами и реками. Автор сам очень любит природу, свои родные места и заставляет зрителей проникнутся теми же чувствами.

Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 4, 7 класс

Похожее

ПОЛЕНОВ Василий – Золотая осень 900 Картин самых известных русских художников

Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова «Золотая осень».

Во многих своих творениях художник В. Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски – волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.

Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Сочинения

Природа прекрасна в любое время года, а особенно прекрасна природа родного края и в этом мы убеждаемся, когда встречаются работы знаменитых художников. Одной из таких работ, что передает неповторимый пейзаж русской природы, есть работа Поленова Золотая осень.

Описание картины Золотая осень Поленова

Написал Василий Дмитриевич Поленов картину Золотая осень в 1893 году, где изобразил речку Оку с ее удивительными изгибами и зеркальной голубизной. Река уходит далеко вдаль, а вдоль ее берега разбросаны яркие краски. Это начинает вступать в свои права осень.

На переднем плане мы видим лужайку, которая разделена тропинкой. Эта тропинка, наверное, на картине Поленова Золотая осень уходит глубоко в лес, который нам не виден, а может она ведет к ближайшей деревне, ведь купол виднеющей церкви говорит о том, что рядом есть поселение и живут люди. Но не деревню изображает Поленов на картине Золотая осень над чьим описанием я сейчас работаю, изображает он раннюю осень, скорее всего, это бабье лето.

В моем сочинении по картине Поленова Золотая осень упомяну березки, которые вдоль берега сверкают своими уже золотыми листьями. Они тонкие и стройные, а на фоне величественного дерева, наверное это дуб, они кажутся такими хрупкими и не защищенными. Сам дуб еще зеленый, он не успел принарядиться к осеннему балу, но все еще впереди и он будет позже одет в разноцветные краски, ведь осень не проходит мимо.

Поленов в работе Золотая осень на своей картине не упустил ни одной детали. Каждый раз, всматриваясь в картину, видишь что-то новое. Вот на переднем плане камень и кусты, тени падают на травку, вдали церковь, а на водной глади отображаются растения и небо. Небо же голубое с белоснежными воздушными и пушистыми облаками. Так и хочется окунуться в эту голубую перину.

Картина красивая, яркая и мне очень нравится.

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень»

4.6 (91.67%) 12 votes

Сочинение на 5

Вариант №1

Передо мной картина Василия Поленова «Золотая осень». От неё просто невозможно оторвать взор, настолько прекрасно всё на этом полотне! Куда ни посмотри – всё покрыто золотом.

На многих полотнах этого великого художника можно увидеть его родную реку Оку. Её природой он не переставал восхищаться никогда. Так и на своей картине «Золотая осень» он не оставил без внимания эту известную реку. Столько оттенков можно увидеть на картине в этой прекрасной реке. Также в ней отражаются облака и деревья.

Художник запечатлел свой прекрасный пейзаж в погожий осенний день. Всё здесь наполнено ярким солнечным светом.

Осень наступила совсем недавно. Не все деревья уже успели сменить свои зелёные наряды на ярко-жёлтые, красные и оранжевые. Но стройные берёзы уже принарядились, они стоят в прекрасных золотистых платьях. В глаза бросается длинная тропинка, которая так и манит уйти вглубь этого осеннего волшебства.

Мне очень понравилась картина Поленова «Золотая осень». От неё веет теплом и радостью. Обычно осень представляется людям как дождливое и грустное время года, но здесь она показана совсем другой: ясной, светлой, позитивной!

Вариант №2

Наступила прекрасная пора – золотая осень. Всё вокруг преобразилось. Мастерски показал на своём полотне В.Д. Поленов эту замечательную пору. « В багрец и золото одетые леса » – такой строчкой из стихотворения Пушкина можно описать его прекрасную картину.

Деревья уже переоделись в красивые золотые платья. А вот трава ещё местами совсем зелёная. Тёмные пятна на полотне – это молодые ёлочки.

Настолько красиво художник изобразил красоту русской природы, что стоит взглянуть на эту прозрачную реку, в которой отображается небо и деревья, стоит посмотреть на шикарные наряды деревьев и сразу на душе становится тепло и светло. Могучие ели возвышаются над стройными берёзками. Благодаря ним прекрасные наряды берёз кажутся ещё более выразительными.

Между небольшими елями проходит тропинка. Мы не знаем, куда она ведёт, но хочется думать, что это дорога к чему-то волшебному, сказочному. Ведь всё на картине настолько прекрасно, что кажется, ты попадаешь в настоящую сказку.

Мне очень понравилась эта картина. Она яркая и красивая, поднимает настроение и заставляет радоваться простым вещам. На неё просто невозможно смотреть без восхищения!

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Поленова «Золотая осень», 3 класс» читают:

Сочинение «О чём расскажут осенние листья», 3 класс

Сочинение по картине Билибина «Иван-царевич и лягушка квакушка», 3 класс

Сочинение по картине Шишкина «Дубовая роща», 3 класс

Описание картины Василия Поленова “Золотая осень”

Пейзаж “Золотая осень” известного российского и советского живописца Василия Поленова, однокашника Ильи Репина и учителя Исаака Левитана и Остроухова, члена французской Академии, является не самым известным его произведением, но его изящность и проникновенность заставляют написать о нем пару строк.

Картина эта написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.

Василий Поленов изобразил самое начало осени – жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому – огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва. И хотя художник изобразил на картине осень, понятно, что ещё очень тепло и солнечно, и правильнее было бы назвать эту работу “Бабье лето”.

Год написания картины: 1893.

Размеры картины: 77 х 124 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Таруса, Россия.

Холст, масло. 77 х 124. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, – писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. – Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».

«Золотая осень» Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Вариант №2

В жизни и в творчестве русских художников и поэтов Россия занимала одно из главных мест. Они не уставали воспевать её в своих произведениях. Как можно не любить эти поля, леса, берёзки, небо, солнце, воздух! Вот и в жизни художника Василия Дмитриевича Поленова природа всегда занимала одно из главных мест. Он, также как, и Пушкин, любил осень. Река Ока, которую он видел с самого детства всю свою сознательную жизнь, вдохновила его написать картину под названием «Золотая осень». Художник является гением пейзажа.

Вот она, голубоглазая красавица, бежит вглубь картины меж плавно изогнутых берегов и растворяется в цвете пейзажей заднего плана. Её воды, как зеркало, блестят и переливаются в лучах осеннего солнца. В них отражаются и небо с плывущими по нему облаками, и близлежащие леса. На пригорке, на полянке стоят как на подбор, одетые в золотые платья, берёзки. Словно, девчонки на танцах, ждущие своего кавалера. А вековой дуб, как истинный джентльмен, стоит позади них строгим исполином.

Кажется, что лёгкий ветерок ласково треплет его пышную зелёную шевелюру. И маленькие ёлочки зелёными кустиками расположились на полянке. Вдалеке уже что-то мелькает яркими мазками. По всей видимости, на картине изображён сентябрь в средней полосе России, на дворе бабье лето. Дивная погода. Ещё стоят последние тёплые деньки. Природа как — будто нежится на солнышке. Но на небе уже собираются тучки.

На переднем плане картины изображена изрядно протоптанная тропинка. Видно, не одна пара ног прошагала здесь за лето в лесок за грибами и ягодами. Или может это люди шли в белокаменную церковь, расположенную в ближайшей деревне. Она виднеется на заднем плане картины. День клонится к вечеру. Справа видны на земле длинные тени от деревьев. Так и хочется расположиться на этом пригорке и устроить пикник на природе. А потом пойти в лес по этой дорожке. Хоть на один день уехать от городского шума. Так и кажется, что сейчас выкатится на эту опушку колобок, и покатится дальше, а за ним погонится рыжая плутовка-лиса.

Картина яркая и красочная, наполнена теплым внутренним светом. Вроде обычный, незатейливый пейзаж, но сколько в нем неги, спокойствия и умиротворённости. На эту картину можно смотреть и смотреть, и находить что-то созвучное своей душе. Вспоминать свою «малую Родину», свою речку и любимый пригорок и лесок.

Картина хранится в музее-заповеднике художника, в Тарусе.

О художнике

Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 г. в многодетной дворянской семье. Семья его жила в Петербурге. Отец художника был довольно известным в своё время археологом, а мать занималась живописью, она также писала книги для детей. Когда Василию Поленову исполнилось 12 лет, родители увидели в нём талант художника и наняли для него педагога из Академии художеств. Этим педагогом был Павел Петрович Чистяков, который оказал на творчество Поленова очень большое влияние. В 1861-1863 гг. Поленов учился в Петрозаводской гимназии, а после этого поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. В это же время он учился в Академии художеств. В 1867 г. Василий Поленов закончил Академию художеств с серебряной медалью. Творчество художника начинает пользоваться популярностью. После окончания Академии художеств Василий Поленов много путешествует, ищет темы для новых произведений. Он посещает Вену, Неаполь, Венецию, Мюнхен и другие города. Довольно долгое время он жил в Париже. В 1876 г. Поленов участвует в Русско-турецкой войне, а спустя год переезжает в Москву, где посещает множество художественных выставок, а также демонстрирует широкой публике свои произведения. В те времена творчество художника начинает пользоваться большим успехом, в большей степени благодаря картине «Московский дворик», которая была создана в Арбатском переулке. Василия Поленова многие современники начинают называть мастером эпического пейзажа. В начале 80-х годов XIX в. Василий Дмитриевич Поленов отправляется в путешествие на Ближний Восток: в Палестину, Египет, Сирию и другие страны. Умер художник в 1927 г. в своей усадьбе, прожив 83 года. Над могилой Василия Поленова, согласно его завещанию, поставлен олонецкий крест.

Могила В. Поленова в Бехове

  • Вперёд >


Обучающее сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».

Ход урока урока:

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня урок по развитию речи.

– На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

– Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)), педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

– Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски).

– Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

– Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

– Осень – любимое время года художника.

– Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

– Что вы видите в центре картины? (Реку.)

– Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К. Коровину.)

– Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

– Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

– Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

– Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

– О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

– Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)

– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

– Соответствует ли содержание рассказа теме?

– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

652682 1Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

– Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

– Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

  • Презентация по написанию итогового сочинения в 11 классе в 2022
  • Презентация по литературному чтению 2 класс сказки пушкина
  • Презентация по литературному чтению 2 класс пушкин сказка о рыбаке и рыбке школа россии
  • Презентация по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Презентация по литературному чтению 3 класс пушкин сказка о царе салтане 1 урок школа россии