Презентация по рассказу дубровский 6 класс

Слайды и текст этой онлайн презентации слайд 1роман а.с.пушкина дубровский презентацию подготовила учитель моу калашниковская сош степанова о.а. слайд 2история

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 1

Роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ» Степанова О.А.

Слайд 2

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 2

История создания романа

1. Роман не был завершен Пушкиным. 2. Работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 г. 3.Незавершенный роман автор не опубликовал. 4.Впервые он был напечатан посмертно в 1841 г. под названием «Дубровский» (по фамилии главного героя)

Слайд 3

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 3

О сюжете романа

В основу романа легло сообщение Нащокина ( друга Пушкина) «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и , оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других».

Слайд 4

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 4

Нащокин видел Островского в тюрьме, и , возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа.

Слайд 5

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 5

Первоначально герой фигурировал под фамилией Островского, замененной затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Слайд 6

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 6

Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков.Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

Слайд 7

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 7

Словарная работа

РОМАН( фр.- повествование) – большое повествовательное произведение , обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. СЮЖЕТ( фр. – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Слайд 8

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 8

Исследовательская задача

Писатель, разрабатывая уже знакомый сюжет в духе В.Скотта, задумал написать роман о русском благородном разбойнике, вынужденном встать на путь мести. Замысел приключенческого романа о благородном разбойнике не был осуществлен. Почему?

Слайд 9

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 9

Перспективные задания

1. Понаблюдайте, как в романе чувство мести, которое владело Владимиром Дубровским, сменяется другим чувством 2. Внимательно проследите путь Владимира Дубровского.3. Как офицер становится во главе шайки разбойников? Что является отправной точкой бунта?4. Проследите, как друзья становятся врагами. 5. Подумайте, почему высокой чистой любви не дано было осуществиться?

Слайд 10

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 10

Усадьба Троекурова

1. Кто такой Кирилл Петрович Троекуров? 2.Найдите описание в тексте. 3. Что давало ему такую власть? 4.Как к нему относились соседи и губернские помещики? 5. Почему Троекуров был так груб и своенравен?

Слайд 11

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 11

Увлечения К.П. Троекурова

1. Как проводил время Троекуров? 2.Кто был соседом К.П.Троекурова? 3.Найдите описание в тексте.

Слайд 12

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 12

Отношения двух помещиков

1.Почему Троекуров уважал Дубровского? 2.Как характеризует Дубровского случай на псарне? 3.Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского?(Выделите глаголы, характеризующие поступки Трекурова) 4.Хотел ли он обидеть приятеля? 5. Какой способ мести избирает Троекуров?

Слайд 13

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 13

Описание внешности героя

1. Опишите заседателя Шабашкина. 2.Как Троекуров обращается с Шабашкиным? 3. Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова? 4. Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?

Слайд 14

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 14

Суд и его последствия

1. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? 2.Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3. Как вели себя герои? 4.Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? 5. Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? 6. Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

Слайд 15

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 15

После суда

1. Как изменился Дубровский со времени суда? 2. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге? 3. Каковы были отношения сына и отца Дубровских? 4. Как воспринял Владимир известие о болезни отца? 5. Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 6. Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? 7. Какими предстают имения Троекурова и Дкбровского? 8. Как встретились отец и сын?

Слайд 16

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 16

Прощание Владимира с отцом и родным домом

«Где стол был яств, там гроб стоит» (взят из оды Державина). 1.Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение? 2. Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он? 3.Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин?

Слайд 17

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 17

Смерть Дубровского

«Гром победы…»(начало одного из хоров Державина) 1. Почему Владимир велел выгнать Троекурова? 2.Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опишите, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских? А Троекуров?( Изобразим любопытство, торжествующую затаенную радость крепостных, изменения в лице Троекурова.) Как вы понимаете эпиграф?

Слайд 18

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 18

Похороны Дубровского

1.Выражение лица В.Дубровского — «лицо его было страшно»- о чем это говорит? 2.Какие чувства испытывает герой, находясь в Кистеневской роще? 3. Как эти чувства отображены в природе?

Слайд 19

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 19

Приезд приказных чиновников

1. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? 2. Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? 3.Как нарастало возмущение крестьян? 4. Как ведет себя Владимир? 5. Как его это характеризует?

Слайд 20

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 20

Пожар в Кистеневке

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? Что затевает кузнец Архип? Хотел ли Дубровский смерти приказных? Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

Слайд 21

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 21

Работа с иллюстрациями

1.Художник Б.Кустодиев 2.Художник Б.Шмаринов Что изобразили художники на своих иллюстрациях? Чем отличаются эти изображения? Какое чувство вызывает каждый рисунок?

Слайд 22

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 22

Найдите в тексте описание эпизода, изображенного на данной иллюстрации. Что происходит в душе у Владимира после прочтения писем?

Слайд 23

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 23

Благородный разбойник

— Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? — Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? — Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? — Почему разбойники не трогали дом Троекурова? — Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

Слайд 24

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 24

Наедине с медведем

Какое значение имеет вступление к 8 главе? Как относится к Маше Кирила Петрович? Каково отношение Маши к отцу? Как характеризует Машу сам автор? Как отнесся к появлению Дефоржа Троекуров? Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

Слайд 25

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 25

Храбрый учитель

О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнаем из этой главы? Как к такого рода «увеселениям» относится автор? Как и почему изменилось отношение Троекурвых к Дефоржу?

Слайд 26

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 26

Обед в Покровском

1.Перескажите 9 главу от лица Маши( с романтическими подробностями) 2.Перескажите главу от лица Троекурова(Отразить его самоуверенность) 3.Перескажите главу от лица Дубровского-Дефоржа(пересказ сдержанно-торжествующий) 4. Что нового узнаем о Дубровском?

Слайд 27

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 27

Дубровский снимает маску

1. Как изображает Пушкин жадного и осторожного Спицина? 2. Какие подробности о неправедном суде узнает Дефорж- Дубровский от Спицина? 3.Какие слова и выражения вам были непонятны в этой главе?

Слайд 28

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 28

Маша и Дубровский

1.Зачем Пушкин переставил события? 2.Как объясняется появление Дефоржа в доме Троекурова? 3.Как относятся к «учителю» в доме Троекурова? 4.Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? 5.Почему он не стал мстить своему врагу? 6.Как относится к Дубровскому Маша?

Слайд 29

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 29

Маша и Верейский

1.Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? 2.Как эти поступки характеризуют Машу?

Слайд 30

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 30

Маша под арестом

1.Какой эпизод изображен на данной иллюстрации? 2. Как вы можете охарактеризовать поведение Троекурова по отношению его к своей дочери?

Слайд 31

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 31

Два мальчика

1. Почему же не сработал простой и надежный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским? 2. Какими вам представляются мальчики, Саша и Митя? 3. Почему исправник и Троекуров отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? 4. Составьте план 12 главы. 5. Прочитайте по ролям эти эпизоды.

Слайд 32

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 32

Невозвратимые слова

1.С каким чувством ждет Маша свою свадьбу? 2.На что она надеется? 3.Прочитайте, что происходит с Машей при подготовке её к венчанию? 4.Почему Маша не приняла помощи Дубровского?

Слайд 33

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 33

Последний бой

1.Как Пушкин описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского? Как он называет крестьян Дубровского? 2.Какими деталями текста «опровергается» это утверждение? 3. Против чего взбунтовались крестьяне? 4.Почему В.Дубровский покинул своих крестьян? 5.Каково отношение автора к своему герою-разбойнику? 6.Какова основная мысль, идея произведения?

Слайд 34

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», слайд 34

Причины ссоры Дубровского и Троекурова

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 20.

Тема.

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

Цель

:

  • определить причины ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнить характеры героев, определить мотивы их поведения;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление учащихся;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значений понятий «чувство собственного достоинства» и «высокомерие».

Оборудование:

мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

III. Изучение нового материала. Анализ содержания первой главы романа.

1.Озаглавливание первой главы.

2.Выразительное чтение отрывка от начала главы до слов «Нечаянный случай всё расстроил и переменил».

3.Сопоставление образов Дубровского и Троекурова.

Отношение соседей

Рады были угождать, трепетали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Строго и своенравно

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели

4.Беседа.

  • Чем объясняется поведение Троекурова?

Характер Троекурова определен его положением на социальной лестнице. Общественный вес Троекурова и готовность всех угождать малейшим прихотям его деспотического нрава способствовали развитию в нём самых низменных качеств: самолюбия, надменности, праздности.

  • Почему А.С. Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать

    (а не просто: угождали);
    трепетали
    (а не боялись),
    готовы были
    (а не принуждены)
    тешить его праздность, никто не дерзал отказываться
    (а не рисковал, не осмеливался).

Подчеркивая раболепие помещиков перед всесильным барином, А.С. Пушкин подбирает слова, более точно указывающие на полную зависимость окружающих.

  • Почему Дубровский остается «вне общего закона»?

Андрей Дубровский — исключение из общего правила. Он не лицемерит, не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым. Расстроенное состояние принуждает его выйти в отставку, но от предложения о покровительстве вполне искреннего, Дубровский отказывается. Не желает он женить сына на Маше Троекуровой, чтобы тот не «сделался приказчиком избалованной бабенки».

  • Происшествие на псарне — случайность или закономерность?

Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в положение «вне общего закона». Долго оставаться в таком статусе невозможно. «Нечаянный случай» на псарне — проявление социальной закономерности.

  • Что сближало и разделяло Дубровского и Троекурова? Что отличало Андрея Гавриловича от других соседей Троекурова?

Воспоминания о прошлом сближают героев. Однако в настоящем Троекуров –владелец огромного поместья, а Дубровский всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства.

5.Лексическая работа.

— Определите значение слов «достоинство», «высокомерие».

— Назовите слова, противоположные по смыслу понятию «чувство собственного достоинства».

Подобострастие, угодничество, заискивание, низкопоклонство.

6.Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова?

6.1. Задания для групп: найти в прочитанном отрывке эпизоды, доказывающие виновность Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа) в случившемся.

6.2. Самостоятельное чтение эпизода от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собрался в отъезжее поле» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (глава I). Представители групп зачитывают цитаты, доказывающие виновность героев, и заполняют таблицу.

«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вслед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«…Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского».

«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудесная, — вряд ли людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не хотел послушаться и не хотел воротиться».

«…А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

«Один из псарей обиделся. «Мы на своё житьё, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы и сытнее и теплее».

6.3. Беседа «Кто виноват в ссоре?»

• Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?

Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности.

• Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

Замечание верного слуги льстило его самолюбию.

• Понял ли сразу Троекуров, что обидел старого друга?

Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.

• Сожалеет ли он о случившемся?

Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

• Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!

• Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского? Как это решение характеризует Троекурова? Каково значение слова «подвиг», употребленное в авторской характеристике?

Сходство в характерах и наклонностях Кирилы Петровича и Андрея Гариловича, долгая дружба, выдержавшая испытания, — все, что соединяло, потеряло силу, как только Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решил показать, как глубока социальная пропасть, разделяющая бедного дворянина и властного помещика.

Необузданность нрава сказывалась и ранее в поступках, которые автор иронически называет «подвигами», имеющими целью «осадить» соседей. Теперь он решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить eго.

• Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

6.4.Чтение эпизода встречи с Шабашкиным от слов «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале…» до слов «Шабашкин поклонился почти до земли, вышел вон…».

• В чем проявляется высокомерие Троекурова? Почему он дважды обращается к Шабашкину: «Как, бишь, тебя зовут?»

В небрежных повторах «Как, бишь, тебя зовут?» ощущается нескрываемое мое презрение к Шабашкину. Он не просит, а приказывает, хорошо зная, что и власть у него на службе: «Выпей водки да слушай».

• Как передано подобострастие Шабашкина?

Шабашкин, представитель власти, специально заезжает к Троекуров узнать, нет ли каких приказаний, отвешивает поклон за поклоном, с благоговением ожидая изъявлений воли барина, беспрестанно повторяет «ваше превосходительство», кланяется почти до земли.

– Какое значение приобретает словосочетание «маленький человек» в данном эпизоде?

Словосочетание «маленький человек» приобретает особое значение. Автор подчёркивает ничтожность власти, допускающей проявление неуважения со стороны сильных мира сего.

— Сравните поведение Андрея Гавриловича Дубровского и представителя законной власти.

Дубровский осмеливается защищать своё достоинство и чувствует себя равным Троекурову, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Дубровский ведёт себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым заискивает и унижается. Эпизод подчёркивает драматизм положения Дубровского, посмевшего нарушить «общий закон».

III.
Подведение итогов урока.
— Что явилось причиной ссоры Дубровского и Троекурова?

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные!», данную перед романом.

2.Дать название главам II–IV.

3.Индивидуальные задания:

-подготовить пересказ эпизода в суде от лица Троекурова и Дубровского;

-выписать цитаты, характеризующие состояние Троекурова после суда;

-составить пересказ-анализ «Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге»;

-подготовить выразительное чтение письма Орины Егоровны Бузыревой;

-подготовить чтение по ролям диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном.

4

Центральные персонажи романа «Дубровский». Ссора Дубровского и Троекурова.

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР

Центральные персонажи романа «Дубровский».

Ссора Дубровского и Троекурова.

(6 класс)

Цели урока:

Обучающая:

выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.

Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».

Развивающая:

совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.

Воспитательная:

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • парная.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

Приёмы деятельности учителя:

  • эвристическая беседа;
  • аналитическая работа с текстом;
  • лексическая работа.

Технологии

: информационно-коммуникационные.

Оборудование:

словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь ученика, дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

: выявление первоначальных читательских впечатлений.

Метод

: практический, частично-поисковый

Цель:

формирование представления детей о главных героях произведения.

Учитель

:

  • Проверим домашнее задание.
  • Назовите главных героев романа.
  • Укажите их социальное положение.
  • Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
  • Какие у них были увлечения?
  • Как складывались отношения с соседями?
  • Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
  • Отметьте общее в судьбах героев.

Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»

Троекуров Дубровский
Социальное положение Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и не­зависим
Качества характера Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома
Занятия Праздность, дом полон гостя­ми, буйные увеселения, стра­дал от обжорства, каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах Горячий охотник
Отношение соседей Рады были угождать, трепе­тали при его имени Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать
Отношение к крестьянам Относился строго и своенравно Доброе
Общее в судьбах героев Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями

Ш. Целеполагание

  • А кто такие друзья? Что такое дружба?

(Дружба –

близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)

  • Подберите антоним к слову дружба.

(Вражда, ссора)

На доске

Дружба Ссора, вражда

  • Каково лексическое значение слова «ссора»?

(Ссора

– состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)

  • Почему именно об этих понятиях мы говорим сегодня на уроке?

(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).

  • Сформулируйте тему урока. (Ссора Дубровского и Троекурова

    )

  • Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?
  • В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?
  • Кто виноват в ссоре?
  • Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?
  • Почему не состоялось примирение ?
  • Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».

IV. Первичное усвоение материала

Цель:

способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.

Метод

: эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный.

  • Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?

(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).

  • Какие качества характера развились в нём?

(на доске табличка) Троекуров

Самолюбие,

надменность,

праздность,

высокомерие…

Лексическая работа

со словами «высокомерие», «надменность»

  • Определите лексическое значение слова:

Высокомерие –

гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)

Надменность

самонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)

  • Почему Дубровский остаётся «вне общего закона

    », выделяется среди гостей Троекурова?

(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Лексическая работа

со словом «достоинство».

  • Какие качества характера остались у Дубровского?

(на доске табличка) Дубровский

Гордость,

чувство собственного достоинства,

независимость…

  • Вы определили, что сближало

    Дубровского и Троекурова.

(Воспоминания о прошлом сближают героев).

  • Что разделяет

    героев романа?

(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский — всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).

  • Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?

(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» — проявление социальной закономерности.)

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.

Цель

: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.

Форма работы

: парная

Методы

:

Динамическая пауза

Учитель

. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Работу выполняем 5 минут.

Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).

Задания для учащихся

:

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.
  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.
  • Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.

Таблица в тетради учащихся

:

Кто виноват в ссоре?
Троекуров Дубровский Парамошка
  • «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».
  • «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».
  • «Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
  • «На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»
  • «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».
  • «Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».
  • «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».
  • «…А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин»
  • «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, —

    благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»

Проверка выполнения заданий учащимися

  • Как вы считаете, в чём вина Троекурова?
  • А Дубровского?

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?

(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

IV. Обобщение изученного материала

Цель

: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.

Метод

: аналитическая беседа

  • Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

  • Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

  • Сожалеет ли он о случившемся?

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужи­ном (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

  • Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Трое­куровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

  • Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

  • Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
  • Так кто же виноват в ссоре?
  • Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

VI. Подведение итогов урока

  • Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)
  • А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвка).

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «… от природы он не был корыстолюбив».

  • Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

  • Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.
  • В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

VII. Домашнее задание

Перечитать главы 2-3.

Подготовить устное высказывание

«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».

VIII. Выставление оценок

IX. Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • Этот урок помог мне понять…
  • На этом уроке я убедился в том, что…
  • На уроке мне было …, потому что…
Подписи к слайдам:
  • Роман А.С.Пушкина „Дубровский“
  • Литература
  • 6 класс
  • Автор работы: учитель русского языка и литературы
  • МАОУ „Володарская СОШ“ Садчикова Ю.Н.
  • История создания романа «Дубровский»
  • В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, которая очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях героя.
  • Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения.
  • История создания романа «Дубровский»
  • История случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.
  • В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский».
  • Действие происходит в 1820-е годы и
  • охватывает приблизительно полтора года.
  • История создания романа «Дубровский»
  • Дата написания: 1833
  • Дата первой публикации: 1841
  • Название было дано роману издателями
  • при первой публикации в 1841 году.
  • В пушкинской рукописи вместо названия
  • стоит дата начала работы над произведением:
  • «21 октября 1832 года».
  • Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».
  • Продолжение романа «Дубровский»
  • В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа.
  • Расшифровка одного варианта:
  • Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.
  • Главные герои романа «Дубровский»
  • Кирилла Петрович Троекуров – родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского.
  • Прототип Троекурова — помещик Козловского уезда гвардии подполковник Семен
  • Крюков, в 1832 г. Неправедно
  • отсудивший имение у подпоручика
  • Ивана Муратова.
  • Главные герои романа «Дубровский»
  • Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, отставной поручик гвардии, бывший сослуживец и сосед Троекурова. Владелец имения Кистеневки. Вдовец. Имеет сына Владимира, служащего в Петербурге.
  • Главные герои романа «Дубровский»
  • Владимир Андреевич Дубровский – главный герой
  • романа, сын Дубровского старшего, «благородный разбойник». С 8 лет Дубровский воспитывался в петербургском кадетском корпусе; как молодой офицер из бедной семьи, он кутил, играл
  • в карты, влез в долги и мечтал
  • о богатой невесте.
  • Главные герои романа «Дубровский»
  • Маша, Марья Кириловна Троекурова — дочь грозного провинциального самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен Владимир Дубровский.
  • Индивидуальные черты: скрытность, внутреннее одиночество, твердость.
  • Характер воспитан
  • обстоятельствами: отец то
  • ублажает любимую дочь,
  • то пугает неукротимостью
  • гнева.
  • Сюжете романа «Дубровский»
  • Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.
  • В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.
  • Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.
  • Но, тем не менее, ему удается сохранить честность, умерить гордыню и сохранить благородство, не снизойти до варварства, которое было присуще разбойникам и бандитам.
  • Экранизация романа «Дубровский»
  • «Орёл» — голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли — Рудольф Валентино.
  • «Дубровский» — фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936).
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989). В роли Владимира Дубровского — Михаил Ефремов
  • «Дубровский» — полнометражный фильм и 5-серийная телеверсия. Действие романа перенесено в современную Россию. Режиссёр Александр Вартанов (2014). В роли Владимира Дубровского — Данила Козловский
  • Вопросы по содержанию романа «Дубровский»
  • 1. Кого из персонажей повести характеризуют данные строки: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»
  • 2. Из-за чего поссорились Троекуров и Дубровский-отец?
  • 3. Как звали няньку Владимира Дубровского написавшую ему письмо о болезни его батюшки?
  • 4. Как отнеслись крепостные Кистеневки к известию о том, что они принадлежат теперь Троекурову?
  • Вопросы по содержанию романа «Дубровский»
  • 5. Что стало причиной пожара в Кистеневке?
  • 6. Кем на самом деле был учитель Дефорж?
  • 7. Как повел себя Дубровский во время шутки с медведем?
  • 8. «Это странно, я слыхал, что …. нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут же делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет..»
  • О ком идет речь?
  • 9. Как сложились отношения Марьи Кириловны Троекуровой с Дефоржем– Дубровским?
  • Вопросы по содержанию романа «Дубровский»
  • 10. Почему Марья Кириловна, не любя князя Верейского, все же после венчания с ним отвергла предложение Дубровского быть свободной?
  • 11. Что в дальнейшем стало с Дубровским?
  • 12. Как вы думаете, исходя из заключительных строк повести, каково отношение Пушкина к действиям Дубровского?
  • Задания по роману «Дубровский»
  • Составить краткий пересказ одного из эпизодов (на выбор):
  • 1. Ссора А.Г. Дубровского с К.П Троекуровым на псарне Троекурова.
  • 2. Пожар в Кистеневке.
  • 3. Случай с Дубровским-Дефоржем в медвежьей комнате.
  • 4. Освобождение В.Дубровским Марьи Кирилловны после венчания её с князем Верейским.
  • Источники:
  • http://pptforschool.ru/fony/021.jpg
  • http://pptforschool.ru/fony/014.jpg
  • http://mtdata.ru/u19/photo4269/20745204089-0/big.jpeg#20745204089
  • https://pp.vk.me/c622431/v622431159/17268/ZZoxRlPqqJY.jpg
  • https://pp.vk.me/c625229/v625229159/135c6/TiypAw2BHLY.jpg
  • http://school-city.by/index.php?Itemid=137&id=1634&option=com_content&task=view
  • http://serialy.kinokach.com/source/files/films_images/blag/355005-blagorodnyiy-razboynik-vladimir-dubrovskiy859682.jpg
  • http://www.turkaramamotoru.com/ru/image/blagorodnyj-razbojnik-vladimir-dubrovskij-16795-79.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Pushkin_Dubrovsky_1919.jpg/200px-Pushkin_Dubrovsky_1919.jpg
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
  • http://animedia-company.cz/wp-content/uploads/2013/04/dubrovsky-cover-350×466.jpg
  • http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/06/26/test-po-soderzhaniyu-povesti-as-pushkina

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по литературе 6 класс «Дубровский!

Жанровые особенности романа А.С. Пушкин«Дубровский»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Жанровые особенности романа А.С. Пушкин«Дубровский»

Описание слайда:

Жанровые особенности романа А.С. Пушкин«Дубровский»

2 слайд

Решение проблемного вопроса: к какому типу романов можно отнести пушкинское п

Описание слайда:

Решение проблемного вопроса: к какому типу романов можно отнести пушкинское произведение? Цель урока:

3 слайд

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века

Описание слайда:

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века и до сегодняшнего времени

4 слайд

Каковы основные признаки жанра романа? , , , характеры героев даны в развитии

Описание слайда:

Каковы основные признаки жанра романа? , , , характеры героев даны в развитии, , много героев, перенос действий в разные места, , охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми, , представлена жизнь целой эпохи. Задание: подчеркните признаки, характерные для жанра романа. одно-два места происходящих событий, несколько героев одна сюжетная линия готовый характер героя события происходят в течение суток большой объём несколько сюжетных линий

5 слайд

Признаки жанра романа большой объём, несколько сюжетных линий, много героев,

Описание слайда:

Признаки жанра романа большой объём, несколько сюжетных линий, много героев, характеры героев даны в развитии, перенос действий в разные места, охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми представлена жизнь целой эпохи

6 слайд

2 тома Дружба и ссора помещиков, любовь Владимира и Маши, князь Верейский – М

Описание слайда:

2 тома Дружба и ссора помещиков, любовь Владимира и Маши, князь Верейский – Маша, Дубровский — разбойники

7 слайд

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему? пом

Описание слайда:

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему? помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др. Герои постоянно меняются в ходе событий

8 слайд

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему? Кис

Описание слайда:

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему? Кистенёвка, Покровское, Арбатово, Петербург полтора года типичная жизнь помещиков, их быт, нравы

9 слайд

Презентация по рассказу дубровский 6 класс

10 слайд

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчет

Описание слайда:

Авантюра — рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех. Приключение — происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях. Хронология – определённая последовательность событий

11 слайд

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эп

Описание слайда:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы. АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны, загадки, интриги. Задача такой литературы — развлекать читателя. ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico — «запутываю») — заинтересованность вокруг события, явления или личности. Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить какой-либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу с другими персонажами. Вокруг этой интриги и располагаются события.

12 слайд

авантюрно- приключенческий социальный интриги острота, напряжённость сюжета о

Описание слайда:

авантюрно- приключенческий социальный интриги острота, напряжённость сюжета общественные явления (бунт, митинг и т.д.) неравенство людей «тайная занимательность» общественные проблемы любовный треугольник неожиданность сюжетного поворота романтические герои

13 слайд

 Общественные проблемы Социальный?

Описание слайда:

Общественные проблемы Социальный?

14 слайд

 Общественные проблемы Социальный?

Описание слайда:

Общественные проблемы Социальный?

15 слайд

А почему он такой? ПОМЕЩИК-САМОДУР

Описание слайда:

А почему он такой? ПОМЕЩИК-САМОДУР

16 слайд

Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик? 2 группа

Описание слайда:

Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик? 2 группа — Андрей Гаврилович Дубровский

17 слайд

Крестьянский бунт Это осознанный, организованный бунт?

Описание слайда:

Крестьянский бунт Это осознанный, организованный бунт?

18 слайд

острота, напряжённость сюжета; интриги; неожиданность сюжетного поворота; «т

Описание слайда:

острота, напряжённость сюжета; интриги; неожиданность сюжетного поворота; «тайная занимательность» ; любовный треугольник; — романтические герои Авантюрно-приключенческий?

19 слайд

Презентация по рассказу дубровский 6 класс

20 слайд

 Владимир Дубровский - офицер Дефорж разбойник

Описание слайда:

Владимир Дубровский — офицер Дефорж разбойник

21 слайд

тайные свидания влюблённых необычная «почта» погоня разбойники

Описание слайда:

тайные свидания влюблённых необычная «почта» погоня разбойники

22 слайд

11 8 9 10 В романе Глава По хронологии Глава 1.Дефорж в «медвежьей» комнате 8

Описание слайда:

11 8 9 10 В романе Глава По хронологии Глава 1.Дефорж в «медвежьей» комнате 8 1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем 11 2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском 9 2. Дефорж в «медвежьей» комнате 8 3. Спицын в комнате у Дефоржа 10 3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском 9 4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем 11 4. Спицын в комнате у Дефоржа 10 Эпизод Глава в романе Глава по хронологии 1.Дефорж в «медвежьей» комнате 8 2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском 9 3. Спицын в комнате у Дефоржа 10 4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем 11

23 слайд

Маша Троекурова Владимир Дубровский Князь Верейский Кого выбрать? Любовный тр

Описание слайда:

Маша Троекурова Владимир Дубровский Князь Верейский Кого выбрать? Любовный треугольник

24 слайд

 Романтические герои

Описание слайда:

Романтические герои

25 слайд

 Романтические герои

Описание слайда:

Романтические герои

26 слайд

Презентация по рассказу дубровский 6 класс

27 слайд

социально-философский авантюрно- приключенческий К какому типу можно отнести

Описание слайда:

социально-философский авантюрно- приключенческий К какому типу можно отнести роман «Дубровский»? ?

28 слайд

авантюрно- приключенческий роман

Описание слайда:

авантюрно- приключенческий роман

29 слайд

1.Любимое увлечение Кирилы Петровича Троекурова: А) чтение; б) музыка; в) теа

Описание слайда:

1.Любимое увлечение Кирилы Петровича Троекурова: А) чтение; б) музыка; в) театр; г) собаки; д) путешествия. 2.Как звали дочь Троекурова? А) Маша; б) Лиза; в) Алёна; г) Татьяна; д) Ольга. 3.Село Дубровского: А) Покровское; б) Кистеневка; в) Арбатово.

30 слайд

4.Что случилось с имением Дубровского? А) туда переехал Троекуров; б) было со

Описание слайда:

4.Что случилось с имением Дубровского? А) туда переехал Троекуров; б) было сожжено; в) там поселился молодой Дубровский. 5.Кто сказал дочери Троекурова, что Дефорж – это Дубровский? А) сам Дубровский; б) Троекуров; в) брат Саша; г) Шабашкин; д) сама догадалась. 6.Как Дубровский наказал Спицына? А) забрал кошелек с деньгами; б) ранил в ногу; б) запер в своем доме.

31 слайд

7.С какой целью Дубровский попал в дом Троекурова? А) наказать своего обидчик

Описание слайда:

7.С какой целью Дубровский попал в дом Троекурова? А) наказать своего обидчика; б) быть поближе к дочери Троекурова и защищать ее; в) хотел заработать денег, занимаясь с сыном Троекурова. 8.Что случилось с Дубровским в конце произведения? А) он был ранен и погиб; б) скрылся за границу; в) его поймала полиция; г) купил новое имение и стал там жить; д) продолжал разбойничать.

32 слайд

9.Почему дочь Троекурова отказалась уйти с Дубровским? а) передумала; б) не л

Описание слайда:

9.Почему дочь Троекурова отказалась уйти с Дубровским? а) передумала; б) не любила его; в) была обвенчана с Верейским; г) боялась Дубровского. 10.Какая черта характера Дубровского не раскрывается вромане? А) мужество; б) чувство долга; в) трудолюбие; г) чувство собственного достоинства; д) чувство юмора.

33 слайд

1 – Г 6 - А 2 – А 7 - А 3 – Б 8 - Б 4 – Б 9 - В 5 – А 10 - Б

Описание слайда:

1 – Г 6 — А 2 – А 7 — А 3 – Б 8 — Б 4 – Б 9 — В 5 – А 10 — Б

34 слайд

Проба пера. Творческая работа. Каким вы видите финал романа?

Описание слайда:

Проба пера. Творческая работа. Каким вы видите финал романа?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Презентация по рассказу дубровский 6 класс

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Презентация по рассказу дубровский 6 класс

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Презентация по рассказу дубровский 6 класс

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДВ-139338

Вам будут интересны эти курсы:

  • Скачать презентацию (0.24 Мб)


  • 356 загрузок

  • 4.3 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Представленная презентация разделена на 2 части. Первая половина разработки знакомит с главными героями романа, выявляет и проясняет мотивировку их поступков, формирует у учеников навыки сравнительного анализа характеристик. Вышедшие из употребления слова и речевые обороты выделены в словарной и лексической работе. Вторая часть построена в форме игры «Что? Где? Когда?». Ее целью является повтор и закрепление приобретенных в процессе изучения знаний, расширение кругозора и развитие коммуникативных навыков.

26.11.17 16:48

ninapraht@mail.ru

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Герои романа «Дубровский» А. С. Пушкина»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 31 слайда. Средняя оценка: 4.3 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 6 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    31

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Герои романа «Дубровский» А. С. Пушкина

    Слайд 1

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА «ДУБРОВСКИЙ» В 6 КЛАССЕ

  • Slide2

    Слайд 2

    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

  • Slide3

    Слайд 3

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ «ДУБРОВСКИЙ»

    История создания романа
    Жанр романа (повести)
    Время действия
    Главные герои
    Конфликт
    Развитие сюжета
    Концовка

  • Slide4

    Слайд 4

    ПЕРВАЯ ОБЛОЖКА РОМАНА

    История создания (ВИКИПЕДИЯ)
    При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.
    Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля1833 года.

  • Slide5

    Слайд 5

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

    Писателя вдохновила рассказанная московским другом П.В. Нащокиным житейская история небогатого белорусского дворянина Островского. Помещик, у которого незаконно отняли имение, сделался разбойником и в конце концов попал в острог. Этот рассказ, сопряженный с другими известными Пушкину историческими и современными фактами судебного произвола, стал жизненной основой “Дубровского”. Писатель-реалист добивался максимальной достоверности, даже “документальности” романа. Об этом свидетельствует, например, такой эпизод: по просьбе Пушкина Нащокин раздобыл текст судебного решения по делу одного из помещиков, который в результате тяжбы, завершившейся в октябре 1832 г., потерял свое имение. Подлинный документ практически без изменений вошел в текст второй главы, только реальные имена истца и ответчика заменены именами героев вымышленных — Троекурова и Дубровского.

  • Slide6

    Слайд 6

    ЖАНР РОМАНА

    ПОВЕСТЬ –
    вид повествовательной литературы, в центре внимание судьба одного героя или одной семьи, ощутимость голоса повествователя.
    Принято, считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему «Дубровский» скорее повесть.

    РОМАН –
    вид повествовательной литературы, развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого судьба одного или нескольких персонажей, несколько сюжетных линий

  • Slide7

    Слайд 7

    ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ РОМАНА

    Показаны 20-е годы 19 века.
    Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

  • Slide8

    Слайд 8

    ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА

    Кирила Петрович Троекуров (отставной генерал – аншеф, т.е. главнокомандующий армией) – «избалованный всем, что только окружало его…, привык давать волю пылкого своего нрава….»
    Андрей Гаврилович Дубровский (отставной поручик гвардии – младшее офицерское звание русской армии) —
    обладал нетерпеливостью и решительностью характера

  • Slide9

  • Slide10

    Слайд 10

    КОНФЛИКТ В РОМАНЕ

    В “Дубровском” развиваются, последовательно сменяя друг друга, два конфликта, различные по своей природе и общественной значимости.
    Первый конфликт, развернутый в первом томе, внутрисослов-ный, с яркой социальной окраской. В нем столкнулись соседи, бывшие сослуживцы и давние друзья — мелкопоместный дворянин, отставной поручик Андрей Гаврилович Дубровский и богатый помещик, отставной генерал-аншеф Кирила Петрович Троекуров. Конфликт был спровоцирован дерзкой репликой троеку-ровского псаря Парамошки, унизившей человеческое достоинство Дубровского: “…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку”. Подогретая столкновением самолюбий Дубровского и Троекурова, ссора друзей вскоре превратилась в имущественный конфликт между соседями-помещиками.

  • Slide11

    Слайд 11

    Второй конфликт, развернутый во втором томе романа, — семейно-бытовой. Пушкин повествует об еще одной типичной житейской ситуации. Замужество Маши Троекуровой — обычный для дворянской среды брак “по неволе” (этой темы Пушкин уже касался в “Евгении Онегине”: замуж “по неволе” была выдана мать сестер Лариных). Троекуров принуждает Машу, влюбленную в разбойника Дубровского, выйти замуж за ненавистного ей князя Верейского. Писатель поставил проблему семейного бесправия, вопрос о праве влюбленных на счастье независимо от разделяющих их общественных барьеров и предрассудков, затронул актуальную для европейской литературы 1830-х гг. тему борьбы любовной страсти и нравственного долга.

  • Slide12

    Слайд 12

    КОНФЛИКТ И СЮЖЕТ В РОМАНЕ

    КОНФЛИКТ — ССОРА
    КИРИЛА ПЕТРОВИЧА ТРОЕКУРОВА И
    АНДРЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ДУБРОВСКОГО

    КОНФЛИКТ – ЛЮБОВЬ
    МАША ТРОЕКУРОВА И ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ
    РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА
    СУДЕБНАЯ ТЯЖБА, СМЕРТЬ ДУБРОВСКОГО, ПОЖАР, УХОД ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО ИЗ ДОМА, ЛЮБОВЬ К МАШЕ ТРОЕКУРОВОЙ, РОСПУСК ШАЙКИ

  • Slide13

  • Slide14

    Слайд 14

    ЛЮБОВНАЯ ЛИНИЯ РОМАНА

  • Slide15

    Слайд 15

    НАПИШИ ПИСЬМО ОТ МАШИ ДУБРОВСКОМУ В СТИЛЕ ЭПОХИ 19 ВЕКА

    Вспомни жанр письма
    Создай эпоху времени в письме
    Обрати внимание на законченность содержания
    Придумай новую любовную линию

  • Slide16

    Слайд 16

    КОНЦОВКА – ОКОНЧЕН ЛИ РОМАН?

  • Slide17

    Слайд 17

    ВОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ РОМАНА

    В черновиках Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

    (Князь Верейский – visite) – (2 visite). Сватовство – свидание. Письмо перехвачено. Свадьба – отъезд. Команда – сражение. Распущенная шайка – жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского- вдова. Англичанин. Игроки. Свидание. Полицмейстер. Развязка

    Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина»

    Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином]. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера].

  • Slide18

    Слайд 18

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Выселки – далекие, крайние дома или деревни
    Картуз – фуражка с козырьком
    Протравили – прозевали, пропустили на охоте живность
    Травить – охотиться с собаками
    Заседатель – служащий суда
    Чернильное племя – презрительная кличка чиновников
    Присутствие уездного суда – помещение суда
    Земской суд – суд определенной территориальной местности
    «После смерти отца крепости отыскать не мог» – документов на дом
    Расходная книга – книга для записи расходов по дому
    Приказные – судебные исполнители
    Подъячий – писарь в концелярии

    Корнет – младший офицерский чин в кавалерии
    «куря из его янтарей» – трубки с янтарным мундштуком
    Мундштук – полая трубка, в которую вставляется папироса, сигарета
    Камердинер – комнатный слуга
    Смотритель – служащий почтовой станции
    Исправник – глава уездной полиции
    Бельведер – вышка, круглая надстройка над зданием, беседка над возвышенном месте
    Поверенный – уполномоченный для ведения суда
    Апелляция – обжалование судебного решения
    Беговая дорожка – двухместная коляска с низкой спинкой
    «Дубровский стал у клироса» – место для певчих в церкви
    Причет – служители церкви

  • Slide19

    Слайд 19

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Купчая – свидетельство права, документ о покупке
    Певчие – певцы в церкви
    Сословие – народ, определенного достатка (дворянское, купеческое и т.д)
    Ябеда – (в тексте романа) судебная кляуза
    Кучер – извозчик
    Отъезжее поле – поле для охоты

    Тщеславность – хвалиться, кичиться
    Подобострастие – льстивость, угодливость
    Надменный – высокомерный
    Остальная деревня – последняя, оставшаяся во владении
    Рукоделие – ручная работа
    Дань – подать, плата
    Семьдесят душ – 70 человек крепостных
    Крепостной – принадлежащий барину человек
    Отставной поручик – офицерское звание
    Генерал – аншеф– генерал русской армии (с 1716г)
    Стремянной – слуга- конюх
    Штаб – лекарь – лекарь, врач
    Холоп – слуга из крепостных

    Фризовая шинель – пальто из сукна с грубым ворсом

  • Slide20

    Слайд 20

    Стряпчий – уполномоченный по судебному делу, ходатай
    Храмовый праздник – церковный праздник
    Аттестаты – документы, рекомендации («сей учитель…представил аттестаты…»)
    Флигель – пристройка при главном здании поместья
    Мсье – господин
    Туалет – столик с зеркалом

    Паперть – крыльцо перед церковным входом
    По сказкам – по описаниям, по рассказам
    Подорожная – сопроводительный документ
    Ассигнация – бумажные деньги
    Повесничать – вести разгульный образ жизни
    Бостон – карточная игра
    Линейка – открытая коляска

  • Slide21

    Слайд 21

    «ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ»

    вопрос
    Куда переносит нас роман А.С.Пушкина «Дубровский»? Где происходят описываемые события?
    Какие два поместья изображены в романе?

    Кто является владельцем этих имений?
    ответ
    В русские усадьбы

    В России, в русской глубинке

    Кистенёвкаи Покровское

    Андрей Гаврилович Дубровский и Кирилла Петрович Троекуров

  • Slide22

    Слайд 22

    «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

    Что известно об имении Дубровского? Сколько в нем душ?
    (Серенький бедный домик с красною кровлею,«владел70 душами»)
    У кого куплено было имение?
    (у предков Троекурова)
    Что известно об имении Троекурова?
    (огромный каменный дом на холме с зеленой кровлей и бельведером, на другом холме пятиглавая церковь и старинная колокольня. Между холмами протекала речка)

    Что является гордостью Троекурова?
    (псарня)

  • Slide23

    Слайд 23

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА«оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку» ,« они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях»

    Троекуров Кирила Петрович
    Какой социальный статус Троекурова? (старинный русский барин)
    До какого чина дослужился Троекуров? (генерал – аншеф, высокий чин русского генерала)
    Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях? (его богатство, знатный род, связи)
    Дубровский Андрей Гаврилович
    Какой социальный статус Дубровского? (русский барин)
    До какого чина дослужился Дубровский? (поручик – младшее офицерское звание)
    Как относились к Дубровскому? (его уважали и побаивались за прямоту)

  • Slide24

    Слайд 24

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    Каким Кирилла Петрович был в «домашнем быту»? Его образ жизни?
    (Его дом всегда полон гостей. Он любит шумно повеселиться, много поесть)
    Чем занимался Троекуров?
    (Выдумывал проказы.Ездилна охоту.Объезжалсвои владения)

    Что известно о характере Андрея Гавриловича Дубровского?
    (нетерпеливость и решительность характера, был беден и независим)
    Какой случай говорит о независимости Дубровского?
    (Троекуров предлагал Дубровскому покровительство, но он отказался. Он один мог высказывать свое мнение)

  • Slide25

    Слайд 25

    Игра «Что? Где? Когда?»

    ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!

    ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!!!!

    ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!!

    ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!!
    СЛОВО

    ИМЯ

    ПИСЬМО

    ПОРТРЕТ

  • Slide26

    Слайд 26

    Когда создан роман «Дубровский»?
    В 1832 – 1833 годах
    Кто назвал роман по имени главного героя?
    Издатель
    Кто послужил прообразом главного героя?
    Островский, небогатый дворянин, который поссорился с соседом
    Как планировал назвать роман сам Пушкин?
    Островский

  • Slide27

    Слайд 27

    Из скольких глав состоит роман?
    19 глав, 2 тома
    На что похоже начало романа?
    сказка – «жил старинный русский барин»
    Опишите внешность главных героев
    Опишите дома главных героев
    Что общего связывало Троекурова и Дубровского?
    В какой должности ушли в отставку Троекуров и Дубровский?
    Что послужило ссорой между Дубровским и Троекуровым?
    Каким человеком был Троекуров?
    Каково главное занятие Троекурова?
    Сколько горничных занималось рукоделием во флигеле Троекурова?
    12
    Какая река упоминается в тексте, где она находилась?
    Волга, в поместье князя Верейского
    Сколько лет было князю Верейскому?
    50
    На сколько лет князь Верейский был старше Маши?
    На 33 года

  • Slide28

    Слайд 28

    Сколько было душ у князя Верейского?
    3000
    Как звали князя Верейского?
    Имени не было
    Кто взял кольцо из дупла?
    Митя
    На чем писал Харитон письмо Дубровскому?
    На листке, вырванном из Расходной книги дома Дубровских
    Кого вытащил из огня Архип?
    Кошку
    Какие животные были у князя Верейского на лугу?
    Швейцарская корова с колокольчиком
    Какую книгу читал Троекуров?
    Повареную
    Какие псы были у Троекурова для охоты?
    Две гончие и свора борзых
    Сколько у Троекурова было собак?
    Более 500
    Сколько Дефорж прожил у Троекурова в доме?
    3 недели

  • Slide29

    Слайд 29

    Где воспитывался Владимир Дубровский?
    В Петербурге, в кадетском корпусе
    Кто написал письмо Владимиру Дубровскому?
    Орина Егоровна Бузырева, нянька Владимира
    Сколько лет было Маше?
    17 лет
    Как решил отомстить за смерть отца Владимир?
    Побыть в доме врага в образе француза и узнать побольше о Троекурове
    Как звали отца Троекурова?
    Петр
    Как выглядело письмо Маше?
    Треугольником
    Сколько денег пообещал дать Троекуров рыжему зайцу за раскрытие тайны Дубровского?
    Пятак
    Сколько лет прожил Андрей Гаврилович Дубровский?
    70
    Какого цвета была шкатулка у князя Верейского?
    Красного

  • Slide30

    Слайд 30

    Отчего Маша не решилась на побег с Владимиром, тайное венчание?
    Уклад жизни, строгое воспитание были у Маши
    Почему Дубровский решил распустить свою шайку?
    Он понимал противозаконие своих поступков
    Завершен ли был роман?
    Нет, Пушкин планировал 3 том, но не успел

  • Slide31

    Слайд 31

    Какую песню часто напевал Троекуров?
    «Гром победы, раздавайся!» – слова Осипа Антоновича Козловского, музыку Гавриила Романовича Державина
    Как звали мальчика – посыльного от Владимира Дубровского
    Митя
    Куда прятал Спицын свои деньги?
    На грудь под рубашку
    С какого возраста воспитывался Владимир в Петербурге?
    С 8 лет
    Назовите единственного крепостного грамотея Кистеневки?
    Харитон, он писал письмо Владимиру под диктовку Егоровны
    Как звали крепостного слугу-псаря Троекурова, из-за которого произошлда ссора между Троекуровым и Дубровским?
    Парамошка

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Презентация по русскому языку 4 класс сочинение по картине пластова первый снег
  • Презентация по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень
  • Презентация по написанию итогового сочинения в 11 классе в 2022
  • Презентация по литературному чтению 2 класс сказки пушкина
  • Презентация по литературному чтению 2 класс пушкин сказка о рыбаке и рыбке школа россии