А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»
Урок 15
Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Организационный момент
На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Удесный
Мир
классики
Ч
Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин?
2. Где родился?
3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве?
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта?
6. Где учился Пушкин?
7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?
8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?
(6 июня 1799 года)
(В Москве).
(На Пушкинской площади).
(На старом Арбате).
(Арина Родионовна).
(В Царскосельском лицее).
(Великий поэт Державин).
(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).
Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас?
Речевая разминка
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.
— Сказка о рыбаке и рыбке.
— Сказка о золотом петушке.
— Сказка о царе Салтане.
- Сказка о попе и работнике его Балде.
- Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.
Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.
В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.
Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»
А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»
Литературная сказка
— Скажите, что мы можем узнать из названия.
Кто такой богатырь?
Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.
Признаки сказки
- Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.
Борьба добра и зла,
добро побеждает зло
«Добро»
«Зло»
Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).
Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.
— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?
— О какой черте характера это говорит?
— Прочитайте, как автор описывает царевну.
— С чем её сравнивает Пушкин?
— Как автор противопоставляет царицу другим героям?
— Как царевна набрела на терем богатырей?
— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.
— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?
— Как царевне жилось у богатырей?
— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.
— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?
- Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?
- — О каком качестве характера это говорит?
- — Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?
- — Как Соколко защищал царевну?
- — Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?
— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?
— Как отнеслись к этому событию богатыри?
— Как Елисей искал свою невесту?
-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?
— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?
— Чем заканчивается сказка?
— Хорошо или плохо заканчивается сказка?
Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?
Физминутка
Ветер
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками)
-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.
Царевна
-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
— Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?
Портрет молодой царевны
Молодая царевна
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.
Царица
— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
- Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
- Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?
Портрет царицы
царица
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.
Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.
— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?
Елисей
Портрет Елисея
Елисей
— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
Прочитайте отрывок.
— Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?
Семь богатырей
Портрет Богатырей
Богатыри
Синквейн. Царевна
-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?
— Какой урок вы извлекли для себя?
— От чего предостерегает сказка?
— Какова её главная мысль?
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Домашнее задание:
с. 70 — 91
рисунок
Слайд 1
Поэтическая сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1 имени А.С. Пушкина города Томска Выполнила: Бондарь Елена Александровна, учитель начальных классов
Слайд 2
Назовите писателя «В произведениях писатель прославлял талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал писатель к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Поэт создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных русским духом?»
Слайд 3
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Слайд 4
Какие сказки написал А.С.Пушкин? Хорошо ли вы знаете эти сказки? Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? ПРОСТОФИЛЯ Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. БЕЛКА
Слайд 5
«Пристают к заставе гости … Гвидон зовёт их в гости». «Глядь: опять пред ними землянка, а пред нею разбитое …» «Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько». КНЯЗЬ КОРЫТО Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Слайд 6
Что такое сказка? Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ. (по С.И.Ожегову)
Слайд 7
СКАЗКА — произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном. Она знакома нам с самого детства. Сказка в той или иной мере отражает историческую действительность, но в основе имеет вымысел . Передаваемые сообщения очень отдалены, а следовательно, сильно искажены. Сказка рассказывается сказителем. . У каждого народа есть свои сказки. . Подражая народным сказкам, , писатели тоже могут сочинять сказки (авторская сказка). Сказки всегда чему-нибудь учат, но поучение в них не носит характер нравоучения. Неотъемлемым элементом сказки становятся произведения устного народного творчества малых жанров: загадки, поговорки, пословицы . Они органически вплетаются в сказку. .
Слайд 8
Отличительные особенности большинства сказок наделение предметов-персонажей речью: они могут не только говорить, но и думать; наделение способностью передвижения не двигающихся в реальном мире предметов.
Слайд 9
К какому виду сказок относится «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?» Само название волшебные говорит о том, что в основе этих сказок есть какой-то волшебный элемент (чудо). В качестве волшебного элемента может выступать: волшебный предмет (топор — сам рубит; скатерть-самобранка- сама кормит; сапоги-скороходы — сами ходят), предмет говорящий (печка, зеркальце), предмет, сам возникающий (из гребёнки — лес); волшебные фразы и заклинания («Сивка-бурка»); волшебники и колдуны, сказочные существа (старушки- задворенки, феи, леший, Баба-Яга); богатыри (Объедало, Слухач, Усыня); волшебные животные (кот-баюн, серый волк); волшебные растения (яблоня); волшебные земли, острова (тридевятое царство).
Слайд 10
Особенность волшебных сказок Троекратность повторения чего-либо; верность числу «три» и другим магическим числам: за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве; трижды биться с трёхглавым змеем и каждый раз против ник становится сильнее (головы увеличиваются на три); трижды решаемые задачи и каждый раз задача всё труднее (эффект нагнетания).
Слайд 11
Схема древнейшей волшебной сказки существование запрета; нарушение запрета; следствие нарушения запрета с подключением магии; рассказ о магии; магическое действие, приводящее к положительному результату.
Слайд 12
Усложнение структуры сказки Со временем структура сказки усложнилась. Добавились: воображаемый мир; чудесные помощники; действия Яги и Кощея; плеяда героев.
Слайд 13
Где могут начинаться волшебные сказки? в реальном мире, а потом их повествование может переноситься на волшебную землю; на волшебной земле (в некотором царстве; в тридесятом государстве; за тридевять земель).
Слайд 14
Герои волшебных сказок Положительные герои наделены всеми чертами совершенных людей. Насколько прекрасен образ положительных героев, настолько уродлив облик отрицательных героев, персонажей, причиняющих вред. Ужасны не только внешние черты, но и место их обитания.
Слайд 15
В волшебных сказках всегда есть противопоставление мира добра миру зла. Герои сказок борются с силами зла. Зло оказывается побеждённым, несмотря на фантастическую силу и живучесть. Чем ближе к концу сказки , тем напряжённее борьба. Очень часто, приблизившись к цели, сказка делает поворот и возвращает к началу борьбы. Конец сказки смыкается с началом.
Слайд 16
Главные персонажи волшебных сказок Иван — крестьянский сын; царевич (королевич); богатырь; Ясен Сокол; Емеля — дурак; Василиса Премудрая; Елена Прекрасная; Марья — Моревна; Этим героям присущи красота, активная творческая энергия, невиданная сила, смекалка. Но есть и более мягкие образы, терпеливые и скромные: сестрица Алёнушка, Снегурочка, Золушка.
Слайд 17
Характерные черты волшебных сказок устойчивые словесные формулы; замедленное развитие событий с возвратом к началу; детальное описание внешности, места событий; использование выразительных средств: эпитетов, метафор, преувеличений.
Слайд 18
Словарно – лексическая работа Не кручинься – не печалься. Не прекословит – не противоречит, не возражает. Полати – широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной. Изразец – покрытое глазурью изделие из глины; употребляется для облицовки печей, а также стен, полов. (Печь с лежанкой изразцовой.) Отрекался – отказывался. Черница – монахиня. Горница – комната на чердаке (вышка, светелка, терем) . Сенная девушка – дворовая девушка, находящаяся в услужении у господ, горничная.
Слайд 19
Сказка – кладезь, ясный свет, На любой вопрос – ответ. Добрый молодец, давай Книгу сказок открывай! Ты получишь наслажденье За волшебным этим чтеньем!
Слайд 20
Характеристика героев сказки Зависть Грубость Злой нрав Красота Гордость
Слайд 21
Преданность Верность Трудолюбие Кротость Скромность
Слайд 22
Докажите, что Королевич Елисей главный герой сказки
Слайд 23
Соколко – это волшебный помощник или верный друг?
Слайд 24
Игра «Угадай, кто сказал?» А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее. ЗЕРКАЛЬЦЕ Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? ЦАРЕВНА Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. СТАРШИЙ БОГАТЫРЬ Как ты смела Обмануть меня? И в чём!.. ЦАРИЦА Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет… СОЛНЦЕ Месяц, месяц, мой дружок, Позолочённый рожок! ЖЕНИХ ЕЛИСЕЙ
Слайд 25
Конкурс «Инсценировка» 1-я группа – «Разговор царицы с зеркальцем». 2-я группа – «Обращение Елисея к солнцу, месяцу, ветру». 3-я группа – «Сватовство богатырей». 4-я группа – «Чернавка и царевна. Сцена в лесу».
Слайд 26
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто-то… коли мужчина, будь нам отец или брат, коли женщина, будь нам мать или сестра… Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется…» – это сказка, которую рассказала Арина Родионовна Пушкину.
Слайд 27
Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»). В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
Слайд 28
Особенности фольклорной сказки противостояние добра и зла, при этом добро всегда побеждает; деление героев на положительных, отрицательных и помощников; наличие фантастики и вымысла; присутствие повторяющихся элементов : зачин, повторы (три, девять, двенадцать), устойчивые выражения.
Слайд 29
Особенности литературной сказки В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем: в описании добродетели положительных героев, в обличении героев-злодеев, в удивительных добродетелей героев-помощников, очень важной является позиция автора.
Слайд 30
Игра «Исправь ошибку» Свойство зеркальце имело: Предсказать судьбу умело… Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело… Входят семь богатырей, Семь румяных богачей. Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Не губи меня, царица! А как буду я царица, Я пожалую тебя. Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Пять торговых городов, Да сто сорок теремов. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов.
Слайд 31
Тест «Семь Богатырей» Семь богатырей принесли царевне: конфеты , пирожок , пряники ? На подносе богатыри принесли царевне: вино , воду , квас ? Место, где спала мертвая царевна: поле , утёс , гора ? Красоте царевны завидовала: мачеха , нянька , сестра ? Где находится царевна, королевичу Елисею подсказал: туман , ветер , месяц ? Дичь, на которую охотились богатыри: орлы , сычи , утки ? Место, где стоял терем богатырей: дубрава , равнина , усадьба ?
Слайд 32
Определите темы героев сказки, прослушав несколько музыкальных фрагментов «Марш царя Салтана» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Млада» (тема богатырей). «Славянский танец» А. Дворжака (тема царевны). «Утро» Э. Грига (тема солнца). «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьева (тема месяца). «Порыв» Р. Шумана (тема ветра).
Слайд 33
Вывод Любовь – главная сила в мире, она побеждает всё, даже смерть. Красота – внутреннее, а не внешнее свойство человека; красота души определяется добротой, трудолюбием, скромностью – таковы народные представления о красоте. Верность в дружбе и любви спасает и то и другое, спасет душу самого человека.
Слайд 34
Рефлексивный листок Сегодня на уроке я (получил(а) знания, самоопределился)… Мне удалось на этом уроке (выразить свое мнение, дополнить, изменить)… На этом уроке мне понравилось (в своей работе, в работе учителя)… В дальнейшем мне бы хотелось…
Слайд 35
Источники иллюстраций http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=102484024-47-73&n=21 http://kattrys.ru/sites/default/files/imagepicker/1/Mertvaya_Carevna_i_7_bogatyrey.jpg http://multiki.arjlover.net/ap/skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey.avi/skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey.avi.image5.jpg http://xbt-torrent.ru/shot/154775_2.jpg http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=152442360-69-73&n=21 http://ru.static.z-dn.net/files/ddd/0f8d95608427fd880b28d73855ee6eb9.jpg http://moole.ru/uploads/posts/2011-01/1294070163_2.jpg http://s43.radikal.ru/i100/0911/c0/11ee810b94fc.jpg http://i2.imageban.ru/out/2011/06/16/fe9b3cb9f552943f3a82f3057b6f28a5.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/943/81943253_large_2795685_Skazka_o_mertvoi_carevne_8.jpg http://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1261032069/52.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=111443487-48-73&n=21 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=96413152-68-73&n=21 http://www.old-land.ru/kadr/mc82.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/836/92836415_large_Portret_poyeta_Aleksandra_Sergeevicha_Pushkina_1827.jpg — Пушкин. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/84/302/84302172_large_001.jpg — Пушкин.
Слайд 36
Источники иллюстраций http://kitob.uz/ru/view_data.php?id=174 – Читаем сказки Пушкина. http://kinofilms.tv/images/films/26/25955/pict/4.jpg http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=151713950-61-73&n=21 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/169/91169342_5fe15811de6b.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/146620994.4f/0_7d16a_150f320_XL http://s005.radikal.ru/i211/1004/da/6a8afcffe03ct.jpg http://www.img3.imgbb.ru/f/e/a/feaab209331b1007926895521bf2fe65.jpg http://media9.fast-torrent.ru/media/files/s3/li/de/skazka-o-tsare-saltane.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/1/apps/1/212/1212738_9.jpg http://img01.chitalnya.ru/upload2/779/325646429788321280.jpg http://900igr.net/datai/literatura/Po-skazkam-Pushkina/0002-002-CHto-za-prelest-eti-skazki.jpg http://www.uraledu.ru/files/images/%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC.preview.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/855/92855995_1442312_5190a766ec62.jpg http://i4.imageban.ru/out/2011/06/16/c3216d4f5461771037e724dc1a7d7420.jpg http://i2.imageban.ru/out/2011/06/16/74ad9576f3a2b266e298215c5c6606c7.jpg http://f1.mylove.ru/bLTBRBuTTc.jpg http://uploads.ru/t/D/I/R/DIRX2.jpg
Слайд 37
Список использованной литературы Игнатьева Т.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. М.: Издательство «Экзамен», 2012. Литературное чтение. Поурочные планы (система Занкова). Издательство «Учитель», 2010. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Часть 2. Издательский дом «Фёдоров», 2012. Подгорная С.Н. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. Издательский центр «Март», 2005. http://allmuz.org/melody/%CD.+%D0%E8%EC%F1%EA%E8%E9-%CA%EE%F0%F1%E0%EA%EE%E2.+%EC%E0%F0%F8+%E8%E7+%EE%EF%E5%F0%FB+%EC%EB%E0%E4%E0+ — Римский Корсаков (марш из оперы «Млада».) http://muzofon.com/search/%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3 – Григ «Утро». http://kibergrad.com/?do=album&name=28358_dvorak_dvorzhak_-_slavyanskie_tantsi_1986 –Дворжак «Славянский танец» № 2. http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/6uman-robert—poriv-iz-cikla-fantasti4eskie-pesi-so412/ — Шуман «Порыв». http://www.audiopoisk.com/track/prokof_ev/mp3/hodit-mesac-nad-lugami/ — Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
Слайд 38
Спасибо за внимание
Главная / Литература / А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Презентация на тему: А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тетради по литературе5 класс
№ слайда 2
Описание слайда:
Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».П. Бажов
№ слайда 3
Описание слайда:
В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичНяня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклоромБрат поэта Лев Сергеевич
№ слайда 4
Описание слайда:
Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод
№ слайда 5
Описание слайда:
Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
№ слайда 6
Описание слайда:
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
№ слайда 7
Описание слайда:
Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка в лес пошла..»«Будь нам милая сестрица»«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»«В руки яблочко взяла»«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»«Свадьбу тотчас учинили»
№ слайда 8
Описание слайда:
Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?● Как отомстила царица-мачеха царевне?● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
№ слайда 9
Описание слайда:
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.Отношение автора к героине.► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.
№ слайда 10
Описание слайда:
Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:Между тем росла, росла,Поднялась и расцвела..Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
№ слайда 11
Описание слайда:
Практическая работа
№ слайда 12
Описание слайда:
Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?
№ слайда 13
Описание слайда:
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
№ слайда 14
Описание слайда:
Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС белой зори до ночиБелешенька земляВосхищенья не снеслаСвойство зеркальце имелоНраву кроткого такогоВдруг погаслаКрасная девицаВ горести душевнойСотворив обряд печальныйВдруг погасла жертвой злобеПотешитьС мольбой погналсяТрубит уже молва
№ слайда 15
Описание слайда:
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
№ слайда 16
Описание слайда:
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь.Определите способы рифмовки:Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.ПарнаяТам на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей..Перекрестная
№ слайда 17
Описание слайда:
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
№ слайда 18
Описание слайда:
Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 классИнтернет-ресурсы. Режим доступа:◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.htmlhttp://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpghttp://www.bookmate.ru/books/255032http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
-
Скачать презентацию (3.49 Мб)
-
589 загрузок -
3.8 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
18
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Л. А. Криницина
Фрагмент рабочей тетради
по литературе
5 класс -
Слайд 2
Л. А. Криницина
Фрагмент рабочей тетради
по литературе
5 класс -
Слайд 3
В Москве прошло детство А. С. Пушкина
Мать поэта Надежда Осиповна
Отец Сергей Львович
Дядя Василий Львович
Брат поэта Лев Сергеевич
Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором -
Слайд 4
Секреты литературной сказки
Секрет внезапного чуда
Секрет неожиданной точки зрения
Секрет загадочной детали. Подтекст
Поучительный вывод -
Слайд 5
Словарь
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
-
Слайд 6
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
-
Слайд 7
Цитатный план
«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
«Будь нам милая сестрица»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
«В руки яблочко взяла»
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
«Свадьбу тотчас учинили» -
Слайд 8
Основные образы сказки
●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
●Как отомстила царица-мачеха царевне?
●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана? -
Слайд 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение. -
Слайд 10
Словарь
Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела..
Сравнить – значит найти черты сходства и различия. -
Слайд 11
Практическая работа
Царского происхождения, умны, красивы
Царица
Царевна
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
ЖестокосерднаяДобрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная -
Слайд 12
Помощники царевны
►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
►Как богатыри относятся к царевне и почему? -
Слайд 13
■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении. -
Слайд 14
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
Простился
В путь-дорогу снарядился
С белой зори до ночи
Белешенька земля
Восхищенья не снесла
Свойство зеркальце имело
Нраву кроткого такого
Вдруг погасла
Красная девица
В горести душевной
Сотворив обряд печальный
Вдруг погасла жертвой злобе
Потешить
С мольбой погнался
Трубит уже молва -
Слайд 15
Т. Маврина
Е. Пашков
В. Милашевский
В. Конашевич
►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
В. Назарук -
Слайд 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
Основные положения статьи запишите в тетрадь.
Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная -
Слайд 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
-
Слайд 18
Использованная литература
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
http://www.bookmate.ru/books/255032
http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
Интернет-ресурсы. Режим доступа:
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация к уроку литературного чтения на тему А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок 15 Составитель: Беляева Ирина Владимировна учитель начальных классов І кв. категория МБОУ СОШ с. Кремово
2 слайд
Описание слайда:
На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Александр Сергеевич Пушкин
5 слайд
Описание слайда:
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
6 слайд
Описание слайда:
1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 2. Где родился? 3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве? 5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин? 7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее? 8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин? (6 июня 1799 года) (В Москве). (На Пушкинской площади). (На старом Арбате). (Арина Родионовна). (В Царскосельском лицее). (Великий поэт Державин). (В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).
7 слайд
Описание слайда:
Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас? Речевая разминка
8 слайд
Описание слайда:
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.
9 слайд
Описание слайда:
— Сказка о рыбаке и рыбке. — Сказка о золотом петушке. — Сказка о царе Салтане. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях.
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине. В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок. Н.П. Унжина «А.С. Пушкин в Болдино»
12 слайд
Описание слайда:
А.А. Платонов «Пушкин в Болдино»
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Литературная сказка
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
— Скажите, что мы можем узнать из названия. Кто такой богатырь? Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.). Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность. Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.
20 слайд
Описание слайда:
— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну? — О какой черте характера это говорит? — Прочитайте, как автор описывает царевну. — С чем её сравнивает Пушкин? — Как автор противопоставляет царицу другим героям? — Как царевна набрела на терем богатырей? — Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте. — Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям? — Как царевне жилось у богатырей? — Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте. — Что означают слова « не прекословит, не перечат»?
21 слайд
Описание слайда:
Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься? — О каком качестве характера это говорит? — Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну? — Как Соколко защищал царевну? — Почему Пушкин называет черницу « старушонкой», а царевна – бабушкой? — Что случилось после того, как царевна взяла яблоко? — Как отнеслись к этому событию богатыри? — Как Елисей искал свою невесту? -К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну? — Какую печальную весть сообщил ветер королевичу? — Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?
22 слайд
Описание слайда:
Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия. Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере. -Зависть – это положительное или отрицательное чувство? -Какого героя можно назвать завистливым?
23 слайд
Описание слайда:
Ветер Осторожно ветер За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью. (махи руками)
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.
26 слайд
Описание слайда:
Царевна -Какой была молодая царевна? — Как звали ее жениха? — Какое приданое приготовил царь своей дочери? — Почему девушка служанка отпустила царевну? — Как повела себя царевна в гостях у богатырей? — О каком качестве характера это говорит? — Как вела себя царевна при встрече с богатырями? — Почему царевна не приняла предложение братьев? — Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?
27 слайд
Описание слайда:
Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.
28 слайд
Описание слайда:
Царица — Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении? — Прочитать описание царицы. — Что было дано ей в приданое? — Какое свойство имело зеркальце? Вспомни разговор мачехи с зеркальцем. Что ответило ей зеркало? — Как повела себя царица с зеркалом? — О каком качестве царицы говорит этот поступок? -Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?
29 слайд
Описание слайда:
Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда , ломлива, Своенравна и ревнива. Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.
30 слайд
Описание слайда:
— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни? — Какими качествами наделил поэт королевича Елисея? — Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром. — Почему природа помогала ему? — Прочитайте слова: «И о гроб невесты милой, Он ударился всей силой» — Что чувствовал в это время Елисей? Елисей
31 слайд
32 слайд
Описание слайда:
— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут » Прочитайте отрывок. — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть. — Какие качества братьев открылись в этих словах? — Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна? Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них. — С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат? Семь богатырей
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
-Каждая сказка нас чему – то учит. -Чему вас научила эта сказка? — Какой урок вы извлекли для себя? — От чего предостерегает сказка? — Какова её главная мысль?
37 слайд
Описание слайда:
Сегодня я узнал …. У меня получилось … Было трудно … Меня удивило … Было интересно…. Теперь я умею …
38 слайд
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Чудесный мир классики
Номер материала:
ДБ-090978
Вам будут интересны эти курсы: