Презентация по финансовой грамотности для дошкольников через сказки

Автор: коростелева людмила александровна организация: мбоу цо 7 им. с.н. судейского населенный пункт: тульская область, г. тула проблема низкой

Автор: Коростелева Людмила Александровна

Организация: МБОУ «ЦО № 7 им. С.Н. Судейского»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Проблема низкой финансовой грамотности в стране указывает на необходимость интенсивной работы по формированию у населения экономического сознания. Эта работа должна начинаться в детском саду, потому что детский сад – это первое звено системы непрерывного образования.

Но возникает резонный вопрос – с чего начать это обучение?

Поэтому сегодня я расскажу о дополнительной общеразвивающей программе «Дошкольник в мире экономики», которая успешно реализуется в МБОУ ЦО № 7 г. Тулы (в дошкольном отделении) уже третий год.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление.

Существует множество источников, в которых можно найти разнообразные образовательные программы по финансовой грамотности, и в дальнейшем успешно использовать их в образовательном процессе. Но я решила составить свою образовательную программу. Почему?

Во-первых, я опиралась на опыт своих коллег, ведь занятия по финансовой грамотности проводились в нашем ДОУ и раньше, в рамках отдельно взятых занятий.

Во-вторых, я хотела учесть интересы и индивидуальные особенности наших воспитанников.

Изучив множество образовательных программ, методической литературы, систематизировав опыт коллег и опираясь на предпочтения наших ребят, и была составлена данная образовательная программа.

Итак, цель образовательной программы – формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей бережному и экономному обращению к деньгам;
  • научить детей правильно вести себя в жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к экономическим вопросам;
  • развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
  • воспитывать трудолюбие, эмоционально-положительное отношение к труду, чувство ответственности.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она имеет интегрированный характер, позволяющий развивать не только финансово-экономические знания и способности детей, а способствовать всестороннему развитию ребенка – интеллектуальному, нравственному, культурному.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении экономическим содержанием разных видов детской деятельности, к которым они привыкли.

Это достигается благодаря тому, что занятия знакомят детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, обучению грамоте, изобразительной деятельности и др. Именно интегрированный характер программы способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Содержание образовательной программы рассчитано на освоение детьми двух возрастных групп – старшая (5-6 лет) и подготовительная к школе группы (6-7 лет) дошкольного образовательного учреждения. Программа рассчитана на 2 года обучения по 36 часов в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно СанПиН продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 25 минут, для воспитанников подготовительной группы – 30 минут.

В старшей группе мы изучаем такие разделы, как: «Экономика», «Потребности», «Производители и ресурсы», «Труд и товар», «Профессии», «Обмен и деньги. Цена», «Экономика семьи».

Большой упор делается на формирование первичных представлений об экономике, о личностных качествах (таких как, бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

В подготовительной группе знания углубляются, рассматриваем темы: «Труд-продукт», «Деньги, цена», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту». Здесь ребята узнают смысл таких понятий, как обмен, банки, биржи и бартерные сделки, лотерея, реклама, благотворительность.

Все разделы образовательной программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, самостоятельности и ответственности (мы рисуем, раскрашиваем, лепим, совместно с родителями составляем экономические кроссворды).

Ну и конечно, самое главное в занятии по финансовой грамотности – это игра. Через игру мы узнаем новые и закрепляем уже изученные экономические понятия и термины, повторяем пройденный материал, проигрываем жизненные ситуации и т.п. Без игры занятия по экономике станут для дошкольника скучными и неинтересными!

Практически на каждом занятии я использую ИКТ-технологии: просмотр мультфильмов, сказок, роликов, презентаций по теме занятия, проведение дидактических игр.

Многие материалы приходится изготавливать самостоятельно, например, карточки, схемы, модели, дидактические игры, образцы денег и монет и другой раздаточный материал.

В содержании образовательной программы отражены критерии эффективности освоения программы, которые в стандарте дошкольного образования представлены как целевые ориентиры дошкольного образования. Все они представлены на экране.

Для оценки эффективности проводимого обучения я использую текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Программа предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала. Взаимодействие с воспитателями происходит непрерывно.

Работа с родителями предусматривает индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания (формы проведения различные – интеллектуальная игра, викторина), совместные мероприятия для детей и родителей.

Например, в ближайшее время запланировано проведение игры-квеста для детей старшей группы и их родителей.

В заключении хочу сказать, что дети с удовольствием занимаются, с интересом играют в экономические игры и выполняют разнообразные задания. Особенно приятно, когда в конце занятия я слышу от некоторых детей – «Спасибо за занятие!» В эти моменты я понимаю, что не зря работаю, я вижу эту обратную связь.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен педагогам, которые только начинают внедрять азы финансовой грамотности в дошкольные образовательные учреждения.

Приложения:

  1. file0.docx.. 657,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 873,5 КБ

Опубликовано: 20.11.2021

Подготовительная группа детского сада

Содержание проекта

Название проекта: «Детская экономика».

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели — с 15 по 29 января 2021 года).

По содержанию: социально-педагогический, информационный.

По характеру контактов: педагог – ребенок — родитель, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы №17, воспитатели, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Актуальность:

В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.

Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.

Цели проекта: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

для детей:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
  • Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
  • Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
  • Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
  • Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
  • Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
  • Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
  • Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.

для педагогов: 

  • Создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности;
  • Подготовить детей к итоговому мероприятию по финансовой грамотности «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста ДОУ.

для родителей:

  • Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
  • Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Практическая значимость: формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)

Новизна проекта:

Новизна проекта «Детская экономика» заключается в том, что финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Данная работа позволяет педагогам решить одновременно несколько задач дошкольного образования, а именно:

  • воспитание и обучение детей;
  • развитие всесторонне развитий личности;
  • подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.

Работа по данному проекту осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В результате реализации проекта «Детская экономика» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о основах экономики, что является частью не только финансовой грамотности, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка.

Предполагаемые результаты:

  • Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
  • Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Этапы и сроки реализации проекта:

1 этап — Информационно-накопительный этап

(с 11 по 13 января 2021 года):

  • Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (констатирующая диагностика);
  • Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Изучение методической литературы, сбор материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные, сюжетно-ролевые игры, интерактивные пособия, познавательные фильмы и мультфильмы на тему проекта) необходимого для реализации цели проекта;
  • Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на реализацию проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
  • Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.

2 этап — Организационно-практический этап

(с 14 по 20 января 2021 года):

  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Совместное изготовление атрибутов и организация сюжетно-ролевых игр по теме проекта;
  • Просмотр познавательных и мультипликационных фильмов для детей на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Консультации для родителей по теме проекта: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
  • Проведение ООД и совместной деятельность по теме проекта.

3 этап – Презентационно-завершающий этап

(с 21 по 27 января 2021 года):

  • Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (итоговая диагностика);
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Создание и оформление коллективной творческой работы — книги группы №17 «Мои потребности и желания»;
  • Проведение выступлений детей группы №17 на тему «Мои финансы»;
  • Выставка «Копилки»;
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
  • Пополнение РППС электронными пособиями (презентациями, интерактивными играми, познавательными фильмами, мультфильмами, аудио сказками) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Развлекательное мероприятие «В гостях и Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ.

Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о основах финансовой грамотности, воспитать у детей желание, стремление к пополнению, умножению, сохранению своего семейного бюджета.

Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т.д.).

Познание

Беседы: «Деньги и их роль в жизни», «Почему все взрослые работают?», «Что такое финансовая грамотность?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?», «Товар — цена», «потребности и желания», «Где живут деньги?», «Бюджет», «Услуга и товар», «Все профессии важны» и т.д.

Познавательные фильмы для детей: «История денег. От куниц до бумажных», «Что такое бюджет и как его составлять», «Как устроены наличные деньги», «Как и зачем сберегать», «Виды доходов», «Виды и периодичность расходов», «Банковские карты», «Дом денег. Банки».

Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.

Чтение художественной литературы

Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Я. Маршак «Кошкин дом», К.И. Чуковский «Телефон», Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей», А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и т.д.

Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Банк», «Почта», «Салон красоты» и т.д. (разыгрывание сюжетов, объединение нескольких сюжетов в один и т.д.)

Продуктивные виды деятельности:

ХЭР (художественное конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;

ХЭР (пластелинография) «Монета»

ХЭР (рисование) «Купюра», «Потребность — желание»;

Физическое развитие

  • Игры-соревнования «Желания — потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
  • Игры-имитации «Изобрази профессию», «Кто что делает?»;

Взаимодействие с родителями

  • Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
  • Консультации: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
  • Выставка «Копилка»;
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
  • Фотовыставка «Мои личные финансы».

Показателями эффективности работы стало следующее:

Для детей:

  • Сформированы знания детей о основах экономики, финансовой грамотности:
  • Сформированы знания о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления, способах сбережения и приумножения;
  • Сформированы знания о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
  • Сформированы знания о взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
  • Сформированы знания о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
  • Сформированы знания о умении рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
  • Приняли участие в развлекательно-познавательном мероприятии «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ, где дети группы №17 справились успешно с поставленными заданиями.

Для педагогов:

  • Рост профессиональной компетентности педагогов;
  • Обогащение методической базы на тему «Формирование финансовой грамотность у детей дошкольного возраста»;
  • Закрепление осознанного отношения к своему собственному бюджету.

Для родителей:

  • Информированность о финансовой грамотности;
  • Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать и расширить представление детей группы №17 о основах экономики, финансовой грамотности.

Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.

Список литературы:

  1. А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  7. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2015.
  8. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  9. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2019.
  10. О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» — Калининград – 2017.
  11. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
  12. Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» — Калининград, 2018.
  13. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  14. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  15. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  16. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Представление инновационного педагогического опыта работы «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Представление инновационного педагогического опыта работы «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Составила: Бондарева Алена Владимировна Воспитатель 1-й квалификационной категории с. Ловозеро, 2021

В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах.

В нашем дошкольном учреждении работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. В старше-подготовительной группе был создан центр «Финансовая грамотность», в котором расположены:

  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр: (например, «Магазин», «Парикмахерская», «Жила-была денежка», «Угадай профессию»), использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, а также вовлечет ребенка в изучение цифр и счета; макет банкомата, светло-зеленые косынки, сберегательные книжки, квитанции, подаренные служащими Россельхозбанка, лэпбук с дидактическими играми.
  • настольно-печатные игры по экономике (Лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», «Бизнес-лайф», «Монополия», «Менеджер»,), с целью вовлечения детей в мир финансовой культуры, знакомство с товаром;
  • художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
  • денежные купюры разных стран в альбоме «Деньги со всего света» для формирования умения сравнивать, наблюдать, закреплять;
  • экономическими книжками-раскрасками с творческими заданиями на развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления.

В работе используем игры, которые проводятся не только на этапе ознакомления нового материала ( ««Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления, повторения, обобщения ( «Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»).

В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети познакомились с понятием деньги. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение.

В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег.

Играя в настольно-печатные и дидактические игры ( «Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продастся») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играют, доказывают верность своего выбора. Мы стараемся донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.

Применяли проблемные ситуации в образовательной и игровой деятельности ( «Загадка бельчат», «Письмо ослику», «Два медвежонка») благотворно влияют на формирование умения выделять экономическое понятие из художественных произведений. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения, а педагогам — творчески строить процесс формирования финансовой культуры, опираясь на имеющийся опыт детей.

В работе с детьми использовали народную мудрость — пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытаются объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка».

Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому считаем важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду ( «Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»). Например, играя в «Строителей», педагоги акцентировали внимание дошкольников на том, как долго мы строили, и как неприятно, когда ломают и портят твои постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В приемной был организован уголок для родителей «Денежная азбука», в котором расположены:

  • консультации «Значение трудовой деятельности дошкольника в финансовом просвещении», «Зачем нужны деньги?», «Как научить ребенка трудиться»;
  • папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;
  • памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка».

Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры осуществляется через различные формы взаимодействия:

  • анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры «Мой ребенок и финансовая культура»;
  • беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей;
  • «Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» с целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры «Шоппинг с семьей»;

На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно!!

Умение граждан рационально вести личный бюджет, грамотно обращаться с деньгами и инвестировать — фактор не только их личного благосостояния, но и социально-экономической устойчивости в целом, говорят эксперты.

Россияне с каждым годом становятся все более просвещенными в финансовых вопросах. Замеры, которые проводились по заказу мегарегулятора — Банка России (Центробанк, ЦБ) в 2020 году, показали рост индекса финансовой грамотности населения страны до 54 баллов (из 100 возможных) с 52 в 2018-м. За этими цифрами есть вполне конкретные показатели, отмечают в ЦБ: например, выросла доля людей, имеющих подушку безопасности (с 37 до 47%), а также тех, кто регулярно делает сбережения (с 27 до 32%). Более половины россиян знали, куда обращаться за защитой финансовых прав (в 2018 году соответствующий показатель не превышал 38%). В целом выросла доля людей с относительно высоким уровнем финансовой грамотности: с 34 до 39%. «Навыки меняются медленнее, однако растет ориентация на более рациональное и расчетливое обращение с деньгами. И не последнюю роль в этом сыграла пандемия: люди всерьез задумались о необходимости накоплений на черный день», — отмечают в ЦБ.

В последнее время граждане стали больше внимания уделять сбережениям, создавая для себя финансовую подушку безопасности, соглашается замруководителя Центра финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Анна Горелик. При этом она отмечает, что в Сибирском федеральном округе практически все субъекты реализуют масштабные региональные программы финансовой грамотности, и Красноярский край является одним из центров развития финансовой грамотности в стране.

С учетом подходов, обозначенных на федеральном уровне, формирование новой финансовой культуры в обществе является одним из приоритетов, говорит зампредседателя правительства Красноярского края — министр финансов Владимир Бахарь. Порядка 20 федеральных и краевых органов власти, образовательных организаций, по его словам, объединили свои усилия в рамках специальной региональной программы и сегодня формируют единую краевую политику в сфере повышения финансовой грамотности населения.

Стимулы и цели

Начавшийся в 2020 году коронакризис создал дополнительные стимулы, чтобы начать заниматься финансовой грамотностью, говорит руководитель Регионального центра финансовой грамотности (РЦФГ) Красноярского края Сергей Красноусов. В условиях пандемии и падения доходов многие поняли, что, «например, раньше люди в большинстве своем не задумывались о создании финансовых подушек безопасности». «Но прошлый год, к сожалению, очень четко продемонстрировал ситуацию, в которой такие сбережения крайне необходимы. Сейчас же наши исследования показывают, что у значительного числа людей такие подушки сформированы — хотя бы на срок два–три месяца», — поясняет эксперт.

Стоит отметить, что повышение финансовой грамотности населения — это не только вопрос личной финансовой безопасности граждан, но и важный фактор экономического развития как на региональном, так и на общефедеральном уровне. Существует несколько основных каналов влияния развития финансовой грамотности на экономический рост и макроэкономическую стабильность, говорит проректор по научной работе Финансового университета Светлана Солянникова. Первый — инвестиции граждан на финансовых рынках. Когда они покупают акции и облигации отечественных компаний — напрямую или через инструменты коллективного инвестирования, то финансируют их экономический рост, причем данный механизм дешевле и быстрее традиционного банковского кредитования. Второй канал — обеспечение стабильного спроса в экономике со стороны конечных потребителей за счет их устойчивого финансового положения и растущих доходов от грамотного управления финансами. И наконец, снижение нагрузки на социальные расходы бюджета и пенсионную систему за счет формирования личных сбережений граждан.

Знания — финансовое благополучие

В Красноярском крае представлен ряд успешных практик, которые рекомендуются к тиражированию и применению в других субъектах РФ; на Московском финансовом форуме, который прошел в этом году, они обсуждались в числе лучших, говорит Анна Горелик.

Главным событием года в данной сфере стал краевой семейный финансовый фестиваль, который проводился в регионе во второй раз. В фестивале были задействованы все муниципальные образования края, было проведено около 2500 мероприятий, в которых приняло участие 50 тыс. человек.

Еще одно важное направление работы — обучение учителей. За 2021 год по программам повышения квалификации прошли обучение более 850 педагогов, рассказывают в РЦФГ. К 2023 году, по данным НИФИ, в регионе планируется обучить 100% педагогов, реализующих образовательные программы и мероприятия по формированию финансовой грамотности детей и молодежи. Обучение педагогов, которые передают финансовые знания детям, а те, в свою очередь, родителям, — важнейший элемент программы финансовой грамотности. В формате школьной программы около 300 тыс. школьников Красноярского края выполняют «семейные» домашние задания и являются трансляторами финансовых знаний, говорит Анна Горелик.

Из других ключевых видов постоянной активности в РЦФГ выделяют проект «Финансовая грамотность людям» (бесплатные семинары и экономические настольные игры для детей и взрослых, почти 60 мероприятий за год), конкурс методических разработок, конкурс эссе для школьников «День рубля», а также недавно запущенные проект «Финансовая грамотность семье предпринимателя» и программу по работе с пожилыми людьми.Правительство края эти инициативы активно поддерживает. Три года назад с Минфином РФ подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации стратегии повышения финансовой грамотности в стране. В связи с этим начиная с 2020 года в региональном бюджете ежегодно дополнительно предусматривается порядка 19 млн руб., в том числе на осуществление деятельности регионального центра по финансовой грамотности, формирование единого информационного пространства и наполнение его доступной и актуальной информацией по финансовой тематике. «Мы понимаем, что не все сегодня имеют хорошее финансовое образование, поэтому необходимо помочь жителям края независимо от возраста и статуса разобраться в непростых финансовых вопросах, продиктованных временем», — отмечает Владимир Бахарь.

Теория и практика

По мнению Сергея Красноусова, одной из основных проблем в части повышения благосостояния россиян является тот факт, что многие из них не используют инструменты бюджетирования. «Люди живут «по ощущениям», как говорится, от зарплаты до зарплаты. А мы должны конкретно понимать, какие есть доходы, какие расходы, каким образом необходимо откладывать. И это — первый кирпичик финансовой грамотности», — поясняет эксперт.

Если исходить из результатов опросов, долгосрочные финансовые планы строят только 29% россиян, рассказывает Анна Горелик. Причем 32% граждан предпочитают жить сегодняшним днем, а если и сберегают деньги, то хранить их предпочитают в наличных. Есть проблемы и в грамотном распределении семейного бюджета — например, с «кассовыми разрывами» и нехваткой денег до зарплаты за 2020 год хоть раз сталкивались 39% опрошенных.

Вторая важная тема — банковские вклады и кредиты, продолжает Сергей Красноусов: «У нас огромный поток информации о разных типах вкладов и разных условиях кредитования, людям бывает непросто разобраться, сравнить между собой эти банковские продукты».

Проблема сравнения условий по вкладам и кредитам действительно актуальна, причем в масштабах всей России. 39% россиян при выборе финансовой услуги не рассматривают альтернативные варианты, приводит данные статистики Анна Горелик.

И наконец, третья финансовая тема, которая в наибольшей степени интересует жителей Красноярского края, — это мошенничества на финансовом рынке. В 2020 году регулятор в целом по стране выявил и отправил на блокировку 26,4 тыс. телефонных номеров, с которых мошенники обзванивали клиентов банков. Это почти в два раза (на 86%) больше, чем годом ранее. В третьем квартале 2021 года ЦБ также инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, используемых для кражи денег у граждан, это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Мы активно боремся с сайтами мошенников и финансовых пирамид. В 2020 году Банк России инициировал блокировку 7680 таких сайтов, за три квартала текущего года — 4376», — говорят в ЦБ.

В этом году Красноярский край, как и другие регионы страны, приступил к реализации второго этапа федеральной Стратегии повышения финансовой грамотности. Определены важные для региона аспекты. По словам Владимира Бахаря, прежде всего необходимо усилить работу в сфере финансового просвещения. Несмотря на то, что в целом в крае повышен уровень финансовой грамотности, особого внимания требуют категории граждан, показавшие по результатам исследований невысокий результат.

Приоритетным направлением становится расширение круга участников финансового просвещения. «С учетом территориальных и географических особенностей региона необходимо все больше вовлекать в эту работу муниципальные образования края, а также представителей бизнеса, некоммерческих организаций и активных граждан», — отмечает глава краевого минфина.

  • Презентация по страницам любимых сказок викторина
  • Презентация по сказке три поросенка для детей средней группы
  • Презентация по теме сказки для дошкольников
  • Презентация по сказкам салтыкова щедрина в 10 классе
  • Презентация по сказкам андерсена для дошкольников