Презентация описание памятника культуры 8 класс сочинение храм покрова на нерли

Презентация на тему: церковь покрова на нерли скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:церковь покрова на


Презентация на тему: Церковь Покрова на Нерли

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Церковь Покрова на Нерли Презентация по МХКУченицы 10-2 классаДаниловой Ксении.

Описание слайда:

Церковь Покрова на Нерли Презентация по МХКУченицы 10-2 классаДаниловой Ксении.

№ слайда 2
XII-XIII в.в. для Руси – время феодальной раздробленности. Распад на отдельные к

Описание слайда:

XII-XIII в.в. для Руси – время феодальной раздробленности. Распад на отдельные княжества, постоянно враждующие между собой, обусловил развитие местных школ каменного зодчества. Наиболее значимой стала владимиро-суздальская школа.

№ слайда 3
Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось

Описание слайда:

Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Признанным шедевром владимирской архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь.

№ слайда 4
Белокаменный храм находится во Владимирской области , в полутора километрах от Б

Описание слайда:

Белокаменный храм находится во Владимирской области , в полутора километрах от Боголюбова.

№ слайда 5
Историческая справка. До недавнего времени в литературе была принята датировка х

Описание слайда:

Историческая справка. До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В. Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом.

№ слайда 6
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в

Описание слайда:

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Покров (14 октября) – христианский праздник, в основе которого лежит явление Богородицы во Влахернском монастыре в Константинополе, когда она закрыла от врагов город и вознесла молитву о спасении от невзгод и страданий.

№ слайда 7
По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройк

Описание слайда:

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

№ слайда 8
Местоположение Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена

Описание слайда:

Местоположение Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

№ слайда 9
Презентация описание памятника культуры 8 класс сочинение храм покрова на нерли

№ слайда 10
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, зал

Описание слайда:

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.

№ слайда 11
Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притво

Описание слайда:

Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притвора, с хорами на западе, четырьмя опорами, тремя нефами, тремя апсидами.

№ слайда 12
Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью зал

Описание слайда:

Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию eгo легкой ycтpeмленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом.Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках.Боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла — соответственно.

№ слайда 13
Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами - лопатками - на три ч

Описание слайда:

Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами — лопатками — на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан.

№ слайда 14
Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех

Описание слайда:

Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями.

№ слайда 15
Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца

Описание слайда:

Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца царя Давида, помещенная в центральные закомары, вызывает ассоциации с самим Андреем Боголюбским, стремившимся к прекращению усобиц на Русской земле. Недаром по обеим сторонам от Давида изображены два голубя, символизирующие мир, а под ними — фигуры львов как символ побежденного зла.

№ слайда 16
В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальско

Описание слайда:

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

№ слайда 17
Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной те

Описание слайда:

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

5 сочинений по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли

­­­Пример сочинения 1

Картина «Церковь Покрова на Нерли» была написана художником С. В. Герасимовым (1885-1964 п.)

Чаще всего он рисовал пейзажи, одним из которых является замечательная картина «После дождя», отражающая блеск и красоту природы, омытой летним дождём. На картине «Церковь Покрова на Нерли» вместе с природными красотами мы видим изображение церкви. Эта церковь является одним из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Также эту церковь изобразил С. А. Баулин, его картина носит название «Храм Покрова на Нерли».

На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» среди светло-зелёной травы ярко выделяется река синего цвета с фиолетовыми проблесками, она немного отражает пушисто-белоснежные облака За счёт облаков небо выглядит ярким и насыщенным, в нём виднеются и розовые, и синие, и голубые оттенки. Облака очаровывают своей формой и беспорядочностью. Большие, пушистые и могучие деревья создают полноту картины, украшая собой церковь. Они такие же высокие, как она. Если бы не было этих деревьев, то церковь стояла бы в полном одиночестве на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Собор расположился в центре картины, поэтому в первую очередь обращаешь внимание именно на него. Храм белокаменный, имеет изящные формы и фиолетовые купола, но в этой картине они показаны золотыми, потому что отражают яркие солнечные лучи.

Ещё на берегу мы видим молодую маму, гуляющую с ребёнком. Девочка играет и собирает цветы, а мама просто находится рядом. Эта деталь делает картину более доброй и тёплой.

Мне очень понравилась картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», потому что она выполнена в тёплых и ярких тонах красок. Здесь очень точно показана ясная погода, спокойная обстановка и необыкновенная, чуткая тишина.


Пример сочинения 2

 На картине «Церковь Покрова на Нерли» художник Герасимов изобразил белый храм в окружении природы. На переднем плане мы видим реку Нерль, она четко отражает все растущие вокруг деревья, небо и саму церковь.  Видно, что на реке играют мелкие волны от слабого ветерка. Рядом с холмом раскачивается одинокая пустая лодка. 

На ближайшем берегу стоит женщина с маленьким ребенком и любуются видом напротив. Малыш, видимо, срывает для мамы желтые цветочки, которые усыпали весь этот берег. 

На противоположной стороне на небольшой возвышенности расположена белоснежная церковь Покрова. Это довольно высокое сооружение с высокой колокольней и синим куполом. На куполе отражаются лучи солнца и он играет самыми разными цветами. Церковь украшена высокими узкими окнами. Храм выглядит очень величественно и создается впечатление, что он парит в воздухе. Здание церкви окружено деревьями с пышными кронами и зеленой листвой. Вся трава вокруг сочного насыщенного цвета. Сразу становится ясно, что это летнее время – июль или август. Художник не пожалел красок, чтобы передать все оттенки и цвета лета. Не трудно догадаться, что Герасимов очень любил природу и родную землю. 

Деревья расположены с обеих сторон холста. Сразу за церковью виднеется домик с синей крышей. Поодаль видны фигурки прихожан, которые возвращаются из церкви.

Летнее небо дополняет эту красоту, на нем плавают огромные белые облака. 

 Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у меня самые светлые чувства. Я ощущаю какой-то уют и спокойствие, исходящие от этого пейзажа. Теперь мой список желаний пополнился ещё одной мечтой – увидеть своими глазами в это же летнее время «Церковь Покрова на Нерли».


Пример сочинения 3

При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.

В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.

На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.

На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.

На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.
 
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.


Пример сочинения 4

Об авторе: Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)- советский живописец. Среди его работ множество сюжетных, исторических полотен, портретов, натюрмортов и различных иллюстраций. По картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли можно судить и о его пейзажах. Здесь соединены нежное отношение автора к русской природе и духовная связь с божественным миром.
 
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» перед нами предстает белоснежный храм в устье реки Нерль. Художник живописно и красочно изобразил сам храм, его отражение в воде и окружающую его природу. Всё это делает полотно настолько интересным и притягательным, что его хочется долго рассматривать. На своей палитре автор почти не использует мрачные и темные краски, все цвета яркие и бросающиеся в глаза.

На переднем плане живописец изобразил берег и саму реку Нерль. Сочная трава изумрудного цвета и яркое солнце рассказывают нам, что сейчас середина лета. По берегу гуляют женщина с ребенком. Малыш наклонился и что-то рассматривает под ногами.

В водах синей реки отражается голубое небо с плывущими по нему облаками. Также можно разглядеть в неспокойной воде нечёткие очертания храма. Они изображены автором в бело-розовых тонах. Немного дальше видна небольшая лодка, причалившая к берегу.
 
Церковь расположена на противоположном берегу реки на возвышенности. Это довольно высокое белокаменное строение с двумя порталами и узкими вытянутыми окнами. Фасад здания украшен декоративными арками. Купол храма и куполообразная крыша изображены в синих тонах. Но под солнечными лучами они переливаются розовыми, оранжевыми и красными бликами.

Рядом с храмом посажены несколько деревьев. Их зеленые кроны красиво вырисовываются на фоне бело-голубого с розоватым оттенком неба. За деревьями виден дом желтого цвета с синей крышей. Скорее всего, там живут служители церкви.

На заднем плане слева изображен ряд деревьев. Они растут на узкой полосе земли между двумя протоками реки. С правой стороны мы видим четыре темных силуэта. Наверное, это прихожане заходили в церковь, а теперь идут к себе домой. Вдали у самого горизонта виднеется полоска темного леса.

Глядя на картину, понимаешь, что художник вложил в нее всю свою душу. Он тщательно подбирает краски, изображая необыкновенно красивое небо с бледно-розовыми облаками. На его фоне белоснежный храм выглядит нарядным и величественным. Лирический пейзаж Герасимова вызывает чувства спокойствия и умиротворения. Очень хочется оказаться сейчас на берегу Нерли и увидеть эту красивую церковь.


Пример сочинения 5

Холст “Церковь Покрова на Нерли” был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст “Церковь Покрова на Нерли”.

Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.

Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском.

Не был холоден к такому блеску и сам художник.

На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками.

Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение.

Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.

На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.

Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком.

Вдалеке видны поля и луга.

При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте.

Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.

Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Кожин — Церковь Покрова на Нерли

Храм Покровы на Нерли – один из старейших в России. Дату основания храма относят к 1165 году. Думаю, что это одна из причин, почему живописцы во все времена проявляли к нему интерес.

Решение С.Кожина взяться за краски и попробовать внести нечто новое в известный образ очень смелое.

На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка. Здесь же смотрит на храм совсем сухое дерево. Все остальные деревья пышно убраны зеленой листвой, дышат жизнью. Сперва кажется странным, что на картине, которая показывает духовную святыню, нашлось место для изображения смерти. Первую мысль догоняет вторая: дерево стоит на противоположном берегу от храма, наверное, символизирует тех людей, которые не смогли найти путь к Богу. Много среди всех людей таких, которых отделяет от бога река злости, негодования и непонимания. Печально, что им суждена смерть, как и этому прибережному дереву.

Особенное место храма в композиции картины подчеркивается преобладающими цветами. Травы и деревья насыщенных зеленых цветов, скорее темных, предгрозовых, чем весенних, нежных. Небо также навевает мысли о предстоящей грозе. Серые тучи наваливаются уже мелкими волнами на небо над храмом. Даже те участки неба, которые не закрыты тучами, нарисованы темно-синими красками.

На фоне темных цветов основной части картины особенно заметна белизна храма Покровы. Если присмотреться, то стает заметной и особая архитектура храма: один центральный купол, высокие стены, похожие на арки. Высокий берег, на котором расположен храм, дышит особыми красками: он весь устлан кустами и травами, так что почти нет мест, где видно почву. Расположение растений, их красочность напоминают живую изгородь, а весь холм с храмом и далекой крышей какого-то здания – крепость духа.

С. Кожин акцентирует внимание на подходах к храму. Каков путь к нему – не понятно. Может, стоит броситься вплавь, а может, где-то в кустах спряталась маленькая лодочка. Возможно, что за пределами картины осталась вполне простая дорога, по которой и пройти, и проехать можно. В любом случае, художник дает понять, что путь к Покрове важен для каждого, кто хочет обрести внутреннюю белизну.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)
    Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно таки монументальна: глядя на нее, человек невольно ощущает всю свою хрупкость и беззащитность. Сам художник неоднократно признавался
  • Сочинение Хлестаковщина как нравственное явление
    «Ревизор» — сатирическая пьеса, одно из лучших творений Н. В. Гоголя. Автор написал это произведение в 1835 году, но также в 1842 году он немного его исправил, что и стало окончательным вариантом для публикации.
  • Влияние родителей на ребенка сочинение
    Все мы знаем, что наш характер, мировоззрение и отношение к каким-либо явлениям и ситуациям по большей части зависят от того, как нас воспитывали родители и что они в нас вкладывали.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли жемчужина «Золотого кольца»

Золотое кольцо России — это удивительные места, где собраны жемчужины древних памятников архитектуры и быта русского народа.

Одну из этих жемчужин мне самой посчастливилось увидеть — церковь Покрова на Нерли — выдающийся шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Про нее говорят: — «Это поэма, запечатленная в камне».

Она расположена на живописном заливном лугу, на слиянии рек Нерли и Клязьмы, недалеко от города Боголюбово Владимирской области.

Это великолепное творение из камня, удивительно гармонично сочетается с окружающей природой. Когда стоишь у стен этой церкви, невольно хочется помолчать и представить: сколько много пришлось ей увидеть за прошедшие столетия, став немым свидетелем проходящих мимо веков, поколений, радости и страданий русского народа, изменения ландшафта русел рек, которые давно уже поменяли направление течения своих вод. Она, как красавица-невеста глядится в зеркальную водную гладь озера, отражаясь в нем. Такая скромная и такая великолепная, медленно плывущая по волнам времени. Невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина:-

«Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет…»

Смотришь на всю эту красоту и понимаешь, что душа становится чище и добрее.

Великолепие церкви Покрова на Нерли описывают поэты в своих стихах и художники в своих картинах.

Глядя на картины «Церковь Покрова на Нерли» талантливых русских художников С.В. Герасимова и С.А. Баулина, я могу сравнить их видение на это прекрасное творение рук человеческих, со своим.

По световым гаммам можно увидеть, что эти картины были написаны в разное время года и, возможно, в разное время суток.

Картина С.В. Герасимова была написана или поздней весной, или ранним летом. В центре картины не только сама церковь, но и окружающая ее природа. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Река изображена синей, розовой, местами зеленой акварелью. Около берега привязана лодка. В водной глади отражается церковь. Она тоже окружена зеленой травой и деревьями. Ее купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом, уходя ввысь. Небесный свод на заднем плане смыкается с линией горизонта. Деталей самой церкви не видно — она изображена издали. Кажется, что церковь и природа являются единым целым. На фоне зеленой травы яркими полосами выделяются желтые цветы. Здесь гуляет женщина с ребенком. Он нагнулся, чтобы сорвать весенний цветок. Краски на картине Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным на картине кажется небо — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

С. В. Герасимов показал, как природа становится еще прекраснее на фоне белокаменной церкви.

Картина С.А. Баулина скорее всего была написана поздним летом или ранней осенью. Церковь Покрова на Нерли изображена вблизи, крупным планом на высоком холме. Ее можно рассмотреть в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Стены церкви украшены резными рельефами, Сама церковь имеет форму квадрата, с середины которого в небо стремится один купол. На картине изображен хмурый день. Вся его темнота показана в одном небе. Оно темно-синего, даже серого цвета. Тяжелые и густые тучи закрыли солнце. Церковь практически не отражается в воде. На этом темном фоне церковь кажется еще светлее и ярче, как лучик света в темноте, символизируя святыню добра и света.

Мне понравились обе картины. Они великолепно дополняют друг друга и дают возможность увидеть слияние красоты природы с красотой самой церкви Покрова на Нерли.

Когда я мчусь на скором поезде, из окон которого видна эта жемчужина «Золотого кольца», одиноко затерявшаяся среди лесов и лугов, словно свеча возвышающаяся на небольшом островке, обвитая голубой ленточкой реки, то мне снова и снова хочется еще раз побывать в этих божественно красивых местах, у стен этой великолепной церкви. Насладиться тишиной и пением соловьев. Вновь и вновь почувствовать умиротворение и покой, слившись воедино с этой красотой.

Мичурова Людмила.

Школьный сайт — Урок развития речи

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 8 классе.
Тема урока. «Лебедь-храм Покрова на Нерли». Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры.

Цели урока:

  • подготовиться к сочинению-описанию памятника культуры;
  • развить умение высказать и обосновать свою точку зрения;
  • воспитать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества; обогатить эстетическое восприятие.

III. Слово учителя (рассказ о храме)

Слайд 3-5. Дом есть не только у человека, но храмы – только у людей. Они приходят к нам с неба. Во всем мире существует множество легенд о небесном происхождении храма: образ храма является его заказчику или строителю во сне, в таинственном видении, в откровении свыше. Христианский храм – это образ неба на земле, священное пространство, где человек общается с Богом.

Сегодня мы отправимся на экскурсию, чтобы понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли

Слайд 6.

Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России» [3].

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.

По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Слайд 7. Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.

Слайд 8. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму. По преданию, это место указал сам князь Андрей Боголюбский.

Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в СЛАЙД 9,10 быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.

Слайд 10. По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа.

Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе.

Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.

Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии – высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания.

Слайд 11. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

— Послушайте, как описывал Храм Покрова на Нерли Е.И. Осетров в книге «Живая Древняя Русь»:

— Вы видите, ребята, что Храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что мой рассказ вдохновил и вас

IV. Подготовка к сочинению.

— Ребята, а теперь давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.А.Баулина «Храм Покрова на Нерли». Слайд 18.

— Что изображено на картинах? (На обеих иллюстрациях изображена церковь Покрова на Нерли)

— Выделите главное, на что обращает внимание каждый художник? (С.В.Герасимов показывает связь с природой, для С.А.Баулина важна архитектура)

— Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

— А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении XII века? (При описания памятника культуры важны обе картины для получения целостного восприятия)

— Как вы могли бы озаглавить текст? Почему? Слайд 20.

  1. «Храм Покрова на Нерли»
  2. «Поэма в камне»
  3. «Лебедь-храм»
  4. «Лебедь белокаменный»
  5. «Чудо на Нерли»

— В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

— Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

— Давайте поработаем над лексикой сочинения, найдем слова, обороты, при помощи которых мы опишем храм. (Учащиеся высказываются, наиболее удачные слова, предложения записываются в черновики.)

Рабочие материалы (как вариант): Слайд 21.

Белокаменная церковь; храм возвышается как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

V. Рефлексия: Нужны ли храмы в наше время? ( Высказывания учеников)

VI. Подведение итогов.

— Ребята, вы должны написать сочинение, в котором вы не только расскажете о храме, об особенностях изображения храма на картинах Герасимова и Баулина, но и поделитесь своими впечатлениями о нем.

VII.Работа над черновиком.

VIII. /З: написать сочинение-описание храма Покрова на Нерли.

Список использованных источников.

1. https://www.liveinternet.ru/users/3726197/post159187070/

2. https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml

3. https://cityvla.narod.ru/vlad6.htm

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%CF%EE%EA%F0%EE%E2%E0_%ED%E0_%CD%E5%F0%EB%E8

5. https://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm

Презентация и аудио запись к уроку

Скачать аудио фаил

Скачать презентацию к уроку

Источник: https://shool4.ucoz.ru/index/urok_razvitija_rechi/0-4

Маленькая церковь — большие вопросы.

Путешествуя в окрестностях Владимира и фотографируя знакомый с детства храм Покрова на Нерли, я решила написать о давно интересующей меня теме. Попробовать разобраться в том, как возникает искусство, кто его автор – художник, заказчик или обстоятельства.

Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским. Один из немногих сохранившихся памятников домонгольской архитектуры. Подробнее в Wikipedia

Храм Покрова на Нерли, решила я, отличный пример: маленький, особенно по сравнению с европейскими современниками, строился всего два года, и, тем не менее, общепризнанный шедевр, символ русского белокаменного зодчества домонгольского периода.


Аббатство Сен-Дени и церковь Покрова на Нерли

Все с ним ясно, думала я. Выйдет бойкая заметка о том, как европейские гастарбайторы, присланные князю Андрею Боголюбскому другом Фридрихом Барбароссой, за пару лет сварганили жемчужину русской архитектуры. Потому что в тех условиях, с тем заказчиком ничего другого физически не могли сделать. Хотели прогнать халтурку – всего по минимуму, но не на столько, чтоб заказчик не заплатил – а получился «чистый» стиль и строгие пропорции.

Такой своеобразный вернакуляр, когда архитектор не человек, а обстоятельства:

Идеальная взаимосвязь с рельефом – благодаря трехметровому насыпному холму, явно создававшемуся не из соображений ландшафтного дизайна.


Храм Покрова на Нерли. Вид с реки.

Красота пропорций и лаконичность декора, как я уже говорила, результат маленького бюджета и сжатых сроков. Взяли типовую крестово-купольную схему, пришедшую из Византии и использовавшуюся уже 5 веков и выжали из нее максимум – экспериментировать некогда и не за чем.

К тому же, утрата галерей и окружающих построек пошла на пользу (простите меня, защитники наследия)

Реконструкция вида храма Покрова на Нерли с галереями

Еще, как часто бывает, от плохого вкуса спасают плохие технологии (вспомним пресловутый благородный колорит старых мастеров) Тут ремесленники и рады были гнать штамповку, но не имели такой возможности – технологии подходящей не было. Поэтому каждый элемент декора индивидуален, а простые по композиционной схеме рельефы имеют сложный ритмический рисунок.


Царь Давид. Рельеф храма Покрова на Нерли.

Кто любит игру «найди пять отличий» получит большое удовольствие, разглядывая фасады церкви Покрова.


Женские головы. Рельефы Покрова на Нерли.

Эх, хорошая бы вышла заметка! Но, на свою голову, я полезла уточнять детали.

Во-первых, построек, сохранивших свой облик с XII века в Европе, осталось очень мало. Как правило, сохранились четыре стены и смутное воспоминание, о том, что было. В отличие от церкви Покрова, которая, кроме главы, в XII веке выглядела как сейчас.

Кстати, вопрос были ли галереи, оказывается, то же до сих пор открыт, врут экскурсоводы, с уверенностью рассказывающие о происхождении «двери в никуда»


Дверь на не существующие галереи. Покров на Нерли.

Так что сделать пафосную иллюстрацию для сравнения масштабов, чтоб к ней нельзя было придраться, оказалось весьма затруднительно.

Во-вторых, участие Фридриха Барбароссы и происхождение бригады — не ясно.

С определенностью можно сказать только одно, ребята были приезжие, кочевавшие, как во все времена принято, с одной большой стройки на другую и изготавливавшие, в соответствии со вкусом и щедростью местных варваров вариации на тему того, что потом назовут романским стилем. Особенно наглядно это при взгляде на декор, часто по элементу и не скажешь, что за страна и что за здание. Везде все по списку –перспективные порталы, византийские капители, аркатурные пояса, анималистические и растительные мотивы в резьбе (грифоны, птички, львы (нужное подчеркнуть))


Грифон, рельеф Покрова на Нерли в сравнении с капителями с фасада церкви Сан Сегундо (Испания, середина XII века)

Но заказ на церковь Покрова не был для них проходной, собственно эти мастера и создавали архитектуру Владимиро-суздальской Руси, в том числе, большой архитектурный ансамбль, частью которого была церковь Покрова.

В общем, все не ясно и смутно в этой истории, кроме одного – перед нами шедевр. Архитекторы и искусствоведы лучше объяснят, почему.

Лично мне, как человеку, вечно мучимому вопросами композиции и ритма, особенно интересна система пропорций церкви Покрова. С ее узкими восточными пряслами и суммой выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равной ширине средних прясел. Отличная «ловушка для зрения» когда все правильно и неправильно одновременно.


Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен.

Вот такая заметка о не получившейся статье. Надеюсь, вам было интересно.

Да, для любителей Википедии, утверждение, что «Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения» — полный бред. Основные обзорные точки находятся близко от храма, поэтому из-за перспективных сокращений возникает такой эффект. А пропорции действительно хороши, но не этим.


Храм Покрова на Нерли

Лебедь-храм Покрова на Нерли. Подготовка к сочинению – описанию памятника культуры.

Страна Россия
Село Боголюбово, Суздальский
район Владимирской обл.
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Основатель Андрей Боголюбский
Дата основания XII век

Церковь Покрова на Нерли

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.


«Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.  Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»

И есть покоя Знак — в течении Нерли,
Где Храм парит у кромочки земли,
Где в светлом белопенном отражении 
Векам канон как жизни продолженье.

Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, там, где Нерль впадает в Клязьму.

Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне

Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.

    Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника. 

Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.

Столп — в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.

Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество.)

Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.

Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Три женские маски с волосами, заплетёнными в косы.

Такие же маски помещены и на боковых частях фасада. Храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.

Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»

«Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»

Храм на картинах русских художников…

Худ. Павел Ошеров

Худ. В.В.Шилов

Храм на картинах русских художников…

Худ. Сергей Панин

Храм на картинах русских художников…

Худ. Ирина Тарасова

С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

С.А.Баулин

«Храм Покрова на Нерли»

План сочинения

1. Дорога к храму.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина.

5. Моё впечатление о храме.

Как вы могли бы озаглавить текст?

  • «Храм Покрова на Нерли»
  • «Поэма в камне»
  • «Лебедь – храм»
  • «Лебедь белокаменный»
  • «Чудо на Нерли»

Рабочие материалы
Белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И.Э.Грабарь.

Изображение храмов и церквей — одна из излюбленных тем русских живописцев. Художники не раз изображали архитектурные сооружения на фоне красивого пейзажа. Многих мастеров особенно привлекали небольшие древнерусские храмы, такие как Церковь Покрова на Нерли.

Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»

Вариант 1

Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885–1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. А так же эта церковь изображена С. А. Баулиным «Храм Покрова на Нерли».

На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе.

Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.

Мне понравилась картина «Церковь Покрова на Нерли» тем, что здесь использовались теплые и яркие тона красок. Здесь очень точно выражена ясная погода и необыкновенная, чуткая тишина.

Вариант 2

При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.

В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.

На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.

На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.

На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.

Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.

Вариант 3

Очень живописным и святым местом, дошедшим до наших дней еще с давних времен, есть расположенная на берегу реки Нерль церковь Покрова. Она относится к величайшим местам и памяткам архитектуры России. Расположен храм на небольшом холмике. Вокруг него разлилась река и красуется природа. Именно на этом месте согласно истории князь Андрей приказал построить храм в честь гибели его сына.

Многих художников манило это место, как своей природой, так и архитектурным строением. Герасимов Сергей Васильевич не есть тому исключением. Его любовь к природе и пейзажам всегда была показана в его работах. Полотно «Храм Покрова на Нерли» передает нам в первую очередь ту красоту, которая окружает сам храм. Показана церковь с противоположного берега реки. Большие, красивые, зеленые поля покрытие нежными цветами. Разбросанные одинокие деревья и кусты. Синева тихой реки. Все это придает картине чувство чуда и веры. Автор показал насколько прекрасно само место и как оно может завораживать.

Очень тепло и красиво изображены люди. Первыми падают в глаза женщина и ребенок на берегу реки. Мама стоит и смотрит, как ее малыш собирает цветочки. Складывается впечатление, что они часто здесь гуляют. Да и как в таком месте не погулять. А на противоположной стороне изображена группа монахов. Они куда-то направляются. Хотя мы видим их издалека, но четко просматриваются их темные рясы. И самым светлым и чистым пятном на картине есть сам храм. Это большое архитектурное строение. Построен он на возвышении, да еще и своей высотой и куполом так тянется к небу, что даже, кажется, вот-вот к нему достанет.

Вся картина передает солнечный приятный день. Небольшие тучки проплывают по небу, а легонький ветер играет листьями деревьев и волнами реки. Вся эта простота и передает чувство чуда и воодушевления.

Еще одна интересная картина «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — так называется полотно заслуженной художницы России Татьяны Григорьевны Назаренко.

«Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение)

Вариант 1

Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, и названа была в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразили художники С.И. Герасимов и С.А. Баулин.

Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах известных художников с разным настроением. Если Герасимов различными приемами показывает яркий красочный день, то на полотне Баулина можно увидеть хмурый и пасмурный день. Церковь Покрова представлена на этих картинах как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой.

Герасимов изобразил храм в центре полотна. Кажется, что церковь и природа являются неким единым целым. В то же время, храм – это творение человека. Церковь расположена практически в центре композиции. Несмотря на это, нет ощущения строгой симметрии, ясности и законченности. Когда смотришь на эту картину, кажется, что можно пройтись по берегу реки, подойти к церкви и рассмотреть ее ближе.

Изображение солнечного дня только усиливает это желание. Художник показывает гармонию природы и созданной человеком церкви, яркое настроение, веру в то, что это ощущение не покинет никогда.

На картине Баулина церковь Покрова на Нерли изображена очень близко. Этот прием художник выбрал не случайно. Архитектурные детали храма прописаны с особой тщательностью, и на фоне темного хмурого неба церковь выглядит очень светлым. Особенно подчеркивается чистота и нетронутость места, где расположен храм: отражение в реке, заросший травой берег, белая береза на противоположном берегу реки. Таким образом, живописец создает особое настроение и показывает, что свет и вера смогут победить любые невзгоды и неприятности.

Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах Герасимова и Баулина как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой. Каждый мазок художников, выбор красок, некоторые детали говорят о том, что живописцы писали эти полотна с особым трепетом. Поэтому эти картины всегда вызывают восхищение и светлые мысли.

Вариант 2

Две картины — картина С. В. Герасимова «Цер­ковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной те­ме — изображению здания Храма на Нерли. Пред­мет изображения один, но видение его, безуслов­но, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет ре­ка, за рекой — небольшой зеленый холм, на кото­ром воздвигнут Храм.

Он стоит в окружении де­ревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие, величие освя­щенного места, где было воздвигнуто здание Хра­ма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на карти­не — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма.

Мы можем рассмотреть его в малейших подробно­стях — от ворот до колокольни, венчающейся ку­полом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в нача­ле осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых от­тенков. Картины двух художников отличаются не толь­ко тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы.

Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета.

С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина.

Созерцание картины Герасимова «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем, окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.

Вариант 3

Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, вели­чайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу ре­ки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень жи­вописном месте. С одной стороны — величествен­ная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание укра­шено резьбой. Храм с полным правом можно на­звать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков.

Она была построена в 1165 г. в честь завер­шения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена на­ходилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь бы­ла своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь ви­дели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с ка­ким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.

Сергей Васильевич Герасимов (1885—-1964), талантливейший русский живописец, много внима­ния уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях.

Композиция картины Герасимова такова, что цер­ковь показана не сама по себе, она как бы центр ма­ленькой Вселенной, представленной удивитель­ным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изы­сканность храма, который является делом рук человеческих.

Сергей Алексеевич Баулин (1904 — 1976) извес­тный русский художник, его по праву считают мас­тером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектур­ные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом.

Мы можем разглядеть мельчайшие по­дробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изыскан­ным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание каже­тся живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не мо­жет не восхищать наших современников.

Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А кар­тины известных мастеров позволяют нам насла­диться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

 «Храм Покрова на нерли» описание картины

Описание картины Сергея Баулина «Храм покрова на Нерли»

Баулин был непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создает грандиозные картины, на которых великолепно изображает необычные здания разного времени. Художнику удается четко передать особенности архитектуры.

Перед нами впечатляющая работа живописца. Он изобразил знаменитую церковь Покрова. Храм это является почитаемой святыней. Церквушка невелика и достаточно скромна. Построили ее и назвали в честь Покрова. Праздник этот традиционно отмечался на Руси. Многие художники прониклись этой тихой красотой. Именно поэтому можно увидеть достаточное количество картин, на которых изображена церковь.

Баулин берет крупный план. Зритель может разглядеть церковь покрова в мельчайших подробностях. Ни одна деталь не ускользает от мастерской кисти живописца. Если присмотреться немного повнимательнее, можно даже увидеть причудливое кружево резьбы, которое стало ярким украшением этого здания.

Форма здания достаточно необычна. Это квадрат большого размера. В его центре расположен купол, который устремляется прямо в небо. Сложно поверить, что это великолепие создано в далекой древности.

Для строительства храма было выбрано живописное место. По легенде оно было указано не кем иным, как князем Боголюбским. Холм небольшого размера высится посреди Нерли. Дальше простираются бескрайние луга, которые вдали сливаются с бездонным небом. Холм этот насыпали специально. Дело в том, что весенней порой происходит сильный разлив реки.

Баулин изображает пасмурный день. Темноту эту живописец смог передать с помощью мастерского изображения неба. Цвет переходит от синего (темного) до серого. Солнце закрыто густыми тяжелыми тучами. Фон этот позволяет церкви смотреться более ярко. Кажется, что это волшебный луч солнца, который озаряет темноту. Художник демонстрирует, что храм в любую погоду всегда примет, какая бы ситуация ни была. Нужно лишь верить в собственные силы и идти по пути праведника.

Описание картины Герасимова «Церковь Покрова на нерли»

Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник, и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал в своих картинах. «Церковь Покрова на Нерли» относится именно к таким произведениям. Построена сама церковь во времена Андрея Боголюбского. В легенде говорится, что князь очень грустил после смерти любимого сына, который погиб, сражаясь в бою, и в память о нем возвел церковь. Она построена на берегу реки Нерли и просто восхищает всех своей красотой. Не остался равнодушным к такой красоте и Сергей Герасимов.

На своем полотне «Церковь Покрова на Нерли» автор выделил церкви самое почетное место в центре полотна, среди красивой природы. Вся картина просто сияет яркостью цветов. Они все настолько насыщенные, что, кажется, бут-то всю картину обсыпали блестками. Траву автор нарисовал ярко-зеленой с переливами желтых цветов. Вода в реке синяя-синяя, просто притягивает своей чистотой.

Небо ярко-голубое и покрыто белыми пушистыми тучами. Они совершенно не омрачают яркий день, а наоборот, придают некую таинственность и загадочность. Сама церковь чистого, светлого, белого цвета, только крыша и купола отливают золотом. Еще автор изобразил молодую маму с ребенком на берегу. Девочка игралась и собирала цветы, а мама просто находилась рядом. Эта деталь наполняет всю картину добротой и теплом. Символизирует сочетание чуда и реальности в святом месте.

Покой и умиротворение исходит от полотна Сергея Герасимова про церковь Покрову на реке Нерль. Величественная церковь гордо стоит на холме и охраняет душеный покой прихожан. Чувство спокойствия и защиты ощущают все, кто смотрит на эту чудесную церковь Покровы на полотне Сергея Герасимова.

Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества

Храм Покрова на НерлиХрам Покрова Богородицы построенный в 1165 году при впадении реки Нерль в Клязьму — одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. По преданию, место для храма — на приречном лугу — выбрал сам Андрей Боголюбский. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы — аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери.

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Во времена его правления приобретает известность событие из византийской истории X века: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо».

Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилоствого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем «Похвалой кресту», стоявший в XII веке на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовом храме. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста — объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.

«Житие Андрея Боголюбского» связывает строение этой церкви с победным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава — в память о нем. По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Немало секретов хранит и сама конструкция храма Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что, кажется, так и он был задуман изначально.

Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесён открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Раскопки у стен храма показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавших для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нём как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви.

Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь предположительно. После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны.

Храм иногда заполнялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда — настоятель Боголюбова монастыря просил разрешение разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре.

К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине — не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы…Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.

В начале 1990‑х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

Сочинение по картине Герасимова «Церковь покрова на Нерли» — 8 класс

Вариант 1

В своей картине «Церковь Покрова на Нерли» Герасимов изобразил красивую церковь, которая располагается в центре полотна. Церковь стоит на невысоком пригорке, а вокруг этой церкви течет река Нерль. По легенде, эту церковь построил князь Андрей Боголюбский в честь своего погибшего сына, который героически погиб в бою. Эта церковь охраняет покой его погибшего сына. Сама картина очень яркая. В ней только самые красивые и жизненные цвета.

Очень много зелени, ее автор изобразил ярко-зеленым цветом. Небо на картине ясное, белыми как вата тучами, которые словно вата плывут по ярко-голубому небу. Ещё на картине мы видим девушку, которая стоит на другом берегу. Она не одна, рядом с ней на зеленой траве лежит корзинка с ребенком. Похоже мама принесла своего ребенка, что бы тот увидел, насколько может быть прекрасен этот мир. Рядом с церковью стоят очень высокие деревья. Они настолько высокие, что почти выше самой церкви.

Люди в далиНедалеко от этих деревьев идут люди. Похоже они провели службу и идут домой. Многие люди приезжают в эту церковь, что бы получить душевный покой. Сама церковь стоит неподвижно, словно это не церковь, а крепость. Церковь белого цвета с один золотистым куполом, который ярко переливается на солнце. Эта церковь очень древняя и ценная для нас.

Она настоящая реликвия современной России! Такие памятники древности нужно ценить и хранить, ведь очень мало таких древних церквей осталось. Смотря на эту картину, на душе становится так легко и спокойно. Эта церковь величественно стоит на холме и охраняет покой прихожан. Автор смог передать нам необыкновенную красоту. Будто он сам там побывал и рисовал в живую.

Вариант 2

Для написания картины, на которой изображено святое место, нужно быть человеком глубокой веры и видеть прекрасное в обычных русских местах. Такой человек должен обладать великим чувством самого прекрасного. Он должен находить то, что незаметно с первого взгляда и кроется где-то в глубине. А кроме того этот человек, конечно должен иметь красиво излагать свои мысли о пейзажах на бумажном листе или на изобразительном холсте.

Безусловно, такой художник должен быть довольно опытным профессионалом в своей отрасли. Доверить изображение храма молодому живописцу можно, только если убедиться в его неподлинной профессиональности. Но настоящим мастером русской живописи и пейзажа является Сергей Васильевич Герасимов, который написал прекрасную картину «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Герасимов – советский живописец, писавший картины родных русских полей. Родился и вырос в многодетной крестьянской семье.

История этой картины начинается ещё в далеком детстве Сергея Васильевича Герасимова. Ещё с пяти лет мать, которая была обычной крестьянкой, художника начала приучать его к прекрасному искусству живописи и изображения. Его мать была очень чистой и глубоко верующей женщиной, поэтому своего сына она всегда часто водила в церковь и гуляла с ним на территориях монастырей и храмов. По воспоминаниям Сергея Васильевича, он всегда просил маму сводить его в церковь и, конечно, взять с собой изобразительный холст. Но уже после обучения в промышленной академии он написал картину «Церковь Покрова на Нерли».

Название картины довольно популярно. Существует одноименная картина другого живописца с названием «Храм Покрова на Нерли». На этих двух картинах изображён один и тот же храм, но с абсолютно разных ракурсов. Картина «Храм Покрова на Нерли» больше изображает чистую природную красоту, а вот картина «Церковь Покрова на Нерли» обращена к самой постройке и показывает белые стены храма.

Цветная палитры картины позволяет нам глубже насладиться голубой гранью неба земли. Картина показывает грань между миром, в котором живут люди, и небом, где люди находят и приобретают себе вечный мир. А храм или же церковь являются неким проводником и связующим элементом между небом и землей.

Художник, Сергей Васильевич Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли» в самый расцвет своей творческой жизни в России. Когда Сергей Васильевич незадолго до своей смерти отправился в церковь, он написал, что «Душа русского человека, все творческие его начала начинают процветать, только тогда, когда он придёт во Храм и покается. После этого Сергей Васильевич написал ещё несколько картин, которые были обращены к теме духовной жизни, небесному просвещению человека. Две последние картины представлены в Третьяковской галерее.

Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает исключительно самые светлые и добрые чувства, которые возникают у человека, глядя на данное изображение. Картина умиротворяет и делает человека спокойным, ровным и налаживают его внутреннее состояние.

Вариант 3

Чарующая церковь Покрова на Нерли

Россия богата своей историей, красотой сооружений. Очень украшают просторы нашей родины различные храмы и православные церкви. Одним из таких уникальных мест является церковь Покрова на Нерли.

Это потрясающее и удивительное место. Оно дошло до нас из глубины веков и уцелело через время. Это мировой памятник архитектуры.

Многие художники рисовали этот чудесный храм на своих бессмертных полотнах.

Сама церковь располагается около Боголюбова, на берегу реки Нерль. Природа вокруг неё очень живописна. Она находится между двумя водоёмами. С одной стороны её находится прекрасная речка. С другой чарующее озеро.

Здание церкви находится на возвышенности и с далека кажется, что её купол устремляется в небо.

Стены здания украшены резьбой. Церковь очень богата своей интересной, многовековой историей. Она была построена после похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в честь его погибшего сына Изяслава в 1165 году. В те годы рядом с церквой находилась пристань. Приплывали множество торговцев и купцов. И храм Покрова служил своего рода визитной карточкой. Приезжие покидая свои корабли, первым делом видели этот храм и пропитывались русским духом и величаем.

Для православных людей церковь Покрова на Нерли самая настоящая святыня. При посещении её люди испытывают невероятный восторг и радость.

Картина, передающая чувства «Церковь Покрова на Нерли»

Великий художник Сергей Васильевич Герасимов является талантливейшим пейзажистом и русским живописцем.

Насколько сильно и ярко он своей картиной Церковь Покрова на Нерли вызывает положительные эмоции и чувства у зрителей.

У каждого в душе есть какие-то святые ценности. А глядя на церковь у всех появляется неописуемая благодать. Глядя на величественный храм невольно задумываешься о вечных ценностях. Но на картине Герасимов показал не только прелесть церкви, но и величие русской природы. Красота природы, окружающей храм словно подчёркивает его величие.

Хоть особое внимание и уделялось природе, мы можем наблюдать красоту храма. Глядя на него, мы словно переносимся в то время, когда становление христианской веры только набирало обороты.

При просмотре картины возникают светлые и искренние чувства. Она показана в светлых тонах. На небе ярко светит солнышко и в его лучах природа и храм «расцветают», озаряются и наполняются теплом.

  • Презентация откуда берутся сказки
  • Презентация на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку
  • Презентация мир сказок для дошкольников
  • Презентация на тему алтай сказка наяву
  • Презентация на сказку черная курица или подземные жители для 5 класса