Презентация образ бабы яги в русских народных сказках

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа 82 г.кемерово исследовательская работа по литературному чтению тема: образ бабы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение$

«Средняя образовательная школа № 82»

г.Кемерово

Исследовательская работа

по литературному чтению

$

Тема: « Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

4 классс

Руководитель:

$учитель начальных классов

Труханова Наталья Николаевна

Выполнила: ученица 4 класса

$Данишевская Елена

$

Слайд 1 Тема: « Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

.

Слайд 2 Актуальность.

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма ,а иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости: одних Яга пыта$ется съесть, другим помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной.

Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближ$е.

Слайд 3

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи работы:

1. Узнать, как появился образ Бабы-Яги.

2. Прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

3. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.

4. Определить род ее занятий.

$$5. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.

6. Провести опрос по теме работы среди учащихся;

7.Проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки, мифы.

Слай$д5

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это злой вымышленный персонаж русских народных сказок.

  • Она всем вредит

  • Создаёт на пути трудности

  • Баба Яга похищает детей

  • Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть

  • $

  • У неё страшный внешний вид

  • Её бояться маленькие дети.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов, наблюдение, классификация, обобщение.

$

Слайд 6

Чтобы ответить на все поставленные вопросы нужно было:

  • прочитать много русских народных сказок

  • $научиться анализировать сказки

  • находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

  • учиться делать выводы

$Слайд 7 Общая характеристика Бабы Яги

Что нам уже известно о Бабе Яге?

Баба-яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром.

В энциклопедии я нашла такое определение:

Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Слай$д 8 Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.

В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Слайд 9. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом $или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Слайд 10. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Слайд 11. Изучая разные источники я выяснила, что Баба Яга – мифологи$ческое существо.


1.Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.

2.По сообщению В. Даля, первое слово «БАБА» происходит от слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе слово «ЯГА»$ означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
3.Существует версия, что имя Яги произошло от слова «
ЙОГ» и сама она из Индии.
4. Жители Севера считают, что Яга родом с Севера. Там жители часто ставили избы на высоких столбах, чтобы не замело снегом. Отсюда и избушка на курьих ножках.

$
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.

Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необход$имости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы.

Слайд 12. Рассмотрим Жилище Бабы Яги.


Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
$Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых.

Почему избушка Бабы Яги «на курьих ножках»?$

Рассмотрим несколько версий появления избушки:

1. Баба Яга древний образ смерти (покойника).

В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях). Избушка Бабы Яги также стоит высоко над землёй $– «на курьих ножках».

2.В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга — костяная нога».

Слайд13. Основные черты образа Бабы Яги.

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога.. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая. Яга похожа на ведьму.

«Зашла Марюш$ка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

Ездит, передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный с$лед, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят.

Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, , а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

$Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит,  и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою $Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу.

Слайд14. Баба Яга в русских народных сказках

Изучив литературу по данному вопросу мне стало интересно:, а что думаю$т другие ученики о Бабе Яге? Сначала я решила провести опрос среди учащихся младших классов. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?$

В опросе участвовали 42 ученика начальной школы.

Результаты ответов были таковы:

1. Кто такая Баба Яга?

8ч — Вымышленный персонаж$

24ч -Ведьма, колдунья

3ч — Пожилая женщина

5ч — Злая сварливая старуха

2ч — Старушка с метлой

2.Какой вы себе ее представляете?

32ч — Злой, сердитой, плохой

3ч — Веселой, шутливой 7ч — Агрессивной, нервной

$Слайд 15 Где она живет?

32ч — В лесу в избушке на курьих ножках

10ч -На болоте в избушке

$Чем занимается?

7ч — Ходит в гости к Лешему, Кощею

5ч — Летает в ступе, 3ч — прядёт пряжу

19ч — Ест детей 8 — варит зелье, колдует,

Слайд16 Как выглядит костяная нога?

14ч — Сделана из кости

$4ч. — Деревянная нога

6ч — Волшебная нога 18ч — Выглядит как у скелета

Я прочитала 9 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге, для того чтобы проанализировать её образ.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в с$казках она либо помогает, либо нет.

Таким образом, в сказках.

«Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» — Баба –Яга отрицательный образ, так как похищает детей, чтобы съесть, хотела погубить всех братьев.

А в сказках : Царевна-лягушка», Василиса Прекрасная», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», Сказка о молодильных яблоках и живой воде» — она Положительный образ, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) ,помогла Василисе, помогла Андрею-стрелку, помогла найти королевну, помогли найти Марьюшку, дала совет, как найти воду и яблоки

$Слайд 18 Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

Яга-дарительница, Яга-воительница; Яга-похитительница, Яга-охранительница , Яга-по$велительница, Яга-советчица, Яга-прародительница

$Слайд 19 1. Яга-дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой

Слайд 20 2. $Яга-воительница; .Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю.

Слайд 21 3. Яга-похитительница – наиболее распространённый образ и уносящей детей, которых она пытается изжарить. Это образ связан, возможно, с двумя обрядами.

Слайд 22 4. Яга-охранительница (покровите$льница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

Слайд 23 5. Яга-повелительница с$ил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

Слайд 24 6. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать)

Слайд 25 7. Яга-прародительница$ (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушк$е на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 9 Баба Яга – положительный персонаж, в 3 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь).
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-воительница; 2)Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в ба$ньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Слайд 26 На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит –
ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, , а значит,
она связана со смертью и подземным миром.$
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит,
она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер$ помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит,
она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит,
она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем , лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит,
она связана с огнем небесным, подземны$м и домашним.

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы.

$ Слайд 27. Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

  • Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

  • она может быть разной – и доброй, и злой;

  • часто она помогает герою, спасает его;

  • $

    $Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сдел$ала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Список использованной литературы$

  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

  2. Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

  3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

  4. Пропп В.$Я. Исторические корни волшебной сказки.- Л.,1986.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

$1. http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар. сказок

2. http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

3. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме

4. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки

5. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах

6. http://sueverija.n$arod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах.

Проект  задуман после новогоднего представления в школе. Дети были удивлены роли Бабы Яги. Высокая  и весёлая  актриса, которая играла эту роль, была другом детей.  Бабя Яга просила всех участников представления хвалить свою избушку, вместе с детьми украшала её к Новому 2015 году, загадывала смешные загадки. Представление очень понравилось детям. Целью проекта стало исследовать тексты сказок и рассмотреть образы Бабы Яги. В ходе работы над проектом проведены выставки творческих работ и рисунков, конкурсы стихов, загадок, песен.  Активное участие приняли родители класса. Они помогали создавать образы Бабы Яги. Ребята с большим удовольствием фотографировались. Отобрать лучшие работы было сложно. Я, как руководитель проекта, решила обратиться за помощью к участникам социальной сети «Одноклассники». Они, как независимое  жюри, помогли нам отобрать  лучшие работы и фотографии. Желаем и Вам поработать над чудесным образом этой старушки, которая продолжает  жить  в нашем  веке. Что же так притягивает нас к образу Бабы Яги?

Слайд 1Проект – презентация на тему: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Участники проекта: учащиеся 1 «Г» класса, их родители
Слайд 2Руководитель проекта: Петрусенко Елена Евгеньевна
Слайд 3Я Баба Яга! К вам пришла!
Слайд 4Характеристика проекта: исследовательский, краткосрочный. Предметы: литературное чтение, изобразительное искусство, трудовое обучение, информатика. Методы: наблюдения, классификация, обобщение, анкетирование. Итоги проекта: рекомендации для школьников и наши творческие работы
Слайд 5Как был задуман проект Нам очень понравилось новогоднее представление в школе. Особенно хорошо играла свою роль Баба Яга. Она была высокой, весёлой, доброй. А в сказках она совсем другая! Вот мы и решили всем классом поработать над проектом по теме: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Слайд 6Новогоднее представление в школе
Слайд 7Баба Яга у нас в гостях
Слайд 8Цель проекта — на примере сказок проследить развитие образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочного героя Задачи: — найти истоки образа Бабы Яги; показать связь образа Яги с одноногим божеством; проследить, как сказочный герой относится к миру живых и мёртвых; закрепить обрядовый смысл действий Бабы Яги.
Слайд 9Материалом исследования послужат тексты сказок и образы мультфильмов и фильмов по сказкам Русская волшебная сказка создала таинственный свой мир. А кто же такая Баба Яга? Слушая сказки, мы привыкли видеть её персонажем, который пугает, но одновременно и притягивает к себе.
Слайд 10Основополагающий вопрос: Что нас притягивает в образе Бабы Яги? Учебные вопросы: Какие «маски» носит Баба Яга? На чём она передвигается? Баба Яга – сказочный герой или злой дух? Какие существуют образы Бабы Яги в волшебных сказках? Что за обряд « перепекания ребёнка»?
Слайд 11«Портрет» Бабы Яги Баба Яга обычно изображается злой, жестокой и мерзкой старухой. Возможно, это только лишь маска, а не истинная её суть. Баба Яга — это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках. Оказывается, она существует не только в русском фольклоре. В сказаниях любого народа мира есть персонаж, родственный русской Бабе Яге.

Слайд 16Образ в Мифологическом словаре Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна – сказочный персонаж; род ведьм или злой дух под личиной безобразной старухи. Первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. У неё необычная нога, чаще всего костяная, всегда упоминающаяся в единственном числе. Живёт в сказках в густой и непроходимой чаще. Избушка её на курьих ножках, забор их человеческих костей или черепов – вместо горшков.

Слайд 22Передвижение Бабы Яги Обычно Баба Яга передвигается в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом: «Яга ездит за человеческим мясом, похищает детей, везут её черти; поезд этот представляет страшную бурю, всё стонет и ревёт». Иногда она перемещается с места на место, принимая облик вихря или бури; может оборачиваться коровой, кобылой, змеёй, деревом, различными предметами, природными явлениями. Злой её образ характерен не для всех сказок.
Слайд 23Образ Бабы Яги в волшебных сказках 1. Яга – воительница. «Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба Яга»). 2. Яга – похитительница. В сказках Яга часто похищает детей и стремиться изжарить их в печи, что напоминает обряд « перепекания ребёнка».
Слайд 243. Яга – дарительница. «…Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» (« Финист – ясный сокол»). 4. Яга – охранительница (покровительница). Следит за помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечко, кот, Гуси-лебеди, и др.) 5. Яга – советчица. Сама не делает для героя, но указывает к кому обратиться за помощью. («Василиса – Премудрая»)
Слайд 256. Яга – повелительница. Яге подчиняются животный мир и силы природы, ей подвластны ночь и утро, вихри и вьюги. 7. Яга – прародительница. Мать – бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн, лесная хозяйка, хозяйка лесных зверей, тётка. Одновременно общается с Кощеем Бессмертным. Она же его помощница.
Слайд 26Русская народная сказка «Баба Яга»

Слайд 29Обряд « перепекания ребёнка»: на лопату и в печь?
Слайд 30Сам обряд согревания «слабого» ребёнка и лопаты для выпечки

Слайд 35Баба Яга в русских сказках Мы провели анкетирование для учащихся начальных классов (86 анкет). Интересно узнать: что думают другие ученики о Бабе Яге? Предложили им ответить на вопросы: Кто такая Баба Яга? Какой вы себе её представляете? Где она живёт? Чем занимается? Как выглядит костяная нога?
Слайд 36Результаты опроса учащихся Кто такая Баба Яга? Ведьма, колдунья- 44 чел. Вымышленный персонаж- 8 чел Злая старуха- 22 чел. Старушка с метлой-12 чел. 2. Какой вы её представляете? Злой, сердитой- 50 чел. Весёлой- 30 чел. Хитрой- 6 чел.
Слайд 373. Где она живёт? В лесу- 42 чел. На болоте- 44 чел. 4. Чем занимается? Летает на ступе-72 чел. Варит зелье-14 чел. Колдует- 24 чел. Ест детей- 40 чел. Прядёт пряжу- 10 чел. Ходит в гости – 12 чел.
Слайд 385. Как выглядит костяная нога? Как у скелета-24 чел. Деревянная нога-22 чел. Волшебная нога-18 чел. Сделана из кости-32 чел.
Слайд 39Наши первые сказки, которые мы сами прочитали

Слайд 42Такие сказки есть в нашей школьной библиотеке
Слайд 43Мы читаем сказки (Конкурс чтецов)

Слайд 45Выступление детей с сообщениями по теме: «Кто такая Баба Яга?»
Слайд 46Конкурс загадок про Бабу Ягу В лесу живёт одна старушка. Есть у неё чудо избушка. Детей ворует на заре. И костяная у неё нога, Зовут её…
Слайд 47Бабушка в лесу живёт. Травы — зелье собирает, Пол в избе метлой метёт. В ступе по небу летает, Из кости её нога. Эту бабу звать … Эта старушка не любит детей. Часто пугают ей малышей. У бабушки есть костяная нога, Зовут же старуху…
Слайд 48Нарисовали портрет Бабы Яги

Слайд 51Наша выставка «Портретов» Бабы Яги

Слайд 53Защита своих рисунков
Слайд 54Лучшие рисунки Бабы Яги

Слайд 58Роль Бабы Яги
Слайд 59Лучший образ Ягуши

Слайд 65Образ Бабы Яги в нашем творчестве
Слайд 66Чердачный кот Бабы Яги (коллективная работа учащихся)
Слайд 67Ягуша (поделка Сеитовой Линары )
Слайд 68Обувь Бабы Яги
Слайд 69Егорова Софья Матросов Виктор

Слайд 71Творческая работа Умеренко Ильи в номинации: «Дело мастера боится»
Слайд 72Интернет – ресурс Сувениры «Баба Яга»

Слайд 74В процессе выполнения работы проведено исследование сказок, касающихся данной темы. Образ Бабы Яги из злого и коварного переходит в смешной, отзывчивый на чужое горе и беду. Сказки напоминают нам, что зло и добро в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Вот почему так притягивает нас этот злой образ Яги. Поставленные в данной работе цели и задачи выполнены.

Слайд 77Выражаем благодарность! Всем родителям 1 «Г» класса; Участникам социальной сети «Одноклассники», которые оценили лучшие работы и детские образы «Портрет» Бабы Яги; Ученикам начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ №1» (за анкетирование по теме: «Кто такая Баба Яга?); Всем кто любит читать сказки про эту необычную старушку нашего века!
Слайд 78Полезные ресурсы Русские народные сказки. Мультфильмы и фильмы по сказкам. Интернет — ресурсы (загадки, стихи, песни, картинки, сувениры, костюмы Бабы Яги, описание обрядов, дополнительная литература, подобные проекты)
Слайд 79Желаем удачи в исследовании образа Бабы Яги!

Автор работы: 

Шевченко Марьяна Максимовна

Руководитель проекта: 

Задорожная Ирина Андреевна

Учреждение: 

ГБПОУ КК ЕПК (отделение общего образования)

В готовой исследовательской работе по литературе «Образ кота в литературе» учащаяся исследует образ кота в русской литературе. Сначала ученицей представлены интересные сведения о котах и их взаимоотношениях с людьми, упоминание котов в истории и искусстве, а дальше рассмотрен образ этого животного в разных литературных творениях.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему «Образ кота в литературе» автор изучает, в каких жанрах русской и мировой литературы встречается образ кошки. В ходе проведения исследования ученицей были прочитаны произведения о кошках и определены те черты характера, которые свойственны кошкам, выявлены те функции, которые выполняет кошка в литературе, и определено, как создается образ кота писателями.

В процессе работы над индивидуальным детским проектом «Образ кота в литературе» автор проекта рассмотрела образ кошки в русских народных сказках и в авторской литературе, изучила народные суеверия и приметы, связанные с котами, перечислила фразеологизмы с упоминанием котов, а также рассмотрела образы кошек в пословицах и поговорках. В завершение работы учащаяся провела опрос среди одноклассников, посвященный их отношению к кошкам и произведениям о них.

Оглавление

Введение
1. Образ кошки в русских народных сказках.
2. Образ кошки в авторской литературе.
3. Народные суеверия, приметы и фразеологизмы.
4. Образ кота в пословицах и поговорках.
5. Практическая часть.
Список использованной литературы

Введение

Самое загадочное существо на земле – кошка. В разные времена к кошке относились по-разному. Ей или поклонялись, или ее ненавидели. Сейчас редко можно встретить человека, который бы плохо относился к кошке: настолько нужным и родным существом стала она человеку. Для некоторых, особо одиноких людей, она является единственным существом, которому можно излить душу. Мурлыканье кота успокаивает и умиротворяет. Образ кошки нашел отклик в литературе разных времен и народов.

Сказка — мой любимый жанр литературного творчества. При изучении русских народных сказок, я обратила внимание, что кошка во многих литературных произведениях является главным героем. Мне захотелось узнать, как меняется образ кошки в литературе.

Цель работы: исследовать образ кота в литературе.

Предмет исследования: тексты, в которых упоминается о кошке.

Методы: анализ произведений литературы, опрос, анкетирование одноклассников, статистическая обработка.

Задачи:

  1. прочтение произведений о кошках;
  2. определение тех черт характера, которые свойственны кошкам;
  3. выявление тех функций, которые выполняет кошка в литературе;
  4. определить, как  создается образ кота ;
  5. подобрать элементы устного народного творчества, содержащие образ этого животного;
  6. провести опрос среди одноклассников, посвященный их отношению к кошкам и произведениям о них.

Гипотеза: предположили, что кошка является неотъемлемой частью жизни человека, поэтому ее образ широко распространен в литературе.

Образ кошки в русских народных сказках

Животные в русских народных сказках представляют собой разнообразные характеры. Конечно, все животные показывают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сказках он оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем кот справедливый и живой, у него изворотливый ум. Благодаря своему умению договариваться и хитрости, кот выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей.

Причем сильным кот никогда не бывает, настоящая его сила – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. У сказочного кота может быть роль защитника и помощника, но он может выступать также хитрецом и служителем злых сил.

Исследуя образ кошки в русских народных сказках, мы определили, какие функции они выполняют в них.

Лукавит кот из сказки «Кот – серый лоб, козел да баран». «Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит». После того, как кот оставил хозяйку без припасов, та решает убить козла и барана. Но кот повинился перед ними, и они сбегают все в лес. Попав в лес, они увидели волков. Кот хитростью спасает товарищей от голодных хищников и принимает мудрое решение – вернуться домой[1;9]].

В сказке «Лиса и Котофей Иванович» кот, как один из главных героев, предстает перед нами наглым, жадным, трусоватым.

В сказке «Кот, петух и лиса» Кот предстает в качестве защитника Петуха. Он преданный, отзывчивый, смелый, «услыхал крик и бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой». Удивительно, но Кот в этой сказке хитрее лисицы. Он обманом вынудил Лису из избушки и освободил петушка: «Кот тотчас же нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к лисьей избушке».

Кот, как персонаж, может быть добрым или злым. Например, кот из сказки «Баба-яга». Живя у Бабы-яги, помогает героине, попавшей в беду. По совету, который ей дала родная тётушка, падчерица подкупила слуг Бабы-Яги подарками, и они за это помогли ей убежать. «Я тебе сколько служу, – говорит кот Бабе Яге, – ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала» [3;4].

Кот Баюн – персонаж русских народных сказок, огромный кот-людоед, с волшебным голосом. Кот заговаривает, усыпляет, гипнотизирует. Того, кто засыпает, он убивает и съедает. Добыть кота – великий подвиг. В сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» подвиг совершает Андрей-стрелок.

Для этого он надевает несколько железных колпаков, которые кот разбивает своими железными когтями, один за другим, но наконец, обессилев, дает себя пленить. Хотя кот побежден, верить ему нельзя. «Тут кот свои когти точит, на царя их ладит, хочет у него белую грудь раздирать, из живого сердце вынимать». В этом вся кошка: она покорна, если сама так решила.

Таким образом, проанализировав некоторые сказки, мы видим, что образ кошки разнообразный. Она может быть домашней любимицей и предвестником несчастья. С одной стороны, она добрая, ласковая, с другой – непокорная, хитрая.

Образ кошки в авторской литературе

Конечно же, образ кошки использовали в своих произведениях и авторы. В сказках и рассказах о животных кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью.

Знакомство со сказками началось в раннем детстве, когда мама прочитала мне «Сказку о глупом мышонке», которая показывает кошку очень коварной,  ведь доверенный ей мышонок пропадает: «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать».

Кошка является главной героиней и в другой сказке С.Я. Маршака

«Кошкин дом». Это сказка очень поучительна. На протяжении произведения меняется характер и мировоззрение главной героини. Богатая беззаботная Кошка прогоняет бедных племянников, но когда у неё случается беда (сгорает её дом), бывшие друзья отворачиваются от неё и только нищие племянники котята приходят ей на помощь. В начале сказки кошка–жестокая и безжалостная , в конце сказки –заботливая и добрая хозяйка в семье [6].

Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро рассказывает о коте, который достался одному из братьев в наследство от отца. Кот оказался не простым, а на редкость смышленым и ловким. Он мог любую ситуацию повернуть в свою пользу. Благодаря смекалке кота его хозяин получил всё, о чём только можно мечтать. Кот помог ему стать богатым и счастливым.

У А.С.Пушкина учёный кот – доброе и мудрое существо в отличие от его фольклорного прототипа – кровожадного Кота Баюна, который своими сказками усыпляет для того, чтобы убить. Кот Учёный – это кладезь песен и сказок, хранитель русского фольклора [6;20].

Кот в сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты» предстает обиженным на неблагодарных хозяев: «Небось, не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! Из-за того, что я стар, становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка — то моя вздумала меня утопить». Он был вынужден бежать из дома. В лесу он встретил собратьев по несчастью. Взаимовыручка помогла им выгнать разбойников из их дома, враги всегда отступают перед находчивостью и дружбой. Кот в этой сказке уже старый, беззубый, но он не испугался и расцарапал разбойников. Он проявил смелость и отвагу, помогая своим друзьям [2].

Точнее и лучше других кошачью натуру понял Р.Киплинг. В своей сказке «Кошка, которая гуляла сама по себе», на примере поведения кошки Р.Киплинг учит добиваться того, чего желаешь, сохраняя при этом свое достоинство и независимость. Женщина хотела найти среди Диких животных себе прислугу или друзей. Она смогла подкупить Собаку, Лошадь и Корову, но Кошка оставалась независимой.

Поэтому Женщина и Кошка заключили договор, по которому кошка могла гулять в людском жилище, греться у огня и пить вкусное молоко, но была обязана играть с ребенком и ловить мышей. К этому договору присоединились Мужчина и Собака. Этот договор и сегодня выполняют все стороны, хотя никто не помнит, почему и когда он был заключен. Кошка в этой сказке – помощница, но она все равно независима: «Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе».

Главный герой сказки В. Сутеева «Кот-рыболов» оказался умнее других зверей – медведя, волка и даже лисицы, и ловко провел их всех! Медведь, лиса и волк захотели поживиться за счет трудолюбивого Кота, и были справедливо наказаны.

В сказке Павла Бажова «Серебряное копытце» кошка Мурёнка, которую дед с внучкой подобрали, выступает в роли помощницы. В благодарность за свое спасение кошка помогла исполнить мечту девочки Дарёнки, увидеть Серебряное копытце, приведя козла к дому деда.

Герой сказочной повести А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» кот Базилио — мошенник и является, несомненно, отрицательным персонажем. Для сбора милостыни он прикидывается слепым нищим. Кот заметно глупее своей сообщницы лисы Алисы. Подруга ему нужна, потому, что вместе легче дурить доверчивых людей. Ради денег они готовы предать дружбу: «Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря» [6;17].

В рассказе К.Г. Паустовского «Кот — ворюга» показана жизнь реального кота. В начале рассказа кот воровал из-за своей голодной жизни: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел». Когда же он потерял всякую совесть «грабеж средь бела дня», ребята приняли решение поймать его и «вздуть его за бандитские проделки».

Кот бы ушел от наказания, но его подвела жадность: «кот не хотел выпускать вкусную рыбу» — и его поймали. Кота оставили в доме, накормили: «С этого дня он у нас прижился и перестал воровать». За доброту кошка отплатит добром. Она умеет быть верной и преданной, бескорыстно служить хозяевам: «Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож» [6].

Герой «Трое из Простоквашино» – Кот Матроскин очень тонко умел подметить качества дяди Федора — недостатки, так считал кот: дядя Федор очень любит своих родителей, обожает природу, тащит в дом любую зверушку, очень много читает, чистит зубы каждый день.

Кота Матроскина читатель встречает умнейшего. И я сама очень хотела бы быть похожей на него. Не каждый может так мыслить, как умеет Кот Матроскин.

Вызывает умиление «Котёнок по имени Гав» из сказки Георгия Остера. Здесь маленький котёнок дружит со щенком. Эта история никого не оставит равнодушными. Маленький Гав мечтает найти себе хозяина, потому они вместе с другом отправляются на поиски доброго человека [12;19].

Кошки и собаки считаются извечными врагами. Но нет правил без исключения. Много примеров их верной дружбы, хотя и здесь кошки выступают, как более хитрые, ищущие выгоду для себя. 

Таким образом, в литературе кошка сохраняет те же черты, что и в фольклоре, кроме того, может быть показана не только как волшебное существо, выдуманный персонаж, но и как реальное животное.

Осмысляя роль образа кошки в художественной литературе разных жанров, эпох и народов, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Кошка, выступая в произведениях как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе. Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.

Народные суеверия, приметы и фразеологизмы

С кошками в народе связано много суеверий. Кошку издавна считали хранительницей домашнего очага, символом уюта. Во многих странах существует примета: прежде чем войти в новый дом, надо впереди себя пустить «хозяйку» – кошку. Она обеспечит благополучие. Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали другой смысл: кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А раз кошка имеет девять жизней, её и пускали первой – она возродится к жизни ещё раз.

Трехцветную кошку берут в дом, чтобы отгонять нечистую силу. Кошки, забирая с собой все плохое, помогают своим хозяевам очистить дом.

В России существует суеверие о том, что черный коты являются предвестниками неудачи, особенно, если кому-то такой кот перебежит дорогу. А вот в Чехии, например, считают, что кот, перебежавший дорогу справа налево, наоборот является предвестником удачи.

Раньше существовало поверье, будто кошки приносят счастье морякам, могут предсказывать шторм. Кошка на корабле – к безопасному плаванию. Если корабль терпел бедствие, моряки первой спасали всё-таки кошку. Так и разнесли кошек по миру.

Наблюдения за поведением кошек вели издавна. Народными приметами, связанными с кошками, люди пользуются и сейчас. По поведению кошки судят о погоде.

Например:

  • Кошка закрывает нос лапами – к ненастью.
  • Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде.
  • Кошка катается по полу – к ветру, к метели.
  • Кошка стену дерет – к непогоде.
  • Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью.

Существует множество примет связанных с жизнью, бытом людей:

  • Кошка умывается – гостей зазывает.
  • Кошка на человеке потягивается – к обновке.
  • Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать.
  • Также существует множество фразеологизмов, связанных с кошками.

Живуч как кошка.
Применяется в значении крепок, устойчив, способен выдержать многие трудности и т.д. Происхождение данного фразеологизма связано с представлениями о том, что у кошки 9 (иногда встречается 7) жизней. Мол, сложно кошку вывести из строя, т.к. она невероятно живуча. Кроме того, кот гибкий и обладает множеством природных преимуществ, дабы оставаться живым и здоровым, взять хотя бы подушечки на лапках, которые помогают коту смягчать приземление и вообще способность кота «группироваться». Даже если он упал с большой высоты, он способен принять нужную позу и приземлиться так, чтобы не нанести себе вреда.

Играть в кошки-мышки.
Применяется в значении хитрить, лукавить, увиливать. Образность этого фразеологизма интересна и в немалой степени связана с таким качеством кошки, как то, что она по сути своей хищник и задача кота – ловить мышей. Но вот сам процесс тоже интересен, ведь кошка не кидается просто так на свою жертву, она выжидает, подбирает удобный момент, а потом уже нападает.

Таким образом, процесс охоты – это своего рода кошачья хитрость. Немного другое объяснение появилось из-за славной повадки кошки сначала поразвлечься со своей добычей перед тем, как ее съесть, заставить добычу чувствовать себя пойманной и быть в страхе. О людях так говорят, когда есть явный победитель и явно загнанный человек, которого просто приманивают куском сыра прежде, чем захлопнуть мышеловку.

Искать чёрную кошку в тёмной комнате.
Означает заниматься бесполезным делом.

Как коту валерьянки.
Употребляется к кому-то, кто слегка неадекватно себя ведёт после чего-либо. Связано с поведением котов, если им дать валерьянку.

Как кошка с собакой.
Применяется в отношении каких-либо людей, которые живут не в мире и согласии, а в постоянных распрях, скандалах, ссорах. Достаточно вспомнить кошку, загнанную на дерево собакой и шипящую оттуда, в то время, как ее загонщик громко лает внизу, пытаясь согнать кошку с дерева. Есть сказки, в которых рассказывается, как когда кошка с собакой жили мирно, но вот кошка сделала что-то плохое, за что собака не может ее до сих пор простить и каждый раз, встретив ее на своем пути, пытается прогнать прочь громким лаем.

Как угорелая кошка.
Применяется в значении делать что-либо быстро, суетливо. Уж чем-чем коты славятся, так это своим озорством и энергией. Собственно, любой счастливый обладатель этого усатого и мяукающего зверя имеет полное представление о том, что кошки действительно временами ведут себя так, что так и хочется сказать: «Ну что ты бегаешь как угорелая».

Есть еще одно объяснение происхождения этого фразеологизма. Произошел он от египетского слова «гара:лак-шакк», что переводится как «случился удар, шок», и потому человек мечется, как угорелый, будто его ударило током. А если вспомнить, что кошек в Египте очень почитали, то наверное наблюдение за ними и положило начало этому фразеологизму.

Также придумано немало и загадок про кошку. Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета. Загадки позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически, а порой парадоксально. К тому же загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку, средство развлечения и веселья.

Образ кота в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых может быть высказано поучение, мысли о мире и о жизни. В пословицах и поговорках используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный.

Пословицы и поговорки часто несут в себе иронию, шутку, а так же ценностный смысл, отношение к жизни, к традициям, к социальным установкам общества. Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Наблюдения за котами дает нам богатую пищу для размышлений. Немало пословиц и поговорок, связанных с котами. Ни один народ столько не говорит о них, как русские. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и народ мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения. Вот некоторые из них:

Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе,
Что поп, что кот – не поворча, не съест.
Кошки грызутся – мышам приволье.
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Кошку против шерсти не гладят.
Кошка в дом – счастье в нем.
Любит, как кошка мышку.
Кот из дома – мыши в пляс.
Взяло кота поперёк живота.
Рано пташка запела – как бы кошка не съела.
Кошачья лапка мягка – да коготок остер.
Стар кот, а масло любит.

Пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Из вышесказанного можно сделать вывод, что они помогают жить людям. Пословицы и поговорки легко запоминаются. С уверенностью можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю. Также можно отметить, что пословицы и поговорки содержат прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации. Так как кот на протяжении веков находилась рядом с человеком, она, несомненно, нашла свое место и в этом жанре фольклорного творчества.

Практическая часть

В ходе работы над данной темой  мною было  проведено анкетирование во 2 классе. Всего в анкетировании приняло участие 27 человек.

Цель опроса:

  1. Узнать
  2. читают ли мои сверстники сказки
  3. знают ли сказки о котах
  4. какие качества характера видят в образе кота в сказках?
  5. могут ли назвать имена авторов сказок.
  6. помнят ли названия сказок

Результаты опроса следующие:

1. Читаешь ли ты сказки?
а) часто – 12 ответа
б) иногда – 15 ответ
в) никогда – 0

2. Какие русские народные сказки о котах ты знаешь?
24 человек знают произведения о котах
3 человека не знают произведений о котах

3. Какие авторские  детские  сказки о котах ты знаешь? Назови имя
автора и название сказки.
12 ребят вспомнили авторов сказок о котах .

4. Какие качества характера ты видишь в образе кота в детских сказках?
а) помощник – 12 ответов
б) спаситель – 8 ответов
в) хитрец – 8 ответов
г) воришка – 7 ответов
д) разбойник – 2 ответа
е) друг – 16 ответов

Некоторые ребята отметили не одну, а несколько функций кота.

5. Согласен, ли ты что кошка приносит в дом уют и счастье?

24 учащихся (абсолютное большинство) согласны с этим утверждением.

Проанализировав данные анкетирования,  выяснили, что большинство ребят знают сказки, где одним из героев является кот – 24 человека. Многие вспомнили не только сказки, но и авторов, что составило 12 человек. Все учащиеся смогли описать качества характера главного персонаж – кота. Данные представлены на диаграмме.

коты в литературе 1

Рис. Качества характера кота в детских сказках

Таким образом, ребята читают сказки, но иногда. Произведения о котах знают, но мало и не все ребята. А значит, актуальность темы нашего исследования подтвердилась.

Заключение

В ходе исследовательской работы нами были проанализированы русские народные сказки, приметы, пословицы, поговорки, авторские литературные произведения, в которых встречается образ кошки.

Исследовав долгий путь кошки в литературе от поверий, легенд – к сказкам – пословицам и поговоркам – авторским произведениям разных жанров, мы пришли к выводу, что она «научилась играть» разные роли: «кот-помощник», «кот-защитник», «кот-обманщик», «кот-философ», «кот-баюн».

В художественных произведениях кошка становится не просто объектом изображения, она, наравне с человеком – одно из главных действующих лиц.

Мы увидели, что образы кошек в литературе наполнены многообразным смыслом. Этот образ постоянно меняется, так как практически всегда кошка ведёт двойную жизнь. Именно поэтому невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный, устоявшийся образ этого животного. Кошка всегда разная, как человек и весь постоянно изменяющийся мир.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что кошки, вдохновили людей на создание множества произведений в литературе и фольклоре за время долгой совместной жизни с ними. Потому, что кошка – не только самое любимое, самое близкое для них животное, но и самое загадочное.

Кот и народ – явления испокон веков неразделимые, поэтому народное творчество не может не содержать в себе образ кота, в чем мы и убедились в данной работе. Причины частого упоминания кота в русском народном фольклоре уходят своими корнями в древние века. Исторические особенности взаимоотношений кошки с человеком положили основу к дальнейшему почитанию кошки, как символа уюта и целостности русской избы, как главного предсказателя грядущих событий, как любимого персонажа детского и взрослого фольклора.

Я очень люблю рисовать, а особенно часто я рисую кошек. Мои работы очень нравятся мне, моим близким и друзьям. Я уже достигла некоторых целей, которые поставила себе сама, и не останавливаюсь на достигнутом. (Приложение 3)

Список использованной литературы

  1. Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3 тт. М., 1992.
  2. Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987.
  3. Брендон Лейан. Колдуны и ведьмы. М., 1996.
  4. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. 2015 г.
  5. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 2017.
  6. Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Левшин В.А.. Русские сказки, М.,1998г.
  8. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  9. Русские народные сказки. 2014 г.
  10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990,-335 с.
  11. «Русский фольклор», под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. лит., 2000.
  12. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  13. Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк: Юнвес, 2004

Приложение 1

  • Задремлю я и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте — Не ленивый я в работе.
  • Сидит на окошке кошка: Лапы, как у кошки, Уши, как у кошки, Но не кошка. Кто это?
  • Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно это — …
  • Этот зверь живёт лишь дома. С эти зверем все знакомы. У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это — …
  • Хитрые глазки, мягкие лапки — кто это?
  • Выгнул спину он дугой, Замяукал. Кто такой? Потянулся сладко — Вот и вся загадка.
  • У мышиной норы Лежат крючья остры. И повисли, горя, Два зеленых фонаря.
  • Зубастый, мохнатый, Как есть начнёт — Песенку поёт.
  • Вся мохнатенька, Четыре лапки, Сама усатенька, Два яхонта под шапкой.
  • Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днём спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.
  • У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт.
  • Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет, И как днём все видит. Часто спит, а после сна, Умывается она.
  • Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.
  • Мягкие лапки, А в лапках — цап-царапки.
  • Молоко пьёт, Песенки поёт. Чисто умывается, А с водой не знается.
  • Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка.
  • Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.
  • В мягких тапочках ступает, Схватит мышь — и убегает.
  • Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки!
  • Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.
  • Зеленые глаза — Всем мышам гроза.
  • Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком

!

Приложение 2

коты в литературе 2

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Скачать презентацию (7.27 Мб)


  • 24 загрузки

  • 3.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему » Образ Бабы Яги в русских народных сказках» представляет результаты социологического опроса, воплощения Бабы Яги. Баба Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье.

Краткое содержание

  1. Тема и цель исследования
  2. Результаты социологического опроса
  3. Воплощения
  4. «Избушка на курьих ножках»
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    15

  • Автор

    Бондаренко С.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Описание исследования / результатов научной работы или проекта

    • Презентация сделана учеником для получения оценки

Содержание

  • Презентация: Образ Бабы Яги в русских народных сказках

    Слайд 1

    Образ Бабы Яги в русских народных сказках

    Проект подготовила: ученица 5 А класс, Бондаренко Снежана.

  • Slide2

    Слайд 2

    • Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
    • Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.
  • Slide3

    Слайд 3

    Результаты социологического опроса:

    В опросе участвовали 12 человек из 5 – х классов.

    • Почему у Бабы Яги такой необычный вид и образ жизни?
    • Злым или добрым является сказочный персонаж Баба Яга?
  • Slide4

    Слайд 4

    Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях:

    • Яга-богатырша
    • Яга-похитительница
    • Яга-дарительница
    • Яга-хранительница
  • Slide5

    Слайд 5

    Яга-богатырша

    Яга-богатырша

    Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

  • Slide6

    Слайд 6

    Баба Яга-дарительница

    Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок.

  • Slide7

    Слайд 7

    Яга-похитительница

    Яга-похитительница

    Яга крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.

    Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

  • Slide8

    Слайд 8

    Яга – хранительница

    Яга – хранительница

    Ягу можно считать некой «привратницей» , стерегущей границу между миром живых и мёртвых.

    Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.

  • Slide9

    Слайд 9

    Как же пришла в народную сказку «избушка на курьих ножках»?

    • Избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз»или «чамья»– тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.
    • Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица — священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.
  • Slide10

    Слайд 10

    В «урах» — культовых амбарчиках обычно находились куклы — иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.

  • Slide11

    Слайд 11

    Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

  • Slide12

    Слайд 12

    На службе у Бабы — Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

  • Slide13

    Слайд 13

    Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.

  • Slide14

    Слайд 14

    Яга — пограничница: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в гробу» позволяет нам говорить о Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.

  • Slide15

    Слайд 15

    Со временем представление о Бабе Яге как о «живом трупе» рассеялось, и мы видим её в сказках чаще всего в образе доброй лесной старухи.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Введение

Сказки появляются в нашей жизни с раннего детства и не покидают нас на протяжении всей нашей жизни. Они учат нас многим премудростям, ведь недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Персонажи живущие в сказания, зачастую, делятся на светлых и темных. Добро всегда должно побеждать зло и всегда есть четкое разделение между всеми действующими лицами. Но так ли это? В этом мне и предстоит разобраться и показать в данном работе свои выводу и рассуждения.

Что для персонажей является важными предметами? Как они влияют на истории? Откуда они появились? Что послужило прототипом?

Для того чтобы разобраться в поставленных мной вопросах, как наиболее яркий пример, я возьму двух известных персонажей: Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. Эти два персонажа связаны между собой и наполняют наши сказки волшебством и интригой.

Баба-Яга

         Баба-Яга является культовым персонажем для многих сказок в русской истории. Но кто же она такая?

         Есть несколько предположений о том кем или чем является эта старуха, да и старуха ли она?

         Чаще всего ее изображают сгорбленной старухой с длинным кривым носом и спутанным, длинными и распущенными седыми волосами. Яга часто видится худой, с проступающими сквозь кожу костями. Во рту у героини немного острых и длинных зубов. Одна из ног Бабы-Яги костяная, иногда говорят, что старуха одноногая, поэтому лежит в своей избе или летает в ступе. Так же есть информация, что героиня слепа и узнает людей по запаху, о чем свидетельствует фраза: «Русским духом пахнет». Согласно некоторым преданиям и мифам старуха бессмертна.

         По одной из версий Баба-Яга – это оживший труп, стоящий на границы между мирами. Если рассматривать этот вариант за действительный,[1] то получается, что женщина одновременно стоит на двух кисельных берегах молочной реки1. Это ей позволяют делать ноги, костяная — позволяет быть в Нави2 и охранять ту сторону, когда обычная – позволяет находиться в Яви[2].

         Неотъемлемой частью сказок связанных с участием Яги, так же является ее избушка на курьих ножках, без окон и дверей. По данной выше теории избушка – своеобразные врата в Навь – мир мертвых и что бы человек перешел черту, он должен был сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом». Само строение обнесено частоколом, который украшают человеческие черепа вместо глиняных горшков. Если говорить о том, как все обстоит внутри, то часто описывается, что руки и ноги Яги раскинуты по разным сторонам дома, а нос упирается в потолок. Исследователи предпочитают считать, что избушка очень маленького размера, что делает ее похожей на погребальные дома у древних славян.

Одним из доказательств первой теории можно считать распущенные и спутанные волосы Бабы-Яги. По прическе можно было многое рассказать о ее владелице: замужем ли она, есть ли у нее жених… Так, незамужние девушки могли носить распущенные волосы, однако эта причёска имела характер, скорее, торжественный и ритуальный, и девушки стягивали их налобной повязкой, заплетали в одну косу – знак того, что пока холостая, «одна». Пряди волос укладывали строго определённым образом: одну поверх другой, к тому же количество прядей всегда было равно трем, символизируя собой единство трех миров: Яви, Нави и Прави, а после крещения Руси стали показывать Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого духа.  Две косы и обратное плетение обычаем запрещались — это была принадлежность замужней женщины.

         Когда девушка была сосватана, ей в косу вплетали ленту, как символ того, что у нее появился жених. А молодой жене заплетали две косы вместо одной.

         Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

         Мертвым девушкам же, расплетали прическу и проводили погребальные обряды только так.

         Возникновение образа избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения.

         Появление в данном словосочетании части «на курьих ножках», может быть вызвано ошибкой в первоначальных записях, так как, предположительно, изначально использовалось слово «курные» — что значит, окуренные дымом, покрытые сажей.

По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает персонажу путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Грубо говоря, образ избушки в сказках – своеобразные врата, охраняющие Явь от Нави.

По другой версии, старуха – была богиней, из языческой мифологии, которую звали – Йогиня. Она была молодой и мудрой женщиной, понимающей языки всех живых и мертвых существ, а своей красотой она очаровывала мужчин.

Если рассматривать данную версию, то получается, что Яга – была очень красивой, но, благодаря Кощею Бессмертному, это изменилось. Один из основных злодеев из наших сказок, выбирал молодых красавиц, похищал их и утаскивал в свое царство. Это и произошло с Йогиней. В загробном мире она осталась надолго – на три тысячи лет. Там у нее появилось трое детей от Кощея: Белый день, Красное Солнышко и Темная Ночь[3]. Проведя в царстве мертвых столько времени, Йогиня состарилась и стала совсем непривлекательной, тогда-то Кощей ее и отпустил, заставляя охранять загробный мир и заманивать добрых молодцев.

Так же, говорят, что Яга может быть доброй хозяйкой леса, которая заботиться о зверях, птицах и путниках, а может становиться ведьмой, которая похищает детей, что бы зажарить их. Многие ученые считают старуху людоедкой, но обычно детей она не ест, а отпускает на волю.

У каждого персонажа из русских сказок есть определенные атрибуты, так же и у Бабы-Яги. Первая из них – избушка на курьих ножках.

Следующей по счету можно отметить ступу. Эта вещь славянами воспринималась как предмет, обладающий целительными свойствами и выполняющий существенную обрядовую роль, в том числе в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны. Яга использует ее для передвижение летая или отталкиваясь с помощью помела от земли.

Есть версии, что старуха использовала метлу для того что бы: проходить между мирами, заметать следы, что бы не дать возможности потусторонним обитателям попасть в мир живых, выметать дурное и заметать хорошее.

Яга дает герою клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея. Баба-Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир. Это доказывает, что старуха не всегда является злодейкой, в некоторых сказках она выступает помощницей в добром деле. Но для этого герою приходится поесть, в баньке попариться и выспаться. Этот обряд, у древних славян, выполнялся во время свадеб[4] и похорон.

У Бабы Яги живет черный кот, который умеет разговаривать и выполнять поручения ведьмы. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Он очень большого размера и является людоедом. К Баюну можно относиться по-разному. Для кого-то он – злодей и убийца, для других – сказочник и целитель[5].

Отношения Бабы-Яги и Кощея напряженные, недружелюбные. Старуха явно побаивается правителя Нави, но и он ее тоже, точнее, он боится ее знаний. При этом, обижать себя Яга не дает и, при возможности, всегда натравит на Кощея очередного героя. Однако, героев, которые являются живыми людьми, она любит еще меньше, скорее ненавидит их. Поэтому Баба-Яга всегда сама по себе.

Кощей Бессмертный

         Вторым культовым персонажем в славянской мифологии можно по праву считать Кощея Бессмертного.  

         В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович»[6] он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок («Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня»[7]) предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич[8] в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках, и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича»[9] он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом. В народных сказках его антагонист — Иван-царевич.

         Говоря о том, кто мог послужить прототипом для Бессмертного, то можно упомянуть Карачуна[10], одного из зимних славянских божеств.

         Если говорить о волшебной силе Кощея, то в разных сказаниях она отличается, но нерушимо одно – бессмертие данного героя. В «Иване Сосновиче» он превращает целое царство в камень, «Елена Прекрасная» может поведать нам о силе превращения живого человека (в данном случае Ивана Царевича) в орех, в «Царевне-Змее» царь превращает царевну в змею и т.п.

         В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана. По одной из версий, смерть его находится на конце иглы.

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.

Как говорил советский фольклорист Владимир Пропп: «Умершим… приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются, как в русской сказке: «Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял» <…> Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака.»

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

Кощея Бессмертного, также как и Бабу-Ягу, вполне можно считать живым мертвецом. Этот вывод можно сделать из того, как он выглядит и где живет. Навь не принимает живых и, следственно, не пропускает их.

Врагами Кощея можно считать Бабу-Ягу и Ивана-царевича. Если первая обладает тайными знаниями и знает слабые места колдуна, то второй может убить его. Но, в некоторых сказках, старуха и Бессмертный выступают по одну сторону, сражаясь с героями, но даже так, оба злодея не действуют вместе и предпочитают держатся на расстоянии.

Интересным фактом о данном персонаже может выступить мнение Джеймса Джорджа Фрезера[11]. В своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» он отмечает сходство сюжета сказок о Кощее с библейским сюжетом о Самсоне[12].

Второй напоминает первого во многом, как пример: исполняет функции народного вождя, являясь судьёй Израиля; обладает чудесной силой (заключённой в его волосах); Самсона нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея; берёт себе жён из другого народа (в Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям); жена Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине); Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).

Как указывает Фрезер, если бы существовала филистимская[13] версия рассказа о Самсоне и Далиле[14], то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его, благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.

         Вывод

          Важность сказок в нынешнее время неоспорима. Мы все вырастаем на том, что придумали наши предки много веков назад, но даже сейчас они остаются верными и правильными. Это дает понять, что сколько бы лет не прошло, человечество не изменится.

         Как бы мы не хотели признавать, даже отрицательные персонажи сказок не могут быть только на одной стороне. Некоторые из них становятся жертвами обстоятельств и не имеют возможности измениться и поменять образ жизни.

         Баба-Яга и Кощей Бессмертный не единственные, кто страдают от своего положения, хоть мы этого и не видим, ведь все сказания рассказываются от лиц протагонистов и других жертв, кто не поменял свет на тьму. Поэтому мы может даже пожалеть антагонистов и посочувствовать их незавидному положению и одиночеству.

Список литературы

https://mir24.tv/news/16304858/

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/37944/

https://www.culture.ru/s/vopros/baba-yaga/

https://darksnoel.livejournal.com/233546.html

https://fil.wikireading.ru/61189

https://slav-museum.ru/secret-ko/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кощей

https://www.culture.ru/s/vopros/koschey/

https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9#/google_vignette

https://moluch.ru/young/archive/


[1] Молочные реки и кисельные берега символизируют изобильность и достаток, благополучие и беззаботность. Так же, зачастую в сказка, это словосочетание используется для обозначения границы двух миров: живых и мертвых.

[2] Явь, Навь и Правь – три мира в мифологии славян, где Навь – место обитания мертвецов, Явь – живых,

Правь – Богов.

[3] По другой версии, Ветер, Месяц и Солнце являются братьями Бабы-Яги, а Кощей Бессмертный – ее племянник.

[4] Считалось, что во время свадьбы, девушка «умирала» для своей семьи и семейных духов и «рождалась» в семье мужа, поэтому проводили похоронный обряд.

[5] Баюн – частый гость колыбельных, в которых матери зовут кота, что бы он убаюкал ребенка, в замен обещая молока.

[6] «Иван Быкович» — русская народная сказка из сборника Афанасьева «Народные русские сказки».

[7] «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня» — русская народная сказка из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»

[8] Бич – кнут.

[9] «Иван Соснович» — русская народная сказка.

[10] Карачун-Кощей — это бог смерти от холода. Появился на свет Карачун из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Согласно легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, День и Ночь, Добро и Зло.

[11] Сер Джеймс Джоржд Фрэзер (1854-1941) – британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, председатель класической английской социальной антропологии, внесший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества.

[12] Самсон — ветхозаветный Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

[13] Филистимляне — древний народ, населявший приморскую часть Ханаана начиная с XII века до н. э.. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете, а также в ассирийских и египетских источниках.

[14] Далила в Ветхом Завете — женщина, предавшая Самсона. Вызвав своей красой его беззаветную любовь и преданность, и выдав секрет богатырской силы Самсона, Далила предала его злейшим врагам, филистимлянам.

  • Презентация на тему сочинение отзыв по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс
  • Презентация нравственный урок нанайской народной сказки айога 2 класс система занкова
  • Презентация на тему сюжет о спящей царевне в сказках народов мира 5 класс
  • Презентация на тему сказка теремок
  • Презентация на тему сочинение на тему осень