Презентация на сказку черная курица или подземные жители для 5 класса

В повести-сказке а. погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. реальное жизнь десятилетнего мальчика алши в пансионе
  • В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грёзы о подземном царстве гномов.
    Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку – чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
    Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
    Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
    Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

  • В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
    Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
    Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
    Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

  • Когда Алеша получает конопляное зернышко, приходит пора новых уроков. А. Погорельский показывает, как меняется мальчик и отношение окружающих к нему. После наблюдения за «новым Алешей» понимаешь, что нельзя идти наперекор своей совести. Нужно вовремя прогонять свою гордыню, пока она не начнет прогонять друзей, как это случилось с Алешей.
    Читая о поступках изменившегося Алеши, понимаешь, что очень легко потерять любовь и уважение окружающих людей и очень трудно его вернуть. Алеша пытался исправиться, но с первого раза не смог. И это в сказке объясняется очень просто: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
    А. Погорельский напоминает и то, что хороши лишь те плоды, которые добыты своим трудом. Когда Алеша сам читал рыцарские романы, он знал их почти наизусть. Знания же, которые мальчик получил без усилий, кажется, вылетали вместе с его рассказом, были таким же обманом, как мыльный пузырь Пользы от них, конечно же, не было никакой.
    Есть люди, которые не умеют хранить чужие секреты. Они тоже могут получить хороший урок, прочитав это произведение. Алеша – один из немногих людей, которому подземные жители доверили свою большую тайну. Спасая себя от наказания, мальчик все рассказал учителю. В итоге учитель воспринял все как вранье, и наказал Алешу. Из-за этого поступка верный друг-министр был скован, а жители подземелья вынуждены были покинуть территорию, на которой жили сотни лет. Писатель нарочно изображает выселение подземных жителей сквозь восприятие Алеши. Мальчик слышит плач женщин и стук колес. Эта ситуация еще раз доказывает, насколько важно хранить тайны, которые тебе доверяют.
    Уроки А. Погорельского – то, что стоит хранить в памяти и взрослым, и детям. Следуя советам писателя, можно уберечь себя и близких от многих бед.

  • Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Черная курица”
    Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
    Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
    Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
    Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
    В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
    Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
    Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
    Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
    На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
    Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
    Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
    Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
    После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
    Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
    После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
    Алеша очнулся в своей постели.
    После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
    Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
    Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
    У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
    Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

  • «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
    Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
    Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
    С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
    Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
    Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

  • Инфоурок

    Русский язык
    ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Черная курица, или Подземные жители» (5 класс)

    «Чёрная курица, или Подземные жители» Презентацию выполнил ученик 5 класса МК...

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    «Чёрная курица, или Подземные жители» Презентацию выполнил ученик 5 класса МК

    Описание слайда:

    «Чёрная курица, или Подземные жители» Презентацию выполнил ученик 5 класса МКОУ СОШ № 18 П. Загорский Гюрджян Арен

    2 слайд

    Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содерж

    Описание слайда:

    Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

    3 слайд

    Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и лас

    Описание слайда:

    Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

    4 слайд

    Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном

    Описание слайда:

    Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.

    5 слайд

    Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не

    Описание слайда:

    Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки.

    6 слайд

    Алёша лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла

    Описание слайда:

    Алёша лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла Чернушка и сказала человеческим голосом: «Поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое».

    7 слайд

    И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые ос

    Описание слайда:

    И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.

    8 слайд

    В конце залы была большая дверь. Лишь только они подошли к ней, как соскочили

    Описание слайда:

    В конце залы была большая дверь. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!

    9 слайд

    Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей,

    Описание слайда:

    Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.

    10 слайд

    За спасение Чернушки Алёше подарили конопляное семечко. Он с восхищением взял

    Описание слайда:

    За спасение Чернушки Алёше подарили конопляное семечко. Он с восхищением взял свое семечко из лапок курицы и обещал ,что никому не расскажет о подземных жителях.

    11 слайд

    Когда он утром проснулся, вспомнил, что король подарил ему конопляное семечко

    Описание слайда:

    Когда он утром проснулся, вспомнил, что король подарил ему конопляное семечко, он поспешно бросился к своему платью и действительно нашел в кармане бумажку, в которой завернуто было конопляное семечко. Теперь он стал умным и знал все предметы.

    12 слайд

    С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и

    Описание слайда:

    С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.

    13 слайд

    «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, - сказал учитель Ал

    Описание слайда:

    «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, — сказал учитель Алеше,  — тем скромнее и послушнее вы должны быть».

    14 слайд

    Слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу.

    Описание слайда:

    Слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу.

    15 слайд

    Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые

    Описание слайда:

    Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.

    16 слайд

    Алёша рассказал про подземных жителей ,но ему никто не поверил. Учитель прика

    Описание слайда:

    Алёша рассказал про подземных жителей ,но ему никто не поверил. Учитель приказал за враньё его наказать. Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!

    17 слайд

    Алёша бросился к учителю и обещался совершенно исправиться. Тогда учитель поп

    Описание слайда:

    Алёша бросился к учителю и обещался совершенно исправиться. Тогда учитель попросил, чтоб он выучил двадцать страниц наизусть.

    18 слайд

    С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спаль

    Описание слайда:

    С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый… стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман… Конопляного семечка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно!

    19 слайд

    Вдруг кто-то дернул за одеяло... Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла

    Описание слайда:

    Вдруг кто-то дернул за одеяло… Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка — не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале.    — Алеша! — сказал министр. — Я вижу, что ты не спишь… Прощай! Я пришел с тобою проститься, более мы не увидимся!

    20 слайд

    Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение и

    Описание слайда:

    Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться, хотя чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно!

    21 слайд

    -Я тебя прощаю, не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю, хотя

    Описание слайда:

    -Я тебя прощаю, не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!.. Прощай! Мне позволено видеться с тобою на самое короткое время. Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!

    22 слайд

    -Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я ж

    Описание слайда:

    -Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан! — Старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде.

    23 слайд

    Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее

    Описание слайда:

    Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном.

    24 слайд

    Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о н

    Описание слайда:

    Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать.

    25 слайд

    Дурные привычки приобретаются легко и быстро, а избавиться от них очень труд

    Описание слайда:

    Дурные привычки приобретаются легко и быстро, а избавиться от них очень трудно.

    • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
      Вы можете оставить жалобу на материал.

      Пожаловаться на материал

    Презентация на сказку черная курица или подземные жители для 5 класса

    • Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов

    Презентация на сказку черная курица или подземные жители для 5 класса

    • Сейчас обучается 333 человека из 66 регионов

    Презентация на сказку черная курица или подземные жители для 5 класса

    • Сейчас обучается 1009 человек из 81 региона

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация


    Номер материала:

    ДA-017012

    Вам будут интересны эти курсы:

    Мои статьи
    [3]

    Алейникова Людмила Викторовна
    [27]

    Алексеева Алена Владимировна
    [0]

    Алышова Гюльназ Юсифовна
    [0]

    Антропов Леонид Юрьевич
    [8]

    Ахметова Асия Куандыковна
    [0]

    Баркина Надежда Андреевна
    [8]

    Белоногов Антон Анатольевич
    [0]

    Бельская Антонина Анатольевна
    [0]

    Беркаев Селикан Рамазанович
    [25]

    Бикетова Анастасия Дмитриевна
    [0]

    Большакова Светлана Владимировна
    [0]

    Бородина Галина Алексеевна
    [0]

    Бородина Дарья Викторовна
    [28]

    Бузмакова Анастасия Николаевна
    [0]

    Голощапова Анна Александровна
    [0]

    Демитрова Ирина Яковлевна
    [24]

    Дрогаёва Оксана Владимировна
    [0]

    Елина Ольга Викторовна
    [13]

    Жарикова Наталья Алексеевна
    [23]

    Жевлакова Ольга Викторовна
    [0]

    Заводовская Екатерина Анатольевна
    [3]

    Загвоздина Татьяна Анатольевна
    [10]

    Золотухина Софья Ильинична
    [0]

    Зуева Елена Владимировна
    [20]

    Ибраева Ирина Дмитриевна
    [0]

    Немчинова Ирина Сергеевна
    [0]

    Князева Наталья Яковлевна
    [32]

    Кожевникова Наталья Семеновна
    [0]

    Коновалов Сергей Иосифович
    [26]

    Коротаева Ольга Владимировна
    [35]

    Крошакова Эльвира Петровна
    [28]

    Ладыгина Валентина Федоровна
    [29]

    Лапина Анна Владимировна
    [0]

    Мальцева Любовь Петровна
    [17]

    Маркина Валентина Васильевна
    [0]

    Мартынова Алефтина Михайловна
    [36]

    Маскаева Татьяна Александровна
    [0]

    Матафонова Наталья Николаевна
    [21]

    Матвеева Ирина Васильевна
    [34]

    Мороз Ольга Ивановна
    [0]

    Невилько Наталья Владимировна
    [25]

    Немкова Лариса Владимировна
    [8]

    Ноздрина Оксана Валентиновна
    [33]

    Песнин Иван Иванович
    [27]

    Попова Евгения Никифоровна
    [6]

    Попова Маргарита Ивановна
    [0]

    Предеина Ольга Дмитриевна
    [0]

    Пшеничникова Надежда Владимировна
    [55]

    Рыженкова Надежда Павловна
    [31]

    Сатубалдина Ирина Радиевна
    [6]

    Семенова Тамара Викторовна
    [0]

    Сенотрусова Светлана Владиславовна
    [26]

    Сорокина Наталья Викторовна
    [16]

    Суставова Любовь Анатольевна
    [25]

    Типикина Татьяна Сергеевна
    [18]

    Усольцева Ирина Владимировна
    [0]

    Фомягина Кристина Владимировна
    [0]

    Хаснулин Сергей Александрович
    [6]

    Чашкина Марина Валерьевна
    [7]

    Чебыкина Татьяна Владимировна
    [28]

    Чиркова Дарья Александровна
    [0]

    Филичкина Татьяна Васильевна
    [0]

    Шевцова Людмила Иннокентьевна
    [0]

    Шуртанбаева Батима Ильясовна
    [33]

    Щетинина Елена Леонидовна
    [11]

    Дорохина Оксана Николаевна
    [9]

    Асямолова Юлия Евгеньевна
    [0]

    Алимова Марина Андреевна
    [40]

    Гостюхина Ольга Игоревна
    [26]

    Волосникова Татьяна Петровна
    [0]

    Скутина Наталья Михайловна
    [0]

    Тюленева Елена Федоровна
    [82]

    Махно Елена Викторовна
    [18]

    Махота Анастасия Валерьевна
    [19]

    Асанова Елена Сергеевна
    [0]

    Сагомонян Аделина Альбертовна
    [0]

    Пестерева Светлана Фаритовна
    [13]

    Тушин Игорь Викторович
    [8]

    Тихонова Анна Юрьевна
    [27]

    Анохина Татьяна Сергеевна
    [20]

    Щукина Арина Ивановна
    [0]

    Баева Галина Николаевна
    [16]

    Берсенева Лариса Рудольфовна
    [12]

    Гараева Ирина Олеговна
    [11]

    Будилова Светлана Юрьевна
    [12]

    Жернаков Иван Сергеевич
    [11]

    Зайцева Анастасия Игоревна
    [35]

    Боронина Ирина Владимировна
    [8]

    Мартынова Полина Александровна
    [0]

    Михайлова Елена Евгеньевна
    [20]

    Пермякова Елена Витальевна
    [12]

    Подкорытова Светлана Семеновна
    [22]

    Соколова Тамара Тихоновна
    [14]

    Чиняев Денис Рафаилович
    [7]

    Шмунк Ольга Олеговна
    [11]

    Шепелина Лариса Дмитриевна
    [32]

    Ягубова Ирина Ивановна
    [11]

    Ермилова Надежна Александровна
    [2]

    Дурмуш Гульнара Борисовна
    [27]

    Блынский Виктор Олегович
    [0]

    Данилова Анастасия Владимировна
    [0]

    Пермякова Юлия Николаевна
    [49]

    Суханова Юлия Вячеславовна
    [9]

    Татаренков Вячеслав Юрьевич
    [20]

    Неупокоева Надежда Николаевна
    [7]

    Каландинская Галина Викторовна
    [21]

    Фурнье Анна Евгеньевна
    [3]

    Алексеева Юлия Викторовна
    [15]

    Илларионова Маргарита Ивановна
    [2]

    Косовских Екатерина Сергеевна
    [15]

    Долганцева Татьяна Евгеньевна
    [12]

    Кожевникова Наталья Семеновна
    [0]


    Олимпиадная
    работа
    по
    литературе
    для
    учащихся
    5
    класса

    1.
    Как
    звали
    шакала,
    слугу
    тигра
    Шер-Хана,
    из
    сказки
    Киплинга
    «Маугли»?

    2.
    Вспомните
    имена
    трёх
    толстяков
    из
    сказки
    Юрия
    Олеши
    «Три
    толстяка».

    3.
    Назовите
    автора
    и
    название
    сказки,
    которая
    начинается
    так:

    За
    горами,
    за
    лесами,

    За
    широкими
    морями,

    Против
    неба

    на
    земле

    Жил
    старик
    в
    одном
    селе.
    У
    старинушки
    три
    сына:

    Старший
    умный
    был
    детина,

    Средний
    сын
    и
    так
    и
    сяк,

    Младший
    вовсе
    был
    дурак.

    4.
    Назовите
    слова,
    которыми
    А.С.Пушкин
    заканчивает
    «Сказку
    о
    Золотом
    петушке».

    5.
    Кто
    написал
    книгу
    про
    знаменитого
    медвежонка
    Винни-Пуха?

    6.
    Вспомните
    спутников
    девочки
    Элли,
    которые
    вместе
    с
    ней
    шли
    в
    Изумрудный
    город.

    7.
    Как
    называлась
    харчевня
    в
    сказке
    А.Толстого
    «Золотой
    ключик,
    или
    Приключения

    Буратино»,
    куда
    зашли
    поесть
    Буратино,
    лиса
    Алиса,
    кот
    Базилио
    перед
    тем,
    как

    отправиться
    в
    Страну
    Дураков?

    8.
    Соедините
    имена
    русских
    писателей
    и
    названия
    сказок,
    которые
    они
    написали.

    В.Гаршин
    «Алёнушкины
    сказки»
    ;

    Д.Мамин-Сибиряк
    «Аленький
    цветочек»

    ;

    С.Аксаков
    «Хозяйка
    медной
    горы»

    ;

    В.Одоевский
    «Чёрная
    курица,
    или
    Подземные
    жители»

    ;

    А.Погорельский
    «Лягушка-путешественница»

    ;

    П.Бажов
    «Городок
    в
    табакерке»

    ;

    9.
    Вспомни
    басни
    И.А.Крылова.
    Из
    каких
    басен
    взяты
    эти
    выражения:

    А)
    «Ты
    всё
    пела?
    Это
    дело.
    Так
    поди
    же
    попляши!»

    Б)
    «А
    вы,
    друзья,
    как
    ни
    садитесь,
    всё
    в
    музыканты
    не
    годитесь».

    В)
    «А
    Васька
    слушает
    да
    ест».

    Г)
    «Вперёд
    чужой
    беде
    не
    смейся,
    Голубок!»

    10.
    Отгадайте
    загадки:

    А)
    Серое
    сукно
    тянется
    в
    окно.

    Б)
    Не
    разбив
    горшочка,
    не
    съешь
    кашки.

    В)
    Два
    братца
    в
    воду
    глядятся

    никогда
    не
    сойдутся.

    11.
    Какие
    картины
    на
    сказочные
    сюжеты
    созданы
    Виктором
    Михайловичем
    Васнецовым?

    12.
    Кто
    такие
    в
    греческой
    мифологии
    кентавры,
    старец
    Нерей,
    великан
    Антей?

    13.
    О
    каком
    писателе
    идет
    речь?


    Родился
    в
    Москве.
    Отец-дворянин,
    мать

    внучка
    любимца
    Петра
    1

    Ибрагима
    Ганнибала.
    Учился
    в
    Царскосельском
    Лицее.
    Он
    автор
    таких
    произведений,
    как
    «Барышня-крестьянка»,
    «Евгений
    Онегин»,
    «Руслан
    и
    Людмила».

    14.
    Представьте
    себе,
    что
    мама
    с
    папой
    купили
    ковёр.
    Но
    никто
    не
    знал,
    что
    это
    волшебный
    ковёр-самолёт.
    Один
    год
    провисел
    на
    стене,
    другой.
    А
    на
    третий
    год
    стало
    ему
    скучно,
    и
    решил
    он…
    Придумайте
    небольшой
    текст
    о
    приключениях
    ковра.


    Ответы
    на
    вопросы
    олимпиадной
    работы
    по
    литературе.
    5
    класс

    1.
    Шакал
    Табаки
    1балл

    2.
    Имён
    не
    имели.
    1
    б.

    3.
    П.П.Ершов
    «Конёк-Горбунок».
    2б.

    4.
    Сказка

    ложь,
    да
    в
    ней
    намёк,
    добрым
    молодцам
    урок!
    2б.

    5.
    Алан
    Милн
    2б.

    6.
    Собака
    Тотошка,
    чучело
    Страшила,
    Железный
    Дровосек,
    трусливый
    Лев.
    4б.

    7.
    Харчевня
    «Три
    пескаря».
    2б.

    8.
    По
    1баллу
    за
    правильный
    ответ.
    Максим.-6
    б.

    9.
    а)
    «Стрекоза
    и
    Муравей»
    б)
    «Квартет»
    в)
    «Кот
    и
    повар»
    г)
    «Чиж
    и
    Голубь»

    Максим.

    4б.

    10.
    а)
    сумерки
    б)
    орех
    в)
    берега

    Максим.-
    3б.

    11.
    «Три
    царевны
    подземного
    царства»,
    «Ковёр-самолёт»,
    «Витязь
    на
    распутье»,
    «Иван-царевич
    на
    Сером
    волке»,
    «Снегурочка»,
    «Царевна-лягушка»,
    «Алёнушка».

    По
    0,5б.
    за
    верный
    ответ.
    Максим.-
    3,5
    балла.

    12.
    Кентавр

    получеловек-полулошадь,
    тело
    до
    пояса
    человеческое,
    а
    дальше

    лошадиное
    туловище
    с
    четырьмя
    ногами
    и
    хвостом.
    Нерей-
    морской
    старец,
    хитроумный
    волшебник.
    Антей

    сын
    богини
    земли
    Геи,
    получающий
    от
    неё
    великую
    силу.

    Максим.-
    6б.

    13.
    А.С.Пушкин.
    2б.

    14.
    Максим.

    7
    баллов.

    Максимальный
    балл

    37


    Олимпиадная
    работа
    по
    литературе
    для
    учащихся
    10
    классов

    1.
    О
    ком
    из
    поэтов
    19
    века
    Ираклий
    Андроников
    сказал:
    «И
    через
    всю
    жизнь
    проносим
    мы
    в
    душе
    образ
    этого
    человека

    грустного,
    строгого,
    нежного,
    властного,
    скромного,
    смелого,
    благородного,
    язвительного,
    мечтательного,
    насмешливого,
    застенчивого,
    с
    могучими
    страстями
    и
    волей,
    с
    проницательным,
    беспощадным
    умом.
    Поэта
    гениального
    и
    так
    рано
    погибшего.
    Бессмертного
    и
    навсегда
    молодого…»?

    2.
    Вспомните:
    псевдоним

    это
    выдуманное
    имя
    или
    условный
    знак,
    которым
    автор
    подписывает
    своё
    произведение.
    Желание
    взять
    себе
    псевдоним
    вызвано
    различными
    причинами.
    Иногда
    произведение
    подписывалось
    одной
    фамилией,
    но
    за
    ней
    стояли
    2
    автора
    и
    даже
    больше.
    Одним
    из
    примеров
    является
    знаменитый
    Козьма
    Прутков.
    Сколько
    авторов
    стоит
    за
    этой
    фамилией?
    Назовите
    их.

    3.
    А
    этот
    писатель
    выступил
    в
    20-летнем
    возрасте
    без
    подписи
    со
    стихотворением
    «Италия»,
    в
    1829
    году
    издал
    идиллию
    в
    стихах,
    подписанную:
    В.Алов.
    Но
    за
    эти
    стихи
    его
    раскритиковали.
    Он
    пошёл
    и
    скупил
    все
    экземпляры.
    Неудача
    пошла
    ему
    на
    пользу:
    он
    бросил
    поэзию
    и
    переключился
    на
    прозу.
    Кто
    этот
    писатель?

    4.
    Объясните,
    почему
    эти
    имена
    находятся
    в
    одном
    ряду:
    А.Горчаков,
    К.Данзас,
    А.Дельвиг,
    А.Илличевский,
    Н.Корсаков,
    Ф.Матюшкин,
    М.Яковлев.

    5.
    Пародийное
    вступление
    к
    роману
    «Евгений
    Онегин»,
    помещённое
    Пушкиным
    в
    конец
    7
    главы,
    заканчивается
    так:

    Благослови
    мой
    долгий
    труд

    О
    ты,
    эпическая
    муза!

    Не
    назовёте
    ли
    имя
    «эпической
    музы»?

    6.
    Ответьте
    на
    следующие
    вопросы:

    А)
    Откуда
    родом
    Василий
    Тёркин?

    Б)
    Как
    звали
    суженого,
    которого
    нагадала
    пушкинская
    Татьяна
    в
    крещенский
    вечерок?

    В)
    Сколько
    лет
    было
    Онегину
    и
    Ленскому,
    когда
    они
    встретились?

    Г)
    Как
    называется
    опера
    по
    поэме
    А.С.Пушкина
    «Цыганы»?
    Кто
    её
    автор?

    Д)
    Как
    отчество
    Татьяны
    Лариной?

    Е)
    На
    каком
    языке
    разговаривали
    между
    собой
    Печорин
    и
    Казбич?

    Ж)
    На
    каком
    корабле
    совершил
    кругосветное
    плавание
    И.А.Гончаров?

    З)
    В
    каком
    городе
    происходит
    действие
    драмы
    «Гроза»?

    И)
    Кто
    из
    литературных
    героев
    Пушкина
    не
    мог
    отличить
    ямба
    от
    хорея?

    К)
    Назовите
    кличку
    собаки
    из
    «Сказки
    о
    мёртвой
    царевне
    и
    о
    семи
    богатырях».

    Л)
    О
    ком
    Гоголь
    сказал:
    «
    Прореха
    на
    теле
    человечества»?

    7.
    Узнайте
    литературных
    героев:

    А)
    «Он
    хорошо
    сложен,
    смугл
    и
    черноволос,
    ему
    на
    вид
    можно
    дать
    25
    лет,
    хотя
    ему
    едва
    ли
    21
    год.
    Он
    закидывает
    голову
    назад,
    когда
    говорит,
    и
    поминутно
    крутит
    усы
    левой
    рукой,
    ибо
    правою
    опирается
    на
    костыль…»;

    Б)
    «Это
    был
    среднего
    роста,
    очень
    недурно
    сложенный
    молодец,
    с
    полными
    румя
    ными
    щёками,
    с
    белыми,
    как
    снег,
    зубами
    и
    чёрными,
    как
    смоль,
    бакенбардами»;

    В)
    «Хрипун,
    удавленник,
    фагот,
    созвездие
    маневров
    и
    мазурки»;

    Г)
    «
    Высокая,
    тоненькая,
    глаза
    чёрные,
    как
    у
    горной
    серны,
    так
    и
    заглядывали
    к
    вам
    в
    душу».

    8.
    Определите,
    кому
    из
    литературных
    героев
    принадлежат
    следующие
    слова:

    А)
    «Начинаются
    чины

    перестаёт
    искренность».

    Б)
    «Я
    любви
    искала
    и
    не
    нашла.
    Её
    нет
    на
    белом
    свете».

    В)
    «У
    меня
    лёгкость
    необыкновенная
    в
    мыслях!»

    Г)
    «Для
    меня
    любовь

    это
    всё
    равно
    что
    жизнь,
    жизнь…долг,
    обязанность,
    следовательно,
    любовь
    тоже
    долг».

    9.
    Охарактеризуйте
    тип
    рифмовки:

    Мчатся
    тучи,
    вьются
    тучи,

    Невидимкою
    луна

    Освещает
    снег
    летучий.
    Небо
    мутно,
    ночь
    мутна.

    10.
    Назовите
    неверные
    утверждения
    (обозначьте
    букву).

    А)
    Сентиментализм

    литературное
    направление,
    правдиво
    изображающее

    действительность.

    Б)
    Стопа

    сочетание
    ударного
    слога
    с
    неударным.

    В)
    Аллитерация

    необычный
    порядок
    слов.

    Г)
    Гипербола

    чрезмерное
    преувеличение
    свойств
    изображаемого
    предмета.

    Д)
    Романтизм

    литературное
    направление,
    провозглашающее
    высшей
    ценностью

    чувства.

    Е)
    Анафора

    это
    единоначатие.

    11.
    Вставьте
    недостающее
    слово:

    Волшебный
    край!
    Там
    в
    стары
    годы,

    Сатиры
    смелый
    властелин,

    Блистал………….,
    друг
    свободы.

    Кто
    автор
    этих
    строк?

    12.
    Не
    секрет,
    что
    поэты,
    люди
    чуткие
    к
    языку,
    умеют
    «обрабатывать»
    известные
    фразы,
    обороты:
    заменяют
    или
    добавляют
    в
    них
    какие-то
    слова,
    включают
    в
    необычный
    контекст.
    Определите,
    какие
    строки
    переделаны
    авторами.


    Люблю
    я
    земщину,
    но
    странною
    любовью.
    (М.Салтыков-Щедрин)


    Причёсываться?
    Зачем
    же?
    На
    время
    не
    стоит
    труда,
    а
    вечно
    причёсанным
    быть
    невозможно
    (В.Маяковский)


    Не
    так
    страшен
    чёрт,
    как
    его
    малютки;
    на
    чужую
    кровать
    рот
    не
    разевать;
    пуганая
    корова
    на
    куст
    садится
    (В.Шишков).

    13.Представьте,
    что
    вам
    предстоит
    участвовать
    в
    международной
    междисциплинарной
    научной
    конференции
    на
    тему
    ;«М.Ю.Лермонтов
    в
    ;XXI
    веке»
    .
    В
    ней
    могут
    принимать
    участие
    литературоведы,
    критики,
    искусствоведы,
    философы,
    культурологи,
    педагоги
    и
    специалисты
    в
    других
    областях
    гуманитарного
    знания.
    Вы

    один
    из
    них,
    будущий
    докладчик.

    Для
    участия
    в
    конференции
    вам
    необходимо
    подать
    в
    оргкомитет
    заявку
    максимум;

    на
    50-100
    слов
    ,
    в
    которой
    будет
    изложена
    основная
    суть
    вашего
    доклада
    по
    тематике
    конференции.
    Придумайте
    тему
    своего
    доклада
    и
    составьте
    сам
    текст
    заявки,
    включив
    в
    него;5
    ключевых
    слов
    ,
    вокруг
    которых
    вы
    планируете
    построить
    ваше
    сообщение
    (эти
    слова
    подчеркните).

    Примечание.

    В
    критерии
    оценки
    будет
    входить
    оценка

    1)
    темы
    доклада
    (соответствие
    тематике
    конференции;актуальность,
    важность
    и
    значимость
    поставленной
    проблемы,
    свежесть,
    оригинальность
    идеи)

    2)
    самого
    текста
    заявки
    (сжатость,
    точность,
    композиционная
    продуманность,
    полнота
    представления
    основной
    идеи
    доклада,
    соответствие
    стиля
    и
    жанра,
    грамотность)
    ;

    3)
    ключевых
    слов
    (их
    важность
    для
    заявленной
    темы,
    грамотное
    употребление,
    количество)


    Ответы
    на
    вопросы
    олимпиадной
    работы
    по
    литературе.
    10
    класс

    1.
    О
    М.Ю.Лермонтове.
    2
    балла

    2.
    Алексей
    Толстой
    и
    братья
    Алексей,
    Владимир,
    Александр
    Жемчужниковы.
    3
    балла

    3.
    Н.В.Гоголь
    2
    балла

    4.
    Это
    лицейские
    товарищи
    А.С.Пушкина.
    2
    балла

    5.
    Каллиопа
    2
    балла

    6.
    а)
    Смоленщина
    б)
    Агафон
    в)
    26
    и
    18
    г)
    «Алеко»,
    С.Рахманинов
    д)
    Дмитриевна

    е)
    они
    никогда
    не
    разговаривали
    ж)
    «Паллада»
    з)
    Калинов
    и)
    Онегин
    к)
    Соколко

    л)
    Плюшкин

    За
    каждый
    верный
    ответ

    по
    1
    баллу.
    Максим.-
    11б.

    7.
    а)
    Грушницкий
    б)
    Ноздрёв
    в)
    Скалозуб
    г)
    Бэла

    Максим.-4
    балла

    8.
    а)
    Стародум
    б)
    Лариса
    Огудалова
    в)
    Хлестаков
    г)
    Ольга
    Ильинская

    Максим.-4
    балла

    9.
    Перекрёстная
    рифма
    2
    балла

    10.
    а,
    в,
    д.

    По
    1б.
    за
    верный
    ответ.
    Максим.-3б.

    11.
    Фонвизин.
    А.С.Пушкин

    2
    балла

    12.
    Максим.

    6
    баллов

    13.
    Максим.-
    10
    баллов

    Максимальное
    количество
    баллов-
    53


    Олимпиадная
    работа
    по
    литературе
    для
    учащихся
    11
    классов

    1.
    Один
    из
    писателей
    часто
    пользовался
    шутливыми
    псевдонимами:
    Аркадий
    Тарантулов,

    Балдастов,
    Шампанский.
    Кому
    они
    принадлежали?

    2.
    Какой
    размер
    стихосложения
    М.В.Ломоносов
    считал
    лучшим
    для
    русской
    поэзии?

    3.
    Автором
    многочисленных
    пародий
    был
    Д.Минаев,
    дважды
    пародировавший
    одно
    известное
    стихотворение
    известного
    поэта:
    «
    Холод,
    грязные
    селенья…»
    и
    «
    Топот,
    радостное
    ржанье…».
    Какое
    стихотворение
    и
    какого
    поэта?

    4.
    Можете
    ли
    вы
    продолжить
    зачины
    осенних
    пейзажей
    поэтов
    второй
    половины
    19
    века:

    А)
    «Славная
    осень.
    Здоровый,
    ядрёный…»

    Б)
    «Есть
    в
    осени
    первоначальной…»

    В)
    «Ласточки
    пропали…»

    Г)
    «Мой
    сад
    с
    каждым
    днём
    увядает…»

    Назовите
    авторов
    этих
    строк.

    5.
    Вспомните,
    в
    каких
    произведениях
    русской
    литературы
    описывались
    дуэли.

    6.
    Когда
    Добролюбова
    похоронили
    на
    Волковом
    кладбище
    в
    Петербурге
    рядом
    с
    Белинским,
    по
    соседству
    оставалось
    ещё
    одно
    место,
    и
    Чернышевский
    сказал:
    «Нет
    ещё
    для
    него
    человека
    в
    России».
    Кто
    же
    позднее
    был
    похоронен
    рядом
    с
    Белинским?7.
    Когда
    в
    60-х
    гг.
    оформляли
    плафон
    Петербургского
    императорского
    театра,
    живописец
    нарисовал
    4
    портрета
    лучших
    российских
    драматургов.
    Чьи
    же
    портреты?

    8.
    Вспомните,
    чьему
    перу
    принадлежат
    следующие
    афоризмы:

    А)
    «Мир
    спасёт
    красота»

    Б)
    «Умри,
    но
    не
    давай
    поцелуя
    без
    любви»

    В)
    «Человек
    создан
    для
    счастья,
    как
    птица
    для
    полёта»

    Г)
    «В
    человеке
    должно
    быть
    всё
    прекрасно:
    и
    лицо,
    и
    одежда,
    и
    душа,
    и
    мысли».

    Д)
    «Спокойствие

    душевная
    подлость»

    9.
    Кто
    и
    о
    каком
    своём
    творении
    отозвался
    так:
    «Без
    ложной
    скромности

    это
    как
    «Илиада»?

    10.
    «
    Мы
    все
    глядим
    в
    Наполеоны…»
    Кто
    из
    писателей
    развенчивает
    губительную
    теорию
    бонапартизма?

    11.
    Представителями
    какого
    литературного
    направления
    являются
    Тредиаковский,
    Державин,
    Сумароков,
    Княжнин,
    Озеров?

    12.
    С
    чьими
    именами
    связаны
    литературные
    места
    России?

    А)
    Константиново
    Б)
    Нижний
    Новгород
    В)
    Спасское-
    Лутовиново
    Г)
    Денисовка
    (возле
    Архангельска)
    Д)
    Замоскворечье
    Е)
    г.Нежин
    Ж)
    с.Тарханы

    13.
    Определите
    название
    художественного
    произведения
    и
    его
    автора
    по
    описанию
    усадьбы:
    а)
    «
    Он
    с
    радостным
    изумлением,
    как
    будто
    в
    первый
    раз,
    осмотрел
    и
    обежал
    кругом
    родительский
    дом,
    с
    покривившимися
    набок
    воротами,
    с
    севшей
    на
    середине
    деревянной
    кровлей,
    на
    которой
    рос
    зелёный
    мох…»

    б)
    «
    На
    скате
    пологого
    холма
    открылась,
    наконец,
    небольшая
    деревушка.
    Рядом
    с
    нею,
    в
    молодой
    берёзовой
    рощице,
    виднелся
    дворянский
    домик
    под
    соломенною
    крышей.
    У
    первой
    избы
    стояли
    два
    мужика
    в
    шапках
    и
    бранились».

    14.
    Прочитайте
    первую
    строфу
    стихотворения
    А.Фета,
    которое
    начинается
    словами
    «Какая
    грусть!»

    Какая
    грусть!
    Конец
    аллеи

    Опять
    с
    утра
    исчез
    в
    пыли,

    Опять
    серебряные
    змеи

    Через
    дорогу
    поползли.

    В
    этом
    контексте

    сразу
    две
    метафоры-загадки.
    Что
    такое,
    по-вашему,

    пыль

    и
    что
    такое

    серебряные
    змеи
    ?

    15.


    Анализ
    поэтического
    текста.


    Андрей
    Дементьев



    Встреча
    Пушкина
    с
    Анной
    Керн

    А
    было
    это
    в
    день
    приезда.

    С
    ней
    говорил
    какой-то
    князь.

    «О
    боже!
    Как
    она
    прелестна!»

    Подумал
    Пушкин,
    наклонясь.

    Она
    ничуть
    не
    оробела.

    А
    он
    нахлынувший
    восторг

    Переводил
    в
    слова
    несмело.

    И
    вдруг
    нахмурился.

    И
    смолк.

    Она,
    не
    подавая
    вида,

    К
    нему
    рванулась
    всей
    душой,

    Как
    будто
    впрямь
    была
    повинна

    В
    его
    задумчивости
    той.


    Что
    сочиняете
    вы
    ныне?

    Чем,
    Пушкин,
    поразите
    нас?

    А
    он

    как
    пилигрим
    в
    пустыне

    Шел
    к
    роднику
    далеких
    глаз.

    Ему
    хотелось
    ей
    в
    ладони

    Уткнуться.
    И
    смирить
    свой
    пыл.


    Что
    сочиняю?

    Я…
    не
    помню.

    Увидел
    вас

    И
    все
    забыл.

    Она
    взглянула
    тихо,
    строго.

    И
    грустный
    шепот,
    словно
    крик:


    Зачем
    вы
    так?
    Ну,
    ради
    Бога!

    Не
    омрачайте
    этот
    миг…

    Ничто
    любви
    не
    предвещало.

    Полуулыбка.
    Полувзгляд.

    Но
    мы-то
    знаем

    Здесь
    начало

    Тех
    строк,

    Что
    нас
    потом
    пленят.

    И
    он
    смотрел
    завороженно

    Вслед
    уходившей
    красоте.

    А
    чьи-то
    дочери
    и
    жены

    Кружились
    в
    гулкой
    пустоте.


    1996
    г
    .


    Ответы
    на
    вопросы
    олимпиадной
    работы
    по
    литературе.
    11
    класс

    1.
    А.П.Чехову
    2
    балла

    2.
    ямб
    2
    балла

    3.
    А.Фет
    «Шёпот,
    робкое
    дыханье…»
    2
    балла

    4.
    а)
    «Воздух
    усталые
    силы
    бодрит…»
    (Некрасов)

    Б)
    «Короткая,
    но
    дивная
    пора…»
    (Тютчев)

    В)
    «А
    вчера
    зарёй
    всё
    грачи
    летали
    да
    как
    сеть
    мелькали
    вон
    за
    той
    горой»
    (Фет)

    Г)
    «Помят
    он,
    поломан
    и
    пуст»
    (Майков)

    По
    2
    балла
    за
    каждый
    верный
    ответ.
    Максим.-8
    б.

    5.
    За
    каждый
    верный
    ответ-1б.
    Максим.-
    6б.

    6.
    Тургенев
    2
    балла

    7.
    Фонвизин,
    Грибоедов,
    Гоголь,
    Островский.
    Максим.-
    4б.

    8.
    а)
    Достоевский
    б)
    Чернышевский
    в)
    Короленко
    г)
    Чехов
    д)
    Лев
    Толстой

    Максим.-5б.

    9.
    Лев
    Толстой
    о
    романе
    «Война
    и
    мир»
    2балла

    10.
    Достоевский
    2б.

    11.
    классицизм
    2б.

    12.
    а)
    Есенин
    б)
    Горький
    в)
    Тургенев
    г)
    Ломоносов
    д)
    Островский
    е)
    Гоголь
    ж)
    Лермонтов

    Максим.-
    7баллов

    13.
    «Обломов»
    Гончаров-2б.

    «
    Отцы
    и
    дети»
    Тургенев-
    2б.
    Максим.-4б.

    14.
    Пыль
    в
    строчках
    Фета

    это
    метель,
    мелкий
    сухой
    снег,
    похожий
    на
    пыль.
    Серебряные
    змеи

    это
    позёмка.
    Снег
    в
    русской
    поэзии
    серебрится
    очень
    часто.

    Максим.-5
    б.

    15.
    Максим.-
    15
    баллов.

    Максимальное
    количество
    баллов

    70
    баллов.

    Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

    Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

    Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

    Зачем нужен дневник читателя

    Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

    Читательский дневник учит детей:

    1. анализировать прочитанное;

    2. делать выводы;

    3. структурировать мысли;

    4. запоминать ключевые моменты;

    5. пересказывать.

    Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

    Как оформлять читательский дневник в 4 классе

    В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

    1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

    2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

    3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

    4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

    Как заполнять дневник читателя

    В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

    1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

    2. Название книги.

    3. Год написания книги.

    4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

    5. Главные герои и их характеристика.

    6. Главная мысль книги.

    7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

    8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

    9. Иллюстрация к прочитанному.

    Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

    Общие советы по ведению дневника читателя

    Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

    1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

    2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

    3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

    4. Если книга большая, то делите ее на части.

    Произведения должны соответствовать возрасту детей.

    Анализ основных произведений для 4 класса

    Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

    Аксаков «Аленький цветочек»

    Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

    Название произведения: «Аленький цветочек».

    Жанр: сказка.

    Главные герои произведения:

    1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

    2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

    3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

    4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

    Краткое содержание:

    Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

    После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

    Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

    Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

    Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

    Автор: Антоний Погорельский.

    Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

    Жанр: сказка.

    Главные герои:

    1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

    2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

    3. Король. Мудрый, благодарный.

    4. Учитель. Жесткий, строгий.

    Краткое содержание:

    Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

    Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

    После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

    Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

    Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

    Автор: Павел Бажов.

    Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

    Жанр: сказ.

    Главные герои:

    1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

    2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

    3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

    4. Паротя. Жестокий управляющий.

    Краткое содержание:

    Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

    В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

    После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

    Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

    Антон Чехов «Каштанка»

    Автор: Антон Павлович Чехов.

    Название произведения: «Каштанка».

    Жанр: рассказ.

    Главные герои:

    1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

    2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

    3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

    4. Иванович – важный гусь.

    5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

    6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

    Краткое содержание:

    Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

    Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

    Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

    Автор: Евгений Шварц.

    Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

    Жанр: сказка.

    Главные герои:

    1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

    2. Злые и коварные волшебники.

    3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

    Краткое содержание:

    Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

    Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

    Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

    Саша Черный «Игорь Робинзон»

    Автор: Саша Черный.

    Название: «Игорь Робинзон».

    Жанр: рассказ.

    Главные герои:

    1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

    2. Цезарь – умная собака, пудель.

    3. Настя – кухарка.

    4. Жибер – садовник, добрый человек.

    Краткое содержание:

    Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

    Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

    Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

    Михаил Зощенко «Елка»

    Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

    Название произведения: «Елка».

    Жанр: рассказ.

    Главные герои:

    1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

    2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

    3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

    4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

    Краткое содержание:

    В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

    Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

    Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

    Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

    Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

    Оцените статью

     

    Всего голосов: 1, рейтинг: 4

  • Презентация левитан золотая осень картина сочинение 4 класс
  • Презентация клише для итогового сочинения по литературе
  • Презентация к уроку чтения 3 класс пушкин сказка о царе салтане школа россии
  • Презентация к уроку русского языка 4 класс сочинение по картине иван царевич на сером волке
  • Презентация как писать сочинение рассуждение