«… Даля оставленный след с человечеством будет всегда»
Аннотация
Урок литературы родного края, посвящённый творчеству В.И. Даля, предназначен для учащихся 5-6 классов, носит познавательный, занимательный и воспитательный характер. Составлен в форме устного журнала. В ходе мероприятия обучающиеся узнают о жизни В.И. Даля, его разносторонних интересах, дружбе с А.С. Пушкиным. Основное внимание уделяется работе Даля по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». С целью пробуждения и поддержания интереса обучающихся к содержанию, активизации познавательной деятельности в урок включены задания в игровой форме. Особое внимание уделяется расширению и обогащению словарного запаса обучающихся и воспитанию любви к русскому языку.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью В. И. Даля.
Задачи:
• способствовать развитию коммуникативных способностей, познавательного интереса, навыков выразительного чтения, внимания, памяти, творческого мышления;
• способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову, русскому языку.
Форма проведения: устный журнал.
Участники: обучающиеся 5– 6классов.
Высказывания о Владимире Дале:
-
«Далю и многое дано, и владеет он своим талантом мастерски».
И.С. Тургенев
-
«Для того чтобы заслужить название народного писателя, нужен не столько личный, своеобразный талант, сколько сочувствие к народу, родственное к нему расположение, добродушная наблюдательность. В этом отношении никто, решительно никто в русской литературе не может сравниться с г. Далем». И.С. Тургенев
-
«Он любит простого русского человека. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».
В.Г. Белинский
-
«Мы говорим о Дале как о человеке, который делом показал и доказал любовь к России как писатель». В.Г. Белинский
Афоризмы Даля:
-
«Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»
-
«Как из полушек и копеек составляют рубли, так из крупинок прочитанного составляются знания»
-
«Отчизна – это зыбка твоя, хлеб насущный, вода животворная»
Оборудование к уроку: портреты лингвиста, выставка книг Владимира Даля.
Ведущий 1. Сколько слов в нашем языке? Тысяча? Три тысячи? Десять тысяч? Вы никогда не думали об этом? А подсчитать не пробовали?
Сегодня мы вам расскажем о человеке, который сосчитал все слова, собрав их в словарь.
Ведущий 2. «Да разве можно собирать слова? — спросите вы. — Какой в этом толк? Слова — не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь». И правда, слова в лесу не растут. Они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают, у них есть родители и дети…
Ведущий 1. Жил на нашей Земле человек, который всю свою жизнь посвятил словам. Он собирал их всю свою жизнь. Его имя — Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович был талантливым и трудолюбивым человеком. Он автор «толкового словаря». Этот словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке — всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.
Чтец
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
(Михаил Матусовский)
Ведущий 2. Отец Владимира Ивановича, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнееврейский и древнегреческий языки, хотя был простым лекарем. Мать, немка по отцу и француженка по матери, тоже была женщиной образованной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»
Ведущий 1. Учиться Володю отдали в Морской кадетский корпус, там у него впервые появился интерес к языку — он составил словарь кадетских жаргонов из 34 слов. Из Морского кадетского корпуса он был выпущен мичманом и отправлен на службу в Николаев.
Ведущий 2. Молоденький мичман ехал на паре почтовых лошадей. День был морозный, а новая, с иголочки, мичманская шинель грела плохо. Ямщик, поглядывая на небо, спешил. Вдруг он сказал: «Замолаживает».
— То есть как замолаживает? — переспросил Даль. — Вот ведь русское слово, а непонятно.
Ямщик стал объяснять:
— Значит, к теплу, у нас в Новгородской губернии так говорят о пасмурной погоде.
Даль вытащил из кармана записную книжку и, коченевшими от холода пальцами записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».
Ведущий 1. В этот морозный мартовский день Даль принял решение, которое изменило всю его жизнь. Он стал собирать слова, а в дороге записал своё первое слово «замолаживать».
Ведущий 2. Очень много слов записал Владимир Иванович во время русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись.
Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль упаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда. Однажды во время схватки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней русские отбили верблюда у врагов и возвратили его хозяину. На тетрадки противник не позарился — не велика ценность. А для Даля его записи были дороже золота.
Чтец
Ну, разве это карьера,
Ну, разве это удача?
Жизнь русского офицера
Могла бы пойти иначе.
Гром пушек, поля сражений,
Холодная сабли сталь…
Судьбы иное решенье
Выбрал Владимир Даль.
Музы поэтов без груза,
Легки, шаловливы, ей-ей!
А что за характер у музы
Составителей словарей?
Наверное, это скучно
Корпеть в тиши кабинета
Над текстами неотлучно
Вдали от шумного света.
Ты знаешь, удел твой тяжек:
На замысел годы уйдут.
Непредставимо даже,
Когда окончишь свой труд.
Подвижника жизнь сурова.
Хватило б ее одной!
…Но слово встает за словом,
Кирпичики речи родной.
И сквозь пелену столетий
Ты смотришь в туманную даль.
Недаром ты жил на свете
Владимир Иванович Даль.
(Александр Акентьев)
Ведущий 1. Однажды Владимир Иванович стал сочинять сказки. Страшно было отдать их на суд читателя, но всё-таки он решил их напечатать. Только вот фамилию свою он не поставил. Придумал псевдоним — Казак Луганский.
Сказки высоко оценил А.С.Пушкин, они подружились, и именно Александр Сергеевич дал Далю совет: «Сказки — это хорошо! Но идите дальше. Занимайтесь составлением словаря.
Ведущий 2. У Даля появилась настоящая цель жизни. Он знал и верил, что её осилит, и после поддержки Пушкина с ещё большим рвением принялся за работу, которой посвятил 53 года своей жизни.
Чтец
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
(С.Маршак)
Ведущий 1. «Толковый словарь живого великорусского языка» — дело всей жизни Владимира Ивановича Даля и исключительное явление в лексикологии. Он состоит из 4 томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок и загадок. Какие удивительные пословицы и поговорки собрал он!
Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Многими из них мы пользуемся и сегодня. Давайте вспомним пословицы.
Доскажи пословицу.
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Тише едешь/ дальше будешь.
Правда в огне не горит / в воде не тонет.
Собери “рассыпавшуюся” пословицу.
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”)
Не, рубить, чай, дрова, пить
(“Чай пить – не дрова рубить”)
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
(“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать .
(“Скучен день до вечера, коли делать нечего”)
Сценка из пословиц и поговорок «В гостях у соседки»
Хозяйка занимается рукоделием. Раздается стук в дверь.
Хозяйка (открывая дверь) Для дорогого гостя и ворота настежь. Милости прошу к нашему шалашу. (приглашает пройти) Ну, как живете – можете? Все ли у вас подобру- поздорову?
Гостья (заходит) Мы живем, как можем: есть хлеб – гложем, а нет- попищим, да и так посидим.
Хозяйка Ну, что, давай сядем рядком, да поговорим ладком. (Приглашает присесть) В ногах правды нет. (Садятся)
Гостья Как Вы живете –можете?
Хозяйка Да мои дела, как сажа бела. Хлопот полон рот, верчусь, как белка в колесе и за делами дня не вижу. (Встает, накрывает стол скатертью, хлопочет у стола)
Гостья Дурная голова ногам покоя не дает.
Хозяйка Соловья баснями не кормят. Без соли, без хлеба худая беседа. (Приглашает к столу) Чем богаты, тем и рады.
Гостья (садится за стол) Сытый голодного не разумеет. Что есть в печи, все на стол мечи.
Хозяйка (ставит тарелки с угощеньем) Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. (Разливает чай)
Гостья Чай пить не дрова рубить. (Намазывает булку маслом) Кашу маслом не испортишь.
Хозяйка Губа не дурра, знает, что горько, что сладко.
Гостья Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Хозяйка Ты ближе к делу, а он про козу белу.
Гостья У кого что болит, тот о том и говорит.
Хозяйка (после молчания) Слово – серебро, молчанье – золото.
Гостья (встает) Спасибо вашему дому, пойдем к другому.
Хозяйка Спасибом сыт не будешь. Из спасиба шубу не сошьешь.
Гостья (достает из кармана подарок) Для милого дружка и сережка из ушка.
Хозяйка (рассматривает подарок) Заветный перстенек и поношенный хорош.
Гостья Дают — так бери, бьют – так беги. Дареному коню в зубы не смотрят.
Хозяйка (ставит подарок на стол) Мал золотник, да дорог, велика Федора, да дура. Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Гостья Чужая изба засидчива. (за дверью) В гостях хорошо, а дома лучше.
Хозяйка Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят.
Игра «Продолжи пословицу»
Ведущий называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.
Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)
Под лежачий камень (и вода не течёт.)
Не учи безделью, (а учи рукоделью.)
Труд человека кормит, (а лень портит.)
Без труда не вынешь, (и рыбку из пруда.)
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
Тише едешь/ дальше будешь.
Правда в огне не горит / в воде не тонет.
-
Кто старое помянет — тому глаз вон [а кто забудет — тому оба].
-
Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
-
Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
-
Молодые бранятся — тешатся [а старики бранятся — бесятся].
-
Новая метла по-новому метёт [а как сломается — под лавкой валяется].
-
Один в поле не воин [а путник].
-
Пьяному море по колено [а лужа — по уши].
-
Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
-
Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].
-
Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
-
У страха глаза велики [да ничего не видят].
-
Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].
-
Шито-крыто [а узелок-то тут].
-
Язык мой — враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
-
Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].
-
Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
-
Гол как сокол [а остер как топор].
-
Голод не тетка [пирожка не поднесет].
-
Губа не дура [язык не лопата].
-
За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
Собери “рассыпавшуюся” пословицу.
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”)
Не, рубить, чай, дрова, пить
(“Чай пить – не дрова рубить”)
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
(“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать .
(“Скучен день до вечера, коли делать нечего”)
Игра «Таблица умножения»
Ведущий. Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения.
Вот как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля.
Ведущий произносит строку из стихотворения, а ребята хором называют цифры.
-
Придет маслена – будет и блин, одиножды один – (один).
-
Волга Дону пошире, дважды два (четыре).
-
Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре (восемь).
-
Без закваски хлеб не месят, дважды пять (десять).
-
На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть (двенадцать).
-
Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь (четырнадцать).
-
Дважды девять – восемнадцать, дважды десять (двадцать).
Игра «Назови русское слово»
Ведущий. Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами:
Ведущий называет слова Даля, а ребята пытаются назвать слово, которое Даль предлагал заменить.
Водомет (фонтан)
Стояк (пьедестал)
Насылка (адрес)
Светило (природа)
Носохватка (пенсне)
Самотник или себятник (эгоист)
Небозем (горизонт)
Колоземица (атмосфера)
Ловкосилие (гимнастика)
Мокроступы (галоши)
Тихогром (фртепьяно)
Тождеслово (синоним)
Навесец (абажур)
Хорошуха (кокетка)
Желтосливник (абрикос)
Своеручник (автограф)
Денник (газета)
Свечник (канделябр)
Рожекорча (гримаса)
Игра «Отгадай загадку»
Ведущий. Любил Владимир Иванович и русские загадки. В своем словаре он дал такое определение загадке: загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Сколько он их собрал: крестьянских, солдатских, морских, детских! А теперь попробуйте отгадать загадки, составленные самим Владимиром Далем.
1. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3. Что растёт без кореньев? (Камень)
4. Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5. У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
6. День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет (свеча).
7. Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок)
8. Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).
9. Кланяется, кланяется — придет домой, растянется (топор).
10. Волк железный, хвост конопляный (иголка с ниткой).
11. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут (балалайка).
12. По сеням и так и сяк, а в избу никак. (дверь)
13. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится (День и ночь)
14. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
15. Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (Ножницы).
16. Махнула птица крылом и покрыла весь свет пером. (ночь)
17. Белая кошка лезет в окошко. ( Свет)
18. Шёл долговяз, в сыру землю увяз.( Дождь)
19. Летит – воет, а сядет землю роет. ( Жук)
Игра «Всех скороговорок не перескороговоришь»
Ведущий. Кроме загадок В.И.Даль собирал и скороговорки. Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор — такое определение он выбрал для скороговорки и считал их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку он называл еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».
Ребята по очереди произносят за ведущим скороговорки. (Скороговорки можно напечатать на листках и провести конкурс)
-
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
-
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
-
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
-
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Ведущий 2. Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем. натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматные фигуры, строить модели корабля, мог изготовить прекрасные украшения из стекла. Но чем бы он ни занимался, его всегда интересовало живое русское слово. «Даль – это наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я», — говорили современники.
Чтец
Владимир Даль, Казак
Луганский,
В отставку выйдя, пишет
сказки.
И даже сам Виссарион
Белинский
Ими восхищён.
Но в Академии имперской
Его пословицам и песням
Свободный вход
не разрешён,
Зане народу служит он.
Увы, вошло в слепую моду
Натурой называть природу
И двести тысяч слов
родных
Менять на насколько
ввозных
Слов, супротивных,
чужедальних.
О, как бы жили мы без Даля?
(Алексей Решетов)
«Игра — забава, установленная по правилам», — пишет Даль в своём словаре.
Поиграем в игру « Полетушки». Я называю слова. Если это летающее, то вы машете руками, если не летающее, то хлопаете в ладоши.
Муха, больница,
Голубь, синица,
Груша, вороны,
Комар, макароны,
Галка, треска,
Чибис, сова,
Слон, кукушка,
Аист, погремушка.
А теперь поиграем в игру « Кузовок».
Передаём маленькую корзинку и называем слов, оканчивающееся на ок . Например, замок и т.д. Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на ок. Не заешь слово — отдашь залог.
(Потом залоги разыгрываются.)
Ведущий 1. Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу — «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора — Владимира Ивановича Даля, — человека, который собирал слова.
Чтец
Прошло уже немало лет,
И много нами пережито.
Однако помнит ещё свет,
Что и не может быть забыто.
И 220 лет назад
Холодным утром ноября,
Под жёлтый, сильный листопад
Рождён создатель словаря!
Историк, врач, писатель- Гений!
Своим талантом поразил.
А сколько ярких впечатлений
О русском мире подарил.
Нам не забыть ни дивных сказок,
Ни словаря его мораль.
И с благодарностью мы скажем:
«Мы помним вас Владимир Даль!»
(Матвеева Анна)
Сказка называется «Война грибов с ягодами»
Действующие лица — дети одевают атрибуты-шапочки грибов, распределяются по залу.
Презентация и рассказывание сказки с инсценировкой детьми.
Звучит фонограмма звуков леса.
Логопед: Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод:
земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины.
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается:
1-й ребенок: Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»
Логопед: Задумал-загадал боровик войну под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помощь скликать.
1 ребенок: Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Логопед: Отказалися волнушки.
2 ребенок: Мы все старые старушки, неповинны на войну!
1 ребенок: Идите вы, опёнки!
Логопед: Отказалися опёнки:
3 ребенок: У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
1 ребенок: Эй вы, сморчки! – крикнул гриб-боровик. – Снаряжайтесь на войну!
Логопед: Отказались сморчки, говорят:
4 ребенок: Мы старички, уж куда нам на войну!
Логопед: Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул оно громким голосом:
1 ребенок: Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Логопед: Откликнулись грузди с подгруздками:
5 ребенок: Мы грузди, братья дружны, мы идем с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Логопед: Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать поднимается.
«Ну, быть беде», – думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара-широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла (уводит детей в ролях грибов за занавес), а дома разобрала грибки по родам, да по званию: Волнушки – в кадушки, опёнки – в бочонки, сморчки – в бурачки, груздки – в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали. С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
(Апплодисменты, представление артистов)
Инсценировка сказки «Заяц и лиса»
Ведущая: Жил был серенький Зайчик, да жила лисичка сестричка. Вот стало на улице холодать. Надумал Зайка себе избу построить. Увидела это Лиса и говорит.
Лиса: Ты, косенький, что это делаешь?
Заяц: Видишь от холода избу строю.
Лиса: Какой догадливый. Дай-ка я тоже построю но только не лубяной домик, а палаты -хрустальный дворец!
Ведущая: Обе избы поспели разом и зажили наши звери своими домами. Глядит лиска из своего окошечка да над зайцем посмеивается.
Лиса: У меня вот какая изба светлая, чистая, хрустальный дворец, а заяц то смастерил себе лачугу темную.
Ведущая: Всю зиму лисе было хорошо, а как пришла весна, тут лискин дворец и растаял. Стала лиса просится к зайчику погреться.
Лиса: Заюшка пусти погреться.
Заяц: Проходи лисонька гостем будешь.
Ведущая: Да не тут — то было лиса зайца из его же собственного домика то и выгнала.
Лиса: Уходи заяц я теперь здесь жить буду, а не уйдешь то я как выскачу как выпрыгну полетят клочки по закоулочкам!
Ведущая: Испугался заяц и ушел. Сам плачет, а навстречу ему волк. Волк: О чем зайка плачешь? Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Волк: Не плачь зайчик, я её выгоню.
Ведущая: Пошли они к избушке.
Волк: У-у-у: поди лиса вон!
Ведущая: А лиса кричит с печи.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по заулочкам! Ведущая: Поджал хвост волк и убежал в лес , а Зайка остался плакать в поле. Идёт бык. Бык: О чем, зайчик плачешь? Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала. Бык: Не плачь зайчик, я её выгоню. Ведущая: Пошли они к избушке. Бык:-Эй, лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! Ведущая: А лиса кричит с печи.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по заулочкам!
Ведущая: Испугался бык и убежал. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.
Медведь:О чем, зайчик плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Медведь: Не плачь, зайчик, я её выгоню.
Заяц: Нет медведь не выгонишь. Собаки гнали -не выгнали, и ты не выгонишь.
Медведь: А я выгоню.
Ведущая: Пришли к избушки. Медведь как заревет.
Медведь: Поди лиса вон!
Ведущая: А она ему с печи.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по заулочкам!
Ведущая: Испугался медведь убежал. Вот сидит зайка опять под кустом и плачет. Идет мимо петушок -золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает.
Петух: Что ты зайка плачешь?
Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Петух: Пойдем, я её выгоню.
Заяц: Нет, не выгонишь, собаки гнали не выгнали, медведь гнал не выгнал и ты не выгонишь.
Петух: А я выгоню. Пойдем!
Ведущая: Пришли к избушке, петух запел.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу лису посечи! Ступай, лиса вон!
Ведущая: Лиса испугалась, кричит.
Лиса: Одеваюсь.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу лису посечи! Ступай, лиса вон!
Лиса: Шубу надеваю.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу лису посечи! Ступай, лиса вон!
Ведущая: Выскочила лиса из избушки и убежала далеко в лес. А зайчик вместе с петушком стали вместе жить поживать и добра наживать
Викторина.
-
Назовите город, где родился В. И. Даль. (Луганск)
-
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
-
Каким именем подписывал В. И. Даль свои книжки? (Казак Луганский)
-
Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
-
Как называется главный труд всей жизни В. И. Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
26 ноября в мультимедийном музейном парке «Россия – моя история» прошла презентация замечательной книги нашего земляка, выдающегося историка и краеведа, писателя Вячеслава Воробьева, посвящённой тверской лексике в толковом словаре В.И.Даля. Издание будет интересно широкому кругу читателей, ведь, по словам приехавшей на торжество праправнучки Владимира Даля, это энциклопедия народной жизни Тверской губернии XIX века.
Вячеслав Воробьёв — кандидат исторических наук, доктор культурологии, профессор кафедры гуманитарных наук РГУ им. А.Н. Косыгина, его регалии можно перечислять долго. Новая книга Вячеслава Михайловича называется «Толковый словарь живого великорусского языка. Тверские страницы». Издание стало одним из важных и просветительских в череде трудов, посвящённых истории Тверской земли. До этого ещё были две части школьного учебника по краеведению, а началось всё с выхода в 2005 году при содействии А.И. Солженицына тверского «Топонимического словаря», в котором содержится около 9000 наименований с пояснениями и толкованиями.
По признанию автора, почти пятнадцать лет, пока шла работа над топонимическим изданием, на письменном столе присутствовал словарь Даля, откуда черпалась информация о происхождении и этимологии местных названий сел, рек и т.д. Постепенно пришло осознание того, что среди десятков тысяч слов, собранных со всей России за 50 лет писателем, этнографом и лексикографом Далем, есть немало и тех, которые употребляли наши земляки. А значит, их можно и нужно выделить в отдельный проект. И получилось найти 3509 слов народного тверского языка.
— Нас иногда заставляют забывать свой родной язык, чего боялся и о чём писал в напутственном слове сам Владимир Иванович Даль. Сейчас этот процесс протекает ещё более интенсивно из-за глобализации и цифровизации нашей жизни – идёт новая волна по замене русских слов англицизмами и т.д. А подобные толковые словари – это настоящее культурное богатство, и здесь есть не только лексика, но и фразеологизмы, удивительные обороты, образные, раскрывающие даже некие черты тверского характера. Вот скажем было такое выражение – «быть на Руси», то есть быть открытым людям, смотреть широко на мир. А тверское уточнение — «совсем на Руси», значит, быть открытым всем-всем, так говорили только в Твери и Торжке. Распахнутость русской души вот так была обозначена в Верхневолжье. Или вот слово «искромётка» или «огнемётка» — на самом деле это лучина. Народный язык просто очаровывает, там можно найти очень много интересного, — рассказывает Вячеслав Воробьёв.
Вячеслав Михайлович добавил, что при составлении книги он постоянно вспоминал слова, которые упоминала его бабушка. Сам он родом из Весьегонского района, и оказывается, в словаре Даля встречаются слова, которые будущий тверской историк слышал в детстве.
Сенатор от Тверской области, ректор ТвгУ Людмила Скаковская назвала сегодняшнее событие – презентацию книги — праздником, который пришёлся весьма кстати – в ноябре мы отметили 220-летие со дня рождения Владимира Даля, человека, создавшего великую книгу о великом языке.
— У меня такое ощущение, что мы только-только начали открывать Владимира Даля. Наши с вами предки знали, что в начале было слово. И вот это слово, которое запечатлел, расшифровал Владимир Иванович Даль, настолько ёмкое, яркое, красивое, что понимаешь, насколько талантлив русский народ. А многочисленные пословицы, поговорки, афоризмы ещё ждут исследования. Мы владеем настоящим сокровищем – нашим русским языком.
Анастасия Журавская, кандидат философских наук, доцент РГУ им. А.Н. Косыгина, праправнучка В.И.Даля, конечно, поздравила и поблагодарила автора за выход издания о тверской составляющей Толкового словаря. Анастасия Александровна заметила, что словарь – это слепок с того, как жили в Тверской губернии, на что люди обращали внимание, как относились друг к другу и т.д. Очень много есть интересных слов – названий из бытовой жизни.
— Например, первый снежок тверитяне называли «замерЕка», а вьюгу с мокрым снегом – «хвИля». Много в словаре слов, связанных с местной кухней, особенно о хлебе и выпечке. «ХвОростень» – тонкая лепёшка, «алЯкиш» – недопечённый хлеб. Всем известный калач в тверской губернии превратился в «бесЕдку» или «рогУлю» – пшеничный хлеб треугольной формы. Это настоящая энциклопедия народной жизни.
Слов интересных, собранных когда-то Владимиром Далем в Тверской губернии, и отобранных нынче Вячеславом Воробьёвым, очень много. Скажем, про картавого земляка мы скажем «алалЫка», про того, у кого нет денег – что сидит он на «лулАх», ленивцу попеняем, что он «варлЫжит», а медлительный – «шОнит»,угрюмого назовём «гмур». А вот «жИжкой» называли тверичане поросёнка.
Новые книги Вячеслава Воробьёва «Толковый словарь живого великорусского языка. Тверские страницы» передадут в библиотеки региона, пока этот тираж не для продажи. Но позднее совместно с библиотекой имени Горького Вячеслав Воробьёв планирует оцифровать издание и выложить для всеобщего доступа.
Также автор обратился к присутствовавшим на презентации студентам – предложил им замечательные темы для будущих курсовых, диссертаций и даже новых книг: например, можно заняться на основе лексики изучением особенностей образного мышления, менталитета тверских людей, можно также заняться исследованием, каким образом тверской язык вошёл в произведения писателей, которые родились или долго жили в Тверском крае. А таких немало, и мы вместе с профессором Вячеславом Воробьёвым рассказываем о них в проекте «Тверь в лицах».
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Направленность программы — художественная.
Актуальность
Главные задачи современной системы образования — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно-нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.
Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника — компьютерные игры.
С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки — это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».
В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 «В мире сказок».
Цель программы: Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.
Задачи программы:
- Обучающая: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки, сформировать основы читательской грамотности
- Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор, навыки нравственного поведения.
- Развивающая: развивать у детей социально-коммуникативные навыки (вести диалог, уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, договариваться при совместной работе), мыслительные способности (рассуждать, обобщать, делать выводы), художественно-практические навыки (инсценировать художественные произведения, сочинять свои мини-сказки, использовать лепку, рисование, аппликацию для выражения своих чувств и мыслей)
- личностные — формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
- метапредметные — развитие мотивации к чтению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- образовательные (предметные) — приобретение знаний, умений, навыков грамотного читателя.
Отличительные особенности программы
Сказка — это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни людей. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Хорошо рассказанная сказка — это начало культурного воспитания. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми народных и авторских сказок. Следовательно, ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Адресат программы
Возраст обучающихся: 7 лет.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Объем и срок освоения программы: срок освоения программы — 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения — 36 часов.
Формы обучения — очная.
Особенности организации образовательного процесса
Основная форма работы на занятии — групповая. Реализуется программа в объединении, сформированном из учащихся одного возраста. Состав группы постоянный.
Новизна программы
Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.
Режим занятий
Продолжительность занятия — 1 академический час, который составляет 45 минут.
Планируемые результаты
Должны знать:
- примеры не менее 5 русских народных сказок и 5 литературных сказок русских писателей
- признаки сказки как жанра
- виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые);
Должны уметь:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное различными художественными средствами;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- уметь рассказывать сказки;
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные —
- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- мотивация к творческому труду.
Метапредметные —
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (умения познавательной и личностной рефлексии);
- умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать с художественной литературой, словарями и средствами интернет.
Предметные —
- развитие познавательного интереса к чтению сказок,
- включение в познавательную деятельность по изучению сказок народных и литературных, отечественных и зарубежных,
- приобретение определенных знаний о сказке как о литературном жанре,
- приобретение умений, навыков в чтении, инсценировании, анализе текста сказки, сочинении собственной сказки, выражении своих чувств и мыслей после прочтения сказки различными средствами.
Формы аттестации: Зачет: творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, устный опрос, тестирование, готовая творческая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение — кабинет 20 кв.м., освещение лампами дневного света.
Оборудование:
- Столы — 14 шт;
- Стулья — 28 шт;
- Доска;
Техническое оснащение кабинета:
- Компьютер с выходом в Интернет
- Фотоаппарат
- Проектор
- Электронная доска
- Колонки
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, клей, карандаши и кисточки, стаканчики для воды, доска для лепки.
Материалы:
- Бумага и картон для аппликации, бумага и краски для рисования, пластилин.
Информационное обеспечение программы
- Художественная литература — сказки в соответствии с содержанием программы.
Интернет-источники для педагога:
- http://russkaja-skazka.ru
- http://sovkinofilm.ru
- http://nukadeti.ru
- http://narodstory.net
- http://deti-onlain.com
- http://mamontenok-onlain.ru
- http://mishka-knizhka.ru
- http://vse-raskraski.ru
Интернет-источники для обучающихся:
- http://russkaja-skazka.ru
- http://sovkinofilm.ru
- http://nukadeti.ru
- http://narodstory.net
- http://deti-onlain.com
- http://mamontenok-onlain.ru
- http://mishka-knizhka.ru
- http://vse-raskraski.ru
Кадровое обеспечение программы
Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим среднее специальное или высшее образование в области педагогики. Должен владеть навыками и приёмами организации занятий с младшими школьниками, должен обладать навыками обучения литературному чтению, изобразительному искусству, технологии.
Желательно владение ИКТ на уровне, достаточном для организации просмотра и прослушивания аудио и видео материалов, работы с ресурсами интернета, создания и демонстрации презентаций.
Учебный план 1 год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичная диагностика |
2 | Безопасность дорожного движения | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
3 | Русские народные сказки | 16 | 6 | 10 | |
3.1 | Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок | 8 | 3 | 5 | Наблюдение, опрос |
3.2 | Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок | 7 | 3 | 4 | Наблюдение, опрос |
3.3 | Викторина по русским народным сказкам | 1 | — | 1 | Опрос |
4 | Сказки разных народов | 6 | 2 | 4 | |
4.1 | Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, опрос |
4.2 | Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
4.3 | Викторина по сказкам народов мира | 1 | 1 | Опрос | |
5 | Авторские (литературные) сказки | 10 | 4 | 6 | |
5.1 | Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок | 5 | 2 | 3 | Наблюдение, опрос |
5.2 | Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, опрос |
5.3 | Викторина по литературным сказкам | 1 | 1 | Опрос | |
6 | Итоговая аттестация | 1 | — | 1 | Представление творческих работ |
7 | Итоговое занятие | 1 | — | 1 | Опрос |
Итого | 36 | 17 | 19 |
Содержание программы 1 год обучения
1. Вводное занятие. 1 ч.
Теория -0,5 ч
Что такое сказка? Признаки сказки.
Практика -0,5 ч
Первичная диагностика: определить жанр произведения, которое называет педагог (сказка или нет), привести свои примеры сказок.
2. Безопасность дорожного движения. 1 ч.
Теория — 0,5 ч
Правила безопасного передвижения по улице.
Практика — 0,5 ч
Устный опрос по пройденному материалу.
3. Русские народные сказки. 16 ч.
3.1 Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок. 8ч
Теория — 3 ч.
Сказка — вид устного народного творчества. Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных). Собиратели русских народных сказок (Афанасьев, Толстой, Даль)
Беседы о здоровом образе жизни: «Режим дня школьника».«Правила поведения в школе».
Практика — 5 ч.
Чтение, просмотр и слушание русских народных сказок. Чтение по ролям.
3.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок. 7 ч.
Теория — 3 ч.
Герои сказки положительные и отрицательные, помощники, волшебные предметы и персонажи. Волшебные числа и троекратные повторы. Чему учит сказка? Зачин и концовка сказки. Архаизмы в сказках.
Беседы о здоровом образе жизни: «Почему мы болеем?» «Здоровый образ жизни». «Вредные привычки».
Практика — 4 ч.
Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)
Инсценирование эпизодов
Иллюстрирование эпизодов
3.3 Викторина по русским народным сказкам. 1ч
Практика — 1 ч.
4. Сказки разных народов 6 ч.
4.1 Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов. 3 ч.
Теория — 1 ч.
Что общего у сказок разных народов мира? Как по сказке узнать об условиях жизни и обычаях народа?
Беседы о здоровом образе жизни: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Практика — 2 ч.
Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.
4.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов. 2 ч.
Теория — 1 ч.
Сравнение сюжетов и героев русских народных сказок и сказок других народов. Сходство и отличие.
Практика — 1 ч.
Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)
Инсценирование эпизодов
Иллюстрирование эпизодов
4.3 Викторина по сказкам народов мира. 1ч
Практика — 1 ч.
5. Авторские (литературные) сказки 10 ч
5.1 Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок. 5 ч.
Теория — 2 ч.
Как родилась литературная сказка? Русские писатели-сказочники.
Сказки 19-20 вв. Современные сказки-несказки.
Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасность при любой погоде».«Безопасное поведение на улице, в транспорте».
Практика — 3 ч.
Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.
5.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок. 4 ч.
Теория — 2 ч.
Сравнение сюжетов и героев народных и литературных сказок. Сходство и отличие.
Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасное поведение дома».
Практика — 2 ч.
Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)
Инсценирование эпизодов
Иллюстрирование эпизодов
Создание собственной сказки по аналогии с народной или литературной сказкой
5.3 Викторина по литературным сказкам. 1ч
Практика — 1 ч.
6. Итоговая аттестация. 1 ч
Практика — 1 ч
Защита творческой работы. Дети представляют сказку собственного сочинения.
7. Итоговое занятие. 1 ч
Практика — 1 ч
Подведение итогов, анализ работы объединения за год.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
- словесный, наглядный практический;
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
- игровой, проектный и др.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Форма организации образовательного процесса — групповая.
Формы организации учебного занятия: Беседа, практическое занятие, комбинированное занятие
Современные педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения, автор И.С.Якиманская.
Цель данной технологии воспитать и развить личность ребенка, раскрыть его способности.
Ожидаемые результаты:
- Формированию духовно-нравственной культуры личности обучающегося.
- Повышение исполнительского уровня, развитие способностей, осмысление собственных действий, приемов и способов читательской и художественной деятельности.
- Развитие личностных качеств, таких как: целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе, развитие самоанализа деятельности.
- Технология коллективной творческой деятельности, автор доктор педагогических наук РАО И.П.Иванов.
Цель данной технологии выявить и развить творческие способности личности путем сотрудничества между учащимися, сотворчества между педагогом и учащимися.
Ожидаемые результаты:
- Развитие художественно — эстетического вкуса детей
- Раскрытие творческих способностей
- Реализация коммуникативных потребностей детей.
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо, авторы — американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Цель: Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
Ожидаемые результаты:
- Умение принимать взвешенные решения.
- Умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное.
- Умение анализировать различные стороны явлений природы и жизни
- Технология игровой деятельности, авторы — Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.
Цель — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от учебной задачи и уровня развития детей.
Ожидаемые результаты:
- Повышение познавательного интереса;
- Вызывает эмоциональный подъём;
- Способствует развитию творчества;
- Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала
- Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А.Лищук, Н.М.Амосов, И.И. Брехман, А.Г.Щедрина)
Цель — сохранение здоровья обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- Формирование установки на здоровый образ жизни
- Привитие здоровых привычек и отказ от вредных
Беседы о здоровом образе жизни проводятся в течение всего учебного года по 10-15 минут.
Применение здоровьесберегающих приемов и методов:
- применение эмоциональных разрядок на занятиях;
- проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка;
- помощь в процессе самостоятельной работы;
- контроль за правильной осанкой;
- соблюдение питьевого режима и санитарных норм.
Алгоритм учебного занятия
Организационный этап
Подготовка учащихся к работе на занятии. Создание психологического настроя на деятельность и активизацию внимания.
Проверка имеющихся знаний, умений и готовности, обучающихся к освоению новой темы.
Устный опрос.
Объяснение нового материала
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Освоение новых знаний.
Практическая работа.
Чтение, просмотр или слушание сказки. Обсуждение (анализ). Чтение по ролям, инсценирование, иллюстрирование эпизодов сказки (рисование, лепка, аппликация).
Подведение итогов.
Формы работы на занятиях:
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Театрализация.
- Иллюстрирование с помощью рисования, лепки, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
- Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек
- Практические занятия с элементами игр
- Просмотр видео и прослушивание сказок;
- Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
Дидактические материалы
Дидактические материалы — тексты сказок и иллюстрации к ним, аудио и видео со сказками, загадки, викторины, портреты писателей и др.
Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки
Для оценивания теоретических знаний, практических навыков и умений, личностных качеств используются методы наблюдения за деятельностью обучающихся, опроса в устной игровой форме и представления своих творческих работ.
Наличие интереса к чтению сказок, постоянное расширение знаний о писателях и их произведениях — основной критерий достижения цели программы.
Критерии оценивания теоретических знаний:
(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)
Умения:
- узнавать сказки среди других литературных жанров
- определять вид сказки
- называть примеры сказок и их авторов
Критерии оценивания практических навыков и умений:
(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)
Умения:
- давать характеристику героев сказки
- находить зачин и концовку
- определять главную мысль
- пересказывать
- выразительно читать, инсценировать, иллюстрировать средствами ИЗО
- составлять свою небольшую сказку по аналогии
Критерии оценивания личностных качеств:
- наличие интереса к самостоятельному чтению сказок
- способность понять поучительную мысль из сказки и применять её в жизненных ситуациях
Список литературы, используемый педагогом в своей работе
Книги
- Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
- Белорусская народная сказка «Пых»
- Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
- Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
- Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
- Латвийская народная сказка «Заячий домик».
- Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
- Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
- Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
- Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок — смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
- Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
- Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
- Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
- Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
- Чукотская сказка «Хвост».
Электронные ресурсы
- http://russkaja-skazka.ru
- http://sovkinofilm.ru
- http://nukadeti.ru
- http://narodstory.net
- http://deti-onlain.com
- http://mamontenok-onlain.ru
- http://mishka-knizhka.ru
- http://vse-raskraski.ru
Список литературы, рекомендуемый детям и родителям
- Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
- Белорусская народная сказка «Пых»
- Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
- Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
- Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
- Латвийская народная сказка «Заячий домик».
- Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
- Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»и др.
- Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
- Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок — смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
- Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
- Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
- Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
- Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
- Чукотская сказка «Хвост».
Электронные ресурсы
- http://russkaja-skazka.ru
- http://sovkinofilm.ru
- http://nukadeti.ru
- http://narodstory.net
- http://mamontenok-onlain.ru
- http://mishka-knizhka.ru
- http://vse-raskraski.ru
Календарный учебный график дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок» (стартовый уровень)
Приложение
Автор публикации: Лукина О.В.
1
В мире сказок В.И. Даля Педагог – библиотекарь О.В. Лукина МБОУ «Весьегонская СОШ»
2
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
4
Родился Даль 22 ноября 1801 года на юге России, в «Луганском заводе», поэтому, когда потом он стал писателем, то подписывал свои книжки именем «Казак Луганский». Дом, в котором родился будущий писатель.
5
Шестьдесят лет прожил Даль при крепостном праве, когда помещики были полными хозяевами своих крестьян, могли продавать их, как волов, овец или лошадей.
6
Даль сначала был моряком, потом военным врачом, долги годы служил в разных учреждениях, писал повести, рассказы и сказки, составлял учебники и книжки для детей.
7
Но главным делом своей жизни он считал изучение русского народа. Один из первых русских писателей он стал писать рассказы из народной жизни языком, которым говорил народ.
8
Даль близко сошёлся с лучшими писателями своего времени – А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем.
9
Александр Сергеевич Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
10
Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великого русского языка». Полвека – пятьдесят лет – Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь» Начал он эту работу юношей, а кончил стариком.
11
Сама жизнь Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – как бы помогала ему стать собирателем слов. Когда он был моряком, плавал на кораблях по Балтийскому и Чёрному морям, он собрал много слов в разговорах с матросами.
12
Потом, когда Даль стал военным врачом, он сблизился с солдатами, вслушивался в их разговоры и записывал народные слова и выражения. Он записывал не одни только названия предметов, но и народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки.
13
Когда он был в армии, у него накопилось столько записей, что для перевозки его бумаг в походе понадобился вьючный верблюд. Это было во время войны. И сучилось так, что однажды этот верблюд пропал. «Я осиротел с утратой своих записок,- говорил Даль.- Но, к счастью, через неделю казаки отбили моего верблюда и привели его в лагерь».
14
Уже готовя свой словарь к изданию, Даль так много работал, что часто чувствовал себя плохо. Родные уговаривали его отдохнуть, но он отвечал: «Ах, дожить бы до конца словаря! Спустить корабль на воду!». Мечта его осуществилась: он довёл дело своей жизни до конца.
15
В 1862 году Даль напечатал книгу «Пословицы русского народа», а в 1868 году, за четыре года до смерти, закончил свой «Словарь». И с тех пор книги Даля стоят на полках библиотек, и все образованные люди пользуются ими.
16
17
18
19
20
Что это за птицы вылетели из рукава старика — годовика? ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ
21
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
22
Какие семь перьев в каждом крыле?
23
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?
24
25
26
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком
27
сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»
28
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну! Отказалися волнушки: — Мы все старые старушки, не повинны на войну.
29
— Идите вы, опёнки! Отказалися опёнки: — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
30
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну! Отказались сморчки, говорят: — Мы старички, уж куда нам на войну!
31
мы ее шапками закидаем, пятой затопчем! Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается. Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом: — Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками: — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду,
32
«Ну, быть беде», — думает зеленая травка. А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным — полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку, его пронизали, высушили да и продали. С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
33
К каким грибам обращается гриб – боровик? — Идите вы, , выступайте на войну! — Идите вы, ! — Эй вы, ! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну! — , вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! волнушки опёнки сморчки Грузди
34
35
36
ДОПОЛНИ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ ЛИСА — ЛАПОТНИЦА
37
38
39
40
41
42
СОБЕРИ Хлеб – соль кушай, Правда в огне не горит, Любишь кататься, Терпение и труд в воде не тонет. всё перетрут. а правду слушай. люби и саночки возить.
43
http://demiart.ru/forum/uploads1/post-76674-1222088222.jpg https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/c59/227375.jpg https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b85867ab6b1d5660d3cc0f8331380468&n=33&h=215&w=345 http://alakola.ru/wp-content/uploads/2016/06/e4c42a482d0d3834ae5f42321c502e6d.jpg http://kartinu.com/images/commodities/1077/s3_title.jpg http://velikol.ru/dosta/Первая+страница+Словарь+живого+великорусского+языкаa/img3.jpg https://45parallel.net/images/2011/dal_vladimir_8.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/762/126762108_0e212d16704f46dd090e2aa081f1b9b6.jpg http://www.sarcbs.ru/pisateli/img/Жуковский%20В.А..jpg http://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2016/03/1e954b3fd418a78afd02948779045a12.jpg http://ic.pics.livejournal.com/zeleninsergey/37398116/350122/350122_original.jpg http://astersoft.net/images/8/1/zanjatie-po-oznakomleniju-detej-67-_1.jpg http://moymir.ru/media/catalog/product/000000/05/29/27/52927_8_B.jpg http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/1101-048.jpg http://images.myshared.ru/4/193951/slide_28.jpg http://images.myshared.ru/4/193951/slide_12.jpg http://m.samara.kp.ru/share/i/4/733974/big.jpg https://snoska.ru/images/covers/c6/e0/c6e02e57-62ba-5b4d-ac27-c29431d16f59.jpg http://ollforkids.ru/skazkart/4350-starik-godovik-vidal.html http://www.mamina-kopilka.club/wp-content/uploads/2015/11/kartinki-2-640×640.jpg http://cdn.fishki.net/upload/post/201603/31/1903230/kalendar.jpg http://easyengl.ucoz.ru/_ld/132/07077424.jpg http://25mb.ru/img/picture/Oct/06/fc0dffee617dbd689fe95df74f8cea62/5.jpg http://www.funlib.ru/cimg/2014/101619/5354693 http://ecology.md/uploads/files_elfinder/2016/08/08_02/zviozd3.jpg http://gorodbryansk.info/core/wp-content/uploads/2012/03/equinox.jpg https://lissetteflores.files.wordpress.com/2010/05/night-scene.jpg http://cs408519.vk.me/v408519955/72d2/3QgBw5o6S4A.jpg http://vidpoviday.com/wp-content/uploads/2015/09/00df8ba4ec6c6131c95a0105acadf307.jpg http://o-polze.com/wp-content/uploads/2015/06/opyata.jpg http://wikigrib.ru/img-gribs/smorchok-syedobnyj/Morchella-esculenta_05.jpg http://vsegriby.ru/assets/images/002/034-1.jpg https://forum.optina.ru/uploads/med_gallery_583_62_759030.jpg http://wallpapercave.com/wp/pmSJfNk.jpg http://funkidos.com/wp-content/uploads/2013/02/wallpapers-with-winter-landscapes-03.jpg http://artist-gallery.ru/uploads/posts/2012-10/thumbs/2ea3716a3b876dc31c6ba199bc622aa0.jpg http://cdn2.russian7.ru/wp-content/uploads/2013/02/Скучен-день-до-вечера-коли-делать-нечего.jpg http://www.ya-masteritsa.ru/images/g1.jpg http://www.turkishny.com/images/stories/date/011814/health/011814-hipertansiyonunuz-varsa-ekmek-ve-tuzu-az-tuketin—1.jpg Источники информации:
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1 | |
Казак Луганский Владимир Иванович Даль |
Слайд №2 | |
Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) – писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». В честь своей родины – Луганска взял себе псевдоним «Казак Луганский». За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология», а в 1838 году стал членом Петербургской академии наук. В 1862 году были опубликованы «Пословицы русского народа». Немного о нем | |
Слайд №3 | |
Кроме создания «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа» Владимир Даль всерьез занялся литературой и в 1832 году были опубликованы его «Русские сказки. Пяток первый». Сказки | |
Слайд №4 | |
Повесть (1843) посвящена крестьянской теме. С любовью и интереснейшими подробностями рассказывается в ней о жизни и быте крестьян среднерусской полосы, даны колоритные зарисовки с редкими и этнографическими наблюдениями. Пафос этого произведения – в утверждении права литературы на изображение жизни низшего сословия, труженика, человека от земли. Хмель, сон и явь | |
Слайд №5 | |
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:- А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!… Девочка Снегурочка | |
Слайд №6 | |
В произведении рассказывается о хитрой лесе, которая нашла лапоть на дороге и обманным путем поменяла его на курочку. А курочку – на уточку, уточку – на гуся.. Думала хитрая лисица, что будет всегда сытая теперь, но один человек перехитрил ее, и тогда лиса получила по заслугам. Лиса-лапотница | |
Слайд №7 | |
Открыв книгу, вы попадаете в загадочный мистический мир наших предков. Вы познакомитесь с домовыми и лешими, водяными и оборотнями, русалками и ведьмами, узнаете о порчах, заговорах и гаданиях, приметах и суевериях. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» | |
Слайд №8 | |
Сказка похожа на сказку по содержанию на сказку « гуси- лебеди». Суть в том, что Малаша, чтобы спасти брата, не привередничала ни ржаным хлебом, ни молоком, ни оладьями.. Привередница | |
Слайд №9 | |
Эта книга содержит русские народные сказки и пословицы Семена добра | |
Слайд №10 | |
Русские народные сказки, загадки, пословицы, игры, вошедшие в эту книгу, собрал выдающийся русский ученый, писатель Владимир Иванович Даль.Красочные, проработанные до мельчайших деталей рисунки Владимира Михайловича Конашевича (1888 — 1963) сделали чтение любимым занятием нескольких поколений наших маленьких соотечественников. Старик-годовик | |
Слайд №11 | |
В сборник вошли произведения Даля, объединенные общей темой: столкновением человека с нечистой силой. Иногда «тайна» получает бытовое объяснение, а иногда читателю должно стать действительно страшно: здесь и колдуны, и русалки, и оборотни, и убийства, и продажа души черту, и кара за безбожное поведение. Упырь: Страшные легенды, предания и сказки | |
Слайд №12 | |
Владимир Даль был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы, а также знакомые с детства загадки и скороговорки, которые предлагаются вашему вниманию после каждой сказки. | |
Слайд №13 | |
Без труда не вынешь рыбку из пруда. Волка бояться — в лес не ходить. Нем,как рыба. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. | |
Слайд №14 | |
Как блестящий военный врач Владимир Даль показал себя в ходе сражений русско-турецкой войны 1828—1829 и польской кампании 1831 года. С марта 1832 года В. И. Даль служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Биограф Владимира Даля П. И. Мельников пишет: «Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия катаракты, и всё вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать всё, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой.» Позднее, оставив хирургическую практику, Даль не ушёл из медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: «Современник» 1838, № 12). Владимир Иванович — врач | |
Слайд №15 | |
Самой значительной и объемной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка». Писал его Даль 53 года, вплоть до кончины. | |
Слайд №16 | |
Морозным мартовским днем 1819 года ехал Владимир Иванович из Петербурга в Москву. По крепкому весеннему насту бежали сани. Гудел ветер, мела метель. На облучке дремал ямщик, закутанный в тулуп, сзади, поеживаясь от холода, сидел пассажир — юный мичман Даль. Вдруг ямщик ткнул кнутовищем в небо и, утешая, пробасил: — Замолаживает… Мичман вынул из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать — иначе — пасмурнеть — в Новгородской губернии, значит заволакивать тучами, говоря о небе, клониться к ненастью». С этого слова и начался его «Толковый словарь». Хотя впоследствии выяснилось, что ямщик произнес известное всем слово «замораживает». Просто он не выговаривал звук «р». Как Даль начал работу со словарем и какое было первое слово? | |
Слайд №17 | |
В последние годы жизни Владимир Иванович Даль переиздает свои художественные произведения в восьми томах и продолжает трудиться над своим основным детищем. Он готовит второе издание словаря, которое вышло уже после его смерти, в 1880-82 гг. Автор успел сделать около пяти тысяч поправок и дополнений, включить в него почти полторы тысячи новых слов. Смерть 4 октября 1872 года оборвала работу над словарем, но благородное дело было продолжено последователями Даля. И.А. Бодуэн де Куртене подготовил третье издание. Последние годы Владимира Даля | |
Слайд №18 | |
В Луганске, на родине Владимира Даля, в память о выдающемся человеке создан Литературный музей В. И. Даля. Научным сотрудникам музея удалось собрать в полном объёме прижизненные издания литературных произведений В. И. Даля. Музей рассказывает о личности В. И. Даля в контексте эпохи, рассказывает о современниках Даля — А. С. Пушкине, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголе, Н. И. Пирогове. Около музея стоит памятник Далю, также памятник имеется на улице Даля, а в 2010 году был открыт третий памятник Далю около Восточноукраинского университета. Музей В. И. Даля в Луганске | |
Слайд №19 | |
- Автор: Виктория
- Распечатать
Оцените статью:
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте: