Презентация литературное чтение 3 класс пушкин сказка о царе салтане школа россии

Литературное чтение тема: анализ сказки а.с.пушкина сказка о царе салтане цель: а показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра,

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Сказка о царе 
Салтане…

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Исследование
Гипотеза:
народной». 
С. Я. Маршак «Пушкинская сказка – 
прямая наследница сказки 
Нам предстоит доказать, что это так, 
или опровергнуть

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

это волшебная литературная сказка
Какие жанровые особенности вы можете 
назвать?
Троекратные повторы, 
волшебство и волшебные предметы, 
приключения, 
конфликт, 
борьба добра и зла, 
зачин, 
концовка.

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Что характерно для русских сказок?
 Троекратные повторы
 Зачин (В некотором..)
 Концовка (И я там был..)
 Иван­царевич, Иван­..
 Марья царевна, Марья­
искусница, Василиса …
 Кощей …, Баба …,  ….

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Что характерно для 
 Эпитет – определение, прибавляемое к названию 
русских сказок?
предмета для большей изобразительности
 «Терем высокий»
 «Земля сырая»
 Устойчивые эпитеты:
 «Близко ли, далеко ли»
  «Долго ли, коротко ли»
  «Я там был, мёд, пиво пил»
 пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну 
голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером 
описать; скоро сказка сказывается, да не скоро 
дело делается; долго ли, коротко ли…

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Анализ сказки
Какими словами начинается сказка А. С. 
Пушкина?
Что говорили девицы?
Можно ли это считать троекратным 
повтором?
Какие повторы вы еще помните?

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Гвидон три раза превращался в насекомое

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить 
справедливо!»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий 
затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама­то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь­то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно 
справедливо,
Это диво, так уж диво»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Эпитеты в сказке:
• клёв кровавый, 
• лебедь белая, 
• князь ты мой прекрасный, 
• гости­господа, 
• к царству славного Салтана, 
• желанная страна…

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Устойчивые выражения:
• – «Ветер по морю гуляет…».
• – «Грусть­тоска меня съедает…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

А. С. Пушкин ввел в сказку народную 
речь. Как вы это понимаете? Приведите 
свои примеры
• «И пустили в окиян…»
• «За морем житьё не худо…»
• «Распроклятая ты мошка…»
• Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь
• Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Мужской образ
• Князь Гвидон, какой он?

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Женский образ

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Сравните отрывок из записи, сделанной 
А. Пушкиным со слов няни, и 
окончательный текст сказки. Сделайте 
вывод
• «…Узнав, что едут они к Салтану 
Салтановичу, турецкому государю, 
обратился царевич в муху и полетел вслед 
за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не 
дается. Гости­корабельщики рассказывают 
царю о новом государстве. «Ах, – говорит 
царь, – поеду посмотреть на чудо». «Что за 
чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у 
моря­лукоморья стоит дуб, а на том дубе 
золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Мы провели огромную исследовательскую 
работу, наш урок подходит к концу. К 
какому же выводу мы пришли?
Гипотеза:
С. Я. Маршак «Пушкинская сказка – 
прямая наследница сказки народной».

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Итог урока:
– Как вы думаете, что первоначально: 
народная сказка или авторская?
– Как называется такой сюжет? 
(Бродячий.)
– Что же отличает авторскую сказку? 
(Имена, стихотворная форма.)

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Домашнее задание:
• написать мини­сочинение на тему 
«Чему учат главные герои 
сказки»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Презентация к уроку литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

• Автор шаблона:
• Ранько Елена Алексеевна

Слайд 1

Школа России Литературное чтение

Текст слайда:

Школа России
Литературное чтение
3 класс

Урок 36

Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово


Слайд 2

Организационный моментНачинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно читать.

Текст слайда:

Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно читать.


Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин

Текст слайда:

Александр Сергеевич
Пушкин


Слайд 4

Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.

Текст слайда:

Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.


Слайд 5

- К какой сказке иллюстрация?

Текст слайда:

— К какой сказке иллюстрация?


Слайд 6

Тема урокаЦели урока: Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям сказкиАлександр Сергеевич Пушкин«Сказка о царе Салтане,

Текст слайда:

Тема урока

Цели урока:

Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям сказки

Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»


Слайд 7

Александр Сергеевич ПушкинОб авторе

Текст слайда:

Александр Сергеевич
Пушкин

Об авторе


Слайд 10

Пушкинская сказка- Прямая наследница народной. С. Я. Маршак

Текст слайда:

Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С. Я. Маршак


Слайд 14

-Что понравилось?- Какие чувства остались у вас после чтения? - Хороший ли конец у сказки? Почему?

Текст слайда:

-Что понравилось?
— Какие чувства остались у вас после чтения?
— Хороший ли конец у сказки? Почему?


Слайд 15

- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?- На каком выборе он остановился? Почему?- Ребята, а каков

Текст слайда:

— Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
— На каком выборе он остановился? Почему?
— Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?

Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.


Слайд 16

- Кто и почему желал несчастий молодой царице?- Куда уехал царь?- Какие планы были у завистников? - Как им удалось

Текст слайда:

— Кто и почему желал несчастий молодой царице?
— Куда уехал царь?
— Какие планы были у завистников?
— Как им удалось их реализовать?
— Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
— Почему же волю царя бояре все-таки выполнили?

— Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?


Слайд 17

- Какое путешествие пришлось испытать героям?- Куда в итоге приплыли наши герои? -Что заставило Гвидона превратиться в комары?-Как наказал

Текст слайда:

— Какое путешествие пришлось испытать героям?
— Куда в итоге приплыли наши герои?
-Что заставило Гвидона превратиться в комары?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Осуждает ли автор своего героя?
— Каким стал царевич во время путешествия?
— Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-О каком чуде рассказала повариха?
-О каком чуде рассказала ткачиха?


Слайд 18

Сказочные образыОБРАЗ- в художественном произведении: тип, характер героя.

Текст слайда:

Сказочные образы

ОБРАЗ-

в художественном произведении: тип, характер героя.


Слайд 19

Проверка домашнего заданияс. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки, дать ему характеристику

Текст слайда:

Проверка домашнего задания

с. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки, дать ему характеристику


Слайд 20

ФизминуткаИзобразите:• Волны на море.• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.• Лебедь – гордая осанка, красивая шея

Текст слайда:

Физминутка

Изобразите:
• Волны на море.
• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
• Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.
• Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.
• Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
– Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу


Слайд 22

Отгадай героев сказки.

Текст слайда:

Отгадай героев сказки.


Слайд 30

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А. С. Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим

Текст слайда:

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?
Как А. С. Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям?

Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?
Какими отрицательными чертами наделяет их автор? 

Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?


Слайд 31

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный,

Текст слайда:

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.

Дай характеристику героям.


Слайд 32

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. 

Текст слайда:

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. 


Слайд 33

Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая. 

Текст слайда:

Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая. 


Слайд 34

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. 

Текст слайда:

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. 


Слайд 35

-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?-Есть ли у вас любимый герой?-Кто он? Почему он понравился?

Текст слайда:

-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
-Есть ли у вас любимый герой?
-Кто он? Почему он понравился?


Слайд 36

Сегодня я узнал …. У меня получилось … Было трудно … Меня удивило … Было интересно…. Теперь

Текст слайда:

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …


Слайд 37

Домашнее задание.Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»

Текст слайда:

Домашнее задание.

Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»


Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения.

                                                                                             Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

— Каким бы вы хотели видеть наш урок? 
— Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? 

Эмоционально настраиваются на работу.

(Интересным, творческим…)

(Внимательность, активность, старательность…)

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

— Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного чтения?

Вопросы викторины:

— Где  и когда родился А.С. Пушкин?

— Как звали  мать поэта? Отца?

— На каком языке говорили в семье Пушкина?

 — Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  

— От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

 — Что узнали из этих строк?

—   Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

 — Сколько всего сказок написал Пушкин?

(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

— Ребята, из  какой  сказки  эта  иллюстрация?          

— Кто написал эту сказку?  

— Кто знает полное название сказки ?

-Давайте поставим цели на урок.

— Сегодня мы продолжим работу по этой сказке.

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

3 мин

—  На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

-Давайте составим план в помощь к следующему заданию.

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

—  Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

—  С чего же начинается сказка?

—  Найдите вторую часть.

—  Найдите и прочитайте третью часть.

—  Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?

—  А каково героям в этом путешествии?

—  Как вы понимаете эти слова?

—  Как спаслись герои? Прочитайте.

Физкультминутка

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

— Богатырей, выходящих из моря

—  Продолжаем работу. Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью».

—  Где оказались мать и сын?

—  О чем сын подумал, выйдя на волю?

—  Что значит «добрый ужин»?

—  Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?

—  А какая сцена напоминает волшебную сказку?

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение?

Град — город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

—  Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?

—  Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями?

 Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

— Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 — Что у неё общего с народными сказками?

— В чём отличие?

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

(Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)

(Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

(До слов «Мать и сын теперь на воле…».)

(С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

(Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…)

(Значит, растет очень быстро.)

(Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».)

 (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…) (Он подумал об ужине.) (Хороший.)

(Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

(Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

 (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

(Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

(Он захотел увидеть отца.)

(Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

1 мин

— Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

—  Чему учились на уроке?

—  О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Запишите домашнее  задание:

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Литературный вечер, посвященный А. С. Пушкину «Люблю я Пушкина творенья…» в подготовительной к школе группе

Образовательная область «Речевое развитие».

Цель: продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

   Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина; учить детей понимать поэтическое слово А.С. Пушкина, вдумываться в смысловое значение сказок и стихов поэта; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к творчеству великого русского поэта.

Предварительная работа:

·        Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

·        Чтение сказок и стихотворений А.С. Пушкина.

·        Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пукшина.

·        Проведение выставки книг со сказками А.С. Пушкина.

·        Рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

·        Разучивание небольших отрывков из сказок А.С. Пушкина и чтение по ролям.
Методы: худ.слово, игровой метод, физ.минутка, поощрение, использование наглядного материала, смена видов деятельности, беседа, вопросы, объяснение, демонстрация, побуждение к ответам, прослушивание аудиозаписи.
Оборудование:
сказки А. С. Пушкина«Сказка о царе Салтане»«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне»«Сказка о золотом Петушке»«Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «Лукоморье»; презентация, сундук (зеркало, яблоко), аудиозапись Римского-Корсакова «Полет шмеля», восточная музыка; картинки (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар), зеркало с ручкой, картинки героев из сказок А.С. Пушкина.

Ход литературного вечера:

Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт — А. С. Пушкин.

В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь — любить друзей, свой народ и родную Землю.

Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье ПушкинаПушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.

Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.

Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.

«Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя …» —

Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки» напишет он в письме к брату.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.

Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима — это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.

А сейчас приглашаю прочитать стихи А.С., кто хотел бы прочитать.

Уже давно нет А. С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра — викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкин

Ход викторины:

Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А. С. Пушкина и пригласим в гости героев сказок.

Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»

— Кто автор этих строк «У Лукоморья дуб зеленый…»

— Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин(7)

— Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А. С. Пушкина.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.

Разминка:

На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А. С. Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?

1.задание«Музыкальный конкурс»

— Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет).

Белка в «Сказке о царе Салтане».

2.задание«Сундук»

— В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
Яблоко, «Сказка о мертвой царевне»

3.задание«Сундук-2»

В ящике лежит предмет, который в сказке А. С. Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?

Зеркало, в «Сказке о мертвой царевне…».

4.задание«Отгадай».

— На листе бумаги, изображены различные животные, нужно найти тех из них, о ком говорится в сказках А. С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).

5.задание«Назови сказку»

Из какой сказки этот отрывок.

а) — И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

Взился… и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз – и умер он.

(«Сказка о золотом петушке»)

б) Старичок к старухе воротился

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит сваю старуху,

За столом сидит она царствует,

Служат ей бояре да дворяне.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

в) В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)

г) Жил — был поп толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и его работнике Балде».)

д) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане».)

6.задание«Конкурс для девочек».

— Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

Героиня какой сказки, обращается к зеркалу с такими словами?

Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.

7-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки — оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков)

8-е задание: Музыкальная пауза.

Вот шатер вдруг распахнулся

И девица, Шамаханская царица

Вся сияя, как заря,

Тихо к нам она вошла. «Восточный танец»

9-е задание: Игра

1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка)

2. Назовите место, где спала мертвая царевна (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)

4. Жилище старика и старухи (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).

7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).

А во лбу? (звезда).

8. Сторож, извещающий об опасности? (петушок).

9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина(Балда).

10. Сколько сыновей у царя Додона? (2 сына).

10-е задание: Игра «Найди пару»

Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героях.
Ведущая: Заканчивается наша встреча с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские стихи, и мы приклоняемся перед великим русским поэтом.

Россия – сколько в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Поля, равнины золотые —

О, сколько в нем отозвалось!

Подведем итоги. Награждение победителей викторины.

  • Презентация метель пушкина главные герои и краткое содержание рассказа
  • Презентация как писать сочинение по литературе 10 класс
  • Презентация как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
  • Презентация к уроку пушкин сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • Презентация к уроку литературы 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне