Презентация кроссворд по сказкам пушкина

Викторина по сказкам а.с. пушкинадля учащихся 5 классов.цель: привитие интереса к творчеству а.с.пушкина, желание заинтересовать его творчеством окружающихзадачи:образовательные: продолжить знакомство

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ.

Цель: Привитие интереса к творчеству А.С.Пушкина, желание заинтересовать его творчеством окружающих
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
бланки с кроссвордами;
портрет А. С. Пушкина;
Музыкальное сопровождение: песня Н.Королевой «Маленькая страна»
Ход мероприятия:
В.(ОБ) -1 Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне

Все ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

В.(ОБ) -2 Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он гений в этом спору нет!

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строчки?

Учитель: Есть имена, как солнце!

Имена – как музыка!

Как яблоня в рассвете!

Я говорю о Пушкине: поэте.

Учитель: С самого раннего детства знакомы нам стихи и сказки А.С. Пушкина.

Нет ни одного дома, ни одной семьи, где нет его книг, нет ни одного человека, который бы не знал его замечательных сказок. Поэт очень тонко видел красоту природы, выразительно и очень точно передавал её в стихах. В сказках оживали самые яркие, необычные образы и персонажи.

Учитель: Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его любимы русским народом. «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал поэт. Каждая есть поэма. Поэт обрызгал чернилами гусиное перо, торопливо записывая нянины сказки. И теперь кто же из нас не знает…

Уч: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот ученый;

Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: А теперь мы проверим, как вы знаете сказки А.С. Пушкина. Проведём с вами в викторину «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина (слайд 1)

Правила викторины: В игре участвуют две команды.

Задача каждой команды – поразить как можно больше бочонков.

Игровое поле разбито на 23 бочонка.

Команды по очереди выбирают бочонок на игровом поле.

После этого команда сможет ответить на вопрос.

Бочонки можно выбирать в произвольном порядке.

Чтобы вернуться на поле нажмите на домик.

Правильный ответ позволяет сделать ещё один ход.

В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команда, начинающая игру первой, определяется по жребию.

Игру выигрывает та команда, которая больше всего

набирает очков (слайд 2,3)

I Конкурс «Разминка».

Сколько лет прожил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года) – слайд 4;
Как звали царей в сказках А. С. Пушкина? (Салтан, Гвидон, Додон) – слайд 5;
Что могло делать зеркальце? (*говорить оно умело*) – слайд 6;
Какие три дива были у князя Гвидона? (белка, 33 богатыря, Царевна Лебедь) – слайд 7;
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок») – слайд 8;
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (муха, шмель, комар) – слайд 9;
Что кричал золотой петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!») – слайд 10;
Что бы сделала каждая девица, если бы она стала царицей? (наткала бы полотна, приготовила бы пир, родила богатыря) – слайд 11;
Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»? (королевич Елисей) – слайд 12;
Какой ориентир есть на пути в царство славного Салтана? (остров Буян) – слайд 13;
«Там русский дух, там Русью пахнет.». Где там? (Лукоморье) – слайд 14;
Какая сказка Пушкина первой появилась в печати? (Сказка о царе Салтане, о сынне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.) – слайд 15;

II Конкурс «Собери слова».

Из букв слова «Лукоморье» составить новые слова. (Какая команда составит больше слов, та получает бал) – слайд 16;

Физкультминутка.

Рыбка.

Изобразите:

— Волны на море;

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу;

— Царевну-лебедь – гордая осанка, красивая шея;

— Как лебедь превращается в царевну;

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона;

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. – слайд 27.

III Конкурс «Узнай сказку».

Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордочку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь. (Сказка о попе и работнике его Балде) – слайд17;

Ель в лесу,

под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд…. (Сказка о царе Салтане…) – слайд18;

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шлемов и без лат

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга. (Сказка о золотом петушке) – слайд 19;

Долго у моря ждал он ответа,

Не дожидался , к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке.) – слайд 20;

IV Конкурс «Назовите литературного персонажа

по его описанию».

Спит себе на сломе,

ест за четверых,

Работает за семерых,

до света все у него пляшет,

Лошадь запряжет,

полосу вспашет… (Балда) – слайд 21;

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит… (Царевна Лебедь) – слайд 22;

Белолица, черноброва,

нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

королевич Елисей… (Царевна из «Сказки о мертвой царевне…») – слайд 23;

V Конкурс «Шифровка».

Расшифруйте имена героев из сказок: ВИГОНД, ТАСНАЛ, АРЦНАВЕ, ЙЕЛСИЕ. (Гвидон, Салтан, Царевна, Елисей) – слайд 24;
Здесь зашифрованы названия животных из сказок А.С. Пушкина. Расшифруйте. (Рыбка, петушок, лебедь, белка) – слайд 24;

VI Конкурс «Кроссворды».

Каждой команде выдается бланк с кроссвордом. Какая команда первой отгадает кроссворд и назовет ключевое слово, та получает бал.-

1. 1 — В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха называет старика: «Дурачина,ты…».

2 — Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ в

одной из сказок А.С. Пушкина.

3 — Лесной зверек, живший в хрустальном дворце под елью.

4 — Пристают к заставке гости…

… Гвидон зовет их в гости.

5 — Глядь: опять пред ними землянка,

А пред нею разбитое … .

6 — И послушалась …..

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Ответы: 1-простофиля, 2-петушок, 3-белка, 4-князь, 5-корыто, 6-волна. Сказка.

2. 1 — Служитель церкви?

2 – Пожилая женщина, бабка, которой надоело её корыто?

3 – Что грызла белочка?

4 – Кто был пойман стариком в море?

5 – Как звали молодого человека, который поцелуем оживил мёртвую царевну?

6 – У кого спрашивал дорогу королевич Елисей, когда искал свою невесту?

Ответы: 1-поп, 2-старуха, 3-орешки, 4-рыбка, 5-Елисей, 6-солнце. Пушкин. – слайд 26.

Подведение итогов конкурсов и объявление результатов.

У-1 К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские глаза.

У-2 Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Рефлексия.

Учитель: Вот и заканчивается наш разговор о сказках А. С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Кроссворд АиФ публикуется в каждом номере еженедельной газеты «Аргументы и Факты», которая выходит по средам каждую неделю (электронная версия во вторник). Правильный ответ на кроссворд АиФ от Кулответ выпуск №47 2021 года.

Все кроссворды газеты «Аргументы и Факты» за 2021 год: сборник ответов на кроссворды и сканворды.

Дорогие читатели, эти ответы на вопросы кроссворд в газете «Аргументы и Факты» под номером 47 за 2021 год Кулответ искал самостоятельно, так что извините, если допустили некоторые ошибки в ответах, ну а если вы заметили эти помарки, сообщите в комментариях, будем весьма признательны. Ответ на сканворд АиФ выделен жирным шрифтом.

Кроссворд АиФ по горизонтали:

1. «Внучок» бездетного «дедушки Ленина» из советских времён. 10 букв, Куллответ: Октябрёнок
5. Официант с круизного лайнера. 6 букв, Куллответ: Стюард
9. Другого такого нет. 6 букв, Куллответ: Уникум
11. Первый искусственный спутник Земли, запущенный Монголией. 8 букв, Куллответ: Мазаллай
12. Борьба амбалов. 4 буквы, Куллответ: Сумо
13. «Земляной человек» среди гоголевских монстров. 3 буквы, Куллответ: Вий
14. Основа кометы. 4 буквы, Куллответ: Ядро
15. «Персональный дух» у каждого из тайцев. 5 букв, Куллответ: Кхуан
18. Французский философ, считавший прекрасным то, чего нет. 5 букв, Куллответ: Руссо
19. Дипломат высокого ранга. 6 букв, Куллответ: Консул
22. Рубщик сахарного тростника. 8 букв, Куллответ: Мачетеро
23. Игровой подарок. 4 буквы, Куллответ: Фора
25. Яд для правды. 4 буквы, Куллответ: Ложь
27. Тётушка сериального Берти Вустера. 5 букв, Куллответ: Агата
30. Кирстен, примерившая на себя маску Марии-Антуанетты. 5 букв, Куллответ: Данст
31. Мозг армии. 4 буквы, Куллответ: Штаб
35. Монета, которой самые небогатые могут всегда уплачивать по своим счетам. 11 букв, Куллответ: Угодливость
36. Какое животное помогло Одиссею покинуть пещеру циклопа? 5 букв, Куллответ: Баран
41. Какую смолу кладут в кадило? 5 букв, Куллответ: Ладан
42. Ремень, на котором охотник удерживает ловчую птицу на руке. 6 букв, Куллответ: Должик
45. Рыба, чьё мясо успокаивает нервную систему. 5 букв, Куллответ: Судак
47. «Во всякий миг доступен шмону отдельно взятый …». 7 букв, Куллответ: Гегемон
48. Серия мультиков «Боцман и …». 7 букв, Куллответ: Попугай
49. Кого пять раз выдвигали на «Золотую малину» за худшую мужскую роль? 4 буквы, Куллответ: Ривз
50. Кто изобрёл голографию? 5 букв, Куллответ: Габор
51. Какой художник первым ввёл декорации в театре древних греков? 7 букв, Куллответ: Агатарх
52. Тягомотина по злому умыслу. 7 букв, Куллответ: Саботаж
53. Моргающая складка. 4 буквы, Куллответ: Веки
54. «Работа с энергией» для китайцев. 5 букв, Куллответ: Цигун
55. «Групповые занятия» у психолога. 7 букв, Куллответ: Тренинг
56. Северная порода собак из приключенческой драмы «Белый плен». 5 букв, Куллответ: Хаски
57. Белковый … в эклере. 4 буквы, Куллответ: Крем
58. «Птичья тусовка». 5 букв, Куллответ: Базар

Кроссворд АиФ по вертикали:

1. Донжуан во время охоты. 12 букв, Куллответ: Обворожитель
2. «Прошу послать меня на … повышения зарплаты». 5 букв, Куллответ: Курсы
3. Что собой представляет гривер из фильма «Бегущий в лабиринте»? 11 букв, Куллответ: Биомеханоид
4. Спад наоборот. 3 буквы, Куллответ: Бум
6. Лестница в авиации. 4 буквы, Куллответ: Трап
7. «Коллективные хлопушки». 12 букв, Куллответ: Аплодисменты
8. Сладкая редька. 6 букв, Куллответ: Дайкон
10. Святой в названии самого старого государства Европы. 5 букв, Куллответ: Марин
13. Кто замужем за Леонидом Агутиным? 5 букв, Куллответ: Варум
16. Чуть ли не первый наш фильм после кризиса 1990-х, окупившийся в прокате. 5 букв, Куллответ: Бумер
17. Какую птицу ловит нильский крокодил? 5 букв, Куллответ: Скопа
20. Какая фамилия высечена на могиле вдовы Александра Пушкина? 7 букв, Куллответ: Ланская
21. Каждый из тех, чей всемирный день принято отмечать 8 октября. 5 букв, Куллответ: Зомби
24. «У музы русской конспирации торчит наружу голый …». 3 буквы, Куллответ: Зад
26. Пиво из комедии «Девчата». 11 букв, Куллответ: Жигулёвское
28. «Птичья деталь» гитары. 4 буквы, Куллответ: Гриф
29. Кресло под монархом. 4 буквы, Куллответ: Трон
32. Позитивный. 5 букв, Куллответ: Сдвиг
33. Голливудская актриса Эмма … больна астмой. 5 букв, Куллответ: Стоун
34. Танцы во дворце. 3 буквы, Куллответ: Бал
37. Какой врач использует только исцеляющие силы природы? 9 букв, Куллответ: Натуропат
38. Шумный домовой. 9 букв, Куллответ: Барабашка
39. Кто не знает дороги в поликлинику? 8 букв, Куллответ: Здоровяк
40. Сватья из пушкинской сказки о царе Салтане. 8 букв, Куллответ: Бабариха
43. «Земляк» утконоса. 7 букв, Куллответ: Кенгуру
44. Какое имя получила при рождении мировая звезда Майли Сайрус? 7 букв, Куллответ: Дестини
45. Каким голосом Мария Каллас мир очаровала? 7 букв, Куллответ: Сопрано
46. Какой француз забил первый гол в истории проведения ЧМ по футболу? 5 букв, Куллответ: Лоран
48. Из чего сервиз состоит? 6 букв, Куллответ: Посуда

Все ответы на кроссворд:

Ответы на кроссворд АиФ 47 (2140) 24 ноября 2021

Happy

3

Sad

1

Excited

3

Sleepy

Angry

1

Surprise

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока «По страницам любимых сказок» 

3 класс

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

Тема: Умножение и деление круглых чисел.

Цель: — познакомить с приемами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулем;

 — совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, решать уравнения, задачи изученных видов;

 — закреплять умение записывать выражения и вычислять их значения, знание таблицы умножения;

 — развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;

 — воспитывать интерес к занятиям математикой, любовь к чтению.

Оборудование: — игрушка «Конек-Горбунок»; 

 — «Книга» с иллюстрациями к сказкам;

 — игра «Сова»;

 — электровикторина;

 — грамзапись песни В. Шаинского «В мире много сказок»;

 — индивидуальные задания: «Цветик-семицветик», «Потайная дверца», конверт от Незнайки;

— грамзапись сказки «Курочка Ряба»;

— кроссворд «Сказка»;

— портрет А.С.Пушкина;

— выставка книг «Что за прелесть эти сказки»;

 — «волшебный» ларец;

 — поощрительные призы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке математики мы будем изучать,

Как числа круглые делить и умножать.

Будем совершенствовать знания и умения

Используя материалы литературного чтения.

А помогут нам в этом любимые сказочные герои. Конек-Горбунок перенесет нас в чудесную страну сказок. Чтобы Конек-Горбунок нам помог, надо ответить на вопрос: какие числа в математике называются круглыми? (Те, которые оканчиваются нулем). Правильно! Мы с вами в стране сказок!

Первая сказка, в которой мы оказались, «Василиса Премудрая». Ее главная героиня поможет нам изучить новый материал.

Запись темы урока.

III. Объяснение нового материала.

1). Объяснение приема умножения и деления круглых чисел с опорой на рисунок в учебнике (стр. 3, устно).

20 •* 3 =

2 дес. *• 3 = 6 дес.

20 *• 3 = 60

3 •* 20 =

20 •* 3 = 60

3 •* 20 = 60

60 : 3 =

6 дес. : 3 = 2 дес.

60 : 3 = 20

2). Письменное выполнение умножения и деления круглых чисел  (у доски).

40 •* 2 =

4 дес. *• 2 = 8 дес.

40 *• 2 = 80

2 •* 40 =

40 •* 2 = 80

2 *• 40 = 80

80 : 2 =

8 дес. : 2 = 4 дес.

80 : 2 = 40

3). Выполнение задания № 1 (стр. 3) с комментированием. Запись ответов.

80, 10, 20, 100, 80.

IV. Закрепление изученного материала.

Умение решать примеры на умножение и деление круглых чисел пригодится нам в пути по страницам других сказок.

1). Мы попали в сказку Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Хорошо живет на свете Винни-Пух,

Любит он решать примеры только вслух.

Числа круглые он знает лишь на «пять»,

Ну, а вам задание надо выполнять.

Сова из этой сказки спрашивает: при умножении каких множителей в таблице умножения получаются круглые числа? (2 • 5;  4 • 5;  6 • 5;  8 • 5)

2). Конек-Горбунок несет нас дальше. Послушайте загадку и узнайте, в какой сказке мы оказались?

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел,

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется … («Три поросенка»)

Кто автор этой сказки? (С.Михалков)

Надо помочь поросятам спастись от злого волка, а для этого нам надо решить задачу:

Для постройки домика Наф-Нафу потребовалось 80 кирпичей. Каждый раз он грузил на тачку 8 кирпичей. За сколько раз Наф-Наф перевезет все кирпичи?

Запишите решение (80 : 8 = 10 (раз),

 Ответ: за 10 раз)

3). Молодцы! Поросята спаслись от злого волка, а Конек-Горбунок несет нас в следующую сказку. Посмотрите иллюстрацию и скажите, в какой сказке мы оказались? (Ш.Перро «Золушка»)

Злая мачеха дала Золушке задание – решить примеры. Давайте ей поможем, чтобы она успела на бал (использование  электровикторины, запись по вариантам)

60 : 3 =

10 *• 4 =

40 *• 1 : 2 =

2 *• 40 =

6 *• 10 =

70 : 7 : 5 =

Золушка благодарит вас, теперь она успеет на бал.

4). Физкультминутка.

Послушайте песню о сказках В.Шаинского «В мире много сказок» (обращение к выставке книг)

5). Самостоятельная работа учащихся.

А сейчас поможем еще некоторым сказочным героям.

Индивидуальные задания  (у доски):

1 задание. Помоги Буратино найти нужную дверцу. Такой дверцей будет та, где ответом на пример является круглое число.

       (18 + 32) : 5                                    (70 – 61) • 2

2 задание. Выполни задание, которое прислал Незнайка (в конверте – карточка с уравнениями)

          Реши уравнения:

        40 : х = 2          х * •10 = 70

3 задание. Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Выбери пример с нужным ответом.

Остальные учащиеся получают задания на карточках по вариантам. Взаимопроверка.

Заполни таблицу:

 Назовите выражение, значением которого является круглое число.

Поставьте нужный знак:

15 : 5 … 15 : 3

24 : 3 … 18 : 3

Можно ли поставить знак, не выполняя вычислений?

6). Послушайте отрывок из грамзаписи и узнайте, в какую сказку мы попадем сейчас («Курочка Ряба»). Какая это сказка? (русская народная). Решим задачу:

Курочка Ряба снесла 90 яиц, а дед с бабкой разложили их в три коробки поровну. Сколько яиц в трех коробках?

(90 яиц – в 3 к. поровну.

? – в 2 к.

1. 90 : 3 = 30 (яиц)

2. 30 -*• 2 = 60 (яиц)

Ответ: 60 яиц )

7). А сейчас Конек-Горбунок перенесет нас в сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев». Январь дает задание назвать месяцы года, количество дней в которых является круглым числом (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь).

Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце слова).

Сколько дней в этих месяцах? (30).

На какое число надо разделить число 30, чтобы получить тоже круглое число?

Минутка чистописания (цифра 3).

8). Кроссворд. Найдите ключевое слово.

Под сказочными героями написаны примеры.

54:9=…

1

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

 
 

2

Л

Я

Г

У

Ш

К

А

20:5=…
1*3=…

3

Ц

А

Р

Ь

 
 

4

Н

Е

З

Н

А

Й

К

А

90-85=…
37:37=…

5

К

О

Л

О

Б

О

К

 
 

6

Ч

Е

Б

У

Р

А

Ш

К

А

18:9=…..

V. Подведение итогов.

Сделаем выводы. И если они будут правильными, то волшебный ларец откроется, и вы получите призы!

Чему мы учились, помогая любимым сказочным героям?

Прочитайте название нашей книжной выставки. Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину, показ портрета).

Закончите еще одно его высказывание о сказках: «Сказка – ложь, …» (…да в ней намек, добрым молодцам урок).

Как вы понимаете смысл этого выражения? Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Какие писатели Тульского края сочиняли сказки? Назовите их? (Л.Толстой «Три медведя», Жуковский «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Война мышей и лягушек»)

Сказочные герои довольны вашей работой.

Вручение призов – изображение книги с высказываниями: «Математика – гимнастика ума», «Что за прелесть эти сказки».

План-конспект литературной игры для 2- 4 классов “По страницам сказок»

                                                                                          Библиотекарь

                                                        Харитонович О. О.

Цель:   привитие  интереса и любви к чтению на материале  народных и авторских сказок.

Задачи:  более подробно знакомить детей с жанром народной и авторской сказки.

Развивать  память, речь, воображение, мышление, познавательную активность, творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность.

Воспитывать чувства ответственности, умения принимать решения.

Оборудование:

 компьютер, презентация;  названия команд (таблички, фломастеры); цифры 1, 2, 3; кроссворды (2 экз.); конверты с частями пословиц (2 экз.); «чёрный ящик» с предметами (игла, горошина, стрела, Чебурашка (игрушка).

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

 — Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети. Мы с вами находимся на литературной игре «По страницам сказок». Именно эта игра свела нас сегодня вместе.

Главными действующими лицами будут 2 команды: «Друзья» и «Победа». А оценивать результаты игры будет жюри.

                         Итак, друзья, начнём программу.

                         Затей у нас большой запас!

                         А для кого они?

                         Для вас.

                         Мы знаем, вы любите игры,

                         Песни, загадки и пляски.

                         Но нет ничего интереснее,

                         Чем наши весёлые сказки.

II.ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА.

      Разминка.

1. Бедный поп поставил свой лоб кому? (Балде)

2. Жилище Бабы – Яги? (Избушка на курьих ножках)

3. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

4. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)

5. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)

6. Кукла из театра Карабаса – Барабаса? (Мальвина)

7. Весёлый человек – луковка? (Чиполлино)

8. Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)

9. Герой рус. нар. сказки, путешествующий на печи? (Емеля)

10. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)

2. Конкурсы.

  • 1конкурс:  Погружение в мир сказок.

— В какой сказке живут эти герои?

Народные сказки.

1. Надоело ему лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке. 

                                                                       Русская народная сказка «Колобок».

2. Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь.

                                                                Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.

                                                             Русская народная сказка «Три медведя».

4. — Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка.

— А ты кто?

— А я Зайчик – побегайчик, Пустите и меня.

                                                            Украинская  народная сказка «Рукавичка».

      Авторские сказки.

1. И всё-таки друг у меня появился, самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.

                                                                Астрид Линдгрен, «Малыш и Карлсон».

2. Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразный…

                                                          Ганс Христиан Андерсен, «Гадкий утёнок».

3.     Ночь настала, месяц всходит,

Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом.

Звёзды на небе считает

Да краюшку уплетает.

                                                           Петр Павлович Ершов, «Конёк-Горбунок».

 4. Под окном за пряжу села

    Ждать хозяев, а глядела

    Всё на яблочко. Оно

    Соку свежего полно

    Так свежо и так душисто,

    Так румяно, золотисто,

     Будто медом налилось.

                            А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

2 конкурс: Отгадаем кроссворд.

1. Жилище Бабы-Яги (избушка).

2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди (Иванушка)

3. Второе название скатерти (самобранка).

4. Как зовут курочку в русской народной сказке? (Ряба).

5. Кто из жителей болот стал женой царевича? (лягушка).

6. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха? (гусли).

7. Летательный аппарат Бабы Яги (ступа).

  • 3 конкурс: Чёрный ящик.

— Чёрный ящик предлагает каждой команде по два вопроса, а отгадки лежат в этом ящике.

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить злого и страшного героя русских народных сказок (игла).

2. Этот предмет мешал спать принцессе (горошина).

3. Мудрец в нём видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана.

   Овцу в нём видела овца, и обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему

Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.

  1. Здесь находится главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола (Чебурашка)

Физкультминутка

  • 4 конкурс: Собери пословицу.

(Дети получают конверты, в которых части пословиц).

— Пословицы рассыпались. По моей команде вы должны собрать их.

Любишь кататься –

Делу время,

а врозь скучно.

Семь раз отмерь,

люби и саночки возить.

а потехе час.

один раз отрежь.

Вместе тесно,

  • 5 конкурс: Числа в сказках.

— Вспомнить и записать сказки, в которых есть числа .

«Три медведя» (р.н.с.), «Три поросёнка» (Сергей Владимирович Михалков), «Три толстяка» (Юрий Карлович Олеша), «Пятеро из одного стручка» (Ганс Христиан Андерсен), «Семь Симеонов» (р.н.с.), «Волк и семеро козлят» (р.н.с.), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Александр Сергеевич Пушкин), «Цветик-семицветик» (Валентин Петрович Катаев), «Двенадцать месяцев» (Самуил Яковлевич Маршак)…

  • 6 конкурс: Сказочная одежда.

— Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда:

  1. Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда. (Снежная королева)
  2. Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапку, на носу очки. (Доктор Айболит)
  3. Какой персонаж ходил в красной или голубой шубе с белым воротником, носил валенки и шапку, а нос и щёки у него всегда красные. (Дед Мороз)
  4. Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком? (Незнайка)       
  • 7 конкурс: Блиц – конкурс.

— Командам по очереди буду задавать вопросы. На них нужно отвечать быстро. Если команда не справляется с заданием, ход переходит к другой команде. Отвечать может любой член команды.

  1. Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке?

(У самого синего моря)

  1. В чём Маша из р.н.с. «Маша и Медведь» домой к деду с бабкой воротилась? (В коробе)
  1. У кого из героев были хрустальные туфельки?

(У Золушки)

  1. Кто и каким необычным видом транспорта попал во дворец к царю?

(Емеля на печи)

  1. Имя этой девочки означает меру длины, равную 2,5см.

(ГансХристиан Андерсен. «Дюймовочка»)

  1. Как звали трех медведей?

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

  1. Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино?

(Почта)

  1. В какой сказке овощи действуют как живые существа?

(Джанни Родари «Приключения Чиполлино»)

  1. Кто дал Буратино золотой ключик?

(Черепаха Тортила)

  1. Кличка собаки из сказки «Репка»

(Жучка)

  1. Из чего старуха слепила колобок?

(Из муки)

  1. Предмет гордости Карабаса-Барабаса

(Борода)     

  1. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры?  (Банка варенья)
    1.  конкурс: Угадай – ка.

— А сейчас проведём конкурс на лучшего знатока сказок. Угадайте, из каких сказок эти иллюстрации.

  1. Корней Чуковский «Тараканище».
  2. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
  3. Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
  4. Шарль Перро «Кот в сапогах».
  5. Корней Чуковский «Муха – цокотуха».
  6. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  7. Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка – путешественница».
  8. Братья Гримм «Горшок каши».

3. Итоги и выводы.

1. Слово жюри.

2. Слово ведущего.

— Понравилась литературная игра? (Высказывания детей). Оцените своё настроение во время игры по 3-балльной системе и поднимите соответствующую карточку с цифрой.

— Я бы хотела, чтобы после сегодняшнего дня у вас появилось желание продолжить путешествие в мир сказок.

В сказках добро всегда побеждает зло. Смекалка, ум побеждают злую силу.

В жизни чаще всего действуют эти же законы.

                         «Сказка – ложь, да в ней намёк!

                               Добрым молодцам урок».

  • Презентация викторина по сказкам пушкина с ответами для начальных классов
  • Презентация на тему русские народные сказки с ответами презентация
  • Презентация литературное чтение 3 класс сочиняем волшебную сказку презентация
  • Презентация к сказке черная курица или подземные жители с картинками
  • Предостаточно или придостаточно как пишется