Презентация красна сказка складом а песня ладом 4 класс школа россии

Моу средняя общеобразовательная школа 4 г. ершова саратовской областивнеклассное мероприятиечас занимательного русского языка работу выполнила учитель начальных классов бубнова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 4 г. Ершова Саратовской области»

Внеклассное мероприятие

«Час занимательного русского языка»

                                                                                                Работу выполнила учитель

                                                                                                           начальных классов

                                                                                                                   Бубнова Е.В.

                                      2016 год                                

              «Час занимательного русского языка» (Слайд№1)

Цели:

Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.

Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.

Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация, плакаты.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…

 Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

 не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»

А.И.Куприн

«Язык, великолепный наш язык,

 Речное и степное в нем раздолье,

 В нем клекоты орла и волчий рык,

 Напев и звон, и ладан богомолья.

 В нем воркованье голубя весной,

 Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

 Березовая роща. Свет сквозной.

 Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

К. Бальмонт

Ход игры

I. Представление команд. (Слайд№2)

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,

 И здесь сомнений нет:

 Сегодня будет дружба

 Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,

 Сильней соревнование:

 Успех решает не судьба,

 А только наши знания.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка.

Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

Как называется школьный известняк? (Мел.)

Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

III. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости. (Слайд№3)

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

У него глаза велики. (У страха.)

Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?» (Слайд№4)

Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано

 И зверю, и предмету.

 Вещей вокруг полным-полно,

 А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

 Над нами и под нами,

 И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

 На улице и дома:

 Одно давно привычно нам,

 Другое – незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов!

 И это так прекрасно –

 В огромном море – море слов –

 Купаться ежечасно!

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле,

 Этот пони – день недели.

 Этот плот – из полотна,

 Этот рак сильней слона,

 Эта марка ест бананы,

 Этот сыр – с лесной поляны.

Ответы:

Авторучка.

Понедельник.

Полотенце.

Трактор.

Мартышка.

Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные. (Слайд№5)

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Дети:

Воздух свободно идет через рот,

 Нет препятствий разных.

 Голос участвует, голос зовет,

 Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

 Могут заплакать и закричать,

 Могут в кроватке баюкать ребенка,

 Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.

Букву Е

БРТ – БеРеТ

 СВР – СеВеР

 ВР – ВееР

 КЛЩ – КЛеЩ

Команды получают задание на карточках:Букву О

КН – окно

 ГРХ – горох

 КЛКЛ – колокол

 ТПТ – топот

 БЛТ – болт

 ПКЙ – покой

 ГРН – горн

 ТРН – трон

 КРК – окорок

 ГЛТК – глоток

Букву У

СД – суд

 ШРП – шуруп

 КСС – уксус

 КСТ – куст

 БРНДК – бурундук        

Букву А

БРН – баран

 ТК – атака

 РФ – арфа

 МРК – марка

 СТР – астра

КРМН – карман

 БРК – барак

 ШЛШ – шалаш

 ФНТ – фант

 ШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз

 PC – рис

 ЛЛЯ – лилия

 ФЛН – филин

Конкурс4.  «Найди ошибки»  (Слайд№6)

  •  Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
  •  У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Конкурс 5. «Загадочный»( Слайд№7)

  1. Русской речи государь

По прозванию…                    (СЛОВАРЬ)

  1. Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено…                            

                                                    (СЛОВАМИ)

  1. На снежном склоне

Черные кони.

Стоят в ряд,

С нами говорят.                  

                                                   (БУКВЫ)

  1. В речи очень много нас!

ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!

И другие тоже есть,

Всех нас трудно перечесть!

Твердо помните, друзья,-

В языке без нас нельзя!      

                                                  (ПРИСТАВКИ)

  1. Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.  

                                                (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

  1. НА дороге пес сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги — кот идет,

У дороги – поворот.

НАД  дорогой – облака.

Шел К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь ее не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли…                    

                                               (ПРЕДЛОГИ)

  1. О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают,-

Свои секреты мне лишь открывают.

Мне без предлогов белый свет не мил,

Без них, родных, и дня б я не прожил.

Мое вам имя отгадать не сложно,

Коль я с предлогами то я —  падеж…          

                                             (ПРЕДЛОЖНЫЙ)

Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали. (Слайд№8)

Учитель. Ребята, наше мероприятие завершается. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.

Тема- «Красна
сказка складом, песня ладом».
Эпитеты в произведениях фольклора и
художественной литературы.

Цель: Формировать
представления учеников о народном календаре и эпитетах в произведениях
фольклора.

Задачи:

·        
Учить
сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.

·        
Развивать
познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать
словарный запас по теме, использовать эпитеты.

·        
Воспитывать
уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные
отношения в коллективе.

Оборудование
– раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный
момент.

Учитель: Загадаю вам,
ребятки, загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки … (мороз).

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а… (лёд).

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Скажите, что за месяц это? (январь).

Идёт
январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По
русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от
одного дня к другому “разгорается солнце”!

В
народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади
оставался дух холода и тьмы.Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные
гуляния.

-Куда
относятся загадки?(К фольклору)

-Какими
праздниками богат январь?

(Ответы
учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение
.)

Как
праздновали?

В
стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”.

2.Словарная
работа.

Январь – сечень,
просинец.

Сечень – сечёт зиму
пополам.

Просинец – в январе
небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже
будто синими.

3.Творческое
задание
 “Сложи
и объясни пословицу”.

(Класс
делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо
сложить карточки так, чтобы получилась пословица).

1.      Январь – году
начало, зиме середина.

2.      Месяц январь –
зимы государь.

3.      Январю – батюшке
морозы, февралю – метелицы.

4.      Январь трещит –
лёд на реке в просинь красит.

В
январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25
января),
 есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”,
“Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после
уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их
потом рассказывать.

Собрались и мы
позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума –
разума со дна зацепить!

Мудрая пословица
гласит:

“Красна сказка
складом…”

Как вы понимаете
смысл этой пословицы?

(Ответы
учеников.)

Учитель: Верно.
Складывать, сочинять сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку, проведём разминку.
-Назовите герое сказок.

Сивка-бурка,добрый
молодец,красна девица,Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба-Яга. Иван-царевич,
Иван – дурак. Чудесные предметы: ковер – самолет, меч – саморуб, волшебный
клубок, скатерть – самобранка, живая вода и молодильные яблоки .Важное место в
русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и
трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

Начинаются
сказки, как правильно, традиционными формулами зачинов: жили-были старик со
старухой…, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…, в
тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был… и заканчиваются
традиционными концовками: стали они жить поживать и добра наживать, или
устроили они пир на весь мир.

В
русских сказках часто используются постоянные эпитеты и устойчивые
словосочетания: добрый конь; серый волк; красна(я) девица; добрый молодец;
чисто(е) поле; зелено вино; красавица писаная; пир на весь мир; идти куда глаза
гладят; ниже плеч буйную голову повесил; (говорить) человеческим голосом;
(бежать) во весь дух; и такая красивая, что ни в сказке сказать, ни пером
описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, или долго ли
коротко ли; ну, слава богу! Хорошо, что сам жив остался!… и другие.

Учитель: Ой,
смекалистый народ.

Знают всех
наперечёт.

Чтоб нам сегодня
не тужить,

Пора и сказочку
сложить.

Свечка загорается,
сказка начинается.

Иллюстрация
“Зимняя сказка” в центре.

“В
некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка
Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные
кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и
начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой
Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам,
ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?

Творческое
задание: 
сочини
продолжение сказки.

Ответы
учеников.
 Выслушать
2-3 человека.

Учитель: Очень хорошие
сказки сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться. Украсить кокошники для
героини нашей сказки сударушки Метелицы

Словарная
работа:

Кокошник – девичий головной
убор.

Творческая
работа по группам.

Класс
делится на три группы. На столах лежат шаблоны кокошников из белой бумаги,
украшение для них из цветной бумаги в форме кружков, треугольников, ромбов и т.
д., клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой группе изготовить

Учитель: Зимнее время
– время волшебства. Наша встреча сегодня не исключение. Стоит вам, ребята, на
несколько мгновений закрыть глаза, произойдут тут же чудеса.

Разминка
для глаз.

“Песня
ладом” — это окончание пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.

4.Заключительное
слово.

-Какая
тема урока была сегодня?-С чем работали?

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

“Песня
ладом”

Январь
– году начало, зиме середина.

Месяц январь – зимы государь.

Январю
– батюшке морозы, февралю – метелицы.

Январь
трещит – лёд на реке в просинь красит.

https://img2.freepng.ru/20180810/goy/kisspng-clip-art-computer-icons-portable-network-graphics-gold-crown-icons-download-for-free-in-png-and-sv-5b6ddd7fbc45c6.3207731415339267837712.jpg

https://img2.freepng.ru/20180810/goy/kisspng-clip-art-computer-icons-portable-network-graphics-gold-crown-icons-download-for-free-in-png-and-sv-5b6ddd7fbc45c6.3207731415339267837712.jpg

Ход занятия:

1ч. Присоединение. Работа в круге.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте улыбнемся гостям и дружно скажем здравствуйте! (Дети здороваются с гостями)

Молодцы ребята! Проходите и усаживайтесь на стульчики! Ребята, вы любите
сказки?
Дети: Да очень любим!

Воспитатель: А вы знаете ребята, что основой всех русских народных сказок всегда служила жизнь народа, его стремление к высокому, его верования и обычаи. Поэтому люди не только сочиняли сказки, но и придумывали пословицы о сказках! А какие мы с вами сейчас вспомним и назовем. Андрей какую ты пословицу знаешь?

Андрей:» Сказка правда в ней намек добрым молодцам урок»

Воспитатель: Андрей, расскажи ребятам, как ты понимаешь смысл этой пословицы?

Андрей: В каждой сказке, рассказывается правдивая история из жизни народа, и люди слушая сказку сразу видят добрых и злых не хороших людей, учатся добру!

Воспитатель: Молодец Андрей! Правильно, люди слушая сказки учат жить в мире и согласии.

Лева: А какую пословицу о сказке знаешь ты?

Лева: Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Воспитатель: Как ты Лева понимаешь смысл этой пословицы?

Лева: Сказку можно быстро рассказать, дело быстро не сделаешь.

Воспитатель: Ребята, а вы согласны с Левой и Андреем?

Воспитатель: Ой, засиделись мы с вами, устали? Приготовьте ручки, мы с вами поиграем?

Проводится пальчиковая игра:

Вот палец безымянный,

Вот крошка- Тимошка-

2ч. «Воспитатель: У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую вам рассказывают взрослые: мама и папа, бабушка и дедушка! Когда вы слушаете сказку, то представляете своих любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми как они. Назовите свою любимую сказку и расскажите, почему она вам нравится?

(Дети называют свои любимые сказки)

.

Воспитатель: У меня тоже есть любимая сказка» Крошечка- Хаврошечка«, и сегодня я хочу прочитать вам эту сказку! Я думаю, что она вам тоже понравится и станет вашей любимой сказкой! Воспитатель читает сказку» Коршечка-Хаврошечка». (Дети слушают сказку сидя в кругу)

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель: Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?

Дети: Выполняла всю работу по дому.

Воспитатель: Как относилась Хаврошечка к рябой коровушке?

Дети: Кормила рябую коровушку, заботилась о ней.

Воспитатель: Как и почему коровушка помогала девочке?

Дети: Хозяйка и ее дочки плохо относились к Хаврошечке, обижали ее, а она была доброй и любила коровушку.

Воспитатель: Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?

Дети: Выросла волшебная яблонька с золотыми веточками и серебряными яблочками. Дочки мачехи не достали яблочки, а яблонька наклонилась и девочка сорвала яблочки угостила барина и барин женился на ней и жили они счастливо и долго!

Воспитатель: Как вы понимаете фразу «На добро добром отвечать»?

Дети: Если добрый человек сделал тебе добро, помог в трудную минуту, то и в ответ люди должны тоже сделать доброе дело помочь в трудном деле.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. А теперь садитесь парами за столы, рассмотрите иллюстрации к сказке Крошечка –Хаврошечка и придите к единому мнению, сделайте выводы, что Крошечка-Хаврошечка добрая, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка злые и ленивые.

Работа в паре:(3 минуты)

. За 30 секунд до окончания данного времени дети предупреждаются о завершении диалога. Далее одна из пар представляет свой вариант выполнения задания воспитатель выявляет детей кто согласен с данным решением.

Воспитатель: Ребята, заканчивайте обсуждение! Кто в сказке добрый, трудолюбивый, а кто злой и ленивый?

Дети один из пары:Мы посовещались и пришли к единому мнению: Хаврошечка-добрая, трудолюбивая, а Одноглазка, Двуглазка и Триглазка ленивые и злые!

Воспитатель: Ой ребята, посмотрите, к нам сказки в гости прилетели! Проходите на ковер я вам буду загадывать сказку, а вы мне будете показывать картинку из сказки.

«Узнайте сказку«

1. Сяду на пенек съем пирожок! (» Маша и медведь»)

2. Несет меня лиса за темные леса. («Петушок, золотой гребешок»)

3. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. («Колобок»)

4. Тянут- потянут,а вытянуть не могут. («Репка»)

.

5. Дед бил, бил, Не разбил. (Золотое яичко»)

6. Давай старуха, мы себе из снега дочку вылепим. («Снегурочка»)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, хорошо знаете сказки.

Воспитатель: Садитесь на стульчики в кружок. Назовите свою любимую сказку, и расскажите, почему она вам понравилась (Первым в круге отвечает ребенок, сидящий слева передавая шарик по кругу.) Последним высказывается воспитатель.

Чему научили вас любимые сказки? (Добру, любви.)

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» (воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки». Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста по сказке «Репка» Конспект открытого занятия в группе раннего возраста по сказке «Репка» Цель: активизировать словарный запас малышей (дед, баба, кошка, мышка,.

Консультация «Русская народная сказка»

Жанна Большакова

Консультация «Русская народная сказка»

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка»

или
«басень»
, от слова
«бать»
,
«рассказывать»
. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые
«сказки сказывают небывалые»
. Но ученые предполагают, что этот термин употреблялся еще раньше. В словаре В. И. Даля
сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок,связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать; Сказка складка, а песня быль; Сказка складом, песня ладом красна; Ни в сказке сказать, ни пером описать; Не дочитав сказки, не кидай указки; Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.Уже из этих пословиц ясно: сказка вымысел, произведение народной фантазии — «складное»
, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Русские народные сказки любят все дети, с трепетом и удовольствием перечитывают и рассказывают своим маленьким «сокровищам»

взрослые. Но нашим удивительным
«хочувсезнайкам»
совершенно недостаточно просто прочесть или
рассказать сказку. Они засыпают взрослого множеством вопросов, на которые, к сожалению, далеко не каждый сможет ответить. «Почему именно «народные»
, неужели их создавал целый
народ, сидя на общей поляне и придумывая по строчке?» «Почему сказка всегда имеет счастливый конец?»
«Почему во всех
сказках бедные – умные, добрые и хорошие, а богатые — плохие, злые и глупые, младший брат – дурак — всегда в конце становиться умным и богатым, а старшие — умные и отличные парни в начале, в конце проявляют себя, как полные профаны?»
А действительно, почему?

Как появились русские народные сказки?

В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета,они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят…»

,
«мне рассказала моя бабушка, а ей ее»
— так объясняли происхождение
сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные»
потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто. Гораздо позже, когда в мире появились рукописные книги, затем печатные, а у творцов – перо и бумага, а потом и печатная машинка, то все, созданные человеком произведения записывались с указанием имени автора.
Сказки, у которых есть автор, называются «литературными»
.

Особенности русских народных сказок

В русских сказкахчасто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец,а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное;сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Сказка – мечта в буквальном смысле слова.

В литературе существует большое разнообразие народных произведений,позже ученые объединили их в группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки. Все эти группы имеют и разное происхождения.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!

Сказка в жизни ребёнка

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей.


Презентация на тему: Русские народные песни

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Русские народные песни

Описание слайда:

Русские народные песни

№ слайда 2
Народная песня. Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки,

Описание слайда:

Народная песня. Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

№ слайда 3
Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) — традиционная музыка отдельно взя

Описание слайда:

Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры. Она несёт в себе частичку самобытности народа, отражает его ментальность. Некоторые её разновидности стали известны лишь благодаря различного рода исследованиям и экспедициям (филологическим, например). Народная музыка передавалась из уст в уста не одно поколение людей, и тем самым является «проверенной временем». Обладает практически не меняющейся во времени популярностью. Существенный минус её как музыкального направления — её статичность, что связано с урбанизацией и глобализацией последнего времени. С конца XX века всё более популярной становится адаптированная под эстраду народная музыка. Также возможная стилизация под народную музыку — использование народных мотивов и инструментов.

№ слайда 4
Русская народная музыка Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянс

Описание слайда:

Русская народная музыка Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен, имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости.

№ слайда 5
Русский народный хор.

Описание слайда:

Русский народный хор.

№ слайда 6
Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни

Описание слайда:

Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана).

№ слайда 7
Обрядовые песни. Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой д

Описание слайда:

Обрядовые песни. Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

№ слайда 8
Свадебные песни. Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «ко

Описание слайда:

Свадебные песни. Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическую действительность, свой сценарий действа. Этот поэтический сюжет свадьбы, отраженный в песнях и причитаниях, и представлен в данном разделе.

№ слайда 9
Свадебные песни. Ах ты, душечкаслова и музыка народныеРусская народная песняАх т

Описание слайда:

Свадебные песни. Ах ты, душечкаслова и музыка народныеРусская народная песняАх ты, душечка, красна девица,Мы пойдем с тобой, разгуляемся. Мы пойдем с тобой, разгуляемся Вдоль по бережку Волги-матушки.

№ слайда 10
Песни детства. Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни вз

Описание слайда:

Песни детства. Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

№ слайда 11
Лирические песни. Ах вы, сени мои, сениРусская народная песняАх вы, сени мои, се

Описание слайда:

Лирические песни. Ах вы, сени мои, сениРусская народная песняАх вы, сени мои, сени,Сени новые мои,Сени новые, кленовые,Решетчатые!Как и мне по вам, по сенечкам,Не хаживати,Мне мила друга за рученькуНе важивати!

№ слайда 12
Валенкислова и музыка неизв. автораРусская народная песняВаленки да валенки,Ой,

Описание слайда:

Валенкислова и музыка неизв. автораРусская народная песняВаленки да валенки,Ой, да не подшиты, стареньки.Нельзя валенки носить,Не в чем к миленькой ходить.Припев: Валенки, валенки, Эх, не подшиты, стареньки.

№ слайда 13
В деревне было ОльховкеРусская народная песняВ деревне было Ольховке.Припев: Лап

Описание слайда:

В деревне было ОльховкеРусская народная песняВ деревне было Ольховке.Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.Эх, лапти мои, лапти липовые,Вы не бойтесь, ходите,Тятька новые сплетё!Эх, ну! Тьфу!

№ слайда 14
Украинские народные песни. А в нас завтра свадьба будеАх ты, ноченька Бела съм,

Описание слайда:

Украинские народные песни. А в нас завтра свадьба будеАх ты, ноченька Бела съм, бела юначеВ темном лесе Весной волга разольется Во поле береза стояла Волга-реченька глубока Всю-то я вселенную проехал…Голубчик мой, ванюшка Гуляв чумак на риночку.

№ слайда 15
Украинский хор.

Описание слайда:

Украинский хор.

№ слайда 16
Итог. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают пон

Описание слайда:

Итог. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру.

Цель:

  • Формировать представления учеников о
    народном календаре.

  • Учить сочинять продолжение сказки,
    составлять пословицы и их объяснять.

  • Развивать познавательную
    деятельность к предмету через речевое
    творчество, обогащать словарный запас по теме.

  • Воспитывать уважение к народным
    традициям, чувство восхищения веры в чудеса и
    межличностные отношения в коллективе.

Этапы урока.

    1. Организационный момент. Постановка цели.
    2. Подготовка учащихся к активному и
      сознательному усвоению нового материала.
    3. Усвоение новых знаний:
      • Объяснительная беседа,
      • Творческое задание по группам.
  1. Самостоятельная работа по теме.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Заключительный момент.
  4. Задание на дом.

Тип урока: урок творчества.

Методы обучения: словесный,
наглядный, практический.

Оформление.

Зрительный ряд: репродукции
произведений русских и советских художников
“Сказки”, репродукция картины Александрова Д. Я.
“Зимняя сказка”, иллюстрация “Женские и
девичьи головные уборы”, кружева. Подсвечник со
свечой, волшебный ларец, карточки с пословицами,
образцы кокошников из бумаги, заготовки из
цветной бумаги для орнамента, клей.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “У
камелька” из цикла “Времена года”, М. Варламов
“Красный сарафан”, русские народные мелодии в
исполнении Оркестра народных инструментов имени
Н. Осипова.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Загадаю вам, ребятки,
загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки … (мороз).

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а… (лёд).

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Скажите, что за месяц это? (январь).

Идёт январь – “перезимье”, морозами
лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому
народному календарю это первый месяц светлой
половины года, когда от одного дня к другому
“разгорается солнце”!

В народном представлении первые дни
января завершали солнцеворот. Позади оставался
дух холода и тьмы Карачун. Поэтому всем миром
устраивали весёлые праздничные гуляния.

Какими праздниками богат январь?

(Ответы учеников: Новый год,
Рождество, Старый Новый год, Крещение
.)

Как праздновали?

В стародавней Руси звался январь –
месяц “сеченем” и “просинцем”.

Словарная работа.

Январь – сечень, просинец.

Сечень – сечёт зиму пополам.

Просинец – в январе небо
проясняется синевой, словно проталинами. Снега и
льды становятся тоже будто синими.

Творческое задание “Сложи и объясни
пословицу”.

(Класс делится на четыре группы. Каждой
группе даны карточки со словами. Необходимо
сложить карточки так, чтобы получилась
пословица).

    1. Январь – году начало, зиме середина.
    2. Месяц январь – зимы государь.
    3. Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
    4. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.

В январе между Крещением (19 января)
и Татьяниным днём (25 января), есть неделя,
которая называется “Емельян – накрути буран”,
“Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый
вечер собирались ребятишки после уличных зимних
забав в натопленной избе послушать бабушкины
сказки, да самим их потом рассказывать.

Собрались и мы позабавиться да
потешиться,

Пошутить, да ума – разума со дна
зацепить!

Мудрая пословица гласит:

“Красна сказка складом…”

Как вы понимаете смысл этой
пословицы?

(Ответы учеников.)

Учитель: Верно. Складывать, сочинять
сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку,
проведём разминку.
“Волшебный ларец” в нём три буквы Е, М, З. Нужно
достать из ларца буквы и назвать героев сказок,
чьи имена начинаются с данной буквы.
Выполняет роль “волшебника” ученик.

Учитель: Ой, смекалистый народ.

Знают всех наперечёт.

Чтоб нам сегодня не тужить,

Пора и сказочку сложить.

Свечка загорается, сказка
начинается.

Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.

“В некотором лесном царстве, в
зимнем государстве жила в снежном тереме
Сударушка Метелица. Была она мастерица –
рукодельница, очень любила плести снежные
кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема
на заснеженную полянку и начнёт танцевать,
кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется
работой Метелицы и её танцем. Нарезвится
Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам,
соснами вновь отправится в терем, приниматься за
работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?

Творческое задание: сочини
продолжение сказки.

Ответы учеников. Выслушать 2-3
человека.

Учитель: Очень хорошие сказки
сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться.
Украсить кокошники для героини нашей сказки
сударушки Метелицы

Словарная работа:

Кокошник – девичий головной убор.

Творческая работа по группам.

Класс делится на три группы. На столах
лежат шаблоны кокошников из белой бумаги,
украшение для них из цветной бумаги в форме
кружков, треугольников, ромбов и т. д.,
клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой
группе изготовить

Учитель: Зимнее время – время
волшебства. Наша встреча сегодня не исключение.
Стоит вам, ребята, на несколько мгновений закрыть
глаза, произойдут тут же чудеса.

(Ребята закрывают глаза. Звучит музыка.
Входит сударушка Метелица, ученица 11-ого класса.)

Метелица: Здравствуй, хозяюшка!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости желанные!

Снег пушистый стелется,

Улица бела.

Я Метель-Метелица из сказки к вам
пришла.

Знаю, вы для меня кокошники украшали,

Но меня совсем не ждали.

(Примеряет кокошники.)

Мне кокошники в самый раз,

Благодарю, ребята, вас!

За такое рукоделье, подарю я вам
веселье.

Вокруг меня все соберитесь,

В моём танце закружитесь.

Все ученики исполняют танец по показу
Метелицы.

Метелица: Проявили мастерство вы в
танце ярком,

Кружева мои для вас будут подарком.

(Раздаёт кружева.)

Метелица: Традиции народные вы
уважайте,

Сказки, песни сочиняйте.

Старайтесь не лениться,

А хорошо учиться!

До свидания!

Учитель: Какие красивые кружева
подарила нам Метелица, а в них заморожена
песенка. Как же нам её разморозить?

(Ответ учащихся: Спеть.)

“Размораживается” и исполняется
песня “Старая сказка”, музыка В. Мигули.

Учитель: Я обратила внимание, что на
некоторых кружевах на обратной стороне есть
буквы. Выйдите ребята с кружевами и сложите из
букв слова.

Что же получилось?

“Песня ладом” — это окончание
пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.

Заключительное слово.

Красивые сказки сложили мы вместе,

Дружно и ладно спели мы песню.

За ваше старание, мастерство

Я и Метелица вас угощаем,

Чай со “снежными” комочками попить
приглашаем.

Домашнее задание: Записать сказку,
нарисовать Метелицу

  • Презентация викторина по сказкам пушкина для дошкольников
  • Презабавный или презабавный как пишется слово
  • Презабавный ребенок как пишется
  • Презентация викторина по сказке пушкина сказка о мертвой царевне и семи богатырях с ответами
  • Презентация докучные сказки 3 класс литературное чтение школа россии