Презентация как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

Для 11-ти классников выпускников 2021 года выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?


Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?

Готовые сочинения, темы и аргументы:

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

СТРУКТУРА

итогового сочинения

11 класс

Общий план сочинения имеет вид:

I. Вступление.

II. Основная часть. Тезис.

1. Первый аргумент.

2. Второй аргумент.

III. Заключение.

Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение.

Вступление

Тема в виде вопроса

Например: «Что приносит любовь человеку: радость или

страдание?»

Ключевые слова

темы

Любовь, радость, страдание…

Общие рассуждения на тему

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,

что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)

Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.

В этом случае можно использовать стандартные формулировки,

начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему

можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.

Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является

судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его

(идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».

Если тема сформулирована в виде цитаты,

то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Тема — назывное предложение (ключевые слова)

Например: «Преходящее и вечное».

В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.

Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Формулировка тезиса

Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Тема-вопрос

Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего

дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ.

Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная

часть сочинения.

«Счастлив ли человек,

влюблённый в свою профессию?»

Т е з и с ы

Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему

только радость, а значит, и сам человек становится счастливым.

Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»

Тема-утверждение (в том числе цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…»

(Ф.М. Достоевский).

(Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о

том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)

Когда человек влюблён, ему хо-

чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от

них избавиться, потому что любовь перерождает человека.

Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

Тема в виде назывного предложения или просто

ключевые слова, нуждающиеся в комментарии

Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные

вопросы.

«Ваш выбор: книга или компьютер?»

(Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать

наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил

из нашей жизни книгу?»)

Время,

технический прогресс идут вперёд.

Поэтому появляются новые формы

передачи информации. Конечно,

компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и

компьютер? И то и другое является

источником знаний для человека.

И всё же книга, с её приятным ше-

лестом страниц, с её иногда пожел-

тевшими от времени листами, всё

равно оказывается в руках того или

иного человека. Потому что кни-

га — это живая свидетельница ис-

тории человечества!

Способы формулировки тезиса

· Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?»

Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»

Рассказ о случае из жизни.

Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто

отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941—1945 годов.

Нет ни одной семьи в России, которой не

коснулась бы та война. В моей семье тоже

свято чтят память о тех годах, потому что

мои дедушки честно сражались за свою

Родину. Один дед был сапёром, а другой —

лётчиком-истребителем. Они не любили

говорить о войне. Они считали, что это са-

мое страшное, что может про-

изойти в жизни людей, потому что война

несёт не созидание и процветание, а боль,

смерть и страдание людям

Образ-аналогия

Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»

Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем,

это помогает не уйти от темы).

В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.

Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,

встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок

земли около своего дома прекрасным, сажая

цветы и ухаживая за ними.

Основная часть

Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной

основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.

Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой

аргумент!

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

· Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните».

Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.

Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату

Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.

1.«Война есть одно из величайших кощунств над человеком

и природой» (А.С. Пушкин).

2. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К.

Рерих).

3. «Природа — творец всех творцов» (И.В. Гёте).

4. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де

Сент-Экзюпери)

5. «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Ци-

церон).

6. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» (А.С. Пушкин).

7. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).

8. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.

Белинский).

9. «Человек — целый мир…» (Ф.М. Достоевский).

14.«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми

других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

11.«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»

(Д.С. Мережковский).

12. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).

13. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

ИСТОЧНИКИ

Михайлова, Екатерина Викторовна.

М69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом).

http://mainview.ru/wp-content/uploads/2010/06/ps-burn-text-01.jpg

http://предыдущая.страна-читалия.рф/upload/image/2_(1).png

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:

  1. 1 декабря — основная дата;
  2. 2 февраля — запасная дата;
  3. 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);

итоговое сочинение

Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…

  1. Не явился по уважительной причине;
  2. Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
  3. Не получил зачет.

warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.

В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.

За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.

Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.

Порядок написания

Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:

  1. Участников сажают в порядке шахматных клеток;
  2. Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
  3. Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
  4. Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
  5. Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
  6. Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
  7. За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
  8. Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.

Правила

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…

  1. Форсить инфу в интернете;
  2. Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
  3. Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
  4. Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
  5. Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.

Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…

Новые направления 2021-2022

Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2021-2022 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.

Темы итогового сочинения 2020-2021

Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.

Однако многие темы, как и в предыдущие годы, Многомудрый Литрекон сможет угадать. Вот подборка таких тем на этот год. Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, и любая безвозмездная помощь будет кстати.

Примерные

Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. Подборка наиболее вероятных тем итогового сочинения уже в открытом доступе. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Реальные

Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: они еще не покинули сознания того, кто их обычно формулирует. Возможно, именно сейчас мысли спариваются в его голове и рождают новое семя — список реальных тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.

warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.  

Подготовка к ИС

Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.

Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:

  1. Выберите для себя три наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
  2. Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
  3. Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
  6. Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.

Как написать

Правила оформления итогового сочинения просты:

  • Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
  • Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
  • Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один). 

warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.

Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Алгоритм написания итогового сочинения:

  1. Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
  2. Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
  3. Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
  4. Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
  5. Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
  8. Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?

warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.

А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:

план итогового сочинения 2021-2022

О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.

Список литературы

Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:

  • Война и мир
  • Евгений Онегин
  • Тихий Дон
  • Анна Каренина
  • Отцы и дети
  • Герой нашего времени
  • Капитанская дочка
  • Преступление и наказание

Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.

Критерии оценивания

Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.

Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:

  1. Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
  2. Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов. 

Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:

Оригинальный подход 0-1 балл Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл.
Фактологическая точность  1 балл Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси.
Ошибки речи 0-2 балла Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены.
Нормы орфографии  0-3 балла У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте».
Самостоятельность Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается.
Нормы пунктуации 0-3 балла Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
Нормы грамматики  0-2 балла Та же ситуация, что в предыдущем пункте.

Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать… 

Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – равны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.

Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.

Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.


Презентация на тему: Итоговое сочинение по литературе в 11 классе

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Презентация разработана Коптяевой Т

Описание слайда:

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Презентация разработана Коптяевой Т.Е., доработана с учетом вариантов 2016-2017 Ветровой О.А.

№ слайда 2
С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах верне

Описание слайда:

С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ В. Путин дал правительству в декабре 2013 года. 

№ слайда 3
…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выво

Описание слайда:

…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки… Цели и задачи введения сочинения по литературе в 11 классе

№ слайда 4
Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускник

Описание слайда:

Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. 7 декабря 2016 В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

№ слайда 5
Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочи

Описание слайда:

Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

№ слайда 6
Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует при

Описание слайда:

Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

№ слайда 7
Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незаче

Описание слайда:

Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

№ слайда 8
Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соотве

Описание слайда:

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме» Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Критерий №3 «Композиция» Критерий №4 «Качество речи» Критерий №5 «Грамотность» Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

№ слайда 9
Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на пред

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 10
Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материа

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 11
Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на прове

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 12
Критерии оценивания Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на пр

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 13
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускни

Описание слайда:

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Критерии оценивания

№ слайда 14
Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональн

Описание слайда:

Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

№ слайда 15
При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуаль

Описание слайда:

При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. Учет результатов сочинения по литературе при поступлении в вузы

№ слайда 16
Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 уч.г. 1)Разум и чувств

Описание слайда:

Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 уч.г. 1)Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда

№ слайда 17
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочи

Описание слайда:

На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене. Темы сочинений

№ слайда 18
Шекспир «Гамлет» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» А.Н. Островский «Гроза

Описание слайда:

Шекспир «Гамлет» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» А.Н. Островский «Гроза» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Варианты темы: А) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? Б) «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин). В) «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь). Выбор произведений по направлениям 1. Разум и чувства

№ слайда 19
Л.Н. Толстой «Война и мир» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бу

Описание слайда:

Л.Н. Толстой «Война и мир» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.С. Грибоедов «Горе от ума» В.Быков «Сотников» Варианты темы: А)«Береги честь смолоду» Б) «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг). В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо) Выбор произведений по направлениям 2.Честь и бесчестие

№ слайда 20
«Слово о полку Игореве« А.С. Грибоедов «Горе от ума» М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л

Описание слайда:

«Слово о полку Игореве« А.С. Грибоедов «Горе от ума» М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л.Н. Толстой «Война и мир» М.А. Шолохов «Судьба человека» Варианты темы: А) Может ли поражение стать победой? Б) «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон). В)«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). Г) «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди). Выбор произведений по направлениям 3.Победа и поражение

№ слайда 21
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети

Описание слайда:

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Ионыч» Варианты темы: А) Может ли опытный человек ошибаться? Б) «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). В) «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается». Выбор произведений по направлениям 4. Опыт и ошибки

№ слайда 22
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Прест

Описание слайда:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Варианты темы: А) Может ли дружба перерасти во вражду? Б) Что такое настоящая дружба. В) «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь). Г) Друг познается в беде. Выбор произведений по направлениям 5. Дружба и вражда


Методика написания выпускного сочинения по литературе Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 11» г.Иваново Караштина Н.В.

Методика написания выпускного сочинения по литературе

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 11» г.Иваново

Караштина Н.В.


 Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный персонаж; почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует; какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни. Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении

Что такое сочинение на литературную тему?

Это рассуждение, размышление ученика по поводу того,

  • как изображен тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  • какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни.

Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем.

Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении


Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы? Дано – это тема сочинения. Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе. Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении: анализ конкретных литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения. Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы?

Дано – это тема сочинения.

Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.

Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

  • анализ конкретных литературных фактов;
  • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного


Композиция сочинения Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке. Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части. Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст. Заключение – подведение итогов сказанному. Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.

Композиция сочинения

Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок».

Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке.

Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части.

Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

Заключение – подведение итогов сказанному.

Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.


Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Анализировать тему сочинения можно двумя способами Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение) Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

Анализировать тему сочинения можно двумя способами

  • Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение)

Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы


Понятийный анализ темы и формулировка тезиса 2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения. Пример «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» Вопросы: В каких стихотворениях поэта звучит эта тема? Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве? Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма? Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения.

Пример

«Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Вопросы:

  • В каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
  • Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве?
  • Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма?
  • Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?


Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно. Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано: что автор сочинения собирается доказывать в своей работе? на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу? как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно.

Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:

  • что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
  • на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
  • как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?


 Варианты вступления Историческое (краткая характеристика эпохи) Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом) Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)

Варианты вступления

  • Историческое (краткая характеристика эпохи)
  • Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом)
  • Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника)
  • Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)


 Требования к написанию основной части Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. В основной части сочинения следует избегать: пересказа литературного произведения; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.

Требования к написанию основной части

Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.

Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.

Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.

В основной части сочинения следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.


Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно. Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер

Заключение

Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.

Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер


Список использованных источников Виды сочинений по литературе. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014 От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: {учебное пособие} / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014 Сочинение? Легко! 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / {С.И. Красовская, М.И. Шутон, Е.А. Плевак идр.} – М: «Просвещение», 2014

Список использованных источников

  • Виды сочинений по литературе. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014
  • От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: {учебное пособие} / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014
  • Сочинение? Легко! 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / {С.И. Красовская, М.И. Шутон, Е.А. Плевак идр.} – М: «Просвещение», 2014

  • Презентация к уроку пушкин сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • Презентация к уроку литературы 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне
  • Презентация к уроку сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс
  • Презентация к сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Презентация к сказке царевна лягушка для дошкольников