Презентация к уроку сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

А. с. пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхфрагмент рабочей тетради по литературе 5 класс александр сергеевич

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 1

А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»

Слайд 2

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 2

Организационный момент

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 3

Ч

Удесный
Мир
классики

Слайд 4

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 5

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Слайд 6

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 6

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 
2. Где родился?  3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин?  7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?  8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Слайд 7

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 7

Речевая разминка

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 8

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

Слайд 9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 9

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Слайд 10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 10

Слайд 11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 11

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.  В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»

Слайд 12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 12

А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»

Слайд 13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 13

Слайд 14

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 14

Слайд 15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 15

Литературная сказка

Слайд 16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 16

Слайд 17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 17

Кто такой богатырь?

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Слайд 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 18

Признаки сказки

Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.

Слайд 19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 19

Борьба добра и зла,
добро побеждает зло

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 20

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин?

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Слайд 21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 21

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

— О каком качестве характера это говорит?

— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

— Как Соколко защищал царевну?

— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Слайд 22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 22

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Слайд 23

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 23

Физминутка

Ветер

Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)

Слайд 24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 24

Слайд 25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 25

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Слайд 26

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 26

Царевна

-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Слайд 27

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 27

Портрет молодой царевны

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Слайд 28

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 28

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Слайд 29

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 29

Портрет царицы

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.

Слайд 30

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 30

Елисей

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
  Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?

Слайд 31

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 31

Портрет Елисея

Слайд 32

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 32

Семь богатырей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
 Прочитайте отрывок.
 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Слайд 33

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 33

Портрет Богатырей

Слайд 34

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 34

Слайд 35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 35

Синквейн. Царевна

Слайд 36

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 36

-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Слайд 37

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 37

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Слайд 38

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 38

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

  • Скачать презентацию (3.49 Мб)


  • 589 загрузок

  • 3.8 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    18

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Слайд 1

    А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide2

    Слайд 2

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide3

    Слайд 3

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • Slide4

    Слайд 4

    Секреты литературной сказки

    Секрет внезапного чуда
    Секрет неожиданной точки зрения
    Секрет загадочной детали. Подтекст
    Поучительный вывод

  • Slide5

    Слайд 5

    Словарь

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide6

    Слайд 6

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide7

    Слайд 7

    Цитатный план

    «Царь с царицею простился..»
    «Царь женился на другой..»
    «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    «А царевна все ж милее..»
    «Вот Чернавка в лес пошла..»
    «Будь нам милая сестрица»
    «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    «В руки яблочко взяла»
    «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    «Свадьбу тотчас учинили»

  • Slide8

    Слайд 8

    Основные образы сказки

    ●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    ●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
    ●Как отомстила царица-мачеха царевне?
    ●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

  • Slide9

    Слайд 9

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
    Внешность царевны и ее внутренние качества.
    Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
    Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
    Отношение автора к героине.
    ►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

  • Slide10

    Слайд 10

    Словарь

    Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
    Между тем росла, росла,
    Поднялась и расцвела..
    Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

  • Slide11

    Слайд 11

    Практическая работа

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

  • Slide12

    Слайд 12

    Помощники царевны

    ►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ►Как богатыри относятся к царевне и почему?

  • Slide13

    Слайд 13

    ■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • Slide14

    Слайд 14

    Будьте внимательны к слову

    Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
    Простился
    В путь-дорогу снарядился
    С белой зори до ночи
    Белешенька земля
    Восхищенья не снесла
    Свойство зеркальце имело
    Нраву кроткого такого
    Вдруг погасла
    Красная девица
    В горести душевной
    Сотворив обряд печальный
    Вдруг погасла жертвой злобе
    Потешить
    С мольбой погнался
    Трубит уже молва

  • Slide15

    Слайд 15

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • Slide16

    Слайд 16

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

    Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
    Основные положения статьи запишите в тетрадь.
    Определите способы рифмовки:
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

  • Slide17

    Слайд 17

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

  • Slide18

    Слайд 18

    Использованная литература

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
    ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

    http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
    http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
    http://www.bookmate.ru/books/255032
    http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

    ◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
    ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
    ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
    Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Главная / Литература / А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Презентация на тему: А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тет

Описание слайда:

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тетради по литературе5 класс

№ слайда 2
Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав,

Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».П. Бажов

№ слайда 3
В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда Осип

Описание слайда:

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичНяня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклоромБрат поэта Лев Сергеевич

№ слайда 4
Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зрени

Описание слайда:

Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод

№ слайда 5
Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем

Описание слайда:

Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

№ слайда 6
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный пл

Описание слайда:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

№ слайда 7
Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна

Описание слайда:

Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка в лес пошла..»«Будь нам милая сестрица»«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»«В руки яблочко взяла»«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»«Свадьбу тотчас учинили»

№ слайда 8
Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим люд

Описание слайда:

Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?● Как отомстила царица-мачеха царевне?● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

№ слайда 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние

Описание слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.Отношение автора к героине.► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

№ слайда 10
Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощ

Описание слайда:

Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:Между тем росла, росла,Поднялась и расцвела..Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

№ слайда 11
Практическая работа

Описание слайда:

Практическая работа

№ слайда 12
Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как бога

Описание слайда:

Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?

№ слайда 13
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в эт

Описание слайда:

■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

№ слайда 14
Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут

Описание слайда:

Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС белой зори до ночиБелешенька земляВосхищенья не снеслаСвойство зеркальце имелоНраву кроткого такогоВдруг погаслаКрасная девицаВ горести душевнойСотворив обряд печальныйВдруг погасла жертвой злобеПотешитьС мольбой погналсяТрубит уже молва

№ слайда 15
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев

Описание слайда:

► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

№ слайда 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106

Описание слайда:

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь.Определите способы рифмовки:Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.ПарнаяТам на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей..Перекрестная

№ слайда 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrs

Описание слайда:

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

№ слайда 18
Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки

Описание слайда:

Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 классИнтернет-ресурсы. Режим доступа:◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.htmlhttp://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpghttp://www.bookmate.ru/books/255032http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

Детство

Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в небогатой дворянской семье. Начальное образование, как это было принято у дворян, маленький Пушкин получил дома, его обучением занимались учителя и гувернеры, приглашаемые родителями из разных стран Европы. При этом, несмотря на яркий ум, будущее светило русской поэзии никак нельзя было назвать прилежным учеником, преподаватели и родные отмечали в нем отсутствие усердия, но со временем мальчик увлекся чтением.
Уже в возрасте семи лет в Пушкине начал развиваться его творческий талант. Начитавшись Мольера, Лафонтена и Вольтера, он сочинял на французском языке маленькие комедии, басни и даже пытался написать поэму.

Интересные факты

Уже после смерти поэта появилось немало легенд, связанных с его жизнью, творчеством и даже со смертью. Так, одна из наших современниц, живущая в Канаде, выдвинула версию, согласно которой Пушкин и Александр Дюма — один и тот же человек. Однако как бы ни хотелось продлить жизнь Александру Сергеевичу, эта легенда не выдерживает никакой критики.


Александр Пушкин и Александр Дюма

Информация о том, что Пушкин и Лев Толстой – дальние родственники, абсолютно правдива. Прабабушка Александра Сергеевича и прапрабабушка Льва Николаевича были родными сестрами.

У Александра Сергеевича действительно есть стихи с матом и ненормативной лексикой (обычно эти слова издатели заменяют пробелами и многоточиями), а также довольно пошлые шуточные стихотворения.

Лицей

В 1811 году после создания Царскосельского лицея 12-летний Пушкин оказывается включенным в список его воспитанников. Высокий уровень преподавания и требований к лицеистам дали будущему поэту то, что не смогли дать учителя и гувернеры в родном доме. Хотя отдельные науки все-таки давались ему с трудом, среди них была математика и логика. Свободное время Пушкин уделял литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Год спустя талант литературного гения оценил известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин, которому молодой Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Именитый муж пришел в полный восторг, а стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум». В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь.

Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но государственная служба его не интересовала, Александра Сергеевича больше увлекала светская жизнь, особенно он был востребован в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

Краткая биография Пушкина для 7 класса

26 мая 1799 года в Москве в дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин.

Его отец (Сергей Львович Пушкин) увлекался поэзией. Мать (Надежда Осиповна) имела хорошее образование и отлично владела французским языком. Кроме того, его дядя (Василий Львович) был известным поэтом того времени.

Такое окружение в значительной степени повлияло на будущего поэта.

В детстве Пушкин проводил много времени в подмосковном селе Захарово. За ним присматривали родная бабушка, а также няня — Арина Родионовна, к которой Пушкин был сильно привязан. Позже он написал несколько произведений, содержащих воспоминания о ней («Няне», «Зимний вечер»).

В 12 лет Пушкин поступил в Царскосельский лицей под Петербургом, где проучился следующие 6 лет.

Именно там он начал писать свои первые стихи, активно изучать литературу (в том числе и французскую), а также познакомился с известными литераторами того времени, которые единодушно признавали его талант.

В 1814 году, во время учебы в лицее, в журнале «Вестник Европы» было впервые опубликовано стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу».

Спустя год на торжественном публичном экзамене поэт прочел свое произведение «Воспоминания в Царском Селе» перед знаменитыми литераторами и получил их единодушное признание.

В 1817 году Пушкин окончил лицей и перебрался в Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел.

В этот период поэт вел активную светскую жизнь, посещал множество мероприятий, состоял в различных литературных обществах, а также работал над новыми произведениями.

Через 3 года (в 1820 году) была опубликована первая поэма Пушкина — «Руслан и Людмила».

В этом же 1820 году поэта из-за неприемлемых стихов и эпиграмм (в том числе на императора) отправили в ссылку на юг, в город Кишинев.

Там он посетил Крым, а затем Кавказ.

Эта поездка произвела на поэта сильное впечатление, в результате чего на свет появились такие поэмы как «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и прочие произведения.

Через 4 года (в 1824) за свои произведения и взгляды Пушкин был снова лишен должности и отправлен в другую ссылку — в село Михайловское, где находилось имение его матери. Там, несмотря на проблемы и неприятности, поэт продолжил активно работать над новыми произведениями.

Пока Пушкин находился в ссылке, прежний император Александр I, который разжаловал поэта, умер, и на престоле оказался Николай I.

В 1826 году он назначил поэту личную встречу. В результате их разговора император «помиловал» Пушкина и освободил его от ссылки.

В Москве поэт возвращается к активной светской жизни, и на одном из вечеров встречает Наталью Гончарову. По словам самого Пушкина, он полюбил ее с первой встречи. Однако родители Натальи не сразу дали свое согласие на брак.

В этом же году происходит значимое событие в жизни писателя — выходит в печать первый сборник его стихов.

Осенью 1830 года Александр Сергеевич был вынужден отправиться в село Болдино — имение отца, для решения некоторых хозяйственных вопросов. Там он плодотворно работает и создает множество произведений («Повести Белкина», «Домик в Коломне», несколько сказок). Этот период называют «Болдинской осенью».

В 1831 году Александр Пушкин вернулся в Москву, где обвенчался с Натальей Гончаровой.

В этом же году вышел в печать знаменитый роман «Евгений Онегин».

Осенью 1833 года поэт снова отправился в село Болдино. Там он активно работает над новыми произведениями («Медный всадник»). Этот период иногда называют «Второй болдинской осенью».

В 1836 году уже в Петербурге поэт выпустил собственный журнал «Современник».

Большой популярности журнал не получил, однако в нем Пушкин смог публиковать свои произведения, которые не пропускали в печать. Например, роман «Капитанская дочка» был напечатан в журнале анонимно с исключением некоторых глав.

27 января 1837 года в Петербурге на Черной речке между Пушкиным и Дантесом состоялась дуэль. В результате поэт был тяжело ранен.

Через 2 дня (29 января 1837 года) Александр Сергеевич Пушкин скончался.

hronika.su

На юге

В 1819 году через близкое к декабристам литературное общество «Зеленая лампа», куда вступил поэт, в творчество и мировоззрение Александра Сергеевича начинает проникать политика. Новые друзья обсуждали и пропагандировали свободолюбивые идеи. В этот период своего творчества Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня», что не осталось без внимания со стороны властей. Если бы не заступничество Николая Карамзина перед императором, Александра Пушкина могли сослать в Сибирь, а так он был всего лишь переведен по службе на юг. Но еще до переезда молодой гений успел закончить поэму «Руслан и Людмила», прочитав которую Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

В 1820 году Пушкин на пути в Кишинев на некоторое время заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период тоже вскоре найдет свое отражение в стихотворных произведениях, таких как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич, предоставленный сам себе, пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин». При этом творения поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя.

Биография пушкина кратко самое главное

Подробности Категория: Последние новости Опубликовано: 06 июня 2013

Рейтинг: 4 / 5

Краткая биография А. С. Пушкина (1799—1837).

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку

дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.

В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгель Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».

После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел,и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».

За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку. В ссылке, в 1823-м году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт ему в будущем великую славу. За четыре года ссылки Пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники».

В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Находясь в ссылке Александр Сергеевич узнаёт о восстании друзей декабристов, многие из которых в последствии были казнены и отправлены в ссылку.

4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царём, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров, такие как «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие другие.

9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке.

velikiy-pushkin.ru

Ссылка

В 1823 году Александр Пушкин переехал в Одессу, добившись перевода по службе в канцелярию графа Воронцова, но здесь ему не удалось выстроить отношения с начальством, и вскоре поэт попросил отставки. Но еще до того, как он успел это сделать, в Москве полиция вскрыла его письмо другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой Пушкин был определен в ссылку. Следующие два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском Псковской области под надзором и без содержания.

В Михайловском Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. Сказки и народные песни няни сильно повлияли на творчество Александра Сергеевича, а ее литературный образ появился в некоторых произведениях писателя. В этот период Пушкиным была написана трагедия «Борис Годунов», что стало новым этапом в его творчестве.

В конце 1825 года после смерти Александра I Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. Однако после того, как в 1826 году был опубликован первый сборник «Стихи Александра Пушкина» и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но сближения не произошло, Александр Сергеевич оставался на позициях свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.

Краткая биография Пушкина

Краткая биография Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837, русский писатель, поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы.

«Первый русский поэт-художник и создатель литературного языка. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка, эта прямодушная правда,отсутствие лжи и фразы, простота, эта откровенность ощущений — все эти хорошие черты русских людей поражают в творения Пушкина». Иван Сергеевич Тургенев

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 по старому стилю 26 мая в Москве. Отец — Сергей Львович Пушкин (1767—1848) военный, поэт любитель. Мать Пушкина — Надежда Осипова (1775—1836), внучка чернокожего Абиссинца Аврама Ганнибала, который попал в Россию в качестве раба, но благодаря мудрости и мужеству, стал любимцем царя Петра I.

Детские годы Пушкин провел в Москве, летние месяца у бабушки по матери Марии Алексеевны Ганнибал в подмосковном селе Захарове. Любовь к родному языку Пушкину привили бабушка и няня Арина Родионовна, сказками и рассказами, раскрыли будущему писателю мир старины, народного быта и народной поэзии. В 1811 году Пушкин жил, и учился в престижном Лицее вблизи Санкт-Петербурга в Царском Селе.

В лицейские годы были написаны первые стихотворения. После окончания лицея в 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин определяется на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге, где и присоединился к литературному обществу «Арзамас», и сообществу «Зеленая лампа», связанного с декабристами. Недовольный правлением Александра, пишет стихи, являющиеся критикой царской тирании и абсолютизма: оду «Вольность» (1818), «К Чаадаеву» (1818) «Деревня,» (1819). Вскоре литературная деятельность поэта привела к ссылке, на юг России. Перед отъездом из Петербурга опубликована первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила» (1820), которая привлекла внимание окружающих.

В ссылке Пушкин посетил Кишинев, Одессу, Казань Крым. В то же время начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин», в период 1823-1824 написал три первые главы. Южная ссылка – период, прошедший под знаком революционный романтизм, созданы поэмы «Кавказский пленник (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) стихотворение Кинжал (1821, изд. 1856) «Заключенный» (1822, изд. 1832). Осенью 1824 ссылка на юг России была заменена на затворничество в имении матери селе Михайловское.

В Михайловском создано около ста произведений поэта из них: романтическая трагедия «Борис Годунов», являющаяся отражением борьбы за трон московский, на рубеже XVI/XVII века. Стихотворения «Деревня», «Пророк»

В 1827 году тяжело переживая поражение восстания декабристов, пишет стихотворения «В глубине сибирских руд» «Арион». Пушкин, приступает к работе над: историческим романом «Арап Петра Великого» (1827, изд. 1837), исторической повестью «Полтава» (1829). После подавления восстания декабристов Пушкин был вызван царем Николаем I в Москву. По приказу царя, писатель получил полную свободу в выборе места жительства, и был освобожден от обычной цензуры.

С 1831 Пушкин жил в селе «Болдино» имении своего отца под Москвой. Этот период жизни поэта отличился огромным размахом творческого вдохновения и известен как «Болдинская осень» : за 3 месяца Пушкин создал около 30 стихотворений, около 50 произведений разных жанров огромного значения: закончил роман «Евгений Онегин» (изд.фрагментарно в период 1824-1831), так же написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и сказки для детей.

В феврале 1831 года Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой, венчается в московской церкви Большого Вознесения, после чего переезжает жить в Петербург. Там появились стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина» и романы: Дубровский (1832-1833) и Пиковая Дама (1834), а так же «Капитанская дочь»(1833-1836), являющаяся крупнейшим произведением Пушкина. Роман «Арап Петра Великого» был важной вехой в истории русской литературы, исторический роман о восстании Ю. И. Пугачева «История Пугачёвского бунта (1834), поэма «Медный Всадник» (нач. 1833, изд. 1837),

В 1835 Пушкин получил возможность издавать свой собственный журнал под названием «Современник» которые он вел до самой смерти. В 1837 в результате интриг и клеветы Пушкин, был вынужден, защищать честь жены, на дуэли с Жорж Дантесом 27 января. Поэт был тяжело ранен, два дня спустя умер. Похороны состоялись в селе Михайловское, погребен у Святогорского монастыря, там находится родовое кладбище Пушкиных- Ганнибалов недалеко от города Пскова.

Тема раздела: Краткая биография Пушкина. Краткая биография Александр Сергеевич Пушкин самое главное.

Рекомендовано к прочтению:

ulybajsya.ru

Свадьба

В 1829 году поэт на балу познакомился с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение, но родители Натальи не дали своего согласия на свадьбу. Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа Александр Сергеевич вновь посватался и на этот раз получил одобрение. До свадьбы оставалось только решить вопрос с имуществом жениха. Пушкин отправился в другое родовое имение – в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян. Но в Болдино пришлось задержаться на всю осень из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву. Здесь за короткий срок Александр Сергеевич закончил «Евгения Онегина» и написал множество других произведений. В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной.

Михайловское

Возвращение в отчий дом для поэта обернулось очередной ссылкой. Собственный отец надзирал за родным сыном, и такая жизнь для свободолюбивого Александра Сергеевича была просто невыносима. В результате серьезного конфликта с отцом вся семья, включая мать, брата и сестру, покинула Михайловское и перебралась в столицу. Пушкин остался один в компании Арины Родионовны.

Несмотря на подавленное состояние и уныние, на протяжении двух лет, проведенных в Михайловском, поэт много и плодотворно работал. Пушкину были чужды обычные «помещичьи» забавы. Он много читал, восполняя пробелы в домашнем и лицейском образовании. Поэт постоянно выписывал книги из столицы, которые досматривались полицией, его письма также вскрывались и прочитывались.


Восстание 14 декабря 1825 года

В этих условиях были написаны «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нулин», множество стихотворений (в том числе «Зимнее утро», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге»), ряд статей, несколько глав «Евгения Онегина».

Известно, что во время ссылки в Михайловском к Пушкину приезжал его давний и лучший лицейский друг – Пущин. Также поэт общался с семейством Осиповых — помещиками, которым принадлежало соседнее село Тригорское.

Известие о восстании 14 декабря 1825 года, в организации которого участвовали многие из друзей и знакомых поэта, застало Александра Сергеевича врасплох. Вероятность того, что опальный Пушкин принял бы участие в восстании, была настолько велика, что друзья обманули его, назвав неверную дату готовящегося переворота и сохранив для Родины великого поэта. Многие участники мятежа были сосланы в Сибирь, а главные зачинщики — повешены.

Последние годы

В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева и даже отправился в небольшую экспедицию по местам восстания, чтобы собрать материал для своего романа.

После этого осенью 1833 года Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, начал работу над «Пиковой дамой».

После возвращения в Петербург Пушкин попытался оставить службу или хотя бы получить продолжительный отпуск, но предложенные условия его не устроили, и он остался в столице. На эти годы приходится застой в творчестве поэта, некоторые произведения оказываются запрещенными к печати, другие выходят с трудом и не получают широкого признания. К тому же Пушкин много экспериментирует, и эти изменения не находят отклика у читателя.

В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где публикуется он сам и другие именитые поэты и писатели, такие как Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский. Однако издание оказалось убыточным и, чтобы хоть как-то поднять количество подписчиков, Пушкин публикует в нем свой роман «Капитанская дочка». Работа над журналом занимала все время поэта.

Служба и карьера

В 1817 году Александр Пушкин поступил в коллегию иностранных дел. К тому времени семья поэта перебралась в столицу. Жили Пушкины в Коломне, на Фонтанке, занимая квартиру из семи комнат на третьем этаже. Здесь Пушкин проживал с 1817 по 1820 годы. Считается, что именно в этой квартире поэт написал принесшие ему славу произведения: оду «Вольность» и поэму «Руслан и Людмила».


Рукопись Александра Пушкина

Коллегия иностранных дел располагалась на Английской набережной, в здании нынешнего МИДа. Сослуживцами юного дипломата были его однокашники-лицеисты Кюхельбекер, Корсаков и Горчаков. Дипломатическая карьера мало занимала поэта, но он исправно посещал место службы с 1817 по 1824 годы. Полученные знания Александр Сергеевич потом использовал в написанных в 1822 году «Заметках по русской истории XIII века».

Пушкина влекла бурная столичная жизнь, казавшаяся особенно привлекательной и интересной свободолюбивому по натуре поэту после добровольного заточения в стенах лицея. Недаром это учебное заведение его выпускники в шутку называли монастырем — настолько строгими были его правила, изолировавшие учеников от внешнего мира.


Александр Пушкин в лицее

Круг общения поэта был весьма разнообразен: он дружил с гусарами и поэтами, с художниками и музыкантами, влюблялся, дрался на дуэлях, посещал театры, модные рестораны, салоны, литературные кружки. Женщины всегда занимали в его жизни и творчестве одно из главных мест, а в пору молодости особенно. Пушкин восхищался своими музами, посвящал им стихи, превознося их душевные качества. Сердечные переживания юного Александра Сергеевича по большей части носили возвышенный, платонический характер.


Александр Пушкин в молодости

К этому периоду относится предложение руки и сердца младшей дочери Олениных, Анне. Пушкин часто посещал особняк Олениных на Фонтанке, где собирался весь литературный свет Санкт-Петербурга. Получив отказ от Анны Олениной, поэт вскоре встретил новую музу, племянницу хозяйки дома, Анну Керн. Ей он впоследствии посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновение».

Дуэль

В ноябре того же года вслед за ухаживаниями кавалергарда Жоржа Дантеса за Натальей Гончаровой начинают расползаться грязные слухи и рассылаться анонимные пасквили. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая была отсрочена, а затем отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной. Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял именно Дантес. Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени считалось смертельным. Через день – 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался. На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Тело Пушкина захоронили на территории Святогорского Успенского монастыря Псковской губернии недалеко от могилы матери.

Краткая биография Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга.

citaty.su

  • Презентация иллюстрации к сказке погорельского черная курица с цитатами из сказки
  • Презентация литературное чтение 2 класс школа россии сказка о рыбаке и рыбке
  • Презентация к уроку чтения 2 класс сказка о рыбаке и рыбке школа россии
  • Презентация к сказке хаврошечка для старшей группы
  • Презентация к сказке серая шейка подготовительная группа