Главная / Литература / Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Презентация на тему: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» 5 классУчебник М.М. Разумовской
№ слайда 2
Описание слайда:
В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри», «Алёнушка» и многих других.
№ слайда 3
№ слайда 4
Описание слайда:
Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.»
№ слайда 5
Описание слайда:
Беседа по картине Картина написана по сюжету русской народной сказки. Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов.
№ слайда 6
Описание слайда:
Беседа по картине Какой эпизод запечатлел художник на картине?На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.
№ слайда 7
Описание слайда:
Беседа по картине Что видим на первом плане картины?Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.
№ слайда 8
Описание слайда:
Беседа по картине Что изображено в центре картины? На среднем плане — всадники на волке.
№ слайда 9
Описание слайда:
Беседа по картине А что изображено на дальнем плане картины? Могучие стволы вековых дубов.
№ слайда 10
Описание слайда:
Беседа по картине Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются.Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.
№ слайда 11
Описание слайда:
Беседа по картине Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.
№ слайда 12
Описание слайда:
Работа с деформированным текстом Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое … лилиями. … туман окутывает деревья. …лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич … озирается — нет ли погони? Он … держит Елену Прекрасную. На … фоне леса выделяются всадники и … яблонька. Как по волшебству расцвела она в … чаще и дает … надежду на спасение, указывает путь из … леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный.
№ слайда 13
Описание слайда:
Составление плана I. Вступление (о Васнецове, о сказке).II. Основная часть. 1. Эпизод сказки.2. Стремительный бег волка.3. Всадники.а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);б) девушка (поза, лицо, волосыодежда);в) чувства героев.III. Заключение (мои мысли о картине).
№ слайда 14
Описание слайда:
Итак, в центре картины — всадники на волке. Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван — царевич бережно придерживает её.
№ слайда 15
Описание слайда:
Какого типа будет ваш текст? Описание с элементами повествования. Какие части речи используются для описания?Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.
№ слайда 16
Описание слайда:
Какого стиля речи будет текст? Для красочного описания используется художественный стиль речи. Какие средства выразительности используются?Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.
№ слайда 17
Описание слайда:
При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли. Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение. Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
№ слайда 18
Описание слайда:
Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов. С ними мы встретимся при описании одежды.Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 332).
№ слайда 19
Описание слайда:
Словарная работа Голевой — вытканная золотыми нитями ткань. Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда.Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура. Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.Червлёный — красный, багряный.Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.
№ слайда 20
Описание слайда:
Иван-царевич Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах. Иван — царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
№ слайда 21
Описание слайда:
Елена Прекрасная Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана — царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.
№ слайда 22
Описание слайда:
Елена Прекрасная Как одета девушка? Елена одета в шёлковое платье светло-зелёного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
№ слайда 23
Описание слайда:
Только ли историзмы можно использовать?Какие еще устаревшие слова мы знаем?Можно использовать архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.
№ слайда 24
Описание слайда:
Подберем синонимы, для описания деталей Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный. Топкое, вязкое, глубокое.Огромный, серый, сильный.Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.Белолицая, утонченная, испуганная, покорная.
№ слайда 25
Описание слайда:
Вспомним развязку сказки. Какие мысли возникают при взгляде на картину? Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
№ слайда 26
№ слайда 27
Описание слайда:
Интернет ресурсы http://festival.1september.ru/articles/211315/
№ слайда 28
Описание слайда:
Работа выполнена учителем МОУ Нахабинская СОШ №3 С УИОП Непочатовой Наталией Викторовной.
Содержимое публикации
Урок 41
Тема урока:Р/Р. СОЧИНЕНИЕ — ОТЗЫВ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» Учебник, с. 77, упр. 134, 135.
Тип урока | Развитие речи, применение знаний на практике |
Педагогические задачи | Создать условия для составления текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»; научить осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; способствовать развитию умения соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору |
Планируемые предметные | Познакомятсяс репродукцией картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса «Русский язык»; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 116. Прочитайте слова-наречия, назовите пропущенный суффикс -а,-оили-е. Выделите ударный звук в словах. – Составьте устно предложение с любым словом. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают слова. (См. РМ, Приложение 2.) Выполняют пальчиковую гимнастику. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать, А потом они в тетрадках будут буковки писать. Мы наши пальчики свели и вытянули ручки, Ну а потом мы от земли отталкиваем тучки! | Выделять существенную информацию актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – У нас в гостях звуки, которые содержатся в словах-отгадках. На овчарку он похож: Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) По пустыне я иду И с собой везу еду. Хоть не жадный я совсем, Но не поделюсь ни с кем. Даже с тем, с кем я дружу – Я в горбах ее вожу. (Верблюд.) – Какое это звуки? (Звуки [в’]и [в],[л’]и [л].) – Дайте им характеристику. – Запишите буквосочетания. – Запишите словарные слова, которые содержат звуки [в’] и [в], [л’] и [л]. | Выполняют чистописание. В Ва Ву Вя Вё Ви Во Ве Вю вм вм вд вр вл вв в Л Ла Лу Ля Лё Ли Ло Ле Лю лм лм лд лр лл лв л Записывают слова: аллея, вагон, везде, вокзал, вчера, железо, завтра, издалека, календарь, каникулы, килограмм, корабль, лучше, металл, медленно, налево, направо, овца, салют, сверху, свитер, сеялка, слева, тарелка, телефон, человек. Дают характеристику звукам. Звук [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный. Звук [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. Звук [в] – согласный, звонкий парный, твердый парный. Звук [в’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный. | |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда. А целое в музее Найдете без труда. (Картина.) (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «картина» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока
Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме
IV. Подготовка к восприятию картины.
Знакомство
с биографией художника.
Рассказывает о творчестве автора, показывая портрет художника.
– С творчеством В. М. Васнецова мы с вами еще не знакомы. Сегодня у нас есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.
– В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, был страстным любителем природы. Он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам – Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие его таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
– Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».
– Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
– Определите тему картины.
Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве художника.
Заранее подготовленные ученики читают отрывок
из стихотворения Ивана Сурикова «Детство».
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал…
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич –
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
Точно жар, горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поет;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.
Вот я к ней подкрался
И за клетку – хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я…
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 133)
– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
– Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?
– Понравилась ли вам картина? Почему?
Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы
V. Анализ картины как произведения искусства.
Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.
– Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?
– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
– Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
– Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.
– Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
– Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
– Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? Кто главный герой картины?
– Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?
– Какое значение имеет фон картины?
– Как художник относится к своим героям? Почему?
– Много ли на картине света, воздуха?
– Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
– На чьей стороне лес, деревья?
Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.
– Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.
Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.
– По позе, по выражению лица Ивана-Царевича видно, что он опасается погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо его выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Серый Волк быстро мчится вперед.
– Конечно же, главным героем является Серый Волк, который спасает от погони своих друзей.
– Фон картины передает настроение героев.
– Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но все-таки достаточно. Символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца становится нарисованная художником яблонька.
– Деревья-великаны встают непроходимой стеной.
Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им.
Высказывают свои мысли и чувства.
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться
и приходить
к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль
по результату
Составление плана.
Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине.
– Составьте план нашего текста.
– Предлагаю план вынести на доску.
Работают над планом текста в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.
1. Васнецов – художник-сказочник.
2. Стремительная скачка.
3. Серый Волк – сказочный помощник.
4. Тревожное настроение.
5. Красота Ивана-Царевича и Елены Прекрасной.
6. Красочность одежды персонажей.
7. Образ дремучего леса.
8. Добро побеждает зло.
Упражнение «Если бы художником был я…»
Проводит упражнение на развитие творческих способностей «Если бы художником был я…».
– Нарисуйте в вашем воображении картину на тему русской народной сказки.
– Какой момент выбрали для изображения?
– Где и в какой взаимосвязи расположены фигуры действующих лиц, предметы?
– Каким образом выделено главное действующее лицо?
– Какими выразительными средствами подчеркнута грозящая героям опасность?
– Как показали на своих «картинах», что добро победит зло?
Участвуют в выполнении упражнения «Если бы художником был я …». Отвечают на вопросы
VI.Лексико-орфографическая подготовка.
Организуетлексико-орфографическуюработу по тексту сочинения.
Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске.
– Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их написание.
– Объясните значение словосочетания «дремучий лес». Можно воспользоваться толковым словарем.
– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «волк», «Елена Прекрасная», «Иван-Царевич», «лес».
– Что мы видим на картине? (Героев: Елена Прекрасная, Иван-Царевич, Серый Волк; лес.)
– Опишите героев картины. Какая Елена Прекрасная? Какой Иван-Царевич? Какой Серый Волк?
– Опишите лес.
На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.
– Дремучий лес – густой и темный, труднопроходимый.
Подбирают синонимы к словам.
Волк – зверь, волчище.
Елена Прекрасная –царевна, суженая, невеста.
Иван-Царевич–юноша, спаситель, защитник, спутник.
Лес–чащоба, чаща.
Описывают образ главных героев картины.
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-Царевич: смелый, мужественный, правильные черты лица, губы сжаты.
Серый Волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Аргументировать свою позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения
соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
Словарно-лексическая работа
– Объясните значение слов, записанных на доске.
Сафьяновый, скатный, парча, голевой, кафтан, кушак, яхонт, червленый.
– Используя данные слова, опишите одежду и оружие Ивана-Царевича, не забывая о художественных средствах.
– Как одета Елена Прекрасная?
Объясняют значение слов, записанных на доске.
Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец).
Скатный–крупный, ровный, высокого качества
(о жемчуге).
Парча–плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
Голевой–вытканный золотыми нитями.
Кафтан–старинная мужская верхняя долгополая одежда.
Кушак–пояс из куска ткани или связанный из шнура.
Яхонт–старинное название драгоценных кам-
ней – рубина и сапфира.
Червленый–1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый.
– Иван-царевич одет в парчовый (расшитый золотом) кафтан, подпоясан синим кушаком. На руках
у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червленый меч словно летит вслед за хозяином.
– На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове ее драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сафьяновые сапожки
VII.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения
Организует устное сочинение текста.
– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст
и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана.
– Перескажите текст по плану, используя опорные слова
Называют опорные слова по тексту.
Составляют устный рассказ по картине (2–3 ученика)
Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников
VIII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– С каким произведением мы сегодня познакомились? Почему в названии сказки словосочетание «серый волк» написано с маленькой буквы, а в заглавии картины Васнецова – с заглавной?
– Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?
– Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.
– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?
– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
– Какой этап урока у вас вызвал трудности?
– Что понравилось?
– Чему научились?
– Какое настроение у вас было во время работы на уроке?
– Спасибо за работу!
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Продолжают фразы:
• Я почувствовал, что…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Своей работой на уроке я…
• Материал урока мне был…
• Мне захотелось…
• Мне больше всего удалось…
• Мое настроение…
• Заставил задуматься…
• Навел на размышления…
• Могу похвалить своих одноклассников…
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 117 в рабочей тетради, упражнение 1 из раздела «Проверь себя»
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и не найти.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)
Вчера, вправо, вместе, издалека, влево, позже, завтра, направо, справа, налево, вскоре, изредка, засветло, лучше, досыта, скоро, прежде, слева.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
КАРТИНА – 1. Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. 2. То, что можно видеть, представлять в конкретных образах. 3. То же, что кинофильм. Слово образовалось от итальянского КАРТА – «бумага». Первоначально значение слова КАРТИНА – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага». КАРТИНА – КАРТА = «изукрашенная бумага».
Однокоренные слова: картинка, картинный, картинность.
Синонимы: полотно, вид, пейзаж, холст, зрелище, ландшафт.
Фразеологизмы:
ЖИВАЯ КАРТИНА – сценическое представление без слов и движений, исполняемое людьми в соответствующих сюжету костюмах.
КАК КАРТИНКА, КАК НА КАРТИНКЕ – очень красивый.
Предложения:
Художники написали прекрасные картины.
Мы были на экскурсии в картинной галерее.
11
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Слайд 2
В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри», «Алёнушка» и многих других.
Слайд 3
Слайд 4
Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.»
Слайд 5
Беседа по картине
Картина написана по сюжету русской народной сказки.
Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов.
Слайд 6
Беседа по картине
Какой эпизод запечатлел художник на картине?
На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.
Слайд 7
Беседа по картине
Что видим на первом плане картины?
Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.
Слайд 8
Беседа по картине
Что изображено в центре картины?
На среднем плане — всадники на волке.
Слайд 9
Беседа по картине
А что изображено на дальнем плане картины?
Могучие стволы вековых дубов.
Слайд 10
Беседа по картине
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему?
Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются.
Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.
Слайд 11
Беседа по картине
Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему?
Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело.
Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.
Слайд 12
Работа с деформированным текстом
Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое … лилиями. … туман окутывает деревья. …лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич … озирается — нет ли погони? Он … держит Елену Прекрасную. На … фоне леса выделяются всадники и … яблонька. Как по волшебству расцвела она в … чаще и дает … надежду на спасение, указывает путь из … леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный.
Слайд 13
Составление плана
I. Вступление (о Васнецове, о сказке).
II. Основная часть.
1. Эпизод сказки.
2. Стремительный бег волка.
3. Всадники.
а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);
б) девушка (поза, лицо, волосы
одежда);
в) чувства героев.
III. Заключение (мои мысли о картине).
Слайд 14
Итак, в центре картины — всадники на волке.
Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?
Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван — царевич бережно придерживает её.
Слайд 15
Какого типа будет ваш текст?
Описание с элементами повествования.
Какие части речи используются для описания?
Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.
Слайд 16
Какого стиля речи будет текст?
Для красочного описания используется художественный стиль речи.
Какие средства выразительности используются?
Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.
Слайд 17
При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли.
Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.
Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение.
Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
Слайд 18
Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов.
С ними мы встретимся при описании одежды.
Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 332).
Слайд 19
Словарная работа
Голевой — вытканная золотыми нитями ткань.
Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда.
Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура.
Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.
Червлёный — красный, багряный.
Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.
Слайд 20
Иван-царевич
Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах.
Иван — царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
Слайд 21
Елена Прекрасная
Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние.
Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана — царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.
Слайд 22
Елена Прекрасная
Как одета девушка?
Елена одета в шёлковое платье светло-зелёного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
Слайд 23
Только ли историзмы можно использовать?
Какие еще устаревшие слова мы знаем?
Можно использовать архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.
Слайд 24
Подберем синонимы, для описания деталей
Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный.
Топкое, вязкое, глубокое.
Огромный, серый, сильный.
Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.
Белолицая, утонченная, испуганная, покорная.
лес
Слайд 25
Вспомним развязку сказки.
Какие мысли возникают при взгляде на картину?
Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
Слайд 26
Слайд 27
Интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/211315/
Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщенин темы и цели урока.
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы
научимся писать сочинение по картине.
3 Осн. материал. Для этого мы должны провести
подготовительную работу. Мир живописи богат и
сложен. Для того чтобы вступать в него не как в
темный лес, давайте познакомимся с основными
жанрами живописи. Живопись подразделяется на
следующие жанры: пейзаж (изображение природы),
натюрморт (изображение различных предметов,
цветов, фруктов), портрет (изображение человека).
Главный признак, отличающий живопись от графики
или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет
играет основную роль, донося до нас все красочное
богатство мира. Перед вами картина известного
русского художника Виктора Михайловича
Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке”
В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской
губернии. Его отец , священник , страстный
любитель природы, он привил это чувство и своим
сыновьям, будущим художникам Виктору и
Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов
былины и сказки о русских богатырях, протяжные
грустные песни, которые пели девушки. Все это не
могло не оказать влияние на развитие таланта. С
1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской
академии художеств. Первыми его произведениями
были рисунки и картины на бытовые темы. Однако
только в Москве он полностью нашел себя как
художник. Именно в Москве и в знаменитом
Абрамцеве работал Васнецов над своими широко
известными картинами, одна из них сейчас перед
нами. Посмотрите внимательно на эту картину.
Опираясь на цветовое решение картины, можно
сделать вывод о переданных художником чувствах и
настроении изображенных на ней героях.
Последовательность анализа картины может быть
разной в зависимости от особенностей картины.
Обычно используют такую последовательность: низ
картины (земля, вода, фон), средняя часть
(основная, где, как правило, находится
композиционный центр картины), верх картины (фон,
небо).
Для написания сочинения нам помогут
подготовительные упражнения:
- Рассмотрите картину, определите ее тему.
- Назовите предметы и героев, которые изображены
на картине. Составьте предложения. - Опишите, что вы видите на переднем плане, на
заднем плане, в центре картины, слева, справа. - Опишите ситуацию, изображенную на картине.
- Опишите персонажей картины: их лица, волосы,
руки, одежду, позу, состояние. - Выразите свое отношение к героям, к картине.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта
картина.
При написании сочинения по картине вам
помогут вопросы:
- Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
- Какое слово в названии картины несет наибольшую
смысловую нагрузку? - Какие изобразительно – выразительные средства
использует художник? - Как интерьер характеризует героев?
- Какое значение имеет фон картины?
- Как художник относится к своим героям? Почему?
- Много ли на картине света, воздуха?
- К какому жанру вы отнесете эту картину?
- Как художнику удалось изобразить природу?
- Какова основная мысль картины?
Все вопросы у вас на столе вам в помощь.
Для написания сочинения нам потребуется план,
мы вместе его составим.
План:
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины, их облик, мысли,
чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Какие образы мы видим на картине? (Елена
Прекрасная, царевна, суженая, невеста,
Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник,
Серый волк, лес, чащоба, чаща)
Елена Прекрасная: грустная, печальная,
задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая,
прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный,
безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты,
будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний,
вековой, косматый мох, черная тина болота.
Серый волк: волшебный помощник,
человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро
мчится.
После подробного разбора приступаем к работе.
Примерное сочинение
В 1889 году Васнецов написал картину “Иван –
царевич на Сером волке”. В ней художник
обратился к сюжету известной сказки: Серый волк
помогает Ивану-царевичу совершить множество
трудных дел, выпавших на его долю. В картине
Васнецова царевич, бережно обняв Елену
Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь
дремучую чащу расступающегося перед ним
сказочного леса.Вертикальная композиция картины рождает
ощущение опасности, неизвестности. По позе, по
выражению лица Ивана-царевича видно, что он
боится погони, настороженно и внимательно
смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу
и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою
суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна
обессилена. Измученная скачкой, она безвольно
опустила руки и доверчиво прижалась к груди
защитника.Серый волк быстро мчится вперед. Широко
раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный
пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят,
выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и
высунутому языку чувствуется, что он держится из
последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую
силу зверя.Все герои заключены как бы в красный
четырехугольник: красная шапка героя, красные
ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка.
Красный цвет помогает художнику выразить
тревогу, ощущение опасности.Деревья-великаны могучего леса встают
непроходимой стеной. Но перед добрыми героями
заповедный лес расступается. Как в сказке, он
помогает им. А яблонька становится символом
счастья, светлого предзнаменования, предвестием
хорошего конца. Образом цветущей яблони художник
привносит в полотно свою веру в справедливость
жизни.
4. Письмо сочинения. Подведение итогов.
Сочинение-отзыв по репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»
Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.
С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о
русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в
Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник.
Портрет В. М. Васнецова.
Художник Н. Д. Кузнецов
По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.
Спящая царевна
Три богатыря.
Алёнушка.
Баба-Яга.
Кащей Бессмертный
В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке»
Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.
Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.
- Рассмотрите картину, определите её тему.
- Эпизод какой сказки здесь изображён?
- Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.
Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
- Опишите ситуацию, изображенную на картине.
- Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
- Выразите свое отношение к героям, к картине.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
Вопросы по картине:
К какому жанру вы отнесете эту картину?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Что изображено в нижней части картины?
Какое настроение создаёт этот пейзаж?
Что изображено в центре картины?
Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Опишите верхнюю часть картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха?
Как художнику удалось изобразить природу?
Какова основная мысль картины?
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины,
их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .
Серый волк:
волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
Примерное сочинение
В 1889 году Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.