Класс: 7.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.
Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.
Этап урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия ученика
I. Организационная часть
— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.
Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
II. Проверка домашнего задания
Мотивация к учебной деятельности
В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)
А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?
Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:
— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…
— поэмы — «Руслан и Людмила»…
— повести — «Повести Белкина»…
— романы — «Дубровский»…
Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.
Л: мотивация, смыслообразование;
П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;
Р: коррекция, волевая саморегуляция;
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос.
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
III. Объявление темы и целей урока.
Беседа с классом
Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)
— Когда стали появляться летописи?
— Чем сейчас интересны летописи?
«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.
Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)
Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)
С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?
Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи
Сообщение подготовленного ученика. (Карта)
При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..
IV. Работа с текстом
Знакомство с «Песней…» (фонозапись)
Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.
— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)
— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)
— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?
— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)
«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.
По вертикали:
1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.
5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.
7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене
Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)
Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»
Ответы:
1). Басня,
2) трагедия,
3) былина,
4) летопись,
5) рассказ,
6) ода,
7) драма, по горизонтали Баллада.
Учащиеся работают коллективно.
Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация
П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.
устанавливать причинно-следственные связи.
К: формирование навыков речевой деятельности
V. Закрепление. Работа со словом
Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)
Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?
Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.
Задание 2. Найдите примеры в тексте.
Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)
Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения
Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.
К: формирование умения определять вид сказки
Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы
VI. Самостоятельная работа по тексту
Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)
Список устаревших слов
Работа в группе: работа на соотнесение
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.
VII. Творческая работа
1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.
2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)
— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.
— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?
Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)
П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:
Р: коррекция;
К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
VII. Итог урока. Рефлексия
Оценка работы в группе.
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её
VIII. Домашнее задание
Отрывок из баллады выучить наизусть.
Цель: формирование познавательного интереса,
активности, создание условий для сплочения коллектива.
Задачи:
- Развитие познавательной сферы младших школьников;
- Формирование умения принимать правила, инструкцию,
следовать заданному алгоритму. - Развитие умения работать в команде, расширение социальных
контактов учеников начальной школы.
Ход мероприятия
Все ученики начальной школы выстраиваются в холле. Воспитатели
предлагают ребятам на выбор символ интеллектуального клуба в
рамках разного цвета. Распределение на группы будет происходить
с учетом выбранного цвета.
Психолог: Доброе утро! Рады приветствовать Вас
на ежегодном открытии нашего интеллектуального клуба «Совенок».
Сегодня наша осенняя интеллектуальная игра пройдет по сказкам
А.С.Пушкина.
Презентация
Для начала нам необходимо разбиться на команды, для этого вам
необходимо построиться в соответствии с выбранным вами цветом
символа, т.е. подойти к тому воспитателю, у которого точно
такой же совенок (дети образуют команды по 10-15 человек).
Ваша задача: дружно пройти со своей командой
все испытания в строго отведенное время. Двигаться вы будете по
маршрутным листам, которые находятся у воспитателей. За каждый
пройденный этап вы будете получать конверт с паззлом. После
того, как вы пройдете все испытания и соберете все части
паззла, вам необходимо собрать общую картину.
Итак, в добрый путь!
1. Станция — Баба Яга
Баба-Яга: Уф-уф! Человеческим духом пахнет, кто это тут
расшумелся…А вы знаете, ребята, что русский народ молвит, что
мне, почитай, уж 700 лет стукнуло! А кто говорит, что вся тыща!
Впрочем, возраст женщины — всегда загадка. Секрет
долгожительства моего не разгадан: помогли мне молодильные
яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные
средства — неизвестно. Но факт — дожила я до нашего времени, а
Пушкин, Александр Сергеевич который, написал обо мне только в
одной сказке.
Вопрос: В какой? Напомните мне эти прекрасные
строчки обо мне.
«Стоит отметить, что «У лукоморья» не является сказкой, это
вступительная часть (пролог) поэмы «Руслан и Людмила».
«Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой»
Баба Яга: За это я на всех обиделась и
перепутала все буквы в именах сказочных героев. Попробуйте
теперь догадаться. Ха-ха-ха. (если сами догадаться не могут, то
сказать, что имя начинается с выделенной буквы.
елбак | белка |
рокшну | коршун (Чародей, пытавшийся погубить Царевну-Лебедь) |
нслаат | Салтан (отец Гвидона) |
онкеебс | бесенок (обитатель омута, пытался провести Балду и |
бьеедл | лебедь (Царевна) |
кеаанчрв | чернавка (служанка царицы, которую та послала извести |
ионвдг | гвидон |
ппьдаоя | попадья (жена попа) |
тирсак | старик |
ооокслк | Соколко (пес) |
Игра «Пятнашки от Бабуси»
Все ребята встают в круг. Между ног — веревка. Баба Яга в
центре круга. Дети идут, пританцовывая по кругу. Как только
музыка заканчивается, Баба Яга пытается метлой задеть тех, кто
не успел выпрыгнуть из круга (вытащить ногу).
2. Станция — Кощей (Кощей сидит на сундуках)
Кощей: Опять кто-то пришел. Все цепи мои
разорвал. За тысячи лет все цепи прохудились. А желающих
завладеть моими сокровищами очень много. Вот вам задание:
изготовить мне цепь из этих скрепок.
- Игра «Цепь из скрепок»
- Игра «Волшебный сундучок»
Дети достают из сундучка вещь и называют сказку, в которой она
встречается.
Яблоко, зеркальце, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и
месяц, орешки, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со
стрелами.
3. Станция — Царевна-лебедь
Царевна-лебедь: Здравствуйте, я —
Царевна-лебедь. Я очень люблю превращения. И вот вам мое
задание: вам необходимо превратиться в героев сказки и показать
ее отрывок. Главное правило — участвовать должны все ребята.
Роль может быть без слов. (роли: старик, старуха, ведущий 1,
ведущий 2, золотая рыбка, невод (несколько детей).
Ведущий 1:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Ведущий 2:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Ведущий 1:
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Ведущий 2:
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Ведущий 1:
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
Ведущий 2:
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Ведущий1:
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Золотая рыбка:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Ведущий 2:
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Ведущий 1:
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Старик:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Ведущий 2:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Ведущий 1:
Старика старуха забранила:
Старуха:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
4. Станция — Кот-ученый
Кот-ученый: Здравствуйте, как видите я — кот,
но кот не простой, а какой? Ученый. А, следовательно, очень
умный. Сейчас проверим, сможете ли вы справиться с моим
заданием.
Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой
все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по
вертикали, и по горизонтали.
Слова: щелчок, доход, поповна, базар, полба, лоб, бес, море,
оброк, балалайка, срок, палка, попадья, расплата, заяц,
веревка, кобыла, поп, попенок, Балда.
5. Станция — Царица с зеркальцем
Царица: Мое зеркальце сломалось. Я ему: «Я ль
на свете всех милее, всех румяней и белее? А оно мне в ответ…»
(ответ демонстрируется на экране):
- Царица милее Чернавки, Царевна милее Царицы, кто милее
всех? (Царевна)
Следующий слайд — зеркало смеется.
Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь
ты мне назло. Я ль на свете всех стройнее, и героев всех худее?
- Бабариха полнее Царицы, Царица полнее Ткачихи. Кто стройнее
всех? (Ткачиха)
Следующий слайд — зеркало смеется.
Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь
ты мне назло. Я ль на свете всех сильнее, и героев всех ловчее?
- Бабариха намного слабее, чем Черномор. Бабариха немного
сильнее, чем Царица. Кто слабее всех? (Царица)
Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь
ты мне назло. Да скажи мне без прикрас, кто веселей из всех
нас.
- Царевна веселее, чем Шамаханская царица, и легче, чем Баба
Яга. Царевна печальнее, чем Баба-Яга, и тяжелее, чем
Шамаханская царица. Кто самый печальный и самый тяжелый?
(печальная — Шамаханская царица, тяжелая — Баба Яга)
Царица: Здесь вообще не про меня! (трясет
зеркало) Ну-ка быстро говори, я ль на свете всех темнее и
моложе и чернее? ( в смысле цвет волос)
- Поповна темнее, чем Царевна-лебедь, и младше, чем Царица.
Поповна светлее, чем Царица, и старше, чем Царевна-лебедь. Кто
самый темный и самый молодой?
Царица-Поповна-Царевна-лебедь. (темнее всех Царица, моложе —
Царевна-лебедь)
Царица: Последний шанс тебе даю, похвали, я
говорю…
Зеркало смеется!!!
Тогда вы похвалите (обращается к детям), иначе не отдам
конверт.
6. Станция — Белочка
Здравствуйте, узнали меня? Из какой я сказки («Сказка о царе
Салтане…»). Я очень люблю веселиться и шутить. Вам нужно
догадаться правду ли я говорю или нет.
Игра «Правда-неправда»
- А правда ли, что две девицы под окном пряли поздно
вечерком? (нет, 3); - Правда ли, что царь Салтан превращался то в комара,
муху, шмеля (ударение сделать)? (нет, Гвидон) - Правда ли, что белочка при всех
Золотой грызет орех,
Тот алмазец вынимает, (изумрудец)
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет - «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…» (нет, во
саду ли) - Правда ли, что Пушки с пристани палят,
Кораблю уплыть велят. (пристать) - Правда ли, Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у «компа»
Села ждать его одна. (окна) - Правда ли, Черной зависти полна,
Бросив зеркальце в подушку (под лавку)
Позвала она Чернушку (к себе Чернавку) - Правда ли, И молва трезвонить стала:
Внучка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней. (дочка) - Правда ли, И к царевне наливная, (наливное)
Молодая, золотая, (молодое, золотое)
Прямо груша в рот летит… яблочко летит
Рысь как прыгнет, завизжит… (пес) - Правда ли, что Бедненькой бес
Под корову подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял корову, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул. (кобылу) - Правда ли, что Дед раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с мелкою галькой (одною тиной).
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с трубою морскою. (травою морскою)
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — осетровой. (золотою) - Правда ли, Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тринадцать лет и три года (тридцать)
И не слыхивал, чтоб рыба говорила. - Правда ли, Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старый?» (старче)
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, осетровая рыбка! (государыня) - Правда ли, Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним больничные палаты (царские). - Правда ли, Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Давид (Дадон).
С молоду был грозен вид. (он) - Правда ли, Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его пшеницу (границы).
Если останется время, мальчики встают в круг и хлопают в
ладоши, а девочки танцуют с платочками под песню «Во саду ли в
огороде».
7. Станция — Балда
Балда:
Я к попу работником нанимался
И об оплате сторговался:
За труд готов был взять щелчками.
Кто я, догадайтесь сами.
У меня для вас вот какое задание. Вам нужно вычеркнуть все
буквы д з ф х щ ъ э ю я на доске, и прочитать,
что получится. (Дети вычеркивают на интерактивной доске буквы д
з ф х щ ъ э ю я. Получится фраза:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (без знаков)
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»)
8. Станция — Звездочет — ребусы
Звездочет:
Сосчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе…
Команды проходят все испытания. Собирают 8 конвертов с
картинками из произведений А.С.Пушкина.
Списоки литературы для чтения летом после 1 класса:
Список книг для чтения летом после 1 класса,
УМК Школа России
Русская литература
- А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
- Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
- Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
- П.Ершов «Конек-горбунок»
- Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
- М.М. Зощенко “Елка”
- В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
- П.П. Бажов “Серебряное копытце”
- М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
- В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
- Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
- В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
- Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
- А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
-
Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора. Гуси-лебеди.
Зарубежная литература
- Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
- Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
- Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
- Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
- Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
- А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
- А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
- Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”
Стихи
- Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
- С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
- С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
- К.Чуковский .Стихи и сказки.
- Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”
Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.
Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России
- 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
- 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
- 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
- 4. Е.Чарушин «Про Томку».
- 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
- 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
стихотворения каждого автора). - 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
- 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
- 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
- 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
- 12. М.Зощенко рассказы для детей
- 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
- 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
- 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
- 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
- 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
- 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
- 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
- 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
- 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».
Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”
- Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
каждого автора). - В. Чаплина. Рассказы.
- М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
- Е.Чарушин «Про Томку».
- В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
- Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
автора). - А. Гайдар «Чук и Гек».
- Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
- Л. Пантелеев «Честное слово».
- Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
- Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
- М.Зощенко «Самое главное».
- Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
- Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- П. Бажов. Сказки и сказы.
- Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
- Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
- Р. Киплинг «Слонёнок».
- Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».
Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.
Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.
Ведение читательского дневника летом
Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.
Расчерчиваем по
форме:
№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет
Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.
Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!
Родителям:
Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”
1. Выяснить трудные слова.
2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?
3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном
событии книги.
4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?
Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”
1. Прочитай текст.
2. Разбей текст на части.
3. Составь план текста.
4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).
5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.
Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”
1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?
2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.
3. Составь план по выбранным отрывкам.
4. По составленному плану построй связный пересказ текста.
5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?
6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.
Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”
1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?
2. Как называется прочитанное тобой произведение?
3. О чём в нём говорится?
4. Кратко перескажи произведение.
5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?
Памятка «Как выучить стихотворение»
Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух.
Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться
толковым словарём).
3. Прочитай стихотворение выразительно.
Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
Если на выучивание дано 2 дня
Первый день.
Прочитай стихотворение про себя.
Выясни значение непонятных слов и оборотов.
Ещё несколько раз прочитай его про себя.
Прочитай его теперь вслух.
Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день.
Прочитай стихотворение про себя.
Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.
Перед сном расскажи ещё раз.
Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
Если стихотворение большое и трудно запоминается:
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5 . Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори его ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Все классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс. Выберите учебник: Все учебники «Литература», Курдюмова Т.Ф. «Литература», Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А. «Литература», Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др. «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. «Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С. «Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. /.
Презентация к уроку литературы в 5 классе «М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество». Петинова Анастасия Романовна. Под ред. Ланина Б.А. «Литература», Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др. «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. «Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С. «Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н. «Литература (в 2 частях)», Гулин А.В., Романова А.Н. «Литература. 5 кл. (в 3-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Русская литература.
Презентации по литературе 5 класс. К учебнику: Литература 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. — М.: 2015. 4.1 — 304с. Презентации по литературе 5 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе. Литература 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. — М.: 2015. 4.1 — 304с. Все учебники. Литература 5 класс, Рыжкова Т.В., Костюхина М.С. и др./ Под ред. Сухих И.Н., Москва : Академия, 2019. Презентации. Презентация к уроку Х. К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?». В сказке «Снежная королева» (1844) Снежная королева и Герда противопоставлены друг другу.. 12.12.2020, Соколова Валентина Владимировна.
Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме. Опубликовано 06.01.2013 — 21:02 — Любовь Александровна Кирейшина. Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей. КТП уроков литературы для 6 класса по программе В.Я.Коровиной. КТП уроков литературы 7 класс по программе В.Я. Коровиной. КТП уроков литературы по программе в,я,Коровиной.
Презентации к урокам литературы. 5 класс. Ветхий Завет в изобразительном искусстве. Раньше в программе под редакцией Курдюмовой для 5 класса была тема «Ветхий Завет». И сейчас я тоже включаю эту тему в программу, так как учащиеся должны хотя бы знать, о чём рассказывает большинство произведений изобразительного искусства. Это больше урок об искусстве, чем о религии.
Литература 6 класс. ▫. Диск ИНФОУРОК (видеоуроки, презентации, текстовые файлы). ▫. М.Ю. Лермонтов. К урокам русского языка. ▫. Русский язык 10-11 класс. Закладки. Вы здесь: Файлы / Папка ‘ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС (программа КОРОВИНОЙ)’. Литература 5 Класс (программа Коровиной). Просмотр Папки.
1 К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс». 2 Автор презентации: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 13 Остронкова Маргарита Леонидовна Копейский городской округ 2007 г. 3 М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне 1812 года. 4 Бородинское поле К западу от Москвы (124 км.) 26 августа 1812 года произошло генеральное Бородинское сражение. Скачать бесплатно презентацию на тему «К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»» в формате .ppt (PowerPoint). Похожие презентации.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе 2012 го-да и обновлённым учебникам (предметная линия под ред. В. Я. Коровиной). В программу включено тематическое планирование всех уроков для 5 класса, которое соответ-ствует основному содержанию каждого урока в нашем по-собии для учителя. Пособие способствует формированию ключевых компе-тенций пятиклассников: • речевой (осознанное и выразительное чтение, пере-сказы, монологическая устная и письменная речь); • коммуникативной (умение работать в паре, в группе, рецензировать результаты деятельности.
Качественные разработки уроков, конспекты и презентации по теме Литература 5 класс. Веб-квест можно предложить учащимся после изучения рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» (УМК под редакцией В.Я.Коровиной). №68745 | 19.03.2019 | Maleva4 | 0.7Mb. 1181.
Презентации к урокам литературы в 5 классе можно использовать на любом этапе занятия. При обобщении материала слайдовое сопровождение урока позволит организовать самостоятельную работу пятиклассников, при закреплении материала школьники с удовольствием поработают в группах, анализируя и систематизируя полученные знания, прочитав литературное произведение. Если вы хотите проводить современные уроки, предлагаем скачать бесплатно презентации по литературе в 5 классе из того раздела, в котором вы сейчас находитесь. Придя на урок раз с готовой разработкой, появится желание найти материал и к следующим урокам. У нас есть все.
(5 класс, учебник под ред. Коровиной). Цель данной презентации: поспособствовать понятию о басне, ее особенностях, о художественных средствах,которые присутствуют в баснях, а также выяснить цель, которые преследую басни. Дать представление о баснописцах разных веков. Презентация1.pptx. Презентация по литературе на тему: «Басни». (5 класс, учебник под ред. Коровиной). Ты все пела – это дело, так пойди же попляши А Васька слушает да ест Слона – то я и не приметил… Уж сколько раз твердили миру… Презентация по литературе на тему: «Басни». (5 класс, учебник под ред. Коровиной.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы 5 класс по литературе для учителя и ученика. Крюкова Ольга Сергеевна. Литература, 5 класс, Уроки. 15 марта 7983 37. doc. Открытый урок «Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Метеева Динара Абдуллатиповна. Литература, 5 класс, Уроки. 5 марта 4927 35. docx.
Литературное чтение (1-4) Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.) Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (5-9) УМК А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой. Литература (5-9) УМК Г. В. Москвина и др. 10-11 классы. Литература (Б) УМК Г. В. Москвина и др. 5-9 классы. Литература УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.) УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9). Тип. Город образования-2019. Мастер-класс «Как уйти от традиционной формы урока?» Смотреть видео. Состоялось.
Дидактический материал по литературе в 5 классе «Детям о И.С.Тургеневе». Цель: познакомить учащихся с биографией знаменитого русского писателя и поэта, публициста и драматурга, классика русской литературы 19 века . 09 февраля 2021 Печказова Светлана Петровна. Презентация предназначена для урока по творчеству Н. А. Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях…». 5класс. 18 января 2021 Строгонова Ирина Станиславовна. 23 2 0 0. Проект «Иллюстрации пятиклассников к сказке Х.Андерсена «Снежная королева». Презентации для 5 класса.
Презентация к уроку литературы в 5 классе по произведени. В. Г. Короленко «В дурном обществе». Тема урока «Смысл названия и основные ид. 04.11.2020, Сидорова Марина Анатольевна. 696 198. Презентация к уроку литературы по теме «Приключение-игра-жизнь по произведению Марка Твена «Приключения Гекльб. Презентации. Данная презентация составлена к уроку-рефлексии по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Данная презентация по литературе предназначена для проверки знаний материала о жизни и творчестве И.А.Бунина (5 класс; программа под ред. В.Я.Коровино. 19.01.2020, Заикин Игорь Викторович. 292 50.
Вводный урок литературы. 5 класс. Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях: Литература (лат.) — «написанное». Составитель презентации учитель русского языка и литературы. МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М. Литература — еще материалы к урокам: Презентация «Русские народные сказки «Царевна-лягушка»» 5 класс.
Презентация к уроку литературы «Своя игра»; 5 класс. Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по курсу русской литературы в 5 классе. В игровой форме ребята вспомнят известные им произведения: сюжет, систему персонажей, некоторые детали. Также обучающиеся повторят изученных ими авторов и вспомнят некоторые моменты их биографии. Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце 1 полугодия как проверочная работа.
Презентация Викторина к уроку внеклассного чтения на тему: «Сказки Х. К. Андерсена» рассчитана на обучающихся 5 класса. Цель: 1) развить навыки осознанного чтения и выборочного перес. 24.01.2021 Соколова Валентина Владимировна 31 0. Презентация на тему: «Что помогло Герде спасти Кая?» Презентация к уроку Х. К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?». В презентации к уроку внеклассного чтения представлены вопросы к сказам уральского писателя П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Горный м. 22.02.2021 Соколова Валентина Владимировна 11 1. Презентация к уроку «Письма с фронта».
Данная презентация поможет учителю показать истоки возникновения древнерусской литературы как исторического процесса, презентация содержит материал для записи заучивания, а также вопросы на закрепление. В приведенной презентации последние слайды относятся к изучаемому в 5 классе (по Программе В.Я. Коровиной) произведению «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»:словарная работа с трудными словами, работа над фабулой. Мартынюк Анастасия Сергеевна, Учитель русского языка и литературы, ГОУ ЦО №1486, г. Москва. древнерусская литература урок. Скачать эту работу на свой компьютер.
#1. Какой предмет одежды повелел своим сыновьям король сшить к утру
A. Рубашки
A. Рубашки
C. Пальто
C. Пальто
B. Сарафаны
B. Сарафаны
#2. На какой невесте предстояло жениться каждому из сыновей
C. На той, на чью землю упадёт пущенная стрела
C. На той, на чью землю упадёт пущенная стрела
A. На той, которую выберет сам царь
A. На той, которую выберет сам царь
B. На любую, которая полюбится сыном
B. На любую, которая полюбится сыном
#3. Что произошло, после как Василиса Премудрая махнула руками
A. Образовалось море с очаровательным закатом
A. Образовалось море с очаровательным закатом
B. Образовалось озеро с лебедями
B. Образовалось озеро с лебедями
C. Образовался пруд с утками
C. Образовался пруд с утками
#4. К какому литературному жанру принадлежит произведение «Царевна-лягушка»
C. Былина
C. Былина
B. Сказка
B. Сказка
A. Басня
A. Басня
#5. Что являлось смертью Кощея Бессмертного и где она была спрятана
C. Алмаз, был спрятан в дереве
C. Алмаз, был спрятан в дереве
B. Горошина, была спрятана в шкатулке
B. Горошина, была спрятана в шкатулке
A. Игла, была спрятана в яйце
A. Игла, была спрятана в яйце
#6. Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей, придя домой
B. Бросил её в печь
B. Бросил её в печь
A. Выкинул её в речку
A. Выкинул её в речку
C. Спрятал её поглубже
C. Спрятал её поглубже
#7. Что повелел царь испечь своим сыновьям
A. По прянику
A. По прянику
B. По хлебу
B. По хлебу
C. По коврижке
C. По коврижке
#8. Что сделала Василиса Премудрая, обнаружив пропажу
A. Всё равно обернулась лягушкой, но удалилась куда подальше
A. Всё равно обернулась лягушкой, но удалилась куда подальше
C. Обернулась серой кукушкой и удалилась за тридевять земель
C. Обернулась серой кукушкой и удалилась за тридевять земель
B. Покинула дом Ивана-царевича и убежала прочь
B. Покинула дом Ивана-царевича и убежала прочь
#9. Что произошло, когда невесты старших братьев тоже махнули руками
B. Они разбили зеркало отлетевшей костью
B. Они разбили зеркало отлетевшей костью
A. Поднялся рокот и гром
A. Поднялся рокот и гром
C. Они попали отлетевшей костью королю в глаз
C. Они попали отлетевшей костью королю в глаз
#10. Как схитрила лягушка, узнав, что за ней наблюдает бабушка-задворенка
B. Ничего не делала и ждала, когда бабушка уйдёт
B. Ничего не делала и ждала, когда бабушка уйдёт
A. Разломала печь и опрокинула туда всю квашню
A. Разломала печь и опрокинула туда всю квашню
C. Зажгла печь и приготовила квашню как попало
C. Зажгла печь и приготовила квашню как попало
#11. От кого рубашка оказалась пригодной для праздника
B. От старшего сына
B. От старшего сына
C. От среднего сына
C. От среднего сына
A. От младшего сына
A. От младшего сына
#12. Кому досталась стрела младшего сына
B. Боярское дочери
B. Боярское дочери
A. Купеческой дочери
A. Купеческой дочери
C. Лягушке-квакушке
C. Лягушке-квакушке
#13. Почему Василиса Премудрая стала лягушкой, как Ивану рассказал об этом старичок
A. Её отец велел три года быть лягушкой
A. Её отец велел три года быть лягушкой
C. Так она скрывалась от своего свирепого отца
C. Так она скрывалась от своего свирепого отца
B. Её в лягушку превратил злой волшебник
B. Её в лягушку превратил злой волшебник
#14. Какое животное пожалел Иван-царевич, за что получил от него помощь в ответ
A. Белку
A. Белку
C. Щуку
C. Щуку
B. Карася
B. Карася
#15. Как звали самого младшего сына, чья стрела угодила к лягушке в болото
B. Федор
B. Федор
C. Алексей
C. Алексей
A. Иван
A. Иван
#16. Какое животное пожалел Иван-царевич, за что получил от него помощь в ответ
C. Рысь
C. Рысь
B. Медведя
B. Медведя
A. Лису
A. Лису
#17. Сколько сыновей было у царя
B. 4
B. 4
A. 2
A. 2
C. 3
C. 3
#18. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»
B. сказка о животных
B. сказка о животных
C. волшебная сказка
C. волшебная сказка
A. бытовая сказка
A. бытовая сказка
#19. Кому принадлежат словаСказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Добрым молодцам урок.
а) Лермонтову
а) Лермонтову
а) Лермонтову
а) Лермонтову
#20. Где жила Баба-яга
B. В избушке на курьих ножках
B. В избушке на курьих ножках
A. В шалаше из курьих перьев
A. В шалаше из курьих перьев
C. В доме на лошадиных лапах
C. В доме на лошадиных лапах