Презентация к сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Скачать презентацию 3.49 мб 589 загрузок 3.8 оценка ваша оценка презентации оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • Скачать презентацию (3.49 Мб)


  • 589 загрузок

  • 3.8 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    18

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Слайд 1

    А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide2

    Слайд 2

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide3

    Слайд 3

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • Slide4

    Слайд 4

    Секреты литературной сказки

    Секрет внезапного чуда
    Секрет неожиданной точки зрения
    Секрет загадочной детали. Подтекст
    Поучительный вывод

  • Slide5

    Слайд 5

    Словарь

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide6

    Слайд 6

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide7

    Слайд 7

    Цитатный план

    «Царь с царицею простился..»
    «Царь женился на другой..»
    «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    «А царевна все ж милее..»
    «Вот Чернавка в лес пошла..»
    «Будь нам милая сестрица»
    «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    «В руки яблочко взяла»
    «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    «Свадьбу тотчас учинили»

  • Slide8

    Слайд 8

    Основные образы сказки

    ●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    ●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
    ●Как отомстила царица-мачеха царевне?
    ●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

  • Slide9

    Слайд 9

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
    Внешность царевны и ее внутренние качества.
    Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
    Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
    Отношение автора к героине.
    ►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

  • Slide10

    Слайд 10

    Словарь

    Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
    Между тем росла, росла,
    Поднялась и расцвела..
    Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

  • Slide11

    Слайд 11

    Практическая работа

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

  • Slide12

    Слайд 12

    Помощники царевны

    ►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ►Как богатыри относятся к царевне и почему?

  • Slide13

    Слайд 13

    ■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • Slide14

    Слайд 14

    Будьте внимательны к слову

    Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
    Простился
    В путь-дорогу снарядился
    С белой зори до ночи
    Белешенька земля
    Восхищенья не снесла
    Свойство зеркальце имело
    Нраву кроткого такого
    Вдруг погасла
    Красная девица
    В горести душевной
    Сотворив обряд печальный
    Вдруг погасла жертвой злобе
    Потешить
    С мольбой погнался
    Трубит уже молва

  • Slide15

    Слайд 15

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • Slide16

    Слайд 16

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

    Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
    Основные положения статьи запишите в тетрадь.
    Определите способы рифмовки:
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

  • Slide17

    Слайд 17

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

  • Slide18

    Слайд 18

    Использованная литература

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
    ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

    http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
    http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
    http://www.bookmate.ru/books/255032
    http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

    ◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
    ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
    ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
    Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 1

А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»

Слайд 2

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 2

Организационный момент

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 3

Ч

Удесный
Мир
классики

Слайд 4

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 5

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Слайд 6

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 6

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 
2. Где родился?  3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин?  7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?  8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Слайд 7

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 7

Речевая разминка

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 8

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

Слайд 9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 9

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Слайд 10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 10

Слайд 11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 11

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.  В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»

Слайд 12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 12

А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»

Слайд 13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 13

Слайд 14

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 14

Слайд 15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 15

Литературная сказка

Слайд 16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 16

Слайд 17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 17

Кто такой богатырь?

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Слайд 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 18

Признаки сказки

Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.

Слайд 19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 19

Борьба добра и зла,
добро побеждает зло

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 20

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин?

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Слайд 21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 21

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

— О каком качестве характера это говорит?

— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

— Как Соколко защищал царевну?

— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Слайд 22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 22

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Слайд 23

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 23

Физминутка

Ветер

Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)

Слайд 24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 24

Слайд 25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 25

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Слайд 26

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 26

Царевна

-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Слайд 27

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 27

Портрет молодой царевны

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Слайд 28

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 28

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Слайд 29

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 29

Портрет царицы

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.

Слайд 30

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 30

Елисей

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
  Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?

Слайд 31

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 31

Портрет Елисея

Слайд 32

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 32

Семь богатырей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
 Прочитайте отрывок.
 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Слайд 33

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 33

Портрет Богатырей

Слайд 34

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 34

Слайд 35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 35

Синквейн. Царевна

Слайд 36

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 36

-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Слайд 37

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 37

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Слайд 38

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 38

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

Методическая
информация

Тип урока (мероприятия, занятия) Тип урока по основной дидактической
цели – проверка усвоения содержания сказки.
Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные,
развивающие, воспитательные)

Знакомство с историей рождения
пушкинской сказки и ее содержанием

Развитие
речи и воображения, навыка сравнительного
анализа

Формирование интереса к русской литературной
сказке, творчеству А.С.Пушкина, эмоций по
отношению к героям

Задачи урока (мероприятия, занятия) Проверить знание текста сказки, учить
сравнивать героев.

Учить выбирать информацию
для сообщения о герое

Воспитывать любовь к русской литературе.

Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
Различные виды чтения: творческое,
комментированное, выборочное;развивающего
обучения; развитие речи по методике Н. Шапиро.
Время реализации урока (мероприятия,
занятия)
40 минут
Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Знать: характеристика литературного
героя; сравнительная характеристика; роль детали
в художественном произведении.

Уметь:
анализировать конкретно-поведенческие ситуации.

Закрепить навыки исследовательской работы с
текстом, создания презентации, работы в группе.

Необходимое оборудование и материалы Мультимедийный проектор;

Экран;

Презентация к уроку в программе PowerPoint

Список учебной и дополнительной
литературы
Литература 5 класс. Учебник под
редакцией М.А. Снежневской. Часть I / Москва,
Мнемозина 2007. С.115-157.

Н.А. Шапиро. Учимся строить и
понимать текст 5-9 классы. Москва, “Первое
сентября”, 2002.

Ход и содержание
урока, деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся Создание проблемной ситуации,
соответствующей возрасту и интересам учащихся,
позволяет привлечь к обсуждению весь класс,
активизирует образное и логическое мышление.

Иллюстративный
материал повышает интерес к изучаемой теме,
уровень восприятия материала и устойчивого
внимания обучающихся.

 Подробное описание всех этапов
урока

Организационный момент

— Сегодня мы заканчиваем изучение “Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях”

СЛАЙД 1

Александр Сергеевич Пушкин

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

— Разместите эпизоды по порядку

СЛАЙД 2

Размести эпизоды по порядку

1. “…вот чернавка в лес пошла”

2. “А царевна все ж милее…”

3. “Но царевна молодая… между тем росла…”

4. “Царь женился на другой…”

5. Возвращение царя, рождение дочери, смерть
царицы

6. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны
молодой положили…”

7. “В руки яблочко взяла…”

8. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

9. “Царица злая… положила иль не жить, иль
царевну погубить”

10. “Будь нам милая сестрица”

11. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас
учинили”

12. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

13. “За невестою своей Королевич Елисей между
тем по свету скачет”

СЛАЙД 3

Правильный порядок эпизодов

Возвращение царя, рождение дочери, смерть
царицы

2. “Царь женился на другой…”

3. “Но царевна молодая… между тем росла…”

4. “…вот чернавка в лес пошла”

5. “Будь нам милая сестрица”

6. “А царевна все ж милее…”

7. “Царица злая… положила иль не жить, иль
царевну погубить”

8. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

9. “В руки яблочко взяла…”

10. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны
молодой положили…”

11. “За невестою своей Королевич Елисей между
тем по свету скачет”

12. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

13. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас
учинили”

-Узнайте по описанию, о ком или о чем идет речь.

СЛАЙД 4

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Высока, стройна, бела…, но зато горда, ломлива,
своенравна и ревнива.

СЛАЙД 5

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

СЛАЙД 6

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Семь румяных усачей.

СЛАЙД 7

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Всех милее, всех румяней и белее.

СЛАЙД 8

2.По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Наливное, молодое, золотое, свежо, душисто,
румяно, золотисто.

СЛАЙД 9

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Круглолицый, светлоокий.

СЛАЙД 10

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Могучий, буйный.

— Составьте устный рассказ о царевне по плану.

СЛАЙД 11

3. Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних
качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

— Чем похожи злая царица и царевна и чем они
отличаются?

СЛАЙД 12

4. Сравнительная характеристика героинь

Царица

Царевна

Общие черты

Царского происхождения, умны, красивы

Различие

Злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая,
грубая, надменная, жестокая

Добрая, бескорыстная, скромная, кроткая,
трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная

— Подумайте, чем отличаются словосочетания.

СЛАЙД 13

5. В чем отличие словосочетаний:

Записать сказку и Написать сказку

СЛАЙД 14

6. Найди в пушкинской сказке черты народной
сказки.

— Вспомните определение народной и авторской
сказки. Найдите в пушкинской сказке черты
народной.

— Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.

СЛАЙД 15

МОЛОДЦЫ!

Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока

Предмет

Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.

Цели урока

Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Задачи:

Образовательная продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятием литературная сказка; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями.

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ресурсы

— «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012.

— Презентация с заданиями

— карточки с заданиями

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

 -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые технологии (В.К. Дьяченко),

 -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

— объяснительно-иллюстративный метод,

— проблемный метод.

Планируемые результаты

предметные– создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения;

метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные– формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Формировать УУД:

Личностные:

1формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;

2познавательный интерес;

3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7слушать и понимать речь других;

8 оформлять свои мысли в устной форме;

9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные:

10 ориентироваться в своей системе знаний;

11 осуществлять анализ объектов;

12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14 составлять ответы на вопросы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.

Р 5

Слайд 1 (Картина)

— Как называется репродукция картины?

— Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь?

— Дайте определение морали, сказки?

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 10

Слайд 2 (А.С. Пушкин)

— Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

П14

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Мы уже знакомы с творчеством поэта.

Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделиться с нами результатами, т.е она расскажет о том, как создалась данная сказка. А мы с вами тихо послушаем.

Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает.

Р 5

П 11

К 9

К 7

— Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание)

Пересказывают содержание сказки.

К 8

К 7

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

-Вот с каким интересным произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чём её сходство и отличие от народной.

Л 2

К 7

К 8

П 10

П 14

– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?

Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 2

ФИЗМИНУТКА

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений

-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы).

Слайды с задания:

Разместить по порядку эпизоды

Проверка своих ответов

Узнай по описанию, о ком идёт речь

Проверка своих ответов

Сравните героинь

Проверка ответов

В чём отличие словосочетаний? Проверка ответов

Найдите в пушкинской сказке черты народной сказки

Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы.

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

К 9

П 12

Л 3

Р 6

7) Этап обобщения изученного на уроке

— давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили?(МАЧЕХА)

— Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть- понятие

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.

Л 1

П 14

П 10

К 7

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

— Выставьте отметки друг другу, раздав фишки

Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке.

Л 3

Р 5

К 9

9) Этап конструирования собственной деятельности

Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка:  1 уровень сложности:

— Составить рассказ о царевне по плану. Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

— Чему нас может научить эта история?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

— Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Конструируют алгоритм собственной деятельности

П 10

Л 3

Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

— Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:

  • Презентация к сказке царевна лягушка для дошкольников
  • Презентация к сказке три поросенка михалков
  • Презентация к сказке три поросенка для детей по действиям
  • Презентация к рассказу чехова мальчики 4 класс
  • Презентация к сказке заяц хвастун в старшей группе