Презентация к рассказу осеевой почему 2 класс

Задачи: образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия стыд и совесть;

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы   русского народа

в годы Великой Отечественной войны

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание

  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

  4. Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова — героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», — так писала одна английская газета.

Эпиграф

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

— На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека, еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

— В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

— Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

— Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.
— Как Соколов попал в плен? (текст)
— Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
— В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа — всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

— Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

— Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

— Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

— Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“…А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

— Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

— Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах…

— «Словно присыпанные пеплом» — то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

— А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

— Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

— Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко — жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

— Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

— А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

— В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

— Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

— Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

— И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

 Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

 Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Приемы, представленные в данном докладе, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

Приемы для формирования функциональной грамотности

Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку». Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение). А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов. (Приложение).

Прием «Яркое пятно» — прием, повышающий познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующий мыслительную деятельность ребенка. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев.

«Метод кейсов». В основе метода проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации? Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной. Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор. В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

— Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (Приложение).

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора».

Сейчас, вам предлагается поработать в группах.

Задание 1: Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу. (Приложение)

1. Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает?

2. Как поступил отец Вани?

3. Чем мальчик выдал себя?

4. Почему Ваня заплакал?

5.Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.

6. Какие эмоции и чувства вы испытали?

Задание 2: Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

Соблазн___________1

Стыд______________4

Проступок_________2

Отцовский урок____3

Задание 3: Какие признаки доказывают, что мы прочитали рассказ?

Задание 4: Вспомните другие поучительные рассказы. Оцените свою работу в группах.

Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Однако, знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе.

Приложение

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: Урок открытия новых знаний (основанный на технологии продуктивного чтения).

Тема: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: формировать умение вычитывать смысловую информацию со сплошного литературного текста и не сплошных текстов разных видов.

Используемые технологи: технология деятельностного метода (на всех этапах урока), технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающие технологии (физминутки).

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: деятельностный (самостоятельный поиск решения), наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: Слайдовая презентация  к уроку.

Оборудование: проектор, экран, сигналы, учебник, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, слайдовая презентация к уроку, наглядный и раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональ-ный настрой

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

-Уважаемые гости! Вас приветствует 3 класс!

-Улыбнитесь друг другу! Присаживайтесь! Одна китайская пословица гласит:СЛАЙД-2

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Проверка домашнего задания

Словесный: рассказ

Ответы детей.

Подготовка к введению новой темы.

— Какое произведение Л. Толстого читали на прошлом уроке?

— Вашим домашним заданием было придумать продолжение к рассказу Л.Н.Толстого «Лебеди» и нарисовать рисунок к этому произведению.

— Вы уже поместили свои рисунки на доску, посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась.

— Давайте послушаем, какое продолжение к рассказу вы придумали.

Познавательные

строить речевое высказывание в устной форме.

а) Прием «Корзина идей»

Внимательно слушают.

Ответы детей.

Актуализирует учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством (какого писателя?) СЛАЙД -3 -Льва Николаевича Толстого

Прием «Корзина идей». СЛАЙД-4

— И немножечко вспомним некоторые факты из его биографии: на листах напечатаны числа и слова, а вы должны будете объяснить, какое отношение имеет данный материал к писателю.

Все свои знания мы сложим в корзину. (Дети по одному выходят к доске)

5 , 23, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна (СЛАЙД -5)

Познавательные:

извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания .

Коммуникативные: строят монологическое высказывание

Познавательные: использование знаково-символических средств.

3.Актуализа-ция знаний.

а)Загадка об акуле

Ответы детей:

Акула

Л.Н.Толстой «Акула»

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

— Я предлагаю вам выяснить, как же называется произведение, которое мы будем сегодня изучать, отгадав загадку.

Рыба хищная и злая.
В океане обитая,
Всё стремится съесть она,
Зубов острых пасть полна.
Вон она хвостом взмахнула.
Угадайте, кто? (акула)

(Кто догадался, как будет называться произведение? АКУЛА)

( СЛАЙД-6)Молодцы.

-Какова тема нашего урока? ».(СЛАЙД-7)

А какую цель мы поставим перед собой на уроке?

-Как вы думаете, а чем именно мы будем заниматься на уроке?

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Личностные:

самоопределение,

проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

б)Предположе-ние (антиципация):

по названию.

–Будим обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. 

Организует работу учеников

Предположения детей:

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

в)Самоопределе-ние к деятель-ности

Ответы:

— На паруснике.

-Корабль с парусами – парусник.

-Акулу

-СТРАХ.

Ужас, испуг, паника.

Ученик рассказывает об акуле.

Организует деятельность уч-ся;

Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».(СЛАЙД-8)

-На каком транспорте мы отправимся в путь?

-Во время путешествия мы с вами будем внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

-Итак, мы у берегов Африки и кого же встретили? (СЛАЙД-9)

Что испытывает человек при встречи с акулой? Какие чувства? (.

Вот оно «слово – магнит» — СТРАХ. Подберите к нему синонимы.

— Что вы знаете об акулах?

-Давайте послушаем материал об акулах из энциклопедии о животных.

(Слайд — 10: Музыка+фото Акулы).

Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень

Личностные:

Самоопределение,

проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

г)Прием «Синквейн»

Ответы детей:

Даёт коллективное задание:

СИНКВЕЙН

-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное

-Давайте попытаемся погрузиться в мир поэзии и коллективно составим синквейн «АКУЛА».( СЛАЙД -11)

-Что такое синквейн ? (– пятистрочная стихотворная форма) Молодцы!

Синквейн.

1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Молодцй)

Проверка на СЛАЙДЕ-12

Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

Оценивать степень самостоятельности., собственную учебную деятельность, свои достижения.

Коммуникативные:

— проявлять активность в деятельности.

д). Словарная работа

Отвечают, работают в парах.

Оцените работу по знанию незнакомых слов на индивидуальных листах.

Выберите правильное значение.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи.

(Слайд -13 со словами артиллерист, палуба, фитиль, ропот, якорь,пушка )

Где можно найти объяснение этим словам?

Выясним их значение и дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковым словарём С. И. Ожегова. (СЛАЙД-14)

Сегодня в проведении словарной работы нам помогает

Ученица: Мне надо было найти 6 незнакомых слов в произведении , найти их значение в словаре и придумать задание для ребят.

Работа в парах:1 ряд- артиллерист, палуба,2ряд- фитиль, ропот,3ряд —

Регулятивные:

— принятие и сохранение учебной задачи,

— управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей.

е)Игра-предположение «Угадай-ка»

Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).

Эмоционально настроить на восприятие текста

Игра-предположение «Угадай-ка» (СЛАЙД -15)

– Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием ? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).

-Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания и просмотра слайд – фильма.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные: участвуют в целеполагании.

4.ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА

Дети  выполняют

движения.

Организует

физминутку

Содержание и форма на выбор дежурного ученика.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

5. Изучение нового материала. а)Знакомство с рассказом «Акула». Диафильм.

Внимательно слушают.

Рассматривают иллюстрацию

Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.

Когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик «Акула»

Эмоционально настроить на восприятие текста.

Покажите свое настроение перед прослушиванием произведения? Молодцы! Ну а теперь сядьте поудобнее и представьте ,что перед вами морские просторы, вы плывете на красивом паруснике и слушаете невероятную историю, которую вам рассказывает старый артиллерист…Но и попробуйте прочувствовать все, что услышите

(прослушивание рассказа артиллериста)

(Слайд )

1.Просмотр до слов «Акула плыла прямо на мальчиков»

2.Прогнозирование по содержанию:

-Как вы думаете, что будет дальше?

3.Просмотр до конца слайд-фильма.

4. Пауза для эмоционального восприятия.

А сейчас какое настроение?

— Я вижу, произведение взволновало вас.

-– Какие чувства вы испытали?

— Было ли вам страшно? За кого? Когда?

-Оправдались ли ваши предположения?

-Можно ли по названию определить каким будет произведение?

— Я вижу, что вы внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленные вопросы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество.

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных зада-ний, их полноценное

понимание и воспроиз-ведение.

Регулятивные:

действие по намечен-ному плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом этапе.

6. Работа над содержанием текста

а) речевая разминка

Читают трудные слова

Организует чтение трудных слов по слогам.

— Чтобы начать читать рассказ, давайте со слайда прочитаем трудные слова по слогам. (Слайд 18)

  • На-пе-ре-гон-ки — наперегонки

  • По-на-тужь-ся — понатужься

  • Ра-зо-шёл-ся — разошёлся

  • Ко-лы-ха-лось — колыхалось

  • По-слы-шал-ся – послышался

Регулятивные:

— формирование установки на поиск способов разрешения трудностей;

б)работа над составлением картинного плана

Ответы детей.

Расставить последователь-ность событий.

Картинный план

Создает условия для активной работы учащихся на уроке.

— Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на слайде разбросаны иллюстрации картинок. СЛАЙД-18

-Как вы думаете, какое задание надо выполнить?

— Что тогда у нас получится?

-А сейчас вы будете читать и озаглавливать те части текста, которые подходят к иллюстрациям

Познавательные: извлекают информацию из несплошного текста (иллюстрации)

7.Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана

Ответы детей.

У берегов Африки.

День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно.

Описание, сравнение

(«Купание в парусе».)

Вздумали.

Значит ни о чём не задумываясь, поплыли в открытом море, совершили необдуманный поступок.

«Мальчики в открытом море»

Морское чудовище.

Вдруг…

Спустили, бросились , понеслись было силы, чтобы спасти ребят.

Нет.

« Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь смотрел на детей».

ШОК — это высшая степень страха и ужаса, его сковал страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.

«Появление морского чудовища» или «Акула».

Стремительность действия, нельзя было терять ни секунды.

Глаголы.

Быстро.

Немолодой, уставший, старый, седой.

Выстрел.

— Дети спасены.

Да мог, могли не спасти мальчиков.

Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.

Актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение

— Откройте учебник на стр. 56.

Какая часть текста подходит к первому рисунку, найдите и прочитайте. Следим по учебнику. (Чтение первой части выразительно (Читаем до слов: …На корабле с нами

1часть— Где стоял корабль?

— Как Толстой описывает погоду в этот день?

-Какие литературные приёмы использует автор в произведении?

— Почему устроили купальню в парусе? (так было безопаснее)

— Как можно озаглавить эту часть?

2 часть— Чтение шёпотом « Дождик по стеклу») (Читаем дальше до слов: Вдруг.)

-А где решили купаться мальчики?

— На какой глагол нужно обратить внимание?

— Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

— Как отец отнёсся к забавам сына и его товарища?

Докажите текстом .

— Что значат эти слова?

А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что?

— Какой литературный прием использует автор?

— Как озаглавим эту часть? «Мальчики в открытом море»

3 часть— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. (Чтение «про себя»).

— Как появилась акула?

— Каким словом автор передает появления акулы?

– Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх, опасность? Прочитайте! — Чтение диалога.

— Попробуем прочитать по ролям.

— С какого слова начинается этот эпизод?

— Как ведут себя матросы? Прочитайте их действия

Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака? (нет)

Учитель: Иногда бывают такие ситуации – наступает момент, когда никто не знает, что делать, тогда наступает «момент тишины».

— Найдите в отрывке моменты «напряженной тишины»..

— Какие чувства он испытывает в этот момент? — Мы нашли в рассказе самые напряженные моменты, и теперь настал «момент тишины». Давайте почувствуем ее. (Положите руки на колени, закройте глаза и «послушайте тишину»)

— Как озаглавим эту часть?

4 часть — Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. (Чтение по абзацам)

— Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?

— Какую часть речи использует автор, чтобы показать стремительность?

— Как нужно читать все эти глаголы?

— Найдите и зачитайте все действия отца мальчика. — Почему автор использует только глаголы?

-Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?

-Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?

— Каким вы его себе представляете.

Составьте словесный портрет артиллериста. -Каковы могли быть последствия выстрела?

— Как бы мы озаглавили эту часть? Выстрел

5часть- прочитайте. Чтение « выразительно»

В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать?

— Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Дети спасены».

-Какой момент в рассказе вызвал у вас самые сильные переживания? Перескажите его.

— Для кого и как закончилась эта история? — Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как?

-– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных заданий, их полноценное

понимание и

воспроизведение.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

Познавательные: формируют умения читать информацию между строк, преобразовывать информацию в несплошной текст-таблиц

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задават

уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное

Личностные:

-понятие об ответственности за себя и близких,

— уметь оценивать

Регулятивные :

-осуществлять пошаговый самоконтроль результатов деятельности.

— выдвигать версии

Познавательные.

-обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале,

-строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей.

-умение формулировать и преобразовывать информацию в таблицу

Коммуникативные .

-адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Физминутка для глаз

Дети  выполняют

движения глазами

Организует

физминутку

У: А теперь немного отдохнём. 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

8.Продолжение работы над темой урока.

а)Творческая работа в группах.

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в группах.

— Я вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами. Работать вы будете в группах. Работайте вместе, помогайте друг другу (помним правила работы в группе)

1гр. – проследить и сопоставить настроение героев на протяжении рассказа

— Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)

Название части Настроение

• Купальня в парусе Спокойное

• Мальчики в открытом море Волнение

• Акула Тревога, страх

• Выстрел Ужас

• Дети спасены Радость и облегчение

— 2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Сердце ёкнуло

Хлопот – полон рот

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3гр.- заполнить схему

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные

Артиллерист: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый

-Ребята, а вы осуждаете мальчиков?

3 гр. — Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.

•отцовские чувства трусливый
• мудрый мужественный
•честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый

• бывалый решительный

4 гр. Такие мужественные поступки можно встретить и в пословицах. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

(Выдать пословицы для работы в группах. Отвага-половина спасенья.

Смелому- всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристу).

Личностные: формирование самооценки и взаимо -оценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные:

умеют взаимодействовать с одноклассниками в группе

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество

9. Итог урока.

Делают обобщение по теме урока

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке

Организует работу учеников

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо. 
А сейчас я проверю, какими вы были во время путешествия внимательными, наблюдательными. 

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

Д: Главный герой — это старый артиллерист.

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула — причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)

У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

Какой урок хотел нам преподнести?

Д: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну.

Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения., адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме.

10.Рефлексия

Выполняют работу.

Создает условия для активной работы учащихся.

Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените сами свою работу по принципу «трёх океанов» ( Прикрепить кораблики)

1 океан– урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

2 океан – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

3 океан– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных зада-ний, их полноценное

понимание и воспроиз-ведение.

Регулятивные:

действие по намечен-ному плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом этапе.

Д/з.

Оценки за урок.

Записывают домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание в дневник.

Всем — выразительное чтение рассказа.
а) пересказать текст от имени старого артиллериста; б) нарисовать иллюстрацию;

в) составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).

Урок окончен. Всем спасибо за работу!

Урок окончен! Спасибо за внимание!!!

Регулятивные:
— восприятие оценки учителя,
— адекватная самооценка

В России самыми популярными новыми автомобилями являются седаны, хэтчбеки и универсалы. Это вынужденная ситуация – бюджетный класс никаких просторных моделей не предполагает по умолчанию.



Но для большой семьи такие машины не очень подходят – приходится раскошеливаться и выбирать между внедорожниками, кроссоверами или минивэнами.

Большой «джип» на эту роль не очень годится. Внедорожник слишком прожорливый, дорогой и вообще, говорят, что если нужен такой автомобиль, то вы живете где-то не там.

Самые практичные минивэны на российском рынке – от Мерседеса до ТойотыКакой минивэн выбрать для семьи? Фото: Youtube.com

Кроссоверы на роль семейной машины подходят больше, но с размерами салона у них не очень. А то, что годится, стоит дорого.
Остаются минивэны – они часто предлагаются по цене седанов и универсалов, и отличаются большим салоном с тремя рядами сидений. Для семьи – это отличный вариант!

К сожалению, редко кто имеет возможность приобрести новый минивэн, приходится искать что-то на б/у рынке. Но спрос на такие автомобили есть, хоть и небольшой.

Сегодня мы расскажем вам о новых минивэнах, которые продаются в России официально. В обзоре будут автомобили подешевле и подороже – на любой вкус!

Mercedes-Benz V-Class

Мерседес – это престиж, комфорт и вообще, соседи оценят! Чтобы не упрекали в сибаритстве и не причисляли к олигархам, не стоит брать новенький S-Class. Седан для большой семьи не очень подходит, особенно если детей более трех.

Берем V-Class, внешне похожий на микроавтобус, и пусть кто-то посмеет сказать, что это роскошь – почти рабочий автомобиль!

На самом деле, Mercedes-Benz V-Class очень даже комфортабельный, красивый и экономичный. Модификаций в России предлагается много, но двигатель только один – 2,1 турбодизель на 190 л. с.

Презентация к рассказу осеевой почему 2 классСтоимость нового автомобиля – от 9 290 000 до 32 000 000 рублей. Фото: Youtube.com

Объем кажется небольшим, как и мощность, зато сколько денег можно сэкономить на заправках! Хотя, с другой стороны, проще взять что-то в разы дешевле, и не переживать за расход и дорогие ремонты.

Самые простые модификации Мерседеса могут похвастаться богатой комплектацией. Чем дороже – тем больше будет опций, включая кожаный салон, отделку ценным деревом и так далее.

Кроме простора, Mercedes-Benz V-Class может похвастаться внушительным багажным отделением, куда поместятся вещи большой семьи, собирающейся ехать своим ходом на море.

Как у любого дорогого Мерседеса, у нового V-Class есть огромное количество электронных систем безопасности, продуманное усиление кузова и целый арсенал «подушек».

Mercedes-Benz надежен, но содержать такой автомобиль дорого. Хотя, если есть возможность купить машину данного класса, то и обслуживать получится.

Презентация к рассказу осеевой почему 2 классВнутри роскошно, как в любом Мерседесе! Фото: Youtube.com

Плюсы Mercedes-Benz V-Class:

  • ? Мерседес
  • ? Расход топлива
  • ? Надежность
  • ? Просторный салон
  • ? Комфорт в движении

Есть у модели и ряд недостатков:

  • ? Дорогие ремонты и обслуживание
  • ? Дизельный двигатель тишиной работы не отличается
  • ? Маневренность
  • ? Объем мотора в 2,1 литр и 190 л. с. на спорт не тянут

Получается, что Mercedes-Benz V-Class – это минивэн для эстетов, не обремененных финансовыми проблемами.

Kia Carnival

Если Мерседес кажется слишком дорогим, то можно присмотреться к корейскому автопрому. Новый Kia Carnival – это вовсе не тот простенький и гниющий минивэн, каким он был раньше.

Презентация к рассказу осеевой почему 2 классСтоимость новых автомобилей – от 2 700 000 до 5 300 000 рублей. Фото: Youtube.com

В четвертом поколении корейские инженеры решили не просто выпустить стандартный семейный автомобиль. Нет, на фоне популярности кроссоверов было решено наделить минивэн чертами внедорожника.

Машина получилась стильной, ее сущность подчеркнули кроссоверным дизайном и увеличенным размером колес.

Салон тоже серьезно обновили, да и опций у автомобиля прибавилось.

Двигатели тут на выбор – для экономных и тех, кому нужна динамика. Дизельный вариант имеет рабочий объем 2,2 литра и развивает 199 л. с. Бензин – 3,5 л. и 249 л. с.

Кроссовером Kia Carnival можно считать только условно – привод предлагается во всех модификациях передний.

Volkswagen Multivan

Автомобили марки Фольксваген в России традиционно любимы и популярны. Но если стандартного «Поло» вашей семье не хватает, то стоит присмотреться к Volkswagen Multivan.

Стоят эти автомобили дорого, но зато дарят немецкую надежность, комфорт и простор в салоне. Двигатели тут только 2,0 дизель с разной мощностью, зато расход радует. Главное заправляться на проверенных АЗС, ведь современные моторы на тяжелом топливе от некачественной солярки быстро выходит из строя.

Презентация к рассказу осеевой почему 2 классСтоимость новых автомобилей – от 4 700 000 рублей. Фото: Youtube.com

Несмотря на внешний «микроавтобусный» вид, Volkswagen Multivan внутри удобнее многих седанов. Это же не «Транспортер», а «Мультиван»!
Минивэн будет альтернативой Mercedes-Benz V-Class, и сэкономит семейный бюджет. В случае необходимости, Volkswagen Multivan поможет зарабатывать деньги на трансфер-услугах, например.

Если стоимость автомобиля кажется чересчур высокой, то можно присмотреться к вариантам б/у, хотя даже за минивэны конца 1990-х годов просят в среднем 600 000 рублей.

Владельцы «свежих» Volkswagen Multivan свои автомобили в основном хвалят, хотя некоторые сетуют на огрехи сборки, скрип пластиковых панелей и жесткую подвеску в самых дешевых модификациях.

Peugeot Traveller

Еще один сравнительно бюджетный минивэн, отличающийся просторным салоном. Двигатель у автомобиля – экономичный дизель с рабочим объемом 2,0 литра и мощностью в 150 л. с. Коробки передач предлагаются как автоматические, так и механические.

Французские дизельные моторы считаются лучшими в мире, так что бояться их не стоит. Если не экономить на топливе, то проблем с двигателем не будет.

Презентация к рассказу осеевой почему 2 классСтоимость новых автомобилей – от 1 980 000 до 3 900 000 рублей. Фото: Youtube.com

Это именно легковой минивэн, а не грузовой микроавтобус, переделанный на скорую руку. Водителю и пассажирам в дороге будет комфортно, ведь даже в базовой комплектации тут есть раздельный климат-контроль, круиз, задние парктроники и другие опции.

Для тех, кто еще сомневается, не лишней будет информация о тесте на безопасность – Peugeot Traveller получил 5 звезд.

Достоинства модели:

  • ? Внешность
  • ? Комфортный салон
  • ? Надежность двигателя
  • ? Экономичность
  • ? Качественное лакокрасочное покрытие

Минусов пока не выявлено, хотя для России один недостаток подразумевается сразу – это «француз», некоторые до сих пор им не доверяют, несмотря на засилье Рено.

Toyota Alphard

Для любителей традиционного японского качества можно предложить брутальный японский минивэн Toyota Alphard. Автомобиль отличается стильным дизайном – в потоке на такую машину будут обращать внимание.

Презентация к рассказу осеевой почему 2 классСтоимость новых автомобилей – от 6 780 000 рублей. Фото: Youtube.com

Хотя Тойота выглядит футуристически, внешность тщательно выверена, аэродинамика тоже. Внутри машина поражает тишиной, комфортом и огромным количеством опций. Это премиум, не хуже Mercedes-Benz V-Class.

В России предлагается только один двигатель – бензиновый 3,5 литра с мощностью 300 л. с. Про отсутствие экономичности такого мотора говорить не стоит, зато динамика поражает воображение.

Надежность автомобилей Тойота давно стала легендарной – это в полной мере относится и к этому минивэну.

Получается, что Toyota Alphard самый спортивный из всех представленных в обзоре вариантов. Но выгодной покупкой в плане универсальности и экономичности станет Peugeot Traveller.

Минивэны – это не только скучные автомобили. При желании и финансовых возможностях можно подобрать универсальную машину на все случаи жизни. На такой автомобиль владелец будет постоянно оборачиваться – это значит, что он доволен своим выбором!

  • Презентация итоговое сочинение структура сочинения клише
  • Презентация итоговое сочинение кому на руси жить хорошо вопрос гражданина
  • Презентация докучные сказки сочинение докучных сказок 3 класс школа россии
  • Презентация загадки по сказкам для детей с картинками
  • Презентация для детей по сказкам катаева