Презентация на тему: Черная курица, или Подземные жители
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Черная курица, или Подземные жители «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли».
№ слайда 2
Описание слайда:
Алексей Перовский получил блестящее образование.В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его. В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.
№ слайда 3
Описание слайда:
В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину
№ слайда 4
Описание слайда:
В Отечественную войну 1812 года штаб-ротмистр Третьего Украинского полка Алексей Перовский участвовал в сражениях против французских войскАнтоний Погорельский
№ слайда 5
Описание слайда:
Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
№ слайда 6
Описание слайда:
История создания повести Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
№ слайда 7
Описание слайда:
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале «Новости литературы» он опубликовал — под псевдонимом «Антоний Погорельский» — «Лафертовскую маковницу». Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее «два раза и одним духом».
№ слайда 8
Описание слайда:
Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.
№ слайда 9
Описание слайда:
Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека: в то время до появления «Детства» Л.Н.Толстого оставалось еще двадцать шесть лет, «Детства Темы» Н.Г.Гарина-Михайловского — шестьдесят шесть, а «Детства Люверс» Б.Л.Пастернака — девяносто шесть.
№ слайда 10
Описание слайда:
«Черная курица» — первая русская авторская сказка в прозе для детей
№ слайда 11
Описание слайда:
Архив писателя канул в лету. И как?! Управляющий в Погорельцах был большим гурманом, он извел все бумаги Перовского на приготовление «котлет в папильотках». Представьте себе!
№ слайда 12
Описание слайда:
Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения «грудной болезни» поехал в Ниццу и, на пути туда, умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.
№ слайда 13
Описание слайда:
Ребята, вопросы! Что Вас особенно потрясло в биографии писателя?
№ слайда 14
Описание слайда:
Ребята, вопрос! Какие эпизоды изобразили художники на обложках фантастической повести «Черная курица, или Подземные жители»?
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
Описание слайда:
Ребята, вопросы! Чем отличается литературная сказка от народной?
№ слайда 18
Описание слайда:
Каковы были быт инравы частного петербургского пансиона, в котором обучался Алеша? (словесное рисование или пересказ текста)
№ слайда 19
Описание слайда:
Каким вы представляете подземное царство, куда он попал?
№ слайда 20
Описание слайда:
«Конопляное семечко освободило Алешу от труда, не надо было учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?»
№ слайда 21
Описание слайда:
Каким был Алеша до того, как он получил конопляное семечко и каким он стал, когда его получил.
№ слайда 22
Описание слайда:
ВыводПраздность испортила Алешу, был миленький мальчик, а стал таким дурным, гордым и непослушным. Сначала учился хорошо, а потом вовсе не учился. Сначала его любили, а потом менее стали любить, он становился день ото дня все хуже и хуже, внутренний голос предупреждает его «что его любить никто не будет» и он будет «самое несчастное дитя».
№ слайда 23
Описание слайда:
Советы Чернушки«Ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо».«Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавить еще худшее -неблагодарность».
№ слайда 24
Описание слайда:
Слова честиНельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.Надо быть строгим к себе.
№ слайда 25
Описание слайда:
Как автор относится к А л е ш е ?
№ слайда 26
Описание слайда:
«Не полагай…, что так легко избавиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…»
№ слайда 27
Соглашение
Правила регистрации пользователей на сайте «ЗНАК КАЧЕСТВА»:
— Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;
— Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);
— Запрещается использовать чужие данные;
— Запрещается использовать чужие e-mail адреса;
— Запрещается использовать аватары и подписи содержащие спам, рекламу, порно, пропаганду нацизма и.т.д
Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:
1. Нарушения 1-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений на постоянный срок.
1.1. Спам.
1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.
1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).
1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.
4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.
4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.
4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах «ЗНАК КАЧЕСТВА».
4.4. Угрозы в адрес участников форума.
4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.
4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.
4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.
4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.
5. Нарушения 3-й категории: Наказываются запретом на отправления сообщений в форум сроком до 3 суток.
5.1. Мат и ненормативная лексика.
5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).
5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.
5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.
5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.
5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).
5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.
5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.
5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.
5.10. Открытая реклама любого сайта в сообщениях и автоподписи.
5.11. Деструктивный троллинг — целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.
6. Нарушения 4-й категории: Наказываются запретом на отправление сообщений в форум сроком до 1 суток.
6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.
6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.
6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.
6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.
6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.
6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.
7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума
7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.
7.4. Удаление учетной записи.
7.5. Блокировка IP.
8. Примечания
8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.
8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.
8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.
8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.
9. Администрация Администрация сайта «ЗНАК КАЧЕСТВА» оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.
-
Скачать презентацию (5.71 Мб)
-
289 загрузок -
4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Комментарии
Отличная обучающая презентация по литературе. Полезна как учителю, так и ученикам. Есть продуманная структура, нет ошибок в орфографии и пунктуации, аккуратный строгий дизайн. Использование таблиц и графиков помогает легко воспринимать и усваивать информацию, а списки позволяют преподнести ее более упорядоченно. Тема полностью раскрыта, есть ощущение завершенности. Работа заслуживает высшей оценки.
13.11.17 12:42
Катя Селлер
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Интересует тема «Черная курица, или Подземные жители»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 26 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 5 класса. Скачивайте бесплатно.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
26
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Урок литературы в 5 классе
по сказке Антония Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»
(УМК под редакцией В. Я. Коровиной)
(работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «Лесогорская СОШ» Голубевой Натальей Леонидовной) -
Слайд 2
-
Слайд 3
Цели урока:
Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
Формирование умений ориентироваться в тексте художественного произведения.
Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.
Развитие умений обобщать проанализированный материал.
Духовно-нравственное воспитание( развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста). -
Слайд 4
Задачи урока :
При работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации. -
Слайд 5
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.(1 мин.)
Содержание:
1.Игра «Цепочка». (2 мин.)
2.Повторительно-обобщающая беседа. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки». (9 мин.)
3.Проверка знания текста учащимися. (2 мин.)
4.Аналитическая беседа . Характер главного героя . Составление таблицы «Добродетели и пороки». (20 мин.)
5.Жизнь души героя . Беседа о совести. (7 мин.)
6.Нравственные уроки сказки . Выводы. (3 мин.)
7.Домашнее задание. Составление сборника мудрых мыслей. (1 мин.) -
Слайд 6
Игра «Цепочка»
Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные.
Первый ученик называет сказку , второй повторяет название первого и добавляет свое и т.д.
Например:
«Царевна – Лягушка»
2. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна »
3. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » , «Финист ясный сокол»( и далее) -
Слайд 7
Повторительно – обобщающая беседа.
Найдите в содержании хрестоматии сказки «Царевна – Лягушка» и «Спящая царевна».
Перелистайте знакомые вам тексты.
Чем отличаются произведения?
Попробуйте сопоставить их по
— наличию авторства
— присутствию в тексте описания местности, облика героев , их характеров
способу выражения основной мысли
(в результате беседы заполняется таблица) -
Слайд 8
Основные признаки фольклорной и литературной сказки
-
Слайд 9
Проверка знания текста учащимися.
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.
1.Алеша проявляет необыкновенные способности.
2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.
3.Алеша в подземном королевстве.
4.Спасение Чернушки.
5.Прщание с министром.
6.Предательство.
7.Жизнь Алеши в пансионе.
8.Болезнь и выздоровление.
( 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий ) -
Слайд 10
Аналитическая беседа . Работа с текстом.
Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.
1.Каким мы видим его в начале произведения?
2.Какой поступок Алеши поразил вас?
(чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки»)
3.Как и почему изменился Алеша?
Итоги наблюдения за характером героя.
Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка)самопожертвование
предательство -
Слайд 11
Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта
Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?(ПОРОКИ)
Назовите слово , противоположное по значению.(ДОБРОДЕТЕЛИ)
Познакомьтесь с определением значения этого слова:
Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля)
Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки.
(В результате коллективной работы появляется таблица) -
Слайд 12
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК
Скромность Непослушание
Послушание Нескромность
Сострадание Гордость
Раскаяние Самолюбие
Стыд Самонадеянность
Совесть Праздность
Доброта Самопревозношение
Прилежание Неблагодарность(Вся лексика взята из текста сказки .Конечно , учитель включен в работу , подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы . Это начало кропотливой работы с текстом . Обязательно учим работать с карандашом в руках).
-
Слайд 13
Право нравственного выбора
А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти . Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора.
-
Слайд 14
Жизнь души героя . Беседа о совести.
Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный.
Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки.
Поразмышляйте над вопросами:
1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы.
2.Как относится автор к своему герою?
(Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться). -
Слайд 15
Жизнь души героя
-
Слайд 16
Выводы
Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь).
1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
2.Слушать внутренний голос совести.
3.Быть требовательным к себе.
4.Преодолевать в себе эгоизм, лень, -
Слайд 17
Домашнее задание
Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой?
Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить.
Возможный вариант:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.»
«…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
«…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
«Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
«Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
«Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».
Согласны ли вы с утверждениями:
— у всех людей есть совесть
— голос совести можно услышать только после плохого поступка
плохих людей совесть не мучает
бессовестному человеку жить легче
Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами. -
Слайд 18
Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока
-
Слайд 19
-
Слайд 20
Рабочий лист учащегося
-
Слайд 21
-
Слайд 22
Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир
-
Слайд 23
Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой
-
Слайд 24
Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т
-
Слайд 25
Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А
-
Слайд 26
Литература
Литература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы:
1.Библиотека Михаила Телегина
www.mtelegin.ru
2.Википедия
www.wikipedia.org
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Иллюстрация к сказке А.Погорельского
« Черная курица, или Подземные жители»
МОУ Петровская СОШ
Работу выполнил
ученик 5 а класса
Жигалов Александр
Учитель: Ильичева Ирина Михайловна
Худ. А. Рейпольский
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.
Худ. А. Рейпольский
Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно; но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество.
Худ. А. Рейпольский
Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка — сердитая и бранчливая.
Худ. А. Рейпольский
Когда он туда прибыл, курочки начали уже собираться на ночлег и, сонные, не очень обрадовались принесенным крошкам. Одна Чернушка, казалось, не чувствовала охоты ко сну
Худ. А. Рейпольский
Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости. Прежде, нежели они разъехались.
Худ. А. Рейпольский
Алеша пошел в нижний этаж, в спальню, разделся, лег в постель и потушил огонь. Долго не мог он заснуть. Наконец сон его преодолел, и он только что успел во сне разговориться с Чернушкой, как, к сожалению, пробужден был шумом разъезжающихся гостей.
Немного погодя учитель, провожавший директора со свечою, вошел к нему в комнату, посмотрел, все ли в порядке, и вышел вон, замкнув дверь ключом.
Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, упадал в комнату бледный луч луны. Алеша лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы.
Наконец все утихло… Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться… ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается,— и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:
— Алеша, Алеша!
Алеша испугался… Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не называл бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало.
Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится… еще внятнее услышал, что кто-то говорит:
— Алеша, Алеша!
Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!
Наконец все утихло… Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться… ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается,— и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:
— Алеша, Алеша!
Алеша испугался… Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не называл бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало.
Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится… еще внятнее услышал, что кто-то говорит:
— Алеша, Алеша!
Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!
Худ. А. Рейпольский
— Это я, Алеша! Ты не боишься меня, не правда ли?
— Зачем я тебя буду бояться? — отвечал он.— Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!
— Если ты меня не боишься,— продолжала курица,— так поди за мною. Одевайся скорее!
Худ. А. Рейпольский
Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться…
Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько.
Худ. А. Рейпольский
В одно мгновение комната сделалась еще светлее, все маленькие свечки еще ярче загорели, и Алеша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях.
Худ. А. Рейпольский
Алеша взглянул на того, на которого указывал король, и тут только заметил, что между придворными стоял маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым. Он умильно улыбался, глядя на Алешу, которому лицо его показалось знакомым, хотя не мог он вспомнить, где его видел.
Худ. А. Рейпольский
Наконец министр объявил, что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю.
Сначала повел он его в сад. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.
Худ. А. Рейпольский
Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно; но он из учтивости не сказал ни слова.
Худ. А. Рейпольский
Тут он свистнул, и вошли конюхи, ведущие в поводах палочки, у которых набалдашники были резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большою ловкостью вскочил на свою лошадь; Алеше подвели палку гораздо более других.
— Берегись,— сказал министр,— чтоб лошадь тебя не сбросила: она не из самых смирных.
Алеша внутренне смеялся этому, но когда он взял палку между ног, то увидел, что совет министра был небесполезен. Палка начала под ним увертываться, как настоящая лошадь, и он насилу мог усидеть.
Между тем затрубили в рога, и охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алеша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешеную палку свою…
Худ. А. Рейпольский
Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.
Худ. А. Рейпольский
На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность, он раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова!
— Что ж вы молчите? — сказал ему учитель.— Говорите урок.
Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки, слезы у него от страха навернулись на глазах… все тщетно! Он не мог выговорить ни одного слова, потому что, надеясь на конопляное зерно, он даже и не заглядывал в книгу.
— Что это значит, Алеша! — закричал учитель.— Почему вы не хотите говорить?
Худ. А. Рейпольский
Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления. Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала его исправиться. Наконец, когда уже начинал показываться дневной свет, курочка ему сказала:
— Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя этого дара за твою неосторожность.
Худ. А. Рейпольский
Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух…
— Что это такое? — спросил он с изумлением.
Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!..
— Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи,— сказал министр с глубоким вздохом,— но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!
Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать.
— Чернушка, Чернушка! — кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не отвечала.
КОНЕЦ
При подготовке презентации использовалась ссылка http://polny-shkaf.livejournal.com/90117.html?nojs=1
Категория:
-
Презентации для учителей →
-
Технология
Автор презентации: Белькеева Наталья Сергеевна
Слайд 1А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» Состав проектной группы: учащиеся 5 класса МКОУНовониколаевской СОШ СП Новорозинской ООШ Руководитель: Н.С. Белькеева, учитель русского языка и литературы 2016 год
Слайд 2Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алеша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и потому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.
Слайд 3В продолжение всех этих забот Алешу нашего совсем забыли, и он тем воспользовался, чтоб на просторе играть на дворе. По обыкновению своему, он подошел сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку, и он со вздохом обратился к любезным своим курочкам. Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка — сердитая и бранчивая чухонка ; но с тех пор, как он заметил, что она-то была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он еще менее стал ее любить. Когда же однажды нечаянно увидел он в кухне одного хорошенького, очень любимого им петушка, повешенного за ноги с перерезанным горлом, — то возымел он к ней ужас и отвращение. Увидев ее теперь с ножом, он тотчас догадался, что это значит, — и, чувствуя с горестию, что он не в силах помочь своим друзьям, вскочил и побежал далеко прочь.
Слайд 4— Алеша, Алеша! Помоги мне поймать курицу! — кричала кухарка. Но Алеша принялся бежать еще пуще, спрятался у забора за курятником и сам не замечал, как слезки одна за другою выкатывались из его глаз и упадали на землю. Довольно долго стоял он у курятника, и сердце в нем сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору — то манила курочек: » Цып, цып, цып !», то бранила их по-чухонски. Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось… ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах, кудах, кудуху, Алеша, спаси Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху!
Слайд 5Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте… он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. — Любезная, милая Тринушка ! — вскричал он, обливаясь слезами. — Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать. Но Алеше теперь слышалось, будто она дразнит кухарку и кричит: Кудах, кудах, кудуху, Не поймала ты Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху! Между тем кухарка вне себя была от досады!
Слайд 6Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем. Алеша начал одеваться, а курочка подавала ему платье, и таким образом он вскоре совсем был одет.
Слайд 7Когда Алеша был готов, Чернушка опять закудахтала, и все свечки исчезли. — Иди за мною, — сказала она ему, и он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли чрез переднюю…
Слайд 8Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться.
Слайд 9Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько…
Слайд 10В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья… Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, — и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало — и он упал в обморок.
Слайд 11Между тем как он с любопытством всё рассматривал, отворилась боковая дверь, прежде им не замеченная, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие — гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы, наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам и громко между собою говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча и только что хотел подойти к одному из них с вопросом, как отворилась большая дверь в конце залы…
Слайд 12На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность: он разинул рот… и не мог выговорить ни слова! — Что ж вы молчите? — сказал ему учитель. — Говорите урок.
Слайд 13— Ах, Чернушка! — сказал Алеша вне себя от радости. — Я не смел надеяться, что с тобою увижусь! Ты меня не забыла? — Нет, — отвечала она, — я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь… я не узнаю тебя! … — Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя оного за твою неосторожность. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне всё, что тебе о нас известно… Алеша! К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего — неблагодарности!
Слайд 14Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух… — Что это такое? — спросил он с изумлением. Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!.. — Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, — сказал министр с глубоким вздохом, — но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз! Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать.
Слайд 15Спасибо за внимание!
Обязательно поделитесь с друзьями:
Скачать
Размер презентации: 2.09 Mb
Посмотрите также:
— Презентация по русской литературе по теме «А.П.Чехов. Начало пути»
— Презентация: «Астрид Линдгрен»
— Презентация к игре «Колесо истории»
— Презентация «Подготовка к ЕГЭ. Задание А 4»
— Презентация «Что такое критическое мышление»
— Урок-соревнование по теме «Предлоги»
— Презентация «200 лет Бородино»
— Презентация «Жизнь и творчество Цветаевой»
— Проектная работа «Славянская мифология»
— Презентация «Виды предложений»