Соглашение
Правила регистрации пользователей на сайте «ЗНАК КАЧЕСТВА»:
— Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;
— Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);
— Запрещается использовать чужие данные;
— Запрещается использовать чужие e-mail адреса;
— Запрещается использовать аватары и подписи содержащие спам, рекламу, порно, пропаганду нацизма и.т.д
Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:
1. Нарушения 1-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений на постоянный срок.
1.1. Спам.
1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.
1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).
1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.
4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.
4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.
4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах «ЗНАК КАЧЕСТВА».
4.4. Угрозы в адрес участников форума.
4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.
4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.
4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.
4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.
5. Нарушения 3-й категории: Наказываются запретом на отправления сообщений в форум сроком до 3 суток.
5.1. Мат и ненормативная лексика.
5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).
5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.
5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.
5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.
5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).
5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.
5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.
5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.
5.10. Открытая реклама любого сайта в сообщениях и автоподписи.
5.11. Деструктивный троллинг — целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.
6. Нарушения 4-й категории: Наказываются запретом на отправление сообщений в форум сроком до 1 суток.
6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.
6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.
6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.
6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.
6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.
6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.
7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума
7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.
7.4. Удаление учетной записи.
7.5. Блокировка IP.
8. Примечания
8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.
8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.
8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.
8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.
9. Администрация Администрация сайта «ЗНАК КАЧЕСТВА» оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку «Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов» (По рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» 6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов (по рассказу «Толстый и тонкий») Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М.Горький Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов
2 слайд
Описание слайда:
Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие — от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты…
3 слайд
Описание слайда:
Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось бы прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души…
4 слайд
Описание слайда:
Дом Чехова в Таганроге А.П. Чехов – замечательный русский писатель. Родился 17 января 1860 г. в Таганроге в маленьком флигельке на улице Полицейской (ныне улица Чехова)
5 слайд
Описание слайда:
А.П.Чехов в кругу семьи. 1874г. Его дед-крепостной, откупившийся на волю. Отец-мещанин, владевший бакалейной лавкой. У А.П.Чехова было четыре брата и одна сестра. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить.
6 слайд
Описание слайда:
Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принуждён был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А.П.Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. а. 1882 г. ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ ЧЕХОВ Фото Н. Пушкарева. 1882 г.
7 слайд
Описание слайда:
Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами (Дяденька, Крапива, Шиллер Шекспирович Гете), но чаще всего Антоша Чехонте.
8 слайд
Описание слайда:
В 1884 году вышла из печати первая книга рассказов А.П.Чехова. Неподдельное веселье, остроумие, сжатость и силу изображения отметят современники в произведениях писателя. «После выхода в свет «Пёстрых рассказов» (это вторая книга, изданная в 1887 году) имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным…» -вспоминал В.Г. Короленко.
9 слайд
Описание слайда:
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М.Горький
10 слайд
Описание слайда:
Чиновничья Россия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
11 слайд
Описание слайда:
Во времена А.П.Чехова в царской России насчитывалось около 60 тысяч гражданских чиновников.
12 слайд
Описание слайда:
Герои рассказа ,,Толстый и тонкий” — чиновники. В их речи много канцелярских слов и выражений: коллежский асессор, статский и тайный советник, Станислав и др.
13 слайд
Описание слайда:
Разобраться в этом обилии уже устаревших слов поможет «Табель о рангах». В «Табели о рангах» насчитывалось 14 классов: от XIV (низший) до I (высший) Оригинал 1722 года
14 слайд
Описание слайда:
Класс Чин I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV Действительный тайный советник. Канцлер. Действительный тайный советник. Тайный советник. Действительный статский советник. Статский советник. Коллежский советник; военный советник. Надворный советник. Коллежский асессор. Титулярный советник. Коллежский секретарь. Корабельный секретарь. Губернский секретарь. Провинциальный секретарь. Коллежский регистратор.
15 слайд
Описание слайда:
Герой рассказа тонкий- коллежский асессор. Чин VIII класса- штатский капитан (давал личное дворянство)
16 слайд
Описание слайда:
Тонкий дослужился до Станислава 3 степени (это низшая награда, которой награждался любой, кто хорошо служил)
17 слайд
Описание слайда:
Толстый- тайный советник. Чин III класса- штатский генерал. Чиновник именовался «ваше превосходительство».
18 слайд
Описание слайда:
Николаевская железная дорога
19 слайд
Описание слайда:
Встреча приятелей 1. Кто первым бросается к другу? Как его называет? 2. Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах? 3. Оцените внутреннее состояние героев. Найдите ключевую фразу, передающую это состояние. 4. Что мы узнаем из монолога тонкого? Почему он представляет свою семью толстому дважды? О чем говорит тот факт, что жену зовут Луиза, а сына Нафанаил?
20 слайд
Описание слайда:
Встреча чиновников. К кому из героев больше подходит характеристика «человек», а к кому «чиновник»? Линии сравнения Толстый во второй части рассказа Тонкий во второй части рассказа Глаголы, описывающие внутреннее состояние Мимика и жесты Знаки препинания в конце предложений Обращения героев друг к другу
21 слайд
Описание слайда:
Синквейн 1-я строка — имя существительное (или слово в роли имени существительного). 2-я строка (описание темы в двух словах) -имена прилагательные. 3-я строка (описание действия в рамках этой темы) – три глагола. 4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырех слов. 5-я строка – одно слово, на философско – обобщенном или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
22 слайд
Описание слайда:
Актуальность рассказа А.П.Чехов в 1888 году писал: «Все, мною написанное забудется через пять – десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…»
23 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Верна ли пословица: «Дружба – дружбой, а служба – службой»? Кто так думает в рассказе? Согласны ли вы с этим?
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 333 человека из 66 регионов
- Сейчас обучается 1009 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДA-007777
Вам будут интересны эти курсы:
В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.Презентация к уроку литературы в 6 классе «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
П 143. Разоблачение лицемерия в рассказе Толстый и тонкий.ppt
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
В исследуемой работе мы
ответим на проблемный
вопрос «Как А.П. Чехов
разоблачает лицемерие в
рассказе «Толстый и Тонкий»
при помощи рассмотрения
некоторых деталей описания
внешности, речи и поведения
героев.
Подобострастие – льстивость,
– льстивость,
Подобострастие
угодливость.
угодливость.
Угодничество льстивое поведение.
льстивое поведение.
Угодничество
Самоуничижение признание себя
признание себя
Самоуничижение
ничтожным.
ничтожным.
Чинопочитание – лицемерное
– лицемерное
Чинопочитание
отношение к старшим по должности,
отношение к старшим по должности,
званию.
званию.
Подхалимство – стремление
– стремление
Подхалимство
расположить к себе когото лестью.
расположить к себе когото лестью.
Из письма брату
Из письма брату
Михаилу.
Михаилу.
Ничтожество своё сознавай знаешь где?
Перед Богом, пожалуй, перед умом,
красотой, природой, но не перед людьми.
Среди людей нужно сознавать своё
достоинство. Ведь ты не мошенник, честный
человек. Ну и уважай в себе честного малого
и знай, что честный малый не ничтожность”.
Деталь – одно из средств создания
художественного
которое
помогает представить изображаемую
или
автором
картину,
героя. Деталь может
характер
воспроизводить
внешности,
одежды, обстановки.
предмет
образа,
черты
ОБРАТИМСЯ К РАССКАЗУ…
Толстый
Толстый только
что пообедал на
вокзале, и губы его,
подернутые маслом,
лоснились, как
спелые вишни.
Пахло от него
хересом и
флёрдоранжем.
Тонкий
Тонкий же только
что вышел из вагона
и был навьючен
чемоданами, узлами
и картонками.
Пахло от него
ветчиной и
кофейной гущей.
Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары
приватно из дерева делаю. Отличные портсигары!
По рублю за штуку продаю.»
Почему он делает
портсигары?
Он таким образом
получает
дополнительный
заработок. Это
говорит о крайней
нужде
Как же ведет себя Тонкий после
недолгого разговора?
• «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки
съежились, поморщились» (гипербола стилистическая фигура
явного и намеренного преувеличения, с целью усиления
выразительности)
• В конце слов приставляет «с»: «Хихис… Что выс…» (раньше
так было принято обращаться к высокопоставленным
личностям)
• Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его
искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
Вывод
изумительный
речи,
мастер
Чехов,
лаконичной
выразительного
емкого штриха, словом, репликой,
деталью умел сказать многое. У
Чехова мы учимся меткому, точному
слову.
рассказ
Чехова «Толстый и тонкий», мы можем
определить емкость чеховской детали,
ее удивительную выразительность,
научиться вчитываться в текст.
Проанализировав
ИНФОРМАЦИОНН
ЫЕ РЕСУРСЫ
Текст произведения
Художественные детали произведений Чехова
Русская литература XVIII–XX веков (для
презентаций, уроков и ЕГЭ)
Сочинения по произведению
Табель о рангах
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
1
1
1860-1904
Слайд 2
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда.
Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь.
Слайд 3
Антон Павлович Чехов
Эта любовь Чехова была очень деятельной.
Он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны.
Он посадил не просто дерево – он посадил целые сады; организовал на свои деньги множество библиотек; строил школы, больницы, не афишируя свою благотворительность.
Он действительно творил благо. При этом был очень скромным и веселым, неистощимым на выдумки человеком.
Слайд 4
Нравственное кредо писателя. «…Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом…
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.
Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.
Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…»
Слайд 5
Антон Павлович Чехов
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха: словом, репликой, деталью он умел сказать многое.
У Чехова мы учимся меткому, точному слову.
Сегодня, анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
Слайд 6
А.П. Чехов (1860 — 1904)
Рассказ
«Толстый и тонкий»
Слайд 7
Человечество обладает одним поистине мощным оружием, и это — смех.
Марк Твен
Слайд 8
Слайд 9
«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ, созданный в 1883 году. Впервые был опубликован юмористическим журналом «Осколки»
1 октября 1883 года.
Герои:
толстый – Михаил,
тонкий – Порфирий,
сын Порфирия – Нафанаил,
жена Порфирия – Луиза.
Слайд 10
Прослушайте текст
рассказа
«Толстый и тонкий»
и ответьте на вопросы.
Слайд 11
Вопросы
Почему это произведение вызвало у вас смех?
Над кем и над чем смеется автор?
Каков смысл названия рассказа?
С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе?
Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?
Слайд 12
Вопросы
Как вы думаете, что смешнее:
когда есть мотив служебной подчиненности или когда (как в рассказе) этого мотива нет?
Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнает о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушел? Как об этом говорит Чехов?
Слайд 13
Табель о рангах
Тонкий
Толстый – чиновник III класса,
одного из самых высоких
в Российской империи чинов.
Приятели перестают быть приятелями, так как тонкий опознает в толстом «его превосходительство». Пришедшее из детства ощущение дружеской, человеческой связи резко сменяется социальным ощущением пропасти, разделяющей среднего чиновника и «его превосходительство».
Толстый
Слайд 14
Краткое содержание
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был толстый, а другой — тонкий. Тонкий — Порфирий — только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый — Миша — узнал тонкого и тут же его поприветствовал.
Друзья разговорились. Тонкий поведал толстому, что он – коллежский асессор, и поинтересовался, не дослужился ли Толстый до «статского». Однако толстый оказался рангом значительно выше – тайным советником. После такого известия тон Порфирия сменился на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался с бывшим одноклассником.
Слайд 15
К чему приводит подхалимство, раболепие, чинопочитание…
Трогательная сцена встречи двух старинных приятелей становится комической.
Когда «тонкий» узнает, что друг его уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…».
Подхалимство, раболепие, чинопочитание вызывают отвращение не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателя.
Слайд 16
Разные редакции рассказа
В ранней редакции (журнал «Осколки», 1883, № 40) рассказ «Толстый и тонкий» имел другое окончание. Тонкий рассказывает о себе: «Служил в департаменте «Предисловий и опечаток», а теперь сюда переведен секретарем по тому же ведомству…
<...> Начальник, говорят, скотина; ну да черт с ним!.. Уживусь как-нибудь. Однофамилец он твой. <...>
— Тэк-с… Так это вы, стало быть, секретарем ко мне назначены? — сказал басом толстый, надувшись вдруг, как индейский петух. — Поздно, милостивый государь, на службу являетесь…» (с. 438). В таком варианте, казалось бы, больше «социального»: первым с дружеского тона на служебный переходит толстый, он же первым здесь переходит «на вы», а в окончательном тексте это делает тонкий. Униженное холопство тонкого оказывается, таким образом, мотивированным хамством толстого. Смешным опять-таки становится, прежде всего, толстый или, по крайней мере, оба персонажа в равной мере.
Однако через три года, при подготовке к печати своего сборника «Пестрые рассказы», Чехов решительно отказался от такой концовки. Он тонко почувствовал, что это и не социальность вовсе, а сведение сюжета к плоскому анекдоту, в котором человеческая ценность героев уравнивается, а читательское внимание заостряется на неожиданном «случае».
Переработав текст, писатель показывает Тонкого —«маленького человека» — заискивающим ничтожеством.
Слайд 17
Рефлексия
Что на уроке было самым интересным?
Что нового узнали?
О чем бы хотелось узнать поподробнее?
Слайд 18
Цели урока
Изучение биографии автора;
Выявление основной идеи рассказа;
Раскрытие природы смешного в рассказе Чехова;
Выявление особенностей чеховского стиля.
Слайд 19
Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Слайд 20
КРОССВОРД ПО РАССКАЗУ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Слайд 21
ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ
1. Как звали тонкого? (Порфирий)
2. Должность тонкого? (Асессор)
3. Кто первым узнал бывшего приятеля? ( Толстый)
4. Что делал из дерева тонкий? (Портсигары)
5. Где встретились толстый и тонкий? (Вокзал)
6. Как звали жену тонкого? (Луиза)
7. Учебное заведение, которое закончили два приятеля? (Гимназия)
8. Продолжите фразу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и его губы, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые…..» ? (Вишни)
9. Как называются духи, которыми пахло от толстого? (Флердоранж)
10. Как в детстве звали толстого? (Герострат)
11. Продолжите фразу: «Это вот моя жена Луиза, урождённая….»? (Ванценбах)
12. Как в детстве звали тонкого? ( Эфиальт)
13. Сокращённое имя сына тонкого? (Нафаня)
Слайд 22
Домашнее задание
Прочитать рассказ «Хамелеон».
Слайд 23
http://www.labirint.ru/authors/17093/ ( Биография)
http://mysoch.ru/resume/chehov/kashtanka/ (Краткое содержание рассказа «Каштанка»)
http://www.char.ru/books/2227650_Kashtanka (Картинка)
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/165709/19/ (Картинка)
http://oldtaganrog.net.ru/category/60.htm?itemId=1121 (Картинка)
http://www.antonchehov.ru/chbiography/ (Родные А.П.Чехова)
http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00087801184773068670/ (История создания произведений)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (Учеба, работа)
http://www.proshkolu.ru/user/anastaja/file/1006057/ (Картинки к рассказу «Толстый и тонкий»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (Краткое содержание рассказа «Тонкий и толстый»
Использование сайтов в презентации
Цель:
- Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали,
подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много. - Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
- Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.
Вид урока: урок – мастерская
Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный,
словесное рисование.
Технология: элементы технологии развития критического мышления,
исследовательские , ИКТ.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового
словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об
А.П.Чехове.
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов
1. Стадия вызова.
1) Верные/неверные утверждения:
– Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:
- Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
- Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
- Являлся кормильцем в семье.
- Терпеть не мог врачей.
- Писал только юмористические рассказы.
– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с
какими – нет?
2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии
А.П.Чехова.
3) Слово учителя.
– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского
писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и
понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим
поступки, за которые будет стыдно.
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого
штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся
меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий”
постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность,
будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую
писателя.
2. Стадия осмысления.
1) Анализ рассказа.
– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на
роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его
внешность, одежду, походку.
– А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов? (Работа с текстом.)
– Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый
человек.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его
словесный портрет.
– А как у Чехова?
– Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные? (Тонкий
навьючен.)
– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же
это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами,
коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и
богатый.)
2) Выразительное чтение эпизода.
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?……. Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России.
Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал;
тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
3) Работа с таблицей (по 2-й части).
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | ||
2. Мимика, жесты, поза. | ||
3. Знаки препинания в конце предложений. | ||
4. Обращение героев друг к другу. |
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи
появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые
сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей,
поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили
внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у
тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
3. Стадия рефлексии.
1) Сопоставление разных редакций.
– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять
наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько
лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий
при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике.
(Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как
индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил
рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед
вышестоящим начальником.)
– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе?
(Чинопочитание, подхалимство.)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову
великого писателя, то легко выполните следующее задание.
2) Составление синквейна.
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени
существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на
философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
4. Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный
толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов,
или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
5. Выставление отметок.