Презентация к рассказу чехова толстый и тонкий 6 класс

Соглашение правила регистрации пользователей на сайте знак качества: - запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к уроку «Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов» (По рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» 6 класс)

Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов (по рассказу «Толстый и тонкий»)...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов (по рассказу «Толстый и тонкий»)

Описание слайда:

Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов (по рассказу «Толстый и тонкий») Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М.Горький Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов

2 слайд

Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с ке

Описание слайда:

Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие — от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты…

3 слайд

Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то

Описание слайда:

Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось бы прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души…

4 слайд

Дом Чехова в Таганроге А.П. Чехов – замечательный русский писатель. Родился 1

Описание слайда:

Дом Чехова в Таганроге А.П. Чехов – замечательный русский писатель. Родился 17 января 1860 г. в Таганроге в маленьком флигельке на улице Полицейской (ныне улица Чехова)

5 слайд

А.П.Чехов в кругу семьи. 1874г. Его дед-крепостной, откупившийся на волю. Оте

Описание слайда:

А.П.Чехов в кругу семьи. 1874г. Его дед-крепостной, откупившийся на волю. Отец-мещанин, владевший бакалейной лавкой. У А.П.Чехова было четыре брата и одна сестра. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить.

6 слайд

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, при

Описание слайда:

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принуждён был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А.П.Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. а. 1882 г. ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ ЧЕХОВ Фото Н. Пушкарева. 1882 г.

7 слайд

Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнал

Описание слайда:

Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами (Дяденька, Крапива, Шиллер Шекспирович Гете), но чаще всего Антоша Чехонте.

8 слайд

В 1884 году вышла из печати первая книга рассказов А.П.Чехова. Неподдельное

Описание слайда:

В 1884 году вышла из печати первая книга рассказов А.П.Чехова. Неподдельное веселье, остроумие, сжатость и силу изображения отметят современники в произведениях писателя. «После выхода в свет «Пёстрых рассказов» (это вторая книга, изданная в 1887 году) имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным…» -вспоминал В.Г. Короленко.

9 слайд

Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, ни

Описание слайда:

Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М.Горький

10 слайд

Чиновничья Россия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Описание слайда:

Чиновничья Россия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

11 слайд

Во времена А.П.Чехова в царской России насчитывалось около 60 тысяч гражданск

Описание слайда:

Во времена А.П.Чехова в царской России насчитывалось около 60 тысяч гражданских чиновников.

12 слайд

Герои рассказа ,,Толстый и тонкий” - чиновники. В их речи много канцелярских

Описание слайда:

Герои рассказа ,,Толстый и тонкий” — чиновники. В их речи много канцелярских слов и выражений: коллежский асессор, статский и тайный советник, Станислав и др.

13 слайд

Разобраться в этом обилии уже устаревших слов поможет «Табель о рангах». В «Т

Описание слайда:

Разобраться в этом обилии уже устаревших слов поможет «Табель о рангах». В «Табели о рангах» насчитывалось 14 классов: от XIV (низший) до I (высший) Оригинал 1722 года

14 слайд

Класс Чин I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV Действительный тайн

Описание слайда:

Класс Чин I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV Действительный тайный советник. Канцлер. Действительный тайный советник. Тайный советник. Действительный статский советник. Статский советник. Коллежский советник; военный советник. Надворный советник. Коллежский асессор. Титулярный советник. Коллежский секретарь. Корабельный секретарь. Губернский секретарь. Провинциальный секретарь. Коллежский регистратор.

15 слайд

Герой рассказа тонкий- коллежский асессор. Чин VIII класса- штатский капитан

Описание слайда:

Герой рассказа тонкий- коллежский асессор. Чин VIII класса- штатский капитан (давал личное дворянство)

16 слайд

Тонкий дослужился до Станислава 3 степени (это низшая награда, которой награж

Описание слайда:

Тонкий дослужился до Станислава 3 степени (это низшая награда, которой награждался любой, кто хорошо служил)

17 слайд

Толстый- тайный советник. Чин III класса- штатский генерал. Чиновник именовал

Описание слайда:

Толстый- тайный советник. Чин III класса- штатский генерал. Чиновник именовался «ваше превосходительство».

18 слайд

Николаевская железная дорога

Описание слайда:

Николаевская железная дорога

19 слайд

Встреча приятелей 1. Кто первым бросается к другу? Как его называет? 2. Как т

Описание слайда:

Встреча приятелей 1. Кто первым бросается к другу? Как его называет? 2. Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах? 3. Оцените внутреннее состояние героев. Найдите ключевую фразу, передающую это состояние. 4. Что мы узнаем из монолога тонкого? Почему он представляет свою семью толстому дважды? О чем говорит тот факт, что жену зовут Луиза, а сына Нафанаил?

20 слайд

Встреча чиновников. К кому из героев больше подходит характеристика «человек»

Описание слайда:

Встреча чиновников. К кому из героев больше подходит характеристика «человек», а к кому «чиновник»? Линии сравнения Толстый во второй части рассказа Тонкий во второй части рассказа Глаголы, описывающие внутреннее состояние Мимика и жесты Знаки препинания в конце предложений Обращения героев друг к другу

21 слайд

Синквейн 1-я строка - имя существительное (или слово в роли имени существител

Описание слайда:

Синквейн 1-я строка — имя существительное (или слово в роли имени существительного). 2-я строка (описание темы в двух словах) -имена прилагательные. 3-я строка (описание действия в рамках этой темы) – три глагола. 4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырех слов. 5-я строка – одно слово, на философско – обобщенном или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

22 слайд

Актуальность рассказа А.П.Чехов в 1888 году писал: «Все, мною написанное забу

Описание слайда:

Актуальность рассказа А.П.Чехов в 1888 году писал: «Все, мною написанное забудется через пять – десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…»

23 слайд

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Верна ли пословица: «Дружба –

Описание слайда:

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Верна ли пословица: «Дружба – дружбой, а служба – службой»? Кто так думает в рассказе? Согласны ли вы с этим?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Презентация к рассказу чехова толстый и тонкий 6 класс

  • Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов

Презентация к рассказу чехова толстый и тонкий 6 класс

  • Сейчас обучается 333 человека из 66 регионов

Презентация к рассказу чехова толстый и тонкий 6 класс

  • Сейчас обучается 1009 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДA-007777

Вам будут интересны эти курсы:

В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.Презентация к уроку литературы в 6 классе «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

П 143. Разоблачение лицемерия в рассказе Толстый и тонкий.ppt

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

РАЗОБЛАЧЕНИЕ 
ЛИЦЕМЕРИЯ В 
РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА 
«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
Подготовила 
учитель Решетняк 
Г.Н., МБОУ СОШ 
№ 21 г. Сергиев 
Посад 
Московской 
области
900igr.net

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
В исследуемой работе мы
ответим на проблемный
вопрос «Как А.П. Чехов
разоблачает лицемерие в
рассказе «Толстый и Тонкий»
при помощи рассмотрения
некоторых деталей описания
внешности, речи и поведения
героев.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

ОСОБЕННОСТИ 
РАССКАЗОВ ЧЕХОВА:
Короткое вступление;
Нет подробного описания 
пейзажа, портрета;
Яркие художественные 
детали;
Основа рассказа – диалог.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Подобострастие – льстивость, 
– льстивость, 
Подобострастие 
угодливость.
угодливость.
Угодничество ­ льстивое поведение.
 ­ льстивое поведение.
Угодничество
Самоуничижение ­ признание себя 
 ­ признание себя 
Самоуничижение
ничтожным.
ничтожным.
Чинопочитание  – лицемерное 
– лицемерное 
Чинопочитание
отношение к старшим по должности, 
отношение к старшим по должности, 
званию.
званию.
Подхалимство – стремление 
– стремление 
Подхалимство 
расположить к себе кого­то лестью.
расположить к себе кого­то лестью.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Из письма брату
Из письма брату
Михаилу.
Михаилу.
 Ничтожество своё сознавай знаешь где? 
Перед Богом, пожалуй, перед умом, 
красотой, природой, но не перед людьми. 
Среди людей нужно сознавать своё 
достоинство. Ведь ты не мошенник, честный 
человек. Ну и уважай в себе честного малого 
и знай, что честный малый не ничтожность”.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

«Краткость ­ 
сестра 
таланта».
А.П. Чехов
А.П. Чехов – мастер 
слова. Одной деталью, 
репликой он может 
сказать многое.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Деталь – одно из средств создания 
художественного 
которое 
помогает  представить  изображаемую 
или 
автором 
картину, 
героя.  Деталь  может 
характер 
воспроизводить 
внешности, 
одежды, обстановки.
предмет 
образа, 
черты

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

ОБРАТИМСЯ К РАССКАЗУ…
Толстый
 Толстый только 
что пообедал на 
вокзале, и губы его, 
подернутые маслом, 
лоснились, как 
спелые вишни.
 Пахло от него 
хересом и 
флёрдоранжем.
Тонкий
 Тонкий же только 
что вышел из вагона 
и был навьючен 
чемоданами, узлами 
и картонками.
 Пахло от него 
ветчиной и 
кофейной гущей.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Херес
Флёрдоран
ж
Херес и флердоранж могли себе позволить 
только богатые люди. Значит Толстый – 
самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Навьючен
чемоданами
«навьючен  чемоданами» – 
не может позволить себе 
нанять носильщика.
Значит  Тонкий  –  бедный, 
человек,  неуверенный 
в 
себе.

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары 
приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! 
По рублю за штуку продаю.»
Почему он делает 
портсигары?
Он таким образом 
получает 
дополнительный 
заработок. Это 
говорит о крайней 
нужде

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Как же ведет себя Тонкий после 
недолгого разговора?
• «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки 
съежились, поморщились» (гипербола ­  стилистическая фигура 
явного и намеренного преувеличения, с целью усиления 
выразительности)
• В конце слов приставляет «с»: «Хи­хи­с… Что вы­с…» (раньше 
так было принято обращаться к высокопоставленным 
личностям)
• Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его 
искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

Вывод
изумительный
речи,
мастер
Чехов,
лаконичной
выразительного
емкого штриха, словом, репликой,
деталью умел сказать многое. У
Чехова мы учимся меткому, точному
слову.
рассказ
Чехова «Толстый и тонкий», мы можем
определить емкость чеховской детали,
ее удивительную выразительность,
научиться вчитываться в текст.
Проанализировав

Презентация к уроку литературы «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» ( 6 класс)

Презентация к уроку литературы "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" ( 6 класс)

ИНФОРМАЦИОНН
ЫЕ РЕСУРСЫ
 Текст произведения
 Художественные детали произведений Чехова
 Русская литература XVIII–XX веков (для 
презентаций, уроков и ЕГЭ)
 Сочинения по произведению
 Табель о рангах

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 1

1
1
1860-1904

Слайд 2

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 2

Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда.
Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь.

Слайд 3

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 3

Антон Павлович Чехов
Эта любовь Чехова была очень деятельной.
Он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны.
Он посадил не просто дерево – он посадил целые сады; организовал на свои деньги множество библиотек; строил школы, больницы, не афишируя свою благотворительность.
Он действительно творил благо. При этом был очень скромным и веселым, неистощимым на выдумки человеком.

Слайд 4

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 4

Нравственное кредо писателя. «…Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом…
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.
Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.
Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…»

Слайд 5

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 5

Антон Павлович Чехов
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха: словом, репликой, деталью он умел сказать многое.
У Чехова мы учимся меткому, точному слову.
Сегодня, анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

Слайд 6

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 6

А.П. Чехов (1860 — 1904)
Рассказ
«Толстый и тонкий»

Слайд 7

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 7

Человечество обладает одним поистине мощным оружием, и это — смех.
Марк Твен

Слайд 8

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 8

Слайд 9

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 9

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ, созданный в 1883 году. Впервые был опубликован юмористическим журналом «Осколки»
1 октября 1883 года.
Герои:
толстый – Михаил,
тонкий – Порфирий,
сын Порфирия – Нафанаил,
жена Порфирия – Луиза.

Слайд 10

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 10

Прослушайте текст
рассказа
«Толстый и тонкий»
и ответьте на вопросы.

Слайд 11

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 11

Вопросы
Почему это произведение вызвало у вас смех?
Над кем и над чем смеется автор?
Каков смысл названия рассказа?
С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе?
Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

Слайд 12

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 12

Вопросы
Как вы думаете, что смешнее:
когда есть мотив служебной подчиненности или когда (как в рассказе) этого мотива нет?
Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнает о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушел? Как об этом говорит Чехов?

Слайд 13

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 13

Табель о рангах
Тонкий
Толстый – чиновник III класса,
одного из самых высоких
в Российской империи чинов.
Приятели перестают быть приятелями, так как тонкий опознает в толстом «его превосходительство». Пришедшее из детства ощущение дружеской, человеческой связи резко сменяется социальным ощущением пропасти, разделяющей среднего чиновника и «его превосходительство».
Толстый

Слайд 14

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 14

Краткое содержание
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был толстый, а другой — тонкий. Тонкий — Порфирий — только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый — Миша — узнал тонкого и тут же его поприветствовал.
Друзья разговорились. Тонкий поведал толстому, что он – коллежский асессор, и поинтересовался, не дослужился ли Толстый до «статского». Однако толстый оказался рангом значительно выше – тайным советником. После такого известия тон Порфирия сменился на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался с бывшим одноклассником.

Слайд 15

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 15

К чему приводит подхалимство, раболепие, чинопочитание…
Трогательная сцена встречи двух старинных приятелей становится комической.
Когда «тонкий» узнает, что друг его уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…».
Подхалимство, раболепие, чинопочитание вызывают отвращение не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателя.

Слайд 16

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 16

Разные редакции рассказа
В ранней редакции (журнал «Осколки», 1883, № 40) рассказ «Толстый и тонкий» имел другое окончание. Тонкий рассказывает о себе: «Служил в департаменте «Предисловий и опечаток», а теперь сюда переведен секретарем по тому же ведомству…

<...> Начальник, говорят, скотина; ну да черт с ним!.. Уживусь как-нибудь. Однофамилец он твой. <...>
— Тэк-с… Так это вы, стало быть, секретарем ко мне назначены? — сказал басом толстый, надувшись вдруг, как индейский петух. — Поздно, милостивый государь, на службу являетесь…» (с. 438). В таком варианте, казалось бы, больше «социального»: первым с дружеского тона на служебный переходит толстый, он же первым здесь переходит «на вы», а в окончательном тексте это делает тонкий. Униженное холопство тонкого оказывается, таким образом, мотивированным хамством толстого. Смешным опять-таки становится, прежде всего, толстый или, по крайней мере, оба персонажа в равной мере.
Однако через три года, при подготовке к печати своего сборника «Пестрые рассказы», Чехов решительно отказался от такой концовки. Он тонко почувствовал, что это и не социальность вовсе, а сведение сюжета к плоскому анекдоту, в котором человеческая ценность героев уравнивается, а читательское внимание заостряется на неожиданном «случае».
Переработав текст, писатель показывает Тонкого —«маленького человека» — заискивающим ничтожеством.

Слайд 17

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 17

Рефлексия
Что на уроке было самым интересным?
Что нового узнали?
О чем бы хотелось узнать поподробнее?

Слайд 18

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 18

Цели урока
Изучение биографии автора;
Выявление основной идеи рассказа;
Раскрытие природы смешного в рассказе Чехова;
Выявление особенностей чеховского стиля.

Слайд 19

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 19

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Слайд 20

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 20

КРОССВОРД ПО РАССКАЗУ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
      1  
          2
    3
  4
      5
  6
7
        8
    9
    10
11
      12
13

Слайд 21

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 21

ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ
1. Как звали тонкого? (Порфирий)
2. Должность тонкого? (Асессор)
3. Кто первым узнал бывшего приятеля? ( Толстый)
4. Что делал из дерева тонкий? (Портсигары)
5. Где встретились толстый и тонкий? (Вокзал)
6. Как звали жену тонкого? (Луиза)
7. Учебное заведение, которое закончили два приятеля? (Гимназия)
8. Продолжите фразу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и его губы, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые…..» ? (Вишни)
9. Как называются духи, которыми пахло от толстого? (Флердоранж)
10. Как в детстве звали толстого? (Герострат)
11. Продолжите фразу: «Это вот моя жена Луиза, урождённая….»? (Ванценбах)
12. Как в детстве звали тонкого? ( Эфиальт)
13. Сокращённое имя сына тонкого? (Нафаня)

Слайд 22

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 22

Домашнее задание
Прочитать рассказ «Хамелеон».

Слайд 23

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», слайд 23

http://www.labirint.ru/authors/17093/ ( Биография)
http://mysoch.ru/resume/chehov/kashtanka/ (Краткое содержание рассказа «Каштанка»)
http://www.char.ru/books/2227650_Kashtanka (Картинка)
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/165709/19/ (Картинка)
http://oldtaganrog.net.ru/category/60.htm?itemId=1121 (Картинка)
http://www.antonchehov.ru/chbiography/ (Родные А.П.Чехова)
http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00087801184773068670/ (История создания произведений)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (Учеба, работа)
http://www.proshkolu.ru/user/anastaja/file/1006057/ (Картинки к рассказу «Толстый и тонкий»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (Краткое содержание рассказа «Тонкий и толстый»

Использование сайтов в презентации

Цель:

  1. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали,
    подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
  2. Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
  3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.

Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.

Вид урока: урок – мастерская

Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный,
словесное рисование.

Технология: элементы технологии развития критического мышления,
исследовательские , ИКТ.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового
словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об
А.П.Чехове.

Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький

Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов

1. Стадия вызова.

1) Верные/неверные утверждения:

– Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:

  1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
  2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
  3. Являлся кормильцем в семье.
  4. Терпеть не мог врачей.
  5. Писал только юмористические рассказы.

– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с
какими – нет?

2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии
А.П.Чехова.

3) Слово учителя.

– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского
писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и
понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим
поступки, за которые будет стыдно.

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого
штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся
меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий”
постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность,
будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую
писателя.

2. Стадия осмысления.

1) Анализ рассказа.

– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на
роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его
внешность, одежду, походку.
– А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов? (Работа с текстом.)
– Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый
человек.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его
словесный портрет.
– А как у Чехова?
– Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные? (Тонкий
навьючен.)
– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же
это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами,
коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и
богатый.)

2) Выразительное чтение эпизода.

– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?……. Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России.
Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал;
тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

3) Работа с таблицей (по 2-й части).

Линии сравнения “Толстый” во 2-ой части рассказа “Тонкий” во 2-ой части рассказа
1. Глаголы внутреннего состояния героев.    
2. Мимика, жесты, поза.    
3. Знаки препинания в конце предложений.    
4. Обращение героев друг к другу.    

– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи
появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые
сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей,
поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили
внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у
тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

Линии сравнения “Толстый” во 2-ой части рассказа “Тонкий” во 2-ой части рассказа.
1. Глаголы внутреннего состояния героев. “Хотел возразить…стошнило” “Захихикал”, “приятно ошеломлён”.
2. Мимика, жесты, поза.. “поморщился” “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все
стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

“Сам он
съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательный знак Многоточие.
4. Обращение героев друг к другу. “Мы с тобой друзья” “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

3. Стадия рефлексии.

1) Сопоставление разных редакций.

– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять
наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько
лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий
при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике.
(Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как
индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил
рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед
вышестоящим начальником.)
– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе?
(Чинопочитание, подхалимство.)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову
великого писателя, то легко выполните следующее задание.

2) Составление синквейна.

1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени
существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на
философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

4. Домашнее задание.

1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный
толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов,
или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

5. Выставление отметок.

  • Презентация к сказке одоевский мороз иванович
  • Презентация к рассказу чарушина лисята
  • Презентация золотая рыба индийская народная сказка 2 класс планета знаний
  • Презентация для 2 класса сказка о рыбаке и рыбке
  • Презентация жаба королева литовская народная сказка 3 класс планета знаний