Презентация баба яга в русских народных сказках

Слайд 1образ бабы яги в русском фольклоре работу выполнили учащиеся 6 класса школы-интерната 12 оао ржд г.пермь ханжина полина, исакова

Слайд 1

Образ Бабы Яги в русском фольклоре Работу выполнили учащиеся 6 класса Школы-интерната №12 ОАО «РЖД» г.Пермь Ханжина Полина, Исакова Елизавета, Дорогова Анна, Зарецкий Дмитрий, Боровков Константин Руководитель Щурова Л.В. 2018 г.

Слайд 2

Актуальность Привлечь внимание к русской литературе, пробудить интерес к чтению и исследовательской работе

Слайд 3

Цель работы: На примере сказок А.Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить ее роль в жизни сказочного героя и выявить причины противоречивости характера.

Слайд 4

Задачи: Найти истоки образа Бабы Яги Рассмотреть типы данного персонажа Проследить, как менялся образ Бабы Яги со временем Рассмотреть последовательность действий Бабы Яги по отношению к сказочному герою, его приобщение к миру мертвых

Слайд 5

Кто же ты, Баба Яга?

Слайд 6

Облик Бабы Яги Мерзкая, злобная, жестокая старуха. Подслеповатая, с костяной ногой, растрёпанными волосами. Кости местами выходят наружу. Вся в бородавках, нос крючком, белая козлиная бородка, крючковатые пальцы, страшное морщинистое лицо, горб на спине. Но это только внешний вид.

Слайд 7

Большой энциклопедический словарь: « Баба Яга – это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов». Мифологический словарь «Баба Яга, Яга Ягишна – сказочный персонаж, род ведьмы или злой дух под маскою безобразной старухи»

Слайд 8

Происхождение имени Баба – персонаж преклонного возраста, «бабушка» Яга- из др.русск. «язя» («яза») –немощь, болезнь; « ягая » — больная (отсюда «костяная нога); женщина-знахарка, ведунья, лечит людей Яга от слова « ягать » — кричать, браниться, ругаться Баба Яга – от инд. «наставник йоги» (первоначально была Баба Йога)

Слайд 9

Характер и поведение Непредсказуемы, как у любой особы женского пола. В благосклонном расположении духа Баба Яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она изводит героя, строит козни и плетет интриги.

Слайд 10

Почему костяная нога? Упоминается в сказках в единственном числе. По одной версии, Баба Яга — это проводник душ в другой мир, и одна нога у нее костяная, чтобы стоять в мире мертвых. По другой – « ягая » означает человека с больной ногой («Иван Быкович », «Заколдованная Королева», «Сказка о Василисе Премудрой», «Безногий и слепой богатыри»)

Слайд 11

Избушка на курьих ножках Избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка — врата в мертвое царство, проходная в «тридевятое царство», в нее нельзя войти, пока она не повернется к лесу задом (« Финист Ясный Сокол», «Гуси-лебеди»)

Слайд 12

Средство передвижения Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом

Слайд 13

Слуги (спутники) Бабы Яги Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы , от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки , черные коты , в их числе Кот Баюн , вороны и змеи — все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость («Василиса Прекрасная», «

Слайд 14

Основные типы Бабы Яги

Слайд 15

Яга — воительница Баба Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей и многих из них побеждает. Баба Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости («Баба Яга и Заморышек », « Ивашко Медведко», «Марья Моревна »)

Слайд 16

Яга — похитительница Баба Яга часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд « перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком («Гуси-лебеди»)

Слайд 17

Яга — дарительница Баба Яга приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, выспрашивает и дарит предметы, обладающие волшебной силой, вручает богатые дары («Царевна-лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая») .

Слайд 18

Яга — прародительница Баба Яга — Великая Мать, могущественная верховная богиня, праматерь всего живого , глава и хранительница рода, хозяйка лесных зверей, ведающая судьбами людей («Буря-богатырь Иван коровий сын»)

Слайд 19

Заключение: Провели исследование по различным источникам информации ( сказки А.Н.Афанасьева, Большой энциклопедический и Мифологический словари, Интернет, критическая литература) В ходе реализации проекта познакомились с историей происхождения и толкования имени Бабы Яги В процессе исследования сформулировали целостное представление о данном образе

Слайд 20

Выводы: Мир сказок очень интересен, он с нами с самого детства. И такой персонаж, как Баба Яга, создает в них таинственный, замысловатый, порой страшный мир. Однозначно ответить на вопрос, положительный или отрицательный это персонаж, невозможно. Баба Яга зла, коварна, но это всего лишь маска, героиня смешна, забавна, отзывчива на чужую беду, советчик и помощник.

Слайд 21

Спасибо за внимание

ЧОУ ОШ «Светлые Горы»

        Познавательно – исследовательский проект 2 А класса

                    Тема проекта: «Баба Яга – злая или добрая?»

Работу выполняли: учащиеся 2 А класса

   Руководитель проекта: Голосова И.А.

2021 г

                       Паспорт проектной работы по теме:

«Баба Яга – злая или добрая?»

Название проекта

 «Баба Яга – злая или добрая?»

Руководитель проекта  

 Голосова И. А.

Состав проектной группы

Обучающиеся2-А класса

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Литературное чтение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

   Изобразительное искусство, технология.

  Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

8 – 9 лет

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся

Познавательно — исследовательский

Актуальность

Попытались исследовать образ Бабы — Яги как интересного сказочного персонажа, так как в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма, а иногда «гостеприимная» хозяйка

Гипотеза

Баба Яга – на просто сказочный персонаж, а герой с безграничными возможностями.

Мы предположили, что, Баба Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге все думают  как об плохом герое.

Тип проекта по предметно-содержательной области

Выполняется на уроках и во внеурочное время

По продолжительности выполнения

Средней продолжительности (12 недель)

Цель проекта (для учеников):

Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках. Доказать, что образ Бабы – Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла.

Задачи проекта:

1.Узнать значение имени Бабы – Яги в разных словарях и научных трудах.

2.Проанализировать поступки, которые совершает Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.

3.Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.

4.Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования.

Объект исследования

 Образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла.

Предмет исследования

Русские народные сказки, мифы.

Результат работы

Данная работа будет полезна и интересна тем, что мы научимся: анализировать сказки;

 давать характеристики главным героям произведения;

 находить полезную информацию;

 учиться делать выводы;

расширим свой кругозор.

Этапы работы над проектом

1.Изучение информации по теме (чтение народных сказок, мифов, научной литературы)

2.Систематизация полученных знаний.

3.Изготовление и создание художественных портретов Бабы – Яги, макета «Избушка на курьих ножках», сказок про Бабу – Ягу и книжки-самоделки, оберегов, костюмов Бабы – Яги.

4. Экскурсия в “Музей сказок”.

5. Поиск песен и стихотворений про Бабу -Ягу.

6.Описание исследовательской работы.

7.Защита работы.

Аннотация

В процессе работы над проектом ребята должны были не только прочитать большое количество сказок и узнать о происхождении образа Бабы Яги, но и систематизировать полученную информацию. Научиться работать с различными источниками информации, делать выводы, то есть использовать в своей работе знания о строении  типов речи – повествование и рассуждение.

В проекте были использованы элементы исследования, анализа и обобщения. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстовыми и электронными  источниками информации. В процессе поиска исторических фактов, их анализа, логическом выстраивании формировалось критическое мышление детей. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию речевой и коммуникативной компетенциям.  Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки слайдовой презентации.

Часто одним из героев сказок является Баба Яга.

Дети воспринимают её, как отрицательного героя, олицетворяющего зло.

Мы долгое время думали так же, пока не прочитали сказки с её участием.

Гипотеза: Баба Яга в русских народных сказках не всегда является злой колдуньей. Эта старушка не так уж и проста. Ее злобность  зачастую только видимость. Баба Яга может быть и доброй.

Целью работы стало: изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках.

Задачи исследования:

      1. По литературным и интернет — источникам выяснить, как появился образ Бабы Яги.

      2. Проанализировать поступки, которые совершает                    Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.

    3. Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.

    4. Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследова

Что мы знаем о Бабе Яге:

Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает в ступе, заметая следы метлою.

Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Что мы узнали о Бабе -Яге.

Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Подземного царства, а также богини плодородия- Макошь.

Баба Яга – мифологическое существо.

Ягиня —  Матушка– очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, покровительница детей- сирот и домашнего хозяйства. Ягиня – главная из всех славянских берегинь.

   Мы узнали, что в те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. Обута в золотые сапожки, косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – по современным меркам – спортивная.

Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.

Не удивительно, что Велес – Бог Мудрости сразу же влюбился в девушку — уж очень хороша она собою была. Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж за самого Велеса, который волею судеб, сразился с нею и победил.

Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах и железными зубами. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, образ которой закрепился в русском фольклоре.

Привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Таким образом древние славяне спасали своё жилище от разливов рек, зверей, мышей, змей. Курьи ноги, потому что столбы, на которых стоял постройка, окуривали специальным дымом, защищающим от гниения.

Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» есть конкретный ответ.

Родина Яги – село Кукобой в Ярославской области, где среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы.

Свой день рождения Баба Яга отмечает 26 июня.

Прочитав немало сказок, мы узнали, что Баба-Яга может быть воительницей.

Сражается  с героями и побеждает многих из них.

 «Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны»

      (сказка «Баба Яга и Заморышек»)

Баба-Яга – похитительница.

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их, съесть.

     «В избушке старая Баба Яга прядет кудель.

       А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками…»

      (сказка «Гуси-Лебеди»)

Баба-Яга – дарительница.
Одаривает героев подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной.

     «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая»

      (сказка «Финист — ясный сокол»)

Баба Яга – советчица

Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому нужно обратиться за помощью, дает советы.

     «Послушай же, ступай по тропинке. Дойдешь до   пруда, спрячься за дерево и выжидай время…».

       (Сказка «Василиса Премудрая»).

Баба Яга – повелительница.
Повелевает силами природы и   животного мира.

Анализ прочитанных сказок.

Мы  проанализировали образ Бабы Яги, для чего  было прочитано 11 русских народных сказок, одним из главных героев которых была Баба Яга.

сказка

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

1

«Гуси-Лебеди»

похищает детей, чтобы съесть

2

«Царевна-лягушка»

дает совет, как одолеть противника (Кощея)

3

«Баба Яга»

хотела съесть девочку

4

«Василиса Прекрасная»

помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

5

«Марья Моревна»

хотела убить Ивана-царевича

6

«Иван-царевич и Белый Полянин»

билась с богатырями

7

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

помогла Андрею-стрелку

8

«Заколдованная королевна»

помогла найти королевну

9

«Финист – ясный сокол»

все трое помогли найти Марьюшку

10

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

дала совет, как найти воду и яблоки

11

«Баба Яга и Заморышек»

хотела погубить всех братьев

  Мы узнали, что Баба Яга встречается не только в русских сказках. Этот персонаж известен у разных народов, только имена у неё везде разные:

в Польше – Ендзу;

в Словакии – Ежибаба

в Чехии – Езинка

в Индии — Дхумавати

в Греции – Геката

в Германии – Перхту

Вывод: эта старушка не так уж проста.

    Баба Яга всегда разная, в связи с чем эмоции, испытываемые к ней, варьируют от страха до уважения и благодарности.

     Она не надоедает своей однообразностью. С ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая и в чем-то наивная.

     Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания.

Отечество -2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ ШКОЛА№22 ГО Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Городской этап
Всероссийского конкурса

исследовательских
краеведческих работ учащихся,

участников туристско-краеведческого
движения «Отечество»

Номинация «Литературное
краеведение»

Отрицательные персонажи в
русских и башкирских народных сказках

Подготовили:

Иликбаева Регина,

Кунагаева Ксения,

обучающиеся 6Б класса

МБОУ Школа № 22 ГО

 г. Уфа Республики
Башкортостан

                                            
450103, РБ, г. Уфа, ул. С. Кувыкина,

 д.5/2, тел.
8(347)2551512

Руководитель:

Федина Наталия Збигневна,

учитель русского языка и
литературы

 МБОУ Школа № 22 ГО г.
Уфа РБ

                                             450103,
РБ, г. Уфа, ул. С. Кувыкина,

 д.5/2, тел.
8(347)2551512

89871354820 FedinaNatali@gmail.com

Уфа -2021-2022 уч.год

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика
отрицательных героев

Глава 2. Виды злодеев

2.1 Змеи

2.2 Злодеи, имеющие образ человека

2.3 Волшебные существа

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Сказка — самый любимый и популярный жанр
народного творчества. На протяжении многих веков она передавалась из поколения 
в поколение, сначала устно, а потом письменно, поражая слушателей своим
сказочным, фантастическим миром.

Возникнув в глубокой древности, сказка
постепенно изменялась, на смену одним героям приходили другие. Персонажи в
сказках разные: есть положительные, есть отрицательные. Отрицательные персонажи
вредят людям, убивают или пожирают их, обижают стариков и детей. Кто они такие?
Откуда берутся? Кто и как их может победить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы
решили прочитать сказки и узнать о героях подробнее. И тут возник вопрос: а
похожи ли злодеи в сказках разных народов или нет? Мы живем в Башкортостане,
поэтому решили прочитать и сравнить русские и башкирские сказки.

Так определилась цель исследования:
найти сходство или различие сказочных отрицательных персонажей.

Перед началом чтения мы выдвинули
гипотезу: злодеи в русских и башкирских сказках похожи, несмотря на то что
каждый народ имеет свои особенности, поэтому русские и башкирские сказки сильно
различаются.

Задачи:

проанализировать10 русских и 10 башкирских
сказок;

описать персонажей по следующему плану:

1) имя;

2) внешние признаки;

3) кому вредил;

4) как вредил;

5) в чем сила злодея;

6) как и кем был побежден;

7) помощники злодея.

Объект
исследования
— русские и башкирские волшебные
сказки.

Предмет
исследования
— общие и отличительные черты
отрицательных персонажей в русских и башкирских волшебных сказках.

Тема
исследования актуальна, результаты исследования можно использовать на уроках и
на внеклассных занятиях.

Источники
получения информации:

сборники
сказок;

словари;

глобальная
сеть Интернет.

Методы
исследования
:

анализ текста;

сравнение;

умозаключение.

Глава 1. Общая характеристика
отрицательных героев

Для изучения сказочных злодеев мы выбрали
20 сказок: 10 русских и 10 башкирских.

Русские сказки: «Морской царь и
Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Иван — крестьянский
сын и чудо-юдо», «Хрустальная гора», «Булат-молодец»,
«Два Ивана — солдатских сына», «Никита Кожемяка»,
«Терёшечка», «Царевна-Лягушка», «Чудесная
рубашка».

Башкирские сказки: «Урал-батыр»,
«Исмай», «Золотая рыбка», «Убыр-эби»,
«Свекровь-убыр и ее несчастная невестка», «Камыр-батыр»,
«Сыновья Бугар-хана», «Батыры-Близнецы», «Красная подушка»,
«Мировой батыр».

Читая сказки, мы составили характеристики
злодеев по следующему плану:

1) имя;

2) внешность;

3) кому вредил;

4) как вредил;

5) в чем сила злодея;

6) как и кем был побежден;

7) помощники злодея.

Вот какие злодеи живут в русских сказках:
морской царь, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Змей Горыныч, баба яга.

Персонажи башкирских сказок: юха, аждаха,
дэв, иргаил, убыр-эби, убырлы-карсык, ифрит.

Чтобы понять, что означают имена злодеев,
мы обратились к словарям и интернету.

Аждаха (перс.) — дракон;

убыр (тюрк.) — ведьма;

 дэв,
дайва (авестийское), див (фарси) — злой дух, великан, покрытый шерстью.

Иргаил
(тюрк.) — карлик;

 ифрит
(тюрк.) — людоед;

 юха
(перс.) — змея.

Змей
(общеслав.) — ползающий по земле;

 Кощей
(вост.-слав.) — худой, тощий;

баба
яга (вост.-слав.) — букв. неприятная, злая.

Всех
злодеев мы разделили на три группы: змеи, злодеи, имеющие образ человека, и
волшебные существа.

Глава
2. Виды злодеев

2.1
Змеи

К
ним относятся Змей Горыныч, чудо-юдо в русских народных сказках, аждаха и юха в
башкирских народных сказках. И русский, и башкирский народ представлял змеев в
виде драконов с разным количеством голов. Это могли быть 3, 6, 9, 12-головые
драконы. Змеи имели непомерную силу, умели летать, жечь огнем дома, пожирать
людей. Их оружие — огонь из пасти, огненный палец и бьющий хвост. Убить их трудно,
так как на месте срубленной головы вырастает новая. Вредят они и всему народу
(жителям целого города), и отдельным людям (поедают девушек). Змеи иногда имеют
помощников — черный конь, черный ворон, черный пес, иногда родственников (мать,
жёны, сестра). Победить змея может только богатырь (Иван-царевич, Никита
Кожемяка, Булат-молодец) с помощью хитрости и волшебного меча.

Таким
образом, в русских и башкирских сказках змеи похожи друг на друга, но имеют
разные имена. В русских сказках — Змей Горыныч или Чудо-Юдо, причем всегда
мужского пола.

В
башкирских сказках — аждаха (он тоже мужского пола), а также встречается змея
женского пола юха, которая, превратившись в красивую женщину, обманом губит
героя.

 (См.
приложение 1).

.

2.
Злодеи, имеющие образ человека

Мы
выделили следующих персонажей мужского пола:

морской
царь, заманивший героя в свое царство;

злой
земной царь, который хочет отнять жену батыра;

карлик,
обладающий огромной силой;

Кощей
Бессмертный, обладающий черной магией;

ифрит
(сын старухи — людоедки)

Женщины-злодейки:

В
русских сказках это баба яга, живущая в лесу в избушке на курьих ножках. Героя,
попавшего к ней случайно, она хочет изжарить и съесть. Еще это ведьма, которая
губит людей (съедает, заколдовывает, и т.д.).

В
башкирских сказках много женщин-злодеек:

царица
горных духов;

мяскяй
(похожая на бабу Ягу);

убырлы-карсык
(старуха-обжора);

убыр-эби
(людоедка);

мать
дэвов.

Описываются
злодейки одинаково: безобразная злая старуха, поедающая людей. Может
превращаться в кого угодно. Бывает бессмертна, смерть хранится в яйце. Но
иногда баба яга в русских сказках бывает добрая, помогает героям. Имеются
дочери у аждахи — пярии (нечистые духи).

Иргаил
— подземный карлик, сам с вершок, борода в тысячу вершков. Обладает отменным
аппетитом, может съесть за раз полный казан мяса, оставляя без обеда нескольких
человек. В подземном царстве является хозяином воды и не даёт её людям. Злой,
сварливый, мстительный. Его

побеждает
батыр и возвращает воду жителям подземного царства. Встречается только в
башкирских сказках.

Кощей
Бессмертный существует только в русских сказках. Обладает колдовством, большой
силой, коварен и хитёр. Похищает прекрасную девушку, заставляя её выйти за него
замуж. Описывается глубоким стариком, костлявым, страшным, лысым,
непривлекательным. Его смерть герой находит в яйце на конце иглы при помощи
друзей — медведя, волка, щуки, ястреба.

Итак,
злодеи в образе человека похожи в русских и башкирских сказках.

 (См.
приложение 2).

2.3
Волшебные существа

К
ним относятся дэвы из башкирских сказок.  Дэв — это огромный великан, обросший
шерстью. Может иметь 5, 7, 9, 10, 12 голов. Имеет длинные когти, уродлив.
Угрожает батырам, жителям городов. Вред от них большой — преграждают путь к
живой воде, поедают девушек, убивают людей. Обладают волшебством и огромной
силой. Погубить дэва может только могучий батыр, обезглавив его.

Дэвы
имеют родственников: сыновей, дочерей, зятьев, жен и матерей. Дэвы-женщины тоже
злые волшебницы и вредят  людям. Погубить их можно молитвой или мертвой водой.

Таким
образом, дэвы — это волшебные существа, поступками напоминающие змей, но
имеющие другой облик и смертные. Эти злодеи встречаются только в башкирских
сказках.

 (См.
приложение 3).

Заключение

Прочитав
сказки и описав персонажей-злодеев, мы узнали их имена, как они выглядят, кому
и как вредят, кто их может победить. Мы выяснили, что хотя герои русских и
башкирских сказок называются по-разному, они во многом похожи. Змеи и аждахи
одинаково выглядят и вредят людям. Ведьмы и убыр-эби — это злые страшные
старухи-людоедки.

Но
имеются и различия. В русских сказках нет существ, похожих на дэвов. В
башкирских сказках встречается змея женского пола — юха, а все Змеи Горынычи —
мужского.

Злодеи
в русских сказках чаще всего одиноки, не имеют семьи, родственников. Кощею, несмотря
на его желание, не удается жениться. А у злодеев башкирских сказок
родственников много. У дэвов есть жены, матери, братья, дочери, сыновья,
сестры, зятья. У убырлы-карсык есть сын-людоед ифрит. Пярии — дочери аждахи.

И
в русских, и в башкирских сказках злодеев можно победить хитростью или силой. И
в русских, и в башкирских сказках добро всегда побеждает зло, и у всех сказок
счастливый конец.

Список литературы

1.       Башкирское народное творчество.
Том 3. Богатырские сказки. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988, 448 с.

2.      Башкирское народное творчество.
Том 4. Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа: Башкирское книжное
издательство, 1988, 512 с.

3.      Вас приветствует сказка. Русские
сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. Харьковская книжная фабрика
«Глобус», 1993, 240 с.

4.      Любимые русские сказки. М.: Эксмо,
2006, 208 с.

5.      Шанский Н.М. Краткий
этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение,1971,542с.

Приложение 1

Сравнительная характеристика змеев.

Имя

Внешность

Кому  вредил

Как  вредил

Сила  злодея

Как
и кем побеждён

Помощники 
злодея

Змей  Горыныч

12-головый
дракон

царской семье

похитил царскую невесту,  заточил в хрустальной горе

непомерная

Иван-царевич
отрубил головы

нет

Страш-

ный Змей

3-головый дракон

жителям Киева

Поедал народ и заточил дочь царя в свою берлогу

непомерная

был
утоплен в Чёрном море

нет

Змей

12-головый
дракон

жителям города

поедал жителей и хотел съесть царских дочерей

летал, извергал
огонь

Иван-солдатский
сын отрубил головы

два
12-головых змея

Аждаха

3, 6, 9-гол.
драконы

девушкам

Ел в день по  девушке

Непомерная

Егет
отрубил головы

Юха

красивая женщина

Шульгену (брат
Урал-юатыра)

Напоила хищной кровью и Шульген превратился в зверя
и утонул

Волшебство

Чудо-Юдо

6, 9, 12 голов

Ивану, людям

Разорял царства, пленил людей

Огонь, огненный
палец, громкое шипение

Иван
отрубил змеям все головы

Черный
ворон, черный пес, черный конь, змеиха-мама

Приложение 2

Злодеи, имеющие образ человека

Имя

Внешность

Кому вредил

Как
вредил

Сила
злодея

Как
побеждён

Помощники 
злодея

Старик Иргаил

Карлик с длинной
белой бородой

Исмаю и двум его
товарищам

Украл
дочь царя и держал в стеклянном шкафу

Большая

Исмаем
во сне

Ведьма

Старуха,
железные зубы

Терешечке

Обманула,
схватила, посадила в мешок

Бессмертна

Отрубили
голову

Баба-яга

Страшная злая
старуха

Ивану-царевичу

Хотела
изжарить в печи и съесть

Волшебство

Сама
попала в печь

Царица горных
духов

Старуха с тремя
головами, безобразная, глаза на лбу

Ехангизу

Похитила
дочь Ехангиза

Смерть
в яйце

Ехангиз
отрубил голову

Золотая птица

Женщина, могла
превращаться

Егету

Заманила
к себе и столкнула в погреб, питалась их мясом

Хитрая

Егет
столкнул в погреб

Убыр-эби

Страшная злая
старуха

Четырем дочерям

Наросилась
ночевать и ночью съела одну сестру, следующей ночью — другую

Людоедка

Девушки 
утопили обманом

Убырлы-карсык

Страшная старая
злая бабка

Обманом уводила
девушек и заставляла работать, затем съедала

Съедала

Могла
превратиться

в
кого угодно

Брат
невестки убил

Сын с теми же
качествами, ифрит

Родная сестра
егета

Огненно-рыжая,
растрепанная девушка

Жителям деревни

Всех
съела

Могла
превращаться

в
огненное пламя

Отрубили
голову

Кощей
бессмертный

Мужчина
худощавого телосложения, страшный

Ивану-царевичу

Похитил
невесту

Волшебство,
черная

магия

Булат-молодец
нашел его смерть в яйце

12 девиц

Морской царь

Страшный, с
длинной седой бородой

Царской семье

 Похитил
Ивана-царевича, держал в подводном царстве

Волшебство

Иван-царевич
сбежал, прихватив его дочь

Приложение 3

Волшебные существа Дэвы

Имя

Внешность

Кому  вредил

Как вредил

Сила 
злодея

Как побеждён

Помощники
злодея

Дев

9 и 12-главый

Урал-батыру

Преграждали путь
к живой воде

непомерная

Урал-батыр
разрубил на куски

Дэв

Огромный великан

Жителям города

Хотел перебить
их и поселиться в городе

непомерная

Камыр-батыр
обезглавил

Дэв

5, 7, 10-главый,
шерстью оброс, длинные когти, уродливый

Батырам-близнецам

Хотел убить
близнецов

волшебство

Батыры-близнецы
отрубили

 Дэвам головы

Жены,
мать дева, сыновья, зятья, отец (царь дэвов)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение$

«Средняя образовательная школа № 82»

г.Кемерово

Исследовательская работа

по литературному чтению

$

Тема: « Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

4 классс

Руководитель:

$учитель начальных классов

Труханова Наталья Николаевна

Выполнила: ученица 4 класса

$Данишевская Елена

$

Слайд 1 Тема: « Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

.

Слайд 2 Актуальность.

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма ,а иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости: одних Яга пыта$ется съесть, другим помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной.

Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближ$е.

Слайд 3

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи работы:

1. Узнать, как появился образ Бабы-Яги.

2. Прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

3. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.

4. Определить род ее занятий.

$$5. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.

6. Провести опрос по теме работы среди учащихся;

7.Проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки, мифы.

Слай$д5

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это злой вымышленный персонаж русских народных сказок.

  • Она всем вредит

  • Создаёт на пути трудности

  • Баба Яга похищает детей

  • Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть

  • $

  • У неё страшный внешний вид

  • Её бояться маленькие дети.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов, наблюдение, классификация, обобщение.

$

Слайд 6

Чтобы ответить на все поставленные вопросы нужно было:

  • прочитать много русских народных сказок

  • $научиться анализировать сказки

  • находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

  • учиться делать выводы

$Слайд 7 Общая характеристика Бабы Яги

Что нам уже известно о Бабе Яге?

Баба-яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром.

В энциклопедии я нашла такое определение:

Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Слай$д 8 Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.

В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Слайд 9. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом $или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Слайд 10. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Слайд 11. Изучая разные источники я выяснила, что Баба Яга – мифологи$ческое существо.


1.Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.

2.По сообщению В. Даля, первое слово «БАБА» происходит от слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе слово «ЯГА»$ означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
3.Существует версия, что имя Яги произошло от слова «
ЙОГ» и сама она из Индии.
4. Жители Севера считают, что Яга родом с Севера. Там жители часто ставили избы на высоких столбах, чтобы не замело снегом. Отсюда и избушка на курьих ножках.

$
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.

Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необход$имости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы.

Слайд 12. Рассмотрим Жилище Бабы Яги.


Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
$Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых.

Почему избушка Бабы Яги «на курьих ножках»?$

Рассмотрим несколько версий появления избушки:

1. Баба Яга древний образ смерти (покойника).

В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях). Избушка Бабы Яги также стоит высоко над землёй $– «на курьих ножках».

2.В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга — костяная нога».

Слайд13. Основные черты образа Бабы Яги.

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога.. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая. Яга похожа на ведьму.

«Зашла Марюш$ка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

Ездит, передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный с$лед, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят.

Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, , а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

$Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит,  и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою $Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу.

Слайд14. Баба Яга в русских народных сказках

Изучив литературу по данному вопросу мне стало интересно:, а что думаю$т другие ученики о Бабе Яге? Сначала я решила провести опрос среди учащихся младших классов. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?$

В опросе участвовали 42 ученика начальной школы.

Результаты ответов были таковы:

1. Кто такая Баба Яга?

8ч — Вымышленный персонаж$

24ч -Ведьма, колдунья

3ч — Пожилая женщина

5ч — Злая сварливая старуха

2ч — Старушка с метлой

2.Какой вы себе ее представляете?

32ч — Злой, сердитой, плохой

3ч — Веселой, шутливой 7ч — Агрессивной, нервной

$Слайд 15 Где она живет?

32ч — В лесу в избушке на курьих ножках

10ч -На болоте в избушке

$Чем занимается?

7ч — Ходит в гости к Лешему, Кощею

5ч — Летает в ступе, 3ч — прядёт пряжу

19ч — Ест детей 8 — варит зелье, колдует,

Слайд16 Как выглядит костяная нога?

14ч — Сделана из кости

$4ч. — Деревянная нога

6ч — Волшебная нога 18ч — Выглядит как у скелета

Я прочитала 9 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге, для того чтобы проанализировать её образ.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в с$казках она либо помогает, либо нет.

Таким образом, в сказках.

«Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» — Баба –Яга отрицательный образ, так как похищает детей, чтобы съесть, хотела погубить всех братьев.

А в сказках : Царевна-лягушка», Василиса Прекрасная», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», Сказка о молодильных яблоках и живой воде» — она Положительный образ, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) ,помогла Василисе, помогла Андрею-стрелку, помогла найти королевну, помогли найти Марьюшку, дала совет, как найти воду и яблоки

$Слайд 18 Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

Яга-дарительница, Яга-воительница; Яга-похитительница, Яга-охранительница , Яга-по$велительница, Яга-советчица, Яга-прародительница

$Слайд 19 1. Яга-дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой

Слайд 20 2. $Яга-воительница; .Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю.

Слайд 21 3. Яга-похитительница – наиболее распространённый образ и уносящей детей, которых она пытается изжарить. Это образ связан, возможно, с двумя обрядами.

Слайд 22 4. Яга-охранительница (покровите$льница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

Слайд 23 5. Яга-повелительница с$ил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

Слайд 24 6. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать)

Слайд 25 7. Яга-прародительница$ (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушк$е на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 9 Баба Яга – положительный персонаж, в 3 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь).
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-воительница; 2)Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в ба$ньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Слайд 26 На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит –
ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, , а значит,
она связана со смертью и подземным миром.$
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит,
она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер$ помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит,
она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит,
она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем , лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит,
она связана с огнем небесным, подземны$м и домашним.

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы.

$ Слайд 27. Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

  • Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

  • она может быть разной – и доброй, и злой;

  • часто она помогает герою, спасает его;

  • $

    $Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сдел$ала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Список использованной литературы$

  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

  2. Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

  3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

  4. Пропп В.$Я. Исторические корни волшебной сказки.- Л.,1986.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

$1. http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар. сказок

2. http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

3. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме

4. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки

5. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах

6. http://sueverija.n$arod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах.

В детстве мы не всегда задумываемся о скрытом смысле народных и литературных сказок разных стран мира. Только через несколько десятилетий, когда мы сами становимся родителями и начинаем читать эти сказки своим детям, мы понимаем, о чем на самом деле они говорят, чему учат, и на что программируют каждое последующее поколение.

Актуальны ли сказки в современном мире?

Конечно, в современном мире русские народные сказки и сказки других национальностей несколько утратили то значение, которое имели раньше. Далеко не все родители читают их своим маленьким детям, поскольку сейчас есть немало других «малышовых» развлечений.

В некоторых семьях мультфильмы уже полностью вытеснили детские книги и ритуальное чтение сказок на ночь. Когда же дети немного подрастают, то они начинают развлекаться с электронными игрушками, обитать в социальных сетях, и скорее будут читать «Гарри Поттера», чем слушать сказочки в исполнении своих родителей.

Поэтому русский фольклор, конечно, уже не так влияет на формирование национального характера у маленьких детей, как это, возможно, было раньше. Сегодня мы живем в «глобальной деревне», и если родители и читают своим детям сказки, то это совсем не обязательно русские народные сочинения, а сказки самых разных национальностей, населяющих нашу планету.

Тем не менее, есть еще немало родителей, которые считают, что их дети обязательно должны прослушать в раннем детстве курс русскогосказочного творчества не только в развлекательных, но и в воспитательных целях.

Чему же учат детей русские сказки и сказки других национальностей? Действительно ли все они так безобидны, как это кажется на первый взгляд? Какие установки они дают детям на будущее?

Герои русских сказок

Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) — все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев — темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны — так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Чему учат русские сказки

Считается, что русские сказки учат доброму и вечному, и в них нет никакого негатива, способного дать маленьким детям какие-то неправильные установки на будущее. Конечно, в таких сказках, как «Репка», нет никакого скрытого негатива. Но в других русских сказках далеко не так все однозначно, и уроки, которые могут извлечь из них дети, не всегда могут положительно сказаться на их будущей жизни.

Дело в том, что ни в одной русской сказке не пропагандируются трудолюбие и повышенная работоспособность. Есть даже мнение, что именно русские сказки виноваты в том, что в нашей странепроцветают коррупция, воровство, а лень является национальной чертой русского характера.

Если, скажем, в немецких сказках все герои трудолюбивые, рациональные и практичные, то в русском фольклоре очень многое рассчитано на халяву, на то, что все само собой образуется «по щучьему велению» (хотя, одноименную сказку можно трактовать самым разными способами, и, возможно, она больше говорит о жалости и сострадании, чем о халяве).

Чему учат сказки?

«Вот что ты, доченька, поняла из сказки про Колобка?» — спрашиваю. «Ничего не поняла» — отвечает. «Ну как не поняла? Если бы Колобок не сбежал от своих бабушки с дедушкой, его б лиса не съела… Нельзя убегать из дома!» Дочка подумала и сказала: «Так если б он не сбежал, то они б сами его съели. Для чего его бабушка испекла-то? А так он хоть по лесу перед смертью погулял, зверюшек разных увидел…».

Тут задумался уже я. Перечитал ещё раз, уже для себя, чтобы уловить смысл сказки. Действительно, логики никакой: дед, судя по всему, проголодался, послал бабку в сусеки, та наскребла муки вперемешку с пылью и испекла на обед Колобка. И только они хотели его сожрать, как он в окно прыг и покатился, покатился, ну, а дальше вы знаете.

Мораль-то понятна: тяга к свободе ничем хорошим закончиться не может — это первое. Второе: хочешь есть — закрывай окна. А вот почему половина леса разговаривает с хлебобулочным изделием…

Взял другую сказку, всем известную «Курочку Рябу». Там нет ни колобков, ни расстегаев, ни кулебяк, там одно яйцо. Правда, из золота, которое «…дед бил, бил — не разбил, баба била, била — не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось… Дед и баба плачут…».

«А чего они плачут? — дочка спрашивает. — Что яйцо разбилось? Так они сами его разбить хотели. Мышка помогла только хвостиком своим…»

Я опять задумался. «Понимаешь, — говорю, — Ксюшенька… Яйцо — это символ жизни, символ солнышка. Разбилось яичко — это как погасло солнышко: жизнь кончилась и все умрут…». «Это, папа, — отвечает дочка, — уже и не сказка совсем, а хоррор какой-то…».

Выбросил я «Курочку Рябу» в мусорное ведро, покопался на полках, нашёл «Крошечку-Хаврошечку». С детства помню, что сказка добрая и хорошо кончается, но на всякий случай решил сначала про себя прочитать, благо она короткая. И что? Говорящая корова бедной сироте помогала-помогала, по хозяйству за неё всё делала, пока сиротинушка Хаврошечка отдыхала, и в итоге животное за это зарезали. То есть корова добрые дела делала, а её на мясо, чтоб неповадно было.

«Крошечка-Хаврошечка» ушла вслед за «Курочкой Рябой», а я пошёл остальные сказки перелопачивать. Включил дочке мультик про «Простоквашино», чтоб не скучала, там вроде придраться не к чему, сам книгами обложился, Интернет включил, ищу сказку нормальную, чтоб прочитать и никаких вопросов. Чтоб добро победило, зло наказано, все живы и без всяких хлебо-булочно-яичных приключений.

«Буратино» я отмёл сразу. С современных педагогических позиций это не сказка, а пособие по мелкому хулиганству. Сказки, где участвует Змей Горыныч, тоже отмёл — он зверёк, конечно, забавный, но характер… То жрёт кого-то, то сжигает, то девиц невинных похищает. Да и головы у него после отделения от туловища в геометрической прогрессии вырастают.

Я подсчитал: одна процедура отрубания — это 6 новых голов. Соответственно, 10 процедур — 3072 головы, 100 процедур — сумма с 20 нолями. Если бы богатырь не успокоился, не плюнул и не пошёл бы домой, то дня через три масса голов Змея Горыныча превысила бы массу Вселенной.

Сказки, где жабы в Василис Прекрасных превращаются, а Чудища Лесные в принцев, я выбрасывать не стал, отложил просто. Не хватало ещё, чтоб дочь стала чудищ с лягушками домой таскать и ждать превращений. Пусть подрастёт, потом прочитаю.

Дальше — «Гуси-лебеди». Что это за птицы, спросит дочка — ведь есть или гуси, или лебеди? Что отвечать? А богатырь? У камня постоял, прочитал: «Прямо поедешь — женату быть», — и сразу налево повернул, коня спасать… Почему он жениться не хочет на бывшей жабе? Как я это дочке объясню?

Тут она заходит. «Ну ты, папа, и мультик мне поставил… — говорит. — Деревня заброшенная, люди её покинули, один почтальон странный остался, который полиции боится… Почти Кубрик, „Сияние“…». «Давай, — предлагаю, — я тебе „Машу и медведя“ поставлю». «Нет, про эту мелкую стерву я даже слышать не хочу…».

А у меня из детских последняя книжка осталась, «Сказки народов Средней Азии». Я только конец первой сказки прочитал, мне уже плохо стало…

«Содрал Едгор с Азамата кожу, бросил её на седло, кишки на копьё намотал и поскакал по степи, и только суслики умирали под копытами…»

«Лучше, — говорю, — Ксюша, я тебе диск поставлю музыкальный, а потом песни обсудим…» И я поставил «Шансон-97», под который я с её мамой познакомился. Там я хоть всё объяснить могу, почему «…дочь прокурора рыдала, верность жигану храня, а маманя даже не знала, кого любит дочка её…»

Вдруг прокурором дочка станет? Областным. Хотя если ей «Сказки народов Средней Азии» почитать, то, может, и на федеральный уровень выйдет.

Теги: смысл сказки, сказки

Креативность и простота против рациональности и практичности

Главный герой русских сказок Иванушка-дурачок учит тому, что есть вещи поважнее, чем практичность, расчетливость, рассудительность и напряженная работа для достижения цели. Эти качества, так же как и жадность и коварство, в русском фольклоре свойственны лишь отрицательным героям.

Можно сказать, что сказочный Иванушка выступает против основных ценностей капиталистического общества. Он оказывается самым умным среди множества окружающих его дураков, не отличаясь рациональностью, практичностью и не стремясь к богатству.

Иванушка учит тому, что в русских сказках побеждает тот,кто принимает свою судьбу со всеми ее плюсами и минусами, помогает всем, кто встречается ему на пути (а потом они помогают ему), и оказывается способным на не совсем логичные, зачастую противоречащие здравому смыслу, но оригинальные поступки. Те, кто живет ради наживы и приобретения богатства, в русских сказках остаются ни с чем, а тот, кто не гоняется за деньгами, и мыслит креативно, получает полцарства и царевну в жены.

Можно предположить, что нация, воспитанная на таких сказках, никогда не сможет превзойти с точки зрения работоспособности, трудолюбия, практичности и расчетливости другие народы, зато, когда понадобится сварить «кашу из топора» и проявить чудеса сообразительности, смекалки и изобретательности, окажется в числе первых. Поэтому, видимо, России нужно сконцентрироваться на креативе и оригинальных идеях, а не на повышении производительности труда и работоспособности населения. Именно так она сможет реализовать свой национальный потенциал.

Конечно, есть в русских сказках и герои действия. Прежде всего, это былинные богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие), воплощающие в себе идеал народного воина. Но все-таки наибольшей популярностью в русском фольклоре пользуется простоватый, не очень трудолюбивый, но бескорыстный, жалостливый и креативный Иванушка.

Чему учат сказки для детей и какие сказки лучше читать ребенку?

08.08.2016, 20:51 Изменено: 03.03.2021, 10:13
Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушка с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причем касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополнится самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научится размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

Чему учат сказки?

Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

  • Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
  • Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
  • Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути. Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
  • Героем может стать любой. Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
  • Сила – это еще не все. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
  • Справиться в одиночку не всегда возможно. Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.

Какие сказки лучше читать?

Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.

После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.

Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.

Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.

Какие сказки читать летом? Узнай по ссылке летнее чтение.

Не обязательно читать детям только русские народные сказки

В условиях мультикультурного общества очень важно познакомить детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций. В Интернете сейчас можно найти аудиокниги и тексты не только европейских, но и китайских, японских, африканских сказок, знакомство с которыми поможет ребенку сравнить то, как ведут себя волшебные герои разных стран мира, и значительно расширить свой кругозор.

Большинство литературных сказок, которые читают в России, имеют иностранное происхождение, а вот народные сказки других национальностей до недавнего времени не часто гостили в нашем «сказочном» меню (особенно это касается сказочного наследия экзотических стран). Теперь познакомиться с редкими сказками далеких стран стало гораздо проще.

Как выбирать сказки

Большинство сказок, которые доходят до современных детей, представляют собой максимально обработанные, отредактированные и адаптированные версии, специально предназначенные для детей младшего возраста. На самом же деле, существуют десятки, и даже сотни вариантов одного и того же сказочного сюжета.

Неадаптированные версии некоторых сказок ничуть не уступают по кровожадности фильмам ужасов, и, конечно, читать их детям на ночь не рекомендуется, чтобы не спровоцировать у них бессонницу и кошмары. Есть немало кровавых подробностей и в адаптированных сказках. Если вы читаете нечто подобное своим детям, желательно пропускать все «ужасы», заменяя их чем-то более позитивным.

Лучше всего выбирать простые, добрые сказки, в которых никого не отправляют на тот свет, не лишают какой-либо важной части тела, не бросают умирать в лесу, в колодце и т.д. Не следует с помощью сказок приучать детей к тому, что жестокость и лишение жизни – это вполне нормальное явление на планете Земля.

Естественно, начинать знакомство со сказочным миром нужно с самых простых историй, постепенно переходя к более сложным и длинным сюжетам.

Мальчикам лучше всего подойдут героические сказки про русских богатырей, про креативного солдата, сварившего кашу из топора, и изобретательного Иванушку-дурачка, оказывающегося гораздо умнее своих практичных и рассудительных братьев.

Девочкам лучше всего, наверное, почитать международные сказки про Золушку, Русалочку, Красную Шапочку, Красавицу и Чудовище (хотя, есть мнение, что эти истории обрекают женщин на неудачи в личной жизни), а также русские сказки про Василису Премудрую и Елену Прекрасную.

Как сделать «сказочное» образование более эффективным

Каждый ребенок делает из услышанных в детстве сказок собственные выводы, и не нужно навязывать ему свое видение той или иной истории. «Сказочное» образование, в отличие от школьной системы, не должно настаивать на существовании только одного правильного ответа, единственного толкования того или иного сюжета. Пусть ребенок развивает фантазию и творческое воображение, и делает собственные умозаключения из услышанного.

Для того, чтобы «сказочное» образование было более эффективным, можно предложить ему в интерактивном режиме придумывать альтернативные варианты концовок различных историй. Это также будет способствовать развитию фантазии и креативных способностей маленького слушателя, и, возможно, поможет избавиться от одного из главных недостатков русских народных сказок – четкого разделения на черное и белое, добро и зло, отрицательное и положительное.

В реальной жизни все гораздо сложнее, добро и зло переплетаются в одном человеке, и нет никого, кто, как говорится, был бы без греха, и, помимо черного и белого, есть еще и масса других оттенков. Объясните это ребенку, когда начнете знакомить его с удивительным миром волшебных сказок.

Чему учат наши сказки?

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.
Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Как еще можно использовать сказки

Возможно, сказки вашего ребенка ничему и не научат, но, по крайней мере, с их помощью можно будет его быстро усыпить и познакомить с таким чудом человеческой цивилизации, как книга.

Именно с помощью сказок у детей 4-5 лет можно создать мотивацию для раннего приобретения навыка чтения. Для этого можно начать читать ребенку какую-нибудь увлекательную сказочную историю с ярким сюжетом, которая его очень заинтересует.

Когда дело дойдет до развязки, можно будет закрыть книгу, и сказать ребенку, что, если он хочет узнать, что будет дальше, то можно попробовать научиться читать, чтобы самостоятельно изучать потом интересные истории, скрывающиеся в тысячах книгах. Возможно, благодаря этому, ваш ребенок откроет для себя удивительный мир литературы гораздо раньше своих сверстников.

Обобщающий урок литературного чтения во 2 классе «Мир народной сказки»

Обобщающий урок литературного чтения во 2 классе «Мир народной сказки»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65»г.Перми Учитель начальных классов Петрушина Светлана Олеговна

Цель:

показать методом проекта значение семьи в жизни каждого человека на примере героев народных сказок, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, что есть у человека.

1.Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки».

2.Учить анализировать сказку.

4.Обогащать словарный запас детей.

5.Развивать творческие способности, речь, память, мышление.

6.Воспитывать интерес к русской словесности.

Формировать УУД:

Личностные:

проявлять интерес к учебному материалу;

уметь объяснять свое отношение к героям и их поступкам

Регулятивные:

планировать свои действия на уроке в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других; работать в группе совместно с одноклассниками, соблюдая правила поведения и общения в группе.

Познавательные:

ориентироваться в собственных знаниях; находить ответы на вопросы учителя; анализировать изучаемые объекты.

Предметные:

Знать виды русских народных сказок. Уметь классифицировать сказки по определённым признакам.

Метапредметные :

Уметь определять тему и цель урока с помощью заданий учителя; планировать свои действия (регулятивные УУД)

Уметь выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в собственных знаниях; находить ответы на вопросы учителя; находить ответы на вопросы в тексте; анализировать изучаемые объекты (познавательные УУД)

Межпредметные связи:

окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:

1. Сказочница с яблоками и заданиями для детей.

2. Мультимедийный проектор, компьютер.

3. Карточки с чертами характера, пословицами, заготовка домика, клей, мелодия «В гостях у сказки».

Ход урока

1.Орг.момент — Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Веселья вам да радости!

Давно я вас жду, поджидаю, новую сказку не открываю.

(раздается стук и входит Сказочница)

2.Постановка проблемы — А это кто к нам в гости пришел?(Сказочница)

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О сказках)

— Молодцы. Сказочница, проходи, садись, будь нашей гостьей! А мы с вами покажем, какие у нас знания. Кто попробует назвать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о сказках)

3. «Узнай сказку» — Здравствуйте, дорогие ребята!

(Сказочница задает несколько вопросов по прочитанным сказкам)

  • Презентация 2 класс сказка о рыбаке и рыбке школа россии обобщение
  • Презентация викторина по русским народным сказкам для дошкольников подготовительной группы
  • Презентация в м гаршин сказка attalea princeps
  • Презабавное приключение как пишется
  • Презабавный случай как пишется правильно