Презентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текста

Урок по литературному чтению тема урока: а.с. пушкин. сказка о царе салтане тип урока: комбинированный. цели урока: анализ художественного

Урок по литературному чтению

Тема урока: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Тип урока: комбинированный.

$

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить$ работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.

Оборудован$ие: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой работы, рисунки учащихся.

На доске портрет поэта.

Ход урока

Эпиграф к уроку

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма” .

А. С. Пушкин

1. Организация начала урока

Психологический настрой учащихся:$

— Прозвенел уже звонок-

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно —

Нам теперь работать нужно!

2. Проверка домашнего задания

1. Составление картинного плана.

— Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и озаглавить их, приготовить рисунки.

На сколько частей вы поделили прочитанное?

1 часть: Свадьба Гвидона.

2 часть: Встреча го$стей.

3 часть: В гостях у Салтана.

4 часть: Счастливая встреча.

— Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?

2. Выставка рисунков.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

3. Постановка цели урока, сооб$щение темы

— Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем учиться давать характеристику героям по плану.

4. Чтение и анализ произведения

1. Речевая разминка

а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”

в) скороговорка:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с творогом, да все с творогом, да оди$н пирог с грибами, да один пирог с потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

2.Упражнение “Фотограф”

Ель

жар

пава

Белка

море

меся$ц

Орешки

берег

звезда

Изумруды

чешуя

реченька

$

Скорлупка

богатыри

освещает

— О каких чудесах из сказки вспомнили?

(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)

Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

(Чтение по ролям, выборочное $чтение)

4. Анализ прочитанной части.

— Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?

— Какие чувства он испытал, когда увидел её?

— Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?

— Как описал её Пушкин?

— Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)

5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубел$я “Царевна — Лебедь” и музыкальным фрагментом Сен-Санса К. . “Лебедь”.

— Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и музыкантов.

Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).

— Что представляли, слушая музыку?

— А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник.

— $Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусств?

— О чём мечтал князь Гвидон?

— Кто и как был наказан в этой сказке?

— Простил ли их царь Салтан?

— Простил ли их автор?

— Как бы вы поступили, простили ли их?

— Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

1. Составление плана

— Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)

1. Имя героя.

$

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношения автора к герою.

5. Ваше отношение к герою

2. Работа в группах (4-3 человека)

а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону, царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют карточки с опорными словами и рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )

Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты, напоминаются в правила работ$ы в группе.

б) анализ сказочных примет.

— Докажите, что данное произведение – сказка?

— Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?

в) работа с пословицами и поговорками.

— Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются каждой группе).

$

Ска…а — ло.., да в н.. .. .ёк! Добр.. мо…ц… у…к.

— Чему научила вас эта сказка?

— Какие пословицы и поговорки можно было подобрать на тему добра и зла?

7. Подведение итогов урока

— Понравилась ли вам сказка?

— Что больше всего запомнилось?

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.$

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.

Урок литературного чтенияЗнакомство. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературного чтенияЗнакомство. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне

    Описание слайда:

    Урок литературного чтения
    Знакомство.
    А.С. Пушкин.
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Структура сказочного текста, герои сказки

  • 2 слайд

    ОргмоментПрозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у п

    Описание слайда:

    Оргмомент
    Прозвенел звонок для нас,
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поприветствовали учтиво.

  • 3 слайд

    Чудесный мир классики

    Описание слайда:

    Чудесный мир классики

  • 4 слайд

    1799 - 1837 Александр Сергеевич Пушкин

    Описание слайда:

    1799 — 1837
    Александр Сергеевич Пушкин

  • 5 слайд

    В Москве прошло детство А. С. ПушкинаМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей Л

    Описание слайда:

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • 6 слайд

    Проверка домашнего заданиястр. 66 - 68 - наизусть

    Описание слайда:

    Проверка домашнего задания
    стр. 66 — 68 — наизусть

  • 7 слайд

    Но, больше всех Пушкин любил свою няню – Арину Родионовну. Настоящим кладом

    Описание слайда:

    Но, больше всех Пушкин любил свою няню –
    Арину Родионовну.
    Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни.
    Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( только в стихах).

  • 8 слайд

    Арина Родионовна не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Она

    Описание слайда:

    Арина Родионовна не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки!- Каждая есть поэма!»
    Сказки всегда начинались одинаково. «В некотором царстве, в некотором государстве….» , «Жили-были….».
    Арина Родионовна- няня Пушкина

  • 9 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесны

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин
    (1799 – 1837)
    Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
    П. Бажов

  • 10 слайд

    Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных со

    Описание слайда:

    Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях

  • 11 слайд

    Презентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текста

  • 12 слайд

    Инда очи разболелись-Сочельник - Перст-Девичник-Глаза разболелись Вечер накан

    Описание слайда:

    Инда очи разболелись-
    Сочельник —
    Перст-
    Девичник-
    Глаза разболелись
    Вечер накануне Рождества
    Палец
    Вечеринка для девушек
    Значение слов в тексте:

  • 13 слайд

    Работа по учебникус. 70 - 90 – Как называется произведение, в котором автор п

    Описание слайда:

    Работа по учебнику
    с. 70 — 90
    – Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?

  • 14 слайд

    Какой вы представляете себе царицу перед зеркалом?Задание для 1 группы

    Описание слайда:

    Какой вы представляете себе царицу перед зеркалом?
    Задание для 1 группы

  • 15 слайд

    Какой вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и

    Описание слайда:

    Какой вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта
    (внутренняя и духовная)
    Задание для 2 группы

  • 16 слайд

    Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевн

    Описание слайда:

    Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
    Задание для 3 группы

  • 17 слайд

    Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлая Завистливая Гордая Сво

    Описание слайда:

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

    Практическая работа

  • 18 слайд

    ► Какие черты характера открываются нам в богатырях? ► Как богатыри относятся

    Описание слайда:

    ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
    Помощники царевны

  • 19 слайд

    ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются

    Описание слайда:

    ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • 20 слайд

    Будьте внимательны к словуИз предложенных выражений назовите те, которые могу

    Описание слайда:

    Будьте внимательны к слову
    Из предложенных выражений назовите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
    Простился
    В путь-дорогу снарядился
    С белой зори до ночи
    Белешенька земля
    Восхищенья не снесла
    Свойство зеркальце имело
    Нраву кроткого такого
    Вдруг погасла
    Красная девица
    В горести душевной
    Сотворив обряд печальный
    Вдруг погасла жертвой злобе
    Потешить
    С мольбой погнался
    Трубит уже молва

  • 21 слайд

    Т. МавринаЕ. ПашковВ. МилашевскийВ. Конашевич► Какие иллюстрации художников т

    Описание слайда:

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • 22 слайд

    Что за прелесть эти сказки!

    Описание слайда:

    Что за прелесть эти сказки!

  • 23 слайд

    Рефлексия - не доволен, сделал не всё, что мог;- мог бы лучше;- сделал всё,

    Описание слайда:

    Рефлексия

    — не доволен, сделал не всё, что мог;
    — мог бы лучше;
    — сделал всё, что моих силах для успеха группы.

  • 24 слайд

    Домашнее задание:Стр.70-91 - перечитать, нарисовать иллюстрацию к отрывку,

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Стр.70-91 — перечитать,
    нарисовать иллюстрацию к отрывку,
    найти определение слов «добро» и «зло»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Похожие материалы

  • Пушкин. Биография. Стихи презентация литературное чтение

  • Ершов_Конёк-горбунок презентация по литературному чтению

  • Биография Ершова П.П. презентация

  • Своя игра. Летописи, былины, сказания, жития

  • Житие Сергия Радонежского. 2 урок

  • Три поездки Ильи Муромца

  • Программа и ктп по литературному чтению

  • Ильины три поездочки презентация

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

Презентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текстаПрезентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текстаПрезентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текстаПрезентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текста

Презентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текстаПрезентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текстаПрезентация а с пушкин сказка о царе салтане тема сказки события сказочного текста

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению «Сказки А.С. Пушкина» 4 класс

Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

    Описание слайда:

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспи

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом.
    Когда А.С. Пушкин был мальчиком , у него была няня – Арина Родионовна. Именно она заменила поэту мать, подарила свое тепло и ласку, научила любить все русское, воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному, прекрасному русскому языку. Именно няня рассказывала маленькому Саше старинные былины и сказки, которые впоследствии он записал.

  • 3 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке.Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерят

    Описание слайда:

    Сказка о рыбаке и рыбке.
    Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.
    Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

  • 4 слайд

    Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.О черной зависти, об убийственной

    Описание слайда:

    Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
    О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.
    Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.
    Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво. Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

  • 5 слайд

    Сказка о золотом петушке.По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Уро

    Описание слайда:

    Сказка о золотом петушке.
    По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.
    Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания.
    Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.

  • 6 слайд

    Сказка о царе Салтане.Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также я

    Описание слайда:

    Сказка о царе Салтане.
    Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.
    Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

  • 7 слайд

    Сказка о попе и о работнике его Балде. Как-то раз жадный поп ходил по базару,

    Описание слайда:

    Сказка о попе и о работнике его Балде.
    Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.
    Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение», Кац Э.Э.

Тема:
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Похожие материалы

  • Презентация «Русская народная сказка «Белые пёрышки»

  • План-конспект урока «Русская народная сказка «Белые пёрышки».

  • Презентация к уроку литературного чтения «Что ты тискаешь утёнка?»

  • Открытый урок по литературному чтению на тему «Что ты тискаешь утёнка?»

  • Диагностическая работа по литературному чтению за вторую четверть (3 класс)

  • Диагностическая работа по литературному чтению за первую четверть (3 класс)

  • Урок презентация Глинка Ф. «Москва»

  • Внеклассное мероприятие по чтению «Путешествие в мир сказок»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Предыдущего как пишется правильно
  • Предьявить или предъявить как пишется
  • Предутренний как пишется правильно
  • Представьте вместе с друзьями что вы ученые и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню рассказ
  • Предыдущей или предыдущий как правильно пишется