Презентация 6 класс портреты и рассказы мальчиков в рассказе и с тургенева бежин луг

Слайды и текст этой онлайн презентации слайд 1иван сергеевич тургенев1818 - 1883слайд 2 по отцу тургенев принадлежал к старинному дворянскому

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 1

Иван
Сергеевич
Тургенев
(1818 — 1883)

Слайд 2

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 2

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Варвара Петровна
Сергей Николаевич
Родители Тургенева

Слайд 3

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 3

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет.
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Слайд 4

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 4

…Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе… За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

Слайд 5

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 5

Спасское — Лутовиново

Слайд 6

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 6

Усадьба Тургеневых

Слайд 7

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 7

«…Маленький Ваня бегал по аллеям прекрасного парка…»

Слайд 8

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 8

Парк

Слайд 9

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 9

«Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» (И.С.Тургенев)

Слайд 10

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 10

Охотничьими тропами
По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».
Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.
В его «Записках охотника» — встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

Слайд 11

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 11

Слайд 12

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 12

Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 г. и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Слайд 13

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 13

«Записки охотника» — цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине.
Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву.
Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Слайд 14

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 14

В 1852 г. Вышла отдельная книга «Записок охотника», в сборник входит 20 рассказов. Основной темой являются взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

Слайд 15

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 15

История рассказа «Бежин луг»
Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 г.: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь»
В 1851 г. Это произведение было напечатано в журнале «Современник».

Слайд 16

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 16

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют.
Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова.
Там же Парахинские кусты,
деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

Слайд 17

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 17

«Бежин луг» —
самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Слайд 18

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 18

Очерк —
разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям.
Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Слайд 19

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 19

Кто он – рассказчик?

Слайд 20

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 20

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем — охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа
— природа и герой в их гармоничном единстве.

Слайд 21

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 21

Бежин луг
Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда».
Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.

Слайд 22

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 22

Слайд 23

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 23

Слайд 24

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 24

Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун…

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним…

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

Слайд 25

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 25

Герои рассказа – крестьянские ребятишки
Рассказчик

Слайд 26

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 26

ФЕДЯ
… лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…

Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»

Слайд 27

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 27

ПАВЛУША
У второго мальчика…
Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…

А почему мальчик понравился автору?

Слайд 28

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 28

Ильюша
Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши…

Во что был одет мальчик?

Слайд 29

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 29

А кто это?

Слайд 30

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 30

Домашнее задание
1.Составить план рассказа
2.Рассказ об одном мальчике
3. посчитать, сколько всего
«страшилок» рассказывают ребята.
.

Слайд 31

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 31

Вопросы по прочитанному
Почему очерк называется «Бежин луг»?
Кого вы можете назвать главными героями произведения?
Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Слайд 32

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 32

Примерный план
I «Прекрасный июльский день».
II Охотник заблудился.
III У костра в ночном.
IV Рассказы мальчиков:
1.Рассказ Илюши о домовом.
2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке.
3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле.
4.Рассказ Илюши о покойниках.
5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе.
6.Рассказ Кости о водяном.
7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке.
V Непонятные ночные звуки.
VI Прощание с мальчиками.
VII Эпилог. Смерть Павлуши.

Слайд 33

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 33

Композиция очерка
Прекрасный июльский день (погода установилась надолго):
А) «Кроткая заря»;
Б) знойный полдень;
В) спокойный закат.

Слайд 34

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 34

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света».
Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Слайд 35

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 35

Композиция очерка
2. Скитания охотника:
А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);
Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»);
В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Слайд 36

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 36

Композиция очерка
3. У костра в ночном:
А) костер в ночи;
Б) пять деревенских мальчиков;
В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике;
Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»;
Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне;
Е) неожиданная тревога;

Слайд 37

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 37

Композиция очерка
Ж) рассказ Ильюши о
покойном барине и бабке
Ульяне;
З) рассказ Павлуши о «предвидении»;
И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе);
К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном;
Л) рассказ Кости об утонувшем Васе;
М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Слайд 38

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 38

Композиция очерка
4. Наступило утро:
А) рассвет;
Б) мальчики возвращаются
с табуном.
Эпилог: смерть Павлуши

Слайд 39

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 39

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.
Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 40

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 40

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка…
«Так может быть»
«так должно быть»
«так было»
совершившийся факт
Каждый рассказ – это не только
«страшная история»,
навеянная темнотой ночи,
таинственными звуками; эта еще
и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств,
верований, переживаний.

Слайд 41

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 41

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе
подобраны так, что они
гармонируют и с ночным
пейзажем и с волнением детей,
жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 42

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 42

Беседа с классом
-Какие истории рассказывали мальчики?
-Как сам Тургенев называл их рассказы?
Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»

Слайд 43

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 43

О ком в страшилках рассказывают мальчики?
Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
Как характеризуют героев рассказа эти истории?

Слайд 44

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 44

-Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий?

Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении.
Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.

Слайд 45

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 45

Леший

Слайд 46

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 46

Водяной

Слайд 47

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 47

Русалка

Слайд 48

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 48

Домовой

Слайд 49

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 49

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 50

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 50

-О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире?
Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд.
-Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования?
Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом.
-Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков?
Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.

Слайд 51

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 51

Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.

Слайд 52

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 52

Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необычность, непохожесть, духовное богатство, их умение тонко чувствовать красоту природы, поэтичность, их талантливость, ум, трудолюбие.
Портрет помогает понять авторский замысел, идею произведения: человек – это единое целое с природой.
Вывод:

Слайд 53

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 53

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши?
Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Слайд 54

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 54

Домашнее задание
1. Найти описание пейзажа

Слайд 55

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 55

Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа.
«Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье — в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы»
Г.Курляндская.

Слайд 56

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 56

Ночной
Что такое пейзаж ?

Слайд 57

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 57

Словарь
Портрет –
изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). Помогает понять социальное положение героя, его характер
Пейзаж — картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Слайд 58

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 58

Пейзаж
Прекрасный июльский день

Ночной пейзаж

Второй ночной пейзаж

Слайд 59

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 59

В рассказе даётся описание июльского дня, вечера, ночи…
Найдите художественно-выразительные средства, при помощи которых автору удалось передать свои ощущения и чувства…

Слайд 60

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 60

    
Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «могучее светило»…

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо», 

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»,
«хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Определите, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.

Слайд 61

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 61

Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.
Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему.
Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и мёртвая сила, враждебная человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
Вывод:

Слайд 62

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 62

Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он(Тургенев) чувствовал себя свободно. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

Слайд 63

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 63

Слайд 64

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 64

В.Г. Перов.
Портрет И.С.Тургенева. 1872
Книгу «Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев не выпускал из своего внимания в течение всей своей жизни;
это было одно из любимейших созданий писателя, к которому он возвращался постоянно.

Слайд 65

И.С. Тургенев «Бежин луг», слайд 65

Домашнее задание
1.Напишите рассказ об одном из героев очерка
или
2. Отзыв о рассказе «Бежин луг» Тургенева

Цели:

  • Познакомиться с творчеством И.С.Тургенева.
  • Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.
  • Увидеть мастерство писателя.
  • Развивать навыки аналитического чтения.
  • Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств.
  • Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Вступительная беседа

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С.Тургенева.

И.С.Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь)

Работа с текстом.

— Понравилось ли вам это произведение? Чем?

О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.

Роль пейзажа

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынулииграющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило

Проверка

Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.

В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

Дочитаем отрывок до конца.

 Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).

— настроение (радость, покой, блаженство)

— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

— световые эффекты (блеск, сверкание)

— предложения сложные, плавные, красивые

— приём отрицания для усиления впечатления

— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.

Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)

Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту.

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).

Работа над образами героев.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

 Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня

 Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

 Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

 Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(работа по колонкам:

1 – Илюша

2 – Костя

3 – Павлуша).

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

Увлекательно, таинственно.

А кто больше всех рассказал быличек?

Илюша.

Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории?

Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.

Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.

Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последний рассказчик – Павлуша.

Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.

Прочитаем его рассказ о Тришке.

Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.

Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.

Вывод. С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).

 Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).

Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Тема урока: «Образы и интересы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Мир детства в рассказе».

7 классе

Тип урока: комбинированный.

Цельурока: составить характеристики детей; увидеть, каков мир детства в рассказе.

Задачи:

дидактические:

1. Расширить представление учащихся о творчестве И.С.Тургенева.

2. Формировать умение составлять характеристику героя. 3. Повторить понятия «портрет», «предание», «поверье».

4. Познакомить с понятием «былички».

развивающие:

1. Развивать навыки связной устной речи.

2. Развивать навыки групповой работы с текстом.

3. Развивать умение выражать собственную позицию.

коррекционные:

1. Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в классификации.

2. Коррекция мышления на основе умозаключений.

3. Коррекция слухо-зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении объектов.

воспитательные:

1. Воспитывать интерес и любовь к художественному слову.

2. Прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование:презентация;портрет писателя; план характеристики героя; иллюстрации портретов мальчиков; таблички со словами для характеристики мальчиков и определениями мира детства; картина В.Маковского «В ночном».

Словарь урока: пейзаж, композиция, страшилки, диалектизмы, просторечные слова, портрет, предания, поверья, былички.

Оформление доски

Эпиграф: «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»

И. Смольников «Середина столетия».

План (закрыт)

Портретная характеристика героя (внешний вид, одежда, возраст).

Характер.

Речь героя.

Поступки (поведение) героя.

Отношение автора к герою.

Дальнейшая судьба героя.

Портрет писателя. Пейзаж Бежина луга (вокруг него портреты мальчиков, перевернуты).

Ход урока:

Орг.момент.

— Начнем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможешь мне ты. Поэтому, настройся на работу.

II. Речевая разминка.

-Алеша, узнай у Саши какой сейчас урок?

-Саша, узнай у Алеши, какое сегодня число?

-Вика, какое домашнее задание у вас было? (Дома мы готовили описание внешности главных героев).

-Саша, какой рассказ вы читали на прошлом уроке? (Дома мы читали рассказ «Бежин луг».)

— От имени кого ведется повествование в рассказе, Данил? ( Повествование в рассказе ведется от имени охотника).

— Как он попал на Бежин луг? (Он охотился и заблудился.)

— Кого он увидел на лугу? (Охотник увидел крестянских мальчиков, которые вышли в ночное).

— Что значит выйти в «ночное»? (Стеречь табун лошадей ночью.)

— А почему ребята стерегли лошадей ночью?(Они помогали взрослым.)

У многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

Актуализация опорных знаний.

-Узнайте тему урока, решив филворд. (Ответы детей) (СЛАЙД 1)

Тема нашего урока: Образы и интересы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Мир детства в рассказе.(СЛАЙД 2)

— Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Учащиеся делают записи в тетради.

Прочитаем эпиграф к уроку:

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа..».

И. Смольников «Середина столетия».

Понятия вывешиваются на доске.

-Прежде чем перейти к следующему этапу работы. Прослушаем трудные слова. (Работа за экраном)

Учитель называет за экраном слова, учащиеся повторяют их, правильно расставляя ударение.

Назовите понятия, правильно расставляя ударение в словах.

Пейзаж, портрет, композиция, страшилки, диалектизмы, просторечные слова.

— Для чего нам будут нужны эти понятия? (Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем).

1. Понятийный диктант.

Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.

1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________

2. Изображение природы в литературе и живописи_____(пейзаж)______

3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)

4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)

5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)

6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).

IV. Изучение нового.

— Скажите кратко, что такое портрет?(Описание внешности человека).

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?(Цель нашего урока – дать характеристику героям рассказа «Бежин луг»).

— Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик? (Рассказчик встретил пятерых мальчиков.)

— Как их зовут? (Мальчиков зовут Федя, Павлуша, Илюша, Ваня, Костя.)

— Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.

Вспомним план характеристики литературного героя:

Учитель открывает план.

Портретная характеристика героя (внешний вид, одежда, возраст).

Характер.

Речь героя.

Поступки (поведение) героя.

Отношение автора к герою.

Дальнейшая судьба героя.

Звучит музыка. Видео-презентация. На фоне неё учитель читает:

— Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

— Кто из мальчиков самый старший? (Федя)

-Начнем с характеристики Феди.Расскажет о нем Данил.

— Какая у него внешность?(Это был стройный мальчикс красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.) 

— Сколько ему лет? (14 лет)

— Из какой семьи мальчик? (Он был сыном богатого крестьянина.)

— Как ты это определил? (На нем хорошая, непоношенная одежда.

— Как он одет? (На нем красовалась пестрая рубаха и небрежно наброшенный на плечи новый армяк.) 

Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту. Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.

— Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).

— Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).

— Как автор относится к герою? (Положительно. Мальчик из богатой семьи дружит с простыми ребятишками из бедных семей).

2. Следующий мальчик Илюша. О нем нам расскажет Алеша.

— Внешность какая?(Лицо его было горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня.)

— Сколько лет Ильюше? (12 лет)

-Как он одет? (Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.)

— Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.

— Как автор относится к Илюше? (Ему жалко мальчика. На лице Ильюши лежит печать заботы).

3.Следующий мальчик Павлуша. О нем нам расскажет Вика.

— Внешность какая? Павлушиволосы были всклоченныечерныеглаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.) 

— Сколько ему лет? (12 лет)

— Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).

— Как автор относится к Павлуше?(С любовью, уважением описывает мальчика).

— Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади).

4.Следующий мальчик Ваня. О нем нам расскажет Саша.

— Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.

О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.

5.Следующий мальчик Костя.

Давайте вместе охарактеризуем Костю.

— Внешность какая? (У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста.

— Сколько ему лет? (10 лет)

— Как он одет?(Одет довольно бедно.)

— Каково поведение героя? (Он боится всего, задумчивый, печальный).

Характер? (Мальчик трусливый.)

— Как автор относится к Косте? (Костя – интересный рассказчик. Его рассказ похож на народную сказку).

Сегодня на уроки мы раскрыли образы крестьянских детей. Крестьянские мальчики какие? (Трудолюбивые, необразованные, смелые, любознательные, бедные).

Физкультминутка.Тренажер В.Ф. Базарного. (СЛАЙД 3)

V.Закрепление изученного материала.

Итак, мы раскрыли образы крестьянских мальчиков. Давайте еще раз вернемся к их портретам.

Игра «Узнай героя». (СЛАЙД 4-10)

1.….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.

(Федя)

2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3.Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.

(Илюша)

4.…..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.

(Костя)

5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.

(Ваня)

6.Его некрасивое лицо , оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

(Павлуша)

О чём говорят мальчики у костра?  (Они рассказывают страшилки о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о водяном, про русалку).

— Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики? (Страшилки).

-А еще?

Чтобы вспомнить, нужно выполнить следующее задание.

На доске даны определения. А понятия зашифрованы. Переставьте буквы, расшифруйте анаграмму и прочтите понятия.

ЕРИНЕДПА — устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

ЕВОПРЕЬ — суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

-Но современные учёные называют такие рассказы быличками.

— Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор.

-Запишите определение себе в тетрадь.

(Запись определения в тетрадь.)

Работа в паре.

— Будем работать в парах.

Установите соответствие между героем и рассказанной им быличкой.

На столах учащихся карточки с заданием.

Ильюша (Феклиста и сын).

Костя (покойный барин и разрыв — трава).

Ильюша (звуки из бучила).

Ильюша (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

Ильюша (гадание бабы Ульяны).

Костя (псарь Ермил и барашек).

Ильюша (про лешего).

Ильюша (про водяного и Акулину).

Костя (про домового).

-Проверьте свою работу.

Учитель предлагает вариант с правильным ответом. Учащиеся сами проверяют свою работу.

Ильюша (про домового).

Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

Ильюша (псарь Ермил и барашек).

Ильюша (покойный барин и разрыв — трава).

Ильюша (гадание бабы Ульяны).

Костя (звуки из бучила).

Ильюша (про лешего).

Ильюша (про водяного и Акулину).

Костя (Феклиста и сын).

Итак, мы можем сделать вывод, что рассказы красочные, яркие, у детей богатое воображение. Дети верят во все то, о чем сами рассказывают у костра.

— С какой целью дети рассказываются былички? (Былички рассказываются с целью испугать друг друга.)

— Дети интересны охотнику –рассказчику?(Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдает за ребятами).

И. С. Тургенев рисует в своем рассказе многоцветный мир детства со своими печалями и радостями.

К

Печали

Тяжелая работа

Частые болезни

Недоедание

Отсутствие возможности учиться

Плохая одежда, нет обуви

Радости:

Возможность выходить в ночное, общаться со сверстниками, с природой.

богатоевоображение

ребята учатся быть добрыми, сильными, не бояться трудностей.

акие это радости и какие печали? Давайте попробуем составить схему и ответь на этот вопрос.

VI. Итог урока Рефлексия.

— Что мы делали сегодня на уроке? (Сегодня мыдали характеристику героям рассказа «Бежин луг».)

— Мальчики какие? (Трудолюбивые, необразованные, смелые, любознательные, бедные).

— Можете ли вы считать свое детство радостным? Как считаешь ты, Вика? А ты, Данил? (Ответы учащихся.

Оцените результаты своей деятельности на уроке с помощью анкеты.

Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ.

1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

А) лучше

Б) хуже

Выставление отметок учителем.

Домашнее задание.

— Дома вы будете выполнять задание на карточке, возьмите карточки. Отдыхайте.

Кому принадлежат эти слова?

Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?..

(Феде)

Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…

(Павлуше)

А ведь вот и здесь должны быть русалки.

(Феде)

Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.

(Павлу)

С нами крестная сила.

(Илье)

Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.

(Павлу)

Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.

(Илюше)

Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.

(Илюше)

И зачем эта погань на свете развелась? Право!

(Павлу)

Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!

(Ване)

Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

Оформление доски:

И.С. Тургенев «Бежин луг»

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый

из них – характер, в каждом – неповторимая душа..».

И. Смольников «Середина столетия».

Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор.

Федя Костя

Павлуша Ваня

Илюша

Опережающее д.з

Цитатная характеристика мальчиков

«Бежин луг»

Имя, возраст

Внешность

Одежда

Впечатление автора

Федя, 14 лет

«Это был строй­ный мальчик, с красивыми и тон­кими чертами ли­ца, кудрявыми бе­локурыми волоса­ми, светлыми гла­зами и постоянной полувеселой, полу­рассеянной улыб­кой».

«На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; неболь­шой армячок, на­детый в накидку, чуть держался на его узеньких пле­чиках; на голубом поясе висел гребе­шок. Сапоги его с низкими голени­щами, точно, его сапоги — не отцов­ские».

«Он принадле­жал, по всем при­метам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нуж­де, а так, для за­бавы».

Павлуша, 12 лет

«У второго маль­чика, Павлуши, во­лосы были вскло­коченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но пра­вильный, вся голо­ва огромная, как говорится, с пив­ной котел, тело приземистое, неук­люжее…».

«Одеждой своей он щеголять не мог: вся она со­стояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».

«Малый был не­казистый — что и говорить!— а все- таки он мне по­нравился: глядел он очень умно и прямо, да и в го­лосе у него звуча­ла сила».

Илюша, 12 лет

«Лицо третьего, Илюши, было не­значительно: гор­боносое, вытяну­тое, подслепова­тое… Сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились, он словно все щурил­ся от огня. Его желтые, почти бе­лесые волосы тор­чали острыми ко­сицами из-под ни­зенькой войлочной шапочки».

«На нем были новые лапти и ону­чи; толстая верев­ка, три раза пере­витая вокруг ста­на, тщательно стя­гивала его опрят­ную черную свит­ку».

На нем была «низенькая вой­лочная шапочка, которую он обеи­ми руками то и дело надвигал себе на уши».

«Лицо Илюши выражало какую- то тупую болез­ненную заботли­вость». Он «лучше других знал все сельские легенды и поверья».

Костя, 10 лет

«Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; …боль­шие черные, жид­ким блеском бле­стевшие глаза… он был маленького росту, сложения тщедушного».

«…одет довольно бедно».

«…Костя… воз­буждал мое любо­пытство своим за­думчивым и пе­чальным взором…

Странное впе­чатление произво­дили его… глаза: они, казалось, хо­тели что-то ска­зать, для чего… на его языке… не было слов».

Ваня, 7 лет

«Русая кудрявая головка… он вы­ставил свое све­жее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медлен­но поднял кверху свои большие ти­хие глаза».

«Последнего, Ва­ню, я сперва было и не заметил: он лежал смирнехонь­ко, прикорнув под угловатую рого­жу».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/390042-obrazy-i-interesy-krestjanskih-malchikov-v-ra

  • Презентация 2 класс чтение обобщение по теме сказки пушкина
  • Презентация а с пушкин няне рассказ и детских и лицейских годах жизни
  • Презентация а с пушкин сказка о царе салтане конспект урока 3 класс школа россии
  • Презентация 4 класс сочинение по картине серова мика морозов 4 класс
  • Преземлиться или приземлиться как правильно пишется