Презентация 5 класс сказка о животных журавль и цапля бытовая сказка солдатская шинель

Урок 9 сказки о животных. журавль и цапляосновное содержание урока. особенности сказок о животных. герои-животные. народное представление о справедливости в



УРОК 9
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.

«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»

Основное содержание урока.
Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и её пересказ от лица героя. Прослушивание фрагментов сказки в актёрском исполнении.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Пересказ самостоятельно
прочитанной сказки о животных. Устные и письменные ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о своеобразии сказок о животных». Участие в
коллективном диалоге. Описание иллюстрации к сказке.
Практическая работа. Создание собственных иллюстраций к сказкам.
Самостоятельная работа. Составление письменного сообщения на тему «Мои любимые сказки о животных»; подбор электронных материалов
на тему «Сказки о животных»: тексты, иллюстрации, фрагменты фильмов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Особенности сказок о животных
Вступительная беседа:

Какие виды сказок вы знаете? Чем они отличаются?

Какие сказки о животных вы прочитали? Перескажите кратко их содержание.

Как вы думаете, сказки о животных действительно рассказывают нам о повадках животных или они в скрытой форме показывают нам характеры людей?

Похожи ли известные вам сказки о животных на басни?
(На этот вопрос можно ответить после изучения сказки «Журавль и цапля».)

II. Герои-животные.

Народное представление о справедливости в сказках о животных

Ответьте на вопросы учебника из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных».

Дайте оценку выразительному чтению одноклассников.

Перескажите сказку от лица одного из героев. Что в этой сказке смешного?

Опишите иллюстрацию к сказке, охарактеризовав мастерство художника.

Почему журавль и цапля не пришли к согласию?

Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?

III. Сказка в актёрском исполнении

Прослушайте звукозапись сказки в актёрском исполнении, помещённую в фонохрестоматии к учебнику.

Ответьте на вопросы и выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Дайте оценку выразительному чтению сказительницы.

Домашнее задание

Составить письменное сообщение «Мои любимые сказки о животных».

Подготовиться к чтению по ролям сказки «Солдатская шинель».

Индивидуальное задание.

С помощью учителя и родителей подобрать электронные материалы на тему «Сказки о животных» (тексты 2—3 сказок из интернет-библиотек,
иллюстрации к ним, видеофрагменты из мультфильмов по сказкам о животных).

Следующие уроки: Бытовые сказки. «Солдатская шинель» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса
училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу…

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что,
мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума,
чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?

А. С. Пушкин заметил:

Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали
сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла
сказок.

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему
веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка
— хитрецу… Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ
наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту…

Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть
над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.

В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства,
типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.

Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.

Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок»

«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»

«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
«Марья Моревна»

Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода»,
«добрый молодец», «красная девица».

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу,
когда поешь мягкого хлеба».

Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке,
например: «Жил да был крестьянин…», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…», «За тридевять земель, в тридесятом
царстве жил-был царь с царицею…», «В старые годы у одного царя было три сына…», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», «Жил да
был царь с царицею…».

Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей
сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».

Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к
слушателю («…а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки,
постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки
— напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


СКАЗКА
«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»

Летала сова — весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села,
хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь
к цапле!»

Пошёл журавль — тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?»— «Дома».— «Выдь за меня замуж». — «Нет, журавль, не пойду я за тебя
замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» — «Нет, цапля,
мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не
взял за себя цаплю, ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться, поди за меня». — «Нет,
журавль, не пойду за тебя замуж!» Пошёл журавль домой.

Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет.

Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ
О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ

1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается.
Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

3. Прочитайте сказку по ролям, подчеркнув смешные стороны поведения героев.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
Сказка «Журавль и цапля»

1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам?
Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?

2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется
музыкальное сопровождение?

4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам (действующим лицам) сказки и всей сказочной ситуации? Если согласны,
то попробуйте прочитать сказку вслух, повторив интонации актрисы-сказительницы. Если в чём-то не согласны, прочитайте сказку так, чтобы в
чтении прозвучала ваша собственная характеристика героев сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Презентация на тему Презентация по теме урока Сказка о животных Журавль и цапля. Бытовая сказка Солдатская шинель., предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».5 класс

Текст слайда:

Сказка о животных
«Журавль и цапля».

Бытовая сказка
«Солдатская шинель».

5 класс


Слайд 2

Работа с понятиямиСказка о животных – это…Бытовая сказка – это…Быт – это…

Текст слайда:

Работа с понятиями

Сказка о животных – это…

Бытовая сказка – это…

Быт – это…


Слайд 3

Работа с понятиямиСказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами

Текст слайда:

Работа с понятиями

Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.


Слайд 4

Что мы будем изучать?Сказку о животных «Журавль и цапля» и бытовую сказку «Солдатская шинель».

Текст слайда:

Что мы будем изучать?

Сказку о животных «Журавль и цапля»
и
бытовую сказку «Солдатская шинель».


Слайд 5

Как вы думаете? Проблемные вопросыПочему народ героями своих сказок делал животных?Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?

Текст слайда:

Как вы думаете?
Проблемные вопросы

Почему народ героями своих сказок делал животных?

Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?


Слайд 6

АктуальностьСказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм. Сказки живут среди нас,

Текст слайда:

Актуальность

Сказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм.

Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.


Слайд 7

ЦельИзучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о животных для ответа на проблемный вопрос

Текст слайда:

Цель

Изучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о животных для ответа на проблемный вопрос (стр. 38-41).


Слайд 8

Этапы работы на уроке1.Прочитать сказку о животных «Журавль и цапля». – стр. 38-40.Продукт: таблица «Нравственные качества и

Текст слайда:

Этапы работы на уроке

1.Прочитать сказку о животных «Журавль и цапля». – стр. 38-40.
Продукт: таблица «Нравственные качества и поступки героев сказки».
2.Прочитать бытовую сказку «Солдатская шинель». – стр. 40-41.
Продукт: таблица «Нравственные качества и поступки героев сказки».
3.Найти общее и различие в бытовой сказке и сказке о животных.
Продукт: сравнительная таблица.
4. Сделать вывод.


Слайд 9

Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля» Заполнить таблицу Работа по тексту

Текст слайда:

Нравственные качества
и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
Заполнить таблицу

Работа по тексту сказки – стр. 38-39.

Вывод:
Объясните, почему журавль и цапля остались одинокими?
Какие качества помешали героям быть вместе?
Как вы понимаете, что такое самолюбие?


Слайд 10

Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель» Заполнить таблицу Работа по тексту сказки

Текст слайда:

Нравственные качества
и поступки героев сказки «Солдатская шинель»
Заполнить таблицу

Работа по тексту сказки – стр. 40-41.

Вывод:
Объясните, почему солдату шинель была и периной, и подушкой,
и одеялом, а барин не смог на ней спать?
Какие качества солдата позволяют ему выйти
Из этой ситуации победителем?
Какие качества мешают барину сделать шинель своей постелью??


Слайд 11

Общее и различие волшебной и бытовой сказки Работа по тексту сказки – стр. 38-41.

Текст слайда:

Общее и различие
волшебной и бытовой сказки

Работа по тексту сказки – стр. 38-41.


Слайд 12

ВыводПисьменно ответить на проблемные вопросы:Почему народ героями своих сказок делал животных?Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?

Текст слайда:

Вывод

Письменно ответить на проблемные вопросы:

Почему народ героями своих сказок делал животных?

Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?


Слайд 13

Домашняя работаТворческая работа «Моя сказка» (сказка собственного сочинения).

Текст слайда:

Домашняя работа

Творческая работа «Моя сказка» (сказка собственного сочинения).


Слайд 14

Об авторе:Прохоренко Людмила Викторовна:Учитель русского языка и литературы,Педагог дополнительного образования,Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,Классный руководитель.glyaden_plv@mail.ru8 (39 155)

Текст слайда:

Об авторе:

Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44


Администрация Городского округа Шатура launch

Управление образования администрации Городского округа Шатура Московской области launch

school

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково Городского округа Шатура»

Сведения об образовательной организации

Адрес

Контакты

+7(496)4566149

меню

search

close

Loading…

  • Главная
  • Документы
  • Организационно-распорядительные документы
  • ШКОЛЬНЫЕ  МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ
  • Конспект урока литературы «Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле, о справедливости» — 5 класс

folder_openНормативные документы к странице

Скачать 99,50 Кбайт / doc

Распечатать содержание страницы

Горячие линии

Горячие линии

по актуальным вопросам

Обращения граждан

Часто задаваемые вопросы

Вопросы руководителю

Отзывы и предложения

    • create ВПР — 2021
    • import_contacts Всероссийская олимпиада школьников
    • import_contacts Проект «Билет в будущее»
    • Одаренные дети
    • list_alt Школьный историко-краеведческий музей
    • storage Образование детей с ОВЗ
    • accessibility Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений
    • list_alt НОКОД

Набор в образовательную организацию и условия приема

Вакантные места для приема (перевода)

alternate_email

Политика оператора по обработке персональных данных

Подписчиков — 12

BUS.GOV.RU

наша организация

на сайте

BUS.GOV.RU

Общероссийский

рейтинг

школьных сайтов

Отличный сайт. Осень 2020

99 баллов из 100

Критерий

баллы

4. Информация об администрации

10

5. Информация о педагогах

8

6. Условия обучения и документы

14

7. Учащиеся и выпускники

15

8. Качество контента, юзабилити/качество использования сайта/удобство использования

29

1. Общая информация

10

2. Контактная информация

6

3. Информационно-коммуникационные сервисы

7

Общая сумма баллов

99

результаты прошлых лет

forum Опросы

Информационный портал

Главная

Горячие линии

О нас

Сведения об образовательной организации

Общие сведения

Новости

Структура и органы управления образовательной организацией

Трудоустройство выпускников

Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений

Опросы

Летопись

Достижения

Публичный доклад

Медиа

Отзывы и предложения

Деятельность

Классы

Образовательные программы

Группы дополнительного образования

Группы продленного дня

Образовательные стандарты

Самообследование

Воспитательная работа

Спорт

Школьный спортивный клуб

Всероссийская олимпиада школьников

ОРКСЭ

Профориентация

Российское движение школьников

Служба медиации

Программа развития

Аттестация

Государственная итоговая аттестация (9 класс)

Всероссийские проверочные работы

Промежуточная аттестация

Коллектив

Работники образовательной организации

Профсоюзная организация

Условия

Режим работы

Питание

Материально-технический ресурс

Доступная среда

Охрана здоровья

Учебные периоды

Расписание звонков

Питание

График питания

Меню на каждый день

Мониторинг горячего питания Минпросвещением РФ

Организация питания

Родительский контроль

Безопасность

Информационная безопасность

Финансирование

Бюджетное финансирование

Внебюджетные ресурсы

Платные образовательные услуги

Платежные реквизиты

Документы

Организационно-правовые документы

Организационно-распорядительные документы

Распорядительные документы

Результаты проверок

Формы документов

Ссылки

Полезные ссылки

Электронные муниципальные услуги в сфере образования

Информационные системы

Школьный портал

Контакты

Обращения граждан

Вопросы руководителю

Набор в образовательную организацию и условия приема

Вакантные места для приема (перевода)

Использование материалов

Единая система мониторинга и оценки качества образования

Вход

Сайт поддержки пользователей

   I. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
      Артикуляционная разминка, выразительное чтение
      Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения:
три и два человека, которые выходят на 5—7 минут из класса и готовят
выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку
«Журавль и цапля», 2 человека читают «Солдатскую шинель»: один читает
текст от автора, другой — реплики персонажей.
      Внимание второй группы акцентируем на орфоэпической норме при произнесении слова шинель — [н’э], так как в наше время под влиянием многочисленных заимствований дети часто произносят [нэ].
      Пока они готовятся, оставшиеся в классе дети проводят с
учителем артикуляционную разминку. Время позволит прочитать и даже
выучить две-три небылицы-перевертыша (см.
      После выступления первой творческой группы обсудим сказку «Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника.
      «Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с
забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова».
Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли:
«Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не
женятся».
      В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к
цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к
другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит
журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»
      Постоянных эпитетов в сказке нет.
      Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные
народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно
похлебал, ушел домой».
      В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных
событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог
бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а
люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы,
как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая
интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся
над героями.
      Вторая творческая группа читает сказку «Солдатская шинель». Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий.
      Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для
такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы
радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

      II. Сказочники
      Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках».
      — Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?
      В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе
удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь
слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели
лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы
по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а
действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя
интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого
животного.
      — Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?
      — Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?
      При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться
спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно,
стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках
можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности
речи героев, выразить свое отношение к ним.

      III. Русские народные сказки
      Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
      Учитель может заранее распределить сказки между учениками.
Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые
из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и
пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение
и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
      Урок завершим обсуждением вопроса:
      — Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
      У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о
животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на
примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки
дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не
поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству,
настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
      В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное
творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое
веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

      Домашнее задание
      Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы
с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех,
что не изучались в классе).

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках» (5 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:


Аудио сказка. Журавль и Цапля..mp4


22.56 МБ

Журавль.ppt

10.06 МБ


Русская народная сказка ‘Солдатская шинель’.mp4


18.09 МБ

Выбранный для просмотра документ Журавль.ppt

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедли...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедли

    Описание слайда:

    «Журавльи цапля», «Солдатскаяшинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о
    животных и бытовых сказках
    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ
    г. Горловки «Школа № 48»
    Сидоренко Елена Олеговна

  • 2 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА: - развивать умение анализировать художественный текст;          

    Описание слайда:

    ЦЕЛЬ УРОКА:
     — развивать умение анализировать художественный текст;
                         — способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
                         — формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказок.

  • 3 слайд

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:1. Что такое сказка? 2. Какие жанры русских народных ска

    Описание слайда:

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
    1. Что такое сказка?
    2. Какие жанры русских
    народных сказок вы знаете?
    3. Чем они отличаются?
    4. Назовите сказки, которые
    вы читали, определите
    их жанры.

  • 4 слайд

    ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:1. Человек не появляется. 2. Главные герои – жи

    Описание слайда:

    ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:
    1. Человек не появляется.
    2. Главные герои – животные.
    3. Амплуа героев: лиса – хитрая, заяц – трус.
    4. Нет волшебных предметов и героев-помощников.
    5. Среди героев должен быть хитрец или простак.

  • 5 слайд

    ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:1. Особенная присказка. 2. Особенная

    Описание слайда:

    ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:
    1. Особенная присказка.
    2. Особенная концовка, требующая продолжения истории.
    3. Ведущую роль играет диалог.

  • 6 слайд

    СХОДСТВА С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ:1. Наличие повторов. 2. Постоянные эпитеты. 3. Н

    Описание слайда:

    СХОДСТВА С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ:
    1. Наличие повторов.
    2. Постоянные эпитеты.
    3. Народные выражения.
    4. Сказочные формулы, числа.

  • 7 слайд

    Прослушаем сказку «Журавль и цапля». Следите по тексту, отмечайте непонятные

    Описание слайда:

    Прослушаем сказку «Журавль и цапля». Следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

  • 8 слайд

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТАПрисказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие

    Описание слайда:

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
    Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
    Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи) – долгий, сложный путь.
    Несолоно хлебавши – не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось ещё в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
    Тяп-тяп – делать что-то небрежно, наспех.
    По сю пору – по сей день.

  • 9 слайд

    ЗАДАНИЕ: ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ СКАЗКУ И ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ. 1. Кто герои ска

    Описание слайда:

    ЗАДАНИЕ: ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ СКАЗКУ И ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ.
    1. Кто герои сказки?
    2. Как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
    3. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
    4. Могла ли эта история произойти с людьми?
    5. Чему учит нас эта история?

  • 10 слайд

    ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «ЖУРАВЛЬ И Ц

    Описание слайда:

    ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»

  • 11 слайд

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

    Описание слайда:

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  • 12 слайд

    ВЫВОД:Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не мог

    Описание слайда:

    ВЫВОД:
    Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
    В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

  • 13 слайд

    Презентация 5 класс сказка о животных журавль и цапля бытовая сказка солдатская шинель

  • 14 слайд

    СЛУШАЕМ СКАЗКУ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ». Отвечаем на вопросы: 1. Чем прочитанная в

    Описание слайда:

    СЛУШАЕМ СКАЗКУ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ».

    Отвечаем на вопросы:
    1. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
    2. Кто главные герои этой сказки?
    3. Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
    4. Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.
    5. Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему?
    6. Как вы думаете, обманул ли солдат барина?
    7. Как же солдат использовал шинель?
    8. Чему учит сказка? Найдите в тексте.
    9. Как вы понимаете эти слова?

  • 15 слайд

    ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «СОЛДАТСКАЯ Ш

    Описание слайда:

    ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ»:

  • 16 слайд

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    Описание слайда:

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • 17 слайд

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА1. Сказка «Журавль и цапля» относится … сказкам. а) к бытовым;

    Описание слайда:

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА
    1. Сказка «Журавль и цапля» относится … сказкам.
    а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
    2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
    а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.
    3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
    а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

  • 18 слайд

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является: а) ца

    Описание слайда:

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА
    4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
    а) цапля; б) сова; в) журавль.
    5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
    а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
    6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
    а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
    7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:
    а) солдату; б) барину; в) самому себе.

  • 19 слайд

    КЛЮЧ1. б) 2. в) 3. а) 4. б) 5. а) 6. б) 7. б)

    Описание слайда:

    КЛЮЧ
    1. б)
    2. в)
    3. а)
    4. б)
    5. а)
    6. б)
    7. б)

  • 20 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на в

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    1. Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы:
    1) Чем сказки похожи? 2) Чем они отличаются друг от друга.
    2. Подготовить иллюстрации к одной из сказок.

  • 21 слайд

    Презентация 5 класс сказка о животных журавль и цапля бытовая сказка солдатская шинель

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Тестовая контрольная работа по произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого» (8 класс)

  • Презентация «Пословицы и поговорки к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый Пискарь» (8 класс)

  • Контрольная работа № 3 по теме «Из литературы ХХ века» (8 класс)

  • Контрольная работа № 3 по теме «Из литературы ХХ века» (5 класс)

  • Презентация к уроку литературы 8 класс «Стихи и песни о Великой Отечественной Войне»»

  • Разработка урока литературы 8 класс «Стихи и песни о Великой Отечественной Войне»»

  • Контрольная тестовая работа по теме «Литературная сказка» (5 класс)

  • Контрольная тестовая работа № 1 по теме «Из устного народного творчества»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5445930 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Преемник идей как пишется
  • Предыюльский как пишется правильно и почему
  • Преемственность как пишется и почему
  • Предянварские как пишется слово
  • Предыюльская жара как пишется