Презентация 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях события и герои

Слайды и текст этой онлайн презентации слайд 1а.с. пушкин сказка о мртвой царевне и 7 богатырях слайд 2организационный момент на

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 1

А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»

Слайд 2

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 2

Организационный момент

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 3

Ч

Удесный
Мир
классики

Слайд 4

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 5

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Слайд 6

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 6

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 
2. Где родился?  3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин?  7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?  8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Слайд 7

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 7

Речевая разминка

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 8

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

Слайд 9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 9

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Слайд 10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 10

Слайд 11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 11

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.  В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»

Слайд 12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 12

А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»

Слайд 13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 13

Слайд 14

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 14

Слайд 15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 15

Литературная сказка

Слайд 16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 16

Слайд 17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 17

Кто такой богатырь?

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Слайд 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 18

Признаки сказки

Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.

Слайд 19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 19

Борьба добра и зла,
добро побеждает зло

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 20

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин?

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Слайд 21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 21

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

— О каком качестве характера это говорит?

— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

— Как Соколко защищал царевну?

— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Слайд 22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 22

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Слайд 23

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 23

Физминутка

Ветер

Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)

Слайд 24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 24

Слайд 25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 25

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Слайд 26

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 26

Царевна

-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Слайд 27

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 27

Портрет молодой царевны

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Слайд 28

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 28

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Слайд 29

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 29

Портрет царицы

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.

Слайд 30

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 30

Елисей

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
  Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?

Слайд 31

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 31

Портрет Елисея

Слайд 32

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 32

Семь богатырей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
 Прочитайте отрывок.
 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Слайд 33

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 33

Портрет Богатырей

Слайд 34

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 34

Слайд 35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 35

Синквейн. Царевна

Слайд 36

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 36

-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Слайд 37

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 37

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Слайд 38

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 38

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

Урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»


13.05.2015


15079


0



Цели: познакомить с текстом литературной
сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить
художественные особенности произведения.

Ход урока

Анализ текста сказки. Пролог

Чтение первых 12
строк пролога.

Вопросы:

1. С
каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

2. Что
хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет;  (очи) разболелись,  глядючи
не видать (друга);  вьется
(вьюга); (снег) валится; (девять месяцев) проходят; (глаз) не
сводит
?

Печаль
внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять
строки наполняются грустью: умирает царица.

3.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью
которого можно продолжить развитие действия.)

4.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

5.
Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

6.
Какую интонацию нужно задать при чтении?

7.
Какой ритм чтения будет уместным?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется
новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

…Молодица

Уж и
впрямь была царица:

Высока,
стройна, бела,

И умом
и всем взяла;

Но
зато горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

Охарактеризуйте
интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные
первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ей в
приданое дано

Было
зеркальце одно,

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

Это
необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце
сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме
пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная,
первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И
царица хохотать,

И
плечами пожимать,

И
подмигивать глазами,

И
прищелкивать перстами,

И
вертеться, подбочась,

Гордо
в зеркальце глядясь.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При
чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель
внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и
царевной.

Кажется,
все вопросы решены: у царевны есть жених – царевич Елисей, она ничем не мешает
мачехе.

Почему
же зеркальце разбито?

Оно
вдруг сказало правду! Царевна «…всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…» Единственное, что беспокоит мачеху,– красота падчерицы.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она
вторая.

Что же
замышляет царица?

Позвала
к себе Чернавку

И
наказывает ей…

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав ее, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

В ЛЕСУ

Вот
царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь
моя!

В чем,
скажи, виновна я?

Чернавка
оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая
молодую соперницу мертвой.

Во
дворце – переполох, все царство взволновалось:

И
молва трезвонить стала:

Дочка
царская пропала!

На
поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

У БОГАТЫРЕЙ

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем все шла да шла

И на
терем набрела…

Царевна
решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у
ворот, – пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался,
понимая, что это добрая гостья.

Пушкин
далее показывает, как старательна героиня:

Дом
царевна обошла,

Все
порядком убрала,

Засветила
Богу свечку,

Затопила
жарко печку,

На
полати взобралась

И
тихонько улеглась.

Все
работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские
крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать
удивила царевна семерых богатырей.

На
основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь,
умение себя держать.)

В
следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев.  Она 
понимает,  что  огорчит 
их  отказом,  но 
иначе  поступить не может:

Ой вы,
молодцы честные,

Братцы
вы мои родные, –

Коли
лгу, пусть Бог велит

Не
сойти живой мне с места,

Как
мне быть? Ведь я невеста.

Для
меня вы все равны,

Все
удалы, все умны,

Всех я
вас люблю сердечно…

Но
другому я навечно отдана.

Мне
всех милей

Королевич
Елисей.

Богатыри
не обиделись на отказ царевны.

Попробуем
составить характеристики героинь:

Царица-мать

Царевна-падчерица

Царица-мачеха

Любящая

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Скромная

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Гневная

Злобливая

Эгоистичная

Черствая
душой

Хитрая

    Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие
сказки переносит нас во Дворец, где злая царица уже знает, что
красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

…Иль
не жить,

Иль
царевну погубить.

Что же
на этот раз придумала коварная красавица?

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая
трагичная сцена сказки – это получение яблока царевной и ее смертельный сон.
Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной
деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко
царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является
защитником девушки:

Пес
залаял…

Ходит
по двору, клюкой

Отгоняя
пса.

Ох,
ты, дитятко девица!

Пес
проклятый одолел,

Чуть
до смерти не заел.

Посмотри,
как он хлопочет!

Пес
предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но
царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о
недобрых намерениях черницы.

Следует
обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой,
царевна – бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто
повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка,
постой немножко», –

Ей
кричит она в окошко.

(Чтобы  создать 
завывающие,  тревожные  звуки, 
этим  поэт  настораживает читателя; хочется подсказать
царевне о надвигающемся несчастии.)

ЯБЛОЧКО

Соку
спелого полно,

Так
свежо и так душисто,

Будто
медом налилось!

Видны
семечки насквозь…

Как не
съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна
мертва.

Вопросы:

1. В
какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2.
Когда это происходит второй раз?

3.
Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

4.
С  какими 
героями  вам  приятно 
общаться,  с  какими 
неприятно? Почему?

Домашнее
задание:
работать по
вопросам в учебнике.


  • Скачать презентацию (3.49 Мб)


  • 589 загрузок

  • 3.8 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    18

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Слайд 1

    А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide2

    Слайд 2

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide3

    Слайд 3

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • Slide4

    Слайд 4

    Секреты литературной сказки

    Секрет внезапного чуда
    Секрет неожиданной точки зрения
    Секрет загадочной детали. Подтекст
    Поучительный вывод

  • Slide5

    Слайд 5

    Словарь

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide6

    Слайд 6

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide7

    Слайд 7

    Цитатный план

    «Царь с царицею простился..»
    «Царь женился на другой..»
    «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    «А царевна все ж милее..»
    «Вот Чернавка в лес пошла..»
    «Будь нам милая сестрица»
    «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    «В руки яблочко взяла»
    «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    «Свадьбу тотчас учинили»

  • Slide8

    Слайд 8

    Основные образы сказки

    ●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    ●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
    ●Как отомстила царица-мачеха царевне?
    ●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

  • Slide9

    Слайд 9

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
    Внешность царевны и ее внутренние качества.
    Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
    Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
    Отношение автора к героине.
    ►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

  • Slide10

    Слайд 10

    Словарь

    Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
    Между тем росла, росла,
    Поднялась и расцвела..
    Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

  • Slide11

    Слайд 11

    Практическая работа

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

  • Slide12

    Слайд 12

    Помощники царевны

    ►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ►Как богатыри относятся к царевне и почему?

  • Slide13

    Слайд 13

    ■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • Slide14

    Слайд 14

    Будьте внимательны к слову

    Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
    Простился
    В путь-дорогу снарядился
    С белой зори до ночи
    Белешенька земля
    Восхищенья не снесла
    Свойство зеркальце имело
    Нраву кроткого такого
    Вдруг погасла
    Красная девица
    В горести душевной
    Сотворив обряд печальный
    Вдруг погасла жертвой злобе
    Потешить
    С мольбой погнался
    Трубит уже молва

  • Slide15

    Слайд 15

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • Slide16

    Слайд 16

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

    Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
    Основные положения статьи запишите в тетрадь.
    Определите способы рифмовки:
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

  • Slide17

    Слайд 17

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

  • Slide18

    Слайд 18

    Использованная литература

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
    ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

    http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
    http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
    http://www.bookmate.ru/books/255032
    http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

    ◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
    ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
    ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
    Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 5-м классе «Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»» в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование

Предмет _______________Литература__________________________________ Класс ____5___________________________________

Автор УМК В.Я. Коровина

Тема урока

Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый

результат

Создание проекта

(продукт

практической

направленности).

Таблица к уроку

Предметные умения

— умение работать с текстом (воспринимать и

анализировать)

-составлять примерный опорный сигнал (таблицу

сравнительной характеристики персонажей)

-находить средства выразительности (эпитет)

— давать характеристики героям

-закрепить знания о художественном образе, эпитете.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Личное совершенствование через

ценностные

ориентиры

(нравственно-этическую

ориентацию).

Положительно

относиться

к

учению,

познавательной

деятельности

Регулятивные

Саморегуляция,

оценка.

Принимать и сохранять учебную

задачу.

Планировать

необходимые

действия, действовать по плану.

Познавательные

Решение

учебно-познавательных

проблем

через

формулирование

проблемы,

поиск

информации,

контроль

и

оценка

процесса

и

результатов деятельности

Коммуникативные

Совершенствование

навыков

работы

в

группе,

парах

(сотрудничество).

Строить

небольшие

монологические

высказывания,

осуществлять

совместную

деятельность.

Основные

понятия

Эпитет, художественный образ.

Организация

пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература и музыка

Индивидуальные

в

составе

группы

Презентация

Литература и живопись

Индивидуальные

в

составе

группы

Основные этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии,

формы

Формируемые УУД

1

Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент

Включение учащихся в

деятельность на личностно-

значимом уровне

Вступительное слово

учителя о настоящих

читателях

Учащиеся читают девиз урока: «Наблюдать,

слушать, думать, находить, доказывать,

запоминать»

Вопросно-

ответное

общение

2

Актуализация знаний и

фиксация затруднения в

деятельности

Повторение изученного

материала (понятие образа),

необходимого для «открытия

нового знания»

Акцентирует внимание

учащихся на отсутствии

темы урока (вместо записи

вопросительный знак)

Что нам предстоит

сделать?

А для этого нужны знания.

Проверим, какие мы

читатели.

Учащиеся приходят к выводу, что тему

нужно будет сформулировать самим в конце

урока.

Работа с тестом (узнавание сказок А.С.

Пушкина по иллюстративному фрагменту

через образы) в сопровождении музыки.

Другой вариант работы – тест, нацеленный на

узнавание сказок по фрагменту текста, но

тоже через восприятие образа.

Взаимопроверка, самооценивание.

Тест

(слайд 1-6)

Анализ объектов с

целью выделения

признаков, подведение

под понятие (П)

Саморегуляция в

ситуации затруднения

(Р)

3

Постановка проблемы,

учебной задачи

Обеспечение восприятия,

осмысление и закрепление

С каким жанром мы

продолжаем работать?

Работа с эпиграфом.

Предлагает закончить

Со сказкой

Учащиеся называют сказку и определяют

ключевое слово в этом отрывке («правда»)

Создание

проблемной

ситуации.

Целеполагание (П)

понятий «образ», «эпитет»

знакомые строки и назвать

произведение («Свет мой,

зеркальце, скажи!…)

Что же мы будем делать

сегодня на уроке?

Что для этого нужно

сделать?

Искать правду в сказке.

Внимательно читать, сравнивать, делать

выводы.

Работа со словарем, поиск определения,

фиксация в тетрадях. Или сами дают

определение понятию «правда», если это не

вызывает затруднений. Вспоминают, что

такое эпитет. Выписывают определение

понятия «образ».

Работа с

определением

Работа со

словарем.

Выражение своего

мнения, аргументация

своего мнения, учет

разных мнений (К)

Поиск, выделение

информации (П)

4

Открытие детьми нового

знания.

С кем мы будем

общаться в сказке? Кто

нам может рассказать

правду о пушкинской

сказке?

Правильно, но не

забывайте, что мы имеем

дело с литературной

сказкой. Можем ли мы

сразу сказать, что перед

нами обыкновенная

волшебная сказка?

Вспомните, что отличает

волшебную сказку, и,

используя свои знания,

докажите или

опровергните мое

утверждение: «Сказка о

мертвой царевне и семи

богатырях» — волшебная

С главными и второстепенными героями, с

автором.

Нет, ее нужно сравнить другими волшебными

сказками.

Составление небольшого монологического

высказывания с использованием знаний по

теме «Волшебная сказка». Учащиеся

рассуждают о необычной концовке

пушкинской сказки, так как нет поцелуя, нет

заклятия. Елисей разбивает хрустальный гроб,

царевна оживает. Есть волшебный предмет –

зеркальце, но не помогает и не мешает

Беседа

Проблемное

объяснение

Ответ

учащихся

Аргументация своего

мнения и позиции в

коммуникации, учет

разных мнений (К)

сказка.

царице.

Есть ситуация выбора у царевны (эпизод с

отравленным яблоком), особые числа (три

раза обращается Елисей к силам природы,

семь богатырей…)

Вывод: сказка необычная.

5

Первичное закрепление во

внешней речи.

Учитель направляет и

координирует работу в

группах.

Вы будете объективны и

бесстрастны, как

волшебное зеркальце в

сказке.

Работа в группах по заданному плану.

Группа 1-2. Сопоставительная характеристика

царицы и царевны.

— описание внешности;

-черты характера;

-отношение к окружающим и отношение

окружающих к героине;

— выбрать колорит для портрета героини или

музыкальные инструменты (учащиеся в роли

художника, композитора)

— найти эпитеты, характеризующие героинь;

— выяснить, какой из образов какому

противопоставлен.

Группа 3-4. Герои сказки глазами автора.

— отношение автора к царевне и царице (через

ключевые сцены);

— положительные и отрицательные герои;

— автор о королевиче Елисее, о царе;

— зачем нужен образ чернавки, можно ли

считать этот персонаж отрицательным?

(в ходе работы учащиеся используют сюжет

и средства выразительности (эпитет)

Выполняют

задания в

группах

(работа в

группе 3-4

рассчитана на

сильных

учащихся)

Аргументация

собственного

мнения

Анализ образа с целью

составления целого из

частей (П)

Выражение своих

мыслей с полностью и

точностью;

формулирование и

аргументация своего

мнения; учет разных

мнений (К)

Контроль, коррекция,

оценка (Р)

Заслушивание выводов,

комментарий учителя.

Учащиеся рассказывают о своих выводах,

опираясь на текст, средства выразительности.

6

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Что вам помогло

справиться с заданием?

Все ли получилось? Над

чем нужно поработать?

Чему научились?

Учитель.

Проверим, внимательными

ли и чуткими мы были

читателями.

.

Говорят о сложностях, удачах.

1.Учащиеся работают в парах, выбирая

эпитеты, характеризующие царевну и царицу

(Слайд 7)

Завистливая, добрая, нежная, капризная,

преданная, милосердная, злая, уважительная.

2.Подбирают слова, характеризующие

отношение доброе, правдивое, равнодушное,

безучастное, объективное,

бесстрастное…автора к героям (Слайд 8)

3. Определяют, образы каких героев автор

считал положительными, а каких –

отрицательными.

Работа с

информацией

по парам

Самооценка;

адекватное понимание

причин успеха или

неуспеха в УД (Л)

Выражение своих

мыслей полно и точно;

Формулирование и

аргументация своего

мнения: учет разных

мнений (К)

7

Включение в систему знаний

и повторение.

Сказка – ложь, да в ней

намек…

Какие уроки мы извлекли?

Кем были на уроке?

На нашем уроке мы были

Учащиеся заканчивают фразу.

Сказка Пушкина очень необычна, не совсем

похожа на волшебную сказку, но она тоже

учит быть добрыми, честными,

милосердными…

Мы видим отношение автора к героям, он

честен.

Внимательными и чуткими читателями

Вопросно-

ответное

общение

Анализируют

работу на

уроке через

самооценку

Контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности (П)

Следование в

поведении моральным

нормам и этическим

требованиям (Л)

бесстрастны, как

волшебное зеркальце, и,

как и А.С. Пушкин, были

честны, говоря о героях.

Сформулируйте тему

урока.

Возможные варианты:

1.Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и

семи богатырях»

2.Правда о сказке А.С. Пушкина

3.Герои сказки глазами автора

Учитель

записывает

тему,

выбранную

учащимися

8

Рефлексия. (Э, Д, Р)

Домашнее задание

Оцените свою работу на

уроке

Выполнили ли мы

поставленную задачу?

Домашнее задание по

выбору:

1.

Выучить

понравившийся

фрагмент сказки

2.

Нарисовать рисунок

Учащиеся выбирают:

1.

На уроке я работал достаточно …..

активно/неактивно

2.

Своей работой на уроке …..

доволен/недоволен

3.

На уроке я устал/не устал

4.

Мое настроение стало лучше/хуже

— Да

Самооценка

своей работы

Оценивание

классом своей

работы

Запись

домашнего

задания (по

выбору) в

тетрадь

(создать коллаж), в

котором

присутствует образ

автора и герои

«Сказки о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

3.

Найти пословицы,

отражающие

качества

полюбившегося

героя сказки.

  • Презентация 6 класс портреты и рассказы мальчиков в рассказе и с тургенева бежин луг
  • Презентация 2 класс чтение обобщение по теме сказки пушкина
  • Презентация а с пушкин няне рассказ и детских и лицейских годах жизни
  • Презентация а с пушкин сказка о царе салтане конспект урока 3 класс школа россии
  • Презентация 4 класс сочинение по картине серова мика морозов 4 класс