1
Первый слайд презентации: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Светлый – 2010
Автор – Судакова С.Р.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Изображение слайда
Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
Портрет А.С. Пушкина 1833 года.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Проблемные вопросы
Любите ли вы сказки и почему?
Какую пользу они приносят?
Нужны ли сказки в жизни?
Кто пишет сказки?
Изображение слайда
4
Слайд 4: Основные проблемные вопросы
Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?
Кто в сказке является олицетворение добра и зла?
Изображение слайда
5
Слайд 5: Правильный ответ
Авторская сказка – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.
Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».
Изображение слайда
Сказка мудростью богата
А. Родионовна
А.С. Пушкин
Братья Гримм
русская народная
сказка
«Волшебное
Зеркальце»
Шарль Перро
авторская сказка
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
авторская сказка
«Белоснежка
и семь гномов»
авторская сказка
«Спящая красавица
Изображение слайда
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.
Изображение слайда
8
Слайд 8: Выразительное чтение сказки
1.Чтение сказки.
2. Работа по вопросам.
— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят).
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?
(Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения).
Изображение слайда
В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания». В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет. Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане…». Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.
Изображение слайда
Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане…» Пушкина и другие пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок.
СОГЛАШЕНИЕ
Изображение слайда
Какие фрагменты
из сказки
изображены?
Изображение слайда
12
Слайд 12: Звуковая фонограмма
Черница пришла к царевне.
Царевич Елисей ищет свою невесту. (Обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру).
Изображение слайда
13
Слайд 13: Художественные средства выражения
Метафора — скрытое сравнение.
Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «…Задрожало зеркало затона… » — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора. Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства: — сравнение : «горюешь, будто на часах »; — эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»; — метафора : «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь… »; — противопоставление ( антитеза ): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).
Изображение слайда
14
Слайд 14: Пословицы о добре и зле
Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус.) Добрым путем Бог правит. (рус.)
За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (рус.)
Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (арабская.)
Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.)
Час в добре пробудешь — все горе забудешь. (рус.)
Чем сердиться, так лучше помириться. (рус.)
Изображение слайда
15
Слайд 15: Контрольные вопросы
Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?
Какие существуют гипотезы создания сказки?
Какие вы знаете истоки создания сказки?
Какие художественные средства выражения применяются автором в сказке?
Подберите пословицы о добре и зле, характеризующие сказку?
Изображение слайда
16
Слайд 16: Домашнее задание
Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок.
Изображение слайда
17
Последний слайд презентации: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения: Электронные ресурсы
http://www.uchportal.ru
www.openclass.ru
Изображение слайда
Методическая | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Тип урока по основной дидактической цели – проверка усвоения содержания сказки. |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, | Знакомство с историей рождения пушкинской сказки и ее содержанием Развитие Формирование интереса к русской литературной |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Проверить знание текста сказки, учить сравнивать героев. Учить выбирать информацию Воспитывать любовь к русской литературе. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Различные виды чтения: творческое, комментированное, выборочное;развивающего обучения; развитие речи по методике Н. Шапиро. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Знать: характеристика литературного героя; сравнительная характеристика; роль детали в художественном произведении. Уметь: Закрепить навыки исследовательской работы с |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийный проектор; Экран; Презентация к уроку в программе PowerPoint |
Список учебной и дополнительной литературы | Литература 5 класс. Учебник под редакцией М.А. Снежневской. Часть I / Москва, Мнемозина 2007. С.115-157. Н.А. Шапиро. Учимся строить и |
Ход и содержание | |
Мотивация учащихся | Создание проблемной ситуации, соответствующей возрасту и интересам учащихся, позволяет привлечь к обсуждению весь класс, активизирует образное и логическое мышление. Иллюстративный |
Подробное описание всех этапов
урока
Организационный момент
— Сегодня мы заканчиваем изучение “Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях”
СЛАЙД 1
Александр Сергеевич Пушкин
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
— Разместите эпизоды по порядку
СЛАЙД 2
Размести эпизоды по порядку
1. “…вот чернавка в лес пошла”
2. “А царевна все ж милее…”
3. “Но царевна молодая… между тем росла…”
4. “Царь женился на другой…”
5. Возвращение царя, рождение дочери, смерть
царицы
6. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны
молодой положили…”
7. “В руки яблочко взяла…”
8. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”
9. “Царица злая… положила иль не жить, иль
царевну погубить”
10. “Будь нам милая сестрица”
11. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас
учинили”
12. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”
13. “За невестою своей Королевич Елисей между
тем по свету скачет”
СЛАЙД 3
Правильный порядок эпизодов
Возвращение царя, рождение дочери, смерть
царицы
2. “Царь женился на другой…”
3. “Но царевна молодая… между тем росла…”
4. “…вот чернавка в лес пошла”
5. “Будь нам милая сестрица”
6. “А царевна все ж милее…”
7. “Царица злая… положила иль не жить, иль
царевну погубить”
8. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”
9. “В руки яблочко взяла…”
10. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны
молодой положили…”
11. “За невестою своей Королевич Елисей между
тем по свету скачет”
12. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”
13. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас
учинили”
-Узнайте по описанию, о ком или о чем идет речь.
СЛАЙД 4
2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Высока, стройна, бела…, но зато горда, ломлива,
своенравна и ревнива.
СЛАЙД 5
2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
СЛАЙД 6
2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Семь румяных усачей.
СЛАЙД 7
2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Всех милее, всех румяней и белее.
СЛАЙД 8
2.По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Наливное, молодое, золотое, свежо, душисто,
румяно, золотисто.
СЛАЙД 9
2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Круглолицый, светлоокий.
СЛАЙД 10
2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.
Могучий, буйный.
— Составьте устный рассказ о царевне по плану.
СЛАЙД 11
3. Составь рассказ о царевне по плану.
1.Описание внешности царевны и ее внутренних
качеств.
2.Отношение к ней других персонажей сказки:
а) Чернавки;
б) пса Соколки;
в) семи богатырей;
г) Королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
а) в тереме богатырей;
б) по отношению к окружающим ее людям.
4. Отношение автора к героине.
— Чем похожи злая царица и царевна и чем они
отличаются?
СЛАЙД 12
4. Сравнительная характеристика героинь
Царица
Царевна
Общие черты
Царского происхождения, умны, красивы
Различие
Злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая,
грубая, надменная, жестокая
Добрая, бескорыстная, скромная, кроткая,
трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная
— Подумайте, чем отличаются словосочетания.
СЛАЙД 13
5. В чем отличие словосочетаний:
Записать сказку и Написать сказку
СЛАЙД 14
6. Найди в пушкинской сказке черты народной
сказки.
— Вспомните определение народной и авторской
сказки. Найдите в пушкинской сказке черты
народной.
— Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.
СЛАЙД 15
МОЛОДЦЫ!
Главная / Литература / А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Презентация на тему: А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тетради по литературе5 класс
№ слайда 2
Описание слайда:
Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».П. Бажов
№ слайда 3
Описание слайда:
В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичНяня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклоромБрат поэта Лев Сергеевич
№ слайда 4
Описание слайда:
Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод
№ слайда 5
Описание слайда:
Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
№ слайда 6
Описание слайда:
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
№ слайда 7
Описание слайда:
Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка в лес пошла..»«Будь нам милая сестрица»«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»«В руки яблочко взяла»«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»«Свадьбу тотчас учинили»
№ слайда 8
Описание слайда:
Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?● Как отомстила царица-мачеха царевне?● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
№ слайда 9
Описание слайда:
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.Отношение автора к героине.► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.
№ слайда 10
Описание слайда:
Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:Между тем росла, росла,Поднялась и расцвела..Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
№ слайда 11
Описание слайда:
Практическая работа
№ слайда 12
Описание слайда:
Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?
№ слайда 13
Описание слайда:
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
№ слайда 14
Описание слайда:
Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС белой зори до ночиБелешенька земляВосхищенья не снеслаСвойство зеркальце имелоНраву кроткого такогоВдруг погаслаКрасная девицаВ горести душевнойСотворив обряд печальныйВдруг погасла жертвой злобеПотешитьС мольбой погналсяТрубит уже молва
№ слайда 15
Описание слайда:
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
№ слайда 16
Описание слайда:
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь.Определите способы рифмовки:Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.ПарнаяТам на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей..Перекрестная
№ слайда 17
Описание слайда:
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
№ слайда 18
Описание слайда:
Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 классИнтернет-ресурсы. Режим доступа:◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.htmlhttp://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpghttp://www.bookmate.ru/books/255032http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
-
Скачать презентацию (3.49 Мб)
-
589 загрузок -
3.8 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
18
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Л. А. Криницина
Фрагмент рабочей тетради
по литературе
5 класс -
Слайд 2
Л. А. Криницина
Фрагмент рабочей тетради
по литературе
5 класс -
Слайд 3
В Москве прошло детство А. С. Пушкина
Мать поэта Надежда Осиповна
Отец Сергей Львович
Дядя Василий Львович
Брат поэта Лев Сергеевич
Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором -
Слайд 4
Секреты литературной сказки
Секрет внезапного чуда
Секрет неожиданной точки зрения
Секрет загадочной детали. Подтекст
Поучительный вывод -
Слайд 5
Словарь
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
-
Слайд 6
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
-
Слайд 7
Цитатный план
«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
«Будь нам милая сестрица»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
«В руки яблочко взяла»
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
«Свадьбу тотчас учинили» -
Слайд 8
Основные образы сказки
●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
●Как отомстила царица-мачеха царевне?
●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана? -
Слайд 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение. -
Слайд 10
Словарь
Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела..
Сравнить – значит найти черты сходства и различия. -
Слайд 11
Практическая работа
Царского происхождения, умны, красивы
Царица
Царевна
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
ЖестокосерднаяДобрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная -
Слайд 12
Помощники царевны
►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
►Как богатыри относятся к царевне и почему? -
Слайд 13
■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении. -
Слайд 14
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
Простился
В путь-дорогу снарядился
С белой зори до ночи
Белешенька земля
Восхищенья не снесла
Свойство зеркальце имело
Нраву кроткого такого
Вдруг погасла
Красная девица
В горести душевной
Сотворив обряд печальный
Вдруг погасла жертвой злобе
Потешить
С мольбой погнался
Трубит уже молва -
Слайд 15
Т. Маврина
Е. Пашков
В. Милашевский
В. Конашевич
►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
В. Назарук -
Слайд 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
Основные положения статьи запишите в тетрадь.
Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная -
Слайд 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
-
Слайд 18
Использованная литература
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
http://www.bookmate.ru/books/255032
http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
Интернет-ресурсы. Режим доступа:
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»
Слайд 2
Организационный момент
На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Слайд 3
Ч
Удесный
Мир
классики
Слайд 4
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 5
Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Слайд 6
1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин?
2. Где родился? 3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве?
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин? 7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее? 8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?
(6 июня 1799 года)
(В Москве).
(На Пушкинской площади).
(На старом Арбате).
(Арина Родионовна).
(В Царскосельском лицее).
(Великий поэт Державин).
(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).
Слайд 7
Речевая разминка
Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?
Слайд 8
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.
Слайд 9
— Сказка о рыбаке и рыбке.
— Сказка о золотом петушке.
— Сказка о царе Салтане.
Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.
Сказка о попе и работнике его Балде.
Слайд 10
Слайд 11
Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине. В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.
Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»
Слайд 12
А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Литературная сказка
Слайд 16
Слайд 17
Кто такой богатырь?
— Скажите, что мы можем узнать из названия.
Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.
Слайд 18
Признаки сказки
Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.
Слайд 19
Борьба добра и зла,
добро побеждает зло
Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.
«Добро»
«Зло»
Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).
Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
Слайд 20
— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?
— О какой черте характера это говорит?
— Прочитайте, как автор описывает царевну.
— С чем её сравнивает Пушкин?
— Как автор противопоставляет царицу другим героям?
— Как царевна набрела на терем богатырей?
— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.
— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?
— Как царевне жилось у богатырей?
— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.
— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?
Слайд 21
Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?
— О каком качестве характера это говорит?
— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?
— Как Соколко защищал царевну?
— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?
— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?
— Как отнеслись к этому событию богатыри?
— Как Елисей искал свою невесту?
-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?
— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?
— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?
Слайд 22
-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?
Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
Слайд 23
Физминутка
Ветер
Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)
Слайд 24
Слайд 25
-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.
Слайд 26
Царевна
-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
— Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?
Слайд 27
Портрет молодой царевны
Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Слайд 28
Царица
— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?
Слайд 29
Портрет царицы
Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.
Слайд 30
Елисей
— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?
Слайд 31
Портрет Елисея
Слайд 32
Семь богатырей
— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
Прочитайте отрывок.
— Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?
Слайд 33
Портрет Богатырей
Слайд 34
Слайд 35
Синквейн. Царевна
Слайд 36
-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?
— Какой урок вы извлекли для себя?
— От чего предостерегает сказка?
— Какова её главная мысль?
Слайд 37
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Слайд 38
Домашнее задание:
с. 70 — 91
рисунок