Есть приставки, которые не вызывают затруднения у пишущего, но есть и такие, над которыми приходится поломать голову, чтобы не сделать ошибку. Каких приставок больше? К сожалению, именно тех, для правописания которых нужно выучить правила.
Классификация приставок
Что такое приставка? Это одна из пяти частей слова.
Вспомним, какие есть части слова:
- приставка (или префикс),
- корень,
- суффикс,
- окончание,
- основа – все слово без окончания.
С помощью префикса создаются новые слова.
На заметку! В замечательной книге для младших школьников «Секреты орфографии» есть глава, посвященная правописанию префиксов.
Всего насчитывается 49 приставок в русском языке (вместе с их вариантами). Классифицируют их по группам, у каждой из них свои особенности.
Группы префиксов:
- первая – пишутся так, как в списке (неизменяемые);
- вторая – префиксы, оканчивающиеся на з и с, здесь правописание приставок зависит от того, звонкий или глухой звук в корне (правописание сформировалось в 1918 году, когда русский язык подвергся реформе);
- третья – всего две, пре- и при-, труднейшие для правописания
Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется
Сравнение приставок и предлогов
Интересно, что сложность правописания нарастает от первой группы к третьей.
Приставки первой группы (неизменяемые)
Таблица префиксов первой группы:
В- (во-) (взо-) | Над- (надо-) | Па- |
Вы- | Не-, недо- | Пере- |
До- | О- | По- |
За- (изо-) | Об- (обо-) | Под- (подо-) |
На- | От- (ото-) | Пра- |
Пред- (предо-) | Про- (разо-) | С- (со-) |
Су- | У- |
Это самая многочисленная группа. С некоторыми совсем нет хлопот, например:
- вы-,
- су-,
- у-,
- па-,
- пра-.
Пра- встречается нечасто. В па- гласный звук всегда под ударением. Также безопасны те, в которых есть звуки «ы» и «у».
Большинство же префиксов первой группы могут звучать по-разному. Вот типичные каверзы:
- безударный звук «о» превращается в «а», и наоборот;
- парный звонкий звук «глохнет» при встрече с глухим звуком;
- глухой звук озвончается при соседстве со звонким «родственником» (исключение – в).
Из-за таких «волчьих ям» нетрудно сделать ошибку. Нужно помнить правило: префиксы первой группы всегда пишутся одинаково. Нужно узнавать их.
Например, школьник вдруг задумался, что написать в слове «обрезать» – а или о? Достаточно вспомнить правило, и все сомнения развеиваются: об- в первой группе, а потому звук а – просто-напросто мираж.
А вот другая «волчья яма»: в слове «вставить» отчетливо слышится ф. И снова на помощь приходит правило о неизменяемости префиксов первой группы.
Очередная каверзная ситуация получается, к примеру, в слове «отдать». Тут у младшего школьника появляются мысли о том, что можно бы написать не т, а д. Но достаточно вспомнить правило, и все сомнения развеются.
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Самая коварная из первой группы – с-. А все потому, что с – наполовину шипящий звук. Поэтому с- опасна не только перед парными звонкими согласными, но и перед шипящими (глухими и звонкими). Есть пять вариантов звучания с-:
- «Нормальный», когда с перед глухим (не шипящим) звуком или «волшебником» (а, э, о, у, и, л, м, н, р, в), например, в слове «сравнить».
- Слышится щ – в этом случае после с стоит ч или щ, пример – слово «считать».
- Слышится ш при встрече с и ш, как в слове «сшить».
- Слышно ж при встрече с и ж, как в слове «сжатый».
- Слышится з, когда после с звонкий парный звук, пример – слово «сбить».
Иногда школьники путают с- и префиксы на з и с. Это случается, когда правило о неизменяемости приставок первой группы усвоено недостаточно твердо.
Правописание приставок в русском языке
А чтобы лучше запомнить правило, полезно сыграть в пару-тройку игр. Например, нужно узнать, что будет, если от двух разных слов отнять два одинаковых буквосочетания.
Возьмем слова «обогнать» и «обозный» и отнимем обо-. В первом случае остался корень -гнать-, а это значит, что обо- – приставка. А при отделении обо- от второго слова получилось несуразное «зный». Значит, здесь обо- было частью корня.
Другая игра связана с… прятками. Начинающего школьника удивит вопрос: какие прятки могут быть у приставок? Все просто: при создании новых слов получается ситуация, когда префикс попадает в центр «склеенного слова».
А бывает и так, что получается «эффект сдвоенного/строенного локомотива», когда в слове сразу две-три приставки. Тут нужна хорошая зрительная память.
Интересно! «Секреты орфографии» предлагают юным читателям пройти небольшой тест, найдя слова с неизменяемыми префиксами.
Приставки второй группы (на з и с)
Интересно, что до реформы русского языка 1917–1918 годов не было никакой второй группы приставок. Были неизменяемые:
- без-
- вз-
- воз-
- из-
- низ-
- раз-
- роз-
- через- (чрез-)
В результате реформы появилось приставочное «царство задом наперед», где при встрече с глухим гласным корня звук з превращался в с («подлаживание» к соседней букве). Так появился префикс бес-, очень недобрый, ибо постоянно поминалась нечистая сила в лице беса (его еще называют чертом).
Учитывая, что звуки з и с настоящие «хамелеоны», сделать ошибку несложно. Легко перепутать звуки или друг с другом, или с шипящей «родней» — ж, ш, щ. По сравнению с первой приставочной группой вторая намного сложнее.
Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры
И есть еще одна каверза. Сплошь и рядом в словах получается встреча двух с: одно от приставки, другое – от корня. Типичная ошибка в таких случаях – так называемое «съедание» второго с. Впору пошутить: «Кто плохо завтракает, тот буквы глотает».
Слишком много трудностей? Это еще полбеды, самые большие проблемы впереди.
Приставки третьей группы (пре- и при-)
Это самая сложная из приставочных групп. Правописание пре- и при- зависит от их смысла, надо запоминать значения приставок, и это связано с тремя проблемами:
- чтобы правильно написать пре- или при-, нужно понять их смысл;
- о правописании этих префиксов написано шесть правил;
- многие слова не подчиняются ни одному из шести правил (такие слова надо запомнить).
Правописание изменяемых, неизменяемых, зависящих от ударения и от смысла приставок
И все эти проблемы надо решать одновременно, а это очень нелегко для новичка. Тут пригодится пословица «Терпение и труд все перетрут».
Чтобы не путать пре- и при-, нужно хорошенько познакомиться с правилами правописания. У при- четыре значения:
- приближение,
- присоединение,
- быть рядом с кем-то или чем-то,
- неполное, незаконченное действие.
Первое правило связано с приближением. Приблизиться может живой или неодушевленный предмет.
И предметы не всегда приближаются сами – это может получиться с чьей-то помощью (пример – слово «привез»).
Второе правило связано с присоединением одного предмета к другому с помощью разных инструментов (пример – слово «приклеить», то есть присоединить с помощью клея).
В этом правиле есть дополнительные тонкости:
- недолгое приближение и присоединение,
- добавление к чему-либо,
- присвоение,
- присоединение в переносном смысле.
Это интересно! Как пишется наоборот и выделяется ли запятыми
Наглядный пример третьего правило – «придорожная канава», то есть канава возле дороги.
Пример четвертого правила – слово «пригорел», то есть немного подгорел.
С правописанием пре- связаны два правила. Первое из них запомнить несложно. Например, смысл слова «пренеприятный» – «очень неприятный». Правда, есть исключения – слова «прискорбный» и «причудливый».
А другое правило нелегкое. Его суть: пре- пишется в тех словах, где она связана по смыслу с приставкой пере-. Вот наглядный пример: «превращение» – все равно, что «переделка».
Важно! Есть слова, где невозможно объяснить правописание пре- любым из двух правил написания приставок. Такие слова надо запомнить.
Какие приставки есть, а каких нет
Уже в первой группе появились «волчьи ямы». Причина проста: у гласных и согласных есть двойники. Из-за этого появляются приставки-призраки. Например, у под- есть три варианта звучания:
- пад-;
- пот-;
- пат-.
Может появиться искушение написать «патстроить». Однако знание правила прямо скажет: префиксов «пат», «пад», «пот» не бывает. Есть только под-.
Почему же в слове «отбить» четко слышится «од», или даже «ад»? Причина – влияние соседнего согласного. Игра «Делай, как я!».
Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно
Если второй звук глухой, то стоящий перед ним парный звонкий «глохнет». А если «командир» – любой из парных звонких, кроме в, то парный глухой озвончается. Есть два правила: «глухой глухого зовет», «звонкий звонкого зовет».
У гласных есть лишь одна сильная позиция – ударная. Безударный о легко спутать с а , потому в слове «подбить» отчетливо слышится а.
Со второй группой больше сложностей из-за «хамелеонства» з и с. Например, неопытному школьнику может захотеться написать «ражжечь». Но префикса «раж» нет, есть только раз- и рас-.
При- и пре- можно спутать, потому что звуки е и и – двойники. Чтобы избежать этой ошибки, нужно помнить правила правописания, а также слова, не попадающие под эти правила.
Полезное видео
Подведем итоги
Приставки русского языка – сложный, но в то же время интереснейший объект для изучения их правописания. Достаточно запомнить, каких префиксов просто нет, выучить значения пре- и при-, и ошибок на письме станет гораздо меньше.
Слова с приставкой с- или другой – не редкость в русском языке. Особо важно правильно обозначить эту морфему, ведь от этого порой зависит корректное написание слова. Разберемся в статье, что такое приставки, а также уточним особо сложные случаи их написания.
Что такое приставка?
Приставка в языке выполняет роль скульптора – с ее помощью создаются слова. Даже один из способов словообразования «назван ее именем» – приставочный. Что же это за морфема? Это та значимая часть слова, которая предшествует корню. То есть во время разбора слова по составу выделяются приставка, корень, а потом и другие морфемы. Нередко эту часть слова называют префиксом, т. е. тем, что стоит перед корнем.
Основная задача приставок – образование новых слов. К примеру, от глагола «ходить» с помощью приставок образуются новые слова: заходить, выходить, приходить, переходить. А от слова «звучный» с помощью префикса легко можно получить прилагательные «беззвучный» или «созвучный».
Какие бывают приставки?
Говоря о том, что такое приставки, следует отметить, что они подразделяются на несколько видов. От этого напрямую зависит написание данных морфем.
Довольно обширна в русском языке группа приставок, не имеющих вариативного написания. Они пишутся всегда одинаково, произношение или какие-либо другие факторы здесь роли не играют. Назовем самые распространенные из них: со- (сопротивление); в- (входить); до- (доследование); от-/ото- (отрыв, оторвать); под- (подберезовик); про- (проход); разо- (разорвать); с- (сделать).
Часть приставок русского языка имеет вариативное написание глухого или звонкого согласного на конце. К ним относятся: рас-/раз- (расчет, раздробленный); бес-/без- (бесприданница, безапелляционный); вс-/вз- (вскружить, взимать); воз-/вос- (возрастать, воссоздать); ис-/из- (исступленный, извергать); нис-/низ- (нисшествовать, низвергнуть); черес-/через- (чересчур, чрезмерный).
Особняком ото всех стоят префиксы пре-/при-. Они относятся к группе, в которой правописание приставки зависит от лексического ее значения.
Правописание приставок на глухой и звонкий
Как уже было сказано выше, существует целая группа приставок с вариативностью написания согласного на конце. Это слова с приставкой «с-«. Вариант написания – окончание приставки на букву «з». От чего же следует отталкиваться в данном правиле? От первого звука корня. Если он звонкий – приставка должна быть с «з» на конце, если глухой – необходимо писать «с».
Приведем несколько примеров: разрыв, но рассказ. В первом слове следующий за корнем «р» звонкий (сонорный), поэтому требуется писать приставку раз-. Во втором же слове «с», с которой начинается корень, глухой, соответственно и приставка оканчивается на глухой «с».
Беззаботный – беспринципный. Корень слова «беззаботный» начинается со звонкого «з», поэтому правильно написать префикс «без-«, в то время как во втором слове корень начинается с глухого «п», что регламентирует написание «бес-» в качестве префикса.
Есть еще одно правило, касающееся приставок на з-/с-. Касается оно префиксов роз-/рос- и раз-/рас-. Правописание букв «а» или «о» в них зависит от ударения. В сильной позиции требуется писать «о», в слабой – «а». Например: роспись, росчерк, розыск; разувериться, раскаяться, раскраснеться.
От ударения также зависит написание букв «е» или «и» в префиксах местоимений: в сильной позиции необходима «е», в слабой – «и». Некто, но никто; нечего, но ничего; некуда, но никуда.
Влияние приставки на следующий после нее гласный
Не только первая согласная корня может влиять на написание приставки. Случается, что и префикс не остается в долгу и влияет на первую гласную корня, меняя ее на другую. Это касается тех слов, в которых приставка оканчивается на согласный, после которого следует «и», относящаяся к корню. Вот она и будет меняться на «ы».
Например: безызвестный. Приставка «без-» оканчивается на согласный, корень слова «-извест-«, поэтому необходимо написать его с буквой «ы».
Еще пример – розыгрыш. Слово, образованное от существительного «игра», имеет префикс «роз-«, поэтому корень напишем «-ыгр-«, а не «-игр-«.
Следует помнить, что существуют два префикса, которые не меняют букву и в начале: меж- и сверх-. Примеры: межинститутский, сверхизысканный.
Вот что такое приставки в русском языке, насколько они интересны и разнообразны по употреблению и написанию.
Правописание приставок при-/пре-
Особую трудность вызывают префиксы пре-/при-. Написание их регулируется лексическим значением слова, в котором данная морфема употреблена. Главное здесь – точно знать, что такое приставки, чтобы не перепутать их с частью корня.
Правила написания приставки при- следующие:
- Она обозначает приближение к какому-либо объекту: приехать, прийти, прискакать.
- Передает значение непосредственной близости к чему-либо: прикаспийский, пришкольный, приусадебный.
- У слов с данным префиксом может быть значение присоединения: пришить, привязать, примотать.
- Указание на то, что действие произведено не полностью: приоткрыть, приукрасить, прислушаться.
Слов с префиксом пре- в русском языке немногим меньше. Он выражает значение близкое к «очень» (препротивный, презабавный, прекрасный) либо сродни со словами, начинающимися на «пере» (преступить – переступить, преградить – перегородить, прервать – перервать).
Похожие статьи
Русский язык невероятно богат и отчасти благодаря морфемам, которые, участвуя в словообразовании, создают новые слова. Приставка, она же префикс, — важнейшая морфема, без существования которой половина слов исчезла бы. Ставится она перед корнем и количество этой морфемы в слове может достигать трёх единиц!
…
Оглавление:
Многие приставки русского языка образованы от синонимичных предлогов. Например: слово отглагольный образовано от сочетания предлога с существительным, от глагола. Некоторые из них заимствованы из других языков. Например, морфема «анти—» означает «противоположность» или же «враждебность». Чтобы быть грамотным и образованным человеком, необходимо знать не только правописание приставок, но и их значение. Данные морфемы в русском языке по форме бывают неизменяемые и изменяемые.
Это интересно: спряжения глаголов в русском языке, таблица.
Неизменяемые приставки
Даже не выучивая весь список наизусть, невероятно сложно ошибиться в написании неизменяемых приставок. Они пишутся одинаково при любых обстоятельствах, независимо от того, стоит ли гласная или согласная после них, глухой звук или же звонкий.
- «о-», например: окликнуть, обернуться, окинуть;
- «до-», например: доехать, добежать, доплыть;
- «по-», например: постичь, пожарить, постепенно;
- «про-», например: пролежать, пролазить, пробежать;
- «пра-», например: прабабушка, прадедушка, праславянский (приставка употребляется в том случае, если слово имеет значение родства, изначального и древнего);
- «на-«, например: набег, нападение, народ;
- «за-», например: застрелить, записать, забежать;
- «над-» («надо-»), например: надорвать, надсмеяться, надоить;
- «под-» («подо-»), например: подоконник, подтачивать, подсказывать;
- «от-» («ото-»), например: отточить, оторвать, отогнуть;
- «об-» («обо-»), например: оборванный, обсыпанный, обход;
- «в-» («во-»), например: вцепляться, ворваться, вход;
- «пред-», например: предвестник, предвесенний, предшествовать;
- «пере-», например: переехать, передвинуть, переждать;
- «с-» («со-»), например: согнать, сбежать, сдвинуть.
Стоит заметить, что приставки «з-» в русском языке не существует. В начале слова перед согласным буква «з» ставится лишь в нескольких словах: здание, здесь, здешний, здоровье, не видно ни зги.
Это интересно: односложные слова и их характеристика в русском языке.
Изменяемые
Приставки, оканчивающиеся на «з» и «с»
- без/бес — беспредел, безлимитный;
- раз/рас — разбитый, расстеленный;
- воз/воз — воспрещён, воздержание;
- вз/вс — взбегать, вспыхнуть;
- из/из — исчерпать, извиняться;
- низ/нис — низвергать, нисходить;
- через/черес — чрезмерный, чересполосный.
Запомнить, то как они пишутся, довольно легко. Важно смотреть на букву, с которой начинается корень, следующий за первой морфемой. Если звук звонкий, то и приставка будет оканчиваться на звонкий согласный. Если же звук глухой, то и окончание её будет глухим.
Важно знать, что это правило неприменимо к словам, приставка в которых неизменяема: сдаться и сгруппироваться.
Это интересно: что такое тавтология в русском языке?
Приставки не/ни
«Не-» и «ни-» употребляются чаще всего в отрицательных и неопределённых местоимениях, а также отрицательных наречиях, образованных от местоимений. Определить, какая гласная буква будет употребляться довольно просто. Если на морфему падает ударение, то пишем «е», если же приставка безударная — «и».
Например: некто — никто, нечто — ничто, некогда — никогда и т. д.
Это правило применимо к словам других частей речи только в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений или наречий. Например: ничтожный, никчёмный.
Правописание «пре—» и «при-»
«Пре-» и «при-» возможно, самые сложные в написании, потому как необходимо знать все их значения.
Начнём с «при-». Она имеет следующие значения:
- Значение приближения. Приезжать, прибегать.
- Значение неполноты действия. Пристукивать, притоптывать.
- Значение присоединения и скрепления. Приплюсовывать, припаять, пришить.
- Значение близкого расположения, прилегания к чему-либо, соседства. Пригород, прибрежье.
Это интересно: «глас вопиющего в пустыне» — значение фразеологизма.
«Пре-» употребляется в тех случаях, когда:
- Означаетвысокую степень или качество. Проверить себя можно, заменив её словом «очень». Преинтереснейший (очень интересный), прехорошенькая (очень хорошенькая).
- Имеет значение «чрез» и синонимична «пере-». Преступник (т.е. человек перетупивший через закон), преображение.
Следует тщательно проанализировать слово, чтобы не допустить ошибок, ведь в зависимости от того, какая буква будет использоваться, значение слов будет меняться. Предать друга, но придать значения. Пребывать в стране, но прибывать в страну. Приклониться в дверях, но преклоняться таланту.
Сложно это правило и тем, что в результате заимствований в нашем языке появились слова, значение которых не всегда просто понять. Вот некоторые из них: преамбула, прерогатива, прецедент, примитивный.
Это интересно: качественные прилагательные, примеры в русском языке.
Иноязычные приставки
Изучать значение тех или иных иноязычных частей слова не только невероятно полезно, но и интересно. Большинство из них было заимствовано из латинского и греческого языков.
- «А-» имеет отрицательное значение и указывает на отсутствие какого-то признака. Ахроматизм, алогичный, аморальный;
- «Анти-» используется в русском языке для образования слов, имеющих значение противоположности. Антинаучный, антибактериальный, антивирус;
- Значением высшей степени и превосходства обладает морфема «архи-». Архипастырь, архиважный;
- С помощью приставки «гипер-» указывают на превышение нормы. Гиперактивность, гиперчувствительность;
- «Диз-» (употребляется перед гласными) и «дис-» (употребляется перед согласными) несут в себе значение разделения и отрицания. Дисбаланс, дисгармонировать;
- Заимствованная «контр-» синонимична русской приставке против. Контрнаступление.
Отзывы и комментарии
Это интересно
- Известная картина Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна “ — анализ композиции
- Описание картины Васнецова “Три богатыря” — история создания
- О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
- Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
- Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
Используемые источники:
- https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/pristavki-v-russkom-yazyke.html
- https://www.syl.ru/article/220173/new_chto-takoe-pristavki-gruppyi-pravopisanie
- https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/pristavki-pravila-russkogo-yazyka-pravopisanie-i-primery-v-tablitse.html
Гласные и согласные в приставках,
Ы-и после приставок на согласную
При выполнении этого задания важно уметь разбирать слово по составу, выделять приставку, определять, к какой группе она относится, и применять соответствующее правило. Напомним их.
Всегда пишутся одинаково приставки: По-, под-, об-, от-, за-, со-,с-,до-, над-, пере-: подтолкнуть, доехать, сочинить, перестройка.
Приставки Без — (бес-), воз — (вое-), из — (ис-), низ- (нис-), раз — (рас-), чрез — (чрес-) пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными: Безлюдный, безопасный, взлететь, низводить, раздать, чрезмерный и с буквой С перед глухими согласными, например: Беспартийный, воспоминание, вскружить, испортить, нисходить, чересчур.
В приставке Раз — (рас-) — роз — (рос-) без ударения пишется А, под ударением — О, например: Развалить — розвальни, рассыпать —россыпь (но: Розыскной от Розыск).
Написание приставок Пре- и При- зависит от их значения:
При- обозначает: | Пре- обозначает: |
1. Присоединение, прибавление, приближение: | 1. Высшую степень качества или действия (в этом случае вместо приставки можно под |
Прикрепить примкнуть прийти приехать причислить приделать прицеп. | Ставить слова Весьма, очень) — предлинный Предобрый Пренеприятны й. |
2. Значение, близкое к приставке Пере-: преграждать преображать преступный превращать.
3. Неполноту действия: Привстать приоткрыть присесть.
4. Доведение действия до конца: Приучить привыкнуть прилезть.
Нужно уметь различать по значению и написанию слова:
Во многих словах приставки Пре- и При- трудно выделить и установить их значение. Вот некоторые из таких слов: Приключение, притязание, присяга, приверженец, присутствие, президиум, президент, премьер-министр, премьера, приоритет, привилегия, приключение и др.
Гласные Ы и И после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением: Идейный — безыдейный, играть — сыграть, подыграть, разыграть.
После приставок Меж- и Сверх-, а также иноязычных приставок Дез-, контр-, суб-, супер-, пан-, транс- сохраняется w: Межинститутский, сверхинтересный, дезинформация, панисламизм.
Разберем задание
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) и..бежать, ни..падающий, ра.. веселый
2) пр..забавный, пр. хледовать, пр..рекание
3) об..грать, раз..скать, за..скивающий
4) расп..ложиться, заоблачный, с..гласие
Итак, в первом ряду представлены слова с приставкой на З с.
В словах Избежать и Развеселый приставки пишутся с буквой з на конце, так как корень этих слов начинается со звонких согласных: [б] и [в]. В слове Ниспадающий приставка Нис-, Корень начинается с глухого согласного [п].
Особого внимания требуют слова из второго ряда, то есть слова с приставками Пре при-.
В слове Преследовать трудно установить значение приставки. Такие слова лучше запомнить. В слове Презабавный Приставка Пре — = очень и в слове Пререкание приставка Пре — Близка по значению к приставке Пере-.
В третьем ряду представлены слова, в которых в соответствии с фонетическим принципом (написание соответствует произношению) после приставки на согласный И (корневое) переходит в Ы: обыграть, разыскать. Этого перехода нет в третьем предложенном слове Заискивающий, так как приставка в этом слове оканчивается на гласный (за-).
В последнем ряду слова с приставками По-, за-н со-, которые пишутся всегда одинаково.
После анализа предложенных слов делаем вывод, что одна и та же буква пропущена только в словах второго ряда: Презабавный, преследовать, пререкание, следовательно ответ: 2.
Выполним задания
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) непр..одолимый, привлекательный, пр..вязать
2) и..гиб, разбросать, рас..просить
3) вз..йти, нед..едание, пр..бабушка
4) подытожить, безыдейный, об..трать
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) приземлиться, пр..вратник, президент, приключение
2) избежать, во..горание, в..дохнуть, и..давна
3) меЖзНститутский, сверх..нтересный, под..трать
4) пр..ехать, пр„родители, пр..медление, раз..нравиться
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..вычка, пр..бывать (в городе), пр..каз
2) вОзГлас, во..становить, Взбрыкнуть
3) об..рваться, п..равняться, п..здороваться
4) меЖзНститутский, сверх..нтересный, пред..юльский
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра..гадать, ра..пространять, бе..вкусная
2) пр..крикнул, пр..смирившаяся, пр..знание
3) бе..конечный, и..бежать, ни..вергать •
4) на..пись, по..бежать, о..дернуть
5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) пр..вратник, пр. забавно
2) пр..дставитель, пр..клонить (ветку)
3) пр..сытиться, пр..творить (осуществить)
4) пр..следовать, пр..ступить (начать)
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..церемонный, и„давна, не..дешний
2) пригородный, пр..вычка, пр..рвать
3) пред. хтавленный, д..брести, поз..прошлый
4) вз-.йти, расположить, недоделать
7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) не..говорчивый, бе..цельный, вОоДелывать
2) предгрозовой, вн..классный, пер..мены
3) преодолевающий, пр„готовления, пр„храмывать
4) пр„бывать (в город), пр..бывать (в городе), пр„ключения
8. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?(3адание из Демонстрационной версии 2008 года)
1) расположиться, з„облачный, пр..бабушка
2) беспр..ютный, пр. хтройка, пр„волжский
3) Соронизировать, об. хкивать, со. хкатель
4) нводержанный (тон), ра„гром, ра„бежаться
9. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) не..говорчивый, бе. щельный, ВОоДелывать
2) пр„дгрозовой, вн..классный, пер..мены
3) с..здать, НоТопить, п..искать
4) преодолевающий, приготовление, пр„храмывать
10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) без-.мянный, воз..меть, на„грыш
2) бе„вредный, раепробовать, ИеПодтишка
3) пер..шагнуть, вн„очередной, пр„дубеждение
4) пр..мудрый, непроЯтность, пр„увеличить
Ответы
Xs Зад. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Задание А15
Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий настоящего времени
Для успешного выполнения задания прежде всего нужно определить спряжение глаголов, так как верный выбор безударного окончания глагола и гласная в суффиксе причастий настоящего времени зависят от спряжения исходных глаголов.
Для определения спряжения глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму, задав вопросы что делать? или что сделать? Ко 2-му спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -итъ (кроме Брить, стелить} и глаголы-исключения: четыре глагола на -ать (слышать, дышать, держать, гнать} и 7 глаголов на -еть (видеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть}. Все остальные глаголы относятся к 1 — му спряжению.
Правописание личных окончаний глаголов
Число | Лицо | Личные окончания | |
I спряжение | II спряжение | ||
Единственное | 1(Я) 2 (ты} 3 (он, она, оно) | -У (ю) -ешь -ет | -У(ю) — ишь — ит |
Множественное | 1 (мы) 2 (вы) 3 (они) | -ем -ете -ут (-ют) | -им -ите -ат (-ят) |
Переходные глаголы с приставкой Обез — (обес-) спрягаются по II спряжению: Обессилить (кого-нибудь) — Обессилю — обессилишь — обессилят-, непереходные глаголы — по 1 спряжению: — Обессилеть (самому) — Обессилею — обессилеешь — обессилеют. Соответствующие суффиксы инфинитива -и и -е сохраняются и в формах прошедшего времени; ср.: Страдания обессилили больного. — Путешественники совсем обессилели к концу маршрута
Следует различать близкие по звучанию окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите, например: Выйдете — выйдите, выберете — выберите, выметете — выметите, выпишете — выпишите, вытрете — вытрите, вышлете — вышлите, крикнете — крикните, окликнете — окликните, привыкнете — привыкните, стукнете — стукните и др. Например: Когда вы выйдете на улицу, то сами увидите, как холодно. — Выйдите из комнаты и закройте дверь.
Правописание суффиксов причастий настоящего времени*
1. В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ущ-, — ющ — {режущий, роющий), а в причастиях от глаголов II спряжения -ащ-, — ящ — {значащий, зависящий), но от глагола Брезжить образуется причастие Брезжущий.
2. В страдательных причастиях настоящего времени пишется суффикс -ем- у глаголов 1 спряжения {читаемый) и -им — У глаголов II спряжения {слышимый), но: Движимый (от старого глагола Движити).
Разберем задание
В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква У?
1) щекоч..щий лицо ветер, он слыш..т
2) она паш..т, движ..щаяся артиллерия
1 Голуб И. Б. Русский язык. Экспресс-курс. Повторение. М., Экзамен, 2007.
3) молнии блещ..т, колышущиеся ветки
4) листья держ..тся, трепещущие флаги
1) Щекочущий — причастие, образовано от глагола 1 спряжения (щекотать), следовательно, пишется суффикс -ущ-.
Слышит (он) — глагол-исключение 2 спряжения, 3- го л. ед. ч., следовательно, окончание -ит
2) Пашет (она) — глагол 1 спряжения, 3-го л., следовательно, окончание -ет.
Движущаяся (артиллерия) — причастие настоящего времени, образовано от глагола 1 спряжения Двигать, следовательно, суффикс -ущ-.
3) Блещут (молнии) — глагол 1 спряжения, 3 л. мн. ч, следовательно, окончание -ут-.
Колышущиеся (ветки) — причастие настоящего времени, образовано от глагола Колыхать 1 спряжения, значит суффикс у причастия будет -ущ-.
4) Держатся (листья) — возвратный глагол, сохраняет ту же гласную перед — ся, что и в неопределенной форме (держать).
Трепещущие флаги — причастие настоящего времени, образовано от глагола 1 спряжения (трепетать), следовательно, суффикс -ущ-.
Итак, разобрав каждое слово, делаем вывод, что буква У Пишется на месте всех пропусков в 3 варианте. Ответ:3.
Выполните задания
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?
1) он дыш..т полной грудью, едва слышимый
2) скач..т сломя голову, последу..щее отступление
3) подвига..шься к выходу, наумира..щую лампаду
4) возвращается к нам, начина..щему жить
2. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?
1) поед..м верхом, наполня..щего сердце
2) понадобится советы, строящиеся дома
3) он не стан..т умнее, венча..щий главу
4) обступа..щий нас, птицы щебеч..т
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) пуга..щие людей, стелющийся туман
2) смывающаяся краска, они хлопоч..т по дому
3) стесняющий дыхание, ход„т куда-то
4) они СХОД..ТСЯ, управля„щий комплексом
4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?
1) он свал..т с ног, разделя..щий людей
2) держ..щийся на вторых позициях, он гон„т лошадей
3) разделяющий людей, он ласково мурлыч„т
4) он ПИЛ..Т, слыш-.мый нами
5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) ненавиДюЩие войну, они бор„тся
2) разделяющие людей, они мелька..т в небе
3) пуга„щие грибников, они скач„т на лошади
4) они та..т на солнце, они похвал„т ученика
6. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?
А. НалаЖюВать
Б. Пил„м дрова
В. День убыва„т
Г. Конь вырв..тся
1)А, Б, В 3)В, Г
2) Б, В 4) А, Б.
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) он расколются, пил..щий, света..т
2) убива..щий взглядом, они плач..т, они пил..т
3) сверка„щий, стел..щийся, они бор..тся
4) опережа..щий, ненавид..т, слыш„мый
8. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?
А. Движимый.
Б. Причита..мый
В. Знач..щий
Г. Путешественники обессил..ли
1)А, Г 3) А, В
2) Б, Г 4) В, Г
9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
1) муч..мый голодом, та..вший снег
2) выполняемый, предлага..мый
3) высуш..нный, построенный
4) кле..вший, вид-.мый
10. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?
1) сто..щий дешевле, они высп..тся, раста..л
2) та..щий снег, они встретит, ла..ть
3) закле..нный, они езд..т, раска..лся
4) вер..щий, они выраст..т урожай, измер..нный
Ответы
№ зад. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 |
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме:
«Правописание приставок пре- и при-«
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
-
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
-
Повторить морфемный разбор слов;
-
Развить умение формулировать определение понятий;
-
Обогащать словарный запас учащихся;
-
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
-
Осуществление системно-деятельностного подхода;
-
Развитие внимания;
-
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
-
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
Воспитание ценностного отношения к слову;
-
Развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Уважительное отношение к родному языку;
-
Стремление к речевому самосовершенствованию;
-
Пополнение словарного запаса;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения
Ход урока:
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.
— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? В каких частях слова пропущены буквы? (пропущены буквы е-и в приставках).
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
-Как вы думаете, от чего будет зависеть написание приставки? (Их правописание зависит от значения, которое они придают слову).
2. Сейчас мы с вами проведем исследование, которое нам поможет сформулировать правило.
Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.
Прочитайте стихотворение.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИбежать, ПРИплыть, ПРИехать | ПРЕлестный, ПРЕмудрый, ПРЕогромный | ||
ПРИклеить, ПРИшить, ПРИсоединить | ПРЕрвать, ПРЕодолеть, ПРЕступать | ||
ПРИморский, ПРИшкольный, ПРИбрежный | |||
ПРИоткрыть, ПРИсесть, ПРИлечь |
Проверь свою работу
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИближение | ПРИбежать | = очень | ПРЕлестный |
ПРИсоединение | ПРИклеить | = пере | ПРЕрвать |
Близость | ПРИморский | ||
Неполное действие | ПРИгореть |
Ребята, сформулируйте правило.
Гласная И пишется в приставках, если значение приставки приближение, присоединение, близость, неполное действие.
Гласная Е пищется в приставках, если значение = очень, пере-.
3. Закрепление
Карточка № 2. Учимся применять правило.
1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
2. Распредели словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Ответы:
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приехать на автомобиле | пришить пуговицу | привокзальная гостиница | придерживаться за край стола | преинтересный рассказ | неожиданная преграда |
примчаться сломя голову | приклеить на картон | пришкольный участок | приподнять тяжелый шкаф | премиленький ребенок | преодолевать препятствия |
Ф И З. М И Н У Т К А
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
4. Работа с учебником. Упр.204. Разделите слова в две группы:
А) с приставкой при-
Б) с приставкой пре-
5. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
-
Расположенный у берега.
-
Задуматься на некоторое время.
-
Участок около школы.
-
Гнаться за кем-нибудь.
-
Слегка задеть что-либо.
-
Вызывающий восхищение, красивый.
-
Немного открыть окно.
-
Расположенный у дороги
-
Спуститься с неба на землю.
-
Очень длинный.
Ответы:
-
Расположенный у берега. (Прибрежный).
-
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
-
Участок около школы. (Пришкольный).
-
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
-
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
-
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
-
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
-
Расположенный у дороги (Придорожный).
-
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
-
Очень длинный. (Предлинный).
6. Проверяем свои знания
Карточка № 3.
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
1 группа (сложные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
-
«Лови ошибки» (рабочий лист)
Нам ребята с вами пришло письмо от Пети Ошибкина, он рассказывает нам сказку. Этот текст есть в ваших рабочих листах.
Давайте её прочтём. Может быть, вы что-то заметили? Найдите слова с ошибками и исправьте их. Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Проверяем по цепочке, по одному предложению, объясняем значение приставок.
8. Подведение итога.
Продолжите фразу :
Сегодня на уроке на уроке я понял(а)…
Мне было трудно…
Дома: написать сказку, вставьте все пропущенные буквы в сказке. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
Оценки за урок.
Домашнее задание: