Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

Известный врач о своей работе в санавиации, больнице скорой помощи, красной зоне, о болезнях поджелудочной железы и сложных операциях.

Известный врач – о своей работе в санавиации, больнице скорой помощи, красной зоне, о болезнях поджелудочной железы и сложных операциях.

Заместитель главного врача по хирургии Больницы скорой медицинской помощи №1 Александр Пропп один из немногих хирургов в Омской области, кто владеет техникой резекционных операций на поджелудочной железе. Такие операции высокого уровня сложности, требуют много сил, времени и, конечно, опыта. А он у Александра Робертовича немалый — более 30 лет работы хирургом.

— Начинал работать в Большеуковском районе, когда еще не было таких модных слов, как аккредитация и лицензирование. На тот момент в больнице не было постоянного гинеколога. Помню, привезли женщину с кровотечением и мне говорят: или ты оперируй, или она умрет. После этого два года еще и гинекологом подрабатывал. Детей оперировал. Позже перевелся в гастрохирургическое отделение Областной клинической больницы, где 17 лет совмещал основную работу с работой в отделении санитарной авиации, вылетал в районы на любую патологию брюшной полости, оказывал хирургическую помощь. Почти 30 лет, из них 10 – в должности заведующего хирургическим отделением, проработал в ОКБ, где целенаправленно занимался лечением больных с патологией билиопанкреатодуоденальной зоны. Сюда входят заболевания поджелудочной железы и смежных с ней органов. Это сложная патология, не каждый хирург за нее берется, поскольку операции длительные, технологически очень сложные, часто повторные на фоне имеющихся осложнений заболевания, связанные с высоким напряжением, необходимостью последующего наблюдения за состоянием больного и не всегда с удовлетворительными результатами.

Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

 — А что это за заболевания и почему они так сложно лечатся?

— Заболевания поджелудочной железы неопухолевой этиологии можно разделить на две категории — острые воспалительные (тот же острый панкреатит или травма) и хронические. Острые неотложные ситуации требуют принятия срочного решения, поскольку состояние нередко жизнеугрожающее и может привести к летальному исходу. Наиболее тяжелой формой панкреатита является панкреонекроз – заболевание, при котором происходит отмирание клеток из-за развития воспалительного процесса в поджелудочной железе, а это орган, не способный к регенерации в отличие, например, от печени. Поджелудочная железа изменяет свою структуру, замещается соединительной тканью, превращается из нежного и мягкого в плотный склеротический орган, постепенно погибая при этом функционально. Развивается внутрисекреторная (сахарный диабет) и внешнесекреторная недостаточность поджелудочной железы, заключающаяся в невозможности адекватного переваривания пищи, особенно жиров, и проявляющаяся расстройством стула, диареей, прогрессивным снижением веса. Причиной панкреатита часто является пищевой фактор, включая алкоголь, а также осложнения своевременно нелеченой желчекаменной болезни.

— В чем особенность хронических заболеваний поджелудочной железы?

— Хронические заболевания поджелудочной железы требуют хирургического лечения, нередко в резекционном варианте, когда приходится удалять часть органа. Хронический панкреатит разделяют на первичный, чаще алкогольный, и вторичный, возникающий вследствие перенесенной осложненной желчекаменной болезни или острого панкреатита. В 2017 году бельгийским хирургом M.Фернандесом на примере многочисленных наблюдений был очень точно описан типичный образ больного хроническим панкреатитом: лица преимущественно мужского пола (74%) среднего возраста (47 лет), злоупотребляющие алкоголем в 67%, длительностью анамнеза от 3 до 13 лет, функциональными нарушениями поджелудочной железы в виде сахарного диабета (41%) и расстройствами пищеварения и стула (36%), связанными с болевым синдромом и недоеданием. Подробно анализируя клинические данные и эпидемиологию омских больных, которым выполнялись прямые вмешательства на поджелудочной железе по поводу хронического панкреатита, могу сказать, что среди них чаще встречаются мужчины преимущественно в возрасте от 31 до 49 лет. Алкоголь был причиной заболевания у 90% больных, практически каждый второй больной (47,7%) был ранее оперирован по поводу острого панкреатита или травмы поджелудочной железы.

— Когда возможно консервативное лечение, а когда уже не обойтись без операции?

— В норме поджелудочная железа выделяет 1,2 литра сока в сутки. Если нарушается отток сока в двенадцатиперстную кишку, образуется расширение протоковой системы органа, появляется болевой синдром. Если имеется доказанное нарушение проходимости протоковой системы поджелудочной железы, необходимо решать вопрос о возможности выполнения планового оперативного вмешательства. Со временем в поджелудочной железе образуются кисты, которые в свою очередь могут осложниться нагноением, перфорацией, образованием панкреатического свища. В половине наблюдений развиваются осложнения, связанные со сдавлением головкой поджелудочной железы соседних органов (двенадцатиперстной кишки, желчных протоков), приводящих к развитию так называемой механической желтухи, стеноза выхода из желудка. При длительности течения заболевания более 5 лет поджелудочная железа уменьшается в размерах вплоть до маленького тяжа размером в карандаш, как мы наблюдаем на операции, и перестает вырабатывать ферменты (самое главное — липазу), необходимые для пищеварения. Больные вынуждены пожизненно принимать ферментные препараты.

Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

— В БСМП №1 вы проводите все виды операции на поджелудочной железе?

— Мы занимаемся не только хирургией хронического панкреатита, выполняя любые операции на поджелудочной железе, кроме трансплантации. Учитывая маршрутизацию больных, в БУЗОО ГК БСМП №1 в неотложном порядке поступает много больных со злокачественными опухолями поджелудочной железы, осложненными развитием механической желтухи. Данной категории больных выполняется двухэтапное хирургическое лечение: первым этапом выполняется миниинвазивная желчеотводящая операция, а затем резекционная. Встречается более редкая патология поджелудочной железы – эндокринные опухоли. За много лет работы я располагаю опытом хирургического лечения 15 больных с инсулиномой поджелудочной железы (1 случай на 1 млн жителей в мире). Больные при этом употребляют огромное количество сладкого, как единственное средство при резком падении (снижении) уровня глюкозы крови, в результате выброса гормона инсулина опухолью поджелудочной железы.

 — И как помочь таким людям?

— Больные с патологией билиопанкреатодуоденальной зоны всегда и везде концентрировались в крупных хирургических центрах, располагающих опытом диагностики и лечения патологии поджелудочной железы. 2020 год был роковым не только для наших пациентов, но и для всего населения страны. Это связано с перепрофилизацией ряда привычных нам учреждений в стационары для оказания специализированной медицинской помощи больным с Covid-19, изменением в маршрутизации больных и ограничением плановой хирургической помощи по многим профилям. Когда мы поняли, что ситуация с Covid-19 скоро не разрешится, а больные со сложной патологией брюшной полости могут остаться без высокотехнологичной помощи, то вышли на Министерство здравоохранения Омской области с предложением разослать в областные и городские медицинские организации информационное письмо в виде краткой памятки для врачей. В ней указан перечень оперативных вмешательств на поджелудочной железе и показания для направления пациентов с данной патологией на бесплатную консультацию в БСМП №1. Все это делается для того, чтобы больные не остались наедине с болезнью.

Теперь, если терапевт или хирург любого лечебного учреждения диагностирует у больного патологию поджелудочной железы (хронический панкреатит, новообразование), он может направить его к нам на консультацию. Сразу скажу, что на настоящий момент основным и ведущим методом диагностики патологии поджелудочной железы по мнению отечественных и зарубежных ученых единогласно считается мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) с болюсным контрастированием. К сожалению, больные с хроническим панкреатитом часто годами ходят по врачам различных специальностей или вовсе не обращаются за медицинской помощью, а компьютерная томография им не назначается. 

Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

— Расскажите об операциях на поджелудочной железе подробнее?

— В октябре 2021 я оперировал молодого мужчину с осложненным течением хронического калькулезного панкреатита. Он лечился в нескольких больницах города, перенес несколько операций. После последней операции у него сформировался сложный наружный желудочно-тонкокишечно-панкреатический свищ. Больной прикрывал наружный свищевой ход крышкой по типу обтуратора — если крышку убрать, из желудка пища поступала наружу, на кожу. Он жил со свищом 2 года, питаясь и придерживая крышку над свищом. Мы ему выполнили сложную операцию на поджелудочной железе и пластику огромной грыжи с использованием сетчатого импланта 30х30 см, избавив от длительных мучительных болей и дискомфорта.

В прошлом году нами были прооперированы двое больных с редким осложнением хронического панкреатита – панкреатоплевральной фистулой. Это история из тех больных, которые при нарушении проходимости главного панкреатического протока поджелудочной железы испытывают боли в животе. Уже тогда ясно, что больного надо оперировать, но он продолжает ходить по врачам и получать назначенное консервативное лечение. Далее образовались кисты поджелудочной железы, которые обычно без оперативного вмешательства или перфорируются в брюшную полость, или нагнаиваются, или, как у нашего пациента (что случается достаточно редко), их содержимое проникает в плевральную полость.  Больной опять ходит по врачам, уже другим — терапевтам, пульмонологам. Наш больной даже успел прооперироваться у торакального хирурга в одной из городских больниц по поводу плеврита (скопление жидкости в плевральной полости). В конечном итоге только прямое вмешательство на поджелудочной железе, которая являлась причиной развития всех осложнений, привело к стабилизации состояния.

 — В пандемию выросло число запущенных случаев?

— Covid-19 внес серьезные изменения в функционирование медицинских учреждений, которые по сути были разделены на две категории. Наша БСМП №1 стала ведущим медицинским учреждением, я не побоюсь этого слова — флагманом в оказании неотложной помощи больным в формате называемой «зеленой зоны». В начале эпидемии люди больше боялись, не так активно обращались за медицинской помощью и выполнением хирургических вмешательств, может просто терпели. Плюс ко всему были введены ограничения на оказание плановой помощи, чтобы как-то справиться с пандемией. В такой обстановке мы работаем уже второй год и наблюдаем, что хирургические болезни у людей никуда не делись, а стали еще более запущенными. Ведь плановая и неотложная помощь взаимосвязаны — если ограничить первое, возрастет второе. Для примера, если снизить плановые операции по поводу грыжи передней брюшной стенки, то возрастет количество ущемленных грыж. Если после плановой герниопластики больные умирать не должны вообще, то летальность при ущемленной грыже по РФ составляет 8-9%. Такая зависимость есть, я думаю, и при любой другой патологии.

Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

 — В начале пандемии врачи в «красной зоне» находились на передовой в борьбе с коронавирусом, теперь получается, на передовую вышли вы?

— Больница скорой медицинской помощи всегда была на передовой. Мы оказывали и оказываем неотложную помощь населению в круглосуточном режиме на постоянной основе вне зависимости от меняющейся маршрутизации.  Необходимо отметить, что на базе БСМП №1 функционируют единственные в городе ожоговый и токсикологический центры, где оказывают помощь больным с ожоговыми травмами и отравлениями. Кроме того, в БСМП №1 доставляются все больные с политравмой. Политравмой считается повреждение двух и более анатомических областей независимо от их количества и функциональной направленности, каждое из которых либо их сочетание несет непосредственную угрозу для жизни пострадавшего. Нагрузка на стационар возросла с открытием в 2021 году на базе БСМП №1 второго (после ОКБ) регионального сосудистого центра для оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями: инсультами и инфарктами.

Конечно, на нас эта пандемия сильно повлияла. Если раньше поток больных распределялся равномерно между учреждениями или мы дежурили поочередно, то, например, сегодня на весь регион осталось две больницы, которые работают с травмами, а переломов меньше не стало. В травматологическом отделении БСМП №1 при наличии 60 штатных коек располагаются 90 и более пациентов, в специализированной операционной выполняется 17-20 операций при имеющихся показаний к операции у 35-40 пациентов. И так каждую неделю. Все это осложняется потоком жалоб от больных и их родственников, которые не могут или не хотят понять, что технические возможности и возможности людских ресурсов могут быть ограничены. Хирург или медицинская сестра не робот, в конце концов, и не могут выполнять свою работу непрерывно или не останавливаясь. Кроме того, технологический процесс при выполнении хирургических операций связан не только с человеческим кадрами — к каждой операции надо инструменты подготовить, оборудование и т.д. Больные не знают, что, например, высокотехнологичная операция на головном мозге по длительности может продолжаться несколько часов. В таком напряженном ритме тяжело работать — медики устают, несмотря на то, что служба неотложной медицинской помощи привыкла к нагрузке.

 — Чтобы иметь представление, сколько пациентов принимает больница?

— В прошлом году в больницу обратилось почти 52 тысячи человек, 25 тысяч мы госпитализировали, из них 14 тысячам оказали хирургическую помощь. Может быть цифровые показатели не так сильно отличаются по сравнению с таковыми до пандемии, но нужно учитывать тот факт, что значительно увеличился кадровый дефицит за счет оттока кадров. Текучка кадров и раньше была, но в условиях пандемии она усилилась. Многие ушли в «красную зону», много врачей уехали в другие регионы. Наибольший дефицит анестезиологов, нейрохирургов, которых просто не хватает.

Превыкнуть или привыкнуть как пишется правильно

 — Почему уезжают, за большими деньгами?

— Не только. Взять, например, наше нейрохирургическое отделение, которое входит в состав сосудистого центра. Мы получили новое оборудование для нейрохирургической операционной, многие врачи прошли стажировку в ведущих клиниках Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга по профилю «нейрохирургия» для выполнения высокотехнологичных операций на головном мозге с использованием микроскопа и нейронавигации. Но маршрутизация больных построена таким образом, что нейрохирурги со своими знаниями круглосуточно занимаются оформлением пациентов с бытовой травмой, чаще с синяком под глазом (80% из них поступают в алкогольном опьянении) для исключения сотрясения головного мозга, которое в 93-95%, по нашим данным за 10 месяцев, не диагностируется. Поэтому и происходит отток высокоспециализированных кадров в регионы РФ, в те клиники, где они могут применять свои знания и неплохо зарабатывать при этом. Те, кто остаются, очень часто выгорают. Каждые 5-7 лет в хирургическом коллективе больницы скорой медицинской помощи состав почти полностью обновляется.

 — А вы работали в «красной зоне»?

— Когда началась пандемия, хирургический корпус ОКБ, где я тогда работал, был перепрофилирован в ковидный стационар. Было не важно, кто ты и чем хочешь заниматься. Мне пришлось работать три месяца в «красной зоне», но всегда тосковал по хирургии, которой там не хватало. Когда в «красную зону»» поступали больные с хирургическими заболеваниями, то появлялась точка приложения имеющихся знаний, и я чувствовал себя вдвойне нужным. Потом, когда появилось право выбора, решил, что мои руки больше нужны здесь – в БСМП №1. Вообще сложно представить, чтобы хирург не работал хирургом два года, этот период будут еще не одно десятилетие вспоминать наши потомки и писать на эту тему научные работы.

 — На что открыла глаза пандемия?

— Она дала определенные знания в новых областях медицины и умение работать в чрезвычайных ситуациях, мы на себе это прочувствовали. Оперировать было сложно в СИЗах — очки запотевают, видимость плохая, если больше часа стоишь, всю одежду потом выжимать надо. Но человек ко всему привыкает, только не к смерти. Мы видели и запущенных больных, и трагический исход болезни. Как забыть эту картину, когда в коридоре реанимационного отделения стоит одновременно 10 каталок с черными мешками, и это меньше, чем за сутки?! Похоже на настоящие военные действия! Когда люди отказываются от вакцинации, они не понимают степени риска, потому что не видели этого своими глазами. Поверьте, это страшно.

Наталья Чебакова

Всего найдено: 2305

Добрый день, подскажите пожалуйста правильное написание не в приведенном ниже случае. А против английского ничего не имею, пусть о нем думают носители этого языка. Мне не безразличен русский. Самостоятельно нашел следующие объяснения: /Слово «небезразлично» пишем слитно, если можем заменить в тексте синонимом без частицы «не». Пример предложения. Твое решение мне небезразлично. (Можете заменить синонимом важно). Сочетание «не безразлично» пишем раздельно, если в тексте есть следующие условия: слова, усиливающие отрицание; противопоставление с союзом «а». Примеры предложений. Мнение моей мамы лично мне совсем не безразлично./ /Пишем раздельно с частицей «не» — «не безразличен» , когда она подразумевает отрицание, и когда логическое ударение падает на эту частицу. Например: Я к Маргарите не безразличен./ Склоняюсь ко второму варианту, так так в предложение именно подчеркивается отрицание «не» безразличен. С уважением, Виктор

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае рекомендуем слитное написание, поскольку небезразличен русский можно заменить словами интересен русский.

Скажите, верным будет слитное или раздельное написание? Он (молитва) простая, но как она глубоко(?) содержательна.

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать раздельно.

Добрый день. Необходимо слитное или раздельное написание на встречу или навстречу в предложении: На встречу Х Всероссийскому съезду судей. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание. 

Добрый день, подскажите, пожалуйста, как правильно писать слово сотворец. Слитно или через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Слово не зафиксировано в академическом орфографическом словаре. Правилам соответствует слитное написание. 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно пишется «удар навылет» или «удар на вылет»? Речь идет о теннисной терминологии. Склоняюсь к варианту слитного написания, но видела оба варианта употребления в точно таком же спортивном контексте. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Сейчас наблюдаются колебания не только в написании (на)вылет, но и некоторых других похожих по структуре образованиях, например (на)вынос. О первом можно с уверенностью сказать, что в значении ‘насквозь’ о чем-то летящем — пуле, снаряде — закрепилось на письме и закреплено в словарях слитное написание (см., например, словарные данные ресурса «Проверка слова»). Когда речь идет об ударе, подаче в спорте, смысл тот же: мяч, волан пролетают насквозь, их невозможно поймать, остановить.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется слово «видео/обучение»? Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Слово не зафиксировано академическим орфографическим словарем. Корректно слитное написание. 

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, допускается ли слитное написание слова — медучреждение? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово медучреждение зафиксировано в академическом орфографическом словаре. См. ресурс «Проверка слова». 

Неизвестны ни цели организации, ни происхождение. Раздельно/слитно ли здесь «неизвестны»?

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае предпочтительно слитное написание.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, по какому принципу решается, как писать слова, начинающиеся с «шеф-«? Например, шефмонтаж, шеф-повар. Почему в одном варианте написание слитное, а в другом через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Слова с компонентом шеф образуются по-разному и, соответственно, попадают под действие разных правил. Подробно о написании части шеф рассказывается в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря».

добрый день, как правильно писать: стикерпак, стикер-пак или стикер пак?

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет, но корректно слитное написание: стикерпак. Оно преобладает в практике письма и соответствует правилам: сложные существительные с первой частью, самостоятельно употребляющейся, и второй, самостоятельно не употребляющейся, пишутся слитно.

У Вас неоднократно встречается ответ что минимаркет пишется через дефис. В тоже время при проверке слова у Вас на портале по словарю Академус Института русского языка при РАН четко говорится, что минимаркет пишется без дефиса. Так кто прав? И как пишется минимаркет?

Ответ справочной службы русского языка

Да, еще несколько лет назад мы отвечали, что слитное написание минимаркет ошибочно. В 4-м издании академического «Русского орфографического словаря», которое вышло в 2012 году, было указано, что мини… как первая часть сложных слов пишется через дефис, а исключений только два: минивэн и минипьяно.

Но сейчас академический орфографический ресурс «Академос» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН расширил список исключений. Словарь указывает, что слитно пишутся такие слова, как минивэн, минимаркет, минимобиль, минипиг, минипьяно, миницикл.

Таким образом, современной орфографической норме отвечает слитное написание минимаркет.

Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется: гиперубедительный или гипер убедительный? Насколько мне известно, гипер — приставка, следовательно и пишется слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Все верно. Корректно слитное написание. 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать словосочетание «играть в данетку» (словарная игра)? Нужны ли кавычки и заглавная буква? Дефис или слитное написание? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно так и писать: данетка, играть в данетку.

Добрый день, уважаемая «Грамота»! У меня вот какой вопрос. Наблюдается полное разночтение (правильнее, разнописание) в словосочетании «спускоподъемные операции». Во всей специализированной (научной) литературе нет единообразия: то пишут с дефисом (спуско-подъемная операция), то слитно (спускоподъемная операция). Это есть и нормативных актах федеральных ведомств, и в различных профессиональных словарях, я уж не говорю про научные издания и журналы. В общем, кто как хочет и как привык, так и пишет. Но как грамотнее, как правильно??? Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

Интересно, что в академическом орфографическом словаре фиксация тоже менялась.

«Орфографический словарь русского языка» с 1-го издания (1956) до 29-го издания (1991) фиксировал дефисное написание: спуско-подъемный. 

Ставший его преемником «Русский орфографический словарь» РАН в 1-м издании (1999) зафиксировал слитное написание: спускоподъемный. Но уже с 2-го издания (2005) кодификаторы вернулись к дефисному написанию. И современная орфографическая норма по-прежнему спуско-подъемный.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, верно ли написание слово «наногубка»? Верно ли слитное написание, либо такое слово должно быть написано через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание правильно. Первая часть сложных слов нано… пишется слитно.

Есть хорошая рябиновая полянка, периодически собираю пакетик ягод, но точно не знаем, как готовить (сушить, варить компот, замораживать…)).

У вас есть свой дачный вопрос? Задайте его нашим экспертам и опытным дачникам.

Задать вопрос

Вопрос размещен в разделах:
вопросы, рябины, плоды, использование


43
комментария

1
спасибо за вопрос

 
в избранное

1174
просмотра


Все ответы и комментарии (43)

Так а какая рябина? Если черноплодная, то ее едят в любом виде. Но срывать надо в конце сентября. У вас, может, чуть раньше.
А если обычная красноплодная, то ее как бы не едят. Она отвратительна на вкус.

Черноплодную рябину помню с детства, не в любом виде её едят, срок «срывания» — ближе к заморозкам. Вкус красноплодной зависит от приготовления)

В сыром виде не употребляется, понятное дело, а в приготовленном — в любом. Я думал, это очевидно.

smiley smile Очевидно в вопросе написано: Как готовить, а не как есть в сыром виде)))

Ну так а приготовленная — это в любом случае уже обработка. И ее в любом виде (приготовленном) можно есть. Неважно, что это — вино, варенье, морс, компот или сушеная — она в любом виде вкусная. Это ж ягода.

Нынче большой урожай красной рябины. И приготовить из нее можно все, что угодно. А чтобы ге горчила, ее собирают после заморозков. Или замораживают в морозилке.
Я, когда не было еще своей дачи, варила повидло, свекр делал вино. Горечь совсем не уходит, но есть можно. Только учтите, что сильный слабительный эффект. Рецепты можете найти в инете.

Татьяна, про «с..» эффект важно, ещё влияние на давление, пищеварительную систему… противопоказаний чуть ли ни как с грибами., проую))Принципиально замораживание — вчера поклал в морозилку

Пока замораживание не сняло горечь, или надо долго держать в морозилке ))

А совсем и не снимет. Держите подольше.

Я пробовал красную обычную рябину и до заморозков и после. И Невежинскую и сортовую. Поддержу Андрея уважаемого, если Вы к ней с детства не приучены — то есть не будете, плохой вкус. А мои одногруппники, жители Нечерноземья, при мне ели невежинскую рябину как вишню. А я попробовал — не передаваемое ощущение, перекосило. Я житель был черешневых садов. Как то так. Удачи.

С детства не приучен к рябине, но боюсь привыкнуть))

Приходится выбирать деревья — разница во вкусе очень заметна, когда в лес ходили за ней, бывает десяток перепробуешь.
Заметил, что и медведи так поступают: сломаны несколько деревьев, а съедены ягоды лишь на одном. Дрозды подобным гурманством не заморачиваются, метут все подряд, потому классическую промороженную рябину доводилось собирать раза два всего. Обычно она и до первых заморозков не довисает.

Мой ЖЖ-френд из Минска рябину весьма уважает и заготавливает её в обязательном порядке, хотя сад с яблоками и прочим у него имеется. Рецепт его варенья

Похоже, это потому, что при семенном размножении изменчивость имеет место быть достаточно часто.
На днях я, собирая лещину на участке, обнаружил, что из четырех небольших кустов, посаженных в ряд, на трех — орехи разные. И разного размера, и разной формы, и даже разного цвета. А два куста с одинаковыми орехами — сравнительно крупными, округлыми, выпуклой формы, как у сортовой лещины. А на другом плоды раза в два мельче и длинниковые (как правильно пишется это слово?). Ну и еще на однеой лещине орехи какие-то сероватые, тоже мелкие и округлые. И все три формы созрели уже в конце августа в этом году, при этом сортовая лещина, посаженная отцом около вкопанной бетонной бочки для воды еще зеленая и созреет к концу сентября.
Все саженцы взяты из леса недалеко от школы, где я учился. Вот такая изменчивость. А сколько еще разных форм присутствует… И это, наверное, у многих пород наблюдается.
З.Ы.: По ссылке прикольная статья.

Спасибо за рецепт, перечитыва(ем), что-то многовато процедур. Важно, что один и тот же сорт, рядом растущие деревья дают разные плоды))

)) Вот то, что один сорт растения (рябина), а зависит и от конкретного дерева, это особо с рябиной заметно или ещё обращали внимание на те же яблони (?)

Вино из рябины тоже очень ничего, его рекомендуют выстаивать года два. Действительно, со временем букет и пикантность оно заметно набирает.

Я немного рябинового варенья варю (буквально 3-4 баночки по 200 гр.) В охотку мне нравится иногда к чаю или морс из него сделать) Кстати, с яблоками не пробовала варить… наверное очень интересно получается!)

А какой рецепт варенья и сколько получается ягод на 200 граммовую баночку?))

Ну на 200 гр не варю… так что не скажу. А рецепта как такового и нет)) Но примерно из полкило ягод получится литр варенья.
Рябину вымачиваю в воде сутки или двое… сливая воду и заливая свежей несколько раз. Потом к ягодам доливаю чуток воды и добавляю сахар 1х1 или немного больше чем ягод. Довожу до кипения на медленном огне, выключаю и оставляю до следующего дня. На следующий день можно еще раз довести до кипения и оставить настаиваться. Потом на медленном огне уже варю минут 10-20 и по банкам разливаю. Чем дольше варить… тем более густое получится варенье

За рецепт большое спасибо, только для меня много и долго, попробую какие-нибудь рациональные варианты. Сушёные яблоки, например, варю не больше 20 минут, ночь настаивается, готово.)) Может попробовать сушить рябину, потом «компотировать»))

Важно, что отмачиваете «сутки—двое», попробую, сегодня поставил первую экспериментальную баночку. Может есть смысл для отмачивания что-то добавлять… соль, уксус ?)) (как с грибами))

Не нужно ничего добавлять… это же варенье)) А смысл варки в несколько приемов… чтоб ягода равномерно пропитывалась сиропом

Спасибо всем ответившим. На семидачье достаточно рецептов по рябине. Пока прихожу к главному выводу, в отличие от других родных ягод, много противопоказаний (давление, пищеварение). Т.е. из тех продуктов (как и грибы) не угощать не подготовленные организмы. Пока слежу за главным показателем зрелости: когда начинают есть птицы. Лучше дождаться заморозков — тогда становится съедобной. Сейчас промораживаю в морозилке для дальнейших экспериментов.

С рябиной пока мысли вслух… может отнести к типу «кислых» ягод? Клюква, брусника… хотя конечно, это противоположные организмы по высоте роста. Может замораживать, засаливать, квасить)))

В лесу рябина уже совсем ярко красная, есть ещё КАЛИНА (но это совсем специфично), шиповник ещё дозревает))

Да она везде уже ярко-красная, а не только в лесу. Есть и оранжевая. У нас в основном такая.

Шиповник можно заваривать уже сейчас (как и барбарис).
А калина действительно на любителя. Ее даже в компоте не каждый пить сможет. Хотя, и красноплодную рябину тоже. Уж слишком много горечи в ней. А калина же специфическая сама по себе по вкусу.

Интересно, что рябины вокруг много, а вот что с ней делать, традиции ни у содачников ни в деревне не нахожу. Приходиться открывать. Пока замораживал, но горечь остаётся, засушиваю. Шиповник у нас ещё восновном «бледный». Его научился собирать, сушить готовить. Калина — нашёл в лесу деревце, особо никто больше не интересуется ни в оффлайне ни в онлайне(()) Очень специфический оригинальный вкус (замораживал заваривал как редкий деликатес))

Рябина — одно из распространенных подлескообразующих деревьев. Распространяется семенами. В основном дроздами-рябинниками, свиристелями и прочими. Они поедают ягоды, но перевариваются они у них не полностью (а у дроздов и вовсе только наполовину) и семена, естественно, не перевариваются и прорастают. Поэтому рябины в лесах много.
Если хотите заготовить рябину, то вот подспорье: Рябина: как правильно готовить?

smiley smile обратили (ли) внимание, что рецепт в моей теме и уже на него ответил ))

Я в октябре калину собираю, варю желе! Вкус на любителя… запах тоже)) Но рецепт вам не понравится, скажете, что муторно))))

smiley smile «Муторно»… в смысле «бубнотанцевально?» Догадываюсь)) я её просто замораживал и добавлял в «компот». То что на любителя — есть большая скрытая опасность, можно привыкнуть)) Но больше беспокоит рябина — её много и жалко, калина не пропадёт тот кустикчерез какое-то время рано или поздно чистят любители (не замечал правда, двуногие или двукрылые))

И рябина не пропадет… ее птицы объедят)) А я сторонница того, что заготавливать нужно то… и в Том количестве, которое будет съедено! Рябины и 5-10 ведер можно набрать… НО ЗАЧЕМ!

Если пластмассовые ведёрца по литру… то можно и больше ))

Калина — вообще специфическая и на вкус, и на запах ягода. Я ее вообще не переношу. Как и фенхель, корицу (точнее, то, что продается под видом корицы — кассия) и прочие сильно специфические вещи.

Значит при вас даже банку с калиновым желе открывать нельзя)))

Почему? Можно. Только мне ее содержимое не предлагать.

Пока освоил засушивание. Советовался с содачником, тоже в деревне только сушили, делали чай и получался горьким. Тут на 7дачье открытие — что её можно отмачивать как грибы (тоже для снятия горечи). Попробуем.

Горечь из рябины совсем не уйдет… просто будет немного другая))))

Пока для красоты
Пока для красоты

Изучаем рябину. Пока программа минимум: ее можно использовать как «ароматизатор» для воды (типа кремния..) Отстоянная с ягодой вода имеет интересный привкус. Далее можно просто добавлять растёртые: от одной ягодки(гомеопатия) до полъёмкости., получается напиток. Там по вкусу: сахар, соль лимон, степень охлаждения, кипячения, время отстаивания, замораживания.)) Ну и просто красивая баночка с ягодами как произведение искусства))

В узком смысле слова: замораживание, проваривание, засаливание, отстаивание, бланширование, пока на горечь ягод ощутимо не повлияло smiley smile ))))

Вобщем освоились с рябинами. Прополаскиваем, отвариваем (недолго). разминаем пестиком с сахаром, заливаем холодной водой и настаивается морс… квас… компот как это назвать. Получается терпкий вкус. Ещё эксперимент (но это совсем на любителя): засолил с уксусом и чесноком укропом по аналоги с грибами, думаю о приправе типа кетчупа, аджики.)) Рябину ( в отличие от той же малины) обязательно прополаскивать, там птички летают со всеми последствиями))

Нельзя быть красивым таким

Стиль и Honor идут рука об руку с первого смартфона бренда. Каждая модель запоминается ярким дизайном, хитрым рисунком на задней крышке. Чего только стоит огромное лого «HONOR» на Honor 30 Pro+, которое потом копировали другие производители.

Вот и сейчас. Казалось, ну что еще можно придумать? Придумали. В продажу выйдут четыре цвета: полночный черный, мерцающий кристалл, перламутровый лого и вот такой изумрудно-зеленый, как у нас в руках. Первые обзоры спекулировали на слухах о пластиковой крышке. Мы узнали у Honor: официально — стекло. А вот рамка пластиковая, хотя по виду и не скажешь.

Перламутровый окрас отсылает к Honor 30 Pro+, только буквы разбросаны для пущего эффекта. При взгляде на зеленую версию ощущение, будто смотришь на мир через слюдяное стекло. Или Омут памяти из мира Гарри Поттера. Все это дополнительно переливается лучами, исходящими из блока камер — красиво. Прятать в чехол не хочется, но ради безопасности стоит. На дисплей заранее наклеена пленка — можно сэкономить на расходниках.

Несмотря на засилье безумно больших смартфонов, Honor сохранила адекватный размер. Диагональ 6,57 дюйма — точно как в прошлогоднем Honor 30 Pro+. Смартфоны даже внешне похожи. Honor раз за разом удается находить баланс веса, размеров и эргономики. Камеры не тянут вниз, как это бывает у флагманов. Толщина 7,78 мм не режет руку гранями, держать удобно.

Есть смартфоны тоньше, легче Honor 50, но редко от не-флагмана испытываешь такую уверенность в руках. Все продумано: от качества материалов и сборки до расположения кнопок на гранях и олеофобного покрытия. Отпечатки пальцев легко стираются.

Кого-то может смутить экран-водопад, после плоских стекол к нему придется привыкнуть. Однако ложных касаний не было. Видимо, смартфон понимает, что его сжимают рукой, и не реагирует на провокации. Корпус защищен только от брызг и дождя, внешний динамик — один. Полная водозащита крайне редко встречается в сегменте «до 40 тысяч», стереодинамики — чаще. Смотреть видео и играть на смартфоне все равно комфортно. Динамик громкий, вызовы точно будете слышать.

Оптический сканер отпечатков расположен под стеклом. Работает шустро, ни разу не приходилось вводить код-пароль. Чаще его опережает разблокировку по лицу. Здесь нет ИК-подсветки, поэтому работает она только при хорошем освещении. Но скорость распознавания — наше почтение. Быстрее только таможенник сверяет ваше лицо фотографией в паспорте.

Царский дисплей

Honor явно следит за модой, это мы уже поняли по дизайну, дальше поймем по камерам. То же самое — в дисплеях. Сейчас в тренде высокая частота, и в Honor 50 получаем 120 Гц частоту обновления и 300 Гц — сенсорного слоя. Чем выше частота кадров, тем меньше наши глаза замечают рывки в анимации. При 120 Гц у вас будто живой организм под пальцами: приятный внешне и откликается в реальном времени.

В настройках можно выставить автоматические 120 Гц, и тогда Honor 50 сам выберет оптимальный режим. Можно врубить 120 Гц везде или сэкономить заряд и перейти на 60 Гц.

Но герцовка только частично влияет на восприятие. Важны цветопередача, точность оттенков. С этим у Honor порядок. Матрица OLED отображает 1,07 млрд оттенков, охватывает кинематографический диапазон DCI-P3 и поддерживает HDR-контент. Черный цвет бесконечно глубокий, а белый изначально откалиброван точно. Не уходит в теплые или холодные оттенки. Матрица настроена как надо.

Рассматривать фотографии, смотреть HDR-видео в YouTube и просто глазеть на сочный интерфейс одно удовольствие. Рамки тонкие, по краям вообще исчезают из поля зрения, если смотреть «в лоб». Чтобы не пялиться на черный прямоугольник круглый день, в настройках лежит куча веселых заставок Always On Display. Советуем включить, как минимум, чтобы за временем следить. На расход батареи влияет слабо.

Зарядка за 45 минут

Емкость аккумулятора подросла по сравнению даже с Honor 30 Pro+. Имеем 4300 мАч, которых достаточно, чтобы вечером с работы возвращаться еще с 20−30% заряда. Так показал наш опыт. Рабочий день — типичный: час навигации, два — музыки, постоянные мессенджеры и пара часов в Instagram (Reels засасывают не хуже тик-токов). Экран работал на адаптивной частоте 120 Гц.

Если переводить во время активного экрана, выходит около 5,5−6 часов. Видео FullHD смартфон монотонно крутил более 12 часов (максимальная яркость, Wi-Fi), легкие игры — до 10 часов. Не рекорд, но результат выше среднего.

Интересно наблюдать, как сверхбыстрая зарядка постепенно спускается из топов в бюджетный сегмент. Вот уже доступные модели поддерживают 66 Вт. С нуля до 70% Honor 50 заряжается всего за 20 минут, до 100% — за 45 минут. Перед полетом поняли, что смартфон не долетит, подключились у гейта к розетке, чуть подождали и спокойно летите в Черногорию. Такая же ситуация перед выходом на работу? Позавтракайте, за это время заряд быстро восполнится, еще на обратную дорогу хватит.

Если 120 Гц и мерцающий дизайн — примочки для души, то быстрая зарядка — крайне практичная технология.

Google-сервисам быть

Смартфон пришел к нам на тест до официального анонса. О возвращении Google-сервисов тогда ходили лишь слухи. Но когда мы увидели надпись «Powered by Android» на экране загрузки, отлегло. Потом увидели предложение восстановить данные из аккаунта Google и убедились: сервисам быть.

Возвращение сервисов Google означает доступ к магазину приложений Google Play, работу YouTube и YouTube Premium, Google Документов. Даже сохранять и импортировать чаты в WhatsApp снова можно через Google Диск. Операционная система будет получать стабильные обновления и патчи безопасности еще несколько лет. Все как на любом другом Android-смартфоне.

Поверх Android лежит оболочка MagicUI 4.2. Интерфейс привычный, если у вас уже есть смартфон Honor, адаптироваться не придется. Единственное, пропал поиск по приложениям. Раньше его можно было вызвать свайпом вниз. Когда у тебя на рабочем столе десятки приложений и папок, приходится искать вручную.

Не геймерский, но с амбициями

Сервисы Google — только верхушка айсберга. Honor возобновила сотрудничество с сотнями других компаний. Среди них — Qualcomm, процессор Snapdragon 778G 5G которой и установили в Honor 50. В иерархии «драконов» чипсет на одну ступеньку ниже флагмана. То есть игры тянет на высоких настройках, но не изрыгает пламя и не троттлит как топовый Snapdragon 888. Под максимальной нагрузкой производительность проседает всего на 5% — один из лучших результатов на нашей памяти.

Переводим на русский язык. Играть можно во все современные игры. PUBG Mobile, Call of Duty Mobile, World of Tanks Blitz — везде выставляете высокие настройки и наслаждаетесь красивой графикой без тормозов. Тяжести вроде Genshin Impact смартфон тоже поднимает, но через 20 минут игры снижает яркость до 60%, а частота падает до все еще комфортных 30−40 кадр/с.

Но беспощадный «геншин» даже самый брутальный флагман ставит на колени. Как для тонкого смартфона без специальных обвесов, геймерские амбиции Honor 50 превзошли наши ожидания.

Памяти на выбор три варианта: 6/128, 8/128 и 8/256 ГБ оперативной и постоянной соответственно. У нас на тесте средняя версия, все летает — можно брать. Накопитель нужно выбирать по потребностям. Если перешли на стриминговые и облачные сервисы, 128 ГБ вам хватит на годы вперед. Если планируете хранить фото, музыку и видео оффлайн — лучше взять 256 ГБ. Карты памяти смартфон не поддерживает, но две SIM-карты одновременно — пожалуйста.

Заявлена поддержка современных стандартов Bluetooth 5.2, Wi-Fi 6, есть NFC для бесконтактных платежей. Google Pay работает. По части аудио Honor 50 теперь переваривает популярные кодеки aptX HD и LDAC. Готовьте подходящие беспроводные наушники. Аудиоразъем уже за бортом трендов, плюс Honor дает за предзаказ классную беспроводную гарнитуру.

Основной модуль отдувается за всех

Как написали выше, камера Honor 50 — в тренде. Но тренд спорный: вместо 5-кратного зума в Honor 30 получили две «заглушки» по 2 Мп: сенсор глубины и макрообъектив. Первый помогает размывать портреты, но и без него как-то жили. Макро требует адской концентрации: фиксированный фокус, нельзя заслонять свет, объект должен быть неподвижным. Иначе — смаз. Характеристики — на фото ниже.

Поэтому пропускаем эти два модуля и движемся к самому интересному: основному 108 Мп модулю и «ультраширику» 8 Мп. И сразу подсластим пилюлю: зум есть, просто он цифровой. Но снимает так годно, что при небольшом приближении и на экране смартфона вы бы не заметили разницы с оптическим. Вот что сенсор 108 Мп животворящий делает.

По умолчанию пиксели объединяются в группы по 9 штук, и на выходе вы получаете снимки по 12 Мп. Подключаются умные алгоритмы обработки, шумоподавления — фото смотрятся очень хорошо. Можно снимать видео с разрешением 4K 30 кадр/с или 1080p 60 кадр/с. Оптической стабилизации нет, но электронная справляется отлично.

Снято на разные модули Honor 50. Листайте галерею

Характеристики «ультраширика» — типичные для этого ценового сегмента, хотя фото получаются четкими, без сильных смазов по краям. На «ультраширик» нельзя снимать портреты, включать ночной режим, снимать видео в 4K. Для идеальных условий, когда нет резкой границы между светом и тенью — штука незаменимая. В темноте неплохо получаются вот такие кадры, когда вокруг много источников освещения. В остальных сценариях нужно приловчиться.

В темноте лучше сразу переключиться на основной модуль и врубить ночной режим. Проще подержать смартфон 3−4 секунды, чем потом жалеть о нечетких снимках. Honor натаскала ИИ на обработку в тяжелых условиях, этот режим реально творит чудеса.

Без ночного режима2136089

Ночной режим2136090

А вот бьютификаторы лучше сразу отключить. Или убрать до минимума. Иначе мальчик превратится в девочку, а девочка — в барби. То же самое — с фронтальной камерой. Она здесь с разрешением 32 Мп, делает фото по 8 Мп и радует качеством. Фронталка с широкоугольной оптикой, поэтому захватывает по краям больше остальных смартфонов — влезет компания друзей. Есть ночной режим, видео пишется с разрешением до 4K 30 кадр/с — все как у основной камеры. Так что снимайте влоги на обе камеры, а на монтаже можно вывести ролик в 4K.

Фото днем / портрет / ночной режим / портрет в темноте

Но чтобы не мучиться с мультикамерным монтажом, Honor внедрила режим «Мультивидео». Именно внедрила, не придумала: такой формат уже несколько лет практикуют другие. Но Honor расширила функциональность по максимуму.

Во время загрузки произошла ошибка.

Обратите внимание, как электронная стабилизация гасит тряску рук при ходьбе. Причем на обеих камерах

«Мультивидео» позволяет снимать на два модуля одновременно. Например, основной и фронтальный. Или основной и с приближением. Экран делится пополам, и вы видите себя и все вокруг. Можно спрятать свое лицо в угол, развернуть на весь экран, приблизить и даже ускорить съемку. И все это онлайн, не нужно ставить съемку на паузу.

Во время загрузки произошла ошибка.

Идеальный режим, чтобы поделиться эмоциями от увиденного с друзьями, родственниками. Приехали в новый город — показали достопримечательности и себя-рассказчика. Мамы, бабушки с удовольствием на вас посмотрят. Или вот сколько вы видели тик-токов с закадровым смехом, плачем, ужасом — а там такой клад пропадает. С «Мультивидео» такие моменты сохранятся, будете пересматривать чаще. Пейзажи и города можно посмотреть на YouTube со всех ракурсов. А ваши эмоции неповторимы. Пусть качество роликов не идеальное, но функция точно полезная.

Мнение Hi-Tech Mail.ru

Так получилось, что смартфоны Honor рождаются через испытания. Honor 30 анонсировали во время локдауна 2020 года, когда всему человечеству не до смартфонов было. Но все равно «выстрелил». А Honor 50 лишь чудом разминулся с ковидными «выходными». Но шалость удалась, смартфон приехал в Россию. Заодно вернул себе право на Google-сервисы.

Поэтому, как минимум за то, что руки не опустили, выражаем Honor респект. Могли остаться в Китае и подмять местный рынок, но все равно решили побороться в России, где доля бренда среди смартфонов упала до нуля.

Возвращать былую славу решили со среднеценового смартфона. Еще раз: это не флагман. Флагман остался в Китае, называется Honor Magic3 Pro+. К нам приехал доступный Honor 50, который в своем сегменте соответствует всем трендам: прекрасно откалиброванный дисплей с частотой 120 Гц, красивый стеклянный корпус, сверхбыстрая зарядка и камера с мощным ночным режимом. Это только первый «возвращенец», дальше должно быть круче.

За оптимальный набор характеристик, сочетание стиля и полезных технологий Honor 50 получает от редакции награду «Hi-Tech Mail.ru рекомендует».

Herrlich
wie
am
ersten
Tag[1]

*

Судьбой я обречён какой: под сенью сна — мечты о смерти —
В кошмарных превращеньях тверди искать свободу и покой?
Л.Чертков, 1962

*

Wer Wissenschaft und Kunst besitzt,

Hat auch Religion;

Wer jene beiden nicht besitzt,

Der habe Religion.[2] Goethe

*

Кто
обладает деньгами и средством их достижения, тот обладает смыслом. У того есть своя,
присущая только ему, выстраданная им религия. Кто ими не обладает — у того
пусть будет религия.

Потеряв смысл в контексте гётевской абсолютности
«слова» и даже желание им обладать, я провалился глубоко вниз, в преисподнюю, слившись
со «стадом». Отказавшись от всего, чем полноправно владел: религией денег с её
прерогативной монополией на природу вещей. И стал парадоксально свободным, чудом
(чудом ли?) избежав устрашающего бряцания кимвала катарсиса, — предопределяющего
невозможность «оттуда» выхода. Оттуда, где перевёрнутое сознание определяет
чистоту потерянного смысла.

Сокуровский
«Фауст»-2011 завладел «Золотым львом». (Сокуров вообще сегодня в тренде.) Наконец-то, хочется сказать, but… поздно,
хочется добавить вслед. Не поздно завладел, конечно, — тут предела нет. Запоздал
лет на двадцать, вот что скорбно. Но то уже от автора, художника, творца не
зависит, к сожалению.

Ох, как
не помешала бы гётевская аббревиатура Фауста — в исполнении мэтра Сокурова — именно
тогда! Когда только-только символическое упрощение реального содержания жизни
начинало реализовывать себя жестом, мимикой, откликом-эхом отторжения. Как
отражением зеркального восприятия западных ценностей, наводящих силу нашего
внимания на смысл. На глазах превращавшийся, закостеневая, в пустые слова. Присваивающие
себе титул понятия, лейбл: блистательную форму, формулу. Таящую в себе по-голливудски
великолепный, но бессодержательный иллюзион невнятиц. Выдавая патологию
восприятия — за норму.

На то,
чтобы понять тривиальную вещь, у меня ушла вся жизнь. Вру — не вся, мне нет и шестидесяти.
Так что поживём ещё, попишем, хм.

А вещь,
в принципе, вот.

В
результате ядерного взрыва смены десятилетий, эпох, мы оказались замкнутыми в некоей
онтологически смысловой монаде (оборачивающейся в причудливую парадигму
искажений). В которой есть и понятие происходящего, и его акустический образ. Есть
целый набор терминологических случайностей, but… Нет
лишь одного: действительности.

— …Я
писатель, — ни с того ни с сего ответил я мужику на муторно наглое «ты кто?». Отойдя
пару шагов в сторону от пивного ларька.

Впереди
светила армия, ранний ребёнок, заочный вуз и — тридцать лет непонятного
взросления на грани меж тюрьмой и волей. Тридцать лет…

И вот
уже начало двадцатых XXI
века(!),
— когда вдруг вспомнил тот нетрезвый разговор 82-го за кружкой жигулёвской питерской
кислятины.

Брякнув
ту «пророческую» фразу, пошатываясь. Неровно глядя на обшарпанный фронтон
Инженерного замка, вмиг забыл о ней ровно на три десятка. Не помышляя, что
«полтинник» подкатится быстро и, нежданно-негаданно став писателем, вдруг
вспомню выроненное спьяну предсказание:

Впервые я увидел воду…

Прекрасна рябь, над нею дымка.

Прохладой веет и покоем,

И я — в безбрежности пылинка.

Являясь
счастливым обладателем этого единственного четверостишья, навеянного полупьяным
Невским восторгом, я сочинял песенки, — истово рыча их в бражных сообществах. Страдая
наутро раздвоением личности: блаженно влить вовнутрь литру-другую совкового пива
и продолжить затуманенное «ершом» веселье; то ли всё-таки плестись на работу, учёбу.
А значит, быстро трезветь и встраиваться в беспробудный поток серо-суровых
сограждан. Спешащих прорваться-провалиться в распахнутое чрево раннего метро.

Часто
выбирали первое. По-коммунистически потом борясь с парткомами, комсомолами,
старостами групп. Требуя справедливости во исполнение гуманного
социалистического опциона на болезнь, отдых. Да мало ли ещё чего — больную мать,
в конце концов. Хотя все всё понимали: комсомол, с партией во главе, — пил,
бухал ещё беспробудно-изощрённее нас, простых смертных. Не подозревающих, что
вчерашняя истошно горланящая неподалёку компашка в скоро надвигающемся будущем —
группа «Кино».

Черно…

Чёрная
брежневская осень, овеянная непреодолимостью неопределённости.

Большие
важные люди в беззащитной, ослабевшей в невосполнимых муках стране.

Чёрный
Невский в грязном инее. С яркими пятнами-проблесками ирокезов, рокерских цепей
на звенящих кожанах-косухах.

Пирожки-говнотики
с начинкой из мяса, повидла. Откликающихся не вызревшей, неосознанной пока по
молодости язвой. Приглушённой утренним пивом. Разбавленным тёплой водой из
чайника ввиду раннего морозца. Прихватывающего за нос вдогонку убегающему
трамваю.

Успел! —
и пар изо рта не удивляет съёжившихся пассажиров лёгким, но неистребимым
перегаром.

Чёрт, —
и в голове крутится песня, услышанная вчера. Копошится в воспалённом мозге прокуренный
мотив. И не вспомнить слов. А вскорости зачёт по истмату, научному коммунизму.
И нутром слышится какая-то тёмная неопределённость в лицах преподавателей… Но
она пройдёт года через два-три, когда вернусь сюда после «снайперской» армии. Переведусь
на заочное. Зачем?

Об этом
узна́ю лишь через сорок долгих, пролетевших секундой лет…

Иногда
думаю, что если бы в то время мне вынесли ПЖ (пожизненное заключение,
не путать с ПМЖ), — правда, в ходу был расстрел. То вышел бы оттуда вполне
здоровым и бодрым. Хотя здоров и бодр я только из-за того, что ПЖ мне не дали,
да и не за что.

Просто
тогда я беспробудно-молодо пил и не знал, что полстраны безоговорочно сидело и
сидит. Сегодня, увы, категорически не пью из-за вызревшей, наконец, язвы, блин.
Но знаю, — что как парилось в застенках полстраны, так и продолжает париться.

А люди
вокруг — из трёх один «оттуда», снизу, с пристеночного боку. В последнюю же пору
— чуть ли не каждый второй… Что происходит?!

Ведь и тогда
не догадывался — по причине идеологических аллегорий. Зло отрыгающихся эзоповой
семантикой. А сейчас не знаю и подавно (по той же молчаливо-родовой причине). Разве
что подождать ещё сороковник.

Чего не
хотел точно: так это не писать, если когда-то буду писать. И не выдавать, коли
уж соберусь когда-либо выдать в каком бы то ни было виде беспросветной, никому
не нужной сюсюкающе убаюкивающей чуши про бессловесно-беззащитное прошлое. Недоделанно-недое́денное
при жизни, коли то была жизнь. Так и не превратившаяся во вкусно намазанное настоящее
— в рай. Ненадгрызанный даже по старости. И что смешнее, — так и не ставший лукавой
смертью. А это важно, и к этому вернёмся.

А ведь до хохочущей твари костлявой было
подать рукой…

Героическая,
по молодости, кончина стоит непройденной пустопорожней жизни. Если тоскливо
выглядывать-шарить, шмыгая втихаря. Коверкая сущность слезящимися тщетностью глазами
из той самой пустоты-жизни, вяло одолённой, испи́той, пропито́й, — но уже
вдогонку.

Мне
надо было совсем чуть-чуть, чтобы стать человеком, выйти в люди, приосаниться.
Разобраться-привыкнуть-уяснить. Я не смог рвануть и… Остался со всеми, уподобившись
стаду.

И мне
это безмерно, безумно нравилось. Рядом были мать, живой пока отец, друзья. Было
непрерывное веселье на фоне угасающего государства. На фоне утёршейся собственными
соплями свободы, — так и не ставшей всеобщим принципом.

И я
смотрю на моих «бывших» — издалека, ведь до них не достать. Смотрю больше по ТВ
да Инету: яхты, самолёты-дирижабли. Серьёзные лица, заграничные мулатки-жёны,
платиновые кейсы. Похожие на чемоданчики для винторезов…


Серёга, видишь?

— Да.


Далеко до объекта?

— Да. Сань,
вдруг промажу?

— Тогда
лучше не возвращаться. Восемьсот пятьдесят… поправка на ветер… 3,4.

— Усёк.

Мягко
нажал, не глядя в оптику на результат. Устало склонил голову, упёршись щекой в
тёплое цевьё.


Готов, — Саня опустил бинокль, — уходим. Ружьё возьмём с собой.

— Велено
бросить.

— Да
пошёл он… Терять четыре штуки…

Я и
тогда задумывался о смысле происходящего. Но не со своей колокольни. А как бы с
чьей-то чужой, потусторонней. Построенной не для меня, для кого-то другого. Более
умного, смелого, что ли…

Позади институт. Забытые со школы восторги
прощания навсегда, навек. Но прощания уже по-взрослому, с хитрецой и
прижимистостью.

Только
потом понял — это было расставанием с большой страной и большими нами из той
страны, называемой юностью. Нас было много. И прощались-откланивались, каждый
по-своему, мы все: советские выпускники последних советских лет. Лёгкие и
тяжёлые на подъём, на взлёт. Мягкие и твёрдые на вкус. Произведшие
окончательный выбор — и не произведшие.

Представляете?
— до сих пор не сделал этот проклятый выбор. Тогда же, в конце 80-х, — выбор
сделал меня. Выбрав и выбраковав, отбраковав. Неприспособленного, непригодного
к райским кущам социализма. Жёстко ввернув меня саморезом в чёрную действительность.
Похожую, как сейчас помню, на ту брежневскую осень. Просветлённую чьими-то
недоразвитыми откровениями. Сказавшимися надёжнее списанного со шпаргалки
истмата.

Знаете
ли, мы откровенно радовались мнимой неоконченности выбора. Позволявшей исполнять
некую незавершённую игру в прятки с самими собой. Круто обходя тающие на глазах
извилины несформированного мировоззрения осознанием того, что мы — часть
всемирной истории. Вершащейся прямо на глазах. Творимой нами не за страх, не за
совесть и не за деньги. А — именно за ту просоленную растаявшим снегом осень. Ознаменовавшую
так и не осмысленный финал вечного советского детства.

Никогда
никого не оправдывал и не оправдываю — просто так вышло, как поётся в песне.

И за
нищетой пришло богатство. А за богатством — скотство разврата и
неприспособленности к скороспелому счастью. Грохнувшейся с неба нам (получилось
— в наказание!) — недоструганным инженерам, учёным и музыкантам. Не успевшим
свыкнуться с проигранной рулеткой в жизнь как войной с неудавшейся жизнью. Ставшим
на путь светозарного, — пропитанного фантасмагорией брехни эгоцентризма: — вбитого
в голову учёными-коммунистами. Проповедующими сердоболие и сердолюбие к
среброболящим.

…Тот
неуверенный выстрел был удачным, и я больше не мучил товарища сомнениями по
поводу «попаду — не попаду». Стрелял молча, сглотнув слюну и затаив дыхание. Думая
только о будущем.

Первая,
невыносимо большая боль пришла, когда пришлось убить Саню-напарника.

Тогда я
увидел, какая участь ожидает в итоге меня. С философствующим разумом дебилоидной
макаки. Представлявшейся самой себе человеком.

Саню
приказано было бросить. Но я пошёл поперёк, воздав последнюю честь недавнему
партнёру по криминальному ремеслу. Перетащив его с места преступления до машины.
И далее — надёжно закопав Санька в безвестной безымянной могиле. Таким образом
открыв счёт собственноручных несанкционированных похорон. Укрепив в душе
неприязнь к беспрекословной материализации приказов. Взлелеивая мысль о выходе —
желательно безболезненном.

После
этого стал работать один.

Как я туда попал?

История
настоящей романтики — не моя история (в отличие от признанных творцов
криминального прошлого). Учитывая, что пишу не роман минувшего. А — неотъемлемую
конфликтную часть современности. Зеркально отражающую нестерпимую зрачкам,
привыкшим к темноте, ярко-светлую лазурь небосвода. Равно как замшелую грязь
жизненных ухабов и луж.

И я уверен,
что не смогу предостеречь такого же ухаря, каким когда-то был сам, — задача не
в том. Ухарь обожжётся и осядет, это как пить дать.

Даже не
собираюсь соблазнять читателя дешёвым потребительским чтивом. Рассчитанным на
всеведущих простаков. Этого, сознаюсь, не умею. Да и цену не смогу справедливо рассчитать.

Задача —
сконцентрировать совокупную стоимость релевантных понятий. Выходящих, преодолевающих
значимо-видимые пределы. Соприкасающиеся со свободой выбора как свободой
вероисповедания. Так же и свободой достижения собственной истины. Где дело
обстоит намного сложней, чем может показаться на первый взгляд.

Да,
хотелось бы искромсать-изничтожить настоящее. Чтобы остаться только в прошлом —
либо только в будущем.

Это
мечта, не исполнимая «простым смертным». Подразумевая под «простым» то, что
представляю из себя сегодня: жалкое больное бездарное зрелище из неудавшихся попыток
возместить переливающуюся через край повседневность безвозвратно ушедшего лета.
Любовь, молодость, ветер перемен, счастье, честь, дружба… зачем? Ещё раз —
зачем? зачем?!

Как
шекспировские апрели, благоуханные, в небесной лазури, сгорели в трёх жарких
июлях. Так же и мы хотели, чтобы наша осень, тронутая моровой язвой умирающей
мечты, остановилась во времени. Превратившись в непрекращающееся лето прошлого.
Вгрызаясь в него, как в вечный основной смысл. Отрицая побочное, топча его в
истерике страсти. Убивая и заставляя страдать. Превращая реально пройденное в нереальность
настоящего. Постигая кажущуюся близкой вероятность спасения через чудовищные
сомнения, боль. Впитывая ненависть, как впитывали любовь. Страдание как блаженство.
Смерть как жизнь. Иногда путая их, чаще всего путая… Меняя местами. Наслаждаясь
непрерывным движением, беспокойством и тревогой — жаждой цели. Ошеломлённо находя
опошленный, лукавый смысл в том, чтобы не думать о смерти. Ведь раздумья о ней
начисто лишены смысла, даже трансцендентального, — но это в молодости. И это
прошло. Обнажив значимую величину слова, обозначающего Смерть. Придушив похабное
бесстыдство чёрного отчаяния вседневной вседозволенности. Обратив её во
вседневный страх — Казнь.

Знаете,
прожитого хватило бы на пару-тройку глав посредственной прозы. Настолько же нечувствительной,
как и никому не нужной в лавине ежесекундно обрушивающейся информации. Поэтому
писать буду не о себе, — а о Вас.

О тех,
кто сохранил душу в ущерб фаустовской ламентации по действительно естественному
миру. Где безразличие и глухота — лишь обворожительные метафоры — бессознательные
проекции на мир собственной глухоты и безразличия. И в этом самопроецировании есть
равность тому духу, который Вы познаёте сами: «Du gleichst dem Geist, den du begreifst, — nicht mir»[3].

И я не
зря вытаскиваю из тысячелетней темноты бодрствующего Фауста. Этот мир не глух и
не безразличен, если Вы не навязываете ему собственных преференций. А предоставляете
возможность выговориться о себе так, как это предоставили мне. Вытащив голышом из
экзистенциальной черноты брежневской осени.

*

Недавно спросил знакомого мента, убивал ли
он на войне? Знакомый ответил, что это было похоже на то, как всех зовут играть
в футбол — все идут и играют… «Так убивал или нет?» — «Нет», — ответил он. И я
понял, что он врёт. Что это не моего ума дело — думать о его войне.

*

…Был
голоден и честен. Став богатым, погряз в неестественном филистёрстве.

У нас
не было языка, законов. Не было никакой мудрости.

У нас
были не имена — названия. Даже когда соглашались — были против.

Мы не имели
сердец и глаз, — а лишь члены. И расчленяли природу для того, чтобы
наслаждаться собой. Превращаясь в ненасытных гурманов, поедающих друг друга. Передающих
из рук в руки расчленённую природу в виде обезображенного сознания правоты.

Тот,
кто ввёл нас в ту игру, не собирался никого уводить из купринской «ямы». Добиваясь
доверия распоряжаться нашими думами и душами, не вызывая ненависти. Потому что
он объяснил нам, — что истинно и что ложно. И мы ему верили, — следуя за ним на
его футбол.

Всегда грезил
— кто-то же должен зафиксировать хотя бы часть лихорадочной правды лживого
лихолетья. Кто-то должен объяснить на уровне подсознания, на уровне ощущений,
эмоций и боли ту беду, так и не перешедшую в такой любимый «ими» фарс. Не
стрелялками и ложными сентенциями о поколенческом безверии в русскую корневую
сущность — вековую фаустовскую печаль по былинной земной вселенской правде. А —
так, по-простому. И неужели это буду я?..

А вот
поди ж ты, угораздило.

Всю
жизнь сводил концы с концами субстанции строгого, классического употребления
понятий о мире (с его мифами). Боге, логике пройденного пути. Становящихся отстранённой
биографией… убийцы. Уповающего в итоге не столько на силу анализа, сколько на
инстинкт.

Свести
концы было нелегко, если не вымолвить «невозможно». И это было испытанием. Денатурализация
и деперсонализация мысли, рассудка и воли путём втемяшивания стереотипов
изменённого сознания как положительного знания — не заменили совокупности
инстинктов. Наоборот — укрепили их. Став сплошным негативным перечнем. Скрывавшим
за маской вспыльчивости, ветрености, — в то же время непререкаемой правоты и
мощи: — чувствительнейший иммунодефицит «гуттаперчевых мальчиков». Угрозой
ежесекундной смерти научивший нас жить «вопреки».

— Сань…

«С тех пор, как я увидел тебя впервые, но
ты так же юн»…

— Я не
мог этого не сделать… Понимаю, это бесчеловечно, безнравственно, это… Не по-людски…
Но я растерялся — слишком был занят собой и личной непонятной жизнью. Впрочем,
так же, как и ты… Ведь если б тебе приказали убрать меня, ты сделал бы то же
самое?

Моё
последнее «прости» растянулось на годы. Подкреплённые виллонствующей
уверенностью в безнаказанности и невозможности идентификации чёрного меня, нас,
аспидов. В странствующих масках инквизиторов, филантропов-узурпаторов играющих роль
гуманных людоедов: «Кто, злом владея, зла не причинит…»

Как не
вычислить пилатовским прокурорам, да и воландовским ищейкам шекспировских прототипов
Друга, Смуглой Дамы, Поэта-соперника. Как вовек не опознать таинственного W.H. Явившего
миру самого поэта. И далее, далее…

И вот что
мозг разрывало более всего — Саня не отзывался.

Он
молчал у себя в безвестной безымянной могиле и не отвечал на главный вопрос
моей жизни: так же бы он поступил или нет? так же или нет?!

— Да, выполнял
приказ, но я раскаиваюсь… И тогда раскаивался. Но сейчас, по прошествии двух
лет став матёрым убийцей, вдруг постиг, с чего началась моя ошибка…

— С
чего? — послышалось из могилы…

Не сбываются, рушатся, падают,

Как подорванная взрывчаткой башня,

Ожиданья. Уже не радуют

Надежды позавчерашние.

Все мы скопом молили небо,

В принципе, об одном и том же:

О немногом. Чтоб на потребу

Осталось трохи… там бог поможет.

Это я
напишу позже, в метафизическом неведении произошедшего со мной прошлого горя. Думая
о тех, кто остался «там».

…и там, где мы плачем ещё

над кувшином разбитым,

нам в нищую руку ключом

бьёт источник живой.

Век
назад допоёт за меня Рильке неоконченный сонет о непройденной и непонятой (вторым
мной!) жизни. К тому же толком не дожитой мной, первым. До сих пор пытающимся противостоять
неизбежности произошедшего — и не имеющего возможности загладить вину перед не
найденными никем могилами как воспоминаниями чьей-то оскорблённой, опустошённой
юности. Ставшей вечностью.

Автор
игры, создававший нам при случае новые маски, требовал волю к дисциплине и
самоограничение. Противопоставляя их стихийной витальности. Вырабатывая в нас
труднейшую и вместе с тем целительнейшую способность как бы тактического
самоотчуждения. Способность, позволявшую нам при любой ситуации раздваиваться и
наблюдать себя со стороны. Причём в высшей степени объективно и спокойно. Избегая
отождествления ситуаций с собственными масками. Каждая из которых в отведённый
ей промежуток времени насильственно узурпировала лицо. Стремясь выдать себя за
самою личность.

Это не
значило, что одно вытесняло другое. Это была временная замена, хоть и не
исключавшая прямой и быстрейший путь к концу. Если б не режиссура и юридическая
корректура, — мягко называя коррупционные связи. Но это скучно.

Веселей
произнести — «благосклонность звёзд». Освещавших наши деяния и банковские счета.
Что, в свою очередь, грубо.

Двойная
жизнь.
Homines lupos — люди-волки

В
каком-то смысле «благосклонность звёзд» обернулась той самой западнёй, из
которой не суждено было ускользнуть никому — банкирам и придворным философам,
будущим олигархам и их служкам. Перешедшим впоследствии со вторых ролей на
первые путём приобщения хозяйских накоплений к списку собственных кровавых
достижений.

И Автор
игры, упомянутый выше, неважно, кто он и что сотворил (в смысле бизнеса и
финансовых вложений-достижений), в первую очередь сам оказывался прокажённым. Поверженным
в повальный психоз упоения гибелью сущего. Какими бы необыкновенными
дарованиями он ни обладал. (Что, в принципе, происходит и ныне, только в более утончённой
форме.)

Сомнений нет: это потрясало и приводило в
бешенство. Но на лицо было одно: абсолютная полифоническая включённость,
ослепительный коллектив в одном совокупном лице из ехидных масок. Траги-магический
театр перевоплощений, духовных, понятийных, смысловых. Питающий вдохновение из
неиссякаемого источника чёрного, чёрствого совкового варева той брежневской
осени.

И непонятным образом дело шло к концу…

Несомненно,
мы задыхались вместе с «процветающей» ельцинской страной, зашедшей в тупик,
выказывающей миру неестественно вычурные признаки отсутствия тупика.

От кроваво
витийствующих будущих форбсовских олигархов — до быкообразных, обвешанных рыжьём
директоров провинциальных автомоек. Мы считали себя мёртвыми, — по-гётевски
говорило наше второе инстинктивное «я». Оставляя последнее слово за
чисто моторной реакцией: первое «я» вставало, нарушая все нормы
поведения, и направлялось к выходу. Но дело шло при этом не об инерционной
выходке. А — о глотке свежего воздуха. Отсутствие которого сию же минуту
грозило разрывом сердца.

Тогда я
принял решение — надо убить Автора игры.

Категорический
отказ от всяких претензий — всё это делает меня здесь, в тиши, в высшей степени
счастливым. В человеческой помойке я обрёл самоё себя. Впервые в согласии с
самим собою стал по-школьному разумным.

Вслушиваясь
в далёкие отзвуки проносящихся сверху бентли и хаммеров. Напоминающих в
преисподней о чьей-то другой, считаемой кем-то другим реальной — жизни.

Перевирая
на ходу автора Фауста, я, как ехидный осклабившийся чёрт, беззаботно весело
хлопаю в ладоши при звуках колотящихся о мостовую и друг о друга автомобилей,
судеб, трагедий. Кажущихся кому-то большими.

Здесь
же, адски глубоко внизу выглядящими невзрачно мелочными. Мелкими, мрачными. Лишёнными
жизненного импульса. Звучащими разбитыми осколками туристического мифа.

— Сорок
пятый!

— Я.

— Почему
ещё в бараке?


Виноват…

Извини,
дорогой читатель, — пора на вечернее построение. Но я обязательно допишу этот
текст. Начинаю его заново аж в шестой раз — каждый раз мои бумаги изымают при
обыске контролёры. Что-то им там не нравится. Мол, романтизирую (это своими
словами) идеологию преступника, мать его за ногу через колено! (Это по их
словам.) Но ведь когда-нибудь отсюда выйду… И обязательно допишу.

— Сорок
пятый!

— Я.

— Какого
… ты там опять нацарапал-наа?

— Письмо,
гражданин начальник…


Письмо, твою бога…, дай сюда, …ь! ммм… ну-нааа…


Гражданин прапорщик, так ведь это я…


Молчать! На построение! Бегом… Сука-нааа…

Христа
ради, любезный читатель, не обращай внимания — всё в нашем мире когда-то затухает,
меркнет, как дольний проблеск звенящего дня.

Кончится
и эта одноглазая непруха, подхваченная необоримой стремниной явлений. Не успев даже
толком показаться в вихре несущегося потока. Впрочем, как и всё другое, тленное,
тщетное. Перелистнув очередную страницу непрожитого, но понятого нами прошлого,
наверняка нас простившего. Хотя об искуплении-амнистии узнаем не здесь. И, слава
Богу, не сейчас.

Хотелось
бы остаться анонимом, как фрейдовский несуществующий Шекспир, ведь я рассказываю
о Вас, а не о себе. Но — слева на лацкане номер, и он не скроет меня от
вечности: 5445 — это я, привет.

И я
непременно когда-нибудь допишу… Чтобы выжить.

По тропинке, мочою простроченной рыжей,

Проведут и поставят к холодной стене.

…Хорошо бы в такую погоду на лыжах

В вихрях солнца растаять в лесной белизне. Л.
Чертков

P.S.

Обладая
звериной интуицией, приснопамятный Автор нехило откупился. Я не смог отказать, поэтому
он остался жив.

Судья дал
пять лет. Так и не разгадав преступную теодицею непрошедшей по дантовой вине
рока прошлой жизни. Отчаявшись переубеждать меня в вере своей о первопричине,
начале зла.

Автор
игры сей момент — в лондо́нах. Кстати, настоятельно звал преданного Тристана
Отшельника с собой. Да я плюнул — не поехал.

Он «страшно
жалел», — как пошутил Жванецкий во времена, беспокойным краешком воспоминаний
задетые нами в недописанном пока повествовании.

И, видимо,
никогда уже не случится судьбе и всем, судьбу эту пережившим, решительно поставить
окончательную точку в безжалостно влившую, вселившую Вам, выжившим,
неистребимое зло порока. Не отпустившую грехов и даже не помышлявшую о
неделимой добродетели, великодушно побеждающей лукавую смерть. В проржавленно-просоленную
быстро растаявшим снегом — чёрную брежневскую осень.

Примечания:

[1] Из
пролога «Фауста» Гёте. Семантически можно перевести как восхваление
первозданности слова в самом буквальном смысле. В нашем случае — «сло́ва» в
гётевском, «чистом» смысловом изложении, понятии. Как не хватило «чистого»
смысла всей обсуждаемой эпохе. В принципе, в этом суть повествования, так что
нетерпеливым дальше можно не читать. Правда, сема, по Платону, есть гроб
— отсюда метаморфоза: в силе разрушения, о чём, в общем-то, и говорится, — есть
высшая сила созидания. О чём умалчивается. Ведь мы не боги.

[2] Из
«Кротких Ксений» Гёте. Перевод можно было бы выразить древнекитайской притчей:
«Ловушкой пользуются для ловли зайца. Поймав зайца, забывают про ловушку.
Словами пользуются для того, чтобы внушить смысл. Постигнув смысл, забывают про
слова. Где же найти мне забывшего слова человека, чтобы перекинуться с ним
словом?»

[3] «Ты
равен Духу, которого ты познаешь, — не мне», — говорит Дух Земли из гётевского
«Фауста».

  • Превращение девушки в куклу рассказ
  • Превратности судьбы ольга брюс глава 165 рассказ на дзен
  • Превратное мнение как пишется
  • Превратно понятый как пишется
  • Превратности судьбы ольга брюс глава 155 рассказ на дзен