Превознемогая или превозмогая как пишется

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение новокаякентская сош каякентского района конспект урока русского языка в 9 классе подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новокаякентская СОШ» Каякентского района

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»

99771413 1

Автор: учитель русского языка и литературы

Саидова Г.А.

2020г.

Цели урока: 

— формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);

формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.

Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.

Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

(Просмотр фрагмента фильма)

После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .

(Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)

Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.

Первый вопрос: что вы видели на экране?

Ученики записывает ответ в течение 2 минут

Учитель:Что вы думаете об увиденном?

Ученики записывают ответ

Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?

Ученики записывают ответ

(Фронтальный опрос)

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос

(Ответы учеников )

Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос

Ответы учеников

Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос

Ответы учеников

2. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?

Ответы учеников: Что такое сила воли?

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.

3. Работа над темой урока.

Работа в группах

Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?

Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.

(Выступления учеников).

Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.

Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

(Организация опроса по ПОПС-формуле.)

Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.

Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.

Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?

Примерные ответы учеников.

Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.

Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.

Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.

Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Работа над построением сочинения — рассуждения.

Текст читает ученик.

Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Аргументируя свой тезис, приведите 

2 (два) примера-аргумента

, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите 

из прочитанного текста

, а второй — 

из Вашего жизненного опыта.

 
Объём сочинения должен составлять 

не менее 70 слов

. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите 

аккуратно, разборчивым почерком

.

Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

(Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)

Ответы учеников:

Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.

Работа в группах.

Учитель дает задание каждой команде.

Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).

Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?

Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

Ученик: Аргумент выстраиваю по такой 

схеме:

1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

Учитель:

Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.

Физминутка.

Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.

  • Александр Невский, 

  • Дмитрий Донской, 

  • Михаил Кутузов, 

  • Василий Чапаев, 

  • Георгий Жуков, 

  • Лев Толстой, 

  • Максим Горький и другие.

Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.

Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)

Затем каждая команда читает написанное.

Примерные ответы учеников

Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.

Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг.  Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.

Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.

Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.

Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.

  Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. 

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.

Урок  заставил задуматься …,

Навел меня на размышления …

  Что нового вы узнали на уроке?

 Что вы считаете нужным запомнить?

  Над чем ещё надо поработать?

 Своей работой на уроке я  доволен;  

не совсем доволен;

  не доволен, потому что …

Домашняя работа.

  1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту

Л. Пантелеева;

2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.

Приставка при-

В мор­фем­ном соста­ве слов смыс­ло­вая при­став­ка при- име­ет сле­ду­ю­щие значения:

— при­бли­же­ние:

Примеры

при­зем­лить­ся, при­бе­жать, при­тя­ги­вать, при­сло­нить­ся, при­хо­дя­щий вовремя;

— близ­кое расположение:

Примеры

при­фрон­то­вая поло­са, при­уса­деб­ный парк, Приуралье;

— при­со­еди­не­ние, прибавление:

Примеры

при­ко­ло­тая булав­ка, при­швар­то­вать­ся, при­вя­зать лошадь, при­сво­ить имя, при­кру­тить, при­бить, при­вин­тить, при­кре­пить зна­чок, причислить;

— крат­ко­вре­мен­ность или непол­но­та действия:

Примеры

при­го­ре­лый, при­от­кры­тая дверь, при­лас­кать кота, при­ку­сить губу, при­уныть, присыпать;

— дове­де­ние дей­ствия до конца:

Примеры

при­учить, при­пар­ко­вать­ся, при­щу­рить­ся, при­ду­мать, при­го­во­рить, присмиреть;

— сопут­ству­ю­щее действие:

Примеры

при­пля­сы­вать, при­пе­вать, при­тан­цо­вы­вать, при­сви­сты­вать, припевать.

совер­ше­ние дей­ствия в чьих-либо интересах:

при­сво­ить, при­пря­тать, прикарманить.

В ряде слов зна­че­ние при­став­ки при- затем­не­но. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке её зна­че­ние невоз­мож­но выяс­нить, поэто­му напи­са­ние этих слов с бук­вой «и» сле­ду­ет запом­нить. Этимологическая при­став­ка не выде­ля­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве слов и ста­ла частью их корня:

при­твор­щик, при­стой­ный, при­мер, при­мер­ный, при­ем­ле­мый вари­ант, при­чу­да, при­чуд­ли­вый, при­вет, при­вет­ли­вый, при­леж­ный, при­ро­да, при­бор, при­ят­ный, при­ве­ред­ли­вый, при­лич­ный, при­ли­чия,  при­каз, при­кор­нуть, при­ся­га и пр.

Видео

Приставка пре-

Приставка пре- пишется в следующих случаях:

  • Когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру: превосходный, превозносить, преувеличивать, преинтересный. В этом случае еще можно заменить приставку на слова «очень», «весьма».
  • Когда она близка по значению к приставке пере- в значении «через», «по-иному»:
  1. преграда, сравним — «перегородить»,
  2. преступить черту, сравним – «переступить».

Теперь мы знаем, когда пишется приставка «пре».

Особые случаи написания слов с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

В некоторых случаях значение слова зависит от контекста, то есть от словосочетания или предложения, в котором оно употреблено.

Различай лексическое значение и пиши правильно приставку!
Пребывать в Москве (= находиться). Прибывать в Москву (= приезжать, то есть приближаться к Москве).
Претворить планы в жизнь (осуществить, воплотить). Притворить дверь (= обозначает неполное действие, то есть закрыть не до конца).
Предать друга (выдать, изменить).

*с приставкой «ПРЕ» пишутся однокоренные существительные «предатель», «предательство».

Придать форму шара (= приближение, приблизить к форме шара).
Преступить закон (= «переступить черту», нарушить закон). Приступить к работе (= приближение, начать работу, приблизиться к работе).
Предел терпения («дальше некуда», ограничение, граница). Придел церкви (= пристройка к церкви).
Преемник дела отца (= «перенять», продолжатель). Приемник (прибор, образовано от глагола «принимать»).
Презирать опасность (пренебрегать, считать недостойным, не уважать). Призреть сироту (= приютить, приблизить к себе, проявить заботу).
Преклонить колена перед героем (= очень, очень уважать, восхищаться). Приклониться к земле (= приближение, низко наклониться).
Преходящая популярность (= переходит, временная, недолговечная). Приходящая няня (= приходить).
Превратное понятие (= перевернутое, очень неверное, неправильное) Привратник замка (сторож, стоит «около» ворот).
Претерпеть изменения (= перетерпеть, пережить). Притерпеться к трудностям (= привыкнуть).
Препираться с соседом (= переругиваться, спорить). Припереть дверь (придержать, прикрыть)

*в однокоренных глаголах также пишется приставка «ПРИ»

Преуменьшить (сильно уменьшить).

Он переврал абсолютно все, глобально преуменьшив заслуги героя.

Приуменьшить заслуги (= слегка, чуть-чуть, немножко уменьшить).
Преумножить богатство (= очень, сильно увеличивать). Приумножить (немного увеличивать).
Непреложный закон (нерушимый, нельзя «переложить»). Приложить усилия (что-то к чему-то приложить, приблизить).
Непременное условие (обязательно к выполнению). Неприменимый закон («нельзя применить»).

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Для удобства оформили правила написания приставок пре- и при- в виде таблицы — удобно сохранить на смартфон или распечатать и хранить в учебнике.

Правописание приставок пре- и при-

ПРЕ

  1. Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).

  2. Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).

ПРИ

  1. Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).

  2. Добавление, присоединение: приделать, прикупить.

  3. Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);

  4. Завершенное действие: приготовил, примирил.

  5. Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;

  6. Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.

Если под рукой нет таблицы, можно использовать вот такой алгоритм написания приставок «при» и «пре»:

Приставка пре-

Приставке пре- обра­зу­ет при­ла­га­тель­ные и наре­чия со зна­че­ни­ем пре­дель­но­го каче­ства и соот­но­сит­ся по зна­че­нию со сло­ва­ми «очень» или «весь­ма»:

  • презабав­ный (очень забавный);
  • предерз­кий (очень дерзкий);
  • преслад­кий (весь­ма сладкий);
  • преширо­кая ули­ца (очень широкая);
  • уда­рить преболь­но;
  • почув­ство­вать себя пренепри­ят­но.

В соста­ве гла­го­лов при­став­ка пре- обо­зна­ча­ет интен­сив­ное дей­ствие, пре­вос­хо­дя­щее опре­де­лён­ную меру или границу:

  • преуве­ли­чи­вать факты;
  • превос­хо­дить соперника;
  • превысить ско­рость;
  • превоз­но­сить до небес;
  • преуспе­вать.

В неко­то­рых сло­вах при­став­ка пре- име­ет зна­че­ние, близ­кое по смыс­лу к при­став­ке пере-:

  • прелом­лен­ный луч (пере­ло­мить);
  • прерван­ный раз­го­вор (пере­стать разговаривать);
  • прегра­да (пере­го­ро­дить);
  • превоз­мочь боль (пере­си­лить);
  • преодо­леть труд­но­сти (пере­одо­леть).

Но в ряде слов, заим­ство­ван­ных из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, эта смыс­ло­вая при­став­ка не выде­ля­ет­ся, поэто­му их напи­са­ние све­ря­ем по орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю и запо­ми­на­ем их:

пре­сле­до­ва­тель, пре­вра­тить, пре­вра­ще­ние, пре­ко­сло­вить, бес­пре­ко­слов­ный, пре­пят­ствие, пре­сло­ву­тый, пре­смы­кать­ся, пре­стол, пре­ми­нуть, зна­ки пре­пи­на­ния, пре­иму­ще­ство, непре­лож­ная исти­на, пре­не­бре­же­ние, пре­зи­рать, презрение.

В корне мно­гих ино­языч­ных слов пишет­ся началь­ное пре- или при-:

  • пре­лю­дия, пре­тен­дент, пре­це­дент, пре­зи­ди­ум, пре­зи­дент, пре­мье­ра, пре­па­рат, пре­фе­ранс, пре­зент, пре­ми­ро­вать, пре­ва­ли­ро­вать, пре­ам­бу­ла, пре­стиж, пре­тен­зия, прерогатива;
  • при­ват­ный, при­ви­ле­гия, при­ма­дон­на, при­мат, при­ми­тив­ный, при­о­ри­тет.

Необходимо научить­ся раз­ли­чать сход­ные по зву­ча­нию, но раз­ные по смыс­лу и пра­во­пи­са­нию слова.

РАЗЛИЧАЕМ:

  • прибывать (при­хо­дить или при­ез­жать)  — пребывать (нахо­дить­ся) в неве­де­нии;
  • придание оттен­ка — преданье ста­ри­ны, предавать­ся веселью;
  • придать (доба­вить) уско­ре­ниепредать вра­гу;
  • приёмник (радио) — преемник (после­до­ва­тель); 
  • предел (гра­ни­ца) — придел (боко­вой алтарь в церкви);
  • презирать (отно­сить­ся пре­не­бре­жи­тель­но) — призирать сиро­ту, ста­ри­ка (дать при­ют, про­явить заботу);
  • прекло­нять­ся (перед лич­но­стью) — прикло­нить голо­ву (най­ти приют);
  • претво­рить в жизнь (осу­ще­ствить) — притво­рить дверь (при­крыть);
  • престу­пить закон (нару­шить) — присту­пить к делу (начать дело);
  • преходя­щие забо­ты (вре­мен­ные, непо­сто­ян­ные) — приходя­щий (на вре­мя) врач, няня;
  • преврат­ный (иска­жен­ный) — приврат­ник (сто­рож);
  • претер­петь (пере­тер­петь) жару, болезнь — притер­петь­ся к жаре (при­вык­нуть);
  • непрелож­ная исти­на (неоспо­ри­мая) — приложить (поло­жить вплотную).

Теги

  • Превратилась как пишется пре или при
  • Превратился или привратился как правильно пишется
  • Превозмогая боль как пишется
  • Превзошел ожидания как пишется
  • Превзошла как пишется правильно