Сказки о звуках и буквах
Учитель начальных классов
Луговая И.В.
Аннотация к работе
Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о- сосны — сосна, осы — оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а.
Сказка о безударных гласных о-а.
«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а-о. С тех пор дети пишут грамотно».
При чтении и письме слов с гласными е-и — река — реки, лес — леса можно напомнить детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение
К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка — задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге. Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. А еще сказки пополняют словарный запас детей как пассивный, так и активный, учат их сочинять, придумывать.
О том, как буквы поссорились,как праздновали Новый год, и что из этого всего получилось
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы
е, ё
,
ю
,
я
с буквами
д
,
т
,
б
,
з
, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.
И вот наступил Новый год. Буквы
е, ё
,
ю
и
я
решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: «Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!» И стал собираться в дорогу.
А в доме букв-подружек
е
,
ю
,
я
и
ё
царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу.
«Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква
ю
. – А живет он… – она посмотрела на адрес. – «Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3».
«Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква
з
. А что такое подезд?» – спросила буква
е
.
Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь.
Буква
я
достала следующий подарок. «А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его… Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5».
«Но ведь у нас нет и такой улицы!» – закричала буква
т
.
«А что такое подезд?» – заплакала буква
е
.
«Никто не может нам помочь!» – в отчаянии сказала буква
ю
.
«А может, все-таки может?! – прокричала буква
я
. – Смотрите, Твердый Знак идет!»
Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти.
«Я, кажется, поняла, – сказала буква
е
. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!»
Буквы взяли конверты:
«Объездная улица!» – прочитала буква
т
.
«Оказывается, это подъезд!» – закричала буква
е
.
«И это Разъездной переулок», – молвила буква
ё
.
Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: «Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными
е
,
ё
,
ю
,
я
. Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите».
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?
Удивительное путешествие ШИ и ЖИ
На высоком берегу,
Возле леса на лугу,
В домиках живут два брата –
Очень дружные ребята.
Первый брат зовется Жи,
Дружат с ним в лесу стрижи;
А второго малыши
Величают братцем Ши.
Раз проснулся утром Жи,
За окном поют стрижи:
Захотел прибить дощечку
Перед домом на крылечко.
Стал он думать да гадать:
«Как же имя написать?»
И решил спросить про это
Жи у брата Ши совета.
Вот пошел наш храбрый Жи
К доброму братишке Ши.
Лес темнеет, лес густеет,
Жи до ночи не успеет.
В сумраках идет наш Жи,
На камнях лежат ужи,
Рядом с ними малыши,
Да и взрослые ежи.
Долго к брату Жи идет,
А дороги не найдет.
Вот подходит к речке Жи,
Видит – плавают ерши.
Обращается к ним Жи:
«Славные мои ерши,
Не подскажите ли мне,
Путь к далекой стороне,
Где живет мой старший брат?
Повстречаться б с ним я рад».
И ответили ерши:
«По дороге, Жи, спеши
На поляну выйдешь ты,
Там растут одни цветы.
И у них спроси ты, Жи,
Где же домик брата Ши».
На поляну Жи пришел,
Много там цветов нашел:
Вдалеке кусты растут,
То шиповники цветут.
У цветов спросил наш Жи:
«Где найти мне брата Ши?»
Сам шиповник отвечает:
«Ши нас часто поливает,
Дам тебе клубок я, Жи,
Приведет тебя он к Ши».
Побежал по лесу Жи,
Слышит – сетуют чижи:
«Где же нам найти, скажи,
На обед колосьев ржи?»
Накормил их добрый Жи,
Подлетели к Жи чижи:
«Там живет братишка Ши».
Дальше двигается Жи.
Видит – взрослые ежи.
Собирают рыжики –
Веселятся чижики.
Жи спросил у них дорогу,
И ответили ежи:
«Ой! В лесу грибов так много.
Помоги собрать их, Жи».
Жи помог, ежи сказали:
«Брата твоего видали,
Недалече он живет,
Только сделай поворот».
Жи пришел к лесной глуши,
Где и жил его брат Ши.
Вот обрадовался Ши,
Что увидел снова Жи.
Жи тут брату рассказал,
Для чего его искал.
Ши позвал своих друзей:
«Собирайтесь поскорей».
Соскочили мыши с печки,
Белка с шишкой – на крылечке.
Вдруг, раздвинув камыши,
Появились и ерши.
И спросил тогда их Жи:
«Подскажите мне, друзья,
Как писаться должен я?»
И ответил брату Ши:
«С буквой
и
и ты дружи,
Потому что
жи
и
ши
Пишут только с буквой
и
«.
Тут и вспомнил братец Жи,
Что чижи, стрижи, ужи,
И ужи, и камыши,
И ерши, карандаши,
Уши, лужи, этажи,
Мыши, крыши, шалаши
Пишут только через
и
.
Новоселье друзей ЖИ и ШИ
На берегу очень дикой реки
Жили два друга: друг Жи и друг Ши.
Решили они: «Надо выстроить дом,
Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!»
Собрали бамбук, камыши и листву,
Наметили план – сей работы канву.
И вот подниматься строение стало,
И вышла их хижина просто на славу!
Осталось немного украсить снаружи,
Да шифер приделать, чтоб не было стужи.
Решили друзья новоселье устроить
И в гости созвать населенье лесное.
Жи шишки еловые стал собирать,
Ши скатерть широкую стал вышивать.
Потом скороспелые дрожжи достали,
Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.
И вот началось у друзей новоселье:
Плясали и пели, чтоб было веселье.
А после устали все, сели за стол,
Жи, Ши угощали, вели разговор:
«Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,
Вам, серые мыши, мы сделали каши.
Ерши, вы берите осоку речную,
А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.
Ужи, испейте жирного молока!
Стрижи, ешьте шиповник пока.
А вам, журавли, мы в кувшинчик налили
Похлебки гороховой, хлеб накрошили.
Вы же, ежики колючие-пушистые,
Попробуйте груши душистые.
И вдруг в тишине рев мотора раздался,
С таким люд лесной никогда не встречался.
В шикарной машине волчище катит
И что-то невнятное слугам кричит.
А слуги-то едут, держа за вожжи
Гуся краснолапого, тот глухо шипит.
Подъехали, встали у хижины новой.
Пажи сняли волка манером особым.
– Что здесь за собрание? – волк говорит.
(А сам весь от ярости так и дрожит.)
– Как смели меня обойти стороной,
Ведь уши большие имею я…»
«Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –
Сначала, волк серый, с нами сдружись.
Не надо кричать и топорщить усы,
Тогда мы, конечно, тебя пригласим!»
Вот волк призадумался, понял ошибку
И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.
Вокруг, под и над закружили стрижи,
И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.
Наверное, все малыши себе впрок
Увидели в сказке хороший урок.
Сказка о том, как ЧА и ЩА подружились
В чаще леса, у ручья,
Жили-были Ча и Ща.
Ча – резвушка, хохотушка,
Ща – сварлива, как старушка.
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала: «Ах, как страшно!
Выходить сейчас опасно!
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим!»
Ча ответила ей тихо:
«Что боишься ты, трусиха!
Лучше перестань трещать
И зверей вокруг стращать!
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу!»
Подошла она к ручью
И, увидев саранчу,
Как овчарка зарычала,
Так, что роща задрожала.
Саранча перепугалась
И по чаще разбежалась.
С той поры, забыв печали,
Ча и Ща дружнее стали,
Ща дала всем обещанье,
Что забудет про трещанье,
Ну а если вдруг беда,
То поможет всем всегда!
Сказка о чередующихся гласных О-А, Е-И.
В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья – гласные О и А, другая – гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу – становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напоминал гласным, что нужно дружить с соседями: » Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».
Умного и вежливого мальчика послушались буквы, и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.
Сказка о суффиксах –К и –СК.
В городе Суффиксов жили друга – суффикс – к- и –ск-. Почему-то их постоянно путали и взрослые жители, и ученики.
Друзьям было это очень обидно и как-то ночью решили они убежать из всех письменных работ. Сначала друзья весело наблюдали, как утром горожане застыли в недоумении от неразберихи в своих бумагах, а школьники получили неудовлетворительные оценки. Но вскоре суффиксам стало жалко ребят и взрослых, и они решили вес ошибки исправить. А в благодарность за это жители города Суффиксов запомнили, что суффикс –К- имеет три значения: 1) уменьшительно-ласкательное, 2) у существительных – значение действия, 3) лицо женского пола. А суффикс – СК- имеет значение принадлежности к чему-либо.
Рассказ о –ТСЯ, -ТЬСЯ.
Однажды ночью ученику приснилось, что он получил предложение стать менеджером в туристической фирме. Но для этого ему предстояло правильно заполнить анкету о приеме на работу без ошибок, чего он никак не мог сделать из-за того, что он не выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. Мальчик испортил много бланков анкеты и почти отчаялся. К радости, в этот момент он проснулся. Вася сразу же побежал к…письменному столу, где лежал забытый учебник «Русский язык».
Вася быстро выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. А когда на уроке его спросили, от чего зависит написание –ТСЯ-, -ТЬСЯ-, он ответил, что надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то надо писать –ТЬСЯ-, если же в вопросе нет Ь, то надо писать –ТСЯ-. Например: (что делать?) –
всматриваться
, (что делает?) –
получается.
Сказка о разделительных ь и ъ знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку» ; забить «коля», – старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы
е
,
ё
,
ю
,
я
. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными
е
,
ё
,
ю
,
я
,
и
.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают «сел», «пю», «семку», «коля» вместо
съел
,
пью
,
съемку
,
колья
!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Сказка о том, как поссорились два брата глагола
За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.
Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: «Рублю». А глагол совершенного вида: «Нарубил». Глагол несовершенного вида: «Топлю», а Глагол совершенного вида: «Истопил».
Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.
Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:
– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид.
– Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было.
Так они и сделали.
Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.
Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.
Сад царя Русского языка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.
Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: «Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать,
что
сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать,
какие
деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям –
как
сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения».
И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным
что сделать
? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос
что делать
?
Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос
что сделать
?, а остальные глаголы ничего не будут делать.
Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая… о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело.
Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос
что делать
?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос
что сделать
? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.
Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос
что сделать
?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос
что делать
?, были названы глаголами несовершенного вида.
С тех пор существует два вида глаголов.
* * *
Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень
лес
. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс
ок
. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс
ок
к корню
лес
в гости ходил, чай пил. Так и жили
лес
да
ок
,
лесок
. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка
под
. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А
лес
да
ок
ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка
под
, корень
лес
и суффикс
ок
–
подлесок
. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс
ник
. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал:
лес ник
. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу
ник
. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень
лес
один, а поэтому вы – слова
лесок
,
подлесок
,
лесник
– родственники. И называетесь одним словом – «однокоренные». Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило.
А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем
лес
.
Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.
Сказка про троих братьев
Жили-были в стране Русский язык трое братьев-имен: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.
Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения… Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения
(Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.).
Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».
Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.
Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?
Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.
А Существительное простило братьев, и стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.
Сказка «Спор корней».
Встретились однажды корень куста и корень слова.
Здравствуй, я корень, а ты кто?
Я тоже корень.
Я в земле живу. А ты где?
А я в словах живу.
Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!
Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:
Лёт, летать, лётный, перелёт, самолёт
—
Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать нельзя!
Учитель:
Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Вывод: Что же такое корень слова?
Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик — писал – Ик. Домище — писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
— Тортик! – закричал –Ик.
— Тортишко, — промолвил – Ишк.
— Тортище – сказал — Ищ.
— Тортильщик, — произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильн
о
Сказка о необычной порядочности
Порядковых Числительных
Наверное, вам всем известна порядочность порядковых числительных. Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй… Там, где они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ очевидца:
– Однажды перед Новым годом я, дробное числительное Семь Восьмых, стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало, пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать:
– Оставьте мне два килограмма конфет!
Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало:
– Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты.
Но продавец сказал:
– Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот магазин не приходить.
Вот как необыкновенно порядочны порядковые числительные. В этом людям можно брать с них пример
Сказка о жизни хвастливых Качественных,
практичных Относительных и жадных Притяжательных Прилагательных
В стране Частей речи, в городе Прилагательных, на улице Разрядов стоят три дома. В них живут качественные, относительные и притяжательные Прилагательные.
Качественные Прилагательные очень хвастливы. Целыми днями они хвастаются:
– Нас, качественных Прилагательных, больше всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем, самый большой.
На первом этаже в их доме поселились Прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Они часто выходят на свои лоджии и хвалятся перед прохожими:
– Мы самые важные на свете! Мы самые красивые, нужные. Умнее нас нет никого!
Второй этаж занимают полные и краткие Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться. Полные утверждают:
– Мы красивые, веселые, правдивые.
А краткие повторяют вслед за ними:
– Да, да, мы красивы, веселы, правдивы… И дом наш очень красив.
Но как бы ни хвалились качественные Прилагательные, самый удобный и самый уютный дом во всем городе принадлежит относительным Прилагательным. Дело в том, что они очень хорошо разбираются во всех практических делах. Дом они построили деревянный, в сосновом бору, а перед домом разбили цветочные клумбы.
В двух минутах ходьбы от этого красивого дома стоит дом с табличкой «Притяжательные Прилагательные». Эти Прилагательные дружат с Существительными, живущими в соседнем городе, они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы в городе ни зашла речь, притяжательные Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о которой идет разговор, принадлежит именно их другу – Существительному. Например, Прилагательное, подружившееся с Существительным
бабушка,
уверяет:
– Это бабушкины конфеты.
Или:
– Это бабушкино пальто.
Несмотря на то что все Прилагательные с улицы Разрядов такие разные, между собой они очень дружны. Они часто собираются вместе, приглашают к себе другие Части речи и устраивают праздник Предложения.
В остальные дни все Прилагательные ходят на работу, чаще всего они работают определениями или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто работает в школьных тетрадях.
Пунктуационная сказка
Жили_были два союза: «а» и «но». Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды они познакомились с запятой и стали с ней и дружить. Союзы подружились с запятой так сильно, что не захотели с ней расставаться. Запятая была мудрой, и, чтобы союзы из — за неё не поссорились, она сказала им: «Я буду с вами всегда, и нам не придётся расставаться». Союзы были джентльменами, и они пропустили запятую впереди себя. С тех пор запятая и союзы никогда не расстаются. Запятая всегда пишется и перед союзом «а», и перед союзом «но».
Это стихотворение поможет запомнить тот вывод, который дети
сделали с помощью пунктуационной сказки:
Будь же грамотным всегда!
Перед
«но»
и перед
«а»
Запятую не забудь,
И отличным будет путь.
Перед
«но»
и перед
«а»
Запятую ставь всегда!
Сказка «Принц Т»
В некотором Согласном царстве, в некотором Согласном государстве жил-был принц Т. Однажды в детстве он упал с лесТницы и с тех пор не произнес ни слова, поэтому его называли Непроизносимым принцем Т. Царь очень любил сына и очень берег его.
Но однажды во дворец проникли бандиты и украли принца Т, чтобы получить за него хороший выкуп. Царь опечалился, а в государстве стали твориться непонятные вещи: некоторые придворные Слова стали заикаться. Заикается Слово ЧуВствовать, заикается слово СоЛнце, заикается Слово ОкресТность, заикается Слово ПразДник…
Царь вызвал к себе Волшебника и попросил объяснить, почему его придворные стали заикаться.
Вместе с Непроизносимым принцем Т исчезли все Непроизносимые Согласные, — сказал Волшебник. — Нужно срочно вернуть моего любимого сына, — воскликнул царь.
Самые лучшие воины отправились искать принца Т. Долго они бились, чтобы освободить принца. Им это удалось. Воины вернули принца Т царю. Придворные Слова перестали заикаться, а Принц Т неожиданно заговорил:
ЗдраВствуйте, друзья! ЧуВствую себя отлично! Устроим пир!
Царь щедро наградил спасителей-воинов, а принца Т с этого дня слали называть Непроизносимым Королем Т.
Стишок-запоминалка.
Слова есть необычные, Для слуха непривычные. Когда я их произношу, Согласной я не нахожу. Вот празДник, лесТница и месТность. Вот соЛнце, чуВствовать, окресТность. Непроизносимые согласные В словах писать согласна я!
Откуда пошли названия падежей?
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать-Именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
(литература В.Волина Русский язык. Учимся играя)
Весёлые стихи
Падежи.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю,кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
ТОМУ,-ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
ТОГО,-сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
С ТЕМ,-заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
О ТОМ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Мягкий знак.
Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, — но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с буквой Ш – в глаголах или в существительном третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, — от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.
Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!
Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:
Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..
Буквы рассердились:
Мы так дружно жили, никогда не ссорились, — а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг….
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.
Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха — никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. » Без командира нам не обойтись, — решили слова. — Призовём-ка мы на помощь Морфологию!»
Кто из вас обозначает предмет? — спросила Морфология у слов.
Мы обозначаем предмет, — ответили одни.
А какие формы у вас есть?
Род, число, падеж.
А что вы умеете делать?
Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
Становитесь под знамя » Имя существительное», — приказала Морфология.
А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! — отрапортовали другие слова.
Становитесь под знамя «Глагол», — ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология — командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой — мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна — строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
(Текст взят из книги В.Волиной «Весёлая грамматика», М., 1995, стр.168-169)
Стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни — у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
Как мама Глаголиха учила глагольчиков
Жила была мама Глаголиха со своими детьми — десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
-Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим…
А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого…
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», — кричит сегодня.
«А вчера, — кричит, — ушёл»,
«Завтра, — скажет, — я уйду!»
Позавидуйте ему.
Глаголы изменяются по временам:
-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить.
-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.
-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.
История о суффиксе –Чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
ВОСКЛИЦАНИЕ
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.
— У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляете положение: Ноль и без палочки.
— Ах! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это ужасно!
— Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа… При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
— Ох! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это действительно ужасно!
— И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться…
— Эх! — воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что воскликнуть.
Вы меня понимаете, — сказал Ноль. — Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством.
И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть… про всякий случай.
— Ах! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это чудесно!
— Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, у вас чувство. Что может быть лучше?
— Эх! — еще больше обрадовался Восклицательный Знак. — Это действительно чудесно!
И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет:
А больше ничего не скажет.
Разумеется, если на бумаге больше ничего не написан
Сказка о корнях -гор- и -гар-.
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.
Л. Тумина
Как выглядит глагол?
Глагол — великий путешественник.
Его можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций — флажок, на котором написано то, как он изменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: «Ж, Ш, Ч — Ж, Ш, Ч — Ж, Ш, Ч». С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, — мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс — СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь).
Не менее трудное правило для учащихся (это мы знаем по собственному опыту) – правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Чтобы учащимся было легче усвоить эту орфограмму можно предложить такую сказку:
Сказка о приставке пре-
«В одном прекрасном замке, на высокой горе, жила- была приставка и звали ее ПРЕ-. Ох и непростой характер был у этой особы! Она всегда все преувеличивала и была важная- преважная, гордая — прегордая. Все ее считали очень- очень мудрой и называли не иначе как премудрой. Была у нее очень близкая подруга, приставка ПЕРЕ-, с которой внешне они были похожи. Однажды приставка ПЕРЕ- пришла в гости к приставке ПРЕ-. Подруги преспокойно начали болтать, как вдруг приставка ПРЕ- вспомнила об одном очень важном деле. Она сказала приставке ПЕРЕ-: «Друг мой, ПЕРЕ-, меня не будет два- три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня в нужных словах». С тех пор подруги часто прибегают к такой хитрости, так как действительно очень похожи и близки».
Необходимо, однако, помнить о том, что использовать сказочные сюжеты на уроках следует, соблюдая меру, не пресыщать школьников введением в урок множества лингвистических сказок и рассказов. Нестандартный подход хорош лишь тогда, когда у учащихся возникает удивление перед чем-то необычным, когда они испытывают радость и удовольствие и в процессе работы над лингвистической сказкой или рассказом, и в результате создания собственных текстов.
Текст для чтения или рассказывания
Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я
Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -щегла. По случаю
праздника они даже выучились чирикать и щебетать.
Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки — яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят.
Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему — никто не знает.
Дополнение к сказкам и рассказам
Работаем по таблице
Использованная литература
доп. – М., 1966.– с.250.
58.
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина
skazki_po_orfografii.
Шеварева Лидия
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и
рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
Слушаем,
читаем,
запоминаем
Использованная литература
1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под
ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и
доп. – М., 1966.– с.250.
5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,
58.
6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,
«Просвещение», 1980. – с.266.
7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и
пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10.
9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3.
10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7.
11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,1991
12. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10.
13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994.
14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.
15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа.1991 №8
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина
skazki_po_orfografii.
Шеварева Лидия
МОУ «Школа № 112 города Донецка»
Лингвистические
сказки и рассказы
Учитель начальных классов
Луговая И.В.
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и
рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки
Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия «Гласные и согласные звуки
» использую в своей работе сказки и
«домик звуков
«.
Начинаю работу по знакомству детей с гласными
, затем с согласными звуками
. По мере знакомства с новым звуком
, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.
Сказки про гласные и согласные звуки
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи
. Для этого рассказываем детям вот такие сказки
.
Сказка о гласных звуках
В одной волшебной стране жили звуки
, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами
: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными
. Они очень дружили. Эти звуки
распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки
и правильно их произносить.
Для закрепления понятия «гласные звуки
»
можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки
»
А, У, О, И, Э, Ы.
Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений
: — спеть по очереди гласные звуки
, при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; — взрослый показывает артикуляцию гласного звука
, а ребёнок называет гласный звук
, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.
Гласные
тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
(В. Берестов)
Сказка о согласных звуках
«Послушайте «Сказку о согласных звуках
»
».
«Жили-были веселые человечки-звуки
. Они умели петь песни. Их звали «А»
, «О»
, «Э»
, «У»
, «Ы»
, «И»
, а вместе их называли — «гласные
» звуки
, У гласных звуков
были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь
. «П-П-П» — запыхтел согласный звук
«П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал
: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
«Т-Т-Т» — застучал звук
«Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
«К-К-К» — закряхтел звук
«К» и тоже не смог спеть песенку.
«Не печальтесь, не певучие звуки
, — сказала
голосистая девочка — звук
«А», — Мы, гласные звуки
, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны
?» «Согласны
! Согласны
!» — закричали звуки
.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки
. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.
Публикации по теме:
Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.
Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные»
Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»
Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки»
Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.
Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»
Мастер — класс РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на.
Обучающие сказки для детей
В стране Звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
«Как звуки научились превращаться в буквы»
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Всегда вместе
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — , и никак…
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали….
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.
Парад букв
Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.
Ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.
Доброго времени суток всем! Сегодня мой пост снова посвящен таким «непонятным» и нужным первокласснику звукам. Я уже писала об, которые мы делали с сыном, а теперь предлагаю сказку. Мой ребенок вроде лучше запомнил, чем при сотом повторении теории.
В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков
домики были выкрашены в красный цвет
, а у согласных в синий
. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.
Всего в королевстве было 42 жителя
: 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются». Вот например, [п]. В слове «пила»
звучит мягко, а в слове «пыль»
— твердо. Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки [ж],[ш]
и [ц]
решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ],[й]
и [ч]
очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.
Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя это мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки и даже целые слияния, для рождения новых слов.
Сказки знакомят детей с гласными и согласными звуками; формируют понятие «гласный звук», «согласный звук»; развивают слуховое внимание; помогают дифференцировать понятие «звук» — «буква».
Облегчают работу, связанную с объяснением темы «йотированные буквы».
Сказки можно использовать как полностью, так и частично, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказка о звуках и буквах.
Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она невидимая и очень большая.
На этой планете живут звуки — невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое солнышко. И звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их — гласными звуками.
На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было голоса, им всегда мешали губы, зубы и язык.
Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».
Согласны? – улыбнулось солнышко.
– Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.
Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки — невидимки, мы их слышим и произносим, но не видим.
И вот однажды, звуки – невидимки захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней вотцарил мир, тепло и согласие.
Жил-был звук
«a»
.
Он любил петь, широко открывая рот:
«a__»
.
Иногда звук
«a»
пел очень тихо:
«a, a, a»
.
Иногда — очень громко:
«a, a, a»
.
Когда звуку
«a»
было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
«a__a__a__a__a__a__a__»
.
Бывали времена, когда звук
«a»
играл на барабане:
«aaaaa, aaaaa»
.
А еще звук
«a»
пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук
«a»
за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Жил да был звук
«у»
.
У звука
«у»
была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок:
«у, у, у».
Звук
«у»
умел гудеть как пароход:
«у__ у__ у__»
.
Умел звук
«у»
гудеть и как поезд:
«у__у__у__у__у__у__»
.
Звук
«у»
умел гудеть и тихо:
«у__у__у__»
, и громко:
«у__у__у__»
.
Но больше всего звук
«у»
любил играть на трубе:
«уууууууу у__»
.
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
«уууууууу у__ »
.
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук
«у»
трубил отбой:
«у__у__ у у у__»
.
Все расходились, а песня звука
«у»
раздавалась все тише и тише:
«у__у__ у у у__»
.Так звук
«у»
утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Жил-был звук
«и»
.
Рот у интересного и привлекательного звука
«и»
всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво:
«и, и, и»
.
Иногда звук
«и»
играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ »
; и низко:
«и и ии ии и__»
и протяжно:
«и__ и__ и__ »
и отрывисто:
«ии ии и»
.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука
«и»
песню о Чижике-пыжике:
«ии ии иии__ ии и ии ии и__»
. Когда звук
«и»
прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Жил-был звук
«о»
.
Очень звук
«о»
любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук
«о»
пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок:
«о, о, о»
.
Звук
«о»
был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук
«о»
мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
«о о о_ о о о_ о о о_ »
.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»
Очень многим нравился звук
«о»
.
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Жил да был звук
«э»
.
Звук
«э»
всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят:
«э, э, э»
.
Звук
«э»
задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук
«э»
был известен и тем, что любил петь протяжные песни:
«э__ э__ э__ э__ э__»
.
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук
«э»
: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Жил-был звук
«ы»
.
Известен был звук
«ы»
своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук
«ы»
, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком:
«ы, ы, ы»
.
Звук
«ы»
умел петь и протяжно:
«ы__ы__ы__»
, и отрывисто:
«ы ы ы ы ы»
.
Иногда звук
«ы»
играл на барабане:
«ыыыыы ы, ыыыыы ы»
.
Иногда — пел тихие колыбельные песни:
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__»
.
Звук
«ы»
жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.
Сказка о звуках и буквах.
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
А — радостный и веселый,
У — угрюмый,
О — очень любил всему удивляться,
И — игривый, улыбчивый,
Э — медлительный, рассудительный,
Ы — самый упрямый
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.
Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так — говорит
А
. — У всех есть дома, а у нас нет.
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал
У
.
— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил
О
.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил
И
.
— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились
Э
и
Ы
.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить.
А
да
И
нашли по три палочки.
А
сделал шалаш с перекладиной.
И
к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У
и
Ы
взяли по две палочки.
У
смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком.
Ы
к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О
увидел колесо, оно ему и подошло.
Э
долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука
А
— домик-буква
А
, у звука
У
— домик-буква
У
, у звука
О
— домик-буква
О
, у звука
И
— домик-буква
И,
у звука
Э
— домик-буква
Э
, у звука
Ы
— домик-буква
Ы
.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— й, й, й, й.
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
— й, й, й.
Прислушался
И
и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука
И
, но с козырьком — для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.
Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— й, й й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать — й — й — й. Слушал-слушал
А
, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
— йА, йА, йА!
У вас здорово получается, — задумчиво протянул
У
, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали — йУ, йУ, йУ
О, как хорошо! Спой теперь со мной!- попросил
О
.
— Пожалуйста!
— йО йО йО! — полилась новая песня.
Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил
Э
, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.
Радуется И-краткий поет с
А
— получается «йА йА йА», поет с
У
— получается «йУ йУ, йУ», поет с
О
— получается «йО, йО, йО», поет с
Э
—получается «йЭ, йЭ, йЭ».
Опечалены были только
И
да
Ы
:
— Мило, очень мило, — вздыхал
И
, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал
Ы
.
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком
А
, со звуком
У
, со звуком
О
, со звуком
Э
.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
Я
А
.
Второй домик назвали буквой
Ю
, в нем И-краткий стал петь со звуком
У
.
Третий домик назвали буквой
Ё
в нем И-краткий стал петь со звуком
О
.
Четвертый домик назвали буквой
Е
, в нем И-краткий стал петь со звуком
Э
.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
Я
,
Ю
,
Ё
,
Е
.
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Так с тех пор и повелось в русском языке:
шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,
Гласных букв десять:
«а»,
«у»,
«о»,
«э»,
«ы»,
«и»,
«я»,
«ю»,
«ё»,
«е».
В четырех буквах-домиках:
«я»,
«ю»,
«ё»,
«е»
поет
«и-краткий»
дуэтом, то есть вдвоем с гласными
«а»,
«у»,
«о»,
«э».
все остальные звуки — согласные,
мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!
Литература: Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)