Преувеличивать как пишется или приувеличивать

не с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение наличие

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му контексту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую форму.

Понаблюдаем:

  • летя­щий самолет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посеяна;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Правило

Слитно пишут­ся с «не» дей­стви­тель­ные при­ча­стия в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не-.

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пассажир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший покупатель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгляда.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный участок;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квартира;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный продукт.

Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слитно:

  • недолюб­ли­ва­ю­щий соседа;
  • недогово­рив­ший о чём-то;
  • недооце­нив­ший его старания.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые слова:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не  докон­чен­ное вче­ра письмо
  • не доска­зан­ные им слова
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный журнал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птенцы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Правило

Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не».

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, сравним:

  • неви­ди­мые слезы;
  • не види­мые мною слезы;
  • нико­му не види­мые слезы;
  • вовсе не види­мые слезы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся слова:

непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли прилагательными.

Дополнительный мате­ри­ал

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Написание Правила Примеры
Раздельное Полное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный оборот пере­улок, не мощён­ный камнями;
ёлка, не укра­шен­ная игрушками;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до конца;
У пол­но­го при­ча­стия  име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а» уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный столбами;
рыба не запе­чен­ная, а провяленная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нараспашку;
Краткие при­ча­стия миф не развеян;
скор­лу­па оре­ха не расколота;
ключ не  потерян;
тесто не замешено;
Слитное Причастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не- нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
 У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых слов нета­ю­щие льдины;
нескры­ва­е­мое обстоятельство;
неза­стег­ну­тое пальто;
несо­бран­ный виноград;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до- недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное задание.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

ava author

Миф № 2. Написание разыскной
через а –
безграмотность, правильно только розыскной.

Цитата
: «Не может человек, получивший высшее юридическое образование, писать разыскной
через букву а
»
(из комментария М. Делягина к проекту закона о полиции).

На самом деле:
Сегодня нормативно именно такое написание – разыскной.

Читатель вправе спросить: почему «отменили» привычный вариант розыскной
и почему вообще с этим словом связано столько затруднений?

Начнем издалека. Как известно, русская орфография основана на морфологическом принципе, который заключается в следующем: каждая морфема (корень, приставка, суффикс) пишется по возможности одинаково, несмотря на то что ее произношение в разных позиционных условиях может быть различным. Именно этим принципом обусловлены правила, которые многие помнят со школьной скамьи: безударная гласная проверяется ударением в однокоренном слове, сомнительная согласная – той формой слова (или родственным словом), где за проверяемым согласным стоит гласный звук. Выражаясь сухим научным языком: фонемный состав морфемы передается по сильной фонетической позиции (для гласного это позиция под ударением, для согласного – положение перед гласным).

Примеров можно привести очень много. Мы произносим ду[п] и ду[б]ы, но пишем морфему во всех случаях одинаково: дуб, дубы.
Безударный звук в слове [т’и]желый
проверяется ударным гласным в слове тяжесть
, в [л’и]сной
– ударным е
(лес), а в лиса –
ударным и
и
сы). Это и есть морфологический принцип русской орфографии. Он действует при передаче гласных и согласных не только в корнях, но и в приставках, суффиксах, окончаниях. Так, безударный и
-в суффиксе —ник
(например, в слове работник
) проверяется ударным гласным в том же суффиксе в слове —ученик
.

По подсчетам лингвистов, морфологическому принципу отвечает 96 % написаний русских слов. И лишь 4 % – это разного рода исключения. И одно из таких исключений – написание приставки раз- (рас-) / роз- (рос-)
. Употребление гласных в ней не подчиняется общему правилу, о котором мы говорили выше: безударный гласный здесь не проверяется ударением. Для приставки раз- (рас-) / роз- (рос-)
действует особое правило: в безударной позиции пишется буква а
, хотя под ударением – только о

: раздать
, но розданный; расписать, расписной
, но роспись; разливать, разливной
, но розлив; разыграть, разыгранный
, но розыгрыш
. Это правило приведено в § 15 официально действующих «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года.

«Хотя в этой закономерности нельзя не увидеть отступления от основного принципа русской орфографии – фономорфологического („пиши то, что слышишь под ударением”), однако в пределах группы слов с данной приставкой это отступление выдерживается регулярно и становится дополнительным правилом, хорошо известным всем изучающим русский язык» (В. В. Лопатин. Орфография: саморазвитие и упорядочение // Вестник Российской академии наук. 1997. Т. 67, № 8).

А дальше начинается самое интересное.
Ни о каких исключениях в § 15 «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года не говорится!А следовательно, в соответствии с правилом, слово разыскной
(в котором приставка раз-
в безударной позиции) надо писать с буквой а –
так же, как слово разыскивать.
Однако в нормативных орфографических словарях (а также в справочнике по правописанию Д. Э. Розенталя), изданных после 1956 года, фиксировалось только написание розыскной.

Напомним: написание приставки раз- (рас-) / роз- (рос-)
само по себе является исключением из правил. Таким образом, розыскной
стало (внимание!) исключением из исключения, о котором в действующих правилах правописания нет ни слова.

В словарях последних десяти (и более) лет это неоправданное и не предусмотренное правилами исключение из исключения устранено. Сегодня нормативно разыскной
(иными словами, написание этого слова просто приведено в соответствие действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года). Такое написание было предложено в первом издании «Русского орфографического словаря» РАН 1999 года (и во всех последующих изданиях); разыскной
зафиксировано также в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003), «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка (5-е изд. М., 2008), полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006) и мн. др. изданиях. Вариант розыскной
сегодня считается устаревшим (хотя его можно встретить в переизданиях – в том числе «осовремененных» – словарей и справочников, фактически составленных в 1960-80-е).

Нельзя не признать, что написание разыскной
вызывает неприятие у некоторых носителей русского языка. Объясняется это очень просто: пишущие уже привыкли к тому самому «исключению из исключения» – к варианту розыскной
. Справедливы слова М. А. Кронгауза о том, что соображение, которым руководствуются лингвисты, – необходимость в устранении неоправданных исключений, нарушающих системность орфографии, – «отказывается принимать грамотный носитель языка. Пусть три, пусть десять исключений, но он к ним привык, и принцип сохранения графического облика оказывается важнее принципа системности» (М. А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008).

Однако написание разыскной –
отнюдь не нововведение. «Примечательно, что в Толковом словаре под ред. Д. Н. Ушакова (не ставившем задачи орфографической унификации слов) это прилагательное дано в двух вариантах – с буквами а
и о
после р
, причем как основной вариант дано разыскной
» (В. В. Лопатин. Указ. соч.). Предлагалось написание через а
и в первоначальном проекте академического «Орфографического словаря русского языка» под ред. С. И. Ожегова (1952, корректура). Иными словами, лингвисты уже давно указывали на необходимость фиксации написания разыскной.
Теперь оно стало нормой.

Поэтому предлагаем вам запомнить азбучную истину № 2.

Азбучная истина № 2. Прилагательное разыскной
пишется с буквой а
в соответствии с правилом: в приставке раз- (рас-) / роз- (рос-)
в безударной позиции пишется буква а, под ударением – о
.

Литература
:

1. Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956.

2. Лопатин В. В. Многогранное русское слово: Избранные статьи по русскому языку. М., 2007.

3. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М., 2003.

Владимир Пахомов,

кандидат филологических наук,

главный редактор портала «Грамота.ру»

Приставки
по-,
под-, об-

,
за-,
со-


и
другие

Правописание
приставок в русском языке может вызвать
трудности, потому что они часто
произносятся нечетко. Это объясняется
тем, что гласные в приставках нередко
бывают безударными, например: подать
(руку)
в приставке по-
гласный
о
звучит
как краткое а.

Независимо
от ударения в приставках по-,
под-, об-, от-, за-, со-
и
др. всегда пишутся одни и те же гласные,
Исключение составляет приставка раз
(рас-),
которая
в безударном положении пишется с а
(разбить, рассказать),
а
под ударением с о

(роспись,
россказни).

Не
только гласные, но и согласные звуки в
приставках при произношении часто
изменяются. Так, согласные, которые
находятся в конце приставки, под влиянием
последующего согласного произносятся
глухо или звонко. Например: открыть
отдать

первом случае произносится [т], так как
приставка оказалась перед глухим звуком
к,
во
втором вместо т
произносится
[д] о[дд]ать). Еще пример: предложить

предстоящий

первом слове в приставке произносится
д,
во
втором оно оглушается в от: пре
[т]стоящий).
Таким
образом, согласные звуки в приставках
об-,
от-, над-, под-, пред-, с-
и
др. представляют собой «сомнительные
согласные», написание их подчиняется
общему правилу: независимо от произношения
эти приставки всегда пишутся одинаково.
В этом случае реализуется морфологический
принцип русской орфографии. Исключение
составляют все приставки на з:
без- (бес-), воз-(вос-), из-
(ис
-),
низ-
(нис-), раз- (рас-), чрез- (чрес-),
в
них на письме отражается оглушение
согласного.

Приставки
на
з


и приставка
с-

1.
Приставки без-,
воз- (вз-), из-, низ, раз- (роз-), чрез-(через-)
пишутся
с буквой з
перед
гласными и звонкими согласными (б,
в, г, д, ж, з, л, м, н, р)
и
с буквой с
перед
глухими согласными (к,
п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ): безводный

бесконечный,
возглавить воспеть, изгнать истратить,
низложить ниспослать, разделать
распознать, чрезмерный чересполосица.

2.
В приставках раз-
(рас-) роз- (рос-)
под
ударением пишется о,
без
ударения а:
раздать розданный.

3.
Приставка с-
пишется
как перед глухими, так и перед звонкими
согласными: стереть
сделать.

Приставки
пре-

и
при-

1.
Приставка пре-

а)
высокой степени качества или действия
(возможна замена приставки словами
очень,
весьма),
например:
пребольшой,
пренеприятный, преувеличивать,
преуспевать;

б)
значение «через», «по-иному» (близкое
к значению приставки пере-),
например:
превращать,
преображать.

В
некоторых словах приставка пре-
теперь
не выделяется, например: презирать,
пренебрегать
и
др. Нет приставки и в иноязычных словах,
например: президиум,
прелюдия
и
др.

2.
Приставка при-
придает
словам следующие значения:

а)
пространственной близости, например:
приозерный,
приусадебный;

б)
приближения, присоединения, прибавления,
например: прибывать,
примкнуть, приделать, прислониться;

в)
совершения действия не в полном объеме
или на ограниченный срок, например:
приоткрывать,
приостановиться;

г)
доведения
действия до конца, например: приехать,
придумать.

В
некоторых словах приставка при-
не
выделяется, например: прибор,
приказ
и
др.

Следует
различать значение и написание близких
по звучанию слов с приставками пре-
и
при-,
например:
предать
(совершить
предательство) придать
(сделать
каким-нибудь по виду) (придать
официальную форму), пребывать
(находиться
где-нибудь) прибывать
(приезжать,
прилетать), преклонить
(колени)
приклонить
(голову),
преувеличивать

приумножать
и
т.п.

Особым
правилам подчиняются заимствованные
слова, в которых первая часть слова
(при-,
пре-)
не
тождественна русским приставкам при-
и
пре-.
Такие
слова в большинстве своем пишутся с
пре-;
преамбула, прецедент, претензия,
претендент, престиж, препозиция, прелюдия,
президент, президиум, превалировать.

Тема:
«Правописание приставок РАЗ- и РАС-»

Учитель:
Мелехина Алена Мирославовна

Предмет
: русский язык

Класс:
5 класс

Используемые педагогические технологии
: технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока:
Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-

Задачи урока:

Обучающие::



1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3.Повторить морфемный разбор слов;

4.Развить умение формулировать определение понятий;

5.Обогащать словарный запас учащихся;

6.Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:


1.Осуществление системно-деятельностного подхода;

2. Развитие внимания;

3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4.развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

5.развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

6.развивать умение применять новые знания;

7.развитие творческих, речевых способностей учащихся;

8.формирование логических умений;

9.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

10.развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:


1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Развитие коммуникативных УУД:

4.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока:
изучение нового материала

Формы работы учащихся
: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке.

Ход урока:

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний


Сегодня урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется.
Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь».
Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень — главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

А теперь давайте проверим ваши ответы. Все справились с заданием? Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .

3. Постановка учебной цели.

Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть — некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, во..вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)

3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве

хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)

4. Я

хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

5. Попробуй в…глянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, не…терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)

6. Во…вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).

А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-).

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС- .Запишите число и тему урока.

Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока?
Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(
научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)

Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.

Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило. (затем обратимся к учебнику на с.58)

Алгоритм рассуждения



З или С?




Смотри на следующий после приставки согласный



если звонкий пиши З если глухой пиши С

без- бес
воз – вос
раз – рас



Вывод:


от чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)

Правильно мы сформулировали правило?(да)

Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)

О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)

Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.

Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.

Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)

Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.

Сделайте вывод.

Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок из-ис-, без-бес-, воз-воз-

Работа с пословицами и поговорками.


БЕЗ или БЕС?




рочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?

Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.



Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

!!!

Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.



Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Молодцы ребята! А теперь нам предстоит встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой

2.Но царевна молодая,

Тихомолком
расцветая,


Между тем росла, росла.

Поднялась — и
расцвела.


3.Вдруг
раздался

легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок
вспорхнул

со спицы

4.«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха
вздурилась…

»

5.
Испугался

бесенок, да к деду,

Рассказывать

про Балдову победу

Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.

Наше следующее задание — решение тестов



Отметьте правильный ответ:



1.

Слово с приставкой без-



а) бе..предельный

б) бе..численный


в) бе..болезненный

г) бе..шумный

2.

Слово с приставкой рас-



а) ра..статься


б) ра..думать


в) ра..давать


г) ра..говориться

3.

Слово с приставкой бес-



а) бе..радостный


б) бе..шумный


в) бе..заветный


г) бе..брежный

4.

Слово с приставкой раз-



а) ра..шумелся


б) ра..щелина


в) ра..винтить


г) ра..четливый

Работа в группах.


1 группа – образуйте от данных слов прилагательные


    Небо без звёзд

    (беззвёздное)

    Вход без платы

    (бесплатный)

    Пустыня без воды
    (безводная)

    Дорога без конца
    (бесконечная)

    Ребенок без помощи
    (беспомощный)

    Жидкость без цвета
    (бесцветная)

    Плач без звука

    (беззвучный)

    Движение без шума
    (бесшумное)

    Шоколад без вкуса (безвкусный)

2 группа – присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).


Бить, кинуть, бежать, смотреть, править

Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

6.Какая форма работы вам понравилась больше?

Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание

А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)

Выберите одну карточку для работы.

1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»

Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи
. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».

Распределить слова по столбикам.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».

Составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.

Предметные:

  • · знать, как пишутся приставки раз-, рас-;
  • · находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
  • · правильно выделять приставки в словах;
  • · уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-;
  • · уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

  • 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
  • 2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». — Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
  • 3. ИКТ

Таблица 1

Тема урока:

Правописание приставок раз-, рас-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация

направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Всем, всем — добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!

(слайд № 2)

Уточнить, как готовы дети к уроку.

Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Актуализация знаний

Мотивировать учащихся на изучение темы

Учитель сообщает:

На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, и мы являемся участниками заседания клуба

«Ключ и Заря»

(слайд № 3)

  • — А кто такая Волшебница? Как её зовут?
  • -Волшебница начала заседание клуба словами

Я хочу вам РАСсказать

Об Иван Иваныче,

Он однажды РАЗболелся

Лёжа на диванчике.

  • (слайд № 4)
  • — Что вставили?
  • — Как правильно писать приставку и в каких словах пишется раз-, а в каких раз-?

Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой.

Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке.

Учащиеся высказывают свои ответы:

На уроке мы сегодня будем говорить о приставках рас -, раз-..

Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.

Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Познакомить учащихся с учебной задачей.

Учитель спрашивает:

Кто сможет назвать тему

заседания?

  • — Правильно, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»
  • (слайд № 5)

Какие цели вы бы себе поставили, чему хотели бы научиться?

(слайд № 6)

Объяснить задание:

Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на ЭКРАНЕ)

(слайд № 7)

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, ф..врал, расстояние

  • — Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв)
  • — Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)
  • — Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

Выделите в этом слове приставку рас-

  • — А что такое приставка?
  • — Чем отличается приставка от предлога?
  • — На уроке вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на доске

«Правописание приставок

раз- и рас-»

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему?

Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние).

Откройте учебники на с.17.

Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок.

Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 9)

Высказывают свои ответы:

Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-.

Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»

Прослушиваем высказывания учащихся.

Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

  • -Слово расстояние не имеет пропусков букв.
  • -Это словарное слово мы ещё не учили.
  • -Приставка рас-
  • (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Ответы учащихся:

  • — Приставка — часть слова.
  • — Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка

написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд №7)

Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги.

Чтение учащимися упр.10.

Коллективное составление плана работы с заданием.

Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.

(В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз- разломать, разбросать, разболтать, размешать.

Во II столбик слова с приставкой рас- растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать (слайд № 10) (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 10)

Самооценка

(слайд № 11)

Метапредметные:

Анализируют учебную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.

Познавательные: различать приставки и предлоги.

Коммуникативные:

уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

уметь работать

с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-.

  • — Продолжаем наше исследование.
  • (слайд № 12)

Отделить все части слова!

Разложить по кармашкам!

  • — разобидеть
  • — разубедить
  • — разоружить
  • — разодеть

После написания: учитель спрашивает:

  • — Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)
  • — С какой буквы начинается корень. Какой звук она обозначает?
  • — Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.
  • (Приставка раз- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.

Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных).

А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике).

Разрезают слова, раскладывают по кармашкам (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 13)

Самооценка

  • (слайд № 15)
  • (слайд № 16)

Проговаривают алгоритм:

  • — читаю слово;
  • — определяю, с какого звука начинается корень;
  • — делаю выбор приставки.
  • (слайд № 18)

Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши.

После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;

уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

Динамическая пауза

Цель: Дать возможность уч-ся отдохнуть

Проведём музыкальную физминутку

Учащиеся выполняют движения под музыку (слайд № 17)

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Цель: Обобщить

полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тром (над)..осквой ра..дался ра.. катистый гром

(слайд № 20)

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.

  • — Проверьте, как вы выполнили это задание.
  • (слайд № 21)

Самостоятельное выполнение задания в тетради.

Начертить луч самооценки.

Учащиеся называют орфограммы и отмечают их на луче.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

Самоопределяются в УД.

Рефлексия деятельности

Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 22).

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок (уточняем перед какой буквой пишутся приставки)

Личностные:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Домашнее задание

Цель: Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

(слайд № 23)

т. упр.12, с. 11 в учебнике.

стр. 18 правило.

На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую

работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».

  • (слайд № 24)
  • — Оцените свою работу на уроке.
  • (слайд № 25)

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают, как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

5-й класс

«Приставучая» морфема

Вы, конечно, догадались, что речь идет о
приставках. Эти волшебные морфемы не просто
«пристают» к словам – они придают словам
удивительно разные смыслы. Например: заплетать,
уплетать, переплетать
… Продолжите этот ряд,
насколько сумеете.

Или: понимать, отнимать
… И этот ряд
продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько
сможете (на самом деле вы знаете их все, дело
только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели
вспомнить 30–40 – значит, у вас совсем не плохая
готовность памяти. Если меньше – отложите работу
на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней
и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно
работающих приставок.

Ответ:
без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-;
внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-, изо-; ис-; между-,
меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-,
обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-;
после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-;
раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-, со-; сверх-; су-; у-;
через-, чрез-, черес-.

С теми приставками, которые вы сами не
вспомнили, напишите как можно больше слов, а
потом придумайте с этими словами несколько
смешных предложений или небольшую занятную
историю.

Задание 1.
В каждой четверке слов одно без
приставки. Обнаружьте его
.

1. Расписной, рассыпной, роскошный,
расставленный. 2. Приспосабливающийся,
принципиальный, призывающий, принудительный. 3.
Беспристрастный, приключенческий, допризывник,
приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те,
которые кажутся вам трудными, и сделайте все,
чтобы их запомнить.

Задание 2.
Из данных слов выпишите сначала
слова без приставки, потом с одной приставкой,
потом с двумя или тремя
.

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный,
обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск,
обеспечить, обессилеть, облагороженный,
областной, облокотиться, обожженный, общежитие,
ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение,
одновременный, одолжение, одушевление,
оживление, ожесточение, основной.

Ответы:

1) обезьяна, обелиск, областной,
общежитие, ожерелье, одновременный, основной; 2)
обворожительный, обнародовать, облагороженный,
облокотиться, обожженный, объезженный,
объяснение, облегчение, одолжение, одушевление,
оживление, ожесточение; 3) обездоленный,
обеззараженный, обезличенный, обессилеть,
обеспечить.

Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если
какие-нибудь из них вам кажутся трудными,
сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Задание 3.
Из данных слов выпишите такие,
внутри которых спрятались приставки.

Землетрясение; громоотвод, гостеприимство,
сумасшествие, накопительство,
очковтирательство, доброжелательство,
благословение, благоприобретенный,
драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный,
железнодорожный, благоразумный, путешествующий,
деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ:

громоотвод, гостеприимство,
сумасшествие, очковтирательство,
благоприобретенный, водопроводчик,
сногсшибательный, благоразумный,
деревообрабатывающий.

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают
при написании приставок, все приставки можно
разделить на следующие группы.

Первая группа
– самая беспроблемная. Это
приставки, которые пишутся всегда одинаково:
в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-;
па-

(только под ударением – паводок,
пасынок
); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-;
предо-; раза-; с-; со-; су-; у-

и другие.

Вторая группа
– это приставки, которые
пишутся, «подлаживаясь» к идущим за ними буквам.
Это без- – бес-; вз- – вс-; воз- – воc-; из- – -ис-;
низ- – нис; раз- – рас-; роз- – рос-; через-
–черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при
письме. Сформулируйте это правило сами.

Третья группа
– приставки, правописание
которых зависит от смысла. Это при-

и пре-.

Итак, три группы приставок. Составьте с ними
таблицу, а если любите рисовать – изобразите их
как-нибудь поинтереснее.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Первая группа приставок

Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за-
до-, у-, пере-, по-, под-, про-

(кроме: прабабушка,
прадед
…).

1.Неизменяемые

2. Правописание гласных (ы, и)
после
приставок, оканчивающихся на согласный.

Запомните:

после неизменяемых приставок (сверх-
,
меж-
, контр-,
супер-)
корень начинается
на
, а после других приставок – на
.

Запомните:
взимать
произносится и
пишется с и.

Вторая группа приставок

3. Правописание з, с

в конце приставок
зависит от следующего звука корня.

7 2

Запомните:

а) Приставка с-

пишется всегда
одинаково, независимо от произношения.

б) В словах: здесь, здание, здоровье
з


входит в состав корня.

в) В составе сложных слов пишите з:

близсидящий,
близстоящий
.

4. Правописание приставок роз-(рос-)

и раз-
(рас-)

определяется ударением.

8 1

Третья группа приставок

5. Правописание приставок
пре-,
при-.

8 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Правописание первой группы приставок

Задание 1.
Вставьте пропущенные
орфограммы и объясните правописание.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный,
пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть,
без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш,
небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный,
под_нтегральное?число, об_грать, из_мать.

Меж_нститутский, сверх_ндустриальный,
сверх_нтересный, меж_рригационный период,
меж_здательский, сверх_мпульсивный.

Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский,
дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм,
пан_сламизм.

Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор.

Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный,
спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный,
без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный,
небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный,
вз_скать, меж_гровой, дез_нформация,
сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный,
Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать,
сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Правописание второй группы приставок

Задание 1.
Вставьте орфограммы и
объясните (графически) правописание.

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный,
бе_конечный, бе_костный, бе_численный,
бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый,
бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный,
бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание,
мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить,
во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный,
и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать,
и_держки, и_давна, и_подлобья.

Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать,
ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться,
ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь,
ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

Чере_чур, чре_мерный.

Дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать,
_бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть,
_горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги,
_дернуть, _гореть.

Задание 2.
Запомните правописание
следующих слов. С этими словами составьте
предложения.

В русском языке есть несколько пар слов,
которые удобно объединить в таблицу. Такое
сопоставление помогает запомнить правило.

Без ударения – а,

под ударением – о.

Рассыпать – россыпи;

распускать – роспуск;

расписание – роспись;

рассказ – россказни;

развалиться – розвальни;

разыграть – розыгрыш;

раздать – розданный;

разыскать – розыск.

Задание 3
. Разберите слова по составу.

Израсходовать, исподлобья, исподтишка,
неизмеримый, безвыездный, безрассудство,
пересдавать, переиздавать, предрассветный,
порассказать, непревзойденный, предположение,
предрассудок, побеспокоить, перераспределение,
поднажать, распропагандировать,
распространение, расположение, неиссякаемый,
унаследованный, несоразмерный.

Задание
4.

Замените данные слова
синонимами с приставками на з, с.

Бесконечно (беспредельно, безгранично),
спокойный (безмятежный), влезать (взбираться),
возглас (восклицание), волнение (беспокойство),
жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно
(бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый
(беспредельный), приказ (распоряжение), простой
(бесхитростный), пробовать (испытывать),
противоречить (возражать), постоянно
(беспрестанно, беспрерывно), разумно
(рассудительно), равнодушный (бесстрастный,
бесчувственный), слабый (беспомощный,
бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур,
чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо
(беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный),
ярость (исступление).

Задание
5.
Подберите антонимы к данным
словам.

Собрать (разбросать), сэкономить
(израсходовать), трусливый (безбоязненный,
бесстрашный), добрый (бессердечный,
безжалостный), гуманный (бесчеловечный),
затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).

Задание
6.
Подберите однокоренные
антонимы, заменяя приставки.

Уехать (приехать), завернуть (развернуть),
развязать (завязать, связать), подойти (отойти),
прилететь (улететь), приносить (относить), смотать
(размотать), приползти (отползти), закрыть
(открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).

Правописание третьей группы приставок

Задание 1.

Запомните слова-исключения
(словарные слова), в которых встречаются
приставки пре-, при-.

пре-

при-

преодолеть

прекословить,
беспрекословный

пренебрежение

пресмыкаться

препятствие

пресловутый (широко известный, нашумевший, но
сомнительный или заслуживающий отрицательной
оценки)

преимущество

претензия

президиум

президент

премьера

препарат

(знаки) препинания

прелюдия

притязать, притязание

присягать,
присяга привередничать, привередливый

примирить, непримиримый

приурочить

прихотливый

приоритет

привилегия, привилегированный

примитив, примитивный

приукрасить

прискорбный

прическа

приличный

причудливый

Задание 2.
В русском языке есть
несколько пар слов, которые удобно объединить в
таблицу. Написание приставок пре-, при-
в
этих словах связано с различием в их значении.
Составьте предложения с данными словами.

при-

пре-

Прибывать
(«приезжать,
приходить»). Поезд прибывает. Прибытие.
Расписание прибытия поездов
Пребывать
(«находиться
где-нибудь или в каком-нибудь состоянии»).
Пребывание в столице. Пребывать в унынии
Придать
(«усилить, прибавить
чего-либо, дать дополнительно»). Придать
храбрости. Приданое. Придать нужную форму
Предать
(«изменить, нарушить
верность, забыть»). Предать друга. Предать огню.
Предать забвению. Предание. Народное предание
Приступить
(«начать»).
Приступить к работе. Приступить к занятиям
Преступить
(закон).
Преступник, преступление, преступность,
преступный
Приклонить
(голову) (только в
значении «найти или не найти приют»). Негде
голову приклонить. Будет где голову приклонить
Преклонить
(голову, знамена,
колени) («склониться, опустить вниз, выражая
глубокое уважение, восхищение»). Преклонение
Притворить
(«неплотно
закрыть»). Притворить дверь
Претвориться

(«осуществиться, воплотиться»). Замысел
претворился в жизнь
Притвориться
(«с целью
ввести в заблуждение»). Притвориться спящим.
Притворщик, притворный, притворство
Презреть
(«пренебречь
чем-либо»). Презреть опасность. Презрение,
презренный, презрительный, презирать
Призреть
(«дать приют») –
устарело
Предел
(«граница, черта»).
Предел скорости, предел желаний, за пределами
страны
Придел
(«пристройка»)
Предельный
, беспредельный
Приемник
(«то, что
предназначено для приема»). Радиоприемник,
детский приемник
Преемник
(«продолжатель дел,
традиций»). Преемственность, преемственный
Приуменьшить
(«несколько
уменьшить»)
Преуменьшить
(«значительно
уменьшить»)

Запомните:
преувеличить

пишется только с приставкой пре-.

10 1Задание
3.
Запомните написание слов с приставками пре-

и при-
в словосочетаниях. Составьте
предложения с этими словосочетаниями.

Преклонный
(приближающийся к старости) возраст,
неприступная
(от приступ
) крепость,
камень преткновения
(помеха, затруднение), непреложный
закон
(не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее
значение
(безвременное, долговечное), превратности
судьбы
(злоключения, перемена, поворот в
событиях).

Задание 4.
Выделите приставки в словах,
объясните правописание.

Приступить к занятиям, преступить закон,
пресечь разговоры, превосходить, прибить,
приглушить, привокзальный, превысить скорость,
пресветлый образ, привесок, приокский,
пренеприятный, прерываемый, привязанный,
непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд)
прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову
негде, преклонить колени (в знак уважения),
пригородный, приклеить, присесть, преграда,
предел желаний, придел храма, преемник поэта,
радиоприемник, преданья старины, непреклонная
воля, немного приуменьшить, притерпеться,
придать лицу выражение, преобразовать,
пригвоздить, приворожить, пребывание делегации
за рубежом.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Мы с вами прошли сквозь заросли русских
приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.

Запишите столько приставок, сколько вам
удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их
можно разделить и какие трудности таит каждая
группа.

Задание 1.

Диктант с
предварительной подготовкой.

Сначала выпишите из текста все слова с
приставками первой и второй групп, потом –
остальные трудные для вас слова и сделайте все,
чтобы их запомнить. Потом запишите текст под
диктовку.

О ЛЕОНИДЕ УТЕСОВЕ
(Из воспоминаний Б.Ефимова)

Каждая встреча с этим человеком была приятной и
радостной, удивительной и запоминающейся. И не
только когда он выходил на сцену, восторженно
приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены.
Неповторимый певец, талантливый и неистощимо
изобретательный руководитель созданного им
джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и
режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве
только джаз? Утесов поражал многогранностью и
непредсказуемостью своей одаренности. Мне
доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и
великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко.
Он был превосходным оратором, писал отличные
стихи, умные и душевные.

Таков был Утесов – всегда общительный,
компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим
его чувством юмора и радостью бытия он щедро
делился с окружающими. Он любил видеть вокруг
себя слушателей, ему нравилось обращаться к
аудитории везде и повсюду.

Песни Утесова помогали не только жить, но и
воевать. Помогали сопротивляться фашистскому
нашествию и победить врага, а потом
восстанавливать разрушенную войной страну. Это
хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный
чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в
душу голос Утесова радует нас и сегодня, в
переживаемое нами лихолетье. Он поднимает
настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим,
выживем.

Задание 2.
Вместо словосочетания запишите
одно синонимичное ему слово, пользуясь
приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

Образец:

лишенный смысла – бессмысленный
.

Никогда не умирающий, находящийся за пределами
здания школы, находящийся вблизи берега, дать
новое имя, вселить надежду, лишить оружия,
задуматься на некоторое время, лишить
возможности причинять вред, подозвать лошадь с
помощью приманки, очень старый человек.

Задание 3.

Проверьте вашу память:
запишите в два столбика столько слов с
приставками при-
и пре-
, сколько сумеете
вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по
словарю.

Задание 4.
Попробуйте сочинить свой
рассказ, используя слова с приставками всех трех
групп.

Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,

г. Томск

Правило написания приставки “при-”

Приставка “при-“ пишется, если необходимо обозначить:

  • приближение (прибежать, приземляться, приехать и т.п.)
  • присоединение,прибавление (привязать, прикрутить, прибить)
  • пространственную близость (пришкольный, придворный, прибрежный)
  • неполноту действия (приоткрыть, приуныть, привстать)
  • доведение действия до конца (приучить, придумать)

Отмечаем, что в некоторых словах невозможно определить по смыслу написание приставки и правописание таких слов следует проверять в словаре.

Приставка пре-

Приставка пре- пишется в следующих случаях:

  • Когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру: превосходный, превозносить, преувеличивать, преинтересный. В этом случае еще можно заменить приставку на слова «очень», «весьма».
  • Когда она близка по значению к приставке пере- в значении «через», «по-иному»:
  1. преграда, сравним — «перегородить»,
  2. преступить черту, сравним – «переступить».

Теперь мы знаем, когда пишется приставка «пре».

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Для удобства оформили правила написания приставок пре- и при- в виде таблицы — удобно сохранить на смартфон или распечатать и хранить в учебнике.

Правописание приставок пре- и при- ПРЕПРИ

  1. Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).
  2. Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).
  1. Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).
  2. Добавление, присоединение: приделать, прикупить.
  3. Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);
  4. Завершенное действие: приготовил, примирил.
  5. Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;
  6. Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.

Если под рукой нет таблицы, можно использовать вот такой алгоритм написания приставок «при» и «пре»:

Приставки в словах иноязычного происхождения

Морфемы, которые звучат как пре- и при-, встречаются и в других языках, в том числе в латыни, откуда мы заимствовали немало терминов. Такие слова невозможно проверить, пользуясь этим правилом. Их надо или запомнить, или уточнить орфографию с помощью словаря.

Приведем примеры: президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера.

Особые случаи написания слов с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

В некоторых случаях значение слова зависит от контекста, то есть от словосочетания или предложения, в котором оно употреблено.

Различай лексическое значение и пиши правильно приставку!
Пребывать в Москве (= находиться). Прибывать в Москву (= приезжать, то есть приближаться к Москве).
Претворить планы в жизнь (осуществить, воплотить). Притворить дверь (= обозначает неполное действие, то есть закрыть не до конца).
Предать друга (выдать, изменить).

*с приставкой «ПРЕ» пишутся однокоренные существительные «предатель», «предательство».

Придать форму шара (= приближение, приблизить к форме шара).
Преступить закон (= «переступить черту», нарушить закон). Приступить к работе (= приближение, начать работу, приблизиться к работе).
Предел терпения («дальше некуда», ограничение, граница). Придел церкви (= пристройка к церкви).
Преемник дела отца (= «перенять», продолжатель). Приемник (прибор, образовано от глагола «принимать»).
Презирать опасность (пренебрегать, считать недостойным, не уважать). Призреть сироту (= приютить, приблизить к себе, проявить заботу).
Преклонить колена перед героем (= очень, очень уважать, восхищаться). Приклониться к земле (= приближение, низко наклониться).
Преходящая популярность (= переходит, временная, недолговечная). Приходящая няня (= приходить).
Превратное понятие (= перевернутое, очень неверное, неправильное) Привратник замка (сторож, стоит «около» ворот).
Претерпеть изменения (= перетерпеть, пережить). Притерпеться к трудностям (= привыкнуть).
Препираться с соседом (= переругиваться, спорить). Припереть дверь (придержать, прикрыть)

*в однокоренных глаголах также пишется приставка «ПРИ»

Преуменьшить (сильно уменьшить).

Он переврал абсолютно все, глобально преуменьшив заслуги героя.

Приуменьшить заслуги (= слегка, чуть-чуть, немножко уменьшить).
Преумножить богатство (= очень, сильно увеличивать). Приумножить (немного увеличивать).
Непреложный закон (нерушимый, нельзя «переложить»). Приложить усилия (что-то к чему-то приложить, приблизить).
Непременное условие (обязательно к выполнению). Неприменимый закон («нельзя применить»).

Исключения

В русском языке есть особая группа слов, лексическое значение которых сложно или невозможно отнести к какому-либо пункту правила. Это словарные слова, их написание необходимо запомнить или проверять по орфографическому словарю!

Таблица «Слова исключения с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

ПРИ ПРЕ
Без прикрас Преобразовать
Беспристрастный Преследовать
Восприимчивый Беспрекословно
Гостеприимный Презент
Достопримечательность Президент
Неприступный Препарат
Неприхотливый Прецедент
Неприятель Преодолеть препятствие
Приватный Превратность судьбы
Привереда Беспрестанно
Прискорбный Превозмочь боль
Причудливый Преклонный возраст
Привилегия Преимущество
Приоритет Без преувеличения (сказать)
Присутствовать Превыше всего
Приверженцы старины Знаки препинания
Приемлемый Препарат
Жить припеваючи Прерогатива
Приободрить Препона
С пристрастием судить Претить
Приключение Префектура

В русском языке существуют слова, в которых «ПРЕ» и «ПРИ» не являются приставками, а входят в корень слова. Эти слова необходимо запомнить!

ПРИ: привет, пример, природа, причина, прилежный, приятный.

ПРЕ: предмет, препятствие, премьера.

img3

Как отличить пре- от при-

Чтобы правильно написать приставку, надо сначала постараться определить ее значение:

  • если значение близко к «пере» или «очень», написать пре-;
  • если она имеет значение приближения, присоединения, территориальной близости или неполного действия, написать при-;
  • если не удается с уверенностью определить правописание приставки или слово иноязычное, надо обратиться за помощью к словарю.

Приведем примеры:

  • превратить — приставка близка по смыслу к приставке пере-, ведь это слово означает «переделать», поэтому пишем пре-;
  • причудливый — приближение: близкий к чуду, поэтому при-;
  • пресмыкающееся — трудно определить значение приставки, поэтому разумнее посмотреть в словаре.

Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».Заключение

Таблица «Правила написания приставок «ПРЕ» и «ПРИ»

Основные значения и примеры употребления приведены в таблице.

Значение приставок
ПРИ ПРЕ
1.      Приближение

Приехать, прилететь, приползти, прибежать.

2.      Присоединение

Приклеить (присоединить с помощью клея).

Прибить (присоединить с помощью гвоздей).

3.      = ОКОЛО

Пришкольный двор (двор около школы).

Привокзальное кафе (кафе около вокзала).

Приморский город (город около моря).

4.      Неполнота действия, = чуть-чуть

Прикрыть, привстать, притормозить, присесть.

5.      Доведение действия до конца

Пристрелить, придушить, приучить, причесать.

6.      Сопутствующее действие

Припевать, пританцовывать, присвистывать.

7.      Совершение действия в чьих-либо интересах.

Присвоить, приобрести, приберечь

1.      Высокая степень качества, = очень

прехорошенький (очень хороший),

преинтересный (очень интересный),

премилый (очень милый).

2.      Близость к приставке «ПЕРЕ»

Прекратить (= перестать).

Преграда (= перегородить).

Упражнение

Образец рассуждения:

Пр…скакать – это слово означает приближение, поэтому нужно писать «И».

Пр…клеить, пр…винить – это слова, обозначающие присоединение, поэтому нужно писать «И».

Пр…интересный (урок) – это слово, обозначающее «очень интересный», поэтому необходимо писать букву «Е».

Источники

  • https://RusskiyPro.ru/pravopisanie-pristavok-pre-pri/
  • https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-pristavok-pre-i-pri
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pristavki-pre-i-pri-pravopisanie.html
  • https://nauka.club/russkiy-yazyk/pristavki-pre-i-pri.html

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )

  • Преувеличить как пишется при или пре
  • Преувеличенное мнение как пишется
  • Преумножать или приумножать как правильно пишется
  • Преуспевающий бизнесмен как пишется
  • Претендент или притендент как правильно пишется