Преувеличить как пишется правильно и почему

Главная общество анна мищишин 11 декабря 08:00 0 фото: иванов алексей / униан / фб галина шура только вперед! небольшое
  • Главная
  • Общество

Анна МИЩИШИН

11 декабря 08:00
0

Самая грамотная жительница страны: Кто такой Андрухович - узнала перед радиодиктантом

Фото: Иванов Алексей / УНИАН / ФБ Галина Шура

«Только вперед!»

Небольшое село Комарове над речкой Припять находится в десяти минутах езды от поселка Ратно на Волыни, к чьей общине оно принадлежит. До границы с Беларусью – километров 20. Как и все селения в глуши, Комарове понемногу вымирает… В местной школе осталось всего 57 детишек — здесь учатся до девятого класса. Местные вздыхают: скорее всего, заведению осталось работать недолго — уже со следующего года могут оставить только начальные классы, а там и вовсе, чего доброго, закроют… Содержать его общине не под силу.

Хотя школа в Комарове не пасет задних по уровню образования. Местные выпускники учатся в престижных вузах в Киеве и других областных центрах. А учительница украинского языка и литературы Галина Шура, которая работает в ней уже 36 лет, на днях второй раз стала победительницей радиодиктанта национального единства. На этот раз — единственной среди многочисленных участников, не допустившей ни одной ошибки.

«КП в Украине» связалась с победительницей.

— Галина Серапионовна, поздравляем с победой! Поделитесь, зачем вам, учителю украинского языка, сдался этот диктант? Вы не уверены в своих знаниях?

— Не то, что не уверена — хочется больше знать. Пишешь, что-то новое узнаешь, совершенствуешь полученные навыки, а что неизвестно — ищешь. Хочется писать — потому, что это шаг вперед. А мы же с детьми работаем, и нам нужно только вперед.

— Много сомнений было во время диктанта?

— На первый взгляд, он показался мне несложным. Но зная, что там будет и какое-то усложнение, в нескольких местах раздумывала — не сразу отправила.

— Что было самым сложным?

— Самой тяжелой была определенная конструкция во втором абзаце, которая выделялась тире. Автор читал, и на этом месте слово «проносилось» прозвучало громче… Уже в последние секунды поставила там восклицательный знак.

«Как жить в Украине, не зная родного языка?»

— Как нужно готовиться к диктанту, чтобы победить? Вы как готовились? 

— Честно говоря, я не готовилась. Просто искала, кто такой Андрухович, чтобы с его стилем познакомиться. И уже потом, когда закончила писать, продолжила совершенствовать свои знания об авторе. А особенной подготовки не было.

— И как вам Андрухович? Нравится?

— Честно — не читала особо. Так, урывками — оттуда кусочек, оттуда. Слышала — современный, модерный, популярный… Но, знаете, в программе школы для изучения его нет. Получается, интересуешься, но в общих чертах.

— Галина, такая идеальная грамотность что-то дает в жизни? Так ли это необходимо в наш век, когда все ошибки в текстах автоматически исправляются?

— Быть грамотным — это не является чем-то плохим, это очень даже хорошо. И как жить в Украине, не зная своего родного языка? В первую очередь надо знать свой родной язык, в совершенстве знать. Хотя часов в школе у нас немного — уже английского больше по расписанию, а украинский сокращают… И английский, как международный язык, важен, но и родной важен. Если б увеличивали часы, то дети были бы грамотнее. Но не все дети гуманитарии и не всем легко идет язык.

— Может ли ваша победа в этом соревновании среди самых грамотных сегодня быть стимулом для детей?

— Да, это же пример. Я стараюсь писать с детьми и отправлять работы вместе, но сейчас из-за карантина и дистанционного обучения не сделали этого. Хотя дети из 8-го класса дома пытались, но не успевали записывать и забросили. В прошлые годы я писала со своими выпускниками, а в последнее время и дети не очень хотят, и эти ограничения выбивают из колеи. Если б были в школе, то писали бы, а дома я не могу их проверить и организовать.

— А как вы вообще этот диктант проходите? Знаю, некоторые записывают на диктофон, а потом еще раз слушают.

— Я записала за один раз, а что не успевала, дописывала при повторном чтении. Просто почерк вышел такой «карлючками» — потому, что спешила. Но потом села и спокойно переписала. Еще немного подумала, исправила и так отправила.

Джамала научила: «крымскотатарский» пишется слитно

— Вы уже не первый год пишите диктант…

— Я пишу уже лет шесть, но отправляю не всегда. В 2017 году тоже была победителем. Тогда мне прислали диплом за безупречное написание. После этого еще несколько раз писала. В прошлом году «короной» заболела и по состоянию здоровья не писала. А в этом году решила не пропускать. Это второй раз я победила, но первый, когда я единственная победительница. Есть диплом, две книги прислали интересные.

— На этот раз вы были уверены в своей победе?

— Нет, я не была уверена. Прошел период, можно было свериться с правильным текстом, а я как-то… Не то, что боялась, а думала просто: что будет, то будет. А раньше проверяла, это был стимул — я чего-то не знаю, значит, нужно посмотреть и запомнить. Когда был текст про Джамалу, я написала «крымскотатарский» через дефис, а нужно слитно. Это я на всю жизнь запомнила.

— Еще кто-то из вашего окружения пишет диктант? Может, родные или с учителями соревнуетесь в грамматике?

— Мама, ее уже год как нет, оставалась дома и радио слушала. И в день письменности тоже писала, пока еще видела. Я в школе, она — дома. Она не отправляла, дома я проверяла —   даже не знала, что моя мама пишет так грамотно. Было несколько ошибок, но все равно такого я не ожидала от нее. Она библиотекарь. Но в последние годы перед пенсией работала совсем не по профессии — бухгалтером-кассиром…

— 75-летняя Кристина Гоянюк из Львова пишет диктанты уже 20 лет… Вы тоже не настроены бросать?  

— Я по радио слышала о ней, в прошлом году тоже какую-то ошибку допустила. Думаю, что у меня получилось благодаря моей интуиции. Конечно, я каждый год буду писать диктант с детьми вместе. Все — дети хотят или нет, но будут!

— Как вообще проводите день радиодиктанта? Диктант и проверка много времени занимают, отпрашиваетесь с работы?  

— Я ставлю в известность дирекцию, мне выделяют класс, и с желающими детьми из разных классов мы организовываемся и пишем. Дирекция помогает, не запрещает.

— К вам односельчане приходят с просьбами помочь правильно что-то написать, составить письмо?  

— Если обращение, какие-то документы оформить — то да, были случаи, когда обращались.

Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/

Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/

Ученик — на автомобиле, а учитель — на велосипеде

— Много ваших учеников являются призерами или победителями олимпиад?  

— В последние годы нет. Школа маленькая — по пять-шесть детей в классе. Одна выпускница учится в Киево-Могилянской академии на журналиста — она и в конкурсах, и на олимпиадах призовые места занимала. Она уже взрослая. У каждого ребенка своя склонность. Не все гуманитарии, не все математики. Может, и от учителей зависит. Знаю по себе: если учителя любишь, то и предмет любишь.

— Какие проблемы сейчас есть в украинской школе?

— Если нашу школу брать… В этом году мы еще учимся, а что будет в следующем — не знаю… Когда организовалась Ратновская община, возник вопрос о понижении нашей школы до первой степени — должны остаться только начальные классы. А средние, с пятого по девятый, хотят возить в райцентр в семи километрах от нас. Нам сказали, что будут 28 детей возить, а нас закроют. Дорога очень плохая, грунтовая — по проекту это не дорога, а дамба, которая отделяла реку от села. Родители собирались и туда ездили, и сюда их вызывали — и на этот год отстояли школу. У нас новое большое помещение, и у общины нет денег на содержание полноценной школы. В дальнейшем, мы так думаем, хотят закрыть нас совсем. Мы сейчас боремся, отстаиваем свою школу. Наши выпускники учатся и в Киеве, и в Виннице, и в Тернополе в престижных вузах… Почему мы должны закрываться?

— Что нужно сделать, чтобы профессия учителя снова стала престижной?

— Ой, я даже не знаю… Если смотреть в селе — то нам немного легче, у нас есть домашнее хозяйство, и мы выживаем. Надо поднять зарплату — потому, что молодой специалист получает зарплату, на которую нельзя прожить. Это мы уже с опытом и надбавками имеем чуть больше. А молодой не пойдет. Поэтому, мне кажется, первое — это материальное обеспечение. Если будет это, то престиж поднимется, мы будем выглядеть более достойно в селе. Ученик ездит в Польшу и покупает автомобиль, а учитель или пешком идет на работу, или на велосипеде. Этот ученик подвозит меня и подсмеивается: «Вот, у меня за месяц столько, сколько у вас за год». У нас молодому специалисту платят шесть тысяч, а если у него меньше часов, то и шести не будет. Все упирается в материальный вопрос.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Бывший президент Украины Петр Порошенко, которому накануне в Украине объявили подозрение в государственной измене, сообщил, что находится за границей, но вернется в Украину в январе. Об этом он рассказал в опубликованном в соцсетях видео. По его словам, он сейчас проводит встречи с политиками в Варшаве и вернется домой, но по своему графику, «а не по графику мощного сценариста видосиков Владимира Зеленского».

Порошенко официально объявили подозрение в государственной измене 20 декабря. Деятельность экс-президента расследуют в рамках дела «о преступной схеме поставок угля с временно оккупированных территорий и содействии террористическим организациям «ЛНР» и «ДНР» группой граждан Украины». В сентябре – ноябре 2021 года по этому же делу проходили народный депутат от ОПЗЖ Виктор Медведчук и бывший министр энергетики Владимир Демчишин. По версии следствия, Киев во времена президентства Порошенко неофициально покупал уголь у пророссийских сепаратистов Донбасса.

Действия экс-президента, по мнению следователей, могут подпадать под ч. 1 и ч. 3 ст. 258-5 (финансирование терроризма), ч. 1 ст. 111 (государственная измена) и ч. 1 ст. 258-3 (создание террористической организации) УК Украины.

Почему это дело открыли именно сейчас, в те дни, когда обсуждается возможное нападение России на Украину, Настоящему Времени рассказал политолог Николай Давыдюк.

— Западная пресса продолжает писать о планах российского вторжения, США рекомендуют своим гражданам не ездить в Украину, но такое впечатление, что внешних угроз в Украине не видят – там занимаются внутренними разборками. Так многие считают. Вы с этим согласны?

— Не до конца, потому что часть внутренних проблем – это в большинстве геополитика. И сказать, что это исключительно внутриполитические шаги – тоже неправда. Если сейчас будут всплывать факты сотрудничества Порошенко с кумом Путина, понятно, что это тоже будет российская связка. И это как раз таки будет по большому счету чисто российский трек. И это еще раз докажет влияние России, в том числе на самых главных политических улицах Украины, в данном случае улице Банковой. Это первый момент.

Второе – было сказано, что для многих это стало новостью, но на самом деле это расследование журналиста «Украинской правды» Севгиля Мусаева – ее главного редактора – еще за 2016 год. На самом деле тогда уже об этом говорили. Но понятно, что при власти Порошенко никто бы этому делу не дал ход. А сегодня Зеленский, и тут с вами нужно частично согласиться, в том числе ради внутриполитического трека, но не исключительно, достал эти материалы и пытается закрутить свою историю по поводу сотрудничества Порошенко, Медведчука. И в данном случае будут говорить еще о фамилии Ахметов, с которым у Зеленского достаточно затяжной конфликт.

— Материалы были опубликованы в 2016 году. Владимир Зеленский у власти два с половиной года. Почему именно сейчас, когда страна находится под серьезной угрозой, происходит развитие этого дела?

— На самом деле если документы по Порошенко раскрылись через пять лет, примерно через столько же откроют и документы по Зеленскому, и тогда мы узнаем всю правду. Но я думаю, что Зеленский понимает в том числе участие Порошенко в дестабилизации внутри страны, и он где-то пытается себя прикрыть. Второе – это явно часть избирательной кампании на второй срок. А третье – я думаю, что Зеленский хочет занять нишу Порошенко – такого государственника, который может быть на правой нише, на потребительской нише, а чтобы туда войти, нужно разрушить имидж Порошенко как суперультрапатриота, которым он на самом деле часто и не являлся, хотя эту нишу смог очень легко возглавить, в которой он чувствует себя достаточно комфортно. Поэтому Зеленский много в чем расчищает для себя электоральное поле. Возможно, он не персонально на него зайдет, возможно, туда зайдут некие субпроекты, лояльные к Зеленскому, но тем не менее он пытается миф Порошенко о том, что он суперпатриот и защитник армии, немного разрушить.

— Может ли быть связано то, что ход этому делу дали именно сейчас, с тем, что антирейтинг Зеленского сейчас впервые превысил антирейтинг Порошенко?

— Я думаю, что любой президент, пребывая на улице Банковой, получает свой антирейтинг – хочет он этого или не хочет. Криминальные дела точно не снижают антирейтинг и не поднимают рейтинги в разы. Да, этим можно играться, корректировать. Но Зеленский пытается, с одной стороны, пойти на запрос общества насчет посадок, второе – борьбы с олигархами.

— А в украинском обществе есть запрос на какие-либо посадки бывших президентов?

— Не только бывших президентов, но и самых больших коррупционеров – точно. И Зеленский выиграл с большим бордом, который ему все еще сегодня вспоминают: «Придет весна – будем сажать». Он обыграл известную украинскую поговорку. И все говорят: «Уже третья весна идет, а никто не сидит. Давайте хотя бы кого-то посадите». И он пытается в этой канве сегодня действовать.

Я согласен много в чем с Владимиром Фесенко, что не факт, что он дойдет до посадки в СИЗО или даже в тюрьму. Он по большому счету будет пытаться играть в нежного диктатора, диктатора-демократа, что якобы правила восстанавливает, порядок наводит, но не сажает. Медведчук – яркий тому пример. Олигарх Жеваго, который сидит на яхте в нейтральных водах в Дубае, – в Украине миллиарды гривен не раздал, вкладов своим вкладчикам – просто взял улетел и нормально себя чувствует. Но не участвует в политической жизни страны, хоть и имеет информационный канал. Примерно такой стиль поведения уже нарисовался.

И РНБО украинское, которое действует последний год, – яркий тому пример, каким образом Зеленский сформировал свою жесткую политику, когда он в пятницу вечером их наказывает, а в понедельник оказывается, что все живы. Но население довольно, потому что этих негодяев всех унизили, показали, накричали, пальцем помахали. В принципе, им этого достаточно.

— На руку ли Владимиру Путину преследование Петра Порошенко в Украине?

— У Путина много игроков, с которыми он дружит в большей или меньшей степени, играет. Понятно, что Порошенко – это больше кейс Суркова, а Сурков сегодня чуть-чуть отодвинут с первых ролей в комнате Путина, соответственно, и Порошенко с Медведчуком отошли. Башни Кремля между собой воюют, каждая из них имеет своих представителей тут. Сейчас более сильно в Киеве представлена группа Фирташа – Левочкина, которые имеют больший вход и доступ к самому Зеленскому. Но тем не менее они тоже пытаются ввести свое влияние, тоже пытаются демонстрировать то, что они могут. И этот трек – не исключение. Это борьба прокремлевских групп за влияние Кремля на этой территории. Поэтому они между собой ведут тоже достаточно жесткую борьбу, в том числе с применением сил самого государства Украина.

Правильный вариант написания слова: преувеличиваешь

Правило

Гласные в приставках пре- или при-

  • приставка пре- указывает на:
    • высшую степень качества, признака, действия, превышение какой-либо меры: предобрый, пребедно, превознести, преувеличить, превзойти;
    • значения, близкие к значениям приставки пере-: прервать (перервать), претерпеть (перетерпеть), преемник (перенять);
  • Приставка при- обозначает:
    • близость, приближение, присоединение, добавление к чему-либо: приусадебный, придвигать, пристроить, присохнуть, приписать, прибавить;
    • действие, выполненное не до конца или на ограниченный срок: приоткрыть, приумножить, присмотреть, привстать, присесть, прилечь;
    • сопутствующий характер действия: приплясывать, припевать, присвистывать, притоптывать, прищёлкивать.

Мягкий знак в конце

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова преувеличиваешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: преувеличивать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

(Чешет спицей голову и улыбается, глядя на Любовь.) Яков. Ты преувеличиваешь, Люба…

«Последние» — Горький Максим

Ведь я вижу,- ты даже похудел из-за этого. — Мама, ты преувеличиваешь! — Пожалуйста! Ведь я знаю,- ты по ночам стал плохо спать и бредишь иногда. Ну, представь, если ты захвораешь! — Вот еще! — Не дай Бог, сойдешь с…

Тени и свет — Сологуб Ф.К. полное содержание онлайн

Преувеличиваешь, — пробормотал редактор, читая одним глазом чью-то рукопись, а другим следя за новой надоедливой мухой. Робинзон хотел сказать что-то, спрыгнул с подоконника, снова закашлялся и плюнул в корзину с рваной…

«Жизнь Клима Самгина. Часть вторая» — Горький…

Похожие слова

  • Преувеличивать опасность как пишется
  • Преудивительная история как пишется
  • Претормозить или притормозить как пишется
  • Преувеличение как пишется и почему
  • Претих или притих как пишется