Статья опубликована в журнале «Музыкальная жизнь»
№10 (1049), октябрь 2006
Размышления по поводу
СЕРЬЕЗНЫЕ НЕСЕРЬЕЗНОСТИ или БЕСЦЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
р.фархадов
В 1969 году ирландский писатель Самюэль Беккет поучил Нобелевскую премию. К этому времени он после долгих мытарств добился мирового признания. Автор многих романов чередовал в своей художественной практике английский и французский языки. В России он стал известнее после журнальной публикации драмы «В ожидании Годо». Именно эта пьеса дала основание считать Беккета одним из основоположников драмы абсурда. В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося драматурга.
От редакции: В рамках проекта «Открытая сцена» в помещении Московского камерного музыкального театра под руководством Б.А. Покровского была осуществлена постановка «В ожидании…» Фараджа Караева. Сочинение, посвященное Самюэлю Беккету и решенное в манере инструментального театра. О Беккете, о караевской театрализованной композиции мы попросили порассуждать музыковеда Рауфа Фархадова. Получилось достаточно спорно, но оттого, наверное, и более занимательно.
Гениальный драматург Самюэль Беккет всю жизнь включал в свои произведения слова, фразы из собственной семейной, не такой, по всей видимости, сладкой жизни. Вполне можно представить такой вот короткий диалог Беккета с женой, позже, возможно, включенный в пьесу «В ожидании Годо»: «Ну что, пойдем?» – «Пойдем». Они не двигаются с места. Такие слова и такая ремарка не требует объяснений. После них не суть важно, что им предшествовало и чего ждать в дальнейшем, после них теряют актуальность посылы и следствия, они не требуют исповеди и признания, не побуждают к действию или размышлению. Собственно, это и есть наша привычная, наша повседневная жизнь, собственно, это и есть наше привычное, наше повседневное искусство. Мы живем, мы творим, мы идем по жизни, мы играем на сцене, и на первый план все больше выходит не факт, событие, трагедия, история, религия или любовь, и даже не мужчина и женщина, но слово. Слово, записанное ли, сказанное, в итоге, и есть то искомое, что замещает нам и факт, и событие, и трагедию, и религию, и любовь, и даже мужчину с женщиной. К тому же, слово, в отличие от всего другого, не нуждается в распознании начала. Здесь, даже если начало не разгадано, традиция, всё одно, не нема и не молчалива. Для слова не опасна не только сама генетика, но и неправильное ее истолкование. Самюэль Беккет, возможно как никто иной, в драматургии XX (да и не только XX) века научил нас слову. Показав, что слово может стать даже замещением бессмысленности, или освоением бессмысленности, или приспособлением к бессмысленности, или выявлением через бессмысленность чего-то еще более бессмысленного и бесцельного в человеческом существовании. Он же, пожалуй, нагляднее всего продемонстрировал в своих пьесах и различие между языком и речью, когда в первом случае, система доминирует, а во втором ее И не требуется. «Природа нас забыла», – произносит в беккетовской «Конце игры» безнадежный инвалид по имени Хамм. – «Больше нет природы», – и не отвечает, и не утверждает инвалидов слуга по имени Клов.
Большой поклонник ирландского драматурга, композитор Фарадж Караев никогда не привносил в свое творчество мотивы из семейной жизни, но зато упорно записывал в свою «Книгу беспокойств» различные слова и фразы, которые могли бы принадлежать ему, но уже были кем-то и когда-то сказаны. И почему-то кажется, что ответ некоего редактора журнала, которому Беккет послал сборник стихов «Почему меня еще не убили?» – «Потому что Вы присылаете свои стихи по почте», – вполне бы сгодился для «беспокойной» караевской книги. Впрочем, еще больше, представляется, вписался бы в книжный контекст такой вот беккетовский пассаж: «Я начал писать драмы, чтобы освободиться от ужасной депрессии прозы». Хотя, пассаж этот мог бы у ФК выйти и таким: «Я не начал сочинять драмы, ибо нельзя потерять того, что не имеешь», – или: «Я начал сочинять музыку, чтобы избавиться от кошмара чистого белого», – или: «Я стал впервые размышлять всерьез об инструментальном театре, когда прочитал пьесу Беккета «Б ожидании Годо».
В реальности же совсем не поэтому, а, возможно, что этому и вопреки.
В реальности, была просьба Александра Лазарева – главного на тот момент дирижера Большого театра – сочинение для показа на Загребском музыкальном фестивале. В реальности, именно так возникает идея обращения к беккетовскому «В ожидании Годо». В реальности, прекрасный виолончелист, музыковед, Александр Ивашкин предлагает композитору решить беккетовские мотивы в манере актуального тогда в Европе инструментального театра, а не менее прекрасный актер и режиссер Игорь Ясулович осуществляет сценическую постановку караевской версии пьесы ирландского мастера. В реальности шел 1983 год, и обстановка в стране была реально абсурдистской. Совершенно, то есть беккетовской, в духе его очередной хромающей персоналии по имени Молой: «Хотя я и был калекой, на велосипеде я ездил вполне сносно». Понятное дело, что и завершение этого начинания вышло аналогичным: Минкультом СССР, перед самым выездом музыкантов в братскую Югославию, сочинение было запрещено. Беккет и здесь оказался прав: любое благое намерение, по сути, бесцельно и бессмысленно. Добавим к этому еще один, наверняка, беккетовский эпизод, когда в 1987 году в КЗЧ Камерный оркестр Грузии под управлением Лианы Исакадзе вновь было попытался исполнить всего лишь фрагменты из сочинения Караева, теперь уже у публики не выдержали нервы, теперь уже она свистом, топотом и хлопаньем «запретила» публичную демонстрацию музыкально-инструментального спектакля. Советская публика явно посчитала себя одураченной, советская публика явно не хотела быть одураченной. Почти как парижская публика образца января 1953 года на премьере «В ожидании Годо», также посчитавшая, что над ней издеваются.
Беккет, оказавшись в караевской ситуации, возможно, обратился бы к Библии, а потом выдал бы нечто кощунственное: «В минуты кризиса от нее не больше пользы, чем от школьного галстука». Или пошел бы утешиться в какой-нибудь новый музей, но для того лишь, чтобы обнаружить, что «Живописи нет. Но есть картины. И поскольку это не сосиски, они не бывают хорошими или плохими». А, может быть, привел бы двух барышень в кафе на Монпарнасе, чтобы они мило ворковали и кокетничали, пока он не выпьет залпом несколько порций двойного виски, не посмотрит нежно своими лишенными даже подобия ресниц глазами и не обнажит ненароком щиколотки, чтобы кто-то увидел, что его стоптанные башмаки одеты прямо на босу ногу.
Фарадж Караев, в силу пионерско-комсомольского воспитания, не мог обратиться ни к одной из священных книг, даже для того, чтобы выдать нечто кощунственное. В музей сходить, разве что в Третьяковку или Пушкинский, залы и картины которых были давно уже изучены вдоль и поперек. Да и одно сравнение соцреалистической живописи с сосисками для советского композитора… Что уж говорить о двух восхитительных барышнях, когда в стране, по определению, «секса нет»! Вот ему ничего пока и не остается, как вновь записать в своей «Книге беспокойств»: «…признаком признания было мнение трех-четырех человек, это люди, которые предпочитают примерно то же, что и я сам, которые поймут любую мою скрытую ситуацию, поймут, какими мотивами я руководствовался… уверен в своем меньшинстве, мне не нужно большинство…» (Ой ли, прямо уж и не нужно?!)
Словом, продолжает свою «беспокойную книгу», пишет много хорошей музыки, преподает в консерваториях, разъезжает по странам и фестивалям, и, видимо, все-таки ждет, что когда-то его инструментальный театр «В ожидании…» с эпиграфом «В знак уважения к Беккету и после него…» будет, наконец, поставлен и исполнен. Как, собственно, и герои беккетовской пьесы: постоянно чего-то ждут. Только, в отличие от персонажей ирландского драматурга, которые существуют будто бы вне времени и самореализаций, время и реализация в искусстве – а в искусстве музыкальном, возможно, и более всего – весьма ограничено, так как механизм устаревания в искусстве, механизм банализации творчества прост как нигде: уже сам процесс созидания, уже сам творческий акт. В искусстве процесс созидания, творческий акт и есть тот самый авангард, за которым не поспевают ни восприятие, ни художественный опыт, ни критерий новизны. В искусстве любое время, любая личность, любой год – будь то год 476, 988, 1917, 1945, 2000 или даже 2357, 3812 – всегда позади, всегда в прошлом. Просто прошедшая година, просто давнее знакомство… Просто родился сто лет назад, написал несколько пьес, переосмысливших всякое представление о том, что это такое – драматургия, дружил с цветов, получил Нобелевскую премию, страстно любил регби, в конце жизни, боясь надоесть , переехал в дом престарелых, чтобы ежедневно устраивать с ней свидания, умер в одиночестве в возрасте 83-х лет в Париже. В прошлом Самюэль Беккет… Или: года три назад справил 60-летие, написал несколько важных для современной отечественной музыки композиций, дружил с волейболистками, всегда болел за московский «Спартак», имел почетное звание, жен также предпочитал не обременять. Думающий, что все еще впереди – Фарадж Караев.
Так что уже тогда, в начале 80-х, когда был создан караевский инструментальный театр «В ожидании…», казалось, что для мировой музыкальной традиции это уже этап в чем-то и освоенный, и пройденный. Этап Кейджа, Блахера, Кагеля, Буссотти, Котоньского… Этап, когда концепция нового звукового воплощения (нового звукового высказывания) была решена как концепция конкретного действия: перемещения, жеста, мимики, театральной аффектации, актерской игры, визуальных параллелей, ассоциаций и переживаний. Музыкальный инструмент стал одушевленным персонажем, а музыкальная партитура потеряла самостоятельную ценность вне ее сценической реализации. Непонятным было только то, чего получилось больше: расширения, укрупнения музыкального пространства, музыкально-языковой сферы, высвобождения звука (и звука не только музыкального) от фундаментальных зависимостей и обусловленностей и, тем самым, приближение к некоей «идеально»-смысловой звуковой концепции, или же возможности вернуть звук в лоно архаичного ритуала, в некую общезнаковую для всего искусства систему, в некую универсальную для всего искусства стилевую традицию? Впрочем, ЧТО бы там не получилось: ни «идеально»-смысловая звуковая концепция, ни ритуальная версия всеединого искусства, ни инструментальный театр – не могут быть ни истоком, ни завершением, но лишь путем, лишь передающимся и вечно изменчивым преданием. Важно помнить, что всякая концепция нового звука, всякая обновленная версия ритуала, как и всякая идея инструментального театра, не содержат никакой обусловленности, но одно лишь указание о состоянии дел в теперешнем искусстве. Важно также не забывать, что искусство, концептуальное оно или ритуальное, – завсегда поиск формы, завсегда неизбежность формы, так как только в форме есть некая возможность усиления и осуществления жизненного ресурса. Хотя, будут правы и те, кто станет не соглашаться, утверждая, что на протяжении тысячелетий искусство только и делало, что занималось вопросами формы и структуры, однако дело до сих пор так никуда и не сдвинулось с начальной точки. Тот же Булез, который буквально уничтожил Шёнберга за его структурную инфантильность, сам, в итоге, ничего толком не разрешил, но лишь подвел музыку к очередному синтетическому завихрению. Как говаривал Эстрагон из «Годо»: «Я так не могу». – И как невпопад ответствовал ему Владимир: «Это ты так думаешь».
Вообще, за день до того, как состоялась, можно сказать, премьера фарадж-караевского «В ожидании…», композитор сказал мне: «Я как Беккет (кто бы из нас постеснялся бы столь лестного самоуподобления? – Р.Ф.),никогда не комментирую своих произведений».
«Человек – как звук. Высокий или низкий, громкий или тихий. Человек – инструмент, извлекающий этот звук. И поэтому модель мира – оркестр, модель семьи – дуэт. Квартет – отношения этих моделей». Такова режиссерская идея (или, как сказано в программе, «режиссерская экспликация»), идея человека, безусловно, яркого и одаренного, Елены Артюхиной.
…На сцене аккурат квартет: Виолончелист – Илья Лидогостер, Контрабасист – Надежда Казакова, Фаготист – Сергей Гусев, Тромбонист – Иван Лыкин. Вначале это «читающий нечто бульварное Виолончелист и спящий Контрабасист», которые после первого звонка, один – отложив книгу, а другой – проснувшись, «принимаются за звукотворчество, постоянно ссорясь, пререкаясь, соперничая друг с другом». Несколько позднее к ним присоединяются Тромбонист и Фаготист, вернее, «на их территорию вторгаются Тромбонист и Фаготист». Внутри этого квартета завязывается какая-то своя жизнь, какие-то свои взаимоотношения, в ходе которых все более и более нарушаются правила ансамблевой игры, распадаются осмысленные связи и все постепенно поглощается бестолковой суетой и нелепицей. На сцене, то есть, почти как в жизни. Хочешь конфликтуй, хочешь интригуй, хочешь люби, предавай или обманывай, хочешь паясничай или печалься, злорадствуй или сострадай, хочешь устрашай или бойся… все одно – суета и нелепица. Не суть, стало быть, актуально, уверовали мы в бессмертие собственной души или не уверовали, век свой, все равно, проживаем в суете и нелепице. Не суть, значит, пытаемся мы избавиться от гложущего нас одиночества или осуществить право собственного выбора, в итоге, мы страдаем как раз-таки из-за недостатка одиночества и чрезмерной возможности выбора. Вот и приходишь понемногу к одному и тому же, к одному и тому же, к одному и тому же…: в жизни нет ничего такого, что бы не могло стать достоянием лицедеев, клоунов, масок, чернил, красок, грима и белил. А теперь еще и музыкантов, а теперь еще и музыкальных инструментов.
Если же отвлечься от «режиссерской экспликации» Артюхиной и на минутку вернуться к Беккету, то выйдет, что жизнь, всякая, в том числе и жизнь человеческая – не мир идей, не преддверие жизни загробной, не преувеличенное о самом себе представление и даже не недооценка миром собственной гениальности. Жизнь – то самое слово, которое заявляет себя как слово репрессивное. И даже желание режиссера разделить квартет на пары (пара, кстати, это тоже весьма почитаемая Беккетом структура: практически во всех его пьесах персонажи общаются, не понимают и не пытаются понять друг друга именно парами) – Контрабас и Виолончель, Тромбон и Фагот – чтобы каждый мог «чувствовать рядом ближнего, соотносить себя с ним и остаться самим собой, не навредив партнеру и не потеряв себя», не наполнило слово жизнь новым не репрессивным содержанием. И дело было не в том, что не хватило режиссерского таланта или мастерства – нет, этого-то, и таланта, и мастерства как раз таки ощущалось с избытком, – но в том самом режиссерском переосмыслении, которое во многом и не соответствовало, и не дотягивало до музыкального {партитурного) переосмысления беккетовских мотивов. Ведь музыка караевского инструментального театра, при всей ее внешней гротесковости, шутовстве и даже балаганности, глубока, трагична, трагична до безысходности и безнадежности. Даже присутствие здесь «настоящей музыки – трогательной и мелодичной», не только не нивелирует, но, напротив, еще более подчеркивает и усугубляет бессмысленность всяческой индивидуальной жизни, бесцельность всяческого человеческого бытия. Партитура Караева, прежде всего, маркировка музыкального как абсурдно-театрального, банального – как безысходного, реального – как мнимого, человеческого – как иллюзорного и невозможного, божественного – как безразличного и пустого. Что-то между Беккетом и Ницше. «Когда вышел – не знаю, когда пришел – не знаю, день сейчас или ночь» (Беккет). – «Даже у бога есть свой ад – это любовь его к людям. Бог умер, из-за сострадания своего к людям умер бог» (Ницше).
Ну, разве не беккетовский ли это абсурд, что когда ФК сочинял свой инструментальный театр «В ожидании…», именно в это время у его дочери отмечался славный юбилей – ровно один годик, а он как сочинял, так и сочинял, как сидел взаперти на даче, так и продолжал сидеть взаперти. Не приехал, короче. Не знаю, может, стоило композитору поведать об этом случае режиссеру? Хотя, не исключаю и такого варианта – может и поведал? Ведь вначале «режиссерской экспликации» все так и шло, так и двигалось к этому немыслимому, невероятному трагизму безысходности человеческого бытия, ведь вначале все было как у нас с вами – суета и нелепица. И если бы не несколько искусственный, нарочитый, «привязанный к катарсису» финал, где «Музыка торжествует. Умиленный ее звучанием Тромбонист ищет примирения с изгнанным со сцены Фаготистом. Контрабасист и Виолончелист соединяются в музыкальном экстазе».
Как говорили древние греки: «Ни один человек не может назвать себя счастливым, пока не умрет». Изречение и для Беккета, а возможно и для ФК, совершенно бесспорное. (Допускаю даже, что ФК с немалым удовольствием включил бы его в свою «беспокойную книгу».) Можно, правда, добавить, только смерть придает этому миру хоть какое-то оправдание. Ну и как быть тогда тем, возникает вопрос, кто придет после нас? Да им-то нужна всего самая малость: всего-то делов, чтобы быть от нас, ушедших, в совершенной и полной свободе!
И все-таки… Спектакль «В ожидании…», поставленный Еленой Артюхиной, достоин уважения хотя бы за одно, что режиссером была сделана попытка прочесть драматургию инструментального театра именно как драматургию, осмыслить концепцию как некий завершенный образ человеческой жизни, человеческого времени, человеческих чувств и действий. Как вызывает уважение и работа музыкального руководителя постановки, дирижера Игоря Сукачева, не только справившегося с весьма непростой партитурой (помимо основного Квартета «остальные музыканты томятся в оркестровой яме»), но и успешно воплотившего сценический персонаж, который режиссером-постановщиком так и назван Дирижером. Дирижер, который пытается примирить – и таки примиряет (!) в финальном единении нашу неугомонно-развеселую четверку. Как достойна добрых слов и художественный руководитель проекта Ольга Иванова, благодаря, собственно, которой и появилась возможность постановки караевской музыки.
Самюэль Беккет, независимо от себя, приучал нас к слову, хотя сам видел в слове «кошмарное пятно на покрове молчания и пустоты». Фарадж Караев, уже совершенно сознательно, пытался показать нам, сколь вредно и нелепо относиться серьезно к самим себе. Думаю, что так до конца не получилось ни у того, ни у другого, ни первого, то есть, ни второго.
Случилась очередная трагедия от которой становится невыносимо страшно, горько, и появляется абсурдная мысль о том, что проводив своего ребенка в школу утром, ты живым его может больше не увидишь! Сколько еще трагедий должно произойти, чтобы пришло понимание того, что общество больно? Тем временем депутаты и политики достали из корзины свои прошлые недоработанные черновики проектов решений проблемы, идеи в которых, будто бы появились в результате первого этапа мозгового штурма, но не подвергавшихся критике второго этапа. Полумеры к сути которых мы привыкли: усилить меры по контролю оборота оружия, ограничить жестокость в видеоиграх, деанонимизировать интернет (что? в интернете уже давно не скрыться). Полумеры, проработка которых будто бы занимает первые три часа после каждой трагедии (в течение дня некоторые из них принимаются к исполнению), в поисках найти быстрое решение данной многогранной проблемы, которая уже похожа на тренд, и к которой нужно подходить комплексно.
В казанскую гимназию номер 175 зашел вооруженный человек и открыл огонь по учащимся. Им оказался девятнадцатилетний Ильназ Галявиев, который раннее обучался в этой же гимназии и выпустился из ее стен четыре года назад.
Я долго думала нужно ли мне писать всё это, но увидев некоторые комментарии людей, совсем некомпетентных в вопросах психики и её работы, все же решила высказать некоторые свои соображения. Всё произошедшее просто чудовищно, видно, что человек болен, и этим не оправдать такой поступок, я лишь хочу обратить внимание на то, что в нашем обществе так и осталось представление о карательной психиатрической службе. Даже если родители или близкие начинают замечать у близкого человека некоторые отклонения, за редким исключением, стереотип «клейма психа» побеждает всегда. Мысли о том, что мы испортим ему жизнь, обратившись к врачу: «он никогда не устроится на хорошую работу, не получит водительское удостоверение и так далее», становится важнее, чем психическое здоровье близкого человека. Поэтому мы не будем его «сдавать в психушку». И эта «забота» очень часто заканчивается трагедией, и для самих близких порой людей (кстати, я в своей книге писала об одном таком случае).
Психика сложна невероятно и в некоторых ситуациях невозможно предсказать, что будет дальше. Отец стрелка говорил, что мальчик был самым обычным и не высказывал каких-то негативных мыслей и настроений. Это, действительно, может быть так. Для того, чтобы понять что с моим ребенком что-то не так, нужен тесный эмоциональный контакт, но был ли он? А с этим ребенком явно что-то не так. Его отчислили с четвертого курса училища, почти на выпуске и я не верю, что этому событию не предшествовали какие-то другие. Ребенок либо не посещал учебное заведение, либо запустил учебу, либо просто не было сил на то или другое и тогда получается, что его фон настроения уже был понижен. Не верю, что родители радостно восприняли эту новость, поэтому суть разговора и слова используемые в нем, уже можно достроить, чуть включив свое воображение. И вот она картина маслом… ребенок погружается в состояние минимум двойного стресса.
В сети сразу появилось видео допроса стрелка. Факт распространения этого видео в сети, а также протоколов допроса, я резко осуждаю с позиции того, что этот информационный тренд нужно гасить, а не распространять. Посмотрев видео, мне показалось, что этот человек безусловно болен и болен достаточно серьезно. Прошу прощение заранее за то, что выставляю такую оценку. Но мне важно, чтобы у общества появился несколько иной взгляд на эту трагедию. Невозможно выставлять какие-либо диагнозы и писать о них в открытом доступе, но раз это уже стало достоянием общественности и в обсуждении проблемы появилось столько категоричности, то позволю себе сделать некоторые предположения. Вероятно, что у подростка para nous. Главная черта всех параноидных состояний — это идеи отношения. Их разум с ними жестоко «шутит», связывая всё происходящее отношением к ним самим. У таких людей отмечается много недоверчивости и озабоченности своей независимостью (понимаете, как любой разговор о несамостоятельности, казалось бы простой и банальный, может стать триггером для таких больных). Часто отмечается чрезмерная повышенная чувствительность к унижению и пренебрежению со стороны окружающих. Для этих людей характерны раздражительность и агрессивность и для них лучший вид обороны — это нападение, обязательно первым. Бывают и кратковременные параноидные состояния при сильном огорчении, разочаровании, нервном перенапряжении. Он мог быть тихим долгое время, замкнутым, мог долгое время уединяться, но так лишь формировались параноидные черты личности, а когда они уже встроились в мышление и оно само стало параноидным, именно тогда мышление начало подчинять себе поведение человека. Мальчик мог находится и в состоянии маниакально-депрессивного психоза, очень нетривиальной его группы, которую скорее относят к приступообразной паранойе. Этот приступ напоминает маниакальный он может начаться остро, т.е. за несколько часов или суток и похоже, что это и есть этот случай. Искажения действительности дошли до бреда величия. Но отличие его случая, связанно с возрастом, в том, что этот тип мышления и личностные черты формировались постепенно и проявились остро в его подростковый период. Если говорить с точки зрения психологических защит, то параноидные состояния — это результат таких психологических защит, как отрицание и проекция, с помощью их «Я» защищается от страха, неполноценности, беспомощности и бессилия, но с огромными искажениями, доводя психику до бреда. Причем бред не вызван токсическим или метаболическим расстройством, он достаточно правдоподобен и от этого еще более страшен.
Как понять, что человеку нужна срочная помощь, ведь если бы хоть кому-то из близких удалось бы понять, что что-то не так, можно было трагедии избежать. На что стоит обращать внимание? Ниже приведу некоторые примеры:
Можно было просто вызвать скорую, заметив это, рассказать врачам и все могло пойти по-другому. Поймите, что сейчас в наше время, практически не существует психиатрических диагнозов с которыми невозможно жить, в этом вопросе важна максимальная ответственность за себя и своё психическое здоровье. Да, важно как можно раньше обратиться за помощью и крайне важно сохранять надежду. У каждого человека есть позитивные и негативные качества. Однако надежда должна быть сопоставима с реалистичной оценкой ситуации и вероятности изменений. Не бойтесь брать ответственность, не бойтесь осознать и принять факт психиатрического расстройства и тогда вы будете руководить им, а не оно вами.
1.
… Нового Амстердама была истеричной и преувеличенной. В атмосфере чувствовались скованность и фальшь; ощущение «ешь, пей и …
Варли Джон. Во дворе марсианский царей
2.
… страхах и страстях, казавшихся теперь преувеличенными и даже не бывшими. Наверняка Вася был прав: его друзья …
Варламов Алексей. Купол
3.
… механического сопротивления вряд ли была преувеличена. После слов металлурга капитан Лич погрузился в размышления. — Тогда это … мнение обо мне. Хотя оно преувеличено, но психологически стимулирует. Глава 18 Тридцать первая по счету звезда …
Ван-Вогт Альфред. Путешествие Космической гончей
4.
… серьезности его ранений были явно преувеличены. Уильям напомнил себе поговорить с теми, кто описывал ему ситуацию …
Вартанов Степан. Эй-Ай
5.
… цыкнул, и вся компания с преувеличенным вниманием принялась оглядываться — нет ли вокруг эльфа, которого их слова …
Вартанов Степан. Мир кристалла 1-6
6.
… цыкнул, и вся компания с преувеличенным вниманием принялась оглядываться — нет ли вокруг эльфа, которого их слова …
Вартанов Степан. Кристалл
7.
… Васенька. Останавливается в нерешительности, потом преувеличенно добро направляется к воротам. Макарская (замечает его). Васенька! Васенька замирает …
Вампилов Александр. Прощание в июне
8.
… Васенька. Останавливается в нерешительности, потом преувеличенно бодро направляется к воротам. МАКАРСКАЯ (замечает его). Васенька! Васенька замирает …
Вампилов Александр. Драмы
9.
… нравов того времени нимало не преувеличено нами. Прискорбно думать, что храбрые бароны, бо- ровшиеся из-за английских …
Вальтер Скотт. Айвенго
10.
… Объясни. — Конечно, — ответил принц с преувеличенным достоинством, — любую тайную организацию Айшеры готовы встретить в штыки. — Айшеры … убойной силы. Но страхи оказались преувеличенными. Чужая мысль, казалось, шла издалека и потеряла былой напор. Хедрок … Итак, мы договорились, мистер Кларк, — преувеличенно спо- койно сказал он. И этот тон вывел из растерянности Кейла …
Ван Вогт Альфред. Торговый дом оружейников 1-2
11.
… раз хладнокровно солгал Мэлтби. — Думаю, преувеличенные опасения на этот счет связаны с небывалым ожесточением последних схваток …
Ван Вогт Альфред. Рейд к звездам
12.
… в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным …
Вампилов Александр. Утиная охота
13.
… Все в облике их казалось преувеличенным: громадные удлиненные глаза с крохотными зрачками; слишком маленький и яркий … хотел упускать возможности покрасоваться. С преувеличенной почтительностью он обратился к Проклятому, краем глаза наблюдая за своими … молчание, затем Король Мира с преувеличенной радостью воскликнул: — Приветствую тебя, брат мой! Как я счастлив, что …
Васильева Н.. Черная хроника Арды
14.
… Предметы казались то размытыми, то преувеличенно резкими. Мотыга выбрался из гамака и, пошатываясь, встал посреди каюты …
Васильев Владимир. Черная эстафета
15.
… дрессуре, сильно по твоим словам преувеличенные и искаженные, почему-то подтвердились с невероятной и неприятной точностью …
Васильев Владимир. Техник большого Киева
16.
… правоту, хотя и нашла несколько преувеличенными и на некоторое время оставила своего любимца. Но фактически борьбу … то есть кооперацию. Сообщества, уделяющие преувеличенное или неправильно устремленное внимание одной из сторон (как, например, англичане …
Вашингтон Питер. Бабуин мадам Блаватской
17.
… коротко и безразлично, то становился преувеличенно вежливым и внимательным. Однако он не внял этим предостережениям. Настроение …
Вассму Хербьёрг. Книга Дины 1-2
18.
… аналитиках отдела внутренних расследований сильно преувеличены. Да, подтвердили они, именно о сроках и идет речь. Хватит …
Васина Нина. Женщина-апельсин 1-4
19.
… посетителями». Несколько минут он с преувеличенной сосредоточенностью пускал кольца. — Пожалуйста! — Секретарша положила на стол Хранителя синюю … автомата в районе Монмартра. В преувеличенно учтивых выражениях сообщил о готовящемся покушении. На вопрос, откуда ему … все возможные варианты, он с преувеличенной вежливостью спросил: — Может быть, мадам хочет посетить Лувр? — О, я …
Варшавский И.И.. Рассказы
20.
… несколько преувеличил и без того преувеличенные размеры катастрофы: у него под воду уходит в течение суток …
Варшавский А.С.. Следы на дне
21.
… дерптский, через чур злобно и преувеличенно жаловался на ливонских орденских сановников из за епископских денег (доходов …
Вартберг Герман. Ливонская хроника
22.
… четко выговаривая каждое слово, потом преувеличенно горестно вздохнул: — Судьба милостива к сильным. К таким, как вы … всплеснул руками, как показалось Даану — преувеличенно горестно. — Из-за них у каравана трудности! Я вынужден буду …
Васильев Владимир. Око Всевышнего (Рукопашная сказка)
23.
… по-европейски: твердо и с преувеличенной артикуляцией. — Майор Коршунович, вэ-эр Российской Федерации. Я по делу … он по-европейски твердо, с преувеличенной артикуляцией. Даже странно было слышать такой выговор после десятка дней … неживого химического освещения все казалось преувеличенно темным — и таящийся в зарослях мрак, и последний закатный росчерк …
Васильев Владимир. Волчья натура 1-2
24.
… лишь пару раз приходилось. — Отставить, — преувеличенно спокойно велел генеральный. — Только что атакована межбанковская сеть. Половина терминалов …
Васильев Борис. Горячий старт
25.
… проскользнувших через дырявую крышу. С преувеличенной осторожностью Кейн положил факел на кучу веток. Но дерево оказалось … вторжению. — Вижу, хитрость Дрибека не преувеличена, — проворчал Малхион. — Но как замышляет он убить моих ближайших помощников …
Вагнер Карл Эдвард. Кейн 1-3
26.
… навирать, насказывать много вздору, небывалого, преувеличенного. Иной тебе так нахвастает, что и не перелезешь. Так нахвастал …
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
27.
… сделал паузу, подбирая слово с преувеличенной тщательностью. — Как бы получше сказать? Моя гостья — пока. Никогда в …
Бэрд Жаклин. Романы 1-2
28.
… прыснули. Догадавшись, и я рассмеялся, преувеличенно громко. Да еще покраснел небось. Тогда подмастерья просто загоготали. К … о мудрости нашего народа несколько преувеличены, это было и раньше ясно, но, хоть глупость — дар божий …
Вайман Наум. Щель обетованья
29.
… Некоторые из этих историй сильно преувеличены и приукрашены, так как за много лет рассказчики добавляли в … Данн. Дег притворно вздохнул, изображая преувеличенное терпение. — Мне кажется, она собирается бежать. В королевстве Арк теперь …
Вайли Джонатан. Служители королевства Арк
30.
… этих случаях такая забота даже преувеличена) то не следует удивляться, если в конце концов у дочери …
Вадим Ротенберг — Образ Я
Правильный вариант написания слова: преувеличиваешь
Правило
Гласные в приставках пре- или при-
- приставка пре- указывает на:
- высшую степень качества, признака, действия, превышение какой-либо меры: предобрый, пребедно, превознести, преувеличить, превзойти;
- значения, близкие к значениям приставки пере-: прервать (перервать), претерпеть (перетерпеть), преемник (перенять);
- Приставка при- обозначает:
- близость, приближение, присоединение, добавление к чему-либо: приусадебный, придвигать, пристроить, присохнуть, приписать, прибавить;
- действие, выполненное не до конца или на ограниченный срок: приоткрыть, приумножить, присмотреть, привстать, присесть, прилечь;
- сопутствующий характер действия: приплясывать, припевать, присвистывать, притоптывать, прищёлкивать.
Мягкий знак в конце
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова преувеличиваешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: преувеличивать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
(Чешет спицей голову и улыбается, глядя на Любовь.) Яков. Ты преувеличиваешь, Люба…
«Последние» — Горький Максим
Ведь я вижу,- ты даже похудел из-за этого. — Мама, ты преувеличиваешь! — Пожалуйста! Ведь я знаю,- ты по ночам стал плохо спать и бредишь иногда. Ну, представь, если ты захвораешь! — Вот еще! — Не дай Бог, сойдешь с…
Тени и свет — Сологуб Ф.К. полное содержание онлайн
— Преувеличиваешь, — пробормотал редактор, читая одним глазом чью-то рукопись, а другим следя за новой надоедливой мухой. Робинзон хотел сказать что-то, спрыгнул с подоконника, снова закашлялся и плюнул в корзину с рваной…
«Жизнь Клима Самгина. Часть вторая» — Горький…